Что такое основная конкурсная группа
что такое конкурсная группа?
О конкурсных группах
Как осуществляется прием в вузы? Кто-то скажет – по конкурсу, и будет прав, но лишь отчасти.
Дело в том, что конкурсный отбор в вузы может происходить по-разному, а именно, либо в рамках одной специальности, либо в рамках нескольких, объединенных в одну группу. Принципиальная разница между ними состоит в том, что в первом случае абитуриент, как бы, соревнуется только с теми, кто так же, как и он, претендует на место в рамках выбранной им специальности. Этого нельзя сказать о конкурсных группах, где сначала происходит отсев тех, кто не прошел по конкурсу в саму группу, а уж только после этого идет последующее распределение абитуриентов на отдельные специальности внутри ее.
Вместе с тем, это не единственное отличие. Как сказал один из членов приемной комиссии, последующее распределение внутри конкурсных групп, является до конца непонятным не только абитуриентам, но даже многим из тех, кто принимает непосредственное участие в приеме. Таким образом, зачастую складывается достаточно парадоксальная ситуация – при внешней открытости конкурсного отбора, его внутренне содержание оставляет много вопросов. И ладно если еще речь идет, к примеру, о двух специальностях, включенных в конкурсную группу, а если их 10 или 15, что тогда? Как абитуриенту понять свое конкурентное окружение в рамках того направления, которое он для себя выбрал? Ответ простой, никак. Групповая модель набора не предполагает ясности в данном вопросе. А ведь преодолеть подобные непонятки особого труда не составляет. Достаточно лишь при формировании групповых рейтинговых списков, наряду с суммой набранных баллов, указывать еще, кто из абитуриентов и на какую специальность претендует. И все.
Но есть, как есть. Вопрос формирования конкурсных групп находится в исключительной компетенции самого вуза, и он вправе сам выбирать, какие и сколько специальностей в них включать. Однако, не совсем понятно, зачем же это так все сделано?
Не исключено, что апробированная годами схема отбора через конкурсные группы была изобретена не случайно. Она создает определенные возможности для маневра, благодаря которому вуз может заполнить вакантные места на непопулярные специальности за счет других, более востребованных. И так, достаточно часто, и происходит. Более того, т. к. в одну конкурсную группу теперь разрешено включать специальности с разным набором экзаменов, подобная практика, вероятней всего, станет еще более распространенной.
Из вышесказанного можно сделать один достаточно важный вывод. В случае если прием в вуз проходит на группу специальностей, следует иметь в виду факты, изложенные выше, и готовыми к ним лучше быть заран
Приемная комиссия: что такое конкурсная группа?
В этом году отдать документы в «хоть какой-то» вуз уже не выйдет. Поступать можно только в пять учебных заведений и всего на три направления или конкурсных группы. «Пять углов» выяснил, чем это грозит абитуриентам.
«Вузов надо выбрать всего пять, а глаза-то разбегаются! А может, попробовать и подать в 6,7, 8 институтов? Как в приемных комиссиях узнают-то?»
Наш эксперт, председатель приемной комиссии в РГПУ им. Герцена, Евгений Филиппов уверяет, что в шестом вузе документы у вас просто не примут: «При проверке результатов ЕГЭ в ФИС( Федеральная информационная система – прим. «Пять углов») мы получаем информацию о количестве проверок от других вузов (каждый вуз имеет там свою учетную запись). Если число запросов превысит 5, то у абитуриента стоит требовать справку о том, что он забрал документы в другом месте и в конкурсе не участвует».
Евгений напоминает, что речь идет о личной честности выпускника: «Выпускник в заявлении своей подписью заверяет, что отдает аттестат, сертификат ЕГЭ и прочее не более, чем в пять вузов. Это дело его чести, в первую очередь».
Тут возможны варианты. Евгений объясняет:«Например, на факультете Технологии и предпринимательства в Герценовском университете, производится набор на бюджетной основе на направление «Педагогическое образование». Причем, поступать можно как на полные сроки обучения, так и на сокращенные (для выпускников колледжей). Таким образом, внутри одного факультета и одного направления созданы 2 конкурсные группы. Могут они образовываться и при совпадении перечня вступительных испытаний (например, на юридическом факультете «Юриспруденция» и «Конфликтология» объединены). Но зачисление все равно происходит на одно из направлений, в зависимости от положения абитуриента в ранжированном по сумме баллов вступительных испытаний списке и его предпочтений».
По словам нашего эксперта, сложная система конкурсных групп все-таки выгодна для поступающего: «В нашем примере на юридический факультет будет использована только одна возможность из трех. При этом, могут быть поданы еще заявления на разные формы обучения (по очной, по очно-заочной и по заочной), на бюджет или по договору – то есть еще 4 заявления».
Что такое «Конкурсные группы»?
Конкурсный отбор в вузы может происходить по-разному, а именно, либо в рамках одной специальности, либо в рамках нескольких, объединенных в одну группу. Принципиальная разница между ними состоит в том, что в первом случае абитуриент, как бы, соревнуется только с теми, кто так же, как и он, претендует на место в рамках выбранной им специальности. Этого нельзя сказать о конкурсных группах, где сначала происходит отсев тех, кто не прошел по конкурсу в саму группу, а уж только после этого идет последующее распределение абитуриентов на отдельные специальности внутри ее.
Вместе с тем, это не единственное отличие. Как сказал один из членов приемной комиссии, последующее распределение внутри конкурсных групп, является до конца непонятным не только абитуриентам, но даже многим из тех, кто принимает непосредственное участие в приеме. Таким образом, зачастую складывается достаточно парадоксальная ситуация – при внешней открытости конкурсного отбора, его внутренне содержание оставляет много вопросов. И ладно если еще речь идет, к примеру, о двух специальностях, включенных в конкурсную группу, а если их 10 или 15, что тогда? Как абитуриенту понять свое конкурентное окружение в рамках того направления, которое он для себя выбрал? Ответ простой, никак. Групповая модель набора не предполагает ясности в данном вопросе. А ведь преодолеть подобные непонятки особого труда не составляет. Достаточно лишь при формировании групповых рейтинговых списков, наряду с суммой набранных баллов, указывать еще, кто из абитуриентов и на какую специальность претендует. И все.
Но есть, как есть. Вопрос формирования конкурсных групп находится в исключительной компетенции самого вуза, и он вправе сам выбирать, какие и сколько специальностей в них включать. Однако, не совсем понятно, зачем же это так все сделано?
Из всего вышесказанного можно сделать один достаточно важный вывод. В случае если прием в вуз проходит на группу специальностей, следует иметь в виду факты, изложенные выше, и готовыми к ним лучше быть заранее.
Как поступить в ВУЗ на основании конкурсных групп?
Абитуриенты при поступлении неоднократно слышат о конкурсе, но не до конца понимают, что это. Давайте вместе найдем ответ на вопрос и разберемся в нововведениях Министерства образования.
Конкурс на место – это количество претендентов для обучения на определенной специальности. Например, на бюджет зачислят всего 20 человек, а копии документов подало 60. Высчитываем среднее число и получаем три претендента на одно место. Теперь приходится ждать, чтобы кто-то отказался от обучения в конкретном ВУЗе и не принес оригиналы, тогда и формируется окончательный список поступивших.
Естественно, на ситуацию в рейтинговой таблице влияют результаты ЕГЭ. Если ваша фамилия уже входит в первую десятку бюджетников, тогда можете смело подавать все документы, ситуация кардинально не сможет измениться. Но если вы в конце списка или вовсе отстаете на несколько баллов, придется немного понервничать и подождать освобождения места.
В последние годы в приемной комиссии все чаще слышно об общем конкурсе или конкурсной группе. Это значит, что в конкурсе участвуют абитуриенты, поступающие не на одну специальность, а на несколько, в рамках одного факультета. Когда выпускник пишет заявление на поступление, он указывает сразу несколько специальностей в порядке убывания.
В начале конкурса каждый абитуриент участвует в борьбе за место на приоритетной специальности, но если для поступления баллов не хватило, он двигается дальше по списку всех указанных профессий. Конечно, с минимальными результатами существует шанс вообще не поступить в ВУЗ, но при хороших баллах значительно увеличивается вероятность прохождения на бюджет.
Кроме этого для абитуриентов расширяются возможности. По правилам подачи документов, подросток может подать заявление только в 5 ВУЗов на 3 специальности. Но благодаря конкурсным группам, в перечень добавляются похожие профессии.
Следует также отметить, что порядок конкурсных групп используется для удобства университета. Чтобы на не престижных специальностях тоже учились студенты, в ВУЗах и придумали искусную схему. А подросток, которому главное поступить в ВУЗ, может не до конца понять, где ему все-таки предстоит обучаться. Главное, что на бюджете и в популярном месте.
Как мы видим, конкурсные группы выгодные для абитуриентов. Благодаря новшеству отличники не останутся на обочине жизни и точно поступят в ВУЗ. Используйте все возможности, даже если они не входили в ваши планы и предполагают не ту форму обучения, которую хотелось.
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.