Что такое орнамент в музыке
Орнаментика (музыка)
Орнаме́нтика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии в музыке. Так же называется и учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приемов. Само украшение мелодии дополнительными мелодическими фигурами называется орнаментированием. Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры. Орнаментика применяется и в вокальных, и в инструментальных мелодиях. К ней относится широкий круг приёмов: от мелодических формул определённой структуры до кратких украшений.
История
Одним из примеров использования орнаментики в музыке является Европа XVI—XVIII веков. Для этого времени характерна импровизационная орнаментика, то есть первоначально орнаментирование осуществлялось исполнителем по собственному усмотрению в виде импровизации. Постепенно в музыке сложились устойчивые типы мелодических украшений, которые получили специальное обозначение, их добавлял (выписывал полностью) в нотную запись сам композитор.
Большое развитие орнаментика получила во французской клавесинной музыке и церковных хорах. Из-за устройства инструмента звуки, издаваемые им, быстро затухали. Но некоторые техники украшения помогали продлить звучание. В церквях использование таких приёмов придавало дополнительную красоту песнопениям.
Так же вокальную орнаментику развивала итальянская опера.
Так же в орнаментике используются более развитые мелодические формулы, такие как
Литература
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Орнаментика (музыка)» в других словарях:
Музыка эпохи барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1750) Классицизм (1750 1820) Романтизм (1820 1900) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (с 1975 года) Музыкой барокко называют период в … Википедия
Музыка Барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка в стиле барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка зрелого барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка периода барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка позднего барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка раннего барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Музыка эры барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) Музыкой барокко называют период в… … Википедия
Орнаментика — (от. лат. ornamentum украшение) звуки относительно мелкой длительности, украшающие осн. мелодич. рисунок. В О. входят соответств. рода пассажи, тираты, фигурации, фиоритуры. К сфере О. относят также тремоло, вибрато. К ней примыкают и нек … Музыкальная энциклопедия
Капели мелодий.
Орнаментальная музыка
Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации
Орнамент – зеркало и характерная особенность древней и современной культуры народов севера, устойчивый элемент художественной культуры.
На протяжении тысячелетий орнаменты сохраняют свою древнюю первооснову, создающую важнейший исторический источник. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы наполняются вполне определённым содержанием, отражая представление об окружающей действительности. Считается, что орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром, а названия узорам давали по сходству и подобию предмета.
По нашему мнению, в орнаментах народов севера “отвлечённые” геометрические формы отвлечёнными только кажутся. С таким же “успехом” мы можем рассуждать об “отвлечённых” геометрических формах вполне современного QR кода.
Методологической основой нашего исследования явился метод дискретного преобразования Фурье, дополненный автором новой методикой исследования орнаментов как музыкальных произведений.
— о возможности дискретизации и кодирования изображений орнаментов;
— о возможности выявления скрытой в орнаментах информации;
Цель: выявить скрытую в орнаментах информацию.
Объект исследования: группа орнаментов “Мотивы с зайцем”.
Предмет исследования: выявление и представление в графическом и звуковом формате скрытой информации путём дискретизации и кодирования изображений орнаментов.
1. Создать компьютерные графические изображения орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в соответствии с оригинальными.
2. Пространственно дискретизировать и кодировать орнаменты в цифровом и нотном формате.
Для разъяснения нашей гипотезы возьмём произвольное изображение, представленное как совокупность квадратиков разных цветов. Квадратик (пиксель) – это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать произвольно. В нашей работе мы используем черно-белое изображение. Для черно-белого изображения каждый квадратик будет нести одну единицу информации (один бит). Представим, что чёрный квадратик (бит) = 1, а белый квадратик (бит) = 0.
Произведём кодирование изображения.
В результате кодирования получаем ряды символов двоичной системы исчисления, которые можно преобразовать в звук.
Преобразование в нотные записи можно произвести путём соотнесения пространственно дискретизированного изображения с импровизированным нотоносцем, предполагая, что каждая тёмная клетка – это нотный знак, а нотные знаки, располагающиеся на одной вертикальной линии, будут составлять аккорд.
Практически все орнаменты можно разделить на участки разного цвета правильной геометрической формы (дискретизировать).
Пробуем исследовать один орнамент из группы орнаментов “Мотивы с зайцем”. Для исследования, с помощью компьютерной графики было создано изображение одного орнамента, разделённого на участки и кодированного в двоичной системе исчисления и в нотном формате.
В результате кодирования мы получили информацию, которую можно преобразовать в звук, представив как нотную запись.
Исследуем группу орнаментов “Мотивы с зайцем”, как нотные записи. Для реализации исследования, методом компьютерной графики:
1. Созданы компьютерные изображения отдельных орнаментов группы в соответствии с оригиналом.
2. Компьютерные изображения орнаментов разделены на участки (пространственно дискретизированы).
3. Дискретизированные изображения орнаментов пронумерованы и соотнесены с импровизированными нотоносцами, где каждая тёмная клетка орнамента – это нотный знак.
Перенесением нотных знаков нескольких орнаментов группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получены звуковые дорожки, соединённые между собой в единое произведение. Представлено два варианта аранжировки. Композитор – Артемиус Вольф // Artemius Wolf (г. Москва)
Перенесением нотных знаков орнамента №_03 из группы “Мотивы с зайцем” в компьютерную программу для создания музыки получена звуковая дорожка в клавишном варианте исполнения. Представлено два варианта аранжировки. Композитор – Валентин Хайнус (г. Югорск)
В ходе нашего исследования гипотеза о возможности представления скрытой в орнаментах информации подтвердилась. Нам удалось:
1. Пространственно дискретизировать компьютерные изображения орнаментов.
2. Кодировать орнаменты в двоичной системе исчисления.
3. Кодировать орнаменты группы “Мотивы с зайцем”, как нотные записи.
4. Создать оригинальные музыкальные дорожки.
По итогам нашей работы мы сделали выводы:
— орнаментальное искусство народов ханты и манси может быть источником скрытой информации;
— пример распознавания скрытой в орнаментах информации – преобразование в нотные записи и создание оригинальных музыкальных опусов, миниатюр, произведений…;
1. http://xant.net.ru/ornament/ornament.htm – Орнаменты и рисунки народов ханты и манси.
2. http://www.hnh.ru/culture/2011-02-19-1 – народная культура.
3. http://php-zametki.ru/binary-text.html – бинарный код в тексте.
4. http://aboutnumber.ru/90511 – информация о числах
5. Körös Regional Archaeological Project. The Archaeological Background (html). Florida State University (2007). ↑ Hertelendi, Ede and others (1995). «Re-Evaluation of the Neolithic in Eastern Hungary Based on Calibrated Radiocarbon Dates». Radiocarbon 37 (2).
6. Gimbutas, Marija. The Civilization of the Goddess: The World of Old Europe. — San Francisco: HarperCollins Publishers (Harper San-Francisco), 1991. — ISBN 0-06-250368-5 (hardcover) or ISBN 0-06-250337-5 (paperback)., pages 35-45.
7. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. – Йошкар-Ола, 2000 г.
8. Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.
9. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс]. URL: http://www.etnic.ru
10. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru
11. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com
12. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс]. URL: http://ornament-ru
13. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru
14. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров [Текст] / А.В. Головнев.- Екатеринбург,1995.-175с.
15. Кулемзин В.М. Знакомьтесь: ханты [Текст] / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина.- Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская Фирма,1992.-136с.
16. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис [Текст] /Т.А. Молданова.- Томск: Изд-во Том. ун-та,1999.-261с.
17. Морозова Ю.А. Коренные малочисленные народы севера Ямала: популярный очерк [Текст] / Ю.А. Морозова.- СПБ: Русская коллекция, 2005.-73 с.
18. Нилов В.Н.Северный танец. Традиции и современность [Текст] / В.Н. Нилов.- 2-е изд., доп.- М.: Северные просторы, 2005.- 168с.
19. Осипенко В. Резьба по дереву [Текст] / В.Осипенко.- М.: Профиздат,2006.-112с.
20. Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история [Текст] / Е.В. Перевалова.- Екатеринбург: УРО РАН, 2004.- 414 с.
21. Соколова З.П. Путешествие в Югру [Текст] /З.П. Соколова.- М.: Мысль,1982.-173 с.
22. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья [Текст]./А.М. Сязи.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.-248с.
23. Сязи А. Свой тон в цветовом спектре [Текст] // Ямальский меридиан.-2003.-№3.-с.50-52
24. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса [Текст] / Г.П. Харючи; под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.- 228с.
25. Харючи С.Н. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций [Текст] / С.Н. Харючи, Г.П.Харючи.- Тюмень: Феликс, 2005. – 248с.
26. Ямал: грань веков и тысячелетий [Текст] / авт.- сост. Ю.Морозов.- Салехард: Артвид, СПБ.: Русская коллекция, 2000. – 656 с.: ил.
Приложение (орнаментальные ноты)
Гусева Софья Олеговна, ученица 3”Д” класса школы № 5 города Югорска;
Гусев Олег Александрович (отец).
Дубровская Татьяна Николаевна, классный руководитель, преподаватель школы № 5 города Югорска;
Кузнецова Мария Викторовна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Цонева Екатерина Игоревна, заведующая сектором информационно-методического отдела центра культуры “Югра-презент” города Югорска;
Есть много видов орнаментов, начиная от добавления одного короткого льготная записка перед основной нотой исполнения виртуозно-яркой трели. Количество украшения в музыкальном произведении может варьироваться от довольно обширного (часто в Период барокко, от 1600 до 1750) до относительно небольшого или даже нулевого. Слово agrément используется специально для обозначения стиля французского барокко в орнаменте.
Содержание
Импровизированное против письменного
В период барокко исполнители обычно импровизировать орнамент на заданной мелодической линии. Певец исполняет да капо ария, [1] например, спел бы мелодию относительно безмятежно в первый раз и украсил бы ее дополнительными завитушками и трели второй раз. Аналогично клавесин ожидалось, что исполнитель простой мелодической линии сможет импровизировать гармонично и стилистически соответствующие трели, умершие (верхний или нижний) и Appoggiaturas.
Орнамент также может быть указан композитором. Ряд стандартных украшений (описанных ниже) обозначен стандартными символами в нотная запись, в то время как другие украшения могут быть добавлены к партитуре небольшими заметками или просто записаны обычным образом в виде полноразмерных заметок. Часто у композитора будет свой собственный словарь орнаментов, который будет объяснен в предисловии, как код. А льготная записка заметка, написанная мелким шрифтом, с косой чертой или без нее, чтобы указать, что стоимость примечания не считается частью общей временной стоимости бар. В качестве альтернативы, термин может относиться в более общем смысле к любой из небольших заметок, используемых для обозначения какого-либо другого орнамента (см. § Апподжиатура ниже) или в связи с указанием какого-либо другого орнамента (см. § Трель ниже), независимо от времени, использованного при исполнении.
В Испания, мелодии, орнаментированные при повторении («подразделения») были названы «диференции», и восходит к 1538 году, когда Луис де Нарваес опубликовал первый сборник такой музыки для Виуэла. [2]
Трель
А трель, также известный как «встряска», представляет собой быстрое чередование указанной ноты и ноты над ней. В простой музыке трели могут быть диатонический, используя только ноты гаммы; в других случаях трель может быть хроматический. Трель обычно обозначается либо tr или tr
представляет длину трели над штат сотрудников.
В умеренном темпе это может быть выполнено следующим образом:
В музыке барокко трель иногда обозначается + знак (плюс) над или под примечанием.
В конце 18 века, когда исполнители играют трель, она всегда начинается с верхней ноты. Однако «[Генрих Кристоф] Кох не выразил никакого предпочтения и заметил, что едва ли имеет большое значение, начинается ли трель тем или иным образом, поскольку не было слышимой разницы после того, как начальная нота прозвучала». [3] Клайв Браун пишет: «Несмотря на три различных способа показа трелей, кажется вероятным, что в каждом случае предусматривалась трель, начинающаяся с верхней ноты и заканчивающаяся поворотом». [4]
Иногда ожидается, что трель завершится поворотом (звучанием ноты ниже, а не ноты над основной, непосредственно перед последним звучанием основной ноты) или каким-либо другим вариантом. Такие вариации часто отмечаются несколькими нотами грации после ноты, имеющей указание трели.
Также есть однотонная трель, которую называют по-разному. трилло или тремоло в стиле позднего Возрождения и раннего барокко. Трель на одной ноте особенно идиоматичен для смычковых струн.
Мордент
А мрачный это быстрое переключение между указанной нотой, нотой выше (называемой верхний мордент, перевернутый мордент, или Pralltriller) или ниже (называется нижний мордент или мрачный) и снова указанную ноту. Верхний мордент обозначается короткой толстой тильда (что также может указывать на трель); нижний мордент такой же с короткой вертикальной чертой.
Как и в случае с трелью, точная скорость исполнения мордента будет варьироваться в зависимости от темпа пьесы, но в умеренном темпе вышеперечисленное может быть выполнено следующим образом:
Путаница в значении неприукрашенного слова мрачный привело к современным условиям верхний и ниже используется mordent, а не мрачный и перевернутый мордент. Практика, обозначения и номенклатура для всех этих украшений сильно различаются; то есть, включив ли символ для мордента в музыкальные очки, композитор задумал направление дополнительной ноты (или нот), которая будет воспроизводиться выше или ниже основной ноты, записанной в нотах, зависит от того, когда произведение было написано и в какой стране.
в Период барокко, протрава ( Немецкий или Шотландский эквивалент мрачный) был тем, что позже стали называть перевернутый мордент и то, что сейчас часто называют нижний мордент. Однако в 19 веке название мрачный обычно применялся к тому, что сейчас называется верхний мордент. Хотя сейчас морденты рассматриваются как единое чередование нот, в период барокко едкий может иногда исполняться с более чем одним чередованием указанной ноты и ноты ниже, что делает его своего рода перевернутой трелью. В некоторые периоды времени все виды болезней обычно начинаются с лишнего несущественное примечание (меньшее, добавленное примечание), а не с основная нота как показано в примерах здесь. То же самое и с трелями, которые в стиле барокко и Классический периоды начинались бы с добавленной верхней ноты. А ниже несущественная нота может быть хроматически повышена (то есть с естественным, диезом или даже двойным диезом), чтобы сделать ее одной полутон ниже основной ноты.
Очередь
Поворот короткий фигура состоящий из примечания над указанным, самого примечания, примечания под указанным и самого примечания. Он отмечен обращенной назад S-образной формой, лежащей на боку над древком. Детали его выполнения частично зависят от точного размещения указателя поворота. Например, повороты ниже
может быть выполнен как
Точная скорость выполнения поворота может варьироваться, как и его ритм. Вопрос о том, как лучше всего выполнить поворот, во многом зависит от контекста, условностей и вкусов. Добавленные нижние и верхние ноты могут быть хроматически подняты, а могут и не быть.
Апподжиатура
An апподжиатура ( / ə ˌ п ɒ dʒ ə ˈ tj ʊər ə / ; Итальянский: [appoddʒaˈtuːra] ) является добавленной нотой, которая важна мелодически (в отличие от acciaccatura) и приостанавливает основную ноту на часть ее временной стоимости, часто примерно на половину, но это может быть значительно больше или меньше в зависимости от контекста. Добавленное примечание ( вспомогательная записка) на один градус выше или ниже основной ноты и может или не может быть изменен хроматически. Апподжатуры также обычно находятся на сильной или самой сильной доле разрешения, сами подчеркиваются, приближаются к ним прыжком и уходят на шаг в направлении, противоположном прыжку. [5] [6]
Апподжиатура часто записывается как льготная записка с префиксом к основной заметке и печатается мелким шрифтом, [7] без косой черты:
Это может быть выполнено следующим образом:
Acciaccatura
В 19 веке аксиакатура (иногда называемая короткая апподжиатура) стал более коротким вариантом долгая апподжиатура, где задержка основной ноты быстрая. Он написан с использованием благодатной ноты (часто дрожащей или восьмая нота), с косым ходом через шток. в Классический период, акциакатура обычно исполняется перед долей, и акцент делается на основной ноте, а не на ноте грации. В апподжиатура длинный или короткий имеет акцент на ноте грации. [ нужна цитата ]
Точная интерпретация этого будет зависеть от темпа пьесы, но возможно следующее:
Глиссандо
А глиссандо представляет собой переход от одной заметки к другой, обозначенный волнистой линией, соединяющей две ноты.
Слышны все промежуточные диатонические или хроматические (в зависимости от инструмента и контекста), хотя и очень кратковременно. Этим глиссандо отличается от портаменто. В современная классическая музыка (особенно в авангардных произведениях) глиссандо имеет тенденцию принимать всю ценность начальной ноты.
Горка
Nachschlag
Слово Nachschlag (Немецкий: [ˈNaːxˌʃlaːk] ) буквально переводится как «после-бит» и относится к «двум нотам, которые иногда завершают трель и которые, взятые в сочетании с двумя последними нотами встряски, могут образовать поворот». [ Эта цитата требует цитирования ] Период, термин Nachschlag может также относиться к «орнаменту, который принял форму дополнительной ноты, которая, будучи помещена после основной ноты,« крадет »у нее время». [10]
В западной классической музыке
Музыка эпохи Возрождения и раннего барокко
От Сильвестро Ганассив трактате 1535 г. мы имеем инструкции и примеры того, как музыканты эпохи Возрождения и раннего Барокко периоды украшали свою музыку импровизированными орнаментами. Майкл Преториус тепло отзывались о «разных хороших и веселых шалостях музыкантов с небольшими пробежками / прыжками». [ Эта цитата требует цитирования ]
Начиная с Архилея (1589 г.), [ требуется полная цитата ] трактаты вводят новый набор выразительных приемов, называемых грации рядом с подразделениями. Они имеют гораздо больший ритмический интерес и наполнены аффектом, поскольку композиторы гораздо больше интересовались изображением текста. Это начинается с трилло и каскадировать, и к тому времени, когда мы достигнем Франческо Роньони (1620) нам также рассказывают о модных украшениях: Portar la voce, акцент, тремоло, группа, esclamatione и интонация. [12]
Основные трактаты с деталями орнамента: