Что такое опротестование операции эмиссия
Как я могу оспорить операцию по карте?
Помогите, пожалуйста, разобраться, как я могу заблокировать операцию по карте.
Однажды у меня списали 100 рублей за услуги, которые не оказывали. Я пришла в банк, написала заявление об оспаривании транзакции — и деньги вернули.
Но это 100 рублей. А если сумма больше? Насколько я знаю, ни «Виза», ни «Мастеркард» не переводят деньги сразу. На это уходит 3—5 дней. Есть ли возможность оспорить транзакцию и вернуть деньги через месяц? Что для этого нужно сделать?
С уважением,
Наталья Ш.
Наталья, если операцию точно совершали не вы, вопрос ошибочного списания решится через ваш банк. Вот как это будет.
Матчасть
Услуга по оспариванию операций называется «чарджбэк». Оспорить можно ошибочное списание либо операцию, от которой клиент отказался.
В договоре с любым банком указаны сроки, в течение которого нужно обратиться в банк, чтобы оспорить операцию. Чаще всего этот срок составляет не более 60 дней — это 30 дней с момента выписки, в которой была отражена эта операция. Если обратиться в банк через 61 день или больше, то в чарджбэке могут отказать.
Сроки оспаривания различаются в зависимости от ситуации. Общее правило одно: банку потребуется время. Если вы оспариваете операцию, банк может запросить дополнительные сведения. Если вы отказались от услуги или покупки, банк может попросить предоставить подтверждения такого отказа.
Может случиться так, что вы сидите дома, а вам неожиданно приходит оповещение о совершенной покупке или списании средств. Рекомендую сначала проверить, точно ли вы эту операцию не совершали. Бывает так, что сообщение о списании денег приходит спустя время. Например, я иногда покупаю приложения в Эпсторе. Сообщения о списании оплаты за эти покупки всегда приходят мне спустя какой-то срок — неделю, а то и две. Сначала я пугаюсь, что это какая-то ошибка, а потом понимаю, что действительно сама подтверждала такую покупку.
Если вы понимаете, что абсолютно точно не совершали платеж, блокируйте карту и свяжитесь с банком. Если операцию совершили мошенники, это поможет избежать ещё больших потерь. Если же это какой-то сбой на стороне банка, деньги скоро вернут. Обычно такие вопросы решаются в течение нескольких часов и даже не нужно никуда обращаться.
Ситуации с такими списаниями могут различаться, например:
В зависимости от типа операции, которую нужно оспорить, будет зависеть срок и порядок возврата средств.
Поскольку в своем письме вы не говорили о мошеннических действиях, рассматривать будем первые два случая.
Если деньги ошибочно списал ваш банк
Если списание было за какую-то услугу вашего банка — к примеру, списана плата за смс-оповещения обо всех операциях, хотя они у вас отключены, — нужно просто связаться со своим банком. Порой для этого достаточно простого звонка. Специалисты проверят информацию, и если услуга действительно отключена, вам вернут деньги в течение дня.
На стороне банков порой могут происходить сбои, из-за которых суммы списываются без объяснений. Порядок аналогичный: связаться с банком, специалист зафиксирует обращение, объяснит ситуацию — и деньги вернут. Обычно такие вопросы решаются в течение суток.
Деньги списал банк-эквайер
Если же сбой произошел на стороне банка-эквайера, для возврата средств может потребоваться больше времени.
Здесь важно не путать сбой в банке-эквайере и деньги, украденные мошенниками. К примеру, если вы находитесь в Москве, а по вашей карте прошла операция в Рио-де-Жанейро — скорее всего, это работа мошенников. Здесь потребуется обращение не только в банк, но и в полицию. Как попробовать вернуть деньги с украденной карты, мы уже рассказывали.
Если же в момент покупки у вас неоднократно списали деньги за одну и ту же услугу, свяжитесь с вашим банком. В одних случаях может быть достаточно звонка, а в других может потребоваться и заявление: все зависит от внутренних процедур банка. Все, на этом ваши действия заканчиваются, и остается только ждать.
Ваше обращение зафиксируют и ваш банк свяжется с банком-эквайером. Если информация об ошибке подтвердится — вам вернут деньги. Но на это может потребоваться не один день.
Мой знакомый однажды оплачивал проезд в метро, и с него списали плату пять раз. Он обратился в свой банк, и деньги вернули: подтвердился сбой на стороне другого банка, который проводил платеж со стороны метро.
Ошибочное оспаривание
Если при проверке информации выяснится, что это вы совершили операцию, деньги вам не вернут и еще могут начислить штраф за ошибочно оспоренную операцию. Обычно он составляет 1000—1500 рублей и прописан в вашем договоре с банком:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что такое опротестование операции эмиссия
\u0421\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u044f 20.07.2021\u0433 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u2013 \u00ab\u0420\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043e\u0439\u00bb, \u00ab\u041e\u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0439: \u042d\u043c\u0438\u0441\u0441\u0438\u044f\u00bb. \u0412 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u0435\u0439 4 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u00ab\u041e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u00bb \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e. \u041c\u0435\u043d\u044f \u043d\u0435 \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0435\u0433\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u0435\u0439 30 \u00ab\u041e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u00bb \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b (\u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0438) \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u044b \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0440\u043e\u043a, \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c, \u043f\u0440\u043e\u0448\u0443 \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 3 (\u0442\u0440\u0435\u0445) \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0445 \u0434\u043d\u0435\u0439 \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043a\u0438 \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0438\u0441\u043b\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043d\u043e\u043c\u0435\u0440 \u0441\u0447\u0435\u0442\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u044b \u0412\u0422\u0411 \u2116 *************** \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u0435 4600 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439. \u0412 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043d\u043e\u044e \u0441\u0440\u043e\u043a\u0430 \u0442\u0440\u0435\u0431\u0443\u044e \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043c\u043d\u0435 \u043d\u0435\u0443\u0441\u0442\u043e\u0439\u043a\u0443 (\u043f\u0435\u043d\u044e), \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e, \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u0435 28 \u00ab\u041e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u00bb.\u00a0
\u0412 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432\u0430\u0448\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0435. \u0411\u0430\u043d\u043a \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0435\u0440\u044b \u0434\u043b\u044f \u043e\u0441\u043f\u0430\u0440\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438. \u0425\u043e\u0442\u0438\u043c \u043e\u0442\u043c\u0435\u0442\u0438\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0411\u0430\u043d\u043a\u043e\u043c \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u043d\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f. \u0412 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0437\u0430\u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0447\u0435\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0439 \u043a\u0430\u0440\u0442\u044b.\u00a0
\u0412 \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u044f\u0449\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0432\u0430\u0448\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0435. \u0411\u0430\u043d\u043a \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u043c\u0435\u0440\u044b \u0434\u043b\u044f \u043e\u0441\u043f\u0430\u0440\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438. \u0425\u043e\u0442\u0438\u043c \u043e\u0442\u043c\u0435\u0442\u0438\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0411\u0430\u043d\u043a\u043e\u043c \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u043d\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f. \u0412 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u0437\u0430\u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0447\u0435\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0435\u0439 \u043a\u0430\u0440\u0442\u044b.\u00a0
\u0411\u0430\u043d\u043a \u0412\u0422\u0411 (\u041f\u0410\u041e) \n»,»questionText»:»
\u0421\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u044f 20.07.2021\u0433 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u2013 \u00ab\u0420\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043e\u0439\u00bb, \u00ab\u041e\u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0439: \u042d\u043c\u0438\u0441\u0441\u0438\u044f\u00bb. \u0412 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u0435\u0439 4 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u00ab\u041e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u00bb \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e. \u041c\u0435\u043d\u044f \u043d\u0435 \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043c\u043e\u0435\u0433\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f. \u041f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u0441\u043e \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u0435\u0439 30 \u00ab\u041e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u00bb \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b (\u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0438) \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0431\u044b\u0442\u044c \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u044b \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0443\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0440\u043e\u043a, \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c, \u043f\u0440\u043e\u0448\u0443 \u0432 \u0442\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 3 (\u0442\u0440\u0435\u0445) \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0445 \u0434\u043d\u0435\u0439 \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043a\u0438 \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0438\u0441\u043b\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043d\u043e\u043c\u0435\u0440 \u0441\u0447\u0435\u0442\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u044b \u0412\u0422\u0411 \u2116 *************** \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440\u0435 4600 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439. \u0412 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u043d\u0435\u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043d\u043e\u044e \u0441\u0440\u043e\u043a\u0430 \u0442\u0440\u0435\u0431\u0443\u044e \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043c\u043d\u0435 \u043d\u0435\u0443\u0441\u0442\u043e\u0439\u043a\u0443 (\u043f\u0435\u043d\u044e), \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u043e, \u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u0435 28 \u00ab\u041e \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439\u00bb.\u00a0
Опротестование операций по банковской карте
У меня была украдена кредитная карта MasterCard Tinkoff банка и было совершено несколько покупок на сумму более 70 тыс. руб. в Ювелирном и Евросети. Покупки были совершены без ввода пин-кода, по подписи на чеке. Продавцы вероятно подпись не проверили и не попросили документ подтверждающий личность. О пропаже карты я узнал на следующий день и незамедлительно сообщил об этом в банк и заблокировал карту. Также оставил в банк претензию о несогласии с проведёнными операциями. После рассмотрения моей претензии банк отказал мне в удовлетворении, сославшись что Согласно УКБО:
В полицию я обратился и есть видеозапись из Ювелирного, как другой человек совершает покупки по моей карте. Но вероятность что его найдут не велика.
В моём случае, банк отказывает в возмещении, обосновывая это тем, что я нарушил «порядок использования электронного средства платежа»
Сам я не вижу нарушения правил со своей стороны, т.к. карта у меня была украдена, пин-код я никому не сообщал и в банк обратился сразу как только узнал о пропаже.
Подскажите пожалуйста, есть ли смысл обратиться в суд против банка и какова вероятность выиграть это дело и взыскать суммы покупок с банка? Есть ли подобные прецеденты за последние несколько лет?
Смысл всегда есть, тем более, если говорите, что есть видеозапись подтверждения покупок третьим лицом. Вероятность зависит от доказательственной базы и профессионализма юриста или адвоката, который будет вести это дело. В России прецедентное право не работает, суды могут выносить абсолютно разные решения по одному и тому же характеру спора даже в одном и том же суде.
Это всё правильно, но всё же интересно, какая есть судебная практика на этот счёт.
Я встречал в интернете дела, когда списания происходили Онлайн и клиент их оспаривал. Но в моём случае операции совершены с физическим присутствием карты, имеет место физическое хищение и вины банка в этом безусловно нет. Также как нет и моей вины и нарушения правил пользования картой и по логике ст.9 ч.11-12, 15 ФЗ-№161, банк обязан возместить сумму операций.
Chargeback — опротестование платежей по банковским картам
Доброго времени суток!
После написания первого поста об оплате картами встретил положительную реакцию и интерес к теме работы банков. В комментариях несколько человек затрагивали тему chargeback и задавали вопросы, поэтому следующий пост решил полностью посвятить этой теме.
Кстати, если в этом посте будут непонятные термины, то рекомендую посмотреть первый мой пост — там я расшифровывал ряд терминов. По ходу текста постараюсь все непонятные термины расшифровать и здесь.
Итак, что такое chargback?
Chargeback (возвратный платеж) — процедура опротестования операции (транзакции) со стороны банка-эмитента (который обслуживает нашу карту). Опротестование операции инициируется именно банком, но, чтобы её инициировать, банк должен получить нашу просьбу об этом (это заявление, которое можно принести в банк на бумаге или обратится в поддержку банка по телефону или электронным каналам связи).
Чтобы проще было понять, что из себя представляет опротестование операции, приведу небольшой пример:
Допустим, мы оплачиваем товар где-то в интернете. Оплата прошла, деньги сначала заблокировались и по факту клиринга списались в пользу банка-эквайера (который обслуживает продавца). Продавец пообещал нам доставить товар в течение недели, и мы мирно ждем его. Но проходит неделя, потом следующая, а товара всё нет. Мы пишем продавцу, но он затягивает сроки и обещает скоро привезти товар, деньги возвращать не хочет.
Если решить проблему через продавца не получается, то это можно сделать через банк. Мы пишем / звоним в наш банк и сообщаем о ситуации и просим помочь нам. Банк запрашивает у нас все документы, которые есть (если есть) и после, если опротестование возможно — наш банк выставляет банку-эквайера Chargeback. Банк-эквайер спрашивает у продавца, что за фигня* ищет подтверждение отправки товара / оказания услуги, в том числе, делая запрос самому продавцу.
*Если по определенному продавцу всё время поступают запросы на опротестование — продавец в глазах банков становится ненадежным.
Если таких подтверждений не находится, операция считается опротестованной — мы получаем свои деньги назад.
Это первый пример, который пришел на вскидку. На самом деле причин опротестования гораздо больше. Сразу хочу оговорится, что, если, например, мошенники вынудили нас провести перевод в их пользу по номеру карты или мы совершили перевод в пользу брокера и брокер отказывается возвращать нам деньги и любые другие случаи, когда присутствует факт мошенничества — нужно идти в полицию. Chargeback в этих случаях не применим.
Назначение chargeback — опротестования операций, проведенных с нарушением правил платежной ассоциации.
Из опыта: в последнее время стало популярно (видимо появился новый вид псевдоюристов) требовать банк выставить chargeback или иным способом опротестовывать операцию C2C (Card to Card, перевод с карты на карту). Так вот, если мы самолично сделали такой перевод, даже введенные в заблуждение мошенниками или мы предоставили мошенникам коды подтверждения / логин и пароль от личного кабинета банка и другую информацию — опротестованию такая операция не подлежит. Для решения вопроса нужно обращаться в полицию с заявлением по факту мошенничества!
Это же касается неудачных инвестиций. Если брокер описывает свою услугу, как «перевод на брокерский счет», а потом отказывается возвращать нам деньги, то опротестование такой операции не имеет шансов, так как свою услугу сервис оказал — деньги на брокерский счет перевел. Дальше договоренности строятся между брокером и инвестором, банки здесь уже не причем. Если брокер отказывается возвращать наши деньги и не соблюдает договор — нужно обратится в полицию.
Вернемся к теме опротестования.
Чтобы понять, как это работает на самом деле, коротко расскажу о взаиморасчетах между банками-эквайерами и банками-эмитентами. Во взаиморасчетах участвуют сами банки: эмитент и эквайер, платежная система и назначенный её банк для расчетов. Банки-участники открывают в банке, назначенном платежной системой, счета и обязаны поддерживать на них суммы (депозиты), регламентированные платежной системой. Сами расчеты проходят не напрямую между эмитентом и экваейром, а через банк, назначенный платежной системой (расчетный банк).
После получения клиринга от эквайера, платежная система обрабатывает его и направляет транзакции в расчетный банк. После всех конвертаций в расчетную валюту сумма транзакций списывается со счета эмитента в расчетном банка (эмитент уведомляет о проведенном расчете), банк-эмитент списывает деньги с нашего счета.
На счет эквайера в расчетном банке после этого нужная сумма зачисляется (он тоже уведомляет о проведенном расчете и поступлении средств).
Итак, в первую очередь, чарджбэк — отказ банка-эмитента от проведения платежа по транзакции. Просто так наш банк не будет отказываться, так как по умолчанию он знает, что, если мы заплатили с карты, значит получили что-то. Чтобы банк понял, что транзакция нарушает правила платежной ассоциации, нам нужно сообщить об этом банку.
Иногда банк сам может начать опротестование, но это уже некоторые другие, более технические причины, которые в данном посте будут лишними.
После получения несогласия от нас отдельное подразделение банка (чаще всего, это сотрудники департамента платежных систем банка, но подразделение в каждом банке может называться по-разному) проверяет корректность документов и стараются на раннем этапе определить, было ли нарушение со стороны продавца / эквайера или это мы необоснованно требуем исполнения наших хотелок. На основании анализа данных сотрудники принимают решение — отказать нам или начать опротестование.
Причины опротестования бывают разные, вот примеры:
—Товар / услуга не получены;
—Товар с дефектом, услуга оказана не полностью. Не соответствуют описанию;
—Транзакция «задвоилась». Многократное списание;
—Отказ продавца в оформлении возврата (если все условия для возврата выполнены). Возврат средств не поступил после оформления;
—Оплата другим способом (например, мы вставили карту, но терминал выдал ошибку — расплатились наличными, но позднее деньги с карты списались);
—Транзакция прошла на сумму, отличающуюся от суммы покупки (у нас есть чек на 10$, а эквайер провел транзакцию на 15$);
—и другие.
Каждая причина несогласия и опротестования имеет свой код (reason code). Вот пример кодов в МПС Mastercard (их много, здесь не все коды, которые существуют, а только некоторые):
—4853. Дефективный товар / не соответствующий описанию;
—4855. Товар или услуга не предоставлены;
—4863. Держатель карты не признает операцию — потенциальное мошенничество;
Итак, при возникновении спорной ситуации, по правилам платежной системы (для примера, это будет Mastercard) банки начинают «общение». Общение строится в рамках регламентированных запросов.
Итак, банк-эмитент начал опротестование, после это его ждут следующие этапы
1. First presentment — первое финансовой представление. Предоставление информации об операциях по терминалу эквайера с карты эмитента;
2. Retrieval Request — эмитент запрашивает товарный чек (чтобы понять необходимость чарджбэка);
3. Fee Collection (Retrieval Fee Billing, Retrieval Request Fulfillment) — предоставление эквайером оригинала или копии товарного чека ответом на предыдущий запрос;
4. Chargeback. Это и есть тот этап, когда эмитент отправляет отказ (частичный или полный), если после получения товарного чека эмитент по-прежнему считает операцию проведенной с нарушением правил платежной ассоциации. Это сообщение содержит в себе код причины (reason code) и обоснование отказа;
5. Second Presentment — эквайер предоставляет повторное финансовое представление, согласившись или не согласившись с суммами, указанными в сообщении «chargback» эмитента (тут стоит отметить, что если эквайер согласен с эмитентом, то процесс спора заканчивается, если нет — продолжается);
6. Arbitration Chargeback — если эквайер в предыдущем запросе не согласился с эмитентом, то эмитент отправляет повторный запрос с отказом от проведения транзакции по информации из Second Presentment (например, если ответ эквайера не соответствовал требованиям);
7. Arbitration Case Filing — после проведения всего цикла, если спор не решен, эквайер передает дело в арбитражный комитет платежной системы для рассмотрения независимой стороной. Сообщение в адрес платежной системы формирует эквайер. Платежная система в соответствии со своими правилами разрешает спор между участниками.
Вот и цикл опротестования операций, узнаваемый среди обычных людей, как процедура чарджбэка. Надеюсь, пост получился интересным.
Берегите реквизиты карты, не передавайте её никому, платите только в надежных и проверенных местах и помните, что банковская карта — финансовый инструмент и относится к ней нужно настолько же внимательно, как к своему кошельку или паспорту, и тогда не придется прибегать к опротестованию операций и спорить с продавцом!
Это второй мой пост технического характера на тему банковской сферы. Отмечу, что я стараюсь писать просто и понятно для всех, поэтому если кому-то найдется, чем дополнить пост — пишите в комментариях! 🙂