Что такое острота восприятия

Острота восприятия

Теряется острота восприятия действительности

У меня теряется острота восприятия действительности. Состояние «стукнули пыльным мешком из-за угла». Я как будто нахожусь во сне. К примеру, меня спрашивают «будешь чай?», я могу обрабатывать этот вопрос полминуты. Я совершенно не в состоянии найти какую-либо вещь в комнате по просьбе другого человека.

Я могу смотреть на привычную мне вещь и не понимать, что это такое, примерно 10 секунд. Часто не могу заснуть, когда ложусь спать, закрываю глаза, в мозге начинают метаться обрывки мыслей и это.

Восприятие человека: ожидания

Почему наш жизненный опыт предопределяет наше восприятие в настоящем и будущем времени? И как ожидания влияют на наше поведение?

Очень часто случается так, что приобретённый нами жизненный опыт в совокупности с нашими умениями и знаниями подсказывают нам,на что именно в той или иной ситуации мы можем рассчитывать, то есть определяют наши ожидания. Например, если Вы играете в карты с заядлыми картёжниками, которые при этом обманывали Вас не раз, то в эту игру Вы, наверняка будете особо.

Восприятие окружающего мира

У любого человека имеется своя точка зрения. И в прямом и в переносном смысле.

То же самое можно сказать и о слухе, и о вкусовых, и о тактильных ощущениях, и об обонянии.

Восприятие реальности

1. Наш мир – иллюзия
2. Правильное восприятие картины мира
3. Зачем человеку познавать реальность
4. Что значит «высший», «духовный»?
5. Существует ли время?
6. А где же Бог?
7. Есть ли крылья у ангелов?
8. О перемещение во времени
9. Жизнь после смерти
10. Каббала и НЛО
11. Есть ли ощущение у самой материи
12. Как избежать страданий
13. Буквы – это свойства

Наш мир – иллюзия
Е. Литварь: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы находимся в студии с известнейшим каббалистом.

Восприятие и понимание в процессе общения

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин «социальная перцепция», т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.

Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что.

Восприятие

В этой статье я расскажу вам о совершенно невероятной вещи. О том, как много делает для нас наш мозг и за что его можно бесконечно благодарить. Поговорим о восприятии.

Мир вокруг нас совсем не такой, каким кажется. Он вроде бы стабилен и понятен, но на самом деле во внешнем мире царит хаос. Стабильным и упорядоченным его делает наш мозг. Каждую секунду из внешнего мира на наш мозг обрушиваются водопады информации. Беспорядочной, не организованной информации. Тактильной, визуальной.

Восприятия конфликта

Ведическая конфликтология. Виды восприятия конфликта.

Существует 2 восприятия конфликта – житейско-негативное и философски-позитивное.

На житейском уровне нам не нравится конфликт, и мы относимся к нему очень негативно.

Почему нам не нравятся конфликты?

Конфликт заставляет нас действовать.

Активность приводит к изменениям. Конечно, человек может меняться и в худшую сторону, но без активности, он точно деградирует. Невозможно оставаться на месте. Нам.

Восприятие человека

Ум и восприятие – две противоположные основы, равно как жизнь ради целей и жизнь без целей. Два пути, которые не совместимы, вы либо развиваете свой ум, либо развиваете свое непосредственное восприятие. В нашем контексте – либо живете без целей, либо живете ради целей.

Это противоположности. Но только чередование этих противоположностей и приносит нам полноту жизни, удовлетворение ею.

Чем больше человек совершенствуется в уме, тем больше он отключается от внешнего мира. Представьте себе.

Восприятие проблем

Согласно комплексной теории избавления от раздражителя Клингера, человек, на пути которого стала достаточно сложная проблема, пытается избежать ее влияния на свою жизнь. То есть, человек уклоняется от влияния проблемы. Действие этого «закона» обычно подразделяется на три стадии, или же фазы.

Первая заключается в том, что человек, достижению цели которого препятствует проблема, активизирует свои действия. Это – фаза безудержной активности, спонтанных (и, чаще всего, неверных) решений. Человек.

Восприятие музыки

Пожалуй, музыка — самое странное из искусств, созданных человеком. Не запись поступков, не отчёт об увиденном, не действо, разыгранное публично, не зеркало, в котором с той или иной степенью искажения отразится реальность.

Один аккорд сам по себе ничего не значит. И сколько не блуждай среди библиотечных полок, „Музыкально-русского словаря“ не найдёшь; не притаился он за целой армадой „Англо-русских“. И мелодию, хоть прослушай сто раз, не переведёшь „нота в слово“.

Источник

«Общие модули процессинга»

Тематика: Психология

Острота восприятий

Попросите клиента замечать что-то насчет вас и насчет себя. Тем самым обратите его внимание наружу и побудите его реально наблюдать, а не только думать. Тренируйте его, чтобы он действительно наблюдал, а не делал умственные выводы. Побудите его быть очень конкретным.

«Заметь что-то насчет меня»

(«Что ты замечаешь насчет ___?»)

«Заметь что-то насчет себя»

(«Что ты замечаешь насчет ___?»)

Попросите клиента попеременно «узнавать» вас и себя. Не проясняйте заранее, что значит «узнавать», это не умственное упражнение. «Узнать» более непосредственно, более ориентировано на ощущения, чем «заметить», которое в основном зрительное. Насчет «узнать» может быть некоторое смущение, но его полезно преодолеть. Это может построить лучший контакт между фасилитатором и клиентом.

3. Особенности восприятия ¤

Берите по одной особенности восприятия. Очень подробно замечайте особенности в настоящем. Поговорите обо всем, что человек воспринимает. Пусть он опишет или запишет это. Если нужно, сходите куда-то и побудите клиента воспринимать что-то с заданной особенностью восприятия. Это можно делать очень тщательно и обширно, то есть много часов, исследуя все детали каждой особенности. И суть в том, чтобы воспринимать их, а не говорить о них что-то умное. Вот некоторые из особенностей, которые можно использовать:

Передний / Задний план

Резкость (четкое / расплывчатое)

Угол обзора (узкое, широкое)

Фильм / Неподвижные кадры

Текстура (гладкое / шероховатое)

Твердое / Жидкое / Газообразное

Трение (скользкое / липкое)

4. Безмолвное восприятие D

Описание того, что человек воспринимает, может отвлекать его, или обманчиво подразумевать, что описание—это восприятие. Вы можете попросить человека воспринимать определенную особенность без никаких требований описывать ее. Он может делать это сам на протяжении недели. Вы можете дать ему домашнее задание постоянно замечать на протяжении недели конкретную особенность восприятия, например, цвет. Не называть ее, а просто осознавать её и переживать её на опыте.

Исследуйте особенности восприятия всеми мыслимыми способами. Например:

— Вспоминайте особенности в разных ситуациях, разных происшествиях, разных периодах.

— Сравнивайте особенности в разных временах, разных местах, у разных людей.

— По возможности воспроизводите особенности, например копируйте тон голоса человека, и тому подобное.

— Распознавайте особенности. Выйдите на открытый воздух, чтобы поискать конкретные цвета, звуки и так далее.

— Вообразите разнообразными способами каждую особенность.

— Давайте названия всем особенностям.

— Ничего не называйте.

6. Периферийное зрение D

Потренируйте периферийное зрение. Пусть человек поупражняется в том, чтобы видеть предметы на краю поля зрения. Именно там находится большая часть информации, а не там, где человек фокусирует глаза. Пусть клиент, смотря на что-то, описывает то, что находится на периферии зрения, или наоборот. Пусть он вслух читает книгу, в то же время замечая, когда вы поднимаете ручку или делаете что-то еще. На домашнее задание—пусть он замечает предметы на периферии зрения. Еще замечайте всю картинку в целом, а не только её части по очереди. Можно сидеть и смотреть на картину, не сосредоточиваясь ни на чем конкретном. У всех восприятий есть периферия. Обсудите эту идею с клиентом. Большинство экстрасенсорных восприятий развиваются на основе периферийных восприятий.

Обсудите смысл разных слуховых особенностей. Какие из них присутствуют, что они значат, какие из них ему нравятся, и так далее. Многие люди относительно мало осознают слуховые особенности.

«Чего ты не хочешь слышать?»

«Что ты стараешься слышать?»

«Какие оттенки важны?»

«Какие ритмы есть в твоей жизни?»

«Какая высота звука тебе нравится?»

«Какие тона тебе приятны?»

Поговорите о чем угодно. Но неуклонно настаивайте, чтобы клиент говорил только о том, что он воспринимает здесь и сейчас. Отклоняйте любые упоминания о том, что произошло раньше или может произойти позже, отклоняйте любые догадки, любые умозаключения, абстрактные идеи и тому подобное. Что бы клиент ни говорил, возвращайте разговор обратно к восприятиям настоящего времени. Если он упоминает что-то другое, пусть он опишет, как он воспринимает это прямо сейчас. Если он высказывает что-то как факт, узнайте, как он воспринимает это прямо сейчас. Делайте это по крайней мере до большого озарения клиента насчет разницы между тем, что реально существует, и всего лишь идеями о том, чего здесь нет. Если он расширит свое пространство, воспринимая более прямо эти другие вещи, тоже прекрасно.

Пусть клиент точно повторяет движения фасилитатора. В основном делайте движения кистей и рук, по одному за раз. То есть сделайте движение, выжидательно посмотрите на клиента, и пусть он сделает то же движение. Тогда сделайте еще одно движение. Если клиенту трудно усвоить движение, повторите его, или разбейте движение на части и делайте их. Может быть полезно использовать в движениях определенный объект, а затем попросить клиент скопировать движение и путь этого объекта. Например, возьмите ручку или книгу, сделайте ей движения, круги, линии, и так далее, а затем передайте её клиенту и попросите его повторить ту же последовательность движений. Прямолинейные движения гораздо легче копировать, чем криволинейные.

10. Отзеркаливание D

Пусть клиент отзеркаливает движения, которые в это время делает фасилитатор. Начните с простых движений рук. Потом поворачивайтесь и двигайтесь всем телом. Еще выражения лица. Начинайте с очень легкого и только постепенно делайте задание всё более сложным. Клиент должен действовать, как изображение в зеркале, двигаясь одновременно. Фасилитатор должен двигаться так, чтобы клиент мог всё время копировать движения. Никаких резких движений, обязательно обеспечьте, чтобы человек мог следовать за вами. Но по ходу дела делайте движения всё более сложными и быстрыми.

11. Слуховое копирование D

Фасилитатор и клиент сидят спиной друг к другу. Фасилитатор говорит предложение. Клиенту нужно по очереди скопировать интонацию, высоту звука, темп, ритм, и так далее. Сначала занимайтесь особенностями по одной, пока клиент не научится копировать каждую. То есть продолжайте повторять то же предложение, пока клиент не ухватит правильно интонацию. Затем говорит что-то другое и работайте над высотой звука. В конце концов, займитесь всеми слуховыми особенностями одновременно, пока клиент не сможет точно подражать вам. Есть нечто странное в том, что кто-то точно копирует ваш голос и высказывание.

12. Ощущения в теле D

Сосредоточивайтесь на разных областях тела. Замечайте, как ощущается эта часть тела. Описывайте это. Замечайте самое выделяющееся ощущение в этой области. Затем суживайте область и повторяйте то же самое. Например, левая нога, затем большой палец левой ноги. Проделайте это со многими областями.

13. Воображаемое пространство D

Поделайте упражнения игрового типа, в которых человек воображает, что пространство как-то очень странно изменилось, и ходит в нем. Например, постановите, что пол резиновый, и ходите по нему как будто это так. Потом что ваши тела резиновые, и всё прыгает когда вы ходите. Или вообразите, что ваши тела излучают энергию и вы везде оставляете за собой след. Или вообразите, что ваши тела надулись как воздушные шары и вы ходите, как надувные фигуры на параде. Идея здесь отчасти в том, чтобы развить чувство пространства человека, научиться менять особенности восприятия, а также улучшить контакт со своим телом и своим пространством.

14. Присоединиться и отсоединиться D

Присоединяйтесь и отсоединяйтесь от физических предметов в ближайшем окружении. Ходите от одного предмета к другому. Фасилитатор просит клиента присоединиться к предмету, немного подержать его, а затем просит отсоединиться. Это может значить «прикоснуться», и наверное так и должно быть, по крайней мере сначала. Но если мы знаем, что клиент действительно присоединяется и отсоединяется, упражнение может прекрасно действовать и без прикосновения.

Проделайте упражнение «Присоединиться и отсоединиться» с конкретными элементами жизни человека. Пойдите туда, где он работает или где он живет. Много раз присоединитесь и отсоединитесь с устройствами, на которых он работает, его машиной, его одеждой, посудой, имуществом, стенами и так далее. Делайте это как угодно долго, пока клиент не станет удобнее себя чувствовать насчет этих предметов и все они станут для него более реальными. Идея здесь в том, чтобы добиться основного в обращении с вещами: уметь просто быть рядом с ними и удобно себя чувствовать с ними. Это совсем не само собой разумеется, и это совсем не умственная вещь. Мы нацеливаемся на физическую способность быть присоединенным, на определенную заземленность в реальных физических обстоятельствах.

16. Внутренние механизмы ¤

Рассмотрите те действия человека, которые могут замедлять время реакции. Например, могут быть внутренние механизмы, которые должны проводить определенную обработку всей информации. Выясните, есть ли более эффективные способы делать это.

«Что ты делаешь, когда ты сидишь и ничего не делаешь?»

«Что ты делаешь, когда ты осматриваешь комнату?»

«Что ты делаешь, когда кто-то что-то говорит?»

17. Прикосновение к телу ¤

По очереди прикасайтесь ко всем основным частям тела человека, прося его почувствовать их. То есть ставьте палец по порядку на все части его тела, которые его не особенно смущают. Делайте это симметрично, то есть сначала на правой стороне, а затем на левой в том же месте. Клиенту нужно действительно почувствовать это место изнутри, а не просто заметить что вы к нему прикоснулись. А затем он должен подтвердить, что он это сделал, сказав «Да», кивнув головой или как-то еще.

18. Внутреннее прикосновение к телу ¤

Пусть клиент опять ощущает все части своего тела, но делайте это без прикосновения. Называйте часть тела и просите его почувствовать её изнутри. Клиенту нужно реально воспринять внутреннее ощущение этой части тела. Просто вспоминать, что есть такая часть тела, не сработает. Ему нужно развить осознание своего тела.

«Почувствуй указательный палец»

19. Напрягать мускулы ¤

Пусть клиент поочередно напрягает каждый мускул тела, а затем расслабляет его. Систематически пройдитесь по всему телу. Это увеличивает осознание тела, а также очень расслабляет.

«Теперь расслабь его»

© Все права принадлежат авторам и издателям.
Информация на данном сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, чтобы Вы могли читать книги онлайн бесплатно без регистрации.
DMCA

Источник

Занятие # 1. Сенсорная острота

Что такое острота восприятия. Смотреть фото Что такое острота восприятия. Смотреть картинку Что такое острота восприятия. Картинка про Что такое острота восприятия. Фото Что такое острота восприятияСегодня у нас в Мастерской сенситивности первое занятие (о самой Мастерской). Оно посвящено развитию сенсорной остроты.

Сенсорная острота и чувствительность (по определению): Осознание внешнего мира и чувств. Различение более тонких характеристик сенсорной информации о мире. Приобретение умений делать более тонкие и более полезные различения в отношении сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира.

Мы с вами будем заниматься тем, что нейропсихологи называют сенсибилизацией, то есть повышением чувствительности органов чувств под влиянием упражнения. Известно, что у шлифовщиков резко повышается острота зрения и они видят просветы до 0,0005 мм, в то время как нетренированные всего до 0,1 мм. Сталевары по оттенкам цвета горячего металла могут определить температуру плавки. Развивая свою чувствительность к нюансам, мы формируем нейрофизиологический базис для любого мастерства и одновременно развиваем интеллект, т.к. в него входит способность распознавать, дифференцировать все более и более тонкие различия в любых явлениях и понятиях.

Практикум

Упражняться вы можете в любой обстановке, но желательно начинать свою практику именно на природе, т.к. здесь мы можем получить самый полный спектр впечатлений одновременно. Наступившее лето дает нам богатые и приятные возможности! Выберите комфортное место в парке, в лесу на поляне или на пляже. Вам должны быть видны и деревья, цветы (желательно), и небо, если добавится река, озеро или море – великолепно! В начале практик лучше выполнять задание сидя, но не лежа, если только вы не хотите уснуть. На обратном пути и в последующие дни можно практиковать во время прогулки, так даже интереснее. По каждому каналу желательно работать от 2 до 20 и более минут. 2 минуты – средний период удержания концентрации внимания. 20 минут – нейрофизиологический цикл смены зон активности нейронов коры головного мозга, т.е. соблюдая цикл более 20 минут, вы обеспечиваете себе прочные нейронные связи и их закрепление.

—Тренируем зрительный канал

—Тренируем аудиальный канал

—Тренируем кинестетический канал

—Тренируем дигитальный канал

Как не пропустить ни одного занятия? Подпишитесь на нашу рассылку и анонсы всех публикаций будут приходить вам на почту. Это очень удобно.

Источник

Что такое острота восприятия

Что такое острота восприятия. Смотреть фото Что такое острота восприятия. Смотреть картинку Что такое острота восприятия. Картинка про Что такое острота восприятия. Фото Что такое острота восприятия

Восприятие произведений искусства как сотворчество. Феномен катарсиса

Проблема восприятия произведений искусства многоаспектна и требует для своего всестороннего рассмотрения междисциплинарного подхода. Анализ ее в рамках эстетики осуществляется обычно на базе широкого привлечения и ассимиляции знаний из психологии, социологии, философии, семиотики, культурологии, истории и теории искусства и др.

Очевидно, что восприятие в этом процессе является важным звеном, каналом и механизмом постижения нами эстетических свойств окружающего мира и его преобразования по законам красоты.

В европейски ориентированной культуре эта внешне непрагматическая направленность художественного восприятия, его внешняя несозидательность сформировала традицию, согласно которой создание произведений искусства имеет большую общественную и эстетическую значимость в сравнении с их восприятием зрителями, слушателями, читателями. Наблюдается в связи с этим повышенное внимание к творчеству художников, поэтов, музыкантов, актеров и других создателей произведений искусства при одновременно низком интересе к иным участникам художественной коммуникации, обозначаемым по совокупности малоинформативным и обезличенным понятием «публика».

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадной взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

К этим словам поэта можно добавить, что «взору» воспринимающего открываются не только то, что вызывает радостные и светлые чувства, но также и грусть, печаль и даже душевную боль. И для того, чтобы все это выразить в художественном произведении, важна не просто логика действительности, но и особая логика художественной структуры произведения, особый характер отношений и связей элементов. В живописных полотнах, упоминавшихся выше художников, «говорящими» являются не только сюжетное движение, но и композиционно-структурное построение, пластика и рельефность, цветовой строй и свето-теневая партитура и еще многое другое. Именно все эти элементы, представленные в виде определенным образом организованной художественной системы, как раз и создают «образное поле», которое как магнит притягивает зрителя, вызывая у него соответствующий эмоциональный отклик и определенные размышления. Благодаря им и через них происходит эффект психологического перенесения зрителя в образную модель жизни, представленную в произведении искусства. При всей ее иллюзорности, искусственности она обладает способностью в случае произведения огромной художественной силы вызывать у воспринимающих то состояние, о котором поэт сказал: «Над замыслом слезами обольюсь». Выдуманная художником жизнь становится как бы нашей собственной.

Следовательно, в коммуникационном акте восприятия художественного произведения существенное значение имеет постижение того специфического языка, на котором оно говорит с нами. Художник еще в процессе создания произведения должен учитывать это. Внутренняя художественная структура произведений должна быть способной формировать восприятие на уровне заложенных в нем мыслей, идей, чувств. Решению этой задачи, собственно, и подчинен осуществляемый художником в процессе творчества отбор наиболее подходящих образных знаков в изобразительно-выразительных средств. И в этом смысле справедливо утверждают, что настоящий художник всегда творит по законам человеческого восприятия.

В структуре эстетического восприятия следует различать, по крайней мере, три коммуникативных канала:

2) ассоциативный потенциал художественного произведения, рассчитанный на активное подключение интеллектуально-чувственной энергии воспринимающей личности. В процессе восприятия образная модель жизни, представленная в художественном произведении, в той или иной мере сопоставляется с опытом реальной жизни, вызывает у зрителей, слушателей, читателей определенные ассоциации. Каждый художник еще в ходе создания произведения, организуя свой материал, рассчитывает вызвать у воспринимающих те или иные ассоциации. Следовательно, как со стороны тех, кто воспринимает художественное произведение, так и со стороны творческих задач, решаемых художником, восприятие является актом ассоциативным;

Само проявление подобного рода связей в коммуникативном акте художественного восприятия порой служит основанием для утверждения, что оно есть ни что иное, как повторение процесса творчества, имевшего место при создании произведения. При этом не учитывается, что воспринимающий всегда трансформирует, преображает по-своему то, что дано в произведении художником. Образ, создаваемый им, отнюдь не копия, не субъективированный эквивалент законченного произведения, а нечто самостоятельное, воссозданное в сознании воспринимающего на основе и с учетом его собственных представлений и опыта. Следует, конечно, всегда принимать во внимание степень эстетического родства автора и воспринимающего, но как справедливо заметил еще Б. Кроче, «нельзя считать себя немножко художником, немножко скульптором, немножко музыкантом, немножко поэтом, немножко писателем.»

Вместе с тем, при всей активности индивидуального восприятия и широте диапазона интерпретаций одного и того же произведения разными субъектами, нельзя отрицать наличия в нем объективного содержания. Как справедливо отмечает М. С. Каган, «подход к этой сложной проблеме требует выявления в художественном восприятии диалектики объективного и субъективного, инвариантного и вариативно-интерпретационного, абсолютного и относительного» (Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.- Л., 1971.-С. 507). Содержание искусства, при всей условности используемых изобразительно-выразительных средств, не есть чистый и сплошной вымысел, не имеющий никакого отношения к действительности. То, что изображено в произведении, должно для воспринимающего иметь какое-то отношение к реальности. Более того, как доказывает вся история художественной культуры, существуют устойчивые, типические, закономерные черты восприятия, характерные для каждой эпохи и каждой социальной группы.

Наличный уровень эстетического развития людей зачастую таков, что не позволяет достигать целостного восприятия произведения, осуществлять синтез его отдельных частей в едином впечатлении. Тем более, что в ряде сложных видов искусства при их более-менее адекватном восприятии требуется синтезирование в тысяче тысяч вариантов. Так, например, в силу многоэлементной структуры оперного спектакля, восприятие его неподготовленным зрителем-слушателем является особо затруднительным.

Эстетически невооруженный взгляд видит отражение жизни в художественном произведении главным образом тем, где встречается с более или менее натуралистическим, правдоподобным воспроизведением картин природы, исторических событий, поступков. За порогом восприятия остается то, что скрыто за собственно изобразительным рядом, то есть, что требует смыслового обобщения, проникновения в глубинные пласты художественной реальности. И тогда сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга» трактуется как произведение «про лошадей», а картина П. Брейгеля «Слепые» предстает обыкновенной зарисовкой группы несчастных, оказавшихся в силу своего физического недуга в весьма тяжелой и безвыходной ситуации. Столь значимого в эстетическом отношении эффекта духовного восхождения личности при ее контакте с истинно великими произведениями искусства, того глубокого внутреннего потрясения и очищения, естественно, в таком случае не происходит. Следовательно, можно констатировать, что искусство в его воздействии на определенную часть публики не достигает желаемого результата, остается как бы «закрытым», невостребованным.

Силу восприятия искусства великолепно передал Аполлон Григорьев в стихотворении, посвященном великому артисту Мочалову:

То замирала, то стонала,

И незнакомый мне сосед

Сжимал мне судорожно руку,

И сам я жал ему в ответ,

В душе испытывая муку, которой и названья нет.

Толпа, как зверь голодный, выла,

То проклинала, то любила,

Всесильно властвовал над ней

Могучий грозный чародей.

Действительно, талантливые произведения искусства дают нам возможность войти «внутрь жизни», пережить ее фрагменты. Они актуализируют и обогащают наш опыт, приподнимая его с сугубо индивидуального частного уровня идеалов и совершенных форм. Искусство, по словам Г. И. Успенского, знакомит человека «с ощущением счастья быть человеком», показывает всем нам и радует «нас видимой возможностью быть прекрасным».

В отличие от фрейдистского понимания катарсиса как погружения в глубины бессознательного, в отечественной эстетике представлена иная точка зрения на природу данного явления. В частности, обосновывается положение, согласно которому катарсис является тем механизмом в осуществлении функций искусства, посредством которого бессознательное превращается в сознательное, происходит гармонизация всех отношений индивида. Данная трансформация становится возможной благодаря включения воспринимающего искусство в иную, более высокую систему ценностей.

Катарсис в данном контексте предстает как осознание, как расширение границ индивидуального сознания до всеобщего. Психологическая его природа выражена состоянием «внутренней упорядоченности, душевной гармонии, возникающей благодаря доминированию высших, общечеловеческих идеалов в душе человека» (Флоренская Т. А. Катарсис как осознание //Сб. Художественное творчество.-Л., 1982).

Эстетический идеал живет прежде всего в искусстве. Будучи идейно осмысленным, он придает искусству огромную общественную значимость и силу. Переживаемые в процессе восприятия художественного произведения чувства пробуждают в человеке нравственные и интеллектуальные стремления.

В феномене катарсиса представлен сплав эмоций и интеллекта, чувства и мысли, сугубо личного и общественно значимого, внешнего и внутреннего, актуального и исторического. И в данном своем качестве катарсис можно квалифицировать как высшую форму эстетического освоения человеком художественной реальности. У эстетически развитой личности в ее общении с искусством потребность в катарсисе становится определяющей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *