Что такое откат в коррупции
Прокуратура разъясняет: Чем «откат» отличается от взятки
— Что такое «откат»? Чем «откат» отличается от взятки? Какая ответственность предусмотрена за «откат»?
На вопрос отвечает помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Александр Сафронов: Согласно статье 204 Уголовного кодекса РФ коммерческий подкуп – это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Коммерческий подкуп, по сути, и будет являться «откатом».
За коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность. В зависимости от квалификации деяния (простой подкуп или совершенный группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере ) наказание варьируется от штрафа до лишения свободы.
За совершение коммерческого подкупа в значительном размере (свыше 25 000 рублей) предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы со штрафом в размере до 10-кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
Особо крупный размер коммерческого подкупа (свыше 1 миллион рублей) влечет наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом в размере до 40 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 6 лет.
Отличие «отката» от взятки? Действия лиц при коммерческом подкупе или передачи взятки очень похожи. Отличие состоит в том, кому предназначены передаваемые денежные средства (оказание услуг, передача иных имущественных прав). Если это лицо занимает управленческую должность в коммерческой организации, то такие действия будут считаться коммерческим подкупом.
Если лицо занимает должность в государственных, муниципальных органах и обладает функциями представителя власти или организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то такие действия будут квалифицироваться как дача взятки.
Законодательством предусмотрена ответственность также за посредничество в коммерческом подкупе.
Коммерческий подкуп и ответственность его участников перед законом
Коммерческий подкуп, или откат, – это незаконные действия по передаче материальных ценностей, денег, иных материальных благ лицу, занимающему ответственный пост, выполняющему функции управленца в коммерческой или иной организации. Целью такого подкупа является выгода от действия (бездействия) ответственного лица при осуществлении сделок, получении контрактов, преимущественного финансирования того или иного бизнеса в обход закона.
Откат как часть коррупционного механизма чрезвычайно негативно сказывается на экономике государства, подрывает основы честной конкуренции, выводит из законного оборота значительные объемы денежных средств и ресурсов. Раскрытие любого из таких преступлений — трудная задача, поскольку для того, чтобы доказать факт отката, нужна добрая воля хотя бы одной из сторон преступной сделки. Наряду с усилением борьбы с коррупцией со стороны государства, происходит и усложнение преступных коррупционных схем, с помощью которых преступники надеются избежать наказания за содеянное.
Схемы откатов в бизнесе и способы сокрытия факта отката
Одними из наиболее коррумпированных областей экономики на сегодняшний день являются госзакупки товаров, услуг, а также строительная сфера, в которой вращаются государственные средства. Правоохранительные органы признают наличие отката также в других секторах бизнеса.
Нечистые на руку чиновники могут потребовать мзду при согласовании различного рода разрешительной документации, требующей резолюции конкретных ответственных лиц. При этом преступники действуют по достаточно устойчивым схемам, учитывающим нюансы бизнеса и его специфику.
Строительство
Конкурсные условия, документация составляется так, чтобы соискатель-подрядчик, взаимодействующий с чиновником, приобрел преимущество и гарантированно выиграл право проведения строительных работ. Работы осуществляет приглашенная по субподряду компания, имеющая связь с чиновником.
На этапе проектирования условием утверждения проекта является привлечение «нужных людей», связанных с чиновником, для составления проекта, поставки стройматериалов в соответствии с ним. В проект закладываются работы, результат которых выгоден ответственному лицу или связанным с ним лицам (например, выкуп недвижимости).
Поставка товаров (услуг)
На первом этапе рыночной оценки стоимости привлекаются только компании, имеющие связь с чиновником. Их исследования и выводы заведомо лишены объективности, учитывают интересы определенных поставщиков и составляются с выгодой для последних.
Условия подрядного конкурса составлены в интересах конкретного поставщика товаров или услуг. В качестве поставщика преимущество приобретает не производитель, а посредник, имеющий связь с чиновником. Путем манипуляции с контрактными и рыночными ценами образуется неправомерный доход поставщика.
Поставщик, связанный с чиновником, может также поставлять товары или услуги более низкого качества и стоимости, нежели предусмотренные контрактом, а разница попадает в карман нечистого на руку чиновника.
Согласование документации
Бизнесмену даются обещания беспрепятственного прохождения всех согласований при условии его лояльности к конкретному чиновнику и его интересам. Предлагается пригласить для оказания консалтинговых услуг фирму, связанную с чиновником, и оплатить ее работу. В случае несогласия имеет место искусственное затягивание согласования, применение лишенных конкретики критериев оценки.
Чиновники, практикующие преступные схемы обогащения, применяют все более изощренные способы их сокрытия. Наряду с привлечением компаний, связанных с чиновником, услуги которых затем оплачивает поставщик, может иметь место открытие банковской карты для чиновника на имя третьего лица. Имя чиновника при этом не фигурирует в официальных бумагах. Имеют место и такие формы откатов, как приглашения в дорогостоящие зарубежные поездки за счет поставщика, организация банкетов и празднеств, которые также оплачивает зависимый от управленческих решений ответственного лица бизнесмен.
Коммерческий подкуп с точки зрения уголовного права
Подкуп должностных лиц в целях получения коммерческой выгоды рассматривается в ст. 204 УК РФ. Преступление рассматривается как с точки зрения вины чиновника, так и лица, незаконно передающего ему деньги, имущество или права, оказывающего ему услуги имущественного характера. Последнее, по мысли законодателя, означает избавление чиновника от затрат за оказание ему каких-либо услуг. Обе стороны незаконной сделки, согласно положений указанной статьи, виновны в преступном деянии.
Если в деле имеются отягчающие обстоятельства, такие как крупный, особо крупный размер отката, совершение преступления в составе группы, по предварительному сговору, наказание увеличивается.
Максимальный штраф может составить 2,5 млн. руб., а срок лишения свободы — 8 лет. При этом суд имеет право запретить занимать некоторые должности на определенный срок.
Максимальный штраф для чиновника по этой статье – до 5 млн. рублей, а срок лишения свободы – 12 лет. Так же существуют ограничения на право заниматься определенной деятельностью, по решению суда.
Законодатель предусмотрел возможность избежать ответственности на основании:
Ответственность по ст. 204 УК РФ наступает с 16 лет.
Откат и взятка
Взятка и коммерческий подкуп связаны с преступлениями должностных лиц, обличенных властью, имеющих полномочия принимать те или иные управленческие решения. Указанные преступные деяния, несомненно, имеют сходство. В то же время откат характеризует преступление, аналогичное взяточничеству, затрагивающее непосредственно коммерческий сегмент.
Законодатель, тем самым, подчеркивает важность декриминализации отношений в деловой сфере, дает жесткую правовую оценку подобного рода преступлениям.
Алиса в стране откатов: почему откаты помогают нашей стране функционировать в сегодняшней реальности
О чиновниках
Чиновники у нас не политический институт, а смешанный — политико-хозяйственный. Чиновники — часть огромной машины, занятой поиском ресурсов (материальных, финансовых, информационных, властных), их сбором, охраной, распределением, освоением и, в конечном итоге, списанием. И преследованием тех, кто получил доступ к ресурсам неправомерно и пользуется ими не по понятиям. Ресурсы всегда в дефиците, за них идет конкуренция, выигрывает тот, кто дает откат. Откат в нашей системе — аналог ставки банковского процента при капитализме. Есть легализованные формы отката: лицензирование, квотирование, сертификация. Есть нелегальные. Норма отката регулируется репрессиями. Чем жестче и системнее репрессии, тем меньше откаты. Точную среднюю цифру назвать невозможно, ее никто не озвучивает. Это всегда оценочное суждение: вот здесь справедливо откатил, а здесь «не по чину берешь». Когда ФНС начала эксперимент с самозанятыми, я сразу сказал, что это преждевременно, сначала надо научиться брать налоги с откатов. Но для этого откаты надо легализовать. Не могут же заместители министров указывать в налоговой декларации источник дохода «откаты».
Строго говоря, откат не коррупция, а норма функционирования системы, распределяющей ресурсы. Ее фундаментальное свойство. Как поделить дефицитный ресурс, если претендентов тысяча, а нужно дать одному? Кого выбрать? Поэтому и существует откат. Чиновники все прекрасно понимают, по‑другому просто нельзя. Откат — клей, который склеивает страну в странное и противоречивое, но все-таки единое целое.
О справедливости
Есть два принципиально разных вида справедливости — сравнительная справедливость (равенство перед законом) и распределительная справедливость (когда ресурсы делит государство). У нас система распределительная, и даже протесты начинаются с лозунгов о несправедливом распределении ресурсов. Протестующим кажется, что им дали меньше, чем положено, а кому-то — слишком много.
Такая экономико-политическая модель устраивает всех и одновременно не устраивает никого, потому что каждый обижен и считает, что получил меньше, чем заслуживает.
О сословиях
В любом государстве есть классовое расслоение (по уровню потребления) и сословные различия (разный уровень доступа к государственной кормушке). В Европе, например, сейчас складываются отдельное сословие беженцев и сословие пидорасов разного рода. В России сейчас вообще нет классовой структуры, только сословная. Чтобы появилась классовая система и начал формироваться средний класс, нужно прежде всего перейти к сравнительной справедливости, к равенству перед законом.
О понятиях
Разборка по понятиям — манифестация доступных тебе ресурсов. Демонстрировать фиктивное владение ресурсами — значит вести себя не по понятиям, за это предъявляют.
О будущем
В России сейчас нет времени как неразрывного и последовательного течения событий. Будущее у нас — мечта о воспроизведении хорошего прошлого, а в настоящем мы заняты непрерывной нейтрализацией внешних и внутренних угроз.
Пока не было внешнего врага, рынок как-то существовал. Как только внешний враг появился, ожил административный аппарат распределения и перераспределения. Появился новый, административный рынок, на котором угрозы конвертируются в ресурсы, полученные для нейтрализации угроз. Одновременно обострился дефицит товаров и денег (настоящих, а не финансовых ресурсов). Товары и деньги можно получить только на рынке, поэтому возникла сложнейшая система экспорта и конвертации ресурсов. Но даже за деньги, как оказалось, нельзя получить новые технологии и новые идеи. Для этого необходим человеческий капитал.
Попытки найти новую форму существования сталинских шарашек, на которых был основан научно-технический потенциал СССР, пока не дали результата. Шарашки работают только при тюремном режиме содержания специалистов. Если бы в Сколково кроме пропускного режима были вышки и колючая проволока, там работали бы по‑другому.
О транзите власти
Сейчас обострилась борьба между разными служилыми сословиями; между служилыми и обслуживающими сословиями, конфликты внутри сословий, где есть множество конкурирующих между собой кланов. Отношения между кланами иногда настолько плохие, что информация об их междоусобных конфликтах начинает просачиваться в публичное поле. Насколько я понимаю, это либо подготовка к транзиту, либо сам транзит. Радикальных перемен, конечно, не будет. Система устоит, поменяются только действующие лица.
Больше всего элиту беспокоит проблема наследства. У всех выросли взрослые дети, но не понятно, как передать им свое положение. Что завещать — должность? Но ведь важна не сама должность, а власть, которую она дает, и связанное с ней право перераспределять ресурсы.
Теоретически чиновники могли бы раздавать друг другу какие-то отрасли или целые регионы в виде наследственных вотчин. Создать механизм наследования — это для элиты сейчас самая важная задача.
О двойственной природе российской реальности
Разговор о политике и экономике в России со стороны выглядит как беседа двух сумасшедших. Называют какие-то термины («банки», «суд», «парламент»), то есть описывают вроде бы те же явления, что и в других странах, но говорят совершенно о другом. И прекрасно друг друга понимают. Такая сцена из Льюиса Кэрролла.
Государство монополизировало власть, деньги, информацию, сырье. В России нет денег, есть финансовые ресурсы, нет товара и человеческого капитала, есть материальные и трудовые ресурсы. По трубопроводам идет скважинная жидкость, и только на таможне она превращается в нефть. Точно так же финансовыми ресурсами можно начинать пользоваться только после того, как они пересекают границу и конвертируются в деньги.
Несмотря на внешний абсурд происходящего, система получилась прочная. В экономике чиновники не разбираются, но от них никто и не требует в ней разбираться. Требуют обеспечить голосование, высокие рейтинги первых лиц, отсутствие протестного поведения. У нас официально главные цели — социальная стабильность и территориальная целостность. Обе цели достигаются. Все работает.
Ответственность за «откаты». Отличие от взятки. Разъяснение адвоката.
В СМИ часто можно слышать про «откат», что это вполне законно и ничего за это не будет.
В данном статье постараюсь разъяснить, что понимается под словом «откат» и какая ответственность может наступить за данные действия.
Что такое «откат»?
Согласно статье 204 Уголовного кодекса РФ коммерческий подкуп– это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации,
за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Коммерческий подкуп, по сути, будет являться «откатом».
За коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность.
Наказания различны в зависимости от квалификации (простой подкуп или совершенный группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере ) и могут быть от штрафа до лишения свободы.
Например, за совершение коммерческого подкупа в значительном размере (свыше 25 тысяч рублей) (часть 2 статьи 204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом в размере до 10 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
За совершение коммерческого подкупа в особо крупном размере (свыше 1 миллион рублей) (часть 4 статьи 204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом в размере до 40 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 6 лет.
Так, согласно статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ незаконные передачу предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации
за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением предусмотрена административная ответственность и на юридическое лицо может быть наложен штраф.
Отличие «отката» от взятки?
Действия лиц при коммерческом подкупе или передачи взятки очень похожи.
Вспомним, что такое передача взятки в соответствии с уголовным законодательством:
должностному лицу или предоставляемых им лицам с определенной выгодной для них целью, а именно:
– за совершение определенных действий или бездействий, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям;
– за общее покровительство или попустительство по службе;
Отличие в том, кому предназначены передаваемые денежные средства ( оказание услуг, передача иных имущественных прав).
Если это лицо занимает управленческую должность в коммерческой организации, то такие действия будут считаться коммерческим подкупом.
Если лицо занимает должность в государственных, муниципальных органах и обладает функциями представителя власти или организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то такие действия будут квалифицироваться как дача взятки.
Таким образом, за коммерческий подкуп (откаты) предусмотрена уголовная ответственность. Данные действия могут быть доказаны показаниями свидетелей, материалами оперативно-розыскных мероприятий, бухгалтерскими документами, выписками банковских счетов организаций и другими документами.
При этом законность получения данных доказательств может проверить адвокат по уголовным делам. Он не только оценит соответствие полученных документов уголовно-процессуальному закону, но и достоверность и относимость доказательств.
При перепечатке ссылка на сайт и автора обязательна.
(с) 2019 г., адвокат по уголовным делам Евгений Абраменко, advokat-abramenko.ru
Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!
Что делать, если у вас просят взятку или откат
Часто именно от взятки или отката зависит судьба сделки или целого проекта. Служба безопасности Модульбанка в рамках серии «Честно про бизнес» рассказывает, что делать, если вас вынуждают дать взятку или откат.
В России ответственность за получение взятки предусмотрена в статье 290 УК РФ. Помимо взяткополучателя, ответственность будет нести и взяткодатель — лицо, которое готово дать взятку. Он будет привлечен по статье 291. А тот, кто захочет выступить посредником между ними, будет привлечен по статье 291.1 и тоже окажется на скамье подсудимых.
Взяткой могут быть деньги, товары, имущество, услуги и иные ценности, в том числе выгоды и скидки. Еще есть завуалированные формы — например, кредиты, которые не надо возвращать, прощение долга или «случайный» выигрыш в казино. Всё, на что хватит фантазии у взяточника.
Коммерческий подкуп в компаниях — это откаты (статья 204 УК РФ). По этой статье предусмотрены серьезные санкции, вплоть до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа. Еще предпринимателя, пойманного на откатах, могут лишить права заниматься определенной деятельностью или занимать ответственные должности на срок до двух лет.
Если установлен факт вымогательства или гражданин добровольно сообщил о взятке или коммерческом подкупе, он может быть освобожден от ответственности.
Для этого нужно сразу сообщить в правоохранительные органы о том, что у вас вымогают взятку или откат, и согласиться на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Тогда нужно будет действовать под руководством сотрудников правоохранительных органов, четко выполняя разработанный ими план.
Распознать просьбу о взятке несложно. Это могут быть уклончивые иносказательные просьбы, особые жесты и мимика. Мы все так или иначе с этим сталкивались. В этой ситуации главное не теряться.
Помните, что вымогатель не “последняя инстанция” и всегда можно разрешить возникшую ситуацию и вести проект, выстраивая взаимоотношения честно и без всяких подковерных игр. Любой собственник бизнеса прежде всего заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали честно и с максимальной пользой для компании.
Можно согласиться на условия вымогателя и стать соучастником преступления. Можно прекратить с ним всякие контакты. Можно пытаться сопротивляться. В этом случае имеет смысл обратиться в правоохранительные органы.
В случае чиновников это Следственный комитет РФ, Прокуратура или МВД все зависит от статуса и ранга чиновника. В случае коммерческих организаций — это Служба безопасности и вышестоящие руководители вымогателя и конечно же Прокуратура и МВД.
Правоохранительные органы принимают устные сообщения и заявления о преступлениях круглосуточно, независимо от места и времени их совершения. Вас должны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме и выдать талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении, где будет указана фамилия, должность и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение, территориальный орган, в который вы обратились.
Если ваше сообщение о преступлении было четко и правильно сформулировано и объяснено, с вами на связь быстро выйдет оперативный сотрудник и расскажет, что и как вам необходимо будет сделать.