Что такое опричник определение
Значение слова «опричник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОПРИ’ЧНИК, а, м. 1. Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр-вотчинников и укрепил единую власть царя. — Мы-де люди царские, опричники! А вы-де земщина! Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться! А. К. Тлстй. Опозорил семью нашу честную злой опричник царский, Кирибеевич. Лрмнтв. 2. перен. Угнетатель народа, верный приспешник врагов народа (презрит.). Безобразные формы эксплоатации на предприятиях плюс нестерпимый полицейский режим царских опричников, — обстоятельство, превращавшее каждую серьезную стачку рабочих в громадный политический акт и закалявшее рабочий класс, как силу, до конца революционную. Стлн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
опри́чник
1. истор. служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV Грозного ◆ Сидит грозный царь Иван Васильевич. // Позади его стоят стольники, // Супротив его всё бояре да князья, // По бокам его всё опричники. М. Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», 1837 г.
2. перен. жестокий, бездушный исполнитель воли начальства, власти ◆ Конечно, описываются городовые, эти слуги произвола, эти опричники современности, шагающие по колено в крови, или как там ещё пишут в этих случаях? А. И. Куприн, «Яма», 1915 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова окаянство (существительное):
Кто такие опричники и откуда они взялись?
Опричнина и опричники – эти слова обрели зловещий оттенок чего-то страшного и неприятного в истории России. Что тогда, что сейчас, люди делятся на два лагеря: одни во всё горло кричат об опричнине как о самой печальной странице из жизни государства и результатом помешательства правителя. Другие же напротив, утверждают, что такое правление царя было вполне ожидаемым и даже вывело Россию на новый уровень, дав возможности для лучшей жизни.
Кто такие эти опричники и зачем они были нужны?
Ответ довольно прост – приближенные царя Ивана Грозного. Само слово «опричник» несет в себе значение «особый, выделяющийся». Именно так это и было, ведь кого попало в помощники к царю не возьмут. Опричники занимались тем, что охраняли покой царя и в общем смысле слова, были привилегированными гвардейцами.
Царь Иван Грозный имел план о создании «Избранной тысячи». Такая военная реформа подразумевала создание отдельного подразделения, в которое входили бы потомки княжеских и царских семей. «Избранные» назначались главнокомандующими и полководцами, то есть, в их обязанности входило ведение военных дел и руководство армией.
Темные всадники Российского государства
Страх людей перед опричниками легко можно объяснить. Помощники царя носили длинные балахоны или мантии чёрного цвета, что уже нагнетало жути. Ездили опричники на конях, что делало их похожими на настоящих всадников из старых легенд.
Бытует мнение, что опричники на шеях носили собачьи головы, которые иногда надевали и лошадям. В руках у них всегда были мётлы на кнутовище.
Зрелище не из приятных, конечно же. Но были ли головы и мётлы настоящими, или это всего-навсего метафора, доподлинно неизвестно. О приближенных царя говорили, что собачьи головы – символ бесстрашия, якобы они будут всех кусать и пугать. А мётлы нужны чтобы убирать весь «мусор» в стране.
Свирепые опричники могли творить абсолютный беспредел. Сам царь, под чьим руководством они находились, не предпринимал попыток остановить их. Напротив, бесчинства происходили именно в угоду и по приказу Грозного.
Главные опричники
Среди всех имен опричников стоит упомянуть как минимум два – Малюту Скуратова и Афанасия Вяземского. Первый был главным помощником Ивана Грозного, способный на любые преступления в угоду власти. Сейчас его имя стало нарицательным: так называют самых вредных и опасных хулиганов и палачей.
Прозвище «Малюта» он скорее всего получил благодаря своему невысокому росту, который тем ни менее, не мешал Скуратову пугать жителей страны. Вокруг его имени даже слагались легенды.
Одна из которых гласила, что Малюта утопил Марию Долгорукую, жену Ивана Грозного (по его же собственному приказу). Точных сведений об этой истории нет, но народ, зная Малюту Скуратова и его преданность царю, охотно верил в реальность происшествия.
Опричнина Ивана Грозного: суть, причины и итоги опричнины кратко
Опричнина – государственная политика Ивана IV Грозного для борьбы с боярско-княжеской оппозицией в 1565 – 1572 гг. Это период жестоких казней и репрессий против тех, кого Иван Грозный считал своими потенциальным врагами.
Опричниной называлась часть страны, которую царь в это время взял под личный контроль (слово произошло от древнерусского опричь, что значит «отдельно», «кроме», «за пределами»), а опричниками – личная «гвардия» царя, которая уничтожала его предполагаемых противников и отличалась особой жестокостью.
Причины опричнины
Начатая царем в 1558 году Ливонская война шла не так успешно, как хотелось: Россия столкнулась с коалицией врагов, южные территории государства страдали от разорений со стороны Крымского ханства. К тому же, страну опустошали голод, засуха и эпидемии.
Неудачи натолкнули Грозного на мысли об измене со стороны Избранной рады – неофициального правительства того времени.
По мнению некоторых историков, Избранная рада придерживалась идеологии постепенных преобразований, в то время как царь желал ускоренных перемен и централизации власти.
В 1564 году царь с семьей внезапно уехал на богомолье, прихватив с собой казну, иконы и личную библиотеку. 3 января 1565 года из резиденции Грозного в Александровской слободе гонцом была доставлена грамота, что царь желает отречься от престола по причине « гнева » на бояр, церковных деятелей и воевод.
После прочтения послания тысячи москвичей, разгневанных известиями о боярских изменах, пришли в Кремль просить Ивана вернуться к правлению. В городе назревала антибоярская обстановка.
В феврале царь вернулся в Москву и объявил, что примет правление, но при условии, что ему будет вольно казнить изменников, лишать их имущества, налагать опалу и установить в государстве «опричнину».
Устройство опричнины
« Опричнина царя Ивана была дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. Разница была лишь в том, что опричнина с дальнейшими присоединениями захватила чуть не половину всего государства», – писал историк Василий Ключевский.
Суть такой политики состояла в выделении части земли для нужд государства и его служащих, а смысл – в отделении «добрых семян православной соборности» от «плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах».
Опричники делились на государев полк и четыре приказа:
Постельный – ведал обслуживанием помещений дворца и бытом царя:
Сытный – занимался продовольствием;
Конюшенный – заведовал конным хозяйством.
Первоначально войско должно было составлять «опричную тысячу», но затем штат опричников разросся до шести тысяч. Среди них также было 500 – 900 человек, выполняющих роли доверенных. При необходимости они выполняли охранные, разведывательные и карательные функции.
На содержание опричнины были отданы Козельск, Вологда, Великий Устюг, Суздаль и Медынь, а также отдельные московские улицы.
В этот период отмечались репрессии и расправы над людьми, которых царь параноидально подозревал в измене государству и винил в военных неудачах.
Одной из жертв стал митрополит Филипп. В 1568 году Филипп отказался благословить Ивана Грозного и потребовал отмены опричнины. За это члены царского войска избили железными прутьями слуг священнослужителя, а его самого отдали церковному суду, лишили сана и отправили в Тверской Отрочий монастырь.
В 1570 – 1571 гг. царь заподозрил в неверности руководителей опричнины – некогда приближенных людей. Думный дьяк зачитывал приговоры, а опричники-палачи приводили их в действие с особой жестокостью и под приветственные крики войска. Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы. Всего в Москве было казнено около 200 человек.
Конец опричнины: итоги
В 1571 году опричное войско продемонстрировало неспособность участвовать в реальной войне с вторгшимся в Москву крымским ханом Девлет-Гиреем.
Этот случай вынудил царя отменить опричнину. К 1572 году Грозный физически устранил опричную верхушку при помощи казней и пыток.
Можно выделить несколько итогов проведения такой политики:
По мнению историка Ключевского, опричнина, борясь с вымышленной крамолой, породила полную анархию с грабежами и террором.
Шведские войска захватили Нарву и Копорье.
Из-за недееспособности войска крымские татары сожгли Москву.
Разорение опричных территорий ввергло страну в глубокий кризис.
Упал авторитет власти: из защитника и законотворца царь превратился в грабителя.
Кто такие опричники?
Опричнина, пожалуй, одно из самих темных пятен в и без того небезупречной истории России.
Кто такие опричники и почему их и сегодня вспоминают недобрым словом? Чтобы понять это, стоит углубиться в историю.
Опричники Ивана Грозного
В конце 1564 года царь Иван Грозный неожиданно объявился в Александровской слободе, послав в Москву грамоту, что царство он покинул из-за измены бояр. В ближайшее время к царю прибыла делегация, которая слезно пыталась уговорить его не оставлять власть. Царь согласился с условием, что казнить и миловать он будет по своему усмотрению. В дополнение к этому Иван выговорил право на создание особого двора — опричнины.
Именно с этого момента и наступил тяжелый семилетний период, который стал одной из мрачнейших страниц российской истории.
Первым делом Иван Грозный разделил территорию страны на земщину и опричнину. В опричнину вошли 20 крупнейших городов с волостями. Из них в земщину выселили всех родовитых людей вместе с холопами.
Жестокий и подозрительный, царь везде видел измену и крамолу. Для их уничтожения была создана личная гвардия царя, собственно опричники. Изначально она насчитывала около тысячи человек, но постепенно разрасталась и к концу семилетнего периода превышала шесть тысяч человек.
Эта гвардия обладала полной властью, за свои поступки отвечала лично перед Иваном Грозным.
Внешний вид и поведение опричников
Чтобы выделиться из общей массы, опричники носили особые черные кафтаны, а к седлам коней привязывали головы собак и метлы. Таким образом, они показывали всем, что искореняют крамолу зубами, рвут ее как цепные псы и без жалости выметают метлами.
Эти душегубы спокойно хозяйничали в стране, врываясь в усадьбы, хватая любого человека, грабя, насильничая и убивая. Особой звериной жестокостью отличался Малюта Скуратов, любимчик самодержца, чье имя стало нарицательным, обозначая самых отпетых негодяев.
Во время репрессий в 1570 году, были разгромлены Тверь и Новгород. Было истреблено по разным оценкам от трех до десяти тысяч человек, то есть приблизительно треть населения тогдашнего Новгорода. Такой же участи должен был подвергнуться Псков, который спасла только случайность — пал личный конь самодержца, что было расценено как плохая примета.
Привыкшие к безнаказанности, опричники не смогли противостоять крымским татарам, которые в 1571 году сожгли Москву. К тому же, к 1572 году все главные задачи царем были решены, личные враги уничтожены, боярская дума ослаблена. Самодержавие значительно усилило свои позиции. В этот момент царь принял решение распустить опричнину.
Многие из бывших любимчиков, например Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский и другие были обвинены в измене и казнены. Малюте Скуратову удалось избежать пыток и казни, он погиб в 1573 году на войне.
Хотя историки спорят о значении опричнины для государства, в народной памяти она осталась ужасом, который невозможно забыть. А слово опричник стало синонимом слова садист.
ОПРИЧНИНА
Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.
Причины и цели опричнины
Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.
Учреждение опричнины. Опричное войско
Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.
Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.
Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.
Ход и итоги опричнины
Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.
Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.
Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».
Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию.