Что такое опс школа

Узнаем, что такое ОПС на «Почте России»

Что такое опс школа. Смотреть фото Что такое опс школа. Смотреть картинку Что такое опс школа. Картинка про Что такое опс школа. Фото Что такое опс школа Что такое опс школа. Смотреть фото Что такое опс школа. Смотреть картинку Что такое опс школа. Картинка про Что такое опс школа. Фото Что такое опс школа

Предприятие «Почта России» растет и модернизируется огромными темпами. В одной только Москве насчитывается свыше пятисот отделений почтовой связи. Сложно встретить человека, который ни разу не посещал бы это место и не пользовался его услугами. Однако у клиентов «Почты России» существует масса вопросов, на которые не всегда удается найти ответы.

Что такое ОПС на «Почте России»?

Наверняка вам доводилось слышать аббревиатуру ОПС, если вы становились свидетелем обсуждений рабочих моментов между сотрудниками. Так что такое ОПС на «Почте России»?

Все очень просто. Аббревиатура ОПС расшифровывается как «Отделение почтовой связи». Используется она в основном сотрудниками, так как для составления отчетов и заполнения документации проговаривать полную фразу неудобно.

Классность ОПС

Что такое опс школа. Смотреть фото Что такое опс школа. Смотреть картинку Что такое опс школа. Картинка про Что такое опс школа. Фото Что такое опс школа

ОПС подразделяются на классы. Какой класс у конкретного отделения зависит от количества населения, которое оно обслуживает, и от размеров зоны обслуживания. Всего существует 5 классов ОПС на «Почте России»:

Что такое опс школа. Смотреть фото Что такое опс школа. Смотреть картинку Что такое опс школа. Картинка про Что такое опс школа. Фото Что такое опс школа

ОПС 1 класса

От класса ОПС зависят оклад сотрудников, которые в нем работают, численность штата и, как вы уже поняли, часы работы. Самая напряженная работа идет, безусловно, в отделениях 1 класса. Стоит оговориться, что такое ОПС на «Почте России» есть в каждом крупном городе. Важно знать, какое ОПС в вашем городе является круглосуточным, т. к. всегда может возникнуть необходимость срочно отправить письмо по работе или же отчет, например, в налоговую. В Москве отделением связи 1 класса является ОПС 101000, расположенное на станции метро «Чистые пруды». На карте отмечено местоположение данного ОПС.

Что такое опс школа. Смотреть фото Что такое опс школа. Смотреть картинку Что такое опс школа. Картинка про Что такое опс школа. Фото Что такое опс школа

В заключение

Что такое опс школа. Смотреть фото Что такое опс школа. Смотреть картинку Что такое опс школа. Картинка про Что такое опс школа. Фото Что такое опс школа

Теперь вы знаете, что такое ОПС на «Почте России». Практической пользы данное знание вам, скорее всего, не принесет, однако в целях самообразования, надеемся, данная информация была вам интересна.

Источник

Рабочая программа учебного предмета ОПС для обучающихся 9 класс

Рабочая программа учебного предмета ОПС для обучающихся 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета ОПС для обучающихся 9 класс»

к рабочей программе учебного предмета

Основы профессионального самоопределения (ОПС)

для обучающихся 9 класса

Рабочая программа по ОПС для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года);

Учебный план МБОУ «Лаишевская СШ» на 2018-2019 учебный год;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального, общего основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями от 8 июня 2015 № 576, от 28 декабря 2015 № 1529, от 26 января 2016 № 38, от 05 июля 2017 г. №629.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лаишевская СШ»;

Примерная программа по предмету на основе методического пособия для учителей: Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2017 год.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лаишевская средняя школа» учебный предмет ОПС является обязательным в средней школе, на его преподавание отводится 35 часов в год ( 1 час в неделю).

Цель – формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий;

ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Особенности роли учителя.

Учитель должен быть фасилитатором, т.е. проводником информации, необходимой для личностного и профессионального роста учащегося.

Для учителя должно быть важным, в первую очередь, развитие личности ученика.

Эффективность усвоения курса следует оценивать по сформированности у учеников способности к осознанному выбору профессии.

Прогнозируемые результаты обучения. Приобретаемые навыки детей.

Учащиеся получат представления:

— о своих возможностях;

— о своём характере, своих достоинствах и недостатках;

— об особенностях своего мышления, внимания и памяти;

— об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;

— о различных профессиях, относящихся к определённому типу

— привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии

— «о профессиональной пригодности»

— «о личном профессиональном плане»

Учащиеся получат опыт:

— преодоления поведенческих стереотипов;

— работы с тестовым материалом;

— межличностного общения в группе;

— выявления направленности профессиональных интересов

— знакомства с правилами грамотного выбора профессии

— адекватно оценивать себя;

— адекватно реагировать на собственные эмоции;

— навыкам социально приемлемого поведения;

— примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности

— избегать ошибки в выборе профессии и их последствие

— осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить

их со своими возможностями

— правильно составлять личный профессиональный план

— выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Возможными критериями оценивания могут быть:

— точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

— полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);

— умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;

— овладение навыками рефлексии, самоанализа;

— активная позиция во время занятий.

Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

Содержание учебного предмета

Урок 1. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.

Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».

Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».

Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций-1ч.

Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.

Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний.

Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».

Урок 4. Стресс и тревожность- 1ч.

Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.

Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.

Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».

Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.

Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».

Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.

Практическая работа. Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.

Практическая работа. Анализ ситуаций.

Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».

Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.

Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.

Урок 9. Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.

Практическая работа. Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».

Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.

Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».

Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».

Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.

Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».

Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.

Практическая работа. Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».

Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.

Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.

Практическая работа. Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).

Модель будущей профессии. Самоанализ.

Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.

3 четверть. Способности и профессиональная пригодность- 10ч.

Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.

Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).

Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).

Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».

Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.

Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).

Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.

Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».

Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.

Практическая работа. Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».

Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).

Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.

Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.

Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.

Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.

Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».

Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.

Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».

Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.

Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».

Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.

Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».

Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.

Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».

Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».

Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.

Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.

Конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и образовательных услуг), намечен и обоснован личный профессиональный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.

Источник

Рабочая программа по ОПС

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено

МО учителей технологии, ОБЖ Зам.директора по УВР Директор школы ___________/Никитина Е.А./ ___________/Арушанян Е.В./ __________/Рукавишникова Е.А./

Протокол № Протокол № Приказ №

« » 2014 г « » 2014 г « » 2014 г

МОУ Тереньгульская средняя общеобразовательная школа

«Тереньгульский район» Ульяновской области

Рабочая программа учебного курса

«Основы профессионального самоопределения учащихся»

для параллели 9 классов

Выполнила: Дмитриева Л.В.

учитель высшей категории

Рабочая программа по основам профессионального самоопределения для 9 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденного распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 929-р от 15 марта 2012;

Нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом для базового уровня.

Согласно учебному плану на изучение ОПС в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Обучение ОПС в 9 классе ведётся по следующим учебным книгам:

2. В.Д. Симоненко Технология 9, Москва, «Вентана-Граф» 2008 г

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Актуальность данного предмета в том, что он предназначен для успешного вхождения старшего школьника в новый неизвестный для него мир профессии и продвижения в нём к желаемой цели. Программа предоставляет учащемуся ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

Срок реализации рабочей программы – 1год.

Учащиеся должны знать:

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии, карьеры;

значение правильного самоопределения для личности и общества;

возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;

требования современного общества к профессиональной компетентности человека;

рынок профессионального труда и образовательных услуг;

возможности получения образования по избранному

профилю и в перспективе, о психологических основах принятия решения в целом о выборе профессии.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самоанализ развития своей личности;

проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;

находить выход из проблемной ситуации, связанной с вы-

объективно оценивать свои индивидуальные возможности

в соответствии с избираемой деятельностью;

ставить цели и планировать действия для их достижения;

выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие

приобрести соответствующий практический опыт.

Общая характеристика курса.

Данный курс даёт школьникам представление об общих основах выбора профессии (информационных, психологических, практических). Их знание помогает учащимся увидеть взаимосвязь личности и профессии, представить социально-психологический портрет современного профессионала.

Курс содержит практико-ориентированные творческие задания, тесты, анкеты, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения.

В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом

На первых занятиях раскрываются особенности современного

общества, его экономическое состояние, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования, анализ профессий и их классификация.

Следующие занятия посвящены внутреннему миру человека,

интеллектуальным способностям и их взаимосвязи в профессиональном труде.

цель изучения курса в данном классе: оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

В ходе проведения занятий данного курса решаются следующие задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности и человеку;

сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы, учреждений начального, среднего и высшего, профессионального образования, к будущим профессионалам;

способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

обеспечить способами и приёмами принятия адекватных

решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения;

способствовать развитию представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

Формы и методы организации занятий.

Методы организации занятий преимущественно практико-ориентированные, проблемно-поисковые. Поскольку проблематика вопросов, затрагивающих основания для принятия решений о жизненном, социальном, гражданском, образовательном и профессиональном выборе, очень сильно отличается от привычной учащемуся проблематики учебных предметов, работа с ней создает благоприятное поле для реализации эвристического, вероятностного характера учебного процесса.

В ходе реализации курса создаются эвристические ситуации. Предполагается использование игровых упражнений и диагностических процедур.

— урок изучение нового материала;

— урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-урок контроля умений и навыков.

урок – беседа, урок-практикум, лабораторно-практическое занятие, урок – экскурсия, урок – игра, выполнение учебного проекта

3. Место предмета в учебном плане.

Согласно региональному базисному учебному плану и учебным планам для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования (Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 г.№2207-р) на изучение курса «основы профессионального определения» в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности. (2 ч.)

Производство средств производства. Роль тяжёлой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжёлой промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности.

Металлургия и машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Лёгкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, телевидение; просвещение, культура. Медицинское обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учётом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространённых профессий.

Система профессионольно-технического образования. Подготовка

рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их

типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений.

Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.

Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Практическая работа: Тест: «Определение уровня самооценки». Секреты выбора профессии. Многообразие мира профессий. (2ч)

Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях. Интересы и склонности в профессиональном становлении (2ч).

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Практические (проектные работы):

Выявление и оценка профессиональных интересов

Возможности личности в профессиональной деятельности (1) Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении (2ч).

Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации», условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Понятия «карьера» и «карьеризм». Критерии профессиональной компетенции. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Практические (проектные) работы: Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ).

Способности, условия их проявления и развития. (2 ч).

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Практические (проектные) работы: Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка.

Анализ профессий (2ч) Профессиограмма наиболее распространённых профессий.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (3ч).

Восприятие, внимание, память, мышление.

Практические работы: Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Коса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-чёрная таблица»), мышления

Природные свойства нервной системы (3 ч).

Темперамент, черты характера. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Практические работы: Выявление типа темперамента (тест Русалова).

Сущность профессионального самоопределения (2ч).

Цель и смысл жизни. Этапы профессионального самоопределения. Пути освоения профессии. Формула выбора профессии. Социально-психологический портрет современного профессионала.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Профессиональные и жизненные планы. Здоровье и выбор профессии (2ч).

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Социальный, профессиональный и семейный статус. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакции на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности.

Практические (проектные) работы: Определение профессиональных предпочтений

Профессиональная проба (2 ч.).

Профессиональная проба. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Профессиональная готовность. Самоконтроль. Практические работы: определение профессиональной пригодности

Пути получения профессии (1ч)

Творческий проект (4 ч).

Сущность процесса проектирования на примере изучения курса «Основы профессионального самоопределения». Виды и назначение проектов. Структура и содержание проекта. Критерии оценки проекта.

Практические (проектные) работы:

1.Выявление потребности объекта проектирования.

2. Составление схемы проекта.

3. Составление технологической карты.

4. Практическая работа по теме проекта.

5. Оформление пояснительной записки проекта.

6. Подготовка презентации проекта.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Просвещение, 2010.

2. Методических рекомендаций по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» Ульяновск ИПКПРО.

3.Программы общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Под ред. Чистяковой. М, 2008 г.

4. В.Д.Симоненко Технология : 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М: «Вентана-Граф»,2010г.

Учебный комплект для учащихся:

1.М.А. Большакова Профессиональное самоопределение, Ульяновск 2005

2.В.Д.Симоненко Технология : 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М: «Вентана-Граф»,2010г.

1.Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов

общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2007. – 159 с.

2.Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», под

ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.-М.2007г.

Климов Е. А. Психология профессии. Самоопределения. Ростов-на-Дону, 2001 г.

4. Игры в профессиональной ориентации. /Под ред. Большаковой М.А. Ульяновск, 1991.

5. Кузнецова И. В., Филина С.В. Эффективное поведение на ранке труда. Ярославль, 2001.

6. Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 1994.

7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., 1994.

8. Медицинские рекомендации при выборе профессий и специальностей для подростков с некоторыми хроническими заболеваниями. Методические рекомендации. Горький, 1988.

9. Методика индивидуальной консультации. М., 1992.

10. Мир профессий. Сборник, М., 1997.

11. Образование в России и за рубежом. Справочник, М., 2002/2003.

12. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. НПО «МОДЭК» Москва-Воронеж, 2002.

13. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии. М., 2002.

14. Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога. М., 2001.

15. Самопознание и выбор профессии. Авторский коллектив: И. А. Волошина, А. Л. Мережаный, Н. И. Никольская. М., 2001.

16. Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Макарченко Т. А., Волохова Е.Д. Социально-профессиональное самоопределение учащихся школ-интернатов. Книга для учителей и воспитателей. Брянск,: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1995.

17. Хари Янес. Здоровье и выбор профессии. Таллинн: Валгус, 1988.

18. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-пресс, 2001.

19. Чернявская А. П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии. Киев, 2000.

20. Чистякова С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера», М.: Просвещение, 1997.

21. Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы, 2008.

22. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2000.

23. Колпакова Л.С. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 7. Ульяновск, 2005.

24. Большакова М.А. Профессиональное самоопределение. Ульяновск, 2004.

25. Н. Преображенская. Потенциал вашей личности. Екатеринбург, 2003.

26. Приложение к научно-практическому вестнику «Энергия». Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (методика США

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *