Что такое основная плоскость судна

Главные размерения судна

Главные размерения показывают размеры корпуса судна по длине, ширине, высоте и осадке. С учетом многообразия форм корпуса для установления главных размерений судна были выработаны нормы, которые нашли отражение в Правилах классификационных обществ, в Правилах о грузовой марке и Правилах обмера судов. Для определения главных размерений и изображения корпуса судна, а также в описаниях приняты следующие основные размеры, плоскости и сокращения (смотри рисунок).

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Главные размерения судна

На чертежах, в описаниях и т. д. даются размеры по длине, ширине и высоте.

Размеры судов по длине определяются параллельно основной плоскости.

Длина по любой ватерлинии L вл измеряется, как L квл

Длина цилиндрической вставки L ц — длина корпуса судна с постоянным сечением шпангоута.

Длина носового заострения L н — измеряется от носового перпендикуляра до начала цилиндрической вставки или до шпангоута наибольшего сечения (у судов без цилиндрической вставки).

Ширина наибольшая В нб — расстояние, измеренное между крайними точками корпуса без учета выступающих частей.

Ширина на мидель-шпангоуте В— расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной или расчетной ватерлинии.

Ширина по КВЛ В квл — наибольшее расстояние, измеренное между теоретическими поверхностями бортов на уровне конструктивной ватерлинии.

Размеры по высоте измеряются перпендикулярно к основной плоскости.

Высота борта до твиндека Н ТВ — высота борта до палубы, расположенной под главной палубой. Если имеется несколько твиндеков, то они называются второй, третьей и т. д. палубой, считая от главной палубы.

Осадка носом и осадка кормой Т н и Т к — измеряются на носовом и кормовом перпендикулярах до любой ватерлинии.

Средняя осадка Т ср — измеряется, от основной плоскости до ватерлинии в середине длины судна.

Носовая и кормовая седловатость h н и h к — плавный подъем палубы от миделя в нос и корму; величина подъема измеряется на носовом и кормовом перпендикулярах.

Погибь бимса h б — разница по высоте между краем и серединой палубы, измеренная в самом широком месте палубы.

Источник

В чем измерятся судно и какие его основные плоскости?

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.

Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.

Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта.

За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости:

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (самой кромки обшивки на деревянном судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ). Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Источник

Основные плоскости судна

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: ОСНОВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СУДНА. ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА. КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛНОТЫ.

Теоретическая часть:

Основные плоскости судна

Общее представление о характере обводов можно получить по сечениям корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис. 3.1):

1). вертикальной продольной плоскостью, проходящей посредине ширины судна, называемой диаметральной плоскостью (сокращенно ДП);

2). вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине расчетной длины судна, называемой плоскостью мидель-шпангоута;

3). горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды и называемой плоскостью ватерлинии. Либо за горизонтальную плоскость принимают плоскость, проходящую через самую нижнюю точку корпуса судна перпендикулярно диаметральной плоскости. Называют её основной плоскостью.

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Рис. 3.1. Главные плоскости судна и система координат,

связанная с судном

Корпус судна симметричен относительно диаметральной плоскости и, как правило, несимметричен относительно плоскости ватерлинии и плоскости мидель-шпангоута.

Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует полноту обводов в средней части, показывает форму поперечного сечения судна — наклон бортов, килеватость днища, размер и форму скулы, погибь палубы.

Килеватость днища образуется наклоном днища от ДП к бортам. Суда с большим наклоном называются острокильными.

Скула — закругление в месте перехода борта в днище — может иметь больший или меньший радиус, благодаря чему она будет соответственно менее или более выражена.

Погибь — это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби, стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Стрелку погиби (максимальное возвышение палубы в ДП по отношению к бортовой кромке) обычно принимают равной 1 /50 ширины судна. В поперечном сечении погибь представляет собой параболу, иногда, для упрощения технологии изготовления корпуса, ее образуют в виде ломаной линии.

Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют.

Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части — носовую и кормовую.

Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой штевень называется форштевнем, кормовой — ахтерштевнем.

Сечение корпуса диаметральной плоскостью дает представление о форме штевней, а также палубной и килевой линий. Форма штевней бывает весьма разнообразной и зависит от типа и назначения судна. Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости — уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении его оконечностей.

Речные и морские суда с большой высотой надводного борта седловатости, как правило, не имеют.

Подъем палубы в корме устанавливают, исходя, прежде всего, из условия незаливаемости и непотопляемости.

Диаметральная плоскость делит корпус судна на две симметричные части — правого и левого борта (если встать в ДП лицом к носу, то справа будет правый борт (ПрБ), а слева — левый (ЛБ).

Сечение корпуса плоскостью ватерлинии дает представление о форме бортовых обводов судна в горизонтальной плоскости.

Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называют линию, положенную в основу построения теоретического чертежа и соответствующую полученному предварительным расчетом полному водоизмещению.

Грузовой ватерлинией (ГВЛ) называют кривую пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна с полным грузом. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.

Расчетной ватерлинией называют ватерлинию, соответствующую осадке судна, для которой определяют его характеристики.

Главные плоскости определяют систему координат, связанную с судном. За начало координат принимается точка пересечения главных плоскостей, за ось Ох принимается линия пересечения диаметральной и основной плоскостей с положительным направлением в нос, ось Оу образуется линией пересечения плоскостей миделя и основной с положительным направлением на правый борт; ось Оz направлена вертикально вверх и образуется пересечением плоскостей миделя и диаметральной.

Источник

Главные плоскости и главные сечения судна

Главными плоскостями являются (рис.3.1):

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна– диаметральная плоскость (ДП) – продольная вертикальная плоскость, проходящая по середине ширины судна;

– плоскость мидель-шпангоута ( Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна) – вертикальная поперечная плоскость перпендикулярная ДП и проходящая по середине длины судна;

– основная плоскость – горизонтальная плоскость, проходящая по верхней кромке горизонтального киля, перпендикулярная ДП и пл. Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна, и параллельная поверхности воды (если судно не имеет крена и дифферента);

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна– плоскость ватерлинии – плоскость совпадающая с поверхностью воды (рис.3.2). Сечение диаметральной плоскостью дает представление о форме форштевня, ахтерштевня, палубной и килевой линии. Подъём палубы к носу и корме называется седловатостью и выполняется с целью уменьшения попадания воды на палубу при встречном и попутном волнении

Сечение плоскостью мидель–шпангоута (рис. 3.2, справа) дает представление о погиби палубы, килеватости днища, форме скулы, наклоне бортов (развал, прямой борт, завал борта). Подъём палубы от бортов к ДП называется погибью и выполняется с целью улучшения стока воды к бортам и удаления её за борт.

Сечение плоскостью ватерлинии дает представление о форме ватерлинии. Но все же полное представление о форме судна дает теоретический чертеж.

Главные размерения судна

Главными размерениями судна являются длина, ширина, осадка и высота борта (рис.3.3).

Длина судна L. Различают:

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна– длину по конструктивной ватерлинии (КВЛ) „LКВЛ” – расстояние, измеренное в плоскости КВЛ между точками пересечения её носовой и кормовой частей с ДП. Аналогично определяют для любой расчетной ватерлинии длину по ватерлинии;

– длину наибольшую „LНБ” – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса (без выступающих частей);

– длина габаритную „LГБ” – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса с учетом постоянно выступающих частей.

Ширина судна В. Различают:

– ширину по КВЛ – „ВКВЛ’’ – расстояние, измеренное в наиболее широкой части судна на уровне КВЛ в точках пересечения её с внутренней поверхностью обшивки корпуса; аналогично определяют для любой расчетной ватерлинии ширину по ватерлинии;

– ширину наибольшую „ВНБ“ – расстояние, измеренное в наиболее широкой части судна, перпендикулярно к ДП между крайними точками корпуса без учета обшивки, привальных брусьев и других, постоянно выступающих, частей;

– ширину габаритную „ВГБ“ – расстояние, измеренное в наиболее широкой части, перпендикулярно к ДП между крайними точками корпуса с учетом любых выступающих частей.

Осадка судна (теоретическая) „Т“ – вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости КВЛ или расчетной ВЛ.

Высота борта судна „Н“ – вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте у борта от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы надводного борта. (Палубой надводного борта называют самую верхнюю непрерывную палубу, имеющую постоянные средства закрытия всех отверстий на открытых её частях и постоянные средства закрытия отверстий в бортах судна ниже этой палубы).

Высота надводного борта „F“ – это разность между высотой борта и осадкой F = H – T.

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

Характеристики формы судна

Форму подводной части корпуса судна характеризуют коэффициенты полноты.

Коэффициент полноты грузовой ватерлинии (ГВЛ) Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна— отношение площади грузовой ватерлинии к площади описанного прямоугольника:

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна, (3.1)

где S – площадь ватерлинии

Коэффициент полноты мидель-шпангоута β – отношение погруженной площади мидель-шпангоута Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость суднак площади описанного прямоугольника:

β = Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна. (3.2)

Коэффициент общей полноты δ – отношение объема подводной части судна V к объему описанного параллелепипеда:

δ = Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна. (3.3)

Коэффициент вертикальной полноты χ – отношение объема подводной части судна к объему цилиндра, площадь основания которого равна площади ватерлинии (S), а высота – осадке судна (Т):

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна. (3.4)

Коэффициент продольной полноты φ – отношение объема подводной части судна к объему цилиндра, площадь основания которого равна площади мидель-шпангоута ( Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна), а высота – длине судна (L):

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна. (3.5)

3.4. Теоретический чертёж

Форму судна наиболее полно определяет теоретический чертёж судна – совокупность проекций сечений поверхности судна на три главные взаимно перпендикулярные плоскости судна (рис.3.4).

Что такое основная плоскость судна. Смотреть фото Что такое основная плоскость судна. Смотреть картинку Что такое основная плоскость судна. Картинка про Что такое основная плоскость судна. Фото Что такое основная плоскость судна

В качестве главных плоскостей проекций теоретического чертежа принимают: диаметральную плоскость, основную плоскость и плоскость мидель-шпангоута.

Линии пересечения судовой поверхности плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами. Линии пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями, а линии пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, – теоретическими шпангоутами.

Проекция всех этих линий на диаметральную (вертикальную) плоскость называется – “БОК”. Батоксы на этой проекции изображаются без искажений, а ватерлинии и шпангоуты видны в виде прямых линий. Проекция линий пересечения на горизонтальную (основную) плоскость называется “ПОЛУШИРОТОЙ”. Ватерлинии на этой проекции изображаются без искажений, а батоксы и шпангоуты в виде прямых линий. Так как ватерлинии симметричны (при симметричной форме судна), то они на полушироте изображаются только по одну сторону от ДП. На полушироте также изображается линия пересечения палубы и борта. Проекция всех линий пересечения на плоскость мидель-шпангоута называется “КОРПУС” (профильная проекция).На корпусе с правой стороны от ДП изображают проекцию носовых шпангоутов, а с левой стороны – кормовых. Проекции ватерлиний и батоксов изображаются в виде прямых линий.

Теоретический чертёж необходим для расчётов мореходных качеств – плавучести, остойчивости, непотопляемости, постройки корпуса судна, а также в эксплуатации – для определения размеров помещений и расстояний до отверстий в корпусе судна.

Источник

Основная плоскость судна

15. Основная плоскость судна

Смотреть что такое «Основная плоскость судна» в других словарях:

основная плоскость судна — (ОП) Горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель шпангоута. [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для установления главных размерений… … Справочник технического переводчика

основная плоскость — 2.4 основная плоскость (base plan): Горизонтальная плоскость, проходящая через линию пересечения киля с наружной поверхностью обшивки в середине длины шлюпки. Источник: ГОСТ Р ИСО 4143 2005: Судостроение. Суда внутреннего плавания. Шлюпки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Основная плоскость — (обозначена Baseline). От нее отсчитываются все вертикальные размеры Основная плоскость в теории корабля горизонтальная плоскость, проходящая через самую нижнюю точку корпуса корабля (судна) (не считая выступающих частей). Входит в число… … Википедия

основная — 3.2 основная общеобразовательная школа: Школа, организуемая как самостоятельное общеобразовательное учреждение с 1 по 9 класс включительно. Источник: ТСН 31 328 2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия) Смотри также родственные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

плоскости для установления главных размерений судна — Взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель шпангоута судна. Примечание Положение плоскостей для установления главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента. [ГОСТ… … Справочник технического переводчика

Диаметральная плоскость — Основные размерения судна. Диаметральная плоскость обозначена CL Диаметральная плоскость в теории корабля вертикальная продольная плоскость, представляющая плоскость симметрии … Википедия

ГОСТ 13641-80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения — Терминология ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения оригинал документа: Superstructure deck Примечание. При наличии нескольких ярусов надстройки судна палубы надстройки… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ 14181-78: Доки плавучие. Термины, определения и буквенные обозначения главных и характерных размерений — Терминология ГОСТ 14181 78: Доки плавучие. Термины, определения и буквенные обозначения главных и характерных размерений оригинал документа: 1. Балласт дока Груз, принимаемый в отсеки дока с целью изменения его посадки Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия

Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *