Что такое осгоп страхование
Добрый день, уважаемый читатель.
Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.
В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:
В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
Статья 1 закона говорит о следующем:
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.
3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Из данной статьи можно сделать 2 вывода:
Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона «Об ОСГОП»:
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Обратимся к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В статье 2 этого закона расшифровывается понятие «перевозчик»:
Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:
На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:
Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?
Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.
То есть страховка ОСГОП не требуется.
Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.
Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:
3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.
Размер выплат по страховке ОСГОП
Рассмотрим статью 8 Федерального закона:
2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.
Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.
Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.
Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.
Регрессное требование по ОСГОП
Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.
Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.
Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:
Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.
Как пассажиру автобуса получить компенсацию за ДТП
И куда за ней обращаться
Это статья про компенсации, которые может получить пассажир общественного транспорта, если он попал в ДТП.
Не все такие травмы компенсируются. А еще, чтобы получить компенсацию, надо, как всегда, пройти бюрократический квест. Но важно знать вот что: все пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев застрахованы с того момента, как они вошли в салон.
В статье расскажу, как пассажиру общественного транспорта получить компенсацию за аварию, куда обращаться за выплатой и на что можно рассчитывать.
Что такое ОСГОП
По закону весь общественный транспорт входит в систему обязательного страхования — ОСГОП. Это значит, что каждый перевозчик страхует свою ответственность за ДТП в страховой компании и в любом случае пассажир может рассчитывать на компенсацию за вред его здоровью.
В эту систему не входят такси и метрополитен. На них распространяются другие законы. В Т—Ж была подробная статья о том, как пассажиру получить компенсацию за ДТП в такси.
По закону пассажир — это человек, который заключил договор перевозки. Договор считается заключенным с момента, когда человек вошел в транспортное средство. Компания, которая выполняет перевозки по регулярным маршрутам, предлагает общие условия перевозки для всех. Гражданин, войдя в транспорт, тем самым показывает, что согласен с условиями, — договор заключен. Пассажир общественного транспорта автоматически становится застрахованным лицом.
Билет, который выдается после оплаты проезда, — лишь одно из доказательств заключения договора. В случае спора билет важен: с ним намного легче доказать, что вы были пассажиром. Но если билет не сохранился, компенсацию за ДТП на общественном транспорте все равно можно получить. В этом случае доказательствами проезда могут стать записи с камер видеонаблюдения — они есть в общественном транспорте всех крупных городов, а также показания свидетелей и протокол сотрудников ГИБДД, выехавших на место ДТП.
Полиция и скорая помощь
Если в ДТП есть погибшие или раненые, всегда вызывают спецслужбы: полицию и скорую помощь. Сотрудники полиции фиксируют ДТП и возбуждают административное дело, а медики оказывают помощь пострадавшим.
Правила дорожного движения обязывают всех водителей вызывать спецслужбы под страхом административного или уголовного наказания — в зависимости от размера вреда, причиненного пострадавшим.
Если бы водитель автобуса был без сознания и его положение было опасно для жизни и здоровья, мотоциклиста в такой ситуации могли бы и отправить в тюрьму.
Сам пострадавший не обязан дожидаться медиков и полицию. Можно пойти в поликлинику самостоятельно. При ДТП обращаться к медикам нужно как можно скорее, чтобы зафиксировать вред здоровью. Если в будущем возникнет спор с перевозчиком, надо будет доказать, что травмы получены в результате ДТП, а не где-то еще. Чем больше времени пройдет, тем сложнее будет установить связь между происшествием и травмой.
Дальше сотрудники полиции сами приедут к пострадавшему в больницу или домой, чтобы выяснить обстоятельства ДТП для правильной квалификации правонарушения. Если полиция по каким-то причинам не приехала, следует позвонить в ГИБДД и сообщить о себе: сотрудники ГИБДД должны зафиксировать, что пассажир — потерпевший в ДТП.
Объяснения пострадавшего оформляются протоколом об административном правонарушении. Его сотрудники ГИБДД забирают, чтобы приобщить к материалам дела об административном правонарушении. В конце документа потерпевшему нужно расписаться, предварительно проверив его. В протоколе должно быть отражено, что вы пострадали в данном ДТП, — это нужно, чтобы получить документы для компенсации вреда.
Медицинское освидетельствование
Если потерпевшего не забрали на скорой помощи после ДТП и он сам пришел в больницу, ему следует уведомить врачей, где он получил травму. Полиция и больница будут взаимодействовать между собой — это ускорит выдачу документов.
Полиции для отчетности нужно будет получить справки о здоровье пострадавшего, и медики изначально будут знать, что подготовить.
От врачей нужно получить только справку. Из ее содержания должно быть ясно, что потерпевшему был причинен вред здоровью в результате ДТП. Справку выдают после выздоровления, потому что во время лечения могут возникнуть еще какие-то осложнения.
Сотрясение мозга — травма, которая однозначно входит в перечень страховых случаев. Не каждое увечье компенсируется.
Например, утрата 1 зуба не является страховым случаем, а утрата 2 зубов — уже основание для выплаты компенсации. Потеря более 1 см языка — основание для выплаты, а менее 1 см — нестраховой случай. Ожоги или следы обморожения тела должны покрывать не менее 3% от общей площади кожи, чтобы признаваться страховым случаем.
Какие документы нужны для компенсации
Центральный банк РФ выпустил специальное указание с перечнем документов, которые нужны для получения этой страховой выплаты:
Указание о формах заявлений и перечне документов на получение страхового возмещенияPDF, 987 КБ
Образец заявления
о выплате страхового возмещенияDOCX, 104 КБ
Перевозчик может игнорировать требование выдать справку о произошедшем событии на транспорте, особенно если обращаться к нему устно. Надо писать официальный запрос. Другой вариант — запросить эту же справку у сотрудников ГИБДД и сделать копию.
Куда и в какой срок обращаться за выплатой
За деньгами нужно идти в страховую компанию, в которой перевозчик застраховал свою ответственность.
Посмотреть, в какую страховую компанию обращаться, можно через сервис на сайте Национального союза страховщиков. Для проверки достаточно ввести госномер общественного транспортного средства — он есть в протоколе об административном правонарушении, его не нужно запоминать.
Срок для обращения. Потерпевший может обратиться за выплатой в любое удобное ему время: и через два дня, и через год.
Для страховщика все строже. Он обязан выплатить компенсацию или ответить, почему отказывает в выплате, в течение 30 календарных дней с момента обращения к нему потерпевшего.
Если этот срок пропустить, будет начисляться пеня в размере 1% от суммы, которую страховщик обязан выплатить. При этом пеня не может быть больше суммы выплаты.
Как рассчитать сумму выплаты
Минимальная страховая выплата рассчитывается на основании постановления правительства № 1164.
По общему правилу всю сумму выплаты пострадавший получает после окончания лечения. Если здоровью причинен тяжкий вред, часть выплаты можно получить предварительно. Для этого нужно получить медицинскую справку до окончания лечения и направить ее страховой компании вместе с заявлением на выплату, протоколом об административном правонарушении и справкой о произошедшем событии.
Минимальная сумма, на которую перевозчик должен застраховать свою ответственность, — 2,5 миллиона рублей в части страхования жизни и 2 миллиона рублей в части страхования здоровья. В зависимости от тяжести травмы и срока лечения потерпевший вправе получить процент от этой суммы.
Например, в постановлении написано, что сотрясение мозга в результате аварии и последующее лечение от 10 до 28 дней равно 3% от страховой суммы. Считаем так:
2 000 000 Р × 0,03% = 60 000 Р
Это минимум, который вправе получить потерпевший за сотрясение мозга в результате ДТП на общественном транспорте.
Запомнить
«Если бы водитель автобуса был без сознания и его положение было опасно для жизни и здоровья, мотоциклиста в такой ситуации могли бы и отправить в тюрьму.»
Андрей, под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).
Кек, ну вы не поняли о чем речь.
Есть УК РФ статья 125 на которую ссылается автор. Там прямым текстом сказано: «и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние»
Есть комментарии к УК РФ и там совсем уже разжевали: «Обязательным условием наступления уголовной ответственности по данной статье является наличие одного из следующих обстоятельств: 1) виновный имел возможность оказать помощь лицу и БЫЛ ОБЯЗАН иметь о нем заботу; 2) виновный САМ ПОСТАВИЛ лицо в опасное для жизни и здоровья состояние.»
Есть КоАП РФ Статья 12.27 на которую тоже ссылается автор. И там прямым текстом «в связи с дорожно-транспортным происшествием, УЧАСТНИКОМ которого ОН ЯВЛЯЕТСЯ», «места дорожно-транспортного происшествия, УЧАСТНИКОМ которого он ЯВЛЯЛСЯ»
В Перми несколько месяцев назад автобус со всей дури въехал в бетонную стену. Все сиденья повырывало с корнями.
Людей пострадавших было много, многие из них никаких компенсаций так и не добились. Целый автобус людей, откуда столько скорых набрать, давайте смотреть правде в глаза, их и так немного.
Я однажды ночью в больницу ребенка привезла не по скорой, сама (ибо дольше ждать, больница рядом через пару домов, а ребенок при этом дышит с трудом из аллергической реакции, супрастин не помогает), наш педиатр утверждает, что есть такое право самим обращаться в больницу даже ночью. Так меня отказывались принять, типа только на скорой, нечего делать. Хотя вот я сижу с больным ребенком, вот ты доктор перед нами, посмотри просто, но разборок больше.
Получается и этим пассажирам приходилось или сидеть, например, с выхихом дожидаться скорую, типа терпимо, жди чувак пока приедут, у других вон руки-ноги оторвало. Естественно, многие поехали на автомобилях неравнодушных остановившихся людей. Но оказалось, что при таком раскладе не факт, что в больничку положат и нужные справочки выдадут.
Так и произошло. В больницах заявляли, что нет мест, типа из внешних повреждений ушибы только, идите лечитесь домой. В итоге через несколько дней вскрывалась какая-нибудь внутренняя проблема, люди лечились месяцами, но так как сначала их отправили домой, то и подтверждающих справок, что после ДТП были какие-то повреждения не осталось.
В общем, в законе все так расписано стройненько, а в реальности куча нюансов, которые оборачиваются против пострадавших. Фиг чего добьешься с такой бюрократией.
Вот родственникам умерших в этой аварии выплатили компенсацию, доказательства красноречивые, против такого «диагноза» не попрешь. Но многим живым так толком и не помогли, те только унижение от доказывания, что пострадали, испытали.
Mariya, по поводу самостоятельного прихода в больницу без скорой в случае, если действительно есть подозрения на жизненную необходимость госпитализации, есть небольшой лайфхак: просто нужно узнать у врача, который уверяет, что только по скорой, его ФИО. Далее при нём же сразу набираете телефон полиции и сообщаете, что вы находитесь в больнице, состояние угрожает жизни и/или здоровью, а медицинский сотрудник Иванов Иван Иванович отказывается предпринимать необходимые действия, тем самым попадая под статью 125 уголовного кодекса. Практически 100%, что мнение сотрудника об обязательности скорой изменится, т.к. под статью попадать никому не хочется. Если же он так и продолжить настаивать, что скорая обязательна, дальнейшее развитие событий, очевидно, следующее: сотрудники полиции просто звонят в медицинское учреждение и грамотно описывают, что так делать не надо.
К сожалению, порой приходится действовать вот через такие дебри, но встречается много отзывов, что такой подход работает.
Кстати, аналогичный «лайфхак» можно использовать и при вызове скорой, если они заявляют, что «в вашу деревню мы не поедем, добирайтесь сами». Сотрудники полиции просто сами позвонят на станцию скорой помощи, и с примерами из уголовного кодекса вежливо объяснят, что ехать всё-таки нужно.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров
Любыми видами транспорта, за исключением метрополитена и легкового такси.
Как работает страховая защита?
Если по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров произойдет страховой случай:
операторы круглосуточного пульта 8 900 555-11-55 подскажут, что делать;
эксперты Компании дадут консультации по сбору необходимых документов.
Страховая компания осуществит выплату страхового возмещения в строгом соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» и с договором страхования.
Зачем нужен страховой полис?
В силу Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:
морским и речным транспортом;
Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).
За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:
Какая может быть страховая защита?
Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
Договором страхования покрываются следующие риски:
Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:
При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.
Исключения из страхового покрытия:
* По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.
Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.
Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.
Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.
Возможна оплата страховой премии в рассрочку.
Что необходимо для заключения договора страхования?
Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;
Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;
Обязательное страхование перевозчиков (ОСГОП)
Пассажироперевозки — рискованный вид деятельности. Страхование гражданской ответственности перевозчика защищает страхователя от финансовых потерь в результате наступления страхового события, интересов третьих лиц, пострадавших от деятельности перевозчика. С помощью страховки пострадавшим возмещают ущерб (полностью или частично), причиненный жизни, здоровью, имуществу граждан или среде обитания. Это — обязательный вид страхования, который регулируется:
Как оформить полис
Действие гражданской страховки — не меньше одного года. За отсутствие обязательного договора перевозчику грозит штраф 500 тыс.-1 млн. руб., а директору компании — 40-50 тыс. руб. Дополнительно:
Уплата штрафа не освобождает от оформления страховки. Исполнение закона контролирует Ространснадзор (проверку может инициировать любой гражданин РФ).
Стороны договора
Страховщик — любая СК — член НССО, имеющая лицензию на ОСГОП страхование.
Страхователь — ИП или компания, зарегистрированная в качестве перевозчика пассажиров общественным транспортом, осуществляющая деятельность на основании лицензии, сертификата или иного документа, полученного в законодательно установленном порядке.
Выгодоприобретатели — пассажиры и третьи лица, которые могут пострадать в случайном происшествии.
Для путешествий на общественном транспорте полис покупать не нужно — его стоимость включена в цену билета. Информацию о страховщике перевозчик размещает на информационных стендах, в транспорте, на билетах или в других доступных местах и поддерживает ее актуальность.
Какой случай считается страховым
Перевозчики обязаны застраховать гражданскую ответственность в случае:
СК выплачивают компенсацию даже в том случае, когда страховое событие произошло не по вине перевозчика.
Важные нюансы для перевозчика при страховании ответственности
При выборе СК убедитесь, что компания имеет лицензию и включена в перечень НССО, иначе договор страхования будет признан недействительным, а расходы по возмещению ущерба лягут на транспортную компанию.
Промониторьте отзывы об СК, проанализируйте ее репутацию на страховом рынке.
Рекомендуем покупать обязательную страховку в крупных СК. Если деятельность осуществляется в нескольких регионах РФ, выбирайте страховщиков с развитой сетью представительств.
Как пассажиру получить страховое возмещение
Самая распространенная причина наступления страхового события при поездках на общественном транспорте — ДТП. Получив травму в аварии, пассажир должен обратиться к водителю, а в случае смерти — его родственникам нужно обращаться в НССО.
Водитель обязан вызвать неотложку и представителя ГИБДД, озвучить информацию о страховщике и выдать документ о причинении вреда.
СК возмещает ущерб только после того, как будет доказано, что человек погиб или получил увечья в поездке на транспорте. Храните свой билет до окончания путешествия.
Страховая премия лимитирована законодательными нормами.
Если страхование пассажиров оформлено с нарушением действующего законодательства, компенсацию обязан выплатить перевозчик.