Что такое отрицательный угол наклона

Что такое отрицательный угол наклона

Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно «не очень. »
И для тех, кто «очень даже. » )

В предыдущем уроке мы освоили базовые понятия. Это понятия тригонометрическая окружность, угол, синус и косинус этого угла. Освоили, что называется, «на пальцах». Главное сделано. Но чтобы толково использовать эти понятия на практике, надо чётко усвоить два момента.

1. Как считаются углы?
2. В чём они считаются?

Положительные и отрицательные углы в тригонометрии.

В этом небольшом уроке разберём первый вопрос.

Итак, как считать углы на тригонометрическом круге?
Смотрим на рисунок.

И добавлена зелёная стрелка. С плюсом. Что она означает? Напомню, что неподвижная сторона угла всегда прибита к положительной полуоси ОХ. Так вот, если подвижную сторону угла мы будем крутить по стрелке с плюсом, т.е. по возрастанию номеров четвертей, угол будет считаться положительным. Для примера на картинке показан положительный угол +60°.

Вот тут, обычно, начинаются первые непонятки. Как так!? А если отрицательный угол на круге совпадёт с положительным!? Да и вообще, получается что, одно и то же положение подвижной стороны (или точки на числовой окружности) можно обозвать как отрицательным углом, так и положительным!?

Зачем?! Как теперь считать углы, если можно и так и этак!? Как правильно!?

Не вопрос. Всяко правильно.) Выбор положительного или отрицательного исчисления угла зависит от условия задания. Если в условии ничего не сказано открытым текстом про знак угла, (типа «определить наименьший положительный угол» и т.д.), то работаем с удобными нам величинами.

Исключением (а как без них?!) являются тригонометрические неравенства, но там мы эту фишку освоим.

Углы больше 360°.

Зачем всё это нужно? Зачем нам переводить углы из одного в другой? Да всё за тем же.) С целью упрощения выражений. Упрощение выражений, собственно, главная задача школьной математики. Ну и, попутно, голова тренируется.)

Ну что, потренируемся?)

Отвечаем на вопросы. Сначала простые.

Есть проблемы? Или неуверенность? Идём в Раздел 555, Практическая работа с тригонометрическим кругом. Там, в первом уроке этой самой «Практической работы. » всё подробненько. В таких вопросах неуверенности быть не должно!

Всё нормально? Едем дальше:

Определили? Отлично! Сомневаетесь? Надо в Раздел 555. Кстати, там научитесь рисовать тангенс и котангенс на тригонометрическом круге. Очень полезная штучка.

А теперь вопросы помудрёнее.

6. Привести выражение sin777° к синусу наименьшего положительного угла.

7. Привести выражение cos777° к косинусу наибольшего отрицательного угла.

8. Привести выражение cos(-777°) к косинусу наименьшего положительного угла.

9. Привести выражение sin777° к синусу наибольшего отрицательного угла.

Что, вопросы 6-9 озадачили? Привыкайте, на ЕГЭ и не такие формулировочки встречаются. Так и быть, переведу. Только для вас!

Ответы выдам по порядку (в нарушение наших правил). А что делать, знака всего два, а четверти всего четыре. Не разбежишься в вариантах.

В следующем уроке мы разберёмся с загадочными радианами и числом «Пи». Научимся легко и правильно переводить градусы в радианы и обратно. И с удивлением обнаружим, что этой элементарной информации на сайте уже хватает, чтобы решать некоторые нестандартные задачки по тригонометрии!

Если Вам нравится этот сайт.

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

А вот здесь можно познакомиться с функциями и производными.

Источник

Развал-схождение. Доверяй, но проверяй, блин… Ч.2. Теория УУК

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

После ситуации с проблемами, возникшими после моей процедуры развала-схождения, накопал по каждому параметру углов установки колёс много интересной информации из разных источников. А так как иногда бывает, что сайты уходят в небытие, то решил собрать главные моменты и сделать по ним отдельную запись — для себя (когда продолжу решать проблему и/или буду снова делать развал, чтобы быстро освежить память) и для тех, кому это будет интересно)

Не для тех, кто всё-всё знает!

Матчасть
Подготовка авто к развалу
Перед регулировкой необходимо выполнить следующие предварительные проверки:
● Проверить общее состояние подвески и амортизаторов.
● Проверить одинаковую размерность всех колёсных дисков и шин.
● Проверить подвеску колёс, ступицы, рулевой механизм и рулевые тяги на наличие недопустимого люфта и повреждений.
● Высота протектора шин одной оси не должна различаться более, чем на 2 мм.
● Давление в шинах должно соответствовать предписанным значениям.
● Снаряжённая масса автомобиля должна быть соблюдена.
● Топливный бак должен быть заправлен полностью, при необходимости дозаправить топливо.
● Запасное колесо и бортовой инструмент должны быть размещены в автомобиле на штатных местах.
● Бачок стеклоомывателя/омывателя фар должен быть наполнен.
● Следить за тем, чтобы при выполнении измерений подставки и поворотные диски не были установлены в крайнее положение.
● Массу отсутствующих эксплуатационных жидкостей разрешается компенсировать уравновешивающими грузами
● Проверить установочную высоту. Установочная высота, или высота уровня, оказывает решающее влияние на результаты измерения углов установки колёс, поскольку из-за геометрии ходовой части при различающейся установочной высоте значения развала и схождения меняются. Для определения установочной высоты необходимо измерить расстояние от центра колёсного диска до нижней кромки арки колеса.

Об этом никто Вас не спросит — ответственность лежит исключительно на владельце. Но если есть желание сделать всё действительно хорошо и качественно, то почему бы не заполнить бак полностью, положить авто все инструменты, с которыми он ездит и тд? И правильная рекомендация — сначала полностью проверить подвеску! Иначе, если где-то образовался люфт, то грош цена всей операции по проверке и коррекции углов установки колёс.
Я сделал предварительную проверку ходовой — всё было отлично! С давлением колёс описал ситуацию, там тоже нельзя доверять… В общем, лучше всё самим проверить и приехать на стенд с уже нормальными (и лично Вами проверенными значениями давления!)

Пара дополнительных терминов для чтения распечатки результата регулировки схода-развала.

Установочная высота
Установочная высота, или высота уровня оказывает решающее влияние на результаты проверки углов установки колёс. На неё влияет загрузка, степень заправки топливного бака или других ёмкостей с жидкостью, а также перепад температур, вследствие чего могут изменяться такие параметры ходовой части, как развал, схождение и угол продольного наклона оси поворота управляемых колёс.

Геометрическая ось движения
Геометрическая ось движения представляет собой биссектрису суммарного угла схождения колёс задней оси. Задняя ось является осью, определяющей курсовое направление автомобиля. Поэтому все измерения для колёс передней оси, а также некоторых вспомогательных систем водителя выполняются относительно геометрической оси движения. В оптимальном состоянии геометрическая ось движения лежит в продольной средней плоскости автомобиля.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Угол тяги
Угол тяги представляет собой угол между продольной средней плоскостью автомобиля (2) и геометрической осью движения (1). Он образуется из геометрической оси движения, бокового смещения и перекоса задней подвески. Если биссектриса угла направлена влево вперёд, то угол тяги называется положительным. Если она направлена вправо вперёд, то угол называется отрицательным. Оптимальный угол тяги равен нулю.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Виды основных углов установки колес автомобиля

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

РАЗВАЛ КОЛЁС
Развал колес (англ. camber) – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Конструктивно развал формируется положением ступичного узла и обеспечивает максимальную площадь пятна контакта шины с дорогой. В случае двухрычажной независимой подвески положение ступицы определяется верхним и нижним поперечными рычагами. В подвеске типа МакФерсон на формирование угла развала влияет нижний рычаг и амортизационная стойка.

Устойчивость автомобиля в повороте достигается в том числе использованием тяги развала. В последние годы в связи с ростом скорости движения автомобилей превалирует противоположная «развальная тенденция». Колеса большинства серийных автомобилей в статике устанавливаются с отрицательным развалом. Дело в том, что, на первый план выходит задача обеспечения наилучшей устойчивости и управляемости автомобиля. Для удержания автомобиля при прохождении поворота важна боковая реакция колеса. Из общих соображений следует, что боковая реакция будет максимальной при наибольшей площади пятна контакта, т.е. при вертикальном положении колеса. На самом деле у колеса стандартной конструкции она достигает пика при небольших отрицательных углах наклона. При качении наклоненного колеса в пятне контакта присутствует боковая сила, которую часто так и называют — тяга развала. Она возникает в результате упругой деформации шины в поперечном направлении и действует в сторону наклона колеса. Чем больше угол наклона колеса, тем больше тяга развала.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Именно ее используют водители двухколесной техники — мотоциклов и велосипедов — при прохождении поворотов. Им достаточно наклонить своего скакуна, чтобы заставить его «прописывать» криволинейную траекторию, которую остается лишь корректировать рулевым управлением. Чтобы сделать колеса автомобиля предельно цепкими в повороте, нужно их не разваливать, а, наоборот, «сваливать». Этот эффект используется в автоспорте. Если предметно взглянуть на «формульный» болид, хорошо заметно, что его передние колеса установлены с большим отрицательным развалом.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

На способность автомобиля удерживать прямолинейную траекторию избыточный отрицательный развал влияет так же, как и недостаточное схождение, автомобиль становится излишне нервозным. Виновна в этом все та же тяга развала. В идеальной ситуации вызванные развалом боковые силы действуют на оба колеса оси и уравновешивают друг друга. Но стоит одному из колес потерять сцепление с дорогой, как тяга развала другого оказывается некомпенсированной и заставляет автомобиль отклониться от прямолинейной траектории. Кстати, если припомнить, что величина тяги зависит от наклона колеса, нетрудно объяснить боковой увод автомобиля при неодинаковых углах развала правого и левого колес.
Учитывая эти факторы конструкторы ищут «золотую середину».

Выше рассмотрено влияние развала при условии что он не меняется в результате работы подвески т.е. в статике. В реальных подвесках конструкторы должны добиться, чтобы колеса сохраняли оптимальную (или близкую к ней) ориентацию на всех режимах движения. Выполнить это непросто, поскольку при маневрах любые изменения положения кузова, сопровождающиеся смещением элементов подвески (клевки, боковые крены и т.д.), приводят к существенному изменению развала колес.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Чем больше диапазон ходов подвески, тем больше изменение развала в движении. Поэтому тяжелее всего приходится разработчикам обычных дорожных автомобилей с максимально эластичными (для наилучшего комфорта) подвесками. Им приходится поломать голову над тем, как «совместить несовместное» – комфорт и устойчивость.

Изменяя кинематику подвески разработчики стараются свести к минимуму изменение углов развала и придать этим изменениям желательный «тренд». Например, желательно, чтобы в повороте наиболее нагруженное внешнее колесо оставалось бы в том самом оптимальном положении – с небольшим отрицательным развалом. Для этого при крене кузова колесо должно еще больше «заваливаться» на него, что достигают оптимизацией геометрии направляющих элементов подвески. Помимо этого, стараются уменьшить сами крены кузова (не про Приус…), применяя стабилизаторы поперечной устойчивости.

Справедливости ради стоит сказать, что эластичность подвески не всегда враг устойчивости и управляемости. В «хороших руках» эластичность, напротив, способствует им. Например, при умелом использовании эффекта «самоподруливания» колес задней оси. Возвращаясь к теме разговора, можно резюмировать, что углы развала, которые указываются в спецификациях для легковых автомобилей, будут значительно отличаться от того, какими они окажутся в повороте.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

СХОЖДЕНИЕ КОЛЁС
Cхождение колес (англ. toe) – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Может быть также определено как разность расстояний между передними и задними бортами ободов колес (на рисунке это значение А минус В). Таким образом, схождение может измеряться в градусах либо миллиметрах.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Различают суммарное и индивидуальное схождение. Индивидуальное схождение рассчитывается отдельно для каждого колеса. Это отклонение плоскости его вращения от продольной оси симметрии автомобиля. Суммарное схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси. Аналогично определяется суммарное схождение в миллиметрах. При положительном схождении колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении – наружу.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Факторы, обусловливающие необходимость схождения колес:
Первый учитывает действие сил сопротивления качению колес которые действуют равномерно и непрерывно на все колеса. Предварительно выставленным схождением компенсируется влияние этих продольных сил сопротивления. Характер и глубина (а значит, и результат) влияния зависят от многих обстоятельств: ведущее колесо или свободно катящееся, управляемое, или нет, наконец, от кинематики и эластичности подвески. Так, на свободно катящееся колесо автомобиля в продольном направлении воздействует сила сопротивления качению. Она создает изгибающий момент, стремящийся развернуть колесо относительно узлов крепления подвески в направлении расхождения. Даже если подвеска автомобиля жесткая (например, неразрезная или торсионная балка), этот эффект будет присутствовать, поскольку «абсолютная жесткость» — термин и явление сугубо теоретические. Фактически перемещение колеса определяется упругой деформацией элементов подвески, наличие конструктивных зазоров в их соединениях, колесных подшипниках и т.д. Соответственно чем больше рычагов в подвеске тем больше ее податливость и соответственно больше влияние сил действующих на колесо.

Для свободно катящегося (не ведущего), и управляемого колеса, ситуация выглядит так. За счет появления у колеса дополнительной степени свободы та же сила сопротивления стремится развернуть колесо вокруг оси поворота. Разворачивающий момент, величина которого зависит от расположения оси поворота, воздействует на детали механизма рулевого управления и вследствие их податливости также вносит свою весомую лепту в изменение схождения колеса в движении. Из конструктивных особенностей решающее влияние на противодействие силам сопротивления движению управляемого колеса оказывает плечо обкатки которое может быть со знаком «плюс» или «минус». В зависимости от плеча обкатки разворачивающий момент может либо усиливать расхождение колес, либо противодействовать этому. Если не принять все это во внимание и установить изначально колеса с нулевым схождением, в движении они займут расходящееся положение. Из этого «вытекут» последствия, характерные для случаев нарушения регулировки схождения: повышенный расход топлива, пилообразный износ протектора и проблемы с управляемостью.

Сила сопротивления движению зависит от скорости автомобиля. Поэтому идеальным решением стало бы переменное схождение, обеспечивающее столь же идеальное положение колес на любых скоростях. Поскольку сделать это сложно, колесо предварительно «сводят» так, чтобы достичь минимального износа шин в режиме крейсерской скорости.

Колесо, расположенное на ведущей оси, большую часть времени подвергается действию силы тяги. Она превышает силы сопротивления движению, поэтому равнодействующая сил будет направлена по ходу движения. Применив ту же логику, получим, что в этом случае колеса в статике нужно установить с расхождением. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении управляемых ведущих колес.

Второй фактор: — обеспечение оптимальной управляемости. Учитывает случайные возмущения на какое либо отдельное колесо.

С ростом скоростей движения и динамичности автомобилей этот фактор приобретает все большее значение. Управляемость — понятие многогранное, поэтому стоит уточнить, что схождение колес наиболее ощутимо влияет на стабилизацию прямолинейной траектории автомобиля и его поведение на входе в поворот.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Наглядно это влияние можно пояснить на примере управляемых колес. Допустим, в движении по прямой на одно из них оказывается случайное возмущающее воздействие от неровности дороги. Возросшая сила сопротивления поворачивает колесо в направлении уменьшения схождения. Через рулевой механизм воздействие передается на второе колесо, схождение которого, наоборот, увеличивается. Если изначально колеса имеют положительное схождение, сила сопротивления на первом уменьшается, а на втором — растет, что противодействует возмущению. Когда схождение равно нулю, противодействующий эффект отсутствует, а когда оно отрицательное — появляется дестабилизирующий момент, способствующий развитию возмущения. Автомобиль с такой регулировкой схождения будет рыскать по дороге, его придется постоянно ловить подруливанием, что недопустимо для обычного дорожного автомобиля. У этой «монеты» есть и обратная, позитивная сторона — отрицательное схождение позволяет добиться от рулевого управления наиболее быстрой реакции. Малейшее действие водителя тут же провоцирует резкое изменение траектории — автомобиль охотно маневрирует, легко «соглашается» на поворот. Такая регулировка схождения используется в автоспорте

Аналогичное воздействие на поведение автомобиля оказывает схождение колес задней оси — уменьшение схождения вплоть до небольшого расхождения увеличивает «подвижность» оси. Этот эффект часто используют для компенсации недостаточной поворачиваемости автомобилей, например, переднеприводных моделей с перегруженной передней осью.

На практике с учетом этих двух факторов большой разницы в схождении управляемых колес задне- и переднеприводных моделей не наблюдается. В большинстве случаев и у тех, и у других этот параметр будет положительным. Таким образом, статические параметры схождения, которые приведены в регулировочных данных, представляют собой некую суперпозицию, а иногда и компромисс между желанием сэкономить на топливе и резине и добиться оптимальных для автомобиля характеристик управляемости.

Угол продольного наклона оси поворота колеса — КАСТЕР
Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) – угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Главная функция кастера – скоростная (или динамическая) стабилизация управляемых колес автомобиля за счет положительного продольного угла оси поворота. Стабилизацией в данном случае называют способность управляемых колес сопротивляться отклонению от нейтрального (соответствующего прямолинейному движению) положения и автоматически возвращаться к нему после прекращения действия внешних сил, вызвавших отклонение. На движущееся автомобильное колесо постоянно действуют возмущающие силы, стремящиеся вывести его из нейтрального положения. Они могут быть следствием проезда неровностей дороги, неуравновешенности колес и т.д. Поскольку величина и направление возмущений постоянно меняются, их воздействие носит случайный колебательный характер. Не будь механизма стабилизации, парировать колебания пришлось бы водителю, что превратило бы управление автомобилем в мучение и наверняка увеличило износ шин. Правильно отрегулированный автомобиль устойчиво движется по прямой с минимальным вмешательством водителя и даже с отпущенным рулевым колесом.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Отклонение управляемых колес может быть вызвано намеренными действиями водителя, связанными с изменением направления движения. В этом случае стабилизирующий эффект содействует водителю на выходе из поворота, автоматически возвращая колеса в нейтральное положение. А вот на входе в поворот и в его апексе «драйверу», напротив, приходится преодолевать «сопротивление» колес, прикладывая к рулевому колесу определенное усилие. Возникающая на рулевом колесе реактивная сила создает то, что называют чувством руля или информативностью рулевого управления и чему уделяют много внимания и разработчики автомобилей, и автомобильные журналисты.

Стабилизирующий эффект возникает за счет наличия плеча стабилизации. Плечо стабилизации это расстояние между точкой пересечения оси поворота и точкой контакта колеса. Это плечо (и соответственно момент стабилизации) тем больше чем больше угол наклона оси поворота.

Иногда наклон сочетают с небольшим смещением оси в ту или иную сторону от центра вращения колеса. У современных легковых автомобилей обычно кастер принимает положительные значения, которые не превышают десяти угловых градусов. При этом плечо стабилизации оказывается небольшим по отношению к размерам колеса. Результирующий момент стабилизации воздействующий на колесо состоит из двух составляющих момента от поперечных сил и момента от продольных сил. Так как поперечные плечо и сила боковой реакции намного больше чем аналогичные продольные то и поперечный момент намного превышает продольный. В момент действия дестабилизирующих боковых сил в пятне контакта автомобильного колеса с дорогой генерируются достаточно мощные поперечные (боковые) реакции, парирующие возмущение. Точка приложения силы реакции колеса и ее направление зависит параметров шины и определяется ее боковым уводом. Значительная деформация эластичной шины в радиальном, касательном и тангенциальном направлениях и есть главная причина отличия механизма стабилизации автомобильного колеса от слабо или вовсе не деформируемых колес роялей и продуктовых тележек. В результате характер стабилизации меняется с «продольного» на «поперечный».

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Стоит подчеркнуть, что в результате увода колеса под действием боковой силы (силового увода) равнодействующая элементарных боковых реакций всегда оказывается смещенной назад по ходу движения от центра контактной площадки. То есть стабилизирующий момент действует на колесо даже в том случае, когда след оси поворота совпадает с центром пятна контакта. Возникает вопрос: зачем вообще нужен кастер? Дело в том, что стабилизирующий момент (Мст) зависит от различных факторов (конструкции шины и давления в ней, нагрузки на колесо, сцепления с дорогой, величины продольных сил и т.д.) и не всегда оказывается достаточным для оптимальной стабилизации управляемых колес. На этот случай плечо стабилизации увеличивают продольным наклоном оси поворота, т.е. положительным кастером. Дестабилизирующие силы, действующие на колесо движущегося автомобиля зависят от скорости и массы. Соответственно, и боковые реакции, и стабилизирующие моменты с ростом скорости увеличиваются. Поэтому стабилизацию управляемых колес, в которую вносит весомый вклад кастер, называют скоростной. На малых скоростях влияние этого механизма становится несущественным. Забегая вперед, упомянем, что здесь работает стабилизация весовая, за которую отвечает наклон оси поворота колеса в поперечном направлении.

Установка оси поворота управляемых колес с положительным кастером полезна не только для их стабилизации. Положительный кастер устраняет опасность резкого изменения траектории и даже опрокидывания автомобиля под действием внезапной боковой силы. Она может быть следствием порыва ветра или движения поперек склона. Благодаря положительному кастеру автомобиль даже с отпущенным рулем плавно поворачивает «под ветер» или «под уклон».

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Увеличение продольного угла наклона в положительную сторону в общем случае, имеет позитивные следствия, но приводит к росту усилия руления. Это значит, что возрастают нагрузки на усилитель и детали рулевого механизма. Поэтому выбор кастера – опять-таки компромисс, который у современных легковых автомобилей достигается при величинах порядка +2–6°. Меньшие значения, как правило, типичны для машин с большой нагрузкой на ось – чтобы чрезмерно не увеличивать усилие на руле. Своим нехарактерным подходом к выбору кастера известны конструкторы Mercedes-Benz. У большей доли «мерсов» продольный угол наклона оси поворота лежит в пределах +10–12°. Почему это так?

Дело в том, что таким образом конструкторы усиливают еще одно благоприятное следствие кастера. Продольный наклон оси поворота приводит к существенному изменению развала управляемых колес при их повороте. Механизм зависимости проще понять, если представить гипотетическую ситуацию, когда ось поворота колеса расположена горизонтально (кастер равен +90°). В этом случае «поворот» управляемого колеса полностью трансформируется в изменение его наклона относительно дорожного полотна, т.е. развала. При повороте развал внешнего колеса становится более отрицательным, а внутреннего – более положительным, это благотворно отражается на устойчивости автомобиля при маневрах. Чем больше кастер, тем больше изменение углов развала в повороте. Поэтому иногда (как и в случае с M-B) угол наклона оси поворота намеренно увеличивают. Чтобы при этом не превысить допустимое усилие на рулевом колесе (не увеличить чрезмерно плечо стабилизации), ось поворота смещают в продольном направлении так, что она проходит на некотором расстоянии позади оси вращения колеса.

Получается что кастер вызывает момент стабилизации величина которого зависит в том числе и от связанного с ним развала. Эксперименты, объектом которых был автомобиль BMW 323i, показали, что при движении по прямой на каждое его управляемое колесо действует момент порядка 40 Н•м. Отсюда становится понятно, к чему может привести нарушение регулировки кастера. Разница этого параметра для левого и правого колес влияет на способность автомобиля держать прямолинейную траекторию. Если она превышает 1°, отличие моментов на управляемых колесах становится ощутимым и возникает боковой дрейф автомобиля в сторону колеса с меньшим кастером. Это, в общем случае, негативное явление иногда используют во благо и намеренно придают кастеру и углам развала управляемых колес разных бортов немного отличные значения. К примеру, автомобиль, предназначенный для правостороннего движения, из-за профилирования дорожного полотна испытывает дрейф по направлению к обочине. Чтобы его компенсировать, правое колесо устанавливают с чуть более отрицательным развалом и немного более положительным кастером.

Естественно, проделать эту процедуру можно лишь в том случае, если таковая возможность предусмотрена. В последнее время автопроизводители стараются избавить сервисменов от забот по регулировке развала, и тем более кастера. Эти параметры все чаще только контролируются.

Любая процедура контроля УУК должна предваряться проверкой уровня кузова. Особенно тщательно положение кузова должно контролируется при измерении кастера – этот параметр напрямую зависит от разницы его уровня впереди и сзади.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Об этом стоит помнить любителям ставить проставки под заднюю часть кузова. Если внешний вид автомобиля, принимающего неприличную позу, – исключительно дело вкуса, то снижение и даже полная потеря скоростной стабилизации управляемых колес – вопрос безопасности, в том числе безопасности ни в чем не повинных «соучастников» дорожного движения. Заметного влияния на износ шин регулировка кастера не оказывает.

Любопытно, что лет тридцать и более тому назад в спецификациях на легковые автомобили можно было увидеть диаметрально противоположную картину – у большинства автомобилей кастер был отрицательным. Причина в том, что тогда был в моде «легкий руль». Поскольку усилитель рулевого управления был в диковинку, инженеры таким способом боролись за то, чтобы автомобиль на скорости рулился «одним пальцем». При этом достаточная скоростная стабилизация колес достигалась благодаря повсеместному применению шин диагональной конструкции. Они более подвержены деформациям, чем шины радиальные. Вследствие этого даже при отрицательном наклоне оси поворота продольный снос боковой реакции оказывался достаточным для создания стабилизирующего момента. Если на такой «ретромобиль» установить современные радиальные шины, он будет рыскать из стороны в сторону. Устранить проблему можно регулировкой кастера – нужно придать углу положительное значение.

Угол поперечного уклона оси поворота (SAI – Steering Axis Inclination)
Поперечный наклон оси поворота — это наклон оси поворота (b) относительно перпендикуляра (a) к дорожному полотну. Благодаря поперечному наклону оси поворота при повороте управляемых колёс кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы, стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение (весовая стабилизация).

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Поперечный наклон оси оказывает существенное влияние на поведение автомобиля. Его контроль очень важен при диагностике подвески. Влияние поперечного угла наклона объясняется наличием эффекта весовой стабилизации.

Стабилизация, которая достигается за счет кастера «скоростная», т.е. работает она только на достаточно высоких скоростях. При движении и маневрировании со скоростью пешехода эффект стабилизации от кастера пренебрежимо мал. Чтобы заставить управляемые колеса сопротивляться отклонению от нейтрального положения и автоматически возвращаться к нему после прекращения действия сил, вызвавших отклонение на низких скоростях, используют стабилизацию за счет веса автомобиля, приходящегося на управляемое колесо. Весовая стабилизация возникает главным образом благодаря наклону оси поворота в поперечном направлении. Почему «главным образом»? Потому что «неглавным образом» в весовую стабилизацию колес вносит вклад и кастер, но здесь его влияние второстепенно.

Механизм весовой стабилизации работает так. При повороте колеса его цапфа движется по дуге окружности, плоскость которой перпендикулярна оси поворота. Если ось вертикальна, цапфа перемещается горизонтально. Если ось наклонена, траектория цапфы отклоняется от горизонтали.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

У дуги, которую описывает цапфа, появляются вершина и нисходящие участки. Положение верхней точки дуги определяется направлением наклона оси поворота колеса. При поперечном наклоне вершина дуги соответствует нейтральному положению колеса. Значит, при отклонении колеса от нейтрали в любую сторону цапфа (а вместе с ней и колесо) будет стремиться опуститься ниже исходного уровня. Колесо работает как домкрат – приподнимает находящуюся над ним часть автомобиля. «Домкрату» противодействует сила, прямо зависящая от ряда параметров: веса поднятой части автомобиля, угла наклона оси, величины ее поперечного смещения и угла поворота колеса. Она пытается вернуть все в исходную, устойчивую позицию, т.е. повернуть руль в нейтральное положение. Получается, что благодаря поперечному наклону оси поворота автомобиль сам помогает водителю «отруливаться»

Кастер также вносит лепту в весовую стабилизацию рулевого управления. Если ось поворота колеса одновременно наклонена и в поперечном, и в продольном направлении, дуга, которую описывает колесная цапфа, изменяет ориентацию. Ее вершина смещается так, что цапфы обеих колес в нейтральной позиции оказываются на нисходящей части дуги. В результате при повороте руля одна из них движется по дуге вверх, другая – вниз. Итог – крен передней части кузова, увеличение загрузки одного из колес и усиление его весовой стабилизации. Этот эффект также используют для оптимизации положения кузова автомобиля в повороте. Механизм весовой стабилизации работает всегда. На неподвижном или медленно движущемся автомобиле он действует в одиночестве, с увеличением скорости ему все в большей степени аккомпанирует динамическая стабилизация.

Выбор величины SAI – поиск оптимума. С уменьшением поперечного угла эффективность весовой стабилизации снижается. Избыточный наклон приводит к чрезмерному усилию руления при маневрировании, сопровождающемся поворотом колес на большой угол, например при парковке.

Поперечный угол, развал и вылет колеса определяют такой важный параметр как плечо обкатки. Это расстояние от центра пятна контакта до следа оси поворота т.е. точки пересечения оси поворота с уровнем земли.
Действующие на управляемые колеса продольные силы создают моменты, стремящиеся развернуть их вокруг оси поворота. Плечо этих моментов равно плечу обкатки. В случае равенства сил на обоих колесах моменты оказываются «зеркальными», т.е. равными и противоположно направленными. Взаимно компенсируя друг друга, они не оказывают воздействия на рулевое колесо. Однако моменты нагружают детали рулевой трапеции растягивающими или сжимающими (в зависимости от расположения плеча обкатки) усилиями. Чтобы ограничить эти нагрузки, плечо обкатки не должно быть излишне большим. Тем не менее в большинстве случаев «его не может не быть».

Плечо обкатки — это расстояние между точкой опоры колеса и точкой пересечения продолжения оси поворота колеса (называемой также осью поворота) с опорной поверхностью колеса.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

При отрицательном плече обкатки колесо самостоятельно стремится повернуться в сторону, противоположную развороту, —рулевое колесо стремится вернутся в исходное положение.
При нулевом плече обкатки предупреждается передача посторонних сил на рулевое управление при торможении и при повреждении шины.

Плечо обкатки – один из параметров, который влияет на чувствительность рулевого управления. Благодаря ему руль «сигнализирует» водителю о нарушении равенства продольных реакций на управляемых колесах, которое может быть следствием проезда препятствий и неровностей дороги, неравного распределения тормозных сил между правым и левым колесом и т.д. В этих случаях внезапно возникающий дисбаланс моментов продольных сил передается через рулевое колесо на руки водителя. Главное, чтобы «сигнал» не был чрезмерным и не снижал комфортность и безопасность вождения. Это важное условие учитывается при проектировании автомобиля и нередко нарушается (чаще – неосознанно) при его эксплуатации. Дело в том, что на величину плеча обкатки ощутимо влияет конструкция колеса. Модное увлечение широкими колесами с низкопрофильными шинами, а также установка дисков с нештатным вылетом могут вызвать критическое изменение чувствительности рулевого управления.

Плечо обкатки может быть как положительным, так и отрицательным. Обычно отрицательное плечо обкатки применяют на автомобилях с диагональной двухконтурной тормозной системой. Такая мера позволяет стабилизировать поведение автомобиля в чрезвычайной ситуации – при отказе или снижении эффективности одного из контуров. Дисбаланс тормозных сил приводит к появлению момента, стремящегося развернуть автомобиль относительно центра масс. При отрицательном плече обкатки одновременно с этим неравенство сил торможения вызывает поворот управляемых колес в сторону уменьшения разворота автомобиля. Аналогичный механизм работает при внезапном увеличении продольной реакции на одном из управляемых колес. Например, при проколе шины, вызывающем рост силы сопротивления качению. Благодаря отрицательному плечу обкатки колеса и в этом случае поворачиваются так, что парируют самопроизвольный разворот автомобиля.

Плечо обкатки обычно выбирают в пределах плюс 50 минус 20 мм. У некоторых автомобилей с независимой подвеской передних колес в негруженом состоянии оно может достигать 60–80 мм. При положительном плече обкатки SAI в большинстве случаев составляет 6–12°, при отрицательном – 11–19.

Поперечный наклон оси поворота управляемых колес, как мы выяснили, влияет на стабилизацию и чувствительность рулевого управления. Поэтому SAI особенно тщательно проверяют при наличии проблем с этими характеристиками автомобиля. Поперечный угол наклона также рекомендуется контролировать в случае бокового дрейфа автомобиля, который не устраняется регулировкой кастера и развала. Его причиной может быть ощутимая (более 1°) разница SAI правого и левого колес. При контроле SAI нужно иметь в виду, что этот параметр зависит от угла развала колеса (с уменьшением развала SAI увеличивается и наоборот), поэтому его проверку обязательно предваряют корректировкой развала. Отклонение SAI от нормы свидетельствует о смещении координат одной или обеих точек подвески, задающих положение оси поворота. Причиной смещения может быть, например, деформация поворотной цапфы, чашки крепления амортизатора, рычага, переднего подрамника или неправильная регулировка последнего, если таковая предусмотрена.

Ещё термины:
Обратное схождение в повороте (принцип Аккермана)
Обратное схождение в повороте представляет собой разницу углов поворота колеса, движущегося по внешнему радиусу поворота (меньший угол) и колеса, движущегося по внутреннему радиусу поворота (больший угол). Обратное схождение в повороте задаётся рулевой трапецией.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Рулевая трапеция
Передняя подвеска, рычаги рулевых тяг и рулевой механизм с рулевыми тягами в совокупности образуют рулевую трапецию. С помощью рулевой трапеции обеспечиваются разные углы поворота управляемых колёс, необходимые для движения в поворотах. Поворотный кулак и рычаги рулевой тяги расположены относительно друг друга не под углом 90°. Из этого вытекают неравные расстояния перемещения концов обоих рычагов рулевой тяги при повороте управляемых колёс. Это приводит к повороту управляемых колёс на разные углы.

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Максимальный угол поворота управляемых колес
Максимальный угол поворота — это угол средней плоскости колеса относительно продольной средней плоскости автомобиля при повороте рулевого колеса влево-вправо до упора. Максимальные углы поворота в обе стороны должны быть одинаковыми т.е. мах угол поворота левого колеса на лево должен быть равен мах углу поворота правого колеса направо и наоборот. Это обеспечивает одинаковые диаметры разворота на лево и направо

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Для обеспечения оптимальной управляемости автомобиля и минимального износа шин необходима правильная регулировка ходовой части.
В каких случаях следует проверять и регулировать УУК (развал схождения):
— Увод автомобиля от прямолинейного движения: односторонние постоянно действующие или кратковременные действующие силы на автомобиль во время движения, при которых водителю приходится подруливать в одну сторону.
— После замены деталей ходовой части и рулевого управления (рулевых тяг, сайленблоков, рычагов подвески).
— Вы поймали на дороге большую яму и замяли колёсный диск, попали в ДТП с повреждением кузова;
— При изменении клиренса авто. Например, после установки вставок («домиков»), укороченных пружин или просто, вследствие просадки пружин;
— Сильный (неравномерный) износ покрышек;
— Плохо самовозвращается руль при выходе из поворотов. Биение руля.

Наглядно: что нужно регулировать и контролировать в ходовой части, а также последствия отклонения величин от нормы

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть фото Что такое отрицательный угол наклона. Смотреть картинку Что такое отрицательный угол наклона. Картинка про Что такое отрицательный угол наклона. Фото Что такое отрицательный угол наклона

ГЛАВНЫЙ ВЫВОД:
В регулировочных данных на УУК приводятся не абсолютные значения углов развала и схождения, а диапазоны допустимых величин. Допуски на схождение жестче и обычно не превышают ±10′, на развал – в несколько раз более свободные (в среднем ±30′). Это значит, что мастер, выполняющий регулировку УУК, может настроить подвеску, не выходя за пределы заводских спецификаций. Казалось бы, несколько десятков угловых минут – ерунда. Вогнал параметры в «зеленый коридор» – и порядок. Но давайте посмотрим, каков может быть результат. К примеру, в спецификациях для BMW 5-й серии в кузове Е39 указываются: схождение 0°5’±10`, развал –0°13’±30′. Это значит, что, оставаясь в «зеленом коридоре», схождение может принять значение от –0°5′ до +15′, а развал от –43′ до +17′. То есть и схождение, и развал могут быть отрицательными, нейтральными или положительными.

Зная влияние углов схождения и развала можно предположить что при различном сочетании углов поведение автомобиля будет меняться, в том числе возможны негативные варианты Поэтому важно чтобы угла были не только в допуске но и по возможности были зеркальными.

Используемая литература:
1, 2, 3, 4, 5
И ещё очень интересные и полезные записи: вот и вот

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *