Что такое отлет воротника
Стойка и отлёт воротника
Воротник всегда на виду, он так же, как и наше лицо, всегда в центре внимания, поэтому требования к качеству его исполнения всегда повышенные. Значение имеют как грамотное конструкторское решение, так и тщательность технологической обработки.
Но, прежде чем осваивать конструирование и технологию обработки воротников, неплохо было бы разобраться со специфическими терминами и определениями, которые легко могут поставить непосвященного в тупик.
Начнем с определения таких понятий как стойка и отлёт воротника.
Соотношение величины отлёта и сойки в разных воротниках различно и зависит от их конструкции. Принято различать по этому показателю три типа воротников:
В большинстве изделий линию перегиба стойки можно увидеть только в надетом изделии.
В мужских пиджаках (и женских жакетах) линия перегиба стойки является продолжением линии перегиба лацкана и четко фиксируется влажно-тепловой обработкой (при помощи утюга или пресса).
В случае если стойка отрезная, то линия перегиба проходит по линии притачивания стойки и тоже, как правило, четко фиксируется влажно-тепловой обработкой. Пример: воротники мужских сорочек.
Важно! При конструировании воротника с лацканами (он же пиджачный или английский) на чертеж наносится линия перегиба стойки как продолжение линии перегиба лацкана, а затем выстраивается воротник.
Если поменять положение линии перегиба лацкана (расположить верхнюю пуговицу ниже или выше), то воротник нужно строить заново, и он получится иной формы!
Вывод: нельзя брать выкройку полочки с лацканом от одной модели, а воротник от другой. Лацкан не ляжет! И как бы вы не фиксировали положение лацкана, он все равно будет стремиться занять то положение, которое ему будет диктовать воротник.
Точно также нельзя менять расположение верхней пуговицы.
Важно понимать, что воротник и лацкан две части одной конструкции, при изменении одной части неизбежно изменение и другой.
Детали воротника. Отлёт и стойка. Линия перегиба стойки
Воротник всегда на виду. Он всегда в центре внимания так же, как и наше лицо, поэтому требования к качеству воротников повышенные. Значение имеют, как грамотное конструкторское решение, так и тщательность технологической обработки.
Но, прежде чем осваивать конструирование и пошив воротников, следует разобраться со специфическими терминами и определениями, которые легко могут поставить непосвященного в тупик.
Детали воротника
Как правило, воротник состоит из двух деталей: верхнего и нижнего воротника.
Верхний воротник – это та деталь воротника, которая в готовом изделии находится сверху — на виду, поэтому к верхнему воротнику предъявляются повышенные требования, как по качеству материала, так и по тщательности обработки.
Нижний воротник – это деталь воротника, которая служит для обработки верхнего воротника и в готовом изделии оказывается снизу на скрытой от глаза стороне.
Примечание. Устаревшее название нижнего воротника – подворотник — можно встретить в старых книгах, разговорной речи и статьях/видео в интернете.
Поскольку нижний воротник нельзя увидеть, пока не отогнешь воротник вверх, для нижнего воротника разрешается использовать ткань с небольшими дефектами, а также раскраивать нижний воротник из частей, но с обязательным соблюдением направления нити основы на всех частях нижнего воротника.
Также нижний воротник можно выкраивать из другой ткани, подходящей по цвету и качеству к основному материалу.
Стойка и отлёт. Линия перегиба стойки
Принято выделять две основные части воротника: отлет и стойку.
Отлет – часть воротника, лежащая на плечах.
Стойка – часть воротника, охватывающая шею.
Линия разделяющая отлет и стойку, называется линия перегиба стойки.
У большинства воротников линию перегиба стойки можно увидеть только в надетом или правильно уложенном изделии, но понимать, где находится эта линия, важно для правильного построения выкроек воротников.
Например, в изделиях с пиджачным воротником линия перегиба стойки является продолжением линии перегиба лацкана.
Если поменять положение верхней пуговицы (поднять ее выше или опустить), линии перегиба лацкана изменит свое положение — воротник нужно строить заново, т.к. линия перегиба стойки пойдет по-другому, а это требует новую форму воротника.
Подробно на курсе «Безупречный воротник»
Стойка может быть отрезной. В этом случае шов притачивания стойки проходит по линии перегиба стойки.
Правильный выбор ширины отлета и высоты стойки позволяет получать воротник желаемой формы.
Очень подробно все нюансы построения воротников разбираются на курсе «Безупречный воротник».
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!
Как избежать самых распространенных дефектов воротника
Наиболее распространенными дефектами воротника являются: задирание концов вверх и видимость нижней детали со стороны верхней.
И это при том, что избежать этих дефектов достаточно просто. Как именно, сейчас разберем подробно.
Воротник состоит из 2-х частей: верхнего и нижнего воротников. Обычно их выкраивают абсолютно одинакового размера, а нужно, чтобы верхний воротник был больше нижнего воротника.
Это зависит от толщины ткани — чем толще ткань, тем больше должна быть разница между верхним и нижним воротником.
Хочется конкретных цифр? Понимаю, но назвать не могу, потому что зависит от толщины конкретной ткани 😉
Зато могу поделиться тем, как в процессе обработки воротника достичь нужной разницы в размерах.
Шаг 1.
Детали верхнего и нижнего воротника сложить лицевыми сторонами друг к другу, уравнивая срезы отлета и контрольную метку середины.
Проложить строчку вдоль среза отлета от метки середины к одному и другому концу воротника (рис а). Строчку выполнять со стороны нижнего воротника.
В результате верхний воротник слегка припосадится, и нижний воротник будет по концам слегка выглядывать из под верхнего воротника (рис.б).
То, что выглядывает, нужно срезать.
Таким образом, нижний воротник по длине стал меньше верхнего воротника. Теперь нужно сделать меньше по ширине
Шаг 2.
Выполнить строчку «в чистый край» по отлету воротника. Сформировать кант из верхнего воротника.
После этой операции нижний воротник будет выглядывать из-под верхнего воротника по нижнему срезу.
Все, что выглядывает — срезаем.
Шаг 3.
К этому моменту мы уже представляем, насколько нижний воротник должен быть меньше верхнего воротника.
Срезаем нижний воротник вдоль конца на угол. По низу разница между срезами деталей воротника примерно равна тому, что срезали до этого в шаге 1 и 2. К углу воротника разница сходит на нет.
В моем случае для сорочечной ткани это примерно 2-3 мм.
Шаг 4.
Обтачиваем и вывертываем концы воротника.
Середину верхнего воротника сдвигаем к отлету, в результате верхний воротник образует небольшой наплыв. Этот наплыв нужен для формирования переката в готовом воротнике, т.е. чтобы перегнутый сзади воротник лежал хорошо, нужно чтобы верхний воротник был больше нижнего.
Далее, как обычно, срезаем торчащие излишки нижнего воротника, сходя на нет от середины к концам воротника.
Если теперь распороть воротник и сравнить детали верхнего и нижнего воротника между собой, то получится вот так
На тонких тканях разница между верхним и нижним воротником может быть очень незначительной (1-1,5мм), а на толстых очень существенной. Например, для воротников из меха это может быть 1-1,5см.
Так что игнорировать такие моменты никак нельзя.
Напишите в комментах, было ли понятно мое объяснение. Если что-то непонятно, спрашивайте. Если хотите узнать что-то еще, тоже спрашивайте.
Ну, а если хотите научиться различать простые и сложные модели, предлагаю принять участие в швейном практикуме «Идеальный тандем: Вы и Ваше изделие»
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!
Немного о воротниках
Эта информация будет полезна тем, кто не очень любит шить. Для меня странно звучит, когда возникает дилемма что лучше: цельноваляная или сшитая из войлока вещь. По-моему самое главное это идея и её воплощение; войлок же настолько разнообразен, что можно применить все свои навыки и умения.
В данном мастер-классе мы будем использовать прием, который я называю сборно-цельноваляный метод создания изделия. Здесь я хочу рассмотреть один из способов построения и приваливания воротника. За основу берем воротник, который называют классическим английским воротником.
Часть 1. Построение выкройки.
Для начала берем основу выкройки жилета. Она уже увеличена на необходимый процент усадки шерсти. Очерчиваем на ней полузанос (В-В1). У меня он составляет 6 см.
Из точки А проведем перпендикуляр к линии полузаноса. От точки А по этой линии откладываем отрезок, равный 3 см и получаем точку А1
Определяем место положения петли. Оно зависит от выбора Вашей модели. Точка С находится на 2-2.5 см выше петли. Соединяем точку С с точкой А1 – это называется линия перегиба лацкана
Циркулем замеряем расстояние от точки А до середины горловины спинки. Это расстояние отмечаем на продолжении линии перегиба лацкана от точки А1. Это будет точка D.
Из точки А1 проводим дугу через точку D и по ней откладываем 4 см влево. Это высота стойки. Получается точка D1.
Проводим из точки D1 перпендикуляр к линии А-D1 и из точки D откладываем точку Е на расстоянии 12-13 см (зависит от модели и формы воротника) Это будет величина отлёта воротника.
Теперь немножко пофантазируем. От линии перегиба лацкана нарисуем воротник той формы и размера, который Вы желаете. Для простоты и удобства переносим этот воротник на плёнку и обрисовываем его в зеркальном отображении относительно перегиба лацкана.
Далее переносим на плёнку все детали жилета. У нас получается спинка, полочка и деталь воротника. Для моей модели я еще вырезала кармашек.
Часть 2. Особенности раскладки, соединения и посадки воротника
Деталь воротника раскладываем в три слоя. Первый слой идет по контуру воротника, для того чтобы отлёт воротника был стабильный, не растягивался. Второй слой перпендикулярно отлёта.
По низу выпускаем припуск 1.5-2 см, который при обработке остается незавалянным. Формируем края воротничка.
Второй слой перпендикулярно перегибу лацкана, третий – как первый. Это позволит в дальнейшем хорошо посадить жилет в области декольте.
Подваливаем изделие, формируем край воротника, но припуск в горловину не заваливаем, оставляем свободным, для дальнейшего соединения
Немного подваляную вещь слегка отжимаем полотенцем, удаляем лишнюю влагу для легкости изделия. Выкладываем в плоскости на стол воротник а на него, совмещая припуски, выкладываем жилет, припосаживая немного горловину. Места соединения декорируем прядками шерсти, если это необходимо.
Валяем жилетик до готовности, финальная усадка – на манекене. Для лучшего прилегания линии перегиба лацкана усаживаем область под воротником и оттягиваем отлёт воротника по спинке.
Вот что получилось в результате, надеюсь что мастер-класс был понятным и полезным. Если что то непонятно, задавайте вопросы, постараемся вместе его отредактировать.
Выкройка рубашечного воротника на стойке
Построение выкройки рубашечного воротника на стойке
Рубашечный воротник на стойке широко используется при пошиве как мужских так и женских блузок и рубашек. Он очень комфортен и мягко облегает шею. Ширина стойки и конфигурация отлетного воротника определяется дизайнером на основании эскиза изделия. Выкройка воротника — в этом уроке.
Выкройка рубашечного воротника на стойке
Для конструирования воротника с выкройки изделия снимите мерку Длина горловины (с планкой). Начертите прямоугольник ABCD длиной ½ длины горловины по выкройке и шириной 10 см (АС=10 см) (рис. 1). От точки C отложите вверх CC1 = 3 см (ширина стойки по мерке) и проведите горизонтальную линию С1D1.
Рис. 1. Выкройка рубашечного воротника на стойке
Разделите отрезки CD и C1D1 пополам (точки деления обозначены крестиками). От точки D отложите вверх и вправо по 0,5 см. От точки D21 отложите вверх 0,5 см. Начертите воротник-стойку со скругленным верхним углом.
Отлетной воротник
От точки А отложите вниз 5 см (ширина отлетного воротника). От точки D отложите DD2=1/2 ширины планки. От точки D2 проведите вверх вспомогательную линию и постройте конфигурацию отлетного воротника.
ВАЖНО! Ширина и конфигурация отлетного воротника зависит от модели и дизайнерского решения.
Переснимите отдельно на кальку воротник-стойку и отлетной воротник и выкроите с припусками на швы по 1,5 см (рис. 2). Внутреннюю деталь стойки и внешнюю деталь отлетного воротника продублируйте термотканью.
Рис. 2. Детали кроя рубашечного воротника на стойке
Еще больше оригинальных выкроек и интересных идей для творчества вы найдете на сайте Школа шитья Анастасии Корфиати. Оформите бесплатную подписку и первыми получайте новые уроки!