Что такое отношения ревизии
Отношения ревизии
В соционике понятие интертипных отношений определяется как взаимоотношения между ТИМами (типами информационного метаболизма). 16 соционических типов, согласно теории соционики, имеют собственное восприятие окружающего мира, отличаются различными взглядами на получаемую информацию. Именно обмен информацией, разный для всех ТИМов, лежит в основе взаимоотношений, которые относятся к интертипным. Такие отношения принято делить на 2 категории – симметричные и ассиметричные.
Симметричные отношения основаны на симметрии – равенстве или коммутативности: один ТИМ относится точно так же ко второму ТИМу, как второй ТИМ относится к первому. В данном случае можно утверждать, что различные ТИМы находятся на одной ступени взаимоотношений, в них нет лидера или ведомого участника. Наоборот дело обстоит с ассиметричными интертипными отношениями. Различные типы информационного метаболизма общаются друг с другом не на одном уровне, и при этом отношение первого ТИМа ко второму глобально отличается от того, как второй ТИМ относится к первому. Проще говоря, в ассиметричных отношениях всегда есть место ведущему и ведомому участнику отношений.
Отношения ревизии относятся ко второму типу асимметричных интертипных отношений. Его смело можно назвать самым непростым из всех известных типов. Отношения ревизии определяют как отношения социального контроля. Участники такого типа интертипных отношений – ревизор и подревизный. Они представляют собой сплочённую пару, каждый из участников которой испытывает острую необходимость друг в друге. И ревизор, и ревизуемый чувствуют свою значимость, благодаря таким отношениям.
Ревизор везде и повсеместно следит и даже опекает подревизного, указывая на его недостатки и пытаясь перевоспитать его. Отношения ревизии можно сравнить с отношениями между учителем и учеником, которого учитель всегда старается сделать лучше. Ревизор никогда не упустит случая указать на недостатки подревизного. Это заставляет подревизного ощущать внутренний дискомфорт в присутствии ревизора. В то же время подревизный стремится заслужить похвалу ревизора, выслужиться перед ним. Это чувство подстёгивает подревизного казаться во всём лучше, чем он есть на самом деле. Его задача номер один – показать, насколько он может быть значимым и полезным. Но ревизор как — будто не видит прилагаемых усилий, и подревизный обычно остаётся без поощрения, появляется чувство обиды и негодования.
В то время когда ревизор представляется человеком значимым, действия которого всегда правильны и заслуживают должного внимания, подревизный выглядит просто бесполезным. Нежелание подчиняться советам ревизора вызывает обоюдное раздражение, и у ревизора появляется ещё большее желание перевоспитать подревизного. Опека, которую проявляет ревизор, становится навязчивой и подчёркивает уязвимость подревизного. Несомненно, подревизный пытается выйти из-под тотального контроля, что проявляется в частых спорах с ревизором, бесполезных попытках управлять им. Именно такое поведение объясняет сплочённость ТИМов – ревизора-опекуна и подревизного, значимость которого состоит в возможности ревизора кого-либо опекать.
Отношения ревизии неблагоприятны для совместной жизни, но всё-таки добиться дружеских взаимоотношений возможно. Они могут быть крепкими в случае спокойно-уравновешенного характера общения. Чтобы не возникало неприятных неожиданностей, всегда стоит совместно планировать будущие мероприятия и заблаговременно предупреждать, если что-то пойдёт не так, как было условленно. В спокойной форме ревизору необходимо предоставлять информацию и факты подревизному, который в свою очередь должен взвешенно и неспешно проанализировать их и сделать соответствующий вывод. Как ведущий участник этого ассиметричного типа интертипных отношений, ревизор должен всегда принимать сторону подревизного, опекая и защищая его в любой ситуации. Прислушиваясь к советам ревизора и прибегая к его помощи, подревизный может добиться немалых успехов в области, в которой компетентен ревизор. Таким образом, главный козырь в отношениях ревизии – это уравновешенность и способность принимать вещи такими, какие они есть, и тогда даже такие сложные интертипные отношения смогут стать дружескими и плодотворными.
Отношения ревизии
Существуют два вида интертипных отношений:
Ревизия относится к неравным союзам, где есть ревизор (доминант) и подревизный (типаж слабый, подчиняющийся).
Характер отношений ревизии
Взаимоотношения внутри союза складываются сложно, напряжение чувствуют оба контактирующих, хотя больше неудобства испытывает одна сторона, являющаяся ревизуемой.
Если в конфликте участвуют двое и на подсознательном уровне они хотят избежать неловкой ситуации, стараясь отдалиться друг от друга, прекратить общение, то в отношении ревизии все складывается иным образом. Ревизор, не осознавая опасных последствий своего поведения, а часто даже получая удовольствие от происходящего, наоборот, продолжает развивать конфликтную ситуацию, не давая оппоненту скрыться в безопасное место. Подревизный вынужден терпеть происходящее, так как не в состоянии дать отпор, несмотря на то, что испытывает стресс, иногда приводящий к психологическому истощению, нервному срыву.
При длительном контакте ревизуемый находится в постоянном напряжении. У него присутствует ощущение, что за каждым его шагом следят и контролируют его действия. Это не дает человеку проявить себя, угнетает. Чтобы выбраться из замкнутого круга, он пытается угодить ревизору.
Второй стороне так же приходится нелегко, ведь подревизный его раздражает. Он кажется ему глупее, и при этом не прислушивается к его «дельным и правильным» советам. Ревизор считает, что партнер не выполняет элементарного, и не потому, что не может (хотя на самом деле часто это именно так), а потому, что просто не хочет.
Отношения ревизии характеризуются тотальной опекой одного человека над другим, причем второй при этом чувствует себя крайне подавленным. Иногда ревизуемый набирается смелости выбраться из лап тирании, как правило, в присутствии третьих лиц, пытаясь высказать свое мнение и поспорить с вечно недовольным критиком. Обычно это заканчивается одинаково – ревизор пропускает все мимо ушей и продолжает нравоучения.
Брак, любовь и секс
В большинстве случаев ревизор испытывает наслаждение от доминирования над «жертвой», особенно это заметно в брачных и любовных союзах.
Первые признаки отношений ревизии проявляются еще на стадии конфетно-букетного периода, когда львиная доля решений по проведению досуга принимается одним из влюбленных. Затем пылкий и нетерпеливый доминант начинает склонять вторую половинку к браку, желая иметь полный контроль над ней. Робкие попытки подревизного не оказываются успешными. На этом этапе лучше прервать всякое общение между людьми этого типа, но в жизни все часто складывается по-иному, и брак все-таки заключается, который, как правило, бывает недолгим и несчастливым.
В браке и тесных романтических связях, отношения ревизии могут проявляться следующим образом:
Если ревизор оказывает сильное влияние на подревизного, который не дает отпор и боится высказать собственное мнение, то неуверенность в своих силах последнего приведет к тому, что он полностью подчинится и будет не счастлив, не сможет заниматься любимым делом, проводить время и общаться с тем с кем хочется.
Родители и дети
Настоящей проблемой такие отношения становятся в семье, когда родитель является ревизором. Маленький ребенок, который априори не способен дать должного отпора, чувствует еще большее подавление, от нравоучений и чрезмерной опеки, будучи ревизуемым.
Взаимоотношения, когда один из родителей является ревизором, а ребенок подревизным, могут привести к следующему:
Стоит сказать, что этих последствий можно избежать, если родитель будет проявлять больше гуманности, терпения и заниматься грамотным воспитанием, а не постоянной необдуманной критикой и навязчивыми нравоучениями.
Бывают случаи, когда в роли ревизора выступает ребенок, но тогда последствия менее плачевные. Здесь родителям важно изначально дать понять, кто занимает главенствующую позицию, пресекая командный тон и частые истерики, возможные у малыша.
Позиция ревизора
Со стороны ревизора интерес к партнеру зарождается на фоне ощущения собственной значимости. В процессе общения, при неправильном на его взгляд поведении или действиях подревизного, он начинает непроизвольно его исправлять. Появляется желание защитить, уберечь партнера, поставить его на «путь истинный», причем делается это неосознанно, без желания обидеть. При этом происходит воздействие не столько на конкретные черты характера и ситуации, сколько на внутреннее состояние, мировоззрение в целом.
Со стороны выглядит все достаточно жестко и критично, но если ревизор держит себя в руках, закрывает глаза на некоторые проступки и ошибки своего «ученика» в надежде, что тот исправится в будущем, то ситуация не ухудшается.
Позиция ревизуемого
Изначально интерес к оппоненту проявляется, потому что партнер кажется очень умным, захватывает своим способом мышления, разговорами, хочется ему подражать.
В дальнейшем ревизор начинает навязывать собственные мысли, точку зрения, что расстраивает ревизуемого, он выражает попытки сопротивления, заканчивающиеся провалом. Занимающий пассивную позицию пытается уличить доминирующего в ошибках, нелогичных действиях из-за собственной уязвимости.
«Копания» в себе, попытки объяснить свою позицию и мировоззрение приводят к взаимным упрекам и ссорам. В результате отношения ревизии для подревизного несут в себе риск психологического расстройства, депрессии, стресса.
Сплочение отношений ревизии
Если имеется возможность, подобных связей лучше вовсе избегать, но если оба партнера все же хотят быть вместе, для лучшего взаимодействия, следует прислушаться к рекомендациям:
Отношения ревизии могут развивается по-разному, в зависимости от того, как ведут себя участники.
В целом, в Р-отношениях, можно достичь некой гармонии и даже нормального общения, если ревизор научится компромиссам и будет подавлять желание исправлять и «учить» партнера, а подревизныйй станет более снисходительно относиться к нравоучениям и перестанет искать негатив в действиях оппонента. Основной тон придает именно ревизор, так как является лидером, поэтому для удачного построения отношений он должен быть гуманным и мудрым.
Гуманитарная соционика
В отношених ревизии подревизному хочется заслужить признания ревизора, его похвала очень ценится. Однако ревизор постоянно недооценивает подревизного, мысли и дела которого ему кажутся незначительными, что не может не вызывать обиду подревизного. Сначала это даже стимулирует, хочется доказать ревизору свою полезность, но все попытки не имеют успеха. Ревизор кажется самодовольным и мелочным, он придирается, пытается поучать и перевоспитывать.
Соционика. Отношения ревизии хорошо иллюстрируются аналогией «мать-непослушный ребёнок».
Подревизный кажется интересным и способным, но ему чего-то не хватает. Ему надо помочь, подсказать, но все советы оказываются бесполезными. Подревизный их не воспринимает, чем ещё больше усиливает желание ревизора его перевоспитывать. Подревизный кажется бестолковым, но не потому, что не может (в действительности это так и есть), а потому, что просто не хочет. Это вызывает у ревизора периодическое раздражение. Отношения ревизии могут быть названы отношениями опеки ревизора над подревизным, которая может быть для второго весьма навязчивой. Чувствуя свою уязвимость, подревизный на людях склонен делать попытки выйти из под этой опеки: он задевает ревизора, спорит с ним, пытается давать ему поручения. Однако такие попытки обычно ничем не заканчиваются. Ревизор, как правило, не обижается на подревизного, а продолжает дальше его «воспитывать». Ревизные отношения хорошо иллюстрируются аналогией «мать-непослушный ребёнок».
Отношения в ревизной паре бывают порой очень спаянные. Все дело в том, что в ней оба ощущают свою социальную значимость: ревизор как опекун-благодетель, без чьей заботы и наставлений подревизный пропадет, а подревизный — как объект опеки, чья ценность признается таким образом. В отношениях социального заказа это чувство выражено гораздо меньше, так как заказчик не предпринимает попыток перевоспитывать своего приемника.
Отношения ревизии (неблагоприятные)
Отношения ревизии – это неблагоприятные отношения, которые отличаются также отсутствием симметрии: в этой паре партнеры относятся друг к другу неодинаково. Один из партнеров имеет название ревизора, а второй – подревизного.
У подревизного партнера создается впечатление, что ревизор специально следит за ним, пытаясь выведать все его неудачи, смотря на него сверху вниз, снисходительно. Подревизный ощущает, что ревизор постоянно его оценивает, и поэтому, в его присутствии, он напрягается, пытаясь не сделать ошибок.
Для подревизного ревизор является человеком значимым, его внимание и похвалу очень хочется заслужить своими действиями. При этом подревизный постоянно ощущает, что ревизор его недооценивает, что еще сильней увеличивает желание доказать свою значимость и полезность. К сожалению, такие попытки никогда не бывают успешными.
Ревизор в глазах подревизного – это преподаватель, который постоянно придирается, пытается учить, перевоспитывать. При этом, в глазах ревизора подревизный кажется человеком неплохим, но которому не хватает опыта. Подревизного хочется обучить, подсказать ему, как лучше делать. Но советы он не воспринимает и делает как прежде, что очень нервирует ревизора. Из-за этого ревизор может считать подревизного бестолковым человеком.
Отношения ревизор-подревизный – это отношения матери и непослушного ребенка. В отношениях ревизии оба партнера чувствуют свою значимость: ревизор понимает, что подревизный без него пропадет, а подревизный видит, что для ревизора он важен и ценен, несмотря на придирки.
В отношениях ревизии напряжение склонно накапливаться постепенно. С каждым днем растет раздражение ревизора над бестолковостью подревизного, а подревизный начинает нервничать, поскольку не понимает, почему ревизор хочет его перевоспитать. Рано или поздно взаимное недовольство перерастает в конфликт.
Отношения ревизии – это очень тревожные отношения для подревизного, поскольку при появлении ревизора у него появляется навязчивая мысль, что он все делает «не так». Особенно ярко конфликт ревизии проявляется в том случае, если ревизор и подревизный – это коллеги, работающие над одним проектом. В целом, любое тесное взаимодействие – это уже гарантия возникающих сложностей между этими людьми.
Подревизные часто страдают тогда, когда ревизор – один из родителей или ближайших родственников. Из таких отношений подревизный партнер выходит часто с психологической травмой, неуверенностью в себе. Отношения ревизии – одни из самых неблагоприятных, наравне с конфликтными, поэтому при возможности, общение между партнерами стоит сократить — это стресс, как и для ревизора, так и для подревизного.
Если же общение сократить никак не получается, необходимо следовать советам, которые помогут предотвратить ссоры.
ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Боковая панель
Содержание
Отношения ревизии. Описание отношений ревизии. Примеры отношений ревизии
Описание отношений ревизии
При отношениях ревизии функции партнеров расположены так, что 1-я, самая сильная, функция одного (его называют Ревизор) давит на 3-a канал другого (его называют Ревизуемый). Но, в свою очередь, Ревизуемый не имеет прямого выхода на слабую функцию Ревизора.
Особенность отношений ревизии — в их асимметричности, в том, что Ревизор, не ощущая давления на себя, может приближаться к Ревизуемому на опасно близкое расстояние. Конечно, он едва ли решился бы на это, если бы находился с ним в отношении конфликта, где опасность — обоюдна.
Все 16 психотипов могут быть связаны таким образом, что каждый кому-то Ревизор и одновременно для кого-то другого — Ревизуемый.
Получаются четыре «кольца ревизии», по четыре психотипа в каждом:
Дон Кихот —> Максим —> Наполеон —> Достоевский —> Дон Кихот;
Дюма —> Гамлет —> Бальзак —> Штирлиц —> Дюма;
Робеспьер —> Гексли —> Драйзер —> Жуков —> Робеспьер;
Гюго —> Габен —> Джек —> Есенин —> Гюго.
Если представители этих четырех психотипов окажутся в одном коллективе, да к тому же еще и станут работать в одной комнате, то все их рабочее время будет посвящено выяснению отношений.
Это, конечно, ни в коей мере не означает, что в комнате собрались «плохие люди». Следует хорошо понимать, что каждый человек сам по себе — не склочник, не скандалист, не злодей. Каждый, как правило, стремится быть со всеми в хороших отношениях. Однако если встретились Ревизор и Ревизуемый, которым предстоит длительное взаимодействие, — конфликт с большой вероятностью возникнет рано или поздно.
В принципе, каждому человеку свойственно высказываться по тем вопросам, на которые направлено его основное внимание, особенно, если круг этих вопросов определяется его самой сильной функцией. Окружающие могут проявить к этому интерес или безразличие — в зависимости от их любопытства. Но предположим, что вблизи от этого человека оказался его Ревизуемый… И тут выясняется, что к любому внешне безобидному замечанию он чрезвычайно чувствителен, принимает все слишком близко к сердцу, поскольку здесь идет давление на его уязвимый 3-й канал.
Отношения ревизии, однако, далеко не всегда так однозначны. Все зависит, опять-таки, от того, по каким именно функциям взаимодействуют партнеры.
Примеры отношений ревизии
«Мне почему-то всегда трудно с ним общаться: когда я что-то говорю, он так молчит, что я ощущаю в нем готовность обидеться. Поэтому мне приходится держать себя в некоторых рамках. Сначала я чувствую себя при этом неудобно, потом пытаюсь как то его развлечь, но чувствую себя при этом, как дешевый клоун. Пытаюсь снова его растормошить — и все потому, что он молчит и его молчание для меня очень тягостно. У него, похоже, мыслительный процесс происходит медленно, а у меня мысли, как блохи, скачут. Он же не может быстро переключиться, я пытаюсь его растормошить, а он в ответ еще больше уходит в себя. В итоге его продолжительное молчание я воспринимаю, как укор, как проявление собственной бестактности».
Обратите внимание, что внешне здесь вроде бы ничего не происходит, просто один говорит, а другой, не успевая за мыслью собеседника, молчит, но это молчание воспринимается Ревизуемым, как упрек и обвинение в бестактности только потому, что функция этики отношений «Белая» этика, которая у Достоевского — в первом, ведущем канале, у Дон Кихота — в 3-м канале, болевом и ранимом. Кто-то другой спокойно отнесся бы к тому, что партнер медленно обдумывает услышанное, а Ревизуемый тут же начинает беспокоиться, он неадекватно оценивает такой простой факт и уже фантазирует, что его поведение кажется собеседнику бестактным.
Для Ревизора эти отношения оказываются, в конце концов, малоприятными, но на свой лад: он никак не может понять, отчего это: что ни скажи Ревизуемому — обязательно обида, слезы, раздражение или неожиданная агрессия. Ревизору кажется, что его партнер слишком несдержан, раздражителен, чуть что — замыкается в себе, что перед ним надо все время ходить «на цыпочках»…
— Я же говорю ему это без всякого намерения уязвить или обидеть! — удивляется Ревизор. — Отчего такая реакция?
Пример № 2: Бальзак (Ревизор) рассказывает о своих отношениях с Штирлиц (ревизуемый):
«Во время подготовки к экзаменам она (Штирлиц) в первый же день садится заниматься (I канал — «Черная» логика), а у меня (Бальзак), как обычно, некоторое время уходит на раскачку. Через день-два я уже чувствую, что пора заниматься, и тоже сажусь за тетради. Поняв общую идею доказательства (I канал — «Белая» интуиция), я бросаю теорему и уже не вдаюсь в подробности, не хочу слишком долго над нею сидеть, оставляю это на потом, чтобы все скрупулезно выучить на свежую голову. Поэтому скорость моей подготовки к экзаменам несколько выше, чем у нее; через два-три дня я ее догоняю, и мы начинаем изучать один и тот же материал. Но тут неожиданно возникают конфликты. Уловив главную идею, я стараюсь ей ее объяснить, но она почему-то вдруг обижается и отворачивается от меня! После некоторого перерыва я робко спрашиваю, поняла ли она то-то и то-то. Она отвечает, что да, конечно, поняла, и пытается мне объяснить. Из ее объяснений я ничего не могу толком уразуметь: там нет явно выраженной идеи доказательства. Тогда я, в свою очередь, пытаюсь объяснить ей, в чем она испытывает принципиальные затруднения. Ничего из этого не выходит: она опять обижается».
Пример № 3: Штирлиц (Ревизор) рассказывает о своих отношениях с Дюма (ревизуемый):
«Мне все время хотелось выяснить психотип моей сестры, поскольку были очень серьезные подозрения, что наши с нею отношения в интертипном смысле слишком неблагоприятны. Мой психотип — Штирлиц. Как близкие родственники мы, конечно, очень любим друг друга, но постоянно ругаемся. Дело доходит до того, что я, 20-летний, применяю к ней, 10-летней, физическую силу. Меня безумно выводят из себя ее замечания… «Да как она, козявка, смеет?» Я, конечно, высказываю ей все, что о ней думаю. Но с какого-то момента я понял, что как старший, я могу и должен что-то сделать, чтобы наши отношения изменились к лучшему.
Я начал с определения ее психотипа. Проверив ее, я установил, что ее психотип — Дюма, и значит она — моя Ревизуемая! Тут я понял, в чем дело: я просто грубо давлю на нее своей логикой. И действительно, все наши ссоры происходят по одному и тому же сценарию: я делаю ей замечание, она кривляется в ответ, мне это не нравится, я говорю ей, что она такая-рассякая, не делает это, делает совсем не то… Она пытается возразить, но я уже попал в свою колею, меня «несет». Я растолковываю ей, почему она такая плохая, что в ней «не так», и в конце концов делаю вывод, что она — ну просто чудовище! В результате такого моего «воспитания» она плачет, а я, раздосадованный, ухожу на кухню. Подсознательно я чувствую, что неправ, но ничего с собой поделать не могу, успокаивая себя тем, что логически я все высказал достаточно обоснованно и справедливо.
Надо сказать, что соционика заставила меня по-новому взглянуть на наши отношения. Последнее время мы почти или даже совсем не ругаемся, поскольку я постоянно помню, что логика — слабая сторона моей сестры и воздействовать на нее логическим убеждением — пустая трата моего времени и ее нервов».
Пример № 4: Девушка рассказывает об отношениях Дюма (ревизор) с Гамлет (ревизуемый):
«Мои знакомые — девушка (Дюма) и ее парень (Гамлет). Они познакомились год назад и, как мне кажется, могли бы быть хорошими друзьями, но этому мешает чрезмерная ранимость юноши-Гамлета. Моя подруга хорошо видит недостатки своего приятеля и нередко указывает на них, руководствуясь самыми лучшими побуждениями. Он же, услышав такие комментарии относительно своей особы, реагирует очень болезненно, выходит из себя, впадает в истерику — тут нередки хлопанья дверью и обидные реплики. Немного странным мне кажется то, что абсолютно идентичные замечания с моей стороны он воспринимает спокойно, без истерики, прислушиваясь, хотя порой и не вдумываясь в них. В то же время он очень ревниво относится к своей внешности и именно по этому поводу просит совета прежде всего у своей знакомой, полностью ей доверяет и послушно следует таким советам.
Их конфликты часто возникают из-за того, что неуемная артистичность ее приятеля кажется ей надуманной и абсолютно ненужной. В его театральном поведении она видит излишества, пафос, искусственность. Но в тех случаях, когда они вместе посещают различные увеселительные вечера, его игра на публику ее вовсе не раздражает, кажется ей вполне естественной, однако и тут она способна его одернуть, указывая на то, что ему изменяет чувство меры».
Пример № 5: Гамлет (ревизор) рассказывает о своих отношениях с Бальзак (ревизуемый):
«Летом я и мой приятель (Бальзак) оказались в трудовом лагере на сборе фруктов. Работа и одновременный отдых сблизили нас и мы подружились. Поддержкой наших отношений были общие интересы, связанные с компьютерами, и общая цель — поступление в университет. И вот цель достигнута: мы — студенты. Выяснилось, однако, что на компьютеры у нас времени не остается. С этого начались все наши беды. Сидим мы как то на лекции. Я на кого-то отвлекся. Чтобы наверстать упущенное, попросил его показать мне начало его конспекта. Он показал, но почерк у него неразборчив, мне нужно было время, чтобы вчитаться, я чувствовал, что начинаю ему мешать. Наконец, он забрал у меня свою лекцию и пообещал расшифровать ее позднее. Я шутя назвал его «жадиной» и попросил сделать это как можно скорее. На это он сухо ответил: «Моя тетрадь, как хочу, так ею и распоряжаюсь», — вероятно, его задели мои слова насчет его жадности. Моим ответом было: «Пожалуйста, это твое дело», — и тут же попросил его вернуть книгу, которую дал ему несколько дней назад. После этого мы некоторое время вообще не разговаривали, но потом я сделал шаг к примирению. И все-таки чувство недовольства друг другом между нами так с тех пор и осталось.
Отношения такого рода у нас продолжаются и до сих пор — по закону колебаний: то падение, то взлет. Бывают моменты очень хорошего взаимопонимания и даже поддержки. Так мы продолжаем дружить, и несмотря па то, что между нами бывают сильные ссоры, я все же считаю его одним из самых близких мне друзей».
В этом примере чрезвычайно ярко проявляются две разные области общения: когда партнеры взаимодействуют по своей сильной функции («Белая» интуиция), связанной с планами, фантазиями, общими целями, — отношения хорошие. Если же автор рассказа (Гамлет) действует по своей самой сильной функции («Черная» этика) — это явно сильно раздражает его друга, у которого та же самая функция расположена в 3-м канале. В результате почти неизбежно вспыхивает ссора.
Пример № 6: Дон Кихот (ревизор) рассказывает о своих отношениях с Максим Горький (ревизуемый):
«Однажды мы вместе решали задачи по физике: захотелось нам принять участие в олимпиаде. Приступили к задаче, в которой надо было провести мысленный эксперимент и получить ответ в численном виде. Он стал решать ее с налета, «в лоб» («Белая» логика) и не смог получить правильный результат. Я же сначала постарался почувствовать всю систему. Результат буквально угадал («Черная» интуиция) — и он оказался правильным. Мой знакомый почему-то очень обиделся! Дальше оказались задачи такого же типа. Их решать мне было уже довольно скучно, и я не мог себя заставить помогать ему в их решении, хотя в другой ситуации мог бы и согласиться. Он так крепко на меня разозлился, что потом не разговаривал со мною два года. Я был очень удивлен такой реакцией».
Максим Горький ощущает сильный дискомфорт по интуиции возможностей («Черная» интуиция), самой сильной функции у Дон Кихота. Максиму трудно понять, как это можно с ходу «усмотреть» результат, не проводя последовательных вычислений. Его обижает та легкость, с которой это получается у его приятеля. Ему это кажется несправедливым!
Пример № 7: Дон Кихот (ревизор) рассказывает о своих отношениях с Максим Горький (ревизуемый):
«Много раз мне приходилось слышать от него, что, мол, все необходимо планировать. Отчасти я с ним согласен — планировать иногда надо, но не с точностью же до минуты!
Прихожу я как то домой часа в два, он сидит, явно чем-то озадаченный. В чем дело? Оказалось, он распланировал себе все дела на день и по плану должен был обедать в 13.30, но, как на грех, в столовой случилась какая-то авария и открывается она сегодня только в 15.00. Бедняга совсем растерялся: пошел домой планировать все заново и в момент моего прихода как раз высчитывал на бумажке минуты. Мне его даже немного жалко стало, хотя эта история меня развеселила.
Лег он спать, как обычно, в 22.30 (тут уж никакая авария не могла помешать его плану), а я пошел в гости в другую комнату, чтобы ему не мешать. Очень тихо, стараясь его не разбудить, я вернулся в полночь и тоже улегся. Засыпая, слышал, как он ворочается в своей кровати: значит, все эти полтора часа он не мог заснуть, но все-таки пытался строго соблюсти режим!
Всю эту ночь слышались какие-то шорохи, стуки, хождения. А утром я обнаружил, что он сбросил постель на пол и спит на полу. Он объяснил это тем, что «сетка неровно натянута и спать на ней невозможно». Интересно, что до этого он спал на той же кровати полтора месяца и все было в порядке… Недолго думая я предложил ему свою кровать, но он не согласился, потому что у меня — «место плохое: напротив двери». Я говорю: «Если хочешь, давай переставим кровати!» Он немного удивился, но не отказался, а наоборот, очень обрадовался. На его месте я ни за что не принял бы такого предложения, ведь это значит, что другой будет испытывать все те неудобства, которые испытываю я. Весь день я размышлял на эту тему, предполагая, что он, хорошо подумав, все же откажется меняться… Вечером он приходит. Приносит доски для кровати. Я внутренне торжествую: ага, значит, он все-таки сам решил справиться со своими проблемами! Но он мне говорит: «Давай переставлять кровати». — «Позволь, но разве не для того ты принес доски, чтобы положить на свою кровать? Зачем же теперь меняться?» Он встает в позу: «Доски рассчитаны, именно для такой кровати, как у тебя, ну, ты будешь меняться или нет?» Это было сказано таким тоном, будто я ему должен сто рублей. Без дальнейших обсуждений мы переставили кровати… И еще в нашей жизни с ним часто происходят конфликты из-за уборки в комнате: «На полу пыль!» — делает он мне «тонкий» намек. Ну неужели у меня глаз нет, я и сам вижу, что грязно. Но ведь это же не значит, что тут же я должен срываться с места и бегом мчаться мыть пол? Когда будет подходящее настроение, тогда и помою, но его главный принцип таков: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня!» Совершенно идиотский принцип, я сам прекрасно знаю, что и когда мне делать».
Пример № 8: Рассказ стороннего наблюдателя о Дон Кихот (ревизор) и его отношениях с Максим Горький (ревизуемый):
«Молодая женщина психотипа Дон Кихот работает в НИИ. Ее подопечный — дипломник психотипа Максим Горький. Руководитель с самого начала дала себе установку на хорошее отношение к дипломнику, она внимательна к нему и очень тактична, — он также тактичен и предупредителен в отношении к ней. Позднее дипломник стал аспирантом, затем, сотрудником той же лаборатории. Его отношения с бывшей руководительницей его диплома сохраняются вежливыми и уважительными. Сохраняют они и прежнюю дистанцию: всегда корректный молодой человек ни разу не повел себя развязно и грубо, чего Дон Кихот терпеть не может.
С годами он преуспел в работе и вот уже — она в его подчинении. Вот ее устный отзыв о нем:
— Несмотря на его высокое положение, он не стал относиться ко мне по-другому, по-прежнему тактичен и не забывает о том, что я старше его. Бывает, даст мне задание, а я все равно сделаю по-своему, и он даже не протестует, мирится с таким положением дел… Наверное, не было человека, с которым мне бы так хорошо работалось!»
Оба партнера демонстрируют высочайшую культуру отношений, отношений ревизий вообще как будто нет. У обоих коллег есть возможность контактировать по сильной функции («Белая» логика), то есть вести разумный диалог. Соблюдается и дистанция возраста, и служебного положения, что позволяет каждому работать своими методами, уважая при этом методы партнера и не вмешиваясь в них.
Чем более тесными являются отношения, тем опаснее ситуация ревизии. Особенно это справедливо для отношений семейных, где общение неизбежно происходит на очень близкой дистанции. В процесс общения здесь, так или иначе, вовлечены все функции, так что отношение ревизии принимают зачастую довольно тяжелый характер. При невозможности уйти от такого общения не исключена и возможность психического заболевания (чаще всего у Ревизуемого).
Пример № 9: Рассказ о семье: муж Максим Горький (ревизор) и его жена Наполеон (ревизуемый):
«Максим и Наполеон, находясь в отношениях ревизии, тем не менее смогли научиться ладить друг с другом. Осознав причины своих конфликтов, они организовали свою жизнь таким образом, что периодически могут «отдыхать» друг от друга. Например, муж нашёл выездную работу и примерно через каждые три месяца уезжает в длительные командировки. Но даже и при такой жизни жена (Ревизуемый) чувствует довольно сильное давление своего мужа, однако вопрос о разводе в такой семье не обсуждается».
!!Заказать соционическое исследование: определение своего психотипа, подбор спутника жизни, подбор сотрудника, подбор напарника по бизнесу, выявление конфликтных пар и прогнозирование конфликтов в коллективе.