Что такое определить число глаголов

Урок русского языка на тему «Число глаголов. Изменение глаголов по числам.» (3 класс)

Муниципальное образовательное учреждение «Липицкая средняя общеобразовательная школа» филиал Краснопутская начальная школа.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам».

Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Подготовила: учитель начальных классов Климова Людмила Александровна, первая квалификационная категория.

Тема урока «Число глаголов. Изменение глаголов по числам»

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы урока. Словесные, наглядные, практические, ч- поисковые.

2).здоровье сберегающие технологии;

3).технология проблемного диалога.

Цель : формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

научиться изменять глаголы по числам;

правильно ставить вопросы к глаголам;

научить различать глаголы в единственном и множественном числе;

сотрудничать с другими учащимися в решении учебных задач;

развивать речь учащихся;

формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

1). Извлекать информацию из схем и текстов;

2). Выявлять сущность особенности объектов;

3). На основе анализа объектов делать выводы.

1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1). Слушать и понимать других;

2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3). Оформлять свои мысли в устной форме;

4). Работать в коллективе.

1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:

1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;

2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3). Формирование интереса к русскому языку;

4). Эстетическое воспитание;

5). Воспитание здорового образа жизни

6). Экологическое воспитание.

Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 3 класс (1СД).

Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, созданная учителем, дидактический и раздаточный материал для работы в парах, группах.

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

— Проверьте, всё ли готово к началу урока.

— Садитесь! Сейчас у нас урок русского языка.

б) Настрой на работу.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно,

Если друг стал отвечать

Не спеши перебивать.

— Сегодня на уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

— Чему посвящен наш урок, вы узнаете, отгадав загадку: (читает ученик)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Что вы узнали о жаворонке?

Ученица Кошеварова Евгения.

Рассказ сопровождается картинкой с изображением жаворонка.

«Жаворонок – это маленькая птичка семейства воробьиных, их 78 видов. У многих птиц песня звонкая и мелодичная. 22 марта у Славян праздник День Жаворонка. В этот день зима кончается, а весна начинается. Люди верят, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц. И они пекут жаворонки».

Ученик Плешаков Илья

— Я нашел стихотворение о жаворонке.

«Он голосисто с вышины

Поет на солнышке, сверкая;

Весна пришла к нам молодая

Я здесь пою приход весны».

— Каких перелетных птиц вы еще знаете?

II . Актуализация знаний

— Угадайте часть речи.

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет или поёт,

Вышивает или пашет,

Варит, жарит, моет, чистит-

— Назовите глаголы из данного текста.

— Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков?

— Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает?

— Как изменяется глагол?

-Вот на этот вопрос мы с вами и постараемся ответить к концу урока. III . Словарная работа.

Молоток, морковь, заяц, карандаш, помидор, собака, малина, машина.

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

— Что объединяет слова, записанные на слайде?

(- Это имена существительные)

— Что вы знаете об именах существительных?

— Подберите к ним глаголы.

( Молоток стучит, морковь растёт, заяц прыгает, карандаш лежит, собака лает, малина цветет, машина едет).

— Давайте посмотрим на слайд.

IV . Самоопределение к деятельности.

— Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (птица)

— Какой частью речи являются слова? (Существительные)

-Что изменилось в записи слов? (окончание)

-Почему?( изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число).

— Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летит)

— К правой части? (Птицы летят).

— Запишите их в тетрадь.

-Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.

— От какой части речи вы задаете вопрос? Подпишите часть речи – сущ-е.

Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?

Для ответа используйте слова на слайде: будем учиться определять…..
-Будем учиться изменять…… и находить…….

( Будем учиться определять число глаголов, будем учиться изменять глаголы по числам и находить глаголы нужного числа )

V . Работа по теме урока.

Давайте сформулируем вывод:

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе употребляются глаголы?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

1.Чтение по учебнику вывода: стр.109.

— Какие новые вопросы в выводе вы прочитали к глаголам единственного и множественного числа? Назовите их.

2.Упражнение на распознавание в тексте глаголов. Работа с учебником. Стр.109 упр. 189. –Прочитайте. Напишите первое четверостишие, над глаголами укажите число, выделить знакомые орфограммы. (Один ученик у доски). Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

— По каким признакам вы определили число глагола?

( По имени существительному, по вопросу).

А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)

И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)

Ручейки по улице (Бег на носочках.)

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают (Идут, высоко поднимая колени,

И летят, и летят. взмахивают руками)

— В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?

— Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

Всё журчит и журчит.

Даны деформированные предложения.

– Какое задание вам предстоит выполнить?

Апрельские лучи землю будят.

Всякая птица своё гнездо любит.

Ласточке день начинать, а соловью завершать.

– Кто в паре будет представлять выполненное задание – Прочитайте предложения. Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

— Запишите составленные предложения.

– Что можно сказать о данных предложениях?

(Они повествовательные, невосклицательные, распространенные.)

— Какие еще можно выполнить задания?

(1.Подчеркнуть основу предложения. 2.Разобрать по составу слова, выполнить разбор частей речи.)

– Выделите основу предложения.

— Давайте вспомним тему нашего урока.

— Определите число у глаголов начинать, завершать.

Вывод. Глаголы бывают единственного и множественного числа. У глаголов неопределенной формы число определить нельзя.

– Оцените работу своих одноклассников. ( Смайлики. )

— А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание : « Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши».

Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол»:

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!

2. Работа в группах

-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. (Повторить правила работы в группах).

Ребятам выдаются карточки с текстом.

В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали .

Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.

Зачитывается новый текст по одному предложению.

Учитель постепенно открывает каждое предложение.

Выступает капитан или кто-то от группы.

-Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст научный или текст-описание? Обоснуйте свой вывод.

-Запишите текст, подчеркните глаголы, определите число.

Работа по вариантам:

Вы должны правильно разнести письма-глаголы по адресам:

Комар пищит Комары пищат

Соловей поёт Соловьи поют

Жаворонок звенит Жаворонки звенят

Иволга свистит Иволги свистят

Сорока трещит Сороки трещат

Сова кричит Совы кричат

Дятел стучит Дятлы стучат

Клёст скрипит Клесты скрипят

Игра «Помоги братьям лосям спуститься на землю». ( Ученики должны правильно распределить глаголы единственного и множественного числа в две корзины. Один ученик распределяет мешочки с глаголами единственного числа в 1 корзину, а второй ученик распределяет глаголы множественного числа во 2 корзину).

Взаимопроверка. Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

— Оцените работу своих одноклассников. Смайлики

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

– Какая часть речи вам помогала выбирать форму глаголов?

– Какой вывод можно сделать?

Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.

YIII . Итог урока . Слайд № 17

— Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?

Работа по карточкам.

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

IX . Домашнее задание . Слайд № 18 . (Даётся на листочках внутри тюльпана индивидуально каждому учащемуся).

Определить число глаголов, записанных на листочке. С двумя глаголами придумать предложения. Найти в них основу предложения.

— Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».

Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Вывод по рефлексии.

— Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.

– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!

– А я радуюсь вашим успехам!

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

1.Познавательные УУД (На основе анализа объектов делать выводы.)

2.Регулятивные УУД (Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование)).

3.Коммуникативные УУД:( Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей ).

Номер материала: ДБ-716402

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год

Время чтения: 3 минуты

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Личные окончания глаголов

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Источник

Времена глаголов

Что такое определить число глаголов. Смотреть фото Что такое определить число глаголов. Смотреть картинку Что такое определить число глаголов. Картинка про Что такое определить число глаголов. Фото Что такое определить число глаголов

Определение глагола

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».

что будет делать? сидеть.

У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:

Постоянные признаки глагола:

Непостоянные признаки глагола:

В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.

Что такое времена глаголов

На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.

В русском языке у глаголов три времени:

Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.

Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.

От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно представить глагол:

глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),

глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.

Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.

Настоящее время

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.

Примеры глаголов в настоящем времени:

девушка (что делает?) танцует;

Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.

Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени

я купаю

я пишу

ты купаешь

ты пишешь

он купает

она пишет

мы купаем

мы пишем

вы купаете

вы пишете

они купают

они пишут

Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени

я сижу

я леплю

ты сидишь

ты лепишь

он сидит

она лепит

мы сидим

мы лепим

вы сидите

вы лепите

они сидят

они лепят

Будущее время

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.

Примеры глаголов в будущем времени:

девушка (что будет делать?) будет танцевать;

девушка (что сделает?) станцует;

Петя (что сделает?) сделает открытку;

мы (что будем делать?) будем готовить ужин.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.

Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:

отнести — ты отнесешь;

приделать — она приделает;

улететь — мы улетим;

отойти — вы отойдете;

ответить — они ответят.

Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:

варить — я буду варить;

носить — ты будешь носить;

делать — она будет делать;

летать — мы будем летать;

ходить — вы будете ходить;

отвечать — они будут отвечать.

Прошедшее время

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.

Примеры глаголов в прошедшем времени:

девушка (что сделала?) станцевала;

девушка (что делала?) танцевала;

папа (что сделал?) приготовил ужин;

папа (что делал?) готовил ужин;

яблоня (что сделала?) выросла в саду;

Полина (что делала?) сделала какао;

птенец (что делал?) скакал по веткам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.

Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.

Таблица «Времена глаголов в русском языке»

Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *