Что такое оселедец у казаков
«Оселедец»: как появилась знаменитая казачья прическа
Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.
Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.
«Хохол» или «оселедец»?
Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».
Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.
Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.
Происхождение оселедца
В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».
Значение этой прически для казаков
Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.
Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.
Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.
Чуб-оселедец, зачем его носили казаки
Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак. Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.
Четкого ответа на вопрос когда, зачем и почему казаки носили чуб, в документах тех времен не существует / Фото: ok.ru
Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.
1. Что говорит история
Великий полководец князь Святослав Игоревич был очень похож на казаков / Фото: militaryexp.com
Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.
Согласно описанию, сделанному Львом Диаконом, князь Святослав носил чуб-оселедец / Фото: novosti333.ru
Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.
То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.
Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская».
В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.
В Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль, выраженный не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах / Фото: pinterest.ru
Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.
В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.
Чуб у казаков выступал символом их принадлежности к роду сарматов / Фото: ru.ign.com
Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.
Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.
2. Что думают по этому поводу сами казаки
Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by
Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.
Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe
Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».
Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua
Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…
Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru
С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.
Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua
Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.
Материалы по теме
А вот ещё:
Уэлен: черная земля Чукотки
Уэлен – не самое модное направление туризма, хотя это село вполне могло бы претендовать на звание одного из самых интересных мест на территории России. В некотором смысле поездки в Уэлен попадают в категорию экстремального туризма, и дело тут не только в суровых погодных условиях, но и в необычно лаконичном для XXI века перечне доступных благ цивилизации.
Кто и как живет в Уэлене
Попасть в село Уэлен можно вертолетом, как и в другие пять населенных пунктов этого же района, который носит название Чукотский. Расположено село на галечной косе, по одну сторону которой – лагуна Уэлена, по другую – воды Берингова пролива, а неподалеку – самая восточная точка Евразии, мыс Дежнева. Название села Уэлен (с ударением на последнем слоге) – производное от чукотского «Увэлен», что означает «черная земля». Речь о черных буграх на склоне сопки, что видны круглый год и служат для путников опознавательным знаком.
Уэлен. Источник: wikiwand.com
Существует, как полагается, и легенда, связанная с названием – о сироте по имени Увэлельын, который рос грязным оборванцем и терпел насмешки от соседей. Когда Увэлельын, «грязнуля», вырос силачом, то уже от него стало доставаться соплеменникам. В этой истории для бедняка все закончилось плохо, но жители поселения, получившего его имя, решили впредь вместе воспитывать сирот и помогать тем, кому не повезло в жизни.
В Уэлене живут 599 человек, здесь есть школа, почта, магазин и метеостанция, а вот с медицинской помощью сложнее: один постоянный врач-педиатр, и лишь с 2020 года появилась скорая помощь. Интернет в селе напоминает тот, что на Большой земле был в прошлом тысячелетии – не смотреть онлайн, а скачивать, причем порой не за один час.
Уэлен, вид сверху. Источник: fotorelax.ru
Экзотикой для туристов с запада – даже из самых дорогих для жизни городов мира – вполне могла бы стать еда, доступная жителям села. Речь не о национальных особенностях кухни, а о стоимости обычных и знакомых всему миру продуктов – чтобы покупать в Уэлене сыр, помидоры или даже морковь, нужно быть или богатым, или щедрым человеком. Все дело в том, что абсолютно все продукты питания (кроме, разве что, оленины) в село доставляют по воздуху. Происходит это один раз в год. То, что имеет небольшие сроки хранения, замораживается либо съедается в первые месяцы, остальное растягивается до следующей поставки с Большой земли.
Прошлое Уэлена – каменный век, Дежнев, Колчак и СССР
Большая часть населения Чукотского района – свыше 88 процентов – составляют чукчи, около 12 % приходится на эскимосов и представителей других коренных народов Севера. Обитаемой и обжитой эта территория, как ни странно? стала уже очень давно, в окрестностях Уэлена найдены стоянки возрастом не менее 6000 лет, а также погребения врпемен палеолита – Эквенский и Уэленский могильники с сотней захоронений.
А в XIV веке был основан древнейший на Чукотке поселок Наукан, до 1958 года удерживавший звание самого восточного населенного пункта Евразии, а с того времени прекративший существование с выселением жителей в села Уэлен, Лаврентия и Лорино.
Жители Уэлена в 1913 году. Источник: wikiwand.com
Уэлен впервые появился на карте благодаря экспедиции, организованной в правление Екатерины II. Мореплаватели Иосиф Биллингс и Гавриил Сарычев во главе большой экспедиции отправились исследовать северо-восточные земли, в частности, устье реки Колымы, острова и берега северного моря, а в процессе им предписывалось устанавливать дружественные отношения с местными народами, чтобы расширять власть и авторитет империи на самые труднодоступные земли материка.
Вообще же путешественники открыли эти места полутора веками раньше, когда Берингов пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку, прошел в 1648 году Семен Дежнев, русский путешественник и сборщик ясака – налога пушниной, который платили народы Сибири. Документы о странствиях Дежнева долгое время хранились в Якутском остроге, и Витусу Берингу спустя 80 лет довелось совершить это открытие во второй раз. Пролив стал называться Беринговым, но и имя Дежнева увековечено во многих географических наименованиях.
Советский период истории Уэлена можно назвать его расцветом.
Интересно, что в 1910 году в Уэлене находилась Географическая экспедиция Северного Ледовитого океана, одним из самых активных исследователей в ней был Александр Колчак, в те времена – океанограф и полярник, а впоследствии – руководитель Белого движения. Второе десятилетие XX века стало периодом расцвета Уэлена в экономическом отношении, который продолжился и в советские годы. До 1940 года село было районным центром, потом передав эти функции селу Лаврентия, расположенному в 140 километрах от Уэлена.
Красота естественная и искусство
Основное занятие местных жителей связано с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Море богато лососевыми видами рыбы, в нем обитают серый и гренландский киты, лахтак – морской заяц. Вблизи от Уэлена, как и во многих районах Чукотки, обнаружены залежи золота и других полезных ископаемых, но разработки здесь не ведутся. Восточный край Евразии – это прежде всего бескрайние неповторимые пейзажи, не случайно территория трех районов Чукотского автономного округа получила статус национального парка «Берингия».
Многовековые традиции морзверобойного промысла оказались прочно связанными и с промыслом художественным: в Уэлене, как и вообще на Чукотке, мастера издавна изготавливали фигурки из кости и моржовых клыков. Вырезали фигурки животных, создавали гравюры на сюжеты из повседневной жизни чукчей, охоты, езды на оленьих упряжках. Когда-то этим славился поселок Дежнево, который в рамках укрупнения чукотских поселений был заброшен, а жители его переселились в Уэлен.
В самом же селе существует Уэленская косторезная мастерская, основанная в 1931 году. Ее первым руководителем стал художник Вуквуктагин. А одним из самых прославленных мастеров, чьи произведения попали и в столичные музеи, стал Хухутан, начавший карьеру художника после несчастного случая на охоте, где он потерял ногу.
Мастера-косторезы Вуквутагин и Хухутан.
Интересно, что уже в тридцатые среди косторезов появились женщины – до этого считалось, что резьба по кости – исключительно мужское занятие, слабый пол к резцу не допускался. Среди изделий мастерской – костяные шахматы, брошки и пудреницы, а в 1934 году, когда в Уэлене находились самолеты, спасавшие экипаж парохода «Челюскин», мастера создавали и произведения, посвященные челюскинцам.
А Вы знаете почему запорожские казаки носили длинные чубы?
По описаниям Византийцев отец Князя Владимира еще до християнства носил ЧУБ.
Отряд Балтийского флота при Кавказской туземной конной дивизии
С началом Первой мировой войны наместник Кавказа и главнокомандующий войсками Кавказского военного округа граф И.И. Воронцов-Дашков обратился 26 июля 1914 г. к Николаю II с предложением создать новую дивизию из «воинственных кавказских народов». Уже 23 августа Николай II официально объявил о создании Кавказской Туземной конной дивизии и назначил ее командующим своего младшего брата великого князя Михаила Александровича.
В октябре 1914 года во 2-м Балтийском флотском экипаже в г. Петрограде под командованием капитана 2-го ранга Б.А.Страдецкого начато формирование Конного подрывного отряда Кавказской туземной конной дивизии.
Офицеры и матросы поступали в отряд добровольно. Вскоре задачу отряда расширили с целью снабдить дивизию опытной пулеметной командой.
Всего по штату отряд насчитывал 12 офицеров и 216 нижних чинов. Предполагалось содержать в отряде пулеметную батарею из 8-ми пулеметов (4 конных пулеметных взвода по 2 пулемета в каждом), с имуществом по табелям конно-пулеметной команды кавалерийской дивизии.
Для обеспечения отряда обозной командой Приказом Штаба Верховного Главнокомандующего от 4.11.1914 № 139 его численность была увеличена на 8 старших и 12 младших унтер-офицеров, 1 ветеринарного фельдшера, 3 кузнецов и 59 рядовых.
В октябре полки были переброшены на Украину. В районе Жмеринки дивизия доукомплектовывалась техническими службами, обозами и проходила боевую подготовку. Правда, с последней приходилось тяжело, поскольку большинство горцев не знало русского языка и цифр.
В связи с этим было принято решение сформировать для дивизии специальный конно-пулеметно-подрывной отряд из добровольцев-моряков.
Для единообразия балтийские офицеры и матросы переоделись в горскую одежду и «впервые с тех пор, как существует русская военная форма, можно было видеть на кавказских черкесках «морские» погоны».
В марте 1915 г. Конно-подрывной отряд переименован в Отряд Балтийского флота при Кавказской туземной конной дивизии, а также в нем была сформирована 2-я пулеметная батарея из 8-ми пулеметов, после чего штатный состав Отряда стал насчитывать 14 офицеров, 1 врача, 1 военного чиновника, 278 строевых и 9 нестроевых нижних чинов. Шесть взводов Отряда придавались шести конным полкам дивизии, а два взвода состояли в дивизионном резерве.
Война России и Империи Цин (1649-1689) Часть вторая.
17 апреля 1686 года цинский император Канси на аудиенции полководцу Лантаню дал указания по ведению военной кампании: взять Албазин, но на этот раз не разрушать его как в прошлом году, а укрепить как базу для дальнейшего наступления на Нерчинск.
7 июля 1686 года 5.000 цинов на 150 кораблях прибыли к Албазину, который уже был готов к осаде (крестьяне внутри, табун отогнан в тайгу (чтобы не кормить), пушки наготове, фитили зажжены). Толбузин послал храброго Бейтона в атаку на высаживающиеся войска противника. Бейтон при поддержке артиллерии (особенно трёх из них) метался среди китайцев ангелом мести очень успешно кошмарил горе-десант, пока Лантань лично не вмешался. Китайский военачальник привёл своё воинство в порядок и с трудом, но сумел таки оттеснить Бейтона в крепость.
Лантань думал в течении пары дней сломить русских обстрелом (как в прошлый раз), но в отличии от Шарходы он, видимо учился неважно, что стало понятно, когда ядра не смогли причинить абсолютно никакого ущерба укреплениям, построенным как раз с прицелом на именно такие орудия как у китайцев. Но, потери в живой силе всё таки русские несли. Первым же от обстрела погиб сам Толбузин. Командование принял Афанасий Бейтон. Китайцы так же подбрасывали «прелестные письма» (нет, в них не было комплиментов, зато были обещания хорошей жизни если русские сдадутся), но русские решили, что будут биться до последнего.
Взбешённый Лантань послал все имеющиеся силы на штурм, попутно пытаясь подорвать часть стены, но русские вовремя заметили подкоп и сами его взорвали, уничтожив всех землекопов. Штурм окончился полнейшим фиаско.
Началась зима. У цинов из-за того что речное сообщение прервалось, начался голод, а у русских при полных амбарах продовольствия цинга. Дела были плохи у обеих сторон (при этом цины не забывали подбрасывать грамотки с предложениями взять на службу «таких доблестных воинов» или просто сдаться) и Лантань, понимая, что скоро не будет способен на штурм приказал готовиться к новому наступлению. Этот штурм был самым кровопролитным и ожесточённым. Китайцы пытались закидать вал дровами, чтобы по ним как по дорожке взобраться на стены, но русские не только отбились, но и захватили дрова, которыми ещё долго обогревались (профит!). Но всё же цинга косила людей сотнями, а бои десятками (к декабрю от цинги умерло 500 человек, а в боях около сотни), так что в крепости уцелело только 150 человек из которых только 45 могли нести караульную службу. Доблестный Бейтон из-за опухших ног передвигался на костылях. Война перестала быть «горячей» как таковой и приняла вид войны на истощение. Лантань тоже не отступал и от болезней потерял уже половину армии (ок. 2.500 человек).
Тем временем русские послы прибыли в Пекин для заключения мирного договора. Китайский император, зная о героической осаде Албазина всё больше склонялся к миру, но только если сама крепость будет разрушена. В итоге Лантань медленно отходил от Албазина, уничтожая всех, кто пытался выйти из крепости. В конце концов он ушёл (3:3), но его отряды постоянно в течении 3 лет пакостничали у Албазина, сжигая посевы, так что в случае новой осады защитники оказались бы без еды.
В сентябре 1689 года русский гарнизон, взяв имущество, пушки и церковную утварь, покинул Албазин, предварительно разрушив укрепления и дома. Бейтон после был на службе в Иркутске — не позднее, чем с мая 1696 года, когда, судя по официальным документам, участвовал в подавлении бунта забайкальских казаков и стрельцов против иркутского воеводы А. Савелова.
Несмотря на уничтожение города по условиям соглашения и уход русских из Приамурья, оборона Албазина заставила Цинский Китай отказаться от своих претензий на другие русские земли.
Единственное что стоит добавить, так это то, что Албазино сейчас это РУССКИЙ населённый пункт в котором проживают 368 человек.
Это были последние действия в русско-цинской войне. Но остался ещё один эпизод, который я должен упомянуть, ибо он сыграл очень важную роль в нашей истории.
Перенесёмся значительно западнее, на юг Байкала в Селенгинский острог (январь 1688) в котором 294 казака при 6 мелких пушках (увы, тут нет ТЕХ САМЫХ, они на данный момент в Албазине, который отходит от осады) мирно и добрососедски жили с местным населением, бурятами. Но тут острог осадили монголы (естественно при поддержке своих сюзеренов цинов) и гневно кричали «русские, убирайтесь! Нас орда!», на что наши как обычно ответили «А нас рать!». Русскими командовал ссыльный украинский гетман Демьян Многогрешный (Участвовал в казацко-крестьянском восстании 1648—1654 годов. При гетмане Левобережной Украины Иване Брюховецком был полковником черниговским (1665—1668). В 1668 году участвовал в антимосковском восстании, которое возглавил Иван Брюховецкий. Затем стал одним из первых полковников, которые перешли на сторону гетмана Правобережной Украины Петра ПДорошенко, предлагая ему объединить под своей властью всю Украину. Когда в 1668 году Пётр ПДорошенко стал гетманом обоих берегов Днепра, он назначил наказным гетманом на Левобережной Украине черниговского полковника Демьяна Многогрешного, а сам вернулся в свою столицу Чигирин. Видя наступление московской армии во главе с князем Григорием Ромодановским на Северские земли и под давлением промосковски настроенной части старшины и духовенства (особенно Черниговского архиепископа Лазаря Барановича), Многогрешный вступил в переговоры с царскими послами. После присяги царю через 20 лет был обвинён как турецкий шпион и приговорён к смертной казни, заменённой на ссылку в Сибирь, как видим и впрямь многогрешный!).
Выдержав 13-недельную осаду и один штурм, в конце марта гарнизон Селенгинска, совместно с подошедшими стрельцами и казаками из Удинского и других острогов, дал бой на перевале близ Гусиного озера в десяти верстах к северу от крепости. В кровопролитной битве русские одержали победу (4:3!). Место сражения поныне называется Хельмовой Падью убиенных, перевал и ближайшая гора — Убиенные.
Успешная оборона Селенгинского острога показала прочность позиций России в Западном Забайкалье, что сказалось при подписании Нерчинского договора 1689 года.
В память о битве был поставлен 16 метровый крест, стоящий и поныне.
26 июля к Нерчинску подошло цинское войско (около 5000 человек). Гарнизон Нерчинска составлял 2500 стрельцов и казаков, а также 300 вооружённых ясачных тунгусов князя Катаная Гантимурова, действовавшего в окрестностях Нерчинска. 7 августа 1689 г. в Нерчинск из Москвы прибыл полномочный посол России и наместник Сибири окольничий Федор Алексеевич Головин. В цинской делегации переводчиками и советниками состояли иезуиты. Переговоры проходили в условиях постоянного психологического давления со стороны Цинов. В результате после военной демонстрации, мастерски проведенной нашим «старым добрым знакомым» Лантанем под стенами острога, неопытный в дипломатических делах Головин согласился на предложения цинской стороны. 29 августа был подписан мирный договор, по которому граница устанавливалась по рекам Аргунь и Горбица, далее по Становому хребту до реки Уды. Албазин должен был быть уничтожен, но в то же самое время расширение цинского присутствия в регионе также не предусматривалось, местное население считалось подданными императора Цин.
Но уже в XIX веке русскими первопроходцами началось активное освоение Дальнего Востока, чему в немалой степени способствовало быстрое ослабление могущества империи Цин, которая в 1840 году оказалась втянута в первую опиумную войну. Боевые действия против объединённых сил Англии и Франции на юге страны, в районах Макао и Гуанчжоу, оттянули на себя значительные материальные и людские ресурсы. Северные районы Китая остались практически без всякого прикрытия, чем не преминула воспользоваться Российская империя, наряду с другими европейскими державами принявшая активное участие в разделе слабеющей империи Цин.
Спасибо за внимание!=) Надеюсь Вам было так же интересно, как и мне!=)
Война России и Империи Цин (1649—1689)
Ну что ж, морально я уже подготовился к неизбежному и готов к миллиарду минусов, но желание осветить столь героический и важный в истории России факт сильнее всех преград!
Начну с того, что войной это можно назвать весьма условно, в ряде источников говорится «русско-цинский пограничный конфликт». Не смотря на это в нём участвовали десятки тысяч маньчжур, китайцев, местных племён, корейцев, монголов и с другой стороны пару тысяч казаков, русских служилых людей, бурятов, так что для того времени и для того региона «конфликт» был весьма серьёзным.
Противниками Русского Царства в данной войне выступили: Империя Цин, Корея (Чосон) и Монгольский Каганат (последние два были вассалами цинов). А Империя Цин в то время была на пике могущества: её территория покрывала не только современный Китай, Монголию, но и часть России (Республика Тыва) и на юге и западе «так, по мелочи». К тому же в это время императорами были Шуньчжи и Канси (правил как наш Иван III Грозный, дольше всех), именно в их правление Китай был стабильной, сильной страной.
Русские видели в Сибири отличные охотничьи угодья, приносящие ценнейшую пушнину и забирались всё дальше и дальше обкладывая данью туземцев, которые жили в тайге и прочих малопригодных для сельского хозяйства районах. Русским требовались города, чтобы можно было выращивать хлеб, заниматься скотоводством (а то очень было неудобно с Волги тащить пару месяцев зерно в Якутск, а оттуда ещё дальше на Дальний Восток! Как говорится в поговорке «телушка полушка, да рубль перевоз», «овчинка выделки не стоит», «работа не волк. «. эм, похоже я увлёкся=). Так же стоит отметить, что маньчжуры совершенно не контролировали Приамурье и активизировались только тогда, когда там появлялись русские, т.е. после каждого поражения казаков маньчжуры теряли интерес, но стоило «пришельцам» вновь появиться, как маньчжуры тут же всеми силами пытались выдворить их. Можно было бы применить пословицу «сам не ам и другим не дам», но в политике такая позиция только приветствуется. К тому же стоит упомянуть, что династия Цин происходила как раз из Маньчжурии и считала все окрестные земли своими, что так же объясняет столь упорные действия китайцев.
Так вот, в поисках таких «хлебных» земель русские вышли к бассейну верхнего и среднего Амура, низовьям Сунгари, южному Забайкалью между реками Нерча и Селенга, где столкнулись с маньчжурами и даурами, подданными Империи Цин, победивших приамурские народы в ожесточённых войнах и заставили их платить дань.
А теперь перейдём к непосредственным событиям этой войны.
Небезызвестный землепроходец Ерофей Хабаров наконец то добился на добро для похода в Приамурье. Осенью 1651 года он с 200 русских служилых людей и казаков спустился вниз по Амуру на зимовку. В октябре туземцы в количестве 800 человек внезапно напали на пришельцев, но были мало того что отбиты, так ещё и покорены и обложены данью (ибо нефиг!). Не смотря на победу, Хабаров всё таки решил перестраховаться и построил острог (аналог крепости). Но подчинённым деяние рук его было не по нраву, ибо жилые дома были вне крепости, да и позиций для пушек не было, что, впрочем, Хабарова нисколько не волновало. Между тем туземцам очень непонравилось, что их обложили данью и с возгласом «не послать ли нам гонца!?» обратились к маньчжурам за помощью. Маньчжурское правительство в лице Хайсе послало (или пошло с ним) военачальника Сифу для пленения зарвавшихся слишком далеко русских. Зная что русских пару сотен, маньчжуры собрали 600 бойцов (Ха! Наивные!), 6 пушек, 30 пищалей и мины для подрыва укреплений.
Скрытно, в лучших традициях пластунов 600 бойцов, к которым подтянулись полторы тысячи туземцев, подобрались к острогу (он звался Ачанский Острог), но казаки прекрасно знали куда шли и ухо всегда держали востро! Караульный казак не смотря на всю скрытность манчжуров сумел их разглядеть и поднял тревогу, а остальные мигом вооружились и через минуту были на постах. Но, некоторые ночевали вне острога и были вынуждены перелезать через стену при помощи товарищей (ворота закрыли от греха подальше). Почти сразу началась перестрелка. Маньчжуры медленно но верно продвигались к стенам острога и к вечеру достигли его, выломав несколько брёвен и с радостными криками ворвались в прорыв. Но их радость омрачил стоявший напротив них безумно счастливый и жизнерадостный Хабаров с фитилём в руке и с пушкой наготове. Сказав «Сюрприз!» он сделал просеку из леса маньчжур, по которой рванул в контратаку. В короткой рукопашной 156 казаков обратили в бегство 600+1500 (а нет, уже значительно меньше) противников. «Было захвачено несколько пленных, давших потом показания, восемь вражеских знамен, 2 железные пушки, 17 пищалей, 830 лошадей и продовольственные запасы. На поле боя осталось 676 убитых врагов. Казаки потеряли убитыми 10 человек, 78 получили ранения.»
Не смотря на победу, русские понимали, что столкнулись с противником, значительно превосходящим прежних, сибирских охотников и отступили, оставив Ачанский Острог.
Цины тоже оценили нового противника, с которым не могли справиться пограничные войска. Хайсе и Сифу были отстранены и их заменил опытный маньчжурский военачальник И.О.О. Шархуда.
Шархуда по достоинству оценил русских и решил как истинный военачальник, выиграть малой кровью, т.е. хитростью. Во-первых, он решил переселить туземцев с Амура на Сунгари, чем лишил русских дани и провианта. Во-вторых, он не вступал в открытое сражение, разумно решив, что время сейчас играет на его стороне.
Тем временем Хабарова отстранили (он ужасно относился к подчинённым, за что и поплатился), а на его место встал пушкарский десятник Онуфрий Степанов Кузнец, который повёл казаков по Сунгари и взял с них так необходимое продовольствие.
Шархуда, прошляпивший казаков, решил пресечь подобные попытки и взялся за дело основательно. Там где проходили струги казаков он построил береговые укрепления с пушками! Так же он активно готовил новобранцев из туземцев и собрал корейских «снайперов» под командованием Пён Гыпа (около 100 стрелков, что сводило на нет превосходство русских в стрелковом оружии не смотря на то что фитильные ружья корейцев были хуже). Так же цинский воевода наскоро наклепал целый флот (простые лодки, но для абордажа скопом, вполне могло сойти).
В конце мая 1654 г. Онуфрий Степанов Кузнец по общему совету казачьего войска вновь повел свой отряд на Сунгари. Казаки, двигаясь на 26 легких стругах и 13 дощаниках, пока не увидел береговые батареи маньчжуров. Абордаж Шархуды мало того что провалился, так ещё и вылился в контратаку казаков на береговые укрепления, но корейцы проредили русских и маньчжурско-туземное войско, выученное Шархудой, отбило атаку. Казаки были вынуждены отступить не с чем. Таким образом Шархуда сравнял счёт к 1:1.
Побеждённые, но не сломленные казаки отступили к речке с волшебным названием «Кумары» и основали там Кумарский острог вместе с подошедшими из Забайкалья отрядами русских под началом Петра Бекетова.
Кумарский острог был базой по сбору дани, а после поражения при Сунгари строился с расчётом на осаду хорошо подготовленной армией с артиллерийским вооружением.
Русские, не будучи дураками, не только укрепили острог, но и сделали его настоящей неприступной цитаделью (ну по крайней мере по местным масштабам).
В отличие от традиционных сибирских острогов, защищавшихся частоколом или бревенчатыми стенами, Кумарский острог представлял собой сложную фортификационную систему деревянно-земляных укреплений. Крепость окружал ров глубиной в 2 и шириной в 4 метра, вырубленный казаками с большим трудом в мерзлой земле, и насыпанный за ним земляной вал, на котором стоял двойной тын с вбитой между ним землей и мелким камнем — такую стену пушечные ядра уже не пробивали. В тыну имелись бойницы для «исподнего и верхнего боя». Вместо башен по углам крепости были сооружены выдвинутые вперед «быки» — праобразы бастионов. Пушки (большая и две малые) находились на «раскате» — возвышении, насыпанном в центре острога, и могли вести огонь во все стороны. Также в центре острога был вырыт колодец, от которого провели желоба для тушения пожаров от зажигательных стрел. За рвом в землю вбили «чеснок» — деревянные колышки, «а круг того чесноку деревяново бит чеснок железной стрельной опотайной». Строительство новаторских для Сибири укреплений Кумарского острога обычно связывают с Петром Бекетовым, опытным землепроходцем, ставившем остроги в Якутске, Братске, Нерчинск и др. местах.
Тем временем китайцы не дремали! Они готовили полномасштабный «вектор ускорения для выдворения русских куда подальше». Для этой цели были вызваны регулярные войска маньчжуров (серьёзно взялись!) около 1 тыс. закалённых бойцов с огнестрельными ружьями и 15-ю пушками, а так же собрано туземное ополчение из 9 тыс. юнитов. Помимо живой силы были взяты штурмовые лестницы, зажигательные ракеты, железные багры, деревянные щиты, специальные защищенные повозки и много прочих чудес враждебной техники.
Так вот, утром 13 марта 1655 года казаки спокойно сидели и кумарили, кемарили, в общем кто чем и тут пред их взором предстали 10.000 человек со множеством знамён (только представьте картину! А казаков то было около 500 человек при 3 пушках (такое ощущение, что эти три пушки участвовали во всех битвах того времени в Сибири)). В это время 20 казаков рубили лес, но не успели скрыться, их схватили. Видя такую наглость цинов, казаки бросились выручать своих (напомню, 500 против 10.000), но пленных казнили. Цины дорого поплатились за это, а казаки увезли и похоронили своих павших.
24 марта цины решились на общий приступ и полезли со всех сторон, неся с собой разные осадные приспособления («преиступные мудрости»). На подходе деревянные колышки нападавшие прикрывали специальными щитами, а вот железные пробивали всё, кося народ валом, так что казаки были несказанно рады, что устроили такие «минные поля», что значительно сократило нападавших.
Мин, понимая, что его рать раскумарили у Кумаринского острога ещё некоторое время обстреливал русских без особого успеха, и видно, без особого энтузиазма и надежд, после чего отступил 4 апреля из-за нехватки продовольствия. Цины сжигали всё что могли при отступлении, но даже не смотря на это русским досталась изрядная добыча в виде боеприпасов.
Не смотря на победу (2:1) в июне 1655 года русские тоже были вынуждены покинуть острог из-за нехватки продовольствия.
Кстати, есть даже песня про эту осаду «Во сибирской во украине, во Даурской стороне» с поэтическим описанием сражения (вот только прошу без политики! Украиной назывались окраинные земли России. » Украина (устар. украина, украйна, в более поздних источниках окраина, окрайна) — на Руси до XVIII века название военного пограничья и земель, расположенных на рубеже с опасными соседями, аналогичных западноевропейским маркам (от лат. margo «край»). Население этих земель, подвергавшихся частым набегам, называлось на Руси украинцами, украинниками, украинянами или украинными людьми»).
Тем временем Великий Шархода, глядя на неудачи своего «коллеги» по ратному ремеслу, накапливал силы для решительного сражения, строил флот (уже не наскоро, а основательно) для достойного противостояния не только на суше, где имел численное преимущество, но и на воде. Казаки же наоборот слабели, было очень туго с провиантом, часть бойцов ушла в более благоприятные места. Но для закрепления русских на Приамурье царские власти послали мощный, великолепно оснащённый отряд под началом воеводы Афанасия Пашкова (нет не Горький, тот был Пешков, по этой же причине и не его предок) численностью 600 человек. Онуфрий Степанов Кузнец владел силами в 540 казаков. Объединение дало бы колоссальное преимущество, но Пашков сам разделил отряд для дальней «разведки боем».
Через некоторое время к месту битвы для подкрепления пришли струги Клима Иванова, который посчитал отряд Степанова уничтоженным и ушёл. Шархода не стал преследовать Клима, т.к. не надеялся догнать его струги, которые были просто реактивными истребителями по сравнению с дощаниками. Пашков, узнав о сражении решил, что лучше укрепить Нерчинск, бывший в более безопасных землях (хотя цины и их считали своими), чем строить новую крепость под носом хитрого Шарходы, вновь сравнявшегося в победах (2:2). Как только русские покинули Приамурье, маньчжуры тут же потеряли к нему всякий интерес.
А теперь, на мой сугубо субъективный взгляд начинается самая героическая часть (если кому то прошедшие события показались недостойными внимания) нашего повествования.
Албазин! В 1651 году Ерофей Хабаров занял укрепленное селение даурского князька Албазы на Амуре недалеко от слияния рек Шилки и Аргуни, напротив устья реки Албазихи. После ухода отряда Хабарова селение запустело, пока в 1665 г. здесь не обосновались русские казаки, промысловики и крестьяне во главе с Никифором Черниговским — бежавшие на Амур после восстания против илимского воеводы. Сибирская администрация формально не признавала их поселения, но албазинцы продолжали считать себя поданными России и отсылали в ближайшие остроги собранную на Амуре пушную дань (прикииинь!?). В 1672 году Черниговский и его люди были прощены (видать ОООЧЕНЬ много дани отданили), в Албазин был назначен правительственный представитель — приказчик. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство, в которое вошло Приамурье по обоим берегам от слияния рек Шилки и Аргуни. Туда был послан воевода Алексей Толбузин.
Шархода к моменту событий уж 26 лет как умер. Но к прискорбию русских его место занял не менее достойный военачальник Латунь Лантань, которому император лично приказал прикинуть, как бы эдак побыстрее и половчее выкинуть русских из Приамурья? Лантань, ссылаясь на то что решил поохотиться, наворачивал круги вокруг Албазина и даже сумел подобраться максимально близко, задарив русских подарками (наши тоже в долгу не остались и в ответ так же одарили Лантаня). В результате цинский военачальник в докладе императору оценил укрепления Албазина как весьма плохие. Оборона из 450 человек и 3 пушки (я же говорил!? Они везде!).
Зная о движущейся опасности с Западной Сибири к Албазину шла помощь, но, видимо, это был наёмный эстонский спецназ медленного реагирования и двигался отряд оооооооочень мееееееедлено!
Но Лантань ещё не знал упорства русских! В Нерчинске в июне собрались выжившие албазинцы, так и недошедшие подкрепления, эстонский спецназ и решили восстановить крепость, особенно узнав, что цины даже посевы не сняли!
Заранее выслав вперед 200 конных казаков Бейтона (русский военачальник (немецкого происхождения, но обрусевший, как это ОЧЕНЬ часто было в то время, ещё со времен Ивана Грозного), дворянин Московского списка, иркутский казачий голова (до 1701 года), забытый герой обороны Албазина), 27 августа 1685 года на пепелище Албазина прибыл на стругах сам Толбузин с войском из 514 служилых людей и 155 промысловиков и крестьян, которые до зимы отстроили заново город и несколько деревень. Таким образом, несмотря на военную победу Цинскому Китаю не удалось вытеснить русских из Приамурья.
Албазин отстраивали с учётом того, что цины будут снова осаждать крепость и сделали её ещё более мощной чем Кумарский острог! Валы, рвы, башни, бастионы, это малая часть всех «сюрпризов». Кстати, о бастионах. Их опять решили приписать гению Бейтона, но казаки использовали опыт строительства при том же Кумарском остроге (а если кто то вспомнит Бекетова), то упомяну ещё Кромы (это тоже что то с чем то! Осада просто уму не поддаётся!). К тому же в Албазин завезли мортиру, что для Сибири было аналогично если бы в село Гадюкино для защиты привезли Тополь-М. Плюс 8 пушек и 3 более мелких (неужели починили!?) которыми заведовали специалисты-пушкари из Москвы. Так же Албазин под завязку снарядили и ядрами и порохом. Продовольствия тоже было много: Лантань забыл сжечь посевы, к тому же зерно уродилось очень хорошим и его хватило бы русским (800 человек) на 2 года.
Тем временем, Лантань с ошеломлённым лицом слушал доклад о восстановлении Албазина.
Что же будет делать Лантань? Обречён ли Албазин? И при чём тут Байкал, монголы и буряты? Ответы на эти вопросы и не только ждут в следующем выпуске!
Спасибо за внимание! Надеюсь, что Вам было так же интересно, как и мне!=)