Что такое отдел smm
Что такое SMM и как это работает
Чем SMM отличается от других инструментов? Какие у него цели и задачи? Сколько ждать результата и как понять, что он есть? Отвечаем.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных площадок. Другая важная задача SMM — повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией.
По данным Hootsuite (платформа по управлению соцсетями), в 2020 году в мире 3,8 миллиарда активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. В России таких 70 миллионов, то есть 48% населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до каждого второго жителя страны.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
На чём основывается SMM
Социальные сети знают многое о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, бренд и год выпуска мобильного устройства, интересы и особенности поведения. Например, Facebook в курсе, кто из миллионов пользователей относится к группе «мужчины 20–25 лет из Санкт-Петербурга, которые часто совершают покупки онлайн и состоят в браке».
Всю информацию пользователь отдает как заполняя свой профиль, так и через действия внутри сети: отметки «Нравится» на страницах, вход в сеть с мобильного устройства, клики на рекламу и так далее.
В итоге соцсеть может подобрать для вашей рекламы людей, которые, например, недавно купили смартфон, часто путешествуют или скоро будут отмечать день рождения. На Facebook нужная информация о вас как о пользователе хранится в разделе предпочтений.
Главное при рекламе в социальных сетях — определить свою целевую аудиторию как можно точнее и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент.
Чем SMM отличается от рекламы в Google и Яндексе
Представьте, что у вас магазин одежды. В интернете вы в том числе можете продвигаться в поисковых системах. Например, по запросу «одежда для фитнеса Москва»:
Таким образом ваше предложение покажется людям, которые его уже ищут. Но ваш круг ограничится пользователями, у которых уже есть эта потребность. «За бортом» остаются тысячи людей, которым ваш продукт может пригодиться, но они либо пока довольны тем, что есть, либо ничего не искали, а сразу пошли за одеждой в знакомый магазин.
Маркетинг и реклама в соцсетях работают по-другому. За редкими исключениями их задача — предложить потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку. Всё это не делает SMM и таргет лучше или хуже, чем та же контекстная реклама. Вы просто работаете с разными типами аудиторий и решаете разные задачи.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM, как и любого маркетингового или рекламного инструмента, — увеличить продажи продуктов и услуг. Вообще с помощью соцсетей можно решить много задач; вот некоторые из них.
Увеличение посещаемости сайта. Используется как шаг в воронке продаж или способ привлечения трафика на сайт. Часто этим пользуются новостные порталы, чтобы цифры по сайту выглядели привлекательнее для рекламодателей. Так, например, «Лайфхакер» в Facebook размещает анонсы статей:
Информирование о скидках и новинках. Продвижение сезонных распродаж, рассылка специальных предложений через мессенджеры… Это всё особенно ценно для ваших действующих клиентов, ведь всегда приятно получить продукт любимой компании по выгодной цене.
Появление в поисковой выдаче. Соцсети индексируются поисковиками так же, как и официальный сайт. Если пользователь вбивает имя вашего бренда, то, помимо домашней страницы, в выдаче появятся и ваши соцсети. Пользователь может подписаться на них и следить за вами там, где ему удобно.
Расширение целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда. В соцсетях вас могут заметить новые потенциальные клиенты из любой социальной группы. Это происходит благодаря репостам ваших подписчиков, рекламе в группах, таргету и попаданию в разные топы публикаций.
Популяризация взглядов и ценностей компании. Если вы участвуете в благотворительных акциях и делаете добрые дела, то стоит рассказывать об этом, чтобы располагать к себе людей.
Работа с негативом. Жалобы и негативный опыт клиента можно превратить в положительный, если правильно реагировать на это. Даже клиента, который настроен против вас, можно сделать своим самым лояльным покупателем.
А вот забавный случай с компанией Allen Solly, которая допустила ошибку на плакате:
Компания отвечает, что совет приняли и вся команда исправляется. Подписчики высоко оценили этот ход.
Сбор отзывов о продукте и о самой компании. Соцсети помогают получать обратную связь, ведь люди заходят сюда ради общения. Пользователи могут ставить оценку и рекомендовать компанию, делиться своим мнением в комментариях и личных сообщениях.
Кроссмаркетинг с дружественными компаниями в рамках общей целевой группы. Можно делиться публикациями друг друга, устраивать совместные конкурсы и мероприятия.
Отслеживание трендов и конкурентов. Стоит подписаться на своих «врагов», чтобы отслеживать их акции, фишки и новинки. Хорошие идеи можно заимствовать, дорабатывать и запускать у себя.
Поиск новых сотрудников. Здорово, когда сотрудником становится ваш лояльный клиент. В соцсетях найти персонал зачастую проще, чем через платформы по поиску работы. Ведь обычно это люди, которым интересен ваш бизнес, которые разделяют ваши ценности.
Кто такой SMM-специалист, что он делает и как им стать
В последнее время социальные сети из места для времяпрепровождения и общения с друзьями превратились в перспективные платформы для поиска клиентов и продвижения товаров и услуг. Сейчас у каждой компании есть не только сайт, но и страница в соцсетях, а малый бизнес чаще всего начинает путь к успеху именно с сообществ в интернете.
Успех во многом связан с тем, как ведут эти сообщества. Большинство бизнесменов и компаний предпочитает нанимать профессионалов, которые знают, как привлечь новых клиентов. Хорошие SMM-специалисты сегодня в цене.
Чем занимается SMM-специалист
SMM (Social Media Marketing) в переводе с английского языка обозначает «маркетинг в социальных медиа». Задачи SMM-специалиста — увеличение узнаваемости бренда, привлечение клиентов, реклама в соцсетях, в некоторых случаях — продажа товаров и услуг.
Сммщик разрабатывает стратегию продвижения, анализирует интересы целевой аудитории, выявляет конкурентов, следит за новыми трендами в нише. Эта профессия очень динамична, требует постоянно держать руку на пульсе и совершенствовать навыки, чтобы не отстать от конкурентов.
SMM-специалист — это мастер по коммуникации с аудиторией. Он умеет подобрать интересный и полезный контент, ведёт диалог с подписчиками, отвечает на вопросы, информирует о скидках и специальных предложениях, формирует позитивный имидж компании.
Именно SMM-специалист занимается составлением контент-планов, организацией регулярного наполнения страницы в соответствии с выработанной стратегией, а также работой с целевой аудиторией.
SMM для бизнеса: как раскрутиться в соцсетях
Обязанности и навыки SMM-специалистов
SMM-специалист полностью управляет процессом продвижения компании в медиасообществах. Его работу можно разбить на несколько крупных блоков:
Сммщик обязан разбираться в особенностях работы в популярных социальных сетях. Это позволяет правильно выбрать площадки для построения бизнеса, выработать успешную стратегию.
На начальном этапе выбираются соцсети, в которых присутствует целевая аудитория, проводится анализ конкурентов, определяется концепция группы. Специалист самостоятельно или с помощью дизайнера оформляет сообщество, подбирает аватар, обложку, стиль оформления постов.
На странице постоянно появляются новые посты, написанные в соответствии с согласованным контент-планом. SMM-специалист может писать и оформлять их сам либо привлекать других сотрудников. Содержание постов может быть очень разнообразно: это и новости компании, и оповещения о новых товарах и акциях, и развлекательный контент и так далее.
Ценным навыком является умение писать тексты, работать с картинками и видео, а также знание принципов поиска нужных картинок на фотостоках. Качественный контент — основа успешного развития сообщества.
17 сервисов для начинающего SMM-специалиста
Сммщик добивается этого разными путями: создаёт вирусные посты, розыгрыши и конкурсы для привлечения подписчиков, договаривается о сотрудничестве с лидерами мнений и популярными блогерами, продумывает рекламу в соцсети, чтобы люди могли увидеть конкретную услугу или продукт, которая их заинтересует.
Отметим отдельно: SMM-специалист должен разбираться в рекламе в социальных сообществах, но непосредственной настройкой и запуском рекламных кампаний в крупных фирмах занимается другой работник — таргетолог.
Важная часть работы SMM-менеджера — аналитика. Она позволяет определять, насколько хорошо работает выбранная стратегия и вовремя корректировать способ продвижения. Нужно знать всё о веб-аналитике, владеть инструментами, позволяющими анализировать трафик, конверсию, охват публикаций, а также эффективность различных стратегий.
7 терминов, которые должен знать каждый SMM-менеджер
Сколько получает SMM-специалист
Зарплата SMM-специалиста может рассчитываться по-разному: это может быть как фикс (обычно при работе в крупных компаниях), так и попроектная оплата. Расценки индивидуальны и зависят от опыта и компетенций работника, но мы приведём средние числа.
Не стоит забывать, что SMM — это одна из самых простых для входа сфер, и поэтому зарплаты для начинающих специалистов здесь сравнительно небольшие. Стажёры, не имеющие никакого опыта, получают по 15 000 рублей в месяц, молодые специалисты — от 30 000:
Зарплата опытных SMM-специалистов с портфолио успешных проектов в разы больше. Через несколько лет в профессии можно получать более 100 000 рублей в месяц:
Кроме того, со временем вы сможете открыть собственное SMM-агентство и зарабатывать значительно больше.
«Голый энтузиазм», или как я создала SMM-агентство с нуля
Как найти работу
Спрос на развитие бизнеса в соцсетях очень велик. Эта услуга актуальна как для частных лиц, оказывающих услуги либо предлагающие товары собственного производства, так и для крупных компаний. Соцсети — слишком мощный инструмент развития бизнеса, чтобы их игнорировать. Это миллионы пользователей, часть из которых может стать клиентами. Согласно исследованиям рынка труда, спрос на SMM-щиков стабильно растёт с 2016 года. Количество групп и сообществ в медиа-пространстве стремительно увеличивается, поэтому хорошие специалисты, способные показать высокий результат, нужны всегда.
Работать можно как в офисе, так и удалённо. Вы сами можете выбрать место работы и график, устроиться на постоянную работу со стабильной заработной платой либо самостоятельно искать клиентов в интернете. Профессия может быть как полноценной работой, так и дополнением к основному заработку. Начать карьеру можно с простого проекта для небольшой фирмы или индивидуального предпринимателя, а через пару лет вести соцсети крупных компаний.
Есть три основных способа поиска работы:
Как стать SMM-специалистом с Нетологией
Вы можете обучиться профессии самостоятельно: в интернете есть много полезной информации, которая может помочь разобраться с SMM, но она разрозненная, поэтому сложно систематизировать полученные знания. Практиковаться, исправлять собственные ошибки и искать ответы на возникшие вопросы придётся тоже самостоятельно. Этот путь можно пройти, но он долог, а результат непредсказуем.
Если вы хотите гарантированно освоить востребованную профессию и заниматься продвижением брендов в медиа-сообществах, лучше пройти специализированные курсы. Опытные преподаватели научат вас создавать выигрышные стратегии, расскажут о секретах работы в разных соцсетях, познакомят с эффективными инструментами для увеличения числа подписчиков.
Вы научитесь создавать чат-ботов, генерировать интересный контент, прокачаете свои коммуникативные навыки. Обучение сопровождается выполнением практических задач, поэтому вы научитесь выполнять их уверенно и качественно. Делая индивидуальные задания, задавая вопросы преподавателям, участвуя в воркшопах и вебинарах, вы овладеете высокооплачиваемой профессией и найдёте первых клиентов, а Центр развития карьеры поможет вам в трудоустройстве.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Руководитель SMM-отдела: кто может им стать, что нужно уметь и как победить страхи
В России 85,7 млн человек ежедневно заходят в интернет. 78% делают это, чтобы провести время в соцсетях — и это второй результат по миру (лидерство у японцев с 89%). Все это в мире бизнеса предопределяет царство SMM, и тот, кто управляет соцмедиа, в значительной степени влияет на уровень лояльности пользователей к бренду и финансовые показатели компании.
Автор Нетологии Светлана Третяк рассказывает, за что отвечает руководитель SMM-отдела, кто им может стать, какие навыки потребуются и сколько можно зарабатывать. Бонус: истории становления руководителей крупных digital-агентств, вдохновляющие кейсы и их советы SMM-специалистам по избавлению от распространенных страхов и не только.
Рынок SMM
Будучи важным и динамично развивающимся маркетинговым инструментом, SMM не терпит поверхностного отношения к себе. Контент, клиент и культура — это три «К», которые фактически управляют компанией. А SMM-специалист — это мост, соединяющий бизнес и его аудиторию.
Спрос на таких ценных сотрудников только растет: например, из узкоспециализированных профессий онлайн-маркетологи признаны самыми востребованными специалистами в 2020 году.
SMM-специалист: что делает, сколько получает
В средних и малых компаниях, как правило, SMM-щик — это человек-оркестр, который выполняет приличный фронт разноплановых работ. Это работа с контентом, его визуализацией и распространением, общение с клиентами, реклама, а также аналитика всего этого. Часто еще и разработка коммуникационной стратегии. Бизнес не может позволить себе SMM-отдел, поэтому коммуникация с пользователями, поиск новых клиентов и аналитика сосредоточены в руках одного человека.
В крупных компаниях и digital-агентствах SMM-активности поделены на участки, за которые обычно отвечает отдельный человек: контент-маркетолог, комьюнити-менеджер, копирайтер, дизайнер, таргетолог, специалист по контекстной рекламе, веб-аналитик, SEO-специалист. А SMM-щик выступает в роли управленца — проектного менеджера и стратега.
Что требуется от SMM-специалиста
Сколько зарабатывает SMM-специалист
Согласно Headhunter, средняя зарплата по России — 36 тысяч рублей, в Москве — 67 тысяч рублей.
Доход SMM-щика зависит от количества задач и проектов. Если специалист готовит контент-план, пишет качественные тексты, мастерит иллюстрации, снимает видео, общается с подписчиками, запускает рекламу и мониторит аналитику, он может претендовать тысяч на 70. А если требуется только регулярное наполнение контентом по заранее созданному плану, тогда можно рассчитывать на 15–20. При желании можно взять несколько таких проектов. Цель в 100 тысяч или больше можно достичь, если взять, например, один крупный проект и несколько небольших.
Руководитель SMM-отдела: кто может им стать, что нужно уметь и чего не нужно бояться
Управленческая должность в SMM — это пересечение менеджерской позиции (управление людьми, общение с заказчиками, ведение нескольких проектов, организация процессов) и экспертной (знание инструментария, кейсы).
Кто может стать SMM-управленцем
Переход на позицию SMM-руководителя — логичный подъем по карьерной лестнице для опытных SMM-специалистов, которые хотят развиваться и подняться на ступень выше.
Это хорошие исполнители, которые привыкли работать руками и хотят освоить новые знания и навыки — в первую очередь управленческие. Если речь идет о digital-агентстве, то вдобавок понимают, как общаться с клиентами, и уже погружены в бизнес-процессы.
Другой вариант карьерного роста — продвинутый PR-менеджер или менеджер по рекламе с хорошими управленческими компетенциями. Можно начать с позиции, например, заместителя и за год вырасти до SMM-руководителя.
Что в основном требуют от SMM-управленца
Варианты названий должности: руководитель SMM-отдела (или отдела SMM), руководитель SMM-направления (или направления SMM), Head of SMM.
Профессиональные навыки (hard skills)
«Мягкие» навыки (soft skills)
Сколько зарабатывают руководители SMM-отделов
100 000 рублей — средняя зарплата SMM-руководителя (по данным hh.ru).
А можно выловить и такие щедрые предложения:
курс
SMM-
менеджер
Личные истории становления от SMM-управляющих
Мы узнали у экспертов про их путь развития, с какими сложностями они столкнулись, какими проектами гордятся, каким они видят будущее соцмедиа. Также эксперты дали советы тем, кто смотрит в сторону руководства SMM-направлением и тем, кто сомневается, что готов к этой роли.
Дарья Толмачева-Соболевская, руководитель направления SMM в агентстве Fistashki
Расскажите, как стали руководителем SMM-направления
Начала SMM-карьеру с позиции копирайтера и комьюнити-менеджера в моем уже родном агентстве Fistashki. На момент прихода в агентство в 2013 году за плечами было маркетинговое образование, SMM-курс и небольшая практика во время курса. Взяли почти без опыта, и я очень благодарна коллегам, которые помогали мне тогда, вводили в курс дела. Особенно важна была поддержка, поскольку моим первым клиентом сразу стал крупный бренд — российский филиал компании Intel.
Работа в агентстве подразумевает необходимость в короткие сроки изучить клиента: притереться, понять его пожелания, сформировать Tone of Voice. У меня процесс занял 3 месяца.
Года через два по мере получения опыта, я стала напрямую общаться с клиентами (обычно это делает аккаунт-менеджер). Так было проще и быстрее решать вопросы. В это время у меня появился первый подчиненный. Позднее расширила свою экспертизу опытом участия в тендерах.
В 2017 году агентство расширилось и встал вопрос о структуре управления компанией. И тут сошлись все звезды: рост агентства и мое желание — меня назначили руководителем направления SMM, которым я и являюсь до сих пор.
Что помогло вырасти до руководителя?
Внутренняя мотивация и самосовершенствование. Если ты крутой специалист, логично, что тебя поставят руководить. К тому же, в начале, когда агентство было бутиковым, я выполняла задачи и сама же за них отвечала. Это сильно дисциплинирует и автоматически вырабатывает управленческие компетенции.
Какие профессиональные навыки помогли?
Знание отрасли, инструментария, быстрота нахождения информации. Очень круто, что сейчас много SMM-курсов — это хорошее подспорье.
Соцмедиа — очень динамично развивающаяся отрасль, и за год можно выпасть и отстать. Нужно быть в курсе новинок, тенденций, иначе быстро перестанешь быть конкурентоспособным в профессии.
Постоянно учиться в SMM — это стандарт.
Мне нравится динамика и эволюция SMM-сферы. Сегодня практикуемся в работе с блогерами, а завтра пойдем в нейросети. Нет стагнации — и это круто!
Знание маркетинга очень сильно помогает. Если выбираешь рекламную индустрию, то это отличная база.
А какие «мягкие»?
Управление людьми. Мне пришлось поработать над этим, включая выстраивание отношений с коллегами на новом уровне — уровне руководителя. В первую очередь самой было сложно учиться необходимой для эффективной работы дистанции. Очень признательна за помощь коллегам, которые наставляли меня, как правильно работать с людьми, мотивировать команду, проводить собеседования, выходить из конфликтных ситуаций.
Научиться работать с людьми — очень важный навык, который вырабатывается только через набитые шишки.
Общение с клиентами. Надо быть готовым, что здесь тоже понадобится практика и способность аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Коммуникативные навыки. Прокачать сценическую речь, способность донести информацию и не бояться обратной связи помогли публичные выступления на отраслевых мероприятиях. Дополнительный бонус — показатель экспертности руководителя для сотрудников.
Стратегический взгляд на процессы и умение просчитывать тактические шаги. Здесь мне помог природный склад характера: структурированность, организованность, тайм-менеджмент, пунктуальность. Но это можно спокойно прокачать.
Какие были сложности на пути и какие есть сейчас?
Как уже сказала, основная сложность была в том, что при глубокой экспертизе в SMM не было навыка в управлении людьми.
При этом нужно понимать, что всегда остается точка роста в этом вопросе: из-за непохожести людей невозможно что-то предсказывать. Новые сотрудники требуют внимания и наставничества в период адаптации. За «старенькими» тоже нужен глаз да глаз — рутина, выгорание, пересиживание на одном месте не способствуют качественной работе. Однако всё индивидуально: есть сотрудники, которым комфортно оставаться на одном месте длительное время, а другим нужна постоянная динамика и движение.
Сейчас нюансы в работе могут быть связаны с тем, что иногда у клиента не совсем осознанное отношение к SMM-стратегии. Продвижение в соцсетях помогает быть конкурентоспособным, но важно формировать правильные цели и задачи, а также доверять экспертизе агентства в вопросах стратегии и тактики их достижения. А агентству нужно аргументированно доносить свою позицию до заказчика.
Назовите два проекта, которым гордитесь, и почему
Крутизна SMM-агентства в том числе зависит и от самого клиента. Если клиент хочет зажечь, то больше шансов сделать запоминающийся креатив.
Например, для Burger King года три назад мы придумали акцию «Смотри не обострись». Клиент не побоялся смелой игры слов, к тому же это была первая подобная кампания. В итоге был громкий креатив, о котором говорил рекламный рынок и федеральные СМИ. PR-эффект был достигнут, а острые вопперы разлетелись из ресторанов.