Что такое основа ткани и уток ткани
Уток ткани — что это, и как различить уток и основу
Переплетение нитей в материи, её плотность, фактура и блеск зависят от определённой последовательности плетения нитей основы и утка на станке. Уток ткани — это совокупность нитей в материи, которые переплетаются с основными нитками. Расположение утка — горизонтальное, волокна проходят от одной кромки ткани к другой.
Как строится ткань
Полотно сплетается из двух систем нитей, которые носят название основа, или долевая и уток. Первые располагаются вдоль кромки и параллельно друг другу. Основа обычно однородная и очень прочная. В процессе ткачества опорные нити подвергаются растяжению и перегибанию, и, чтобы сохранить их прочность, долевые нити укрепляют клеящими составами — шлихтой.
Нить утка располагается перпендикулярно основе и тянется от кромки до кромки. Уток подвергаются меньшей нагрузке при создании полотна, поэтому на эту роль берутся менее прочные и неоднородные нити. И ещё одно отличие от основной пряжи, которая на всём полотне остаётся неизменной: уток может состоять из волокон разного цвета.
Сначала на станок натягиваются долевые нити. Уток используется уже в процессе. Он закладывается разными способами, что и формирует виды материй.
Базовые способы переплетения:
У всех базовых типов переплетения есть производные усложнённые версии, которые и определяют многообразие материй.
Как определить уточное направление
В новом отрезе направление долевой определяется по кромке и совпадает с ней. Сложнее сориентироваться на остатке материи, без кромки, однако это вполне возможно.
Нити основы длинные, прочные, не растягиваются. Поэтому, если резко растянуть ткань по этому направлению, раздастся звонкий хлопок. Уточные нитки гораздо рыхлее, тоньше и неоднороднее основы, при их резком растягивании раздаётся глухой звук.
Плотность материи определяется по основе. Самый простой способ узнать, где какая линия — потянуть ткань. По долевой полотно тянется заметно хуже, чем по утку, либо не тянется вовсе.
Зачем определять направление нитей? Обнаружение основных и уточных волокон крайне важно при раскрое. Прежде всего, это касается брюк, юбок и др. предметов одежды, которым придётся испытывать сильные нагрузки на растяжение. Крайне важно расположить выкройки вдоль кромки на тонких и трикотажных материях. Если не соблюсти эти условия, одежда будет менее прочной, быстро растянется, потеряет форму и износится.
Совет! При раскрое постельного белья из плотных тканей кроить поперёк основы приемлемо.
Уток — нить, идущая от кромки к кромке, и именно способ её закладки определяет тип плетения, фактуру и блеск ткани. При раскрое очень важно правильно определить направление вспомогательных нитей — детали должны располагаться поперёк утка, иначе будут сильно деформироваться и быстро изнашиваться.
Что такое основа ткани и уток ткани
Объявление: «Куплю оверлок не дорого, хоть узнаю, что это такое».
А вы хотите узнать, что такое основа и уток и чем полотно отличается от ткани?
— Вытирай ноги, голубчик, когда входишь. Мы заведем у себя порядок.»Р.Киплинг.
И вот с этой фразы, похоже, и началось полное преображение человека, так как вытирать ноги о шкуры, даже для первобытного человека, было слишком. Пришлось ему плести циновку из камыша, а от циновки и до ткани уже рукой подать.
Ученые предполагают, что именно тогда, когда первобытные звери впервые увидели своего давнего врага в накидке из невиданного полотна, а не из звериной шкуры, они поняли, что бегать и обороняться бесполезно, и начали стремительно приручаться.
Ну, а если серьезно, то ткацкие станки это действительно вещь с прошлым — они были замечены еще в Древнем Египте.
Справка из Википедии: Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
Вот, наконец, мы и добрались до предмета нашего исследования.
Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно.
Основа — это нити, которые идут вдоль ткани. Нить основы гладкая, тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, плотная, жесткая, прочная и не растяжимая. При резком растяжении ткани, нить основы издает звонкий звук.
Длина ткани определяется по нитям основы.
Уток — это нити, идущие поперек ткани. Нить утка значительно короче нити основы. Она более толстая, рыхлая, неравномерная по толщине, поддается растяжению, издает глухой звук при резком натяжении ткани. Ширина ткани определяется по утку.
Соответственно, для того, чтобы готовое изделие не теряло форму и не растягивалось, выкройку нужно раскладывать по направлению основы.
Для того, чтобы ткань не осыпалась и не растягивалась по краям, вдоль края нити основы и утка переплетаются с большей плотностью, образуя кромку.
Ширина ткани — это расстояние от кромки до кромки.
• начесный ворс располагается в направлении основы;
• при рассмотрении малоплотной ткани на просвет можно заметить, что основа располагается более равномерно и прямолинейно, чем уток;
• в полушерстяных и полульняных тканях основа обычно хлопчатобумажная;
• в полушелковых тканях основа шелковая, направление основы в костюмных тканях совпадает с направлением полос и просновок (нитей основы, отличающихся по толщине или цвету);
• в шерстяных и хлопчатобумажных тканях, имеющих одну систему крученую, а вторую однониточную, основа обычно крученая;
Для того чтобы подготовить нити основы к процессу ткачества, их перематывают, навивают с одиночных бобин на многониточную паковку (снование), наносят на них тонкий слой клея (шлихтование).
Во время перемотки получают нити большей длины, очищают их от примесей, выявляют и устраняют слабые места.
Шлихтование производится для повышения сопротивляемости нитей истиранию, многократным растяжениям и циклическим нагрузкам в процессе производства ткани. В результате склеивания волокон, образующих нить основы, она делается гладкой и прочной, что значительно снижает риск обрыва нити.
Процессу шлихтования обычно не подвергаются крученые нити, нити из синтетических волокон и натурального шелка, имеющие достаточную гладкость и прочность.
Нити утка перед ткачеством только перематывают и увлажняют. Благодаря увлажнению удается избежать запутывания нити и образования петель во время схода с бобины.
Рисунок переплетения нитей основы и утка определяет строение, внешний вид и свойства готовой ткани.
· Различают четыре класса ткацких переплетений:
Не будем слишком углубляться в тонкости и поговорим о простых переплетениях.
штопали носки? Помните, какой рисунок штопки получается? Это простое переплетение.
В простых переплетениях:
· раппорт по основе всегда равен раппорту по утку;
· в пределах раппорта каждая основная нить переплетается с уточной только один раз.
Справка из Википедии: Раппо́рт переплетения ® — число перекрытий по направлению нитей основы и утка, после которых чередование перекрытий повторяется.
• раппорт переплетения по основе (RО) — число нитей основы, после которых чередование перекрытий в направлении утка повторяется.
• раппорт переплетения по утку (RУ) — число нитей утка, после которых чередование перекрытий в направлении основы повторяется.
К простым переплетениям относят полотняное, саржевое, сатиновое (атласное).
Полотняное переплетение — самый простой вид переплетения, в котором нити основы и утка перекрывают друг друга в каждых двух последовательных перекрытиях (с наименьшим возможным раппортом). Таким образом, раппорт основы равен раппорту утка:
Автор: Quicktotal — собственная работа, CC0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23375592
, с него все и начиналось.
Однако на строение ткани влияет не только вид переплетения нитей, но и собственное строение нитей основы и утка.
Так их линейная плотность оказывает непосредственное влияние на толщину и плотность ткани.
Линейная плотность нитей (Т, текс, г/км) прямо пропорциональна их площади поперечного сечения и определяется как отношение массы нитей, к их длине.
где нити, г; нити, км.
Единицей измерения линейной плотности является Текс, а также миллитекс, децитекс, килотекс (ГОСТ 10878−70).
В том случае, если производители хотят получить ткань с рельефным рисунком, они используют для ее производства нити различной линейной плотности.
От степени крутки нитей зависит жесткость и упругость ткани.
Крутка нитей определяется числом витков периферийного слоя нити на единицу ее длины. При скручивании волокна или нити располагаются по винтовым линиям с заданным углом кручения. Чем больше угол кручения, тем сильнее скручена нить. При пологой крутке нить получается менее прочной, но более мягкой, при высокой крутке — прочной и жесткой.
Играя направлениями крутки нитей основы и утка также можно менять свойства ткани.
Так например, в случае различных направлений крутки в основе и утке витки располагаются в одном направлении, поэтому поверхность ткани получается гладкой, блестящей, хорошо поддающейся ворсованию, а если при полотняном плетении в ткани чередуются нити разного направления крутки создается эффект мелкоузорчатого переплетения.
Рыхлая, пушистая пряжа или нити придают ткани мягкость, объемность и увеличивают толщину.
Про что нам еще смогут рассказать нити утка и основы?
Одним из важнейших для потребителя показателей является плотность ткани.
Плотность ткани определяет ее функциональность. Масса изделия, его теплозащитные свойства, воздухопроницаемость и износостойкость зависят от плотности ткани, из которой оно изготовлено.
Под плотностью понимают число нитей основы или утка, приходящихся на 100 мм ткани.
Различают фактическую (абсолютную), максимальную и относительную плотности.
Фактическая (абсолютная) плотность — это фактическое число нитей, которое приходится на 100 мм ткани. Она зависит от диаметра волокна и изменяется в больших пределах. Фактическая плотность по основе и по утку определяется путем подсчета нитей в образце ткани с помощью обычной или специальной ткацкой лупы. Можно раздергать квадратный образец ткани размером 50×50 мм, а затем подсчитать число основных и уточных нитей. Для каждой ткани абсолютная плотность определяется не менее трех раз на различных участках ткани. Затем подсчитывается среднее арифметическое значение плотности, и конечный результат всегда пересчитывается на 100 мм.
Фактическая плотность не дает представления о том, насколько близко нити располагаются друг к другу. Для сравнения плотностей тканей, изготовленных из нитей разной толщины, существует понятия — максимальная и относительная плотность.
Максимальная плотность ткани — это максимально возможное число нитей, которое укладывается в 100 мм ткани при условии, что все они имеют одинаковый диаметр и располагаются, касаясь друг друга, без сдвигов и смятия.
Относительной плотностью, или линейным заполнением ткани называют отношение фактической плотности к максимальной плотности. То есть, линейное заполнение — это отношение фактического числа нитей основы или утка к максимально возможному числу этих же нитей. Относительная плотность определяется в процентах.
Если фактическая и максимальная плотности равны, если нити располагаются, касаясь друг друга без смятия, линейное заполнение ткани составляет 100%. При линейном заполнении ткани более 100% нити сжимаются или смещаются по высоте. При линейном заполнении ткани менее 100% нити располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Например, при линейном заполнении, равном 50%, нити располагаются на расстоянии диаметра друг от друга.
В зависимости от назначения тканей их линейное заполнение может быть от 25 до 150%. С увеличением линейного заполнения повышается поверхностная плотность тканей, ветроустойчивость, упругость, жесткость, прочность, износостойкость, но уменьшаются их воздухо- и паропроницаемость и растяжимость. Ткани с линейным заполнением 140% и более — пыленепроницаемы.
Свойства нитей основы и утка. Способы их определения в тканях. Отделка тканей. 5-й класс
Разделы: Технология
Класс: 5
Тип урока: усвоение новых знаний, умений.
Цели урока:
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Межпредметные связи:
Наглядные пособия:
Структура урока:
В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:
Знания:
Умения:
Навыки:
Ход урока
Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья.
Трудно себе представить, как при свете лучин в тёмных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок…
Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, бельё. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.
Основой для тканей служат волокна.
Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.
В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.
Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.
Классификация текстильных волокон
Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.
Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.
Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. У прядильного станка работает прядильщица.
Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.
Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочёсывают их, затем формируют ленту из волокон. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить – пряжа – была прочной.
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.
У современных прядильных станков были свои «бабушки» и «дедушки».
В старых русских селениях и сейчас можно найти деревянную прялку, увидеть как она работает.
В умелых руках куделька превращается в пряжу, а из неё – всё, чего душа пожелает: носочки, шапки, платки и шали…
В сказках часто упоминают прялку: «Спящая красавица», «Сказка о царе Салтане», «Три пряхи» и т.д.
Образ пряхи воспевается художниками прошлых столетий.
«Пряха». Скульптура. Дерево
«Пряди, моя пряха».
Я.Тёмная. Гравюра
Н. Григореску «Крестьянка»
Гюстав Курбе «Спящая пряха»
(Во время объяснения учителя эти репродукции демонстрируются в режиме «Слайд-шоу» на интерактивной доске)
Все ткани состоят из двух систем нитей.
Нити, идущие вдоль ткани, называют основой или долевыми нитями. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют уткóм.
Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:
Производственные этапы изготовления ткани
Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке.
Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.
Виды отделки ткани. Окраска
Объяснение сопровождается раздаточным материалом – коллекция тканей.
Гладкокрашеные ткани. Ткань окрашена в один определённый цвет (красный, жёлтый, синий и т.д.) | |
Набивные ткани (печатные). На поверхность ткани наносится рисунок методом печати (набивки). | |
Пёстротканые ткани. Ткань изготавливается из предварительно окрашенных нитей, переплетение которых образует четко выраженный рисунок, чаще, в виде «клетки» или «полоски». | |
Меланжевые ткани. Ткань, полученная на ткацком станке путём переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон. Ткань получается неопределённой окраски, рябая. |
Виды отделки ткани. Рисунок
Как говорилось выше, ткани состоят из двух систем нитей, основных и утóчных. Переплетаясь между собой, они образуют ткацкий рисунок или переплетение.
На игрушечном ткацком станке демонстрируется процесс изготовления ткани с полотняным переплетением и процесс образования кромки.
Нити в ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения – полотняное. В полотняном переплетении основные и утóчные нити чередуются через одну. Нить уткá, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпаемые края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шёлковые ткани.
Виды отделки ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани
Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:
Первый ткацкий станок появился 5-6 млн. лет до н.э.
Современное ткацкое производство
Текстильные волокна растительного происхождения и ткани из них
Практическая часть
Изготовление куклы – скрутки с повторением и закреплением материала, изученного на уроке
У нас сегодня урок – творческая мастерская, мы будем крутить куколку величиной с ладошку. Это традиционная народная игрушка, пришедшая к нам из глубины веков.
Для работы нам понадобятся лоскуты ткани: ситец, бязь. Это хлопчатобумажные ткани.
— Из каких волокон получают эти ткани?
(Растительные волокна, волокна хлопка).
Туловище
Для изготовления туловища мы берём ткань светлого цвета (белая, розовая, персиковая, бежевая), напоминающего цвет кожи.
Рассмотрим внимательно эту ткань.
— Рассмотрим переплетение. Какое оно? (полотняное).
— Как называется эта ткань по способу окрашивания? (гладкокрашеная).
— Найдите в этой ткани нить основы. (она не растягивается).
— Найдите лицевую сторону. (можно найти по кромке или же за основу берётся та сторона, где меньше ворсинок и более чётко просматривается рисунок переплетения. Такую ткань ещё называют двухсторонней и в работе можно использовать обе её стороны.)
Отмеряем по кромке или по нити основы 10см и ставим засечку мелом. Отрываем полоску ткани и плотно скатываем её в скалку (ширина ткани около 70см). Чтобы края не осыпались, нужно с каждой стороны вытащить по 2-3 нитки. Образовавшаяся бахрома не даст ниткам осыпаться дальше. Ширина скалки должна быть не более 2–2,5см. Выполняя эту работу, следим за тем, чтобы края были ровными.
Руки составляют примерно половину длины туловища. Отмеряем по кромке или по нити основы 5см, ставим засечку мелом и отрываем.
Разделим полоску пополам. Из каждой части скатываем плотную скалку. Следим за тем, чтобы края были ровными, а чтобы они не осыпались, точно так же, вытаскиваем с обе6их сторон по 2-3 нитки.
Одежда
Нам нужно два вида ткани: на юбку и на фартук. Для фартука можно использовать кусочек кружева, шитьё, широкую тесьму, украшенную вышивкой.
Для юбки берём яркие лоскуты ткани.
— Какой способ окрашивания был использован для этих тканей? (набивные ткани, пёстротканые).
— Каким рисунком отделаны эти ткани? (флористический, геометрический).
— Подойдут ли для этой работы ткани с крупным рисунком? (нет, потому, что детали мелкие и крупный рисунок на них просто не будет просматриваться).
Длина юбки должна быть чуть больше половины длины скалки для туловища. Длина скалки 10см, длина юбки – примерно 6-7см. Для того, чтобы юбка получилась пышной, отмеряем лоскут шириной 20-25см. Эту деталь можно выкроить ножницами или, традиционно, оторвать и по краям вытащить 2–3 нитки, чтобы предотвратить дальнейшее осыпание нитей. Сложим полоску ткани пополам (по ширине), чтобы найти середину. На середину накладываем фартук, предварительно выкроенный из отделочной ткани.
Для изготовления пышной юбки нам понадобятся нитки и иголка. Значит, необходимо вспомнить правила безопасной работы при использовании колюще-режущих инструментов:
По верхнему срезу юбки, на расстоянии 0,5см от края, прокладываем шов «вперёд иголку», длина стежка 0,5см. Для этого нитку берём двойную. Узелок делаем, соединив оба конца нитки. Ткань стягиваем в густую сборку, оставляя с обеих сторон свободные концы нитки, каждый длиной не менее 15см. Они будут играть роль шнурка, с помощью которого юбка будет крепиться вокруг туловища.
Юбку закрепляем на туловище, туго стягивая и завязывая узелками нитки. Складочки на юбке аккуратно расправляем. Свободные концы ниток можно несколько раз обвить вокруг туловища, плотно притягивая тем самым юбку к скалке. Оставшиеся концы ниток завязываем 2-3 узелками и обрезаем.
Подвязываем юбку атласной ленточкой. Под ней спрячутся нитки и узелки, и юбка будет выглядеть наряднее.
Прикрепляем руки (две маленькие скалки).
Руки располагаем с обеих сторон туловища и закрепляем с помощью нитки.
Из лоскута размером 10 x 20см выкраиваем платочек в виде треугольника. Прямой срез платочка подворачиваем примерно на 1 см в сторону изнанки. Укладываем куколку на середину платочка, огибаем верхним срезом (мы его подогнули на 1 см для аккуратности) голову, затем с боков, концами платочка, тщательно выкладываем складочки, обрамляя лицо.
Платочек завязываем со стороны спины на два узла, расправляя концы.
Забавная, необычная, по нынешним временам, игрушка. Оригинальный подарок. Оберег, согревающий душу.
Подведём итог урока
Девочкам предлагается продемонстрировать друг другу сделанных кукол и оценить их.
— Понравилась ли вам творческая мастерская? Нравится ли вам ваша куколка?
— Что нового вы узнали на данном уроке?
Виды отделки ткани: