Что такое отцовский комплекс
Daddy issues: могут ли проблемы с отцом в детстве испортить отношения с партнёром сегодня
Daddy issues — это неофициальный термин, которым обозначают психологические проблемы из-за нарушенной эмоциональной связи с отцом. Например, считается, что если папа ушёл из семьи, то взрослая дочь будет искать в отношениях замену его любви. Разобрались, правда ли существует «комплекс отца» и как отсутствие родителя может повлиять на вашу жизнь.
Насколько реальны daddy issues
Daddy issues называют проблемы с выстраиванием надёжной привязанности, которые могут возникнуть, если человека воспитывал только один родитель. Иногда этот термин употребляют психологи, но чаще его можно встретить в соцсетях.
Например, про daddy issues особенно много говорят в TikTok. Чаще всего в шутливом контексте, указывая на возможные сексуальные предпочтения. Например, авторы некоторых роликов считают, что если у девушки проблемы с отцом, то, скорее всего, ей нравится почти весь каст «Мстителей» и гипермаскулинные доминирующие персонажи. А ещё она обожает игры с доминированием, где предпочитает подчиняться и любит «пожёстче». Однако daddy issues — это не про сексуальные предпочтения, а про психологические проблемы, причём вполне реальные.
Когда отношения с отцом могут стать проблемой
Согласно исследованию, проведённому ВШЭ в 2015 году, процент неполных семей, где ребёнка воспитывает только один родитель, — около 25%. При этом, по данным уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка Анны Кузнецовой, в 2017 году в 5 из 17 миллионов российских семей ребёнка воспитывает только мать.
Психологи утверждают, что в детстве привязанность ребёнка к одному из родителей была нарушена, это может привести к проблемам во взрослом возрасте. Например, в следующих случаях:
То есть daddy issues могут возникнуть, если отец не выступал в роли полноценного родителя, не вызывал доверия и не давал на себя положиться.
По мнению американского психолога Джона Готтмана, соавтора книги «Эмоциональный интеллект ребёнка: Практическое руководство для родителей», мама и папа с раннего детства должны удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка: в защите, заботе, подарках и во внимании, в совместном времяпрепровождении, нежности и физическом контакте. Когда фигура отца не присутствует в жизни ребёнка настолько, насколько ему это нужно, то эти потребности могут остаться незакрытыми. Возникает ощущение пустоты, тактильного голода и потребности в любви, которые человек может перекладывать на других — то есть на своих партнёров. А также отношения с отцом могут повлиять на общий уровень удовлетворённости отношениями в будущем. Об этом свидетельствуют публикации в научном журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета».
Исследователи из Университета Бихача отмечают, что ребёнок, выросший без отца или с отцом, с которым была нарушена привязанность, может страдать от низкой самооценки и неуверенности в себе и чувствовать себя уязвимым в общении со сверстниками.
Однако если надёжная привязанность установлена хотя бы с матерью, то психологических проблем может и не возникнуть. Исследования, опубликованные в журнале «Семья и личность: проблемы взаимодействия», показывают, что хорошие прочные отношения с одним из родителей могут помочь ребёнку чувствовать себя увереннее и снизить эффект от плохих отношений с другим родителем.
Как понять, что у вас «комплекс отца»
Есть много вариантов, как могут сложиться отношения с партнёром, если детские потребности человека были не удовлетворены. Психотерапевт и семейный психолог Юлия Хилл с десятилетним опытом консультирования выделяет следующие сценарии:
Что говорят девушки, у которых не сложились отношения с отцом
В детстве у нас с папой всё было супер, и я чувствовала любовь, заботу и поддержку. А вот с подросткового возраста всё изменилось — он начал выпивать, с каждым годом всё больше и больше. Это стало причиной агрессии и ненависти к окружающим, в том числе и ко мне. Поэтому оскорблений от него я наслушалась больше, чем от кого-либо ещё в жизни. В порывах гнева несколько раз он говорил что-то вроде «да кому ты будешь нужна как жена» и другие не самые приятные вещи.
Я заметила, что такое отношение отца ко мне сильно влияет на мою взрослую жизнь. Во-первых, я боюсь вступать в серьёзные отношения и вообще выходить замуж, потому что не хочу, чтобы лет через десять мой муж превратился в такого дядьку. Во-вторых, родительское отношение повлияло на мою самооценку. И, наверное, я больше симпатизирую мужчинам старше меня, потому что кажется, что так я увижу, как выглядит человек в зрелом возрасте, а ровесники ещё могут измениться в худшую сторону.
У меня есть папа, и он живёт с нами. Не могу сказать, что у нас очень дружная семья. Я практически не общаюсь с папой, и мы совсем не близки. Так, перекидываемся дежурными фразами, можем пошутить — и всё. Я никогда не чувствовала, что меня любят и мной интересуются, потому что он никогда не проявлял ко мне внимания.
В детстве мне казалось, что это никак на меня не влияет, но когда я выросла, отношения с папой начали сказываться на моей жизни. Я не чувствовала себя под защитой, не ощущала поддержки. Сложно было с парнями, потому что мне казалось, что я никому не нужна, — и сама добивалась их внимания, а когда понимала, что кому-то нравлюсь, то сразу теряла интерес. Получается, флирт восполнял во мне нехватку папиной любви.
Ещё до 18 лет у меня были ужасные комплексы и сложности с самооценкой: я чувствовала себя страшненькой, потому что в обратном меня никто не убеждал. Я считала себя красивой, только если так говорили мальчики, — и чувствовала, что выгляжу хорошо, только если получала их одобрение.
Мои родители поженились очень молодыми, им было по 21 году. Когда мне был год, отец ушёл из семьи. Он продолжал со мной общаться, всегда был очень весёлым папой и в какой-то степени даже был рядом, но никогда меня не воспитывал и ничему не учил. Мы встречались где-то раз в месяц, и мама никогда не препятствовала общению, хотя и обижалась на отца. Папа стал настоящим родителем, только когда завёл вторую семью. Для меня он остался «весёлым челом на выходные».
Сегодня я чувствую, что мне очень трудно начинать отношения — я проецирую образ своего папы на потенциального партнёра. Если я вижу, что человек ещё «не созрел», я сразу отказываюсь от отношений, потому что боюсь, что повторится сценарий моих родителей и меня бросят. Я не хочу вступать в брак, не вижу в нём смысла — возможно, потому, что я видела, как у родителей ничего не получилось. Я все время ищу «мужского» внимания от друзей-парней, потому что не получила его от отца и мало проводила с ним времени.
А ещё я не воспринимаю мужскую фигуру как авторитет: если руководитель — мужчина, то для меня это показатель слабости, потому что всеми сложными делами вроде здоровья и денег дома занималась моя мама, а не несерьёзный папа. То есть для меня все сильные качества заключены в маме, а папа ассоциируется с чем-то незрелым.
Мои родители развелись, когда мне был год, потому что папа изменял маме. Первые лет пять он старался проявлять внимание: приезжал, дарил подарки. Но у него уже была новая семья с той самой женщиной. Я помню странное чувство: когда он меня забирал, он был со своей новой беременной женой, я сидела у неё на коленях и думала, что изменяю своей маме.
Я росла без отца, а когда виделась с ним, то чувствовала себя неловко — особенно когда подросла. Я не понимала: мне нужно называть его папой? Или надо как-то по-другому?
Он относился ко мне с любовью и теплом, но мне казалось, что это наигранно. Говорил, какая я стала красивая, как я выросла, но я думала: «И что мне с твоих слов?» Мне приятно, но это всё заслуга мамы, которая горбатилась и растила меня. Иногда мне было грустно, что у моих подруг есть отцы, которые их даже подвозят, забирают со школы или дают «батькины советы», — я даже не знала, что так бывает. Я чувствую, что меня недолюбили.
Не помню, как мои отношения с отцом сказывались на школьных романах, но в своих текущих отношениях я это чётко ощущаю. У меня всё время завышенные ожидания от партнёра, мне хочется, чтобы он нёс за меня ответственность, чтобы я могла почувствовать себя маленькой девочкой, — пусть я ничего не буду делать, а меня возьмут на ручки, пожалеют и решат все проблемы. Мне хочется, чтобы партнёр заменил мне отца, но это неправильно — нельзя заставить другого человека решать всё за тебя.
Как начать менять ситуацию, если проблемы с отцом влияют на отношения
За проблемами дочерей, которым не хватало эмоционального присутствия отца, стоит страх быть отвергнутой. Его запускает механизм привязанности, или тип привязанности.
Теорию привязанности сформулировал британский психиатр Джон Боулби, а затем её расширили и дополнили его коллеги и ученики. Тип привязанности — это то, как человек ведёт себя в значимых близких отношениях. Самые первые и важные отношения у ребёнка возникают с родителями, и они закладывают основу поведения во всех остальных отношениях. Однако по мере взросления тип привязанности может меняться.
Определите тип привязанности
Психологи выделяют четыре основных типа привязанности: надёжный, тревожный, избегающий и дезорганизованный (или тревожно-избегающий).
Надёжный тип — это наиболее адаптивный тип привязанности. Ребёнок с таким типом чувствует себя в безопасности: он знает, что родители всегда эмоционально доступны, они его любят, принимают, заботятся, на них можно положиться.
Тревожный тип привязанности может встречаться у людей, чей отец был значимой фигурой в семье, но при этом — эмоционально несдержанный, заботящийся, но чрезмерно тревожный, контролирующий, критикующий. В их жизни часто звучало: «Мне от папы влетит». Ребёнок воспринимает реакции отца как зашифрованное послание: «Хочешь быть любимой — будь хорошей девочкой». И пытается заслужить его любовь.
Вырастая, такие люди часто не уверены в себе, стараются понравиться, но при этом страшно боятся ошибиться и быть отвергнутыми. Им требуется постоянное подтверждение того, что их любят. Они буквально сканируют реакции партнёра и додумывают: доволен ли, понравилось ли, устал или злится? Если партнёр не звонит один день, то не возникает мысли, что он занят, — скорее, что он затаил обиду или вообще решил прекратить отношения.
Тревожный тип, как правило, выбирает партнёров с избегающим типом привязанности, которые немногословны, безэмоциональны и во всём привыкли полагаться на себя.
Дезорганизованный тип привязанности (или тревожно-избегающий) возникает, если человеку в детстве нанесли серьёзную психологическую травму — жестоко обращались, сверхопекали и контролировали. Родитель вёл себя непредсказуемо: был источником то комфорта, то страха. Ребёнок с таким типом совмещает черты и тревожного, и избегающего, вырастает противоречивым и непредсказуемым.
Человек хочет близости, стремится в отношения, но как только оказывается в них, ему начинает казаться, что партнёра слишком много, и он хочет вырваться из этих отношений.
Отслеживайте, что вызывает тревогу
Реакции, свойственные тому или иному типу привязанности, запускаются автоматически. Ваш мозг считывает сигналы партнёра как опасные или безопасные, заставляя реагировать привычным образом. Ваша задача — научиться определять моменты, которые мозг по привычке считает опасными, и контролировать своё поведение.
Это нелегко и требует любопытства к себе и самоизучения. Постарайтесь найти «триггер», который запускает ваши страхи привязанности. Это могут быть фразы партнёра, ситуации, поведение и даже жесты и мимика, на которые мозг даёт сигнал об опасности, а дальше вы уже действуете «на автопилоте», на эмоциях и не задумываясь.
Например, ваш отец пил запоями. Пока папа был трезвым, ваша жизнь была тихой и мирной, а когда пьяным — все стояли на ушах. Вы привыкли жить как на спящем вулкане. Во взрослом возрасте любые стабильные отношения могут нагонять на вас страх: мозг помнит, что после затишья грянет буря. И тогда, чтобы не дожидаться неизвестно чего, вы можете брать управление в свои руки и начинать искать острые ощущения, заранее провоцируя конфликт с партнёром. Ссора происходит, и вы убеждаетесь в своей правоте. Наступает период мира, но продлится он недолго.
Попробуйте реагировать на тревожащие вещи не так, как обычно
В моменты, вызывающие тревогу, попробуйте намеренно переключиться с эмоций на рациональность, вернуться в текущий момент и постараться оценить его без влияния опыта прошлых отношений. Так мелкими шажками вы научитесь фиксировать то, что беспокоит, — и начнёте постепенно работать над собой.
Важно, что это только начало большого пути: нужно продолжать замечать свои страхи и учиться реагировать на них рационально. Чтобы пройти этот путь быстрее, вы можете обратиться за помощью к психотерапевту — в этом нет ничего неловкого или постыдного.
💙 Семья — это не всегда просто
Обложка: кадр из фильма «Красота по-американски»
ОТЦОВСКИЙ КОМПЛЕКС
Смотреть что такое «ОТЦОВСКИЙ КОМПЛЕКС» в других словарях:
КОМПЛЕКС — – широко используемое в обыденной жизни и в психологической литературе понятие, служащее для обозначения совокупности бессознательных представлений, аффективно окрашенных воспоминаний, связанных между собой ассоциаций, разнообразных личностных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОМПЛЕКС ЭДИПА — – совокупность чувств и переживаний ребенка, испытывающего амбивалентное (двойственное) отношение к своим родителям. В классическом психоанализе под комплексом Эдипа понимается сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола и его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
комплекс отцовский — то же, что комплекс Эдипа. У З. Фрейда это понятие встречается довольно часто, ибо в этом плане он уделял основное внимание взаимоотношениям мальчика с отцом (см. комплекс Электры). Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин … Большая психологическая энциклопедия
МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС — (Mother complex; Mutterlich Komplex) группа чувственно окрашенных или тонированных идей («комплекс чувств определенного тонуса», по выражению Юнга), связанных с переживанием и образом матери.Материнский комплекс это потенциально активный… … Словарь по аналитической психологии
эдипов комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия
Аналитическая психология — 1. вариант психоанализа К.Юнга; 2. любое направление психологии, использующее в качестве основных методы анализа проявлений психического. * * * направление в современной психологии, в основе которого лежат взгляды К. Юнга. Развивая идею З. Фрейда … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
“ТОТЕМ И ТАБУ” — “ТОТЕМ И ТАБУ” (Totem und Tabu) одна из основных работ 3. Фрейда, посвященная прояснению позиций психоанализа в области социальных наук. Книга имеет подзаголовок “О соответствиях в душевной жизни дикарей и невротиков” (в русском переводе… … Философская энциклопедия
Леонов, Максим Леонович — Максим Леонович Леонов Дата рождения: 25 июля (13 августа) 1872(1872 08 13) Место рождения: село Полухино, Тарусский уезд, Калужская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия
Отец — (общеславянск.) – в психоанализе – реальный отец пациента или внутренний образ его («внутренний отец»). Может, как и мать, существовать в двух ипостасях: «хороший отец» и «плохой отец». Первобытный отец рассматривается З.Фрейдом как вождь… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Архетип и комплекс отца: важность, виды, различия
Рассмотрим все самое главное про архетип отца и комплекс отца!
«Земля была без формы в пустоте, и тьма была на лице бездны; и Дух Божий двигался по поверхности воды. Бог сказал: «Да будет свет»; и там был свет. И увидел Бог, что свет прекрасен, и Бог отделил свет от тьмы. Бог назвал свет днем, а тьму он назвал ночью. И стало утро, и стал вечер в одном дне. Бог сказал: «Да будет небосвод среди вод, и пусть он отделит воды от вод». И сотворил Он небосвод и отделил воды, которые были под твердью, от вод, которые были над небосводом. И Бог назвал небосвод небесами». [1]
Функции архетипа отца
Самая изначальная функция архетипа отца заключается в различения противоположностей и, следовательно, дифференциации различного бессознательного содержания.
Юнг говорит: «Нет сознания без различения противоположностей». Эта функция отцовского принципа, который «вечно борется за то, чтобы освободиться от первичного тепла и первичной тьмы материнского чрева; одним словом, от потери сознания». [2]
Таким образом, функция архетипического отца состоит в том, чтобы инициировать первопричину, так как он – создатель. [3]
Отец представляет динамизм архетипа, поскольку архетип состоит из формы и энергии. [4] С этой точки зрения архетип отца является носителем образов, относящихся к идее творчества.
«Велика порождающая сила Творца; все существа обязаны своим началом этому. Эта сила пронизывает все небеса». [5].
Эдингер говорит: «Поскольку великая мать относится к природе, материи и земле, архетип великого отца относится к сфере света и духа». Но они оба связаны с сознанием как таковым.
Поэтому в мифологии и культурных проявлениях человечества мы можем наблюдать мужские фигуры, выполняющие роль освобождения духа от материи.
Это восходящее движение. Его психологическим проявлением является развитие интеллекта и рациональности, а также расширение сознания в целом, что мы можем назвать духовностью. [6]
Немецкое слово «geistig», используемое Карлом Юнгом, обозначает «смесь» между духовным и интеллектуальным [7].
Символы архетипа отца
Олицетворение мужского принципа сознания символизируется «верхней солнечной областью неба». Ветер, пневма, ноус, руах – это символы отца или духа, но не материи. Солнце и дождь также представляют мужской принцип как оплодотворяющие силы, которые пропитывают восприимчивую землю.
Архетип отца в своей функции логотипов оказывает свое влияние на человеческий разум, чтобы преобразовать эмоциональную привязанность к телу, в менее материальную и абстрактную форму образов и представлений.
Архетип отца служит регулятором границ, ограничений и социальных ценностей, которые устанавливаются как правила и законы.
Несмотря на то, что мы говорим об «архетипе отца», как если бы он был специфической архетипической силой коллективного бессознательного, в мифологии обнаружены бесчисленные его вариации.
Виды архетипов отца
Гарет Хилл понимает архетип отца как часть мужской модели Самости. Четыре модели мужского и женского пола динамически связаны друг с другом и образуют, таким образом, модель Самости. [9]
Он говорит о статическом мужском и динамическом женском, а также о статическом женском и динамическом мужском принципах. У каждого из них есть отрицательная и положительная сторона.
Появляющиеся архетипы сопровождают определенный этап развития эго. Например, динамический мужской характер характеризуется тенденцией к дифференциации, выраженной в изображениях раскалывания и проникновения.
Это выражается в инициативе и действиях, направленных на достижение цели. Например, Король Артур, убивающий дракона, или Геракл, сражающийся с Немейским Львом, являются соответствующими изображениями для такого архетипа.
С другой стороны, статический принцип необходим, когда нужно создать порядок, систему и иерархию. Зевс может быть примером этого архетипа.
Таким образом, статический мужской архетип – это «склонность к организации, основанная на рациональном знании, линейной системе значений, теориях истины и различающихся иерархиях ценностей».
На определенной стадии архетип или пара архетипов находятся «в центре Самости». Задача архетипа Аполлона (который выражает статический мужской принцип, как герой солнца, который воплощает свет, разум, интеллект и порядок) в развитии отличается от задач воина-хранителя порядка Ареса или трансформирующих архетипов Гермеса, хотя все они являются выражениями архетипа отца.
В теории Джеймса Хиллмана мы видим, что архетипы могут слиться в один большой архетип.
Например, когда появляется puer aeternus (ребенок, который не желает взрослеть), можно наблюдать Героя, Божественное дитя, Эроса, Сына Великой Матери и т. д.
Пуэр может быть выражением специфического отцовского комплекса, но архетипически связан с «кластером» вышеупомянутых архетипов. [10]
Также мы никогда не узнаем архетип an-sich (сам по себе). Можно определить его только как отрицательное пограничное понятие, наблюдать и представлять его только на основании его результатов: изображений и поведения с сопровождающей энергией.
Архетипы и комплексы
Это верно как для архетипа, так и для психологического комплекса. Юнг визуализировал динамическое ядро любого комплекса, состоящего из архетипа, который он рассматривал как «аффективную основу».
Архетипы, сами по себе психоиды, о которых мало что возможно узнать. Они проявляются одновременно в форме как образа, так и эмоций.
«Изображение передает смысл эмоции; эмоция придает образу динамизм ». [11]
Где бы ни был аффект, там есть и комплекс (например, комплекс Электры), и там, где есть комплекс, в его ядре есть архетип. Это подтверждает утверждение Юнга о том, что архетипы являются формами восприятия и что они являются «необходимыми априорными детерминантами всех психических процессов». [12]
Без них не было бы познания и эмоциональности. Таким образом, архетипы создают в бессознательном дерево, произрастающее из базового комплекса и на вершине, разделяющееся на различные архетипы.
Если мы представим архетипы как формирующую ткань коллективного бессознательного, то связанные с ними комплексы сформируют ткань личного бессознательного.
Таким образом, каждый комплекс возникает в результате личного конфликта и архетипического, универсального конфликта. Комплексы до сих пор являются естественными явлениями в любой человеческой психологии.
Тип энергии и ее значение определяет создание комплекса и активацию соответствующего архетипа. Например, мужчина легко может быть обладателем проекции материнского комплекса и действовать в соответствии с женскими архетипами.
Поэтому архетип отца вообще не должен быть зациклен на мужской фигуре.
Пример
В качестве примера можно привести следующую ситуацию.
«Я нахожусь в комнате на верхнем этаже со своей старшей сестрой. Я смотрю в большое окно с картинками и вижу темный торнадо, приближающийся к нам. (…) Она кричит на меня, чтобы я отошел от окна (…) Мне удается встать, но я снова смотрю в окно, и вижу восемь торнадо снаружи, и очень темное небо. Мы с сестрой пытаемся найти убежище под одной из кроватей; мы прижимаемся рядом друг к другу и мне становится легче».
Человек связывает торнадо с огромным психическим беспорядком и неконтролируемыми эмоциями, которые связаны с невменяемой матерью (Грозной Матерью).
Когда он вспоминает свою сестру, он говорит: «Она была старшей, заботилась о нас и защищала. Она была мне как отец (которого не было). Она была мудрой, рациональной, собранной».
Все говорит о том, что в основе этого «архетипического духа-защитника» лежит архетип отца. Он накладывался на образ его [старшей] сестры, которая воплощала пропавшие без вести качества в их семье.
Архетипы являются «принципами» и как таковые не зависят от морфологических гендерных различий.
Важность архетипа отца
Интеграция архетипа необходима для психологического развития. Этот процесс универсален и относится к основному процессу создания человеческого разума.
Юнг учил нас, что архетипы – это не приобретенные способы познания, а априорные структуры, которые могут быть представлены через образы и поведение, поэтому «биологический» отец ребенка может в лучшем случае служить покровителем архетипа отца, то есть направлять этот универсальный процесс.
«За каждым отдельным отцом стоит изначальный образ Отца, а за мимолетной личной матерью – магическая фигура Великой Матери», – говорит Юнг. [13]
Весь человеческий опыт управляется архетипическим отцом и интроектом «настоящего» отца.
Имаго
Согласно Юнгу, в коллективном бессознательном есть психологические последствия личного опыта в сочетании с архетипическими образами, которые называются имаго.
«Имаго состоит, с одной стороны, из лично приобретенного образа родителей, а с другой – из родительского архетипа, который встроен в подсознательную структуру психики». [14]
Таким образом, этот термин используется для дифференциации объективной реальности родителя от субъективного восприятия его важности.
Юнг говорит: «Образ, который мы формируем для человеческого объекта, в значительной степени субъективно обусловлен. Из-за своего чрезвычайно субъективного происхождения имаго часто является изображением субъективного функционального комплекса, чем самого объекта.
При аналитической обработке бессознательных продуктов важно, чтобы имаго не считалось идентичным объекту; лучше рассматривать его как образ субъективного отношения к объекту”.
Она не знает, что значит этот сон. Ее отец был известным музыкантом. Она восхищалась им большую часть жизни, но недавно он разочаровал ее. Он не был идеальным, как она думала!
Смысл сна в том, что умереть должен идеализированный образ ее отца, чтобы можно было установить отношения с настоящим отцом.
Точно так же комплекс относится к архетипу. Каждый комплекс имеет архетипическое ядро. Комплекс отца связан не только с личным отцом, но и с универсальным архетипом отца.
Ребенок переживает личного отца через архетипическую энергию.
Чем больше роль фигуры отца противоречит архетипу отца, тем более негативным является созвездие комплекса отца в бессознательном.
Следствием неадекватного посредника архетипической энергии является негативный комплекс отца, проявленный в бессознательном. Другими словами, чем более серьезна травма, вызванная физическим отцом, тем более автономным и эго-дистоническим является комплекс отца.
Это также формирует качество отца имаго.
Связь архетипа отца и комплекса отца
Мы можем говорить о комплексах как узловых точках, состоящих из значения, энергии, аффекта, поэтому Юнг первоначально назвал их «настроенными на чувство комплексами».
Такие узловые точки могут привлекать друг друга в бессознательном.
Если ребенок подвергается жестокому обращению со стороны отца, такой комплекс может быть вызван диадической схемой, напоминающей исходную оскорбительную ситуацию.
Когда, скажем, отец был очень требовательным по отношению к ребенку, в более позднем возрасте, когда ребенок уже взрослый, он будет склонен реагировать на такую же ситуацию, когда ему отводится отцовская роль, и действовать таким же образом.
Если ребенок подвергся жестокому обращению, мы можем предположить, что этот комплекс подавлен до «более глубокого» уровня бессознательного. Следовательно, при активации он может полностью захватывать сознание.
«Чем дальше» от сознания, тем больше автономия комплекса. Комплекс имеет тенденцию к повторению, автономности, сопротивлению сознанию и привлекает опыт, который подтверждает точку зрения, собранную во время его возникновения. [16]
Юнг говорит об архетипе отца: «Сила комплекса отца происходит от архетипа, и это реальная причина, по которой подсознание ставит божественную или демоническую фигуру вместо отца. Личный отец неизбежно воплощает архетип, который наделяет его фигуру своей очаровательной силой. Архетип действует как усилитель, усиливая сверх меры качества, которые исходят от отца, поскольку они соответствуют унаследованной схеме”.
Юнг приводит пример, когда его клиентка через комплекс отца нашла утраченную духовность. Юнг все больше и больше представлялся в ее снах как Великий отец, ветер и дух, который связывал ее с образом Бога.
Таким образом, отцовский комплекс служит воротами к отцовскому архетипу. При правильном распознавании и проработке во время анализа положительное влияние архетипа может «растворить» (расширить сознательную перспективу) отцовский комплекс.
Соединение сознания человека (через мифологию, активное воображение и т. д.) с архетипическим слоем психики имеет терапевтический эффект, поскольку оно адекватно выражает динамизм, лежащий в основе индивидуальной запутанности.
Пример
Человек обладает «комплексом пуэр папа» и занимается с психотерапевтом
Его отец развелся с матерью и вел себя неподобающе отцу. Он концентрировался на своем собственном поиске удовольствия, тратил все свои деньги вне семьи и даже сидел в тюрьме за мошенничество.
Мечты такого человека часто выглядят так: он спорит с отцом и его поддерживает «зрелая, мудрая и привлекательная женщина» (Афина).
Человеку может потребоваться много времени, чтобы распознать диверсантские качества его негативного комплекса отца.
Первоначально он проецировал на психотерапевта свой гнев, будучи пассивно агрессивным, пропуская сессии.
Затем психотерапевт начал вести себя как заботливый, настоящий, ответственный и прощающий отец. Это компенсировало отрицательный комплекс «пуэр – отец» клиента.
В конце концов это привело к признанию факторов, заставляющих его самого решать свои проблемы, выпивая, тем самым блокируя его от достижения его целей.
Это также пробудило архетипическую структуру в бессознательном.
Теперь человек способен двигаться вперед и соединиться с архетипом Афины (поддержание).
Опять же, в этом случае архетип отца представлен фигурой противоположного пола и проецируется на терапевта как позитивная поддерживающая фигура.
Источники:
[1] Библия, Бытие 1: 2-9
[2] Юнг К., Г. «Психологические аспекты материнского архетипа», CW 9i, пар. 178.
[3] Юнг К., Г. «Психологический подход к догме о Троице», 1948, пар. 197
[4] Юнг К., Г. «Психологические аспекты архетипа Матери», 1954, пар. 188
[5] Вильгельм Х., “И Цзин”, издательство Принстонского университета, Нью-Йорк, 1967.
[6] (ср. Юнг, 1948, стр. 13; против Франца, 1951, стр. 469 и след.).
[7] Алленби А.И. (1955). “Архетип Отца в женской психологии”.
[8] (Эдингер, 1968)
[9] Гаррет Хилл, “Мужское и женское”, Шамбала, 1992.
[10] Хиллман Джеймс, 1979, “Пуэр-папа”.
[11] Перри Д. В. (1970). “Эмоции и объектные отношения. Журнал аналитической психологии”.
[12] Юнг, К., Г., “Обзор комплексной теории”, 1934.
[13] Юнг К., Г., «Психотерапия сегодня», 1946, пар. 212, сноска, 2