Что такое опсур в таможне
Приказ ЦТУ ФТС России от 27.06.2006 № 243 «О проведении эксперимента по осуществлению контроля в отношении организаций, впервые производящих таможенное оформление товаров и транспортных средств»
В целях совершенствования организации мониторинга таможенного оформления в таможенных органах Управления и в соответствии с пунктом 3 протокола N 12 оперативного совещания у начальника Управления, состоявшегося 21.04.2006, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести с 27.06.2006 по 31.08.2006 в таможнях Управления эксперимент по осуществлению контроля в отношении организаций, впервые производящих таможенное оформление товаров и транспортных средств в регионе деятельности таможенного органа.
3. Начальникам таможен (кроме Центральной оперативной):
3.1. Обеспечить личный контроль за организацией исполнения требований Временного порядка функциональными отделами таможни и таможенными постами.
3.2. Направлять материалы о ходе проведения эксперимента по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему приказу, в службу таможенной инспекции Управления еженедельно до 12.00 четверга.
4. Службе организации таможенного контроля Управления (А.А.Юрлаков), службе таможенной инспекции Управления (В.В.Калинин), Центральной оперативной таможне (М.Ю.Толстенко) осуществлять контроль за исполнением таможнями требований Временного порядка.
5. Центральной оперативной таможне (М.Ю.Толстенко) в рамках проводимого эксперимента обеспечить надлежащее взаимодействие с подразделениями прокуратуры в регионе деятельности таможенных органов Управления.
6. Службе таможенной инспекции Управления (В.В.Калинин):
6.1. Обобщать материалы, поступающие из таможен Управления, и еженедельно до 13.00 пятницы представлять начальнику Управления доклад о ходе проведения эксперимента по осуществлению таможнями контроля в отношении организаций, впервые производящих таможенное оформление товаров и транспортных средств.
6.2. Обеспечить надлежащее взаимодействие в рамках проводимого эксперимента с подразделениями налоговых органов в регионе деятельности таможенных органов Управления.
6.3. Представлять доклад о ходе проведения эксперимента еженедельно до 16.00 пятницы в Управление таможенной инспекции ФТС России.
6.4. Представить начальнику Управления до 06.09.2006 доклад о результатах проведения эксперимента по осуществлению таможнями контроля в отношении организаций, впервые производящих таможенное оформление товаров и транспортных средств.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
повышения эффективности применения методов анализа и оценки рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке;
получения, обработки и систематизации информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля структурными подразделениями таможни;
реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля.
2. Временный порядок разработан на основании:
статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации;
приказа ГТК России от 28.06.2004 N 750дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками»;
приказа ФТС России от 17.08.2005 N 751 «Об утверждении Порядка взаимодействия при применении системы управления рисками»;
Порядка взаимодействия структурных подразделений Управления таможенной инспекции ФТС России с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в части проведения мероприятий, направленных на установление фактического местонахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение таможенных ревизий, утвержденного заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Н.А. Волобуевым 09.08.2005;
Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
Соглашения о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14.07.2005.
3. При проведении мероприятий, предусмотренных настоящим Временным порядком, таможенное оформление товаров и транспортных средств производится в соответствии с действующим законодательством.
4. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) при первичном декларировании товаров участником ВЭД проводит опрос уполномоченного представителя организации.
По результатам опроса начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) незамедлительно составляет справку, содержащую следующую информацию: наименование организации, ИНН, КПП, ИТН, место государственной регистрации, фактическое местонахождение исполнительного органа и хранения бухгалтерской документации организации, сведения о руководителях и учредителях, о наличии филиалов, складских помещений и их фактическом местонахождении, сведения о внешнеторговом контракте (приложение 1 к Временному порядку).
В случае профилактики или поломки электронных каналов связи информация направляется по телефону с последующим досылом на бумажном носителе.
Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) несет персональную ответственность за полноту предоставленных сведений и своевременное их направление в соответствующие подразделения таможни.
5. ОТИ в течение 15 минут с момента получения информации с таможенного поста по организациям, у которых имеется ИТН, направляет ее по оперативным каналам связи в ОПСУР для проведения анализа таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств с целью выявления рисков.
6. ОПСУР в течение 15 минут с момента получения информации с таможенного поста по организациям, у которых отсутствует ИТН, направляет ее по оперативным каналам связи в ОТИ.
7. Должностное лицо ОТИ осуществляет учет и анализ поступающей из ОПСУР и с таможенных постов информации, ведет реестр (приложение 2 к Временному порядку), который не позднее 18.00 дня внесения информации направляется по электронным каналам связи в службу таможенной инспекции Управления. Указанное должностное лицо несет персональную ответственность за полноту и своевременное направление сведений реестра.
Документы, указанные в требовании, представляются в ОТИ не позднее 14 часов дня, следующего после даты выпуска товара. Начальник таможенного поста (лицо, его замещающее) несет персональную ответственность за своевременное и полное представление документов в ОТИ.
ОТИ формирует запрос в налоговый орган по месту регистрации организации в соответствии с Соглашением о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14.07.2005.
8. ОТИ до 16.00 дня, следующего за днем представления информации, проводит анализ совокупности полученных сведений об организациях с учетом информации, содержащейся в Центральном реестре субъектов внешнеэкономической деятельности, в соответствии с временными критериями отнесения участников ВЭД к организациям, обладающим признаками «фирмы-однодневки», для проведения контроля в отношении организаций, впервые производящих таможенное оформление товаров и транспортных средств в регионе деятельности таможенного органа (приложение 3 к Временному порядку).
9. ОРО после получения запроса из ОТИ на основании срабатывания критериев, которые могут свидетельствовать о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, проводит в течение 5 дней комплекс мероприятий, направленных на установление фактического местонахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в отношении лиц (руководитель, учредитель и т.д.), причастных к деятельности указанных организаций.
11. В случае подтверждения информации о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, ОД и ОАР таможни совершают действия в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, о чем письменно в течение суток информируют ОТИ.
12. ОТИ при получении материалов в соответствии с пунктами 3-7, 9, 10 Временного порядка проводит анализ полученной информации и направляет материалы в ОПСУР для подготовки проектов профилей рисков. ОТИ совместно с ОПСУР формирует зональные проекты профилей рисков.
13. ОТИ по результатам контроля в соответствии с Временным порядком проводит подготовительные мероприятия, включающие при необходимости получение информации от налоговых органов, банковских учреждений, по результатам которых определяет целесообразность проведения проверочных мероприятий в отношении организаций в соответствии с главой 35 Таможенного кодекса Российской Федерации. Заключение по результатам подготовительных мероприятий направляется в службу таможенной инспекции Управления. Служба таможенной инспекции Управления проводит анализ указанных материалов и направляет информацию и материалы в Управление таможенной инспекции ФТС России.
Роль простой гантели в сложном вопросе проведении таможенного досмотра. ОПСУР, ОКиПСУР ЦТУ и все-все-все…
07.04.2020
При участии сотрудника ОКиПСУР ЦТУ (отдела координации и применения системы управления рисками).
В середине двухтысячных случился ряд важных изменений в порядке работы многих таможенных постов.
Выглядело это так, на выбранный пост высаживался десант из представителей проверяющих и контролирующих органов и все находящиеся в оформлении ГТД сразу ставились на 100% досмотр с непосредственным участием представителей вышеуказанных органов. В досмотре, как обычно ставились сразу три подписи, досмотрового инспектора, представителя компании и сотрудника от проверяющих.
Но на терминале мы оформлялись не одни, так что досмотровый инспектор и сотрудник ОКиПСУР нам доставался в порядке живой очереди. Работа на СВХ просто кипела, везде сновали грузчики и разгружались машины.
Рабочий день у меня начался опять с досмотра, машина с физкультурным инвентарем, дружной компанией мы отправились вскрывать контейнер.
Все было обычно, фото номеров тягача, прицепа, пломб и немного заевшая дверь контейнера…
Вот только необычен был энтузиазм сотрудника ЦТУ, мужчины среднего роста и довольно субтильного телосложения, который схватился руками за створку контейнера и зачем-то резко рванул, вложив в это движение весь свой невеликий вес. Но этого хватило.
Дверь стремительно распахнулась и что-то мелькнуло. После чего раздался невнятный, но не лишённый некоторой интриги, звук. С которым уполномоченный сотрудник, протяжно выдохнув, осел на бетон. Рядом с телом лежал обрезиненный диск от гантели, в индивидуальной картонной упаковке. Весом в килограмм. Симпатичного розового цвета. Который ранее находился на самом верху стены из коробок, с опорой на створку контейнера.
Придя в себя и оглядев ошалелыми глазами нас, площадку, контейнер и глумливо-розовый диск, лежащий рядом, сотрудник задумался и неуверенно сказал следующее:
«- Я очень удивлен такой оказией! Что за странные события? Такой конфуз! Ещё и розовый…
Так! Этот товар аналогичен ранее досмотренным поставкам? Да? ЗАКРЫВАЙТЕ ЭТО НА %*Й, УБИЙЦЫ. (не прямая цитата, с целью уберечь читателя от специфической лексики)»
Но это он говорил несерьёзно, потому что череда следующих совместных досмотров прошли в тёплой, практически дружеской обстановке и невероятно быстро.
А «убийцами», этим прозвищем с некоторым укором, он нас так и звал. Даже в дальнейшем, когда впоследствии судьба сводила нас уже на других постах и других досмотрах.
Приказ ФТС России от 16.09.2005 № 871 «Об утверждении типового положения об отделе применения системы управления рисками таможни»
2. Начальникам таможен обеспечить в месячный срок:
— разработку положений об отделе применения системы управления рисками таможни на основании Типового положения;
— представление на согласование в вышестоящий таможенный орган и утверждение положений об отделе применения системы управления рисками таможни.
3. Исключить подпункт «б» пункта 1 Приказа ФТС России от 03.12.2004 N 358 «Об особенностях действий должностных лиц отделов контроля таможенного оформления, отделов организации таможенного оформления и таможенного контроля и других структурных подразделений региональных таможенных управлений и таможен, а также таможенных постов при применении системы управления рисками».
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением.
3. Работа Отдела осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. План работы Отдела формируется с учетом планов таможни, РТУ и ФТС России и утверждается первым заместителем начальника таможни по таможенному контролю.
4. Штатную численность Отдела утверждает начальник таможни.
5. Отдел в процессе своей деятельности по поручению руководства таможни при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела, представляет интересы таможни в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления, в различных организациях независимо от форм собственности.
6. Должностные обязанности должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями (регламентами), утвержденными в соответствии с установленным порядком.
7. Координация деятельности структурных подразделений таможни, а также таможенных органов в регионе деятельности таможни по выявлению рисков и управлению рисками, возникающими при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.
8. Подготовка предложений по выявлению рисков и управлению рисками с учетом особенностей региона деятельности таможни и доведение их до руководства таможни для направления в РТУ и ФТС России.
9. Анализ и оценка эффективности применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков в регионе деятельности таможни, подготовка предложений руководству таможни о необходимости актуализации профилей риска с целью направления их в РТУ и ФТС России.
10. Координация проведения таможенного контроля таможенными постами в регионе деятельности таможни, а также контроль применения прямых мер по минимизации рисков.
11. Сбор, анализ и оценка информации о результатах применения форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков, а также о причинах и условиях, способствующих образованию рисков, подготовка предложений руководству таможни по результатам анализа.
12. Взаимодействие в соответствии с установленным порядком с другими структурными подразделениями таможни, таможенными органами в регионе деятельности таможни, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями), а также другими лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, с целью реализации функций анализа таможенного оформления и таможенного контроля товаров и применения системы управления рисков (СУР).
13. Анализ и контроль деятельности таможенных органов в регионе деятельности таможни, осуществляемой на основе СУР, по обеспечению эффективности применения форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.
14. Выявление рисков по результатам анализа информации, оценка степени выявленных рисков, разработка проектов зональных профилей риска, проектов ориентировок, а также проектов срочных профилей рисков и доведение их до координирующих и структурных подразделений РТУ и ФТС России.
15. Осуществление методологического руководства структурными подразделениями таможни, применяющими СУР, а также таможенными органами в регионе деятельности таможни о вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
16. Направление в ФТС России для согласования целевых методик и алгоритмов выявления рисков, направление предложений руководству РТУ и ФТС России по изменению действующих целевых методик и алгоритмов выявления рисков.
17. Участие в подготовке и доведении до сведения РТУ, ФТС России предложений о включении отдельных участников ВЭД в перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль при таможенном оформлении проводится не в полном объеме.
18. Контроль применения таможенными органами в регионе деятельности таможни отдельных форм таможенного контроля, прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, либо их совокупности.
19. Участие в проведении таможенного контроля товаров, как до выпуска товаров, так и после их выпуска, в случае выявления при таможенном оформлении профилей рисков, содержащих указание о проведении таможенной ревизии.
20. Участие в пределах компетенции Отдела в подготовке предложений по совершенствованию структуры таможенных органов в регионе деятельности таможни по результатам анализа их деятельности.
21. Внесение руководству таможни предложений об отзыве у лиц, нарушающих таможенное законодательство Российской Федерации, свидетельств о включении в соответствующие реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.
22. Анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности таможни.
23. Вносить на рассмотрение руководства таможни предложения по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
24. Вносить руководству таможни предложения о необходимости изменения или отмены правовых актов ФТС России, РТУ и таможенных органов в регионе деятельности таможни, касающихся организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
25. Пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными ресурсами, самостоятельно создавать аналитические и информационные базы данных, необходимые для решения возложенных на Отдел задач.
26. Запрашивать согласно установленному порядку и получать от структурных подразделений таможни и таможенных органов в регионе деятельности таможни документы и информацию, необходимые для осуществления своей деятельности.
27. Запрашивать согласно установленному порядку и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности информацию и документы, необходимые для контроля таможенного оформления, по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
28. Проверять сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих транспортных (перевозочных) и других документах, используемых для таможенных целей, анализировать информацию из иных источников согласно установленному порядку.
29. Проводить дополнительную проверку до выпуска товаров при условии прикомандирования должностных лиц Отдела к таможенному органу в регионе деятельности таможни, которому декларируются товары и транспортные средства, с целью проверки заявленных сведений, подтверждающих их документов и принятия решения об их достаточности и достоверности, если проведение такой проверки предусмотрено соответствующим профилем риска.
30. Проводить в соответствии с установленным порядком проверки деятельности подчиненных таможенных органов на основании решения начальника таможни, первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю.
31. Вносить руководству таможни для предоставления в РТУ и ФТС России предложения об отмене профилей риска, разработанных самостоятельно, структурными подразделениями таможни.
32. Вносить на рассмотрение руководства таможни предложения о проведении служебных проверок в части компетенции Отдела в случае выявления при проведении проверок деятельности таможенных органов в регионе деятельности таможни должностных правонарушений, совершенных должностными лицами указанных подразделений таможенных органов.
33. Принимать участие в разработке и согласовании правовых актов таможни по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
34. Проводить в соответствии с установленным порядком совещания с участием должностных лиц структурных подразделений таможни и таможенных органов в регионе деятельности таможни по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.
35. Пользоваться иными правами, предусмотренными правовыми актами ФТС России.
36. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими подразделениями РТУ.
Начальник Отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Отдел задач и функций, выполнение установленных программ, планов и показателей его деятельности, соблюдение служебной и исполнительской дисциплины.
37. Начальник Отдела:
— прямо подчиняется первому заместителю начальника таможни по таможенному контролю и непосредственно подчиняется начальнику таможни;
— руководит Отделом на основе принципа единоначалия;
— вносит предложения руководству таможни по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в том числе о поощрении или о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Отдела и структурных подразделений таможенных органов в регионе деятельности таможни;
— распределяет обязанности между подчиненными должностными лицами Отдела;
— несет ответственность за организацию профессиональной подготовки должностных лиц Отдела;
— принимает решение по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;
— вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении специальных званий и классных чинов должностным лицам Отдела;
— осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ ФТС России от 25.03.2013 № 567
В целях совершенствования ведомственной системы обеспечения информационный безопасности таможенных органов ПРИКАЗЫВАЮ:
3. Главному управлению информационных технологий (А.Е.Шашаев), Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) обеспечить исполнение требований Положения при организации эксплуатации, модернизации и разработки программных средств (комплексов программных средств) Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, Системы ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов.
4. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) обеспечить функционирование Автоматизированной системы внешнего доступа таможенных органов Российской Федерации с соблюдением требований Положения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов
Приложение
к приказу ФТС России
от 25 марта 2013 г. N 567
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ВНЕШНЕГО ДОСТУПА
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. Положение разработано на основании:
— Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796);
— Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038, N 30 (ч. I), ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328);
— Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716, N 52 (ч. I), ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407, N 31, ст. 4173, ст. 4196, N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263, N 31, ст. 4701);
— Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 12, ст. 1100, N 43, ст. 4919; 2011, N 4, ст. 572);
— нормативно-методического документа «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)», утвержденного приказом Гостехкомиссии России от 30 августа 2002 г. N 282;
— Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом ФТС России от 13 декабря 2010 г. N 2401.
4. Положение регламентирует структуру АСВД ТО, а также порядок функционирования и администрирования АСВД ТО.
5. Требования Положения обязательны для исполнения всеми должностными лицами и работниками структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.
6. При разработке и согласовании технических условий информационного взаимодействия, соглашений об информационном взаимодействии, предусматривающих организацию информационных обменов между ЕАИС ТО и внешними информационными системами, не принадлежащим ФТС России, включать в состав технических условий информационного взаимодействия и соглашений об информационном взаимодействии раздел, определяющий информационное взаимодействие через АСВД ТО.
9. Назначением АСВД ТО является обеспечение защищенного информационного взаимодействия между информационными системами таможенных органов Российской Федерации и внешними информационными системами (включая расположенные за пределами территории Российской Федерации), информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», а также иными информационно-телекоммуникационными сетями.
10. АСВД ТО является единой точкой взаимодействия информационных систем таможенных органов с внешними информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
11. Функциональными заказчиками подсистем АСВД ТО являются структурные подразделения ФТС России, в интересах которых реализуются информационные технологии, предусматривающие взаимодействие компонентов ЕАИС ТО с внешними информационными системами и (или) телекоммуникационными сетями.
12. Объекты ФТС России, на которых создана и эксплуатируется АСВД ТО:
— объект «Фили», 121087, Москва, Новозаводская улица, дом 11/5;
— объект «Комсомольская площадь», 107842, Москва, Комсомольская площадь, дом 1а;
— объект «Садово-Сухаревская», 107842, Москва, Садово-Сухаревская улица, дом 9, строение 2.
13. АСВД ТО представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, телекоммуникационного оборудования, средств защиты информации, объединенных в подсистемы АСВД ТО. АСВД ТО предназначена для реализации контролируемого безопасного информационного взаимодействия компонентов информационных систем таможенных органов с внешними информационными ресурсами и телекоммуникационными сетями. В состав АСВД ТО входят следующие компоненты;
1) подсистема информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств и зарубежными организациями, обеспечивающая внешние информационные обмены ФТС России с таможенными службами иностранных государств и зарубежными организациями;
2) подсистема информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами организаций и лиц, представляющих информацию в целях электронного декларирования и предварительного информирования, обеспечивающая информационные обмены таможенных органов с организациями и лицами, в рамках осуществления электронного декларирования;
3) подсистема информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающая информационные обмены ФТС России с федеральными органами исполнительной власти;
4) подсистема информационного взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия Российской Федерации;
5) подсистема информационного взаимодействия с Единой автоматизированной информационной системой таможенных органов, контролирующая прием и передачу информационных потоков между ЕАИС ТО и всеми подсистемами и программными задачами АСВД ТО;
6) подсистема организации информационного взаимодействия системы видеоконференцсвязи ФТС России с внешними системами видеоконференцсвязи заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ведомств, а также иностранных государств, банков и организаций посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
8) подсистема доступа должностных лиц (работников) таможенных органов Российской Федерации к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающая безопасный контролируемый централизованный доступ пользователей структурных подразделений ФТС России и ЦИТТУ на объекте «Фили», «Комсомольская площадь» и «Садово-Сухаревская» с использованием отдельных дополнительных автоматизированных рабочих мест пользователей, подключенных к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с приказом ФТС России от 7 октября 2010 г. N 1866;
9) подсистема администрирования и мониторинга событий АСВД ТО, обеспечивающая управление компонентами АСВД ТО и контроль их работоспособности;
10) подсистема защиты информации, обеспечивающая защиту информационных систем таможенных органов от вероятных внешних угроз в соответствии с нормативными правовыми актами и стандартами уполномоченных в области защиты информации федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
12) подсистема удаленного доступа к ЕАИС ТО мобильных пользователей ЕАИС ТО из числа должностных лиц ФТС России;
13) подсистема публикации внешних ресурсов, обеспечивающая интеграцию с АСВД ТО используемых в таможенных органах информационных взаимодействий, не включенных в состав других подсистем АСВД ТО;
14) подсистема взаимодействия с координаторами эмиссии таможенных карт.
15. Организационная структура АСВД ТО включает должностных лиц:
1) отдела информационной безопасности Главного управления информационных технологий (ГУИТ);
2) отдела автоматизированной системы внешнего доступа таможенных органов ЦИТТУ.
16. Должностные лица отдела информационной безопасности ГУИТ обеспечивают:
— общее методическое руководство организацией функционирования АСВД ТО в целом и отдельных сервисов и (или) подсистем АСВД ТО,
— взаимодействие с АСВД ТО иных информационных систем таможенных органов, информационных систем третьих лиц;
— использование в АСВД ТО средств защиты информации и средств криптографической защиты информации;
— организацию согласования документации на АСВД ТО в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченными в области защиты информации;
— подготовку и согласование проектов приказов ФТС России, планирование работ по модернизации, функционированию и (или) использованию АСВД ТО;
— согласование планов работ ЦИТТУ и проектов приказов, подготовленных ЦИТТУ, содержащих информацию о модернизации, функционировании и (или) использовании АСВД ТО;
— организацию подготовки и внесения изменений в нормативную методическую базу ФТС России в части функционирования и (или) использования АСВД ТО.
— проведение работ по модернизации и сопровождению АСВД ТО.
— непрерывность функционирования АСВД ТО;
— настройку оборудования АСВД ТО и средств защиты информации, используемых в системе;
— согласование документации на создание и модернизацию информационных систем, использующих АСВД ТО;
— подготовку и согласование проектов приказов ФТС России и ЦИТТУ, планов ФТС России и ЦИТТУ по функционированию и (или) использованию АСВД ТО в рамках своей компетенции;
— подготовку и направление в ГУИТ предложений по модернизации АСВД ТО, добавлению новых и модернизации существующих подсистем и сервисов АСВД ТО, удалению подсистем и сервисов АСВД ТО, потерявших актуальность, закупке оборудования для функционирования АСВД ТО;
— согласование технических заданий и проектной документации на системы, предусматривающие информационное взаимодействие компонентов информационных систем таможенных органов с внешними информационными системами;
— согласование технических требований и схем информационных обменов с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, организациями и государственными органами зарубежных стран.
Подсистема информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств и зарубежными организациями также использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
19. Подсистема информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами организаций и лиц, представляющих информацию в целях электронного декларирования и предварительного информирования, имеет информационные связи с АПС информационного взаимодействия с ЕАИС ТО и внешними организациями-провайдерами. Связь осуществляется путем организации взаимодействия телекоммуникационного оборудования.
Функционирование данной подсистемы регламентировано приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52. Также подсистема информационного взаимодействия с АИС лиц, представляющих информацию в целях электронного декларирования и предварительного информирования, использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
20. Подсистема информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти имеет информационные связи с АПС информационного взаимодействия с ЕАИС ТО и внешними организациями-провайдерами. Связь осуществляется путем организации взаимодействия телекоммуникационного оборудования.
Также подсистема информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
21. Подсистема информационного взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия Российской Федерации выполняет функции защищенной зоны информационного взаимодействия между ФТС России и системой межведомственного электронного взаимодействия Российской Федерации и производит безопасный прием и передачу информации между указанными информационными системами.
22. Подсистема информационного взаимодействия с ЕАИС ТО имеет информационные связи с прикладными приложениями ЕАИС ТО и вышеперечисленными АПС. Связь осуществляется путем организации взаимодействия телекоммуникационного оборудования. Также подсистема информационного взаимодействия с ЕАИС ТО использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
23. Подсистема организации информационного взаимодействия системы видеоконференцсвязи ФТС России с внешними системами видеоконференцсвязи заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ведомств, а также иностранных государств, банков и организаций посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» позволяет выполнить безопасное подключение внешних систем видеоконференцсвязи к системе видеоконференцсвязи ФТС России.
При этом каждое такое подключение должно устанавливаться на основании Соглашения об информационном взаимодействии между сторонами либо иных официальных документов, подтверждающих необходимость настройки такого информационного взаимодействия.
24. Подсистема синдикации (реплицирования) ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не имеет информационных связей с другими системами. Подсистема изолирована от остальных функциональных подсистем АСВД ТО и не имеет с ними никаких информационных связей.
Подсистема синдикации ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
25. Подсистема публикации внешних ресурсов использует функции подсистемы защиты информации.
Серверы, установленные в рамках подсистемы публикации внешних ресурсов, имеют собственные внешние информационные связи.
Серверы внешнего доменного пространства имен являются частью распределенной базы доменных имен и поддерживают зону «customs.ru».
Почтовый сервер связан с почтовым сервером ведомственной системы электронной почты и с почтовыми серверами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Для определения адресов почтовых серверов сети Интернет используются MX-записи системы доменных имен.
Web-сервер АСД «Доступ-ТСВТ» является частью автоматизированной системы АСД «Доступ-ТСВТ». На Web-сервере публикуется статистика внешней торговли, предназначенная для внешних пользователей и организаций..
Подсистема публикации внешних ресурсов использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
26. Подсистема интеграции АСВД ТО с ВСЭП и удаленного доступа к ней обеспечивает доступ мобильных пользователей ФТС России к ведомственной системе электронной почты, для этого она взаимодействует с ведомственной почтовой системой ФТС России посредством АПС информационного взаимодействия с ЕАИС ТО.
Подсистема интеграции с ВСЭП и удаленного доступа к ней использует функции подсистемы защиты информации и подсистемы администрирования и мониторинга событий.
27. Подсистема защиты информации обеспечивает информационную безопасность всех АПС АСВД ТО.
28. Подсистема администрирования и мониторинга событий используется для управления и мониторинга работы всех прочих подсистем АСВД ТО.
Со стороны подсистемы администрирования и мониторинга событий в адрес других АПС передаются управляющие воздействия.
Со стороны прочих подсистем в подсистему администрирования и мониторинга событий передается информация о произошедших в системе событиях.
29. Подсистема удаленного доступа к ЕАИС ТО мобильных пользователей ЕАИС ТО из числа должностных лиц ФТС России предназначена для обеспечения защищенного доступа к ресурсам ЕАИС ТО мобильных пользователей ЕАИС ТО.
30. Подсистема взаимодействия с координаторами эмиссии таможенных карт осуществляет прием и передачу информации между серверным оборудованием АСВД ТО и процессинговыми центрами координаторов эмиссии таможенных карт.
31. Сообщения, передаваемые в АСВД ТО, содержат информацию прикладных систем ЕАИС ТО и внешних организаций. В рамках АСВД ТО структурный контроль и преобразование форматов сообщений не производится.
32. Ответственность за непрерывность функционирования АСВД ТО, соответствие настроек компонентов АСВД ТО технической документации на систему, организация администрирования и эксплуатации АСВД ТО возлагается на администратора АСВД ТО.
33. Администратор АСВД ТО назначается приказом ЦИТТУ. При назначении администратора АСВД ТО кандидатура согласовывается с ГУИТ. Приказ о назначении администратора доводится до кадрового подразделения ЦИТТУ, обязанности должностного лица, назначенного администратором АСВД ТО, отражаются в должностном регламенте (инструкции). В обязанности администратора АСВД ТО входит:
— организация контроля работоспособности технических и программных средств АСВД ТО;
— организация настройки и эксплуатации информационных взаимодействий ФТС России и внешних информационных систем;
— участие в разработке, согласовании, утверждении технических условий информационного взаимодействия, соглашений об информационном взаимодействии с информационными системами третьих лиц и (или) сетью Интернет;
— согласование технической документации на создание или модернизацию информационных систем таможенных органов и их компонентов, предполагающих информационное взаимодействие с информационными системами третьих лиц и (или) информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет».
34. АСВД ТО обеспечивает подключение внешних информационных систем к ЕАИС ТО и СВУЦ ТО, обеспечивая при этом выполнение требований по информационной безопасности.
Подключение внешних информационных систем к АСВД ТО производится посредством сертифицированного по требованиям безопасности информации оборудования в совокупности с комплексом средств защиты информации.
35. Оборудование, входящее в состав АСВД ТО, не может выступать в качестве оборудования для размещения баз данных, содержащих конфиденциальную и иную информацию, не подлежащую бесконтрольному распространению. При возникновении необходимости размещения информационных ресурсов таможенных органов для предоставления доступа к ресурсам третьим лицам, для размещения информационных ресурсов таможенных органов используется оборудование ЕАИС ТО, доступ к которому внешних пользователей производится через защищенную выделенную сеть АСВД ТО.
36. Оборудование АСВД ТО располагается в специализированных серверных помещениях, доступ в которые имеют должностные лица структурных подразделений ФТС России и ЦИТТУ, в сопровождении должностных лиц отдела АСВД ТО ЦИТТУ. При необходимости выполнения работ на оборудовании АСВД ТО представителями организаций, осуществляющих техническое сопровождение и (или) модернизацию АСВД ТО, работы проводятся по плану и в сроки, согласованные с администратором АСВД ТО и под контролем должностных лиц отдела АСВД ТО ЦИТТУ.
37. Доступ к оборудованию АСВД ТО предоставляется только по согласованию с администратором АСВД ТО. В случае необходимости предоставления доступа к компонентам АСВД ТО третьим лицам доступ может быть предоставлен в присутствии должностного лица отдела АСВД ТО ЦИТТУ.
38. Средства вычислительной техники АСВД ТО именуются в соответствии со следующими правилами:
— наименования пишутся латинскими буквами в соответствии с правилами транслитерации;
Телекоммуникационное оборудование АСВД ТО именуется следующим образом:
— латинскими буквами указывается функция информационного взаимодействия (из состава подсистем АСВД ТО), например: EMITENT;
— указывается порядковый номер оборудования в данной подсистеме, например: EMITENT-1;
— указывается объект, на котором расположено оборудование. Сокращенно, по первой букве объекта, например: объект «Фили»-EMITENT-1-F;
— указывается помещение, в котором установлено оборудование, например: EMITENT-1-F-119.
39. Информационные системы участников внешнеэкономической деятельности подключаются к АСВД ТО с учетом требований приказа ФТС России от 24 января 2008 г. N 52.
42. При выявлении нарушений требований Положения для установления причин нарушения, определения категории возникшей угрозы информационной безопасности таможенных органов, определения причины нарушения и определения ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, проводится служебная проверка в установленном ФТС России порядке.
43. Ответственность за возникновение нештатных ситуаций в работе программных, программно-аппаратных, аппаратных средств АСВД ТО при несоблюдении требований настоящего Положения несет должностное лицо таможенного органа, повлекшее возникновение нештатной ситуации, в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией.
44. Отдел АСВД ТО обеспечивает информационное взаимодействие между ФТС России и внешними информационными системами, осуществляемое в соответствии с техническими условиями и схемами информационного взаимодействия, разработанными и утвержденными в соответствии с приказами ФТС России от 3 мая 2011 N 899 и от 30 сентября 2011 N 1981.