Что такое орфограмма 1 класс правила и примеры нужно подчеркнуть
Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стр о – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Пти чк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
Орфограмма
Всего получено оценок: 124.
Всего получено оценок: 124.
В данной статье рассмотрим, что такое орфограмма в русском языке, какие орфограммы изучаются в 1 классе, что такое орфографическая зоркость и как подчеркивать орфограммы.
Определение
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Понятие «орфограмма» греческого происхождения, переводится как «правильно писать».
Под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правила или обратиться к словарю.
Говоря еще проще, орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву.
Изучение орфограмм
Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:
Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.
Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы:
Орфографическая зоркость
Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.
Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография.
Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове «чашка» буква «а» подчеркивается одной чертой, а буква «ч» подчеркивается двумя чертами.
Что мы узнали?
Орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву. В 1 классе изучаются такие орфограммы: большая буква в начале предложения; правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»; правописание мягкого знака; правописание сочетаний «чк-чн»; проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; имена собственные; предлоги. Все орфограммы объединяются в раздел орфографии, а их изучение способствует развитию орфографической зоркости – умения видеть слова с орфограммами. Орфограммы подчеркиваются одной чертой, а условия написания – двумя чертами.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
Орфограмма 1 класс что это такое пример
Что мы узнали?
Орфограмма – это такое место, где можно допустить ошибку, написав неправильную букву. В 1 классе изучаются такие орфограммы: большая буква в начале предложения; правописание сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»; правописание мягкого знака; правописание сочетаний «чк-чн»; проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; имена собственные; предлоги. Все орфограммы объединяются в раздел орфографии, а их изучение способствует развитию орфографической зоркости – умения видеть слова с орфограммами. Орфограммы подчеркиваются одной чертой, а условия написания – двумя чертами.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/orfogramma-opredelenie-primery-1-klass.html
Особенности орфограмм
Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими
К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Орфографическая зоркость
Каждый человек должен стремиться овладеть орфографической зоркостью. Данное понятие означает умение видеть слово, в котором есть орфограмма.
Наличие большого количества орфограмм способствовало появлению такой науки, как орфография.
Учащиеся должны уметь подчеркивать орфограммы. Само место, где можно допустить ошибку, нужно подчеркивать одной чертой; если в анализируемом слове есть условие, по которому пишется та, а не другая буква, то эту букву или сочетание букв нужно подчеркнуть двумя чертами. Например: в слове «чашка» буква «а» подчеркивается одной чертой, а буква «ч» подчеркивается двумя чертами.
Знаете ответ?
Рейтинг сайта
Самые активные участники недели:
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/question/orfogramma-1-klass-chto-eto-takoe-primer-131350
Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм
ПРИ- — близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги); — приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани); — неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ- — близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много); — близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
В данной статье мы не будем говорить, хорошо это или плохо. Мы постараемся понять пользу и значение Интернета, социальных сетей, а также постараемся уберечь ребенка от опасностей, воспользовавшись советами психологов.Читать далее
Статья об отношении родителей к детской влюбленности.Читать далее
Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы).Читать далее
Статья рассказывает о нескольких видах детской развивающей литературы для разных возрастов, на что стоит обратить внимание при выборе книги.Читать далее
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.
б) запиши 3 раза слово, в котором ошибся, выдели орфограмму; придумай и запиши 1-2 однокоренных слова
11. Парная по глухости — звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)Чтобы проверить парную по глухости — звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
б) запиши слово, в котором ошибся, выдели орфограмму, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу.
12. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)
Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
а) Сосна росла у берега.
Сосна росла у самого берега.
б) Придумай и запиши еще 3 слова с предлогами.
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Каждый урок русского языка – это удивительная страничка в книге знаний. Открывая ее, мы становимся богаче духовно, обретаем те умения и знания, которые так нам необходимы в жизни.
Тема сегодняшнего урока – орфограммы в корне слов (приложение 1). Мы вспомним об однокоренных словах, поговорим о безударных гласных, или как мы их называем «двуликие гласные», вспомним о сомнительных согласных, мы их называем «глухие и звонкие братцы».
Предметом нашего разговора на уроке станут «звуки-неслышимки», непроизносимые согласные в корне слова. Помогут нам афишные столбики, перфокарты, авторские фирменные листы «Орфограммы в корне слова» (приложение 2). А знания и умения, приобретенные на уроке, поможет проверить наша любимая игра «Умники и умницы».
II. Актуализация знаний
Учитель: У вас на партах фирменные листочки. А на доске записаны слова. Разделите эти слова на группы. Что объединяет эти группы слов? Найдите в них общее. Вспомните наш городок Логос и Ниточку-Паутиночку (приложение 3), которая вам раскрывала секреты грамотного письма. И я уверена, что вы с работой справитесь.
На доске записаны слова:
Учитель: Проверяем выполненное задание. Давайте подведем итоги. Как проверить правописание безударного гласного в корне? Как проверить правописание парного согласного в слабой позиции в корне слова? В работе используйте опорные карточки. (приложения 4,5,6,7)
III. Изучение нового материала. Постановка учебной цели и поиск решения проблемы.
Учитель: Сегодня я вам предлагаю еще одно задание. Давайте восстановим пропуски в словах.
Учитель: Выпишете из текста подчеркнутые слова. Проверяем. Все ли вы здесь правильно написали? Нет ли ошибок? Чтобы найти их и исправить, надо выяснить, как проверить непроизносимые согласные в слове. Итак, как вы думаете, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть варианты?
Дети: Изменить форму слова: прелестная – прелестные, счастливой – счастливые.
Учитель: Изменилось ли слово таким образом, чтобы гласные стали произносимыми? Нет. Значит, вариант наш не подходит… какие есть соображения?
Дети: Подобрать однокоренное слово: прелестный – прелесть, счастливый – счастье.
Учитель: Во всех ли случаях проверка получилась?
Учитель: Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?
(ученики затрудняются с ответом)
Учитель: Рассмотрите «гнездышко» родственных слов: грустный, грустинка, грусть, загрустили
Обратите внимание на слова: грустинка, загрустили
Так как же проверить непроизносимые согласные?
Учитель + Дети составляют алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова
IV. Работа по дальнейшему углублению знаний и развитию орфографической зоркости.
Учитель:Сейчас мы будем работать по карточке.
Работать будем «по цепочке», устно, орфограмму будем выделять в цвете.
Обратите внимание, как можно проверить непроизносимую согласную в корне. Вспомните алгоритм проверки непроизносимой сомнительной согласной
Учитель: Откройте учебник. Выполняем упражнение № 312 строго по заданию. Проверяем выполненную работу. Назвать слова с непроизносимыми согласными.
VI. Проверочная работа: тесты.
Учитель: Предлагаю Вам контрольный тест. Это творческое задание, которое поможет проверить ваши знания по теме «Орфограммы в корне слов».
VII. Итоговая рефлексия
Давайте подведем итоги нашего урока.
Рефлексию урока помогает провести любимая ролевая игра нашего класса «Умники и умницы».
Класс разделен на три команды, с разным уровнем подготовки учащихся в каждой. По теме урока участники игры готовят вопросы и задают их соперникам. (ученики используют авторский фирменный лист «Орфограммы в корне слов). «Стоимость» вопросов оценивается в 3-6 баллов в зависимости от сложности вопросов. При этом изначально каждая команда получает стартовый капитал в размере 12 баллов. За неверный ответ – штраф 3, за подсказки – штраф 2 балла. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов, в результате интеллектуальной игры.
VIII. Домашнее задание
Учитель: И в завершение нашего урока, обращаю ваше внимание на то, что задание на дом будут дифференцировано. Каждый из вас будет работать с индивидуальной карточкой
Ученики первого ряда переписывают текст и исправляют все ошибки.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
ПРИ- — близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги); — приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани); — неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ- — близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много); — близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
Орфограммы — что это такое
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Изучение орфограмм
Еще в начале изучения русского языка ученики изучают такие орфограммы:
Все эти орфограммы изучаются в 1 классе.
Приведем примеры слов, в которых встречаются перечисленные выше орфограммы: