Что такое палет для груза
Что такое паллеты: виды грузовой тары и требования к ней
Эффективная упаковка груза решает сразу несколько задач. Она обеспечивает его сохранность, простоту перемещения, напрямую влияет на качество и скорость перевозки. Что такое паллеты, какими они бывают, какие стандарты разработаны для тары, расскажут специалисты компании «Калипсо».
О понятии паллет
Паллета – это транспортная жесткая конструкция, на которую фиксируют груз посредством ремней, термоусадки или стрейч-пленки. Поддоны были изобретены в Америке в начале XX века. Они настолько облегчили перемещение грузов, что вскоре стали использоваться в промышленных масштабах.
Современные виды паллет имеют унифицированный размер, что позволяет такелажной технике во всем мире работать с ними. Грузоподъемность конструкций варьируются от 700 кг до 2500 кг. Поддоны предназначены для многоразового использования, поэтому материалы и параметры должны соответствовать стандартам.
Для чего используют поддоны
С помощью паллеты формируется 1 грузовая единица. Строение поддона таково, что с ним максимально комфортно работает вилочный или ручной погрузчик. Такая организация грузов имеет следующие достоинства:
компактное и систематизированное хранение;
рациональное размещение на территории склада;
быстрые такелажные работы;
дополнительная защита груза.
Специально для поддонов разработаны схемы расположения в складских помещениях. Это позволяет наиболее эффективно использовать площадь, обеспечивать удобную транспортировку грузовым транспортом между рядами.
Чем отличается отечественная тара от евроаналогов
Исторически сложилось, что в Европе и Российской Федерации регламенты на производство поддонов разнятся.
Европоддон соответствует стандартам ISO 3676, ISO TK/22, ISPM 15. Контроль за их выполнением возложен на EPAL (Европейская ассоциация паллет). Подтверждением соответствия тары является клеймо. Стандартный европоддон имеет габариты 800*1200*145 мм.
Российская тара регламентируется двумя ГОСТами: 9557-87 и 9078-84. Первая норма предъявляет строгие требования, которые обеспечивают качество продукции, аналогичное европейскому стандарту. Отличие – отсутствие клейма, поэтому поддон получил название БК паллеты. Их используют на внутреннем рынке страны. Второй ГОСТ имеет общий характер, он устанавливает размеры изделия. Стандартные габариты паллет – 800*1200*145 и 1000*1200*145.
Важно знать! Существуют американские поддоны, их габариты – 1200*1200 или 1000*1200. Они соответствуют документу по стандартизации деревянных паллет, который начал действовать в Америке в 2012 году.
Виды поддонов
Виды поддонов или паллет различают по материалу изготовления. В числе вариантов – дерево, металл, пластик, вторсырье.
Деревянные паллеты. Материал перед производством проходит предварительную обработку, призванную уничтожить вредных насекомых, плесень и бактерии. Прочность паллет зависит от породы дерева. Для конструкции используются стандартизированная доска и брусья, между собой они соединяются металлическими крепежами. Производство незатратно, поэтому такие поддоны достаточно дешевы.
Пластмассовые аналоги изготавливают из полимерных материалов и смол различных типов. Важное преимущество таких паллет – небольшой вес и высокая гигиеничность. Конструкцию легко помыть и продезинфицировать. Благодаря решетчатой структуре поддоны быстро просыхают. Конструкция изготавливается методом литья, этим достигается высокая точность изделий. Пластмассовая тара востребована в самых разных сферах перевозок и торговли, ее недостатки – более высокая цена в сравнении с деревянными, сложность утилизации.
Металлические поддоны – чемпионы по грузоподъемности, они имеют большой запас прочности и применяются для перевозки большегрузных товаров. Из-за достаточно большого веса металлические паллеты редко используют для транспортировки, как правило, они актуальны для внутреннего перемещения на производстве.
Паллеты из картона. Наиболее дешевые и легкие конструкции. Артикул изготавливают из рифленого картона. За счет небольшого веса их часто применяют при транспортировке на длинные расстояния. Существенный недостаток – восприимчивость к влаге, поэтому данные изделия считаются одноразовыми и по окончании цикла доставки требуют утилизации.
По назначению выделяют следующие типы продукции:
плоские конструкции, не имеют дополнительных надстроек;
ящичный поддон, имеет большую высоту за счет решетчатой или сплошной надстройки;
универсальные, могут использоваться для грузов любых типов;
узкоспециализированные, применяются только для конкретных товаров.
По строению поддоны бывают однонастильными и двухнастильными. В первых расположение товара предусмотрено только с одной стороны. Во втором продукцию можно располагать с обеих сторон, штабелируя паллеты.
По способу транспортировки существует два типа паллет: двух- и четырехзаходные. В первую группа вилку захвата можно завести только с двух сторон, во второй – со всех четырех.
Есть ли отличия паллет для ВЭД и для внутреннего рынка?
Какие бывают паллеты для ВЭД, определяется нормами международных перевозок. В список разрешенных поддонов входит несколько вариантов.
Тара, сертифицированная для Европы, имеет клеймо. Верхняя площадка состоит из 5 досок, нижняя – из 3.
Финпаллеты также имеют клеймо, их верхняя часть сложена из 7 досок, нижняя – из 3.
Грузовые паллеты многоразового использования с размерами 800*1200*145 и 1000*1200*145, без клейма.
Евробокс с клеймом EUR в овале, представляет собой металлическое основание с надстройкой в виде металлической клети, размер – 800*1200*800 мм.
Для внутреннего рынка используют экземпляры без клейма. Это могут быть несертифицированные европаллеты, поддоны 1, 2, 3 сорта, другие виды пластиковой, деревянной или металлической тары.
Маркировка паллет и ее расшифровка
На поддоны, которые будут пересекать границу, обязательно наносится клеймо. Оно подтверждает соответствие стандартам и прохождение фитосанитарной обработки.
Важно знать! Маркировка паллет определяется регламентом ISPM 15. Его действие распространяется только на изделия из дерева.
Маркировка содержит подробные сведения о производителе поддона, пройденной дезинфекции, несет следующие сведения:
IPPC, название международной конвенции по защите растений;
сокращение латиницей, обозначает код страны изготовителя тары;
цифровой код, обозначающий регион производителя;
трехзначный цифровой код, идентифицирует предприятие, обрабатывающее древесину;
дата изготовления поддона, номер и наименование партии.
Древесина может проходить следующие виды обработки, о чем информирует маркировка на поддоне:
MB, обработка бромистым метилом ;
HT, термическое воздействие;
DB, древесина окорена;
KD, древесина прошла сушку в камере высокой температуры.
Поддельное клеймо
Многие не учитывают, что тара также проходит контроль при пересечении границы. Оригинальность клейма и информацию на нем обязательно проверяют. При обнаружении фальсификации груз могут задержать, что грозит собственнику товара финансовыми потерями. Именно поэтому оформление и контроль всех сопроводительных бумаг стоит доверить профессионалам. Таможенный брокер компании «Калипсо» подготовит груз для благополучного пересечения границы.
Советы специалиста
Для транспортировки груза за рубеж целесообразно выбирать европоддоны. Такая транспортировочная тара имеет следующие преимущества.
Высокая грузоподъемность до 2500 кг, в противовес стандартным паллетам на 750-1000 кг.
Надежность. Европоддон изготавливают из древесины с низкой влажностью.
Прочность и устойчивость к нагрузкам. В качестве крепежных элементов выступают ершенные гвозди, они толще и имеют витую нарезку, благодаря чему конструкция не разбалтывается.
Срок эксплуатации в среднем в два раза выше, конструкция реже требует ремонта.
Наличие дополнительной пропитки замедляет старение дерева, делает его устойчивым к механической деформации.
Благодаря конструкции европоддона его можно использовать на автоматизированных складах.
Перед прохождением границы отдельное внимание нужно уделить фитосанитарной обработке тары. Стандартными решениями являются камерная сушка, тепловая обработка и фумигация. На территории Российской Федерации актуальны первые два способа.
Выводы
Паллета – стандартизированная тара, которая широко используется при перемещении грузов как внутри страны так и за ее пределами. Соблюдение норм маркировки и обработки поддонов – обязательные составляющие успешного таможенного оформления.
Размеры поддонов (паллет): евро, финских, американских, отечественных
Без перевозки и хранения товаров, грузов и материалов сегодня просто не обойтись. Для ускорения обработки грузов, для улучшения их сохранности были придуманы специальные тары. Называются они поддоны или паллеты. Но в каждой стране размер паллета свой и в случае международных перевозок надо использовать те, которые в ходу в конкретной стране.
Что такое паллета, из каких материалов изготавливается
Паллета — поддон для перевозки грузов. Т.е. разницы между понятиями паллета и поддон нет. Паллет — транслитерация английского Pallet, которое используют в англоязычных странах. Поэтому и путаемся все время в написании — паллет или паллета: слово заимствованное и четких правил пока не придумали.
Есть разные поддоны/паллеты под различные грузы. Причем во многих странах есть свои нормативы
Прототип поддона или паллеты был разработан во второй половине прошлого века. Перевозить стали все больше грузов, погрузка и выгрузка которых занимала много времени, так как они имели разные размеры, сложно было их размещать и хранить. Необходимо было ускорить процесс и каким-то образом стандартизировать. Кому-то и пришла в голову мысль использовать одинаковые поддоны, на которые устанавливаются грузы. Это значительно ускорило транспортировку и складирование. Кроме того, меньше стало повреждений груза — поддон твердый и предохраняет от ударов.
Распространенные стандарты
В общем, постепенно применение паллет или поддонов в грузоперевозках и хранении стало нормой. Размер паллета стандартизирован, но стандартов есть несколько. Для перевозок по Европе применяют европейские паллеты, их называют еще европаллеты, европоддоны.
Размер паллета может быть самым разным. Стандартизованные нужны для международных перевозок. А еще с одинаковыми проще работать
Для Финляндии есть свои нормы — FIN паллеты или финпаллеты. Есть также американский и азиатский стандарты. Внутри нашей страны действуют российские стандарты, но в ходу и европаллеты.
Материалы
Чаще всего паллеты любого типа делают из дерева, причем древесина не любая. Для европаллет применяют только сортовую древесину 2-3 сорта, влажностью не выше 24%. Примерно такие же требования и для финских, американских и азиатских. По российскому стандарту применяют древесину разных сортов. От ее качества зависит сортность поддона. Делают поддоны из сосны, ели, ольхи, березы, осины.
Есть еще паллеты из пластика и металла. Пластиковые паллеты/поддоны удобны тем, что их легко очищать, подвергать санобработке. Они служат дольше деревянных, но гораздо дороже. Металлические паллеты делают из стали и алюминия. Они, конечно, в разы прочнее и деревянных, и пластиковых, но цена их совсем немалая. Их применяют в помещениях с высокой температурой, а также для перемещения грузов внутри предприятия. Остальные поддоны значительно быстрее выходят из строя и иногда выгоднее вложиться в металлические поддоны и эксплуатировать их годами, а не постоянно закупать/делать новые.
Для перевозки и складирования легких грузов применяются картонные паллеты. Есть также маломерные — мини. Их применяют либо внутри предприятия, либо для перевозки малогабаритных изделий.
Конструкция и размер европаллета (EUR)
Вообще, в Европе в ходу несколько размеров паллет, но чаще всего применяются так называемые «стандартные». Размер европаллета этого типа в миллиметрах — 1200*800*144 мм, вес европоддона до 35 кг. Загрузить можно до 600 кг.
Конструктивно европоддон состоит из верхнего и нижнего настила, состоящего из пяти досок: двух узких — шириной 100 мм и трех широких — 145 мм, толщина досок — 22 мм. Широкие расположены по краям и в середине, узкие между ними.
Габариты европаллета и его конструкция с указанием размеров
Два настила соединяются при помощи отрезков бруса (применяют еще МДФ) — шашечек. Их размеры — 100*145*78 мм. Они обеспечивают пространство для ввода погрузочной платформы вилочного погрузчика.
Шашечки располагают по три в ряду на расстоянии 382,5 мм друг от друга. Три штуки шашечек соединяются досками нижнего настила в один ряд. Для нижнего настила требуется две узких доски (первый и последний ряд) и одна широкая. Отличие их от материала для верхнего настила — наличие фаски для более легкого ввода погрузочной платформы. По краям на европаллете фаска должна быть обязательно.
Ряды между собой соединяются промежуточными планками. Параметры этих досок — 145*22 мм и длиной 800 мм. Они формируют из рядов прямоугольную платформу и служат опорой для укладки верхнего настила.
Габариты европаллета типа «размер» и «стандарт». В каждом варианте размер паллета одинаков, отличаются «шашечки»
Этот тип европаллета называют «стандарт». Есть еще евро размер. Он отличается меньшими размерами шашечек, соответственно, имеет меньшую грузоподъемность — до 400 кг.
Маркировка паллет евро образца
Еще пару слов стоит сказать о маркировке. Для обозначения стандарта на угловой шашечке выжигают клеймо: слово EUR заключенное в овал. На других шашках тоже стоит маркировка. Там отображается информация о производителе, серии, номере партии, о прохождении санобработки. Деревянная тара без обработки таможню не проходит.
Финские паллеты: размеры, вес, грузоподъемность
Еще один стандарт, который получил широкое распространение: финский паллет. Его размер — 1000*1200*145 мм. То есть, паллета Fin «глубже» — больше по ширине. Примерный вес — 15-20 кг.
Так выглядит Fin-поддон
Верхний настил состоит из семи досок. Доски широкие и узкие, но их ширина 100 и 120 мм соответственно. Толщина такая же — 22 мм. Формируется верхний настил в таком порядке: широкая, две узких, широкая, две узких, широкая. Шашечки для финского паллета имеют размер 100*100*78 мм. Они также устанавливаются в три ряда и соединяются досками нижнего настила: по краям узкие, в центре широкая. Обратите внимание, на углах финпаллета обязательно должны быть сняты фаски.
Финские паллеты также обязательно маркируются. Ставят клеймо FIN, заключенное в прямоугольную рамку. На остальных ножках также стоит клеймо, в котором указан производитель, дата производства и номер партии. Также ставится клеймо о прохождении бактериальной обработки (колосок).
Размер американского паллета
Новые габариты американского паллета установлены недавно — в 2012 году. Размер — 1200*1200*150 мм. Вообще, в Северной Америке в ходу около десятка типов паллет. Есть односторонняя и двусторонняя разновидности. В одностороннем, как и в других, нижний настил всего несколько досок. В двухстороннем нижний и верхний настил одинаковы. Двусторонний поддон можно переворачивать любой стороной. Вес американских паллет не нормируется, но в среднем, пустой односторонний паллет весит 15-25 кг, двусторонний — до 40 кг. Нагрузить можно до 1200 кг.
Внешний вид американского паллета отличается от других за счет фигурных вырезов в передней и задней стенке
По американскому стандарту при изготовлении паллет может использоваться следующая древесина: сосна, тополь, ольха, осина. Причем, самые тонкие элементы не могут быть меньше 6 мм. Доски сбиваются гвоздями. Отличить американский паллет можно не только по размеру, но и по виду промежуточных стоек. Это не «шашечки», а доска с вырезами (23 см) под лапу вилочного погрузчика.
Размеры поддона по американскому стандарту
Если говорить о конструкции, то верхний настил поддона американского образца состоит из 7 досок, нижний из трех (для однонастильного) или семи — для двухнастильного. Точная ширина досок не нормируется, но не может быть меньше 100 мм. Если посмотреть на чертежи, чаще всего по краям используют широкую доску — порядка 140-150 мм шириной. Все остальные идут одинаковые. Аналогичная картина наблюдается и для нижнего настила: по краям две широких доски, три узких в центральной части.
Поддоны по российским стандартам
В настоящее время на территории РФ действуют два норматива: ГОСТ 9078-84 и ГОСТ 9557-87. Первый определяет только размер деревянного поддона. По нормативу 9078-84 есть два варианта размеров тары для складирования и грузоперевозок российского образца:
Максимально допустимое отклонение от указанных размеров — 5%. Площадь нижнего настила может быть на 40% меньше площади верхнего. Определяется также сортность и влажность используемой древесины: может применяться первый и второй, а также высший сорт. Максимальная влажность древесины — 22%. Других указаний по конструкции и пиломатериалам нет. Так что каждый производитель может действовать тут как хочет, важно соблюсти наружный размер паллета.
Чертеж и размер обычного деревянного поддона
Второй стандарт — 9557-87 практически один в один повторяет нормативы европоддонов. Все требования аналогичны. Отличие только в том, что на них не ставят клеймо, так как стандарт пока не прошел международную сертификацию. Если поддон изготовлен по второму стандарту, от EUR-паллета его отличает только отсутствие клейма и могут быть не сделаны фаски на углах. Обычно называют такие изделия многооборотными грузовыми поддонами. Дальше проставляют размер. Еще их называют европоддоны БК (без клейма).
Сортность паллет/поддонов
Паллеты любого типа бывают одноразовыми и многоразовыми. Одноразовые разбираются после использования. Многоразовые (многооборотные) деревянные паллеты делят по сортам в зависимости от циклов использования и общего состояния. Есть три сорта деревянных паллет:
На внутреннем рынке допускается использование тары любого сорта. Для перевозок за границу требуется уточнение, какого сорта тара может пройти контроль. Однозначно можно сказать, что сертифицированная, с клеймом и прошедшая санитарную обработку. Остальные требования в зависимости от страны, но обычно требуют только новые или в крайнем случае высшего сорта.
Грузоподъемность паллет и правила размещения грузов на них
Сегодня сложилась странная ситуация: возможные нагрузки на паллеты и поддоны не определены. Каждый производитель выставляет собственную цифру. С одной стороны, гарантировать какую-то определенную цифру сложно, так как древесина может применяться различная. Также может быть разным груз. Масса может быть рассредоточена по всей площади грузовой площадки, а может быть точечной. При точечной нагрузке, понятное дело, масса должна быть меньше.
Если следовать ГОСТам советских времен, максимальная нагрузка на поддон — до 1000 кг. При реальных испытаниях установлено, что можно складировать и перевозить до 1500 кг. Но при перевозках не допускается перегруз автотранспорта. Так что больше 700-800 кг все равно не грузят. При установке грузов на паллеты/поддоны должны соблюдаться правила:
Общий порядок упаковки такой: груз расставляется, скрепляется обвязками, фиксируется к паллете. Затем заматывается полиэтиленовой пленкой или другим материалом, который препятствует смещению груза. Могут устанавливаться уголки, которые тоже обматываются пленкой. Они служат для дополнительной страховки смещения грузов при транспортировке. Обвязанный пакет фиксируется пластиковыми стяжками к платформе.
Что такое паллет? Особенности и применение
Грузовой паллет – это специальная тара плоской прямоугольной формы, которая применяется в качестве подставки под грузы с жесткой площадкой с целью формирования общей крупной грузовой единицы. Продукция активно используется для дальнейшего хранения разных типов товаров, а также удобного механического перемещения готовых блоков в кузове автомобиля или при разгрузке. Предусмотрены деревянные, пластмассовые и металлические конструкции. Наличие надстройки или дополнительных элементов конструкции зависит от типа грузов, которые перевозятся с использованием оборудования.
Конструкция паллет предполагает наличие заходов или выемок, которые внедрены для обеспечения захватов вилочных погрузчиков, а также использования других видов подъемных систем. Выступы применяются для дальнейшего крепления строп при перемещении товаров в подвешенном виде. В официальной документации слово паллет сокращается до аббревиатуры PLT, PLL. В переводе с английского языка паллеты – поддоны.
Какие виды паллетов бывают?
Для реализации международных и внутренних перевозок предусмотрены разные виды паллет, которые применяются для погрузки и разгрузки транспортных средств. По техническим характеристикам и особенностям конструкции поддоны для перевозки грузов делятся на пять основных видов.
Паллеты для международных перевозок должны соответствовать принятым стандартам, пройти предварительную сертификацию. Примеры продукции для трансграничных перевозок.
При осуществлении внутрироссийских перевозок грузов требования к продукции более лояльные.
Преимущества использования паллет
Главная особенность перевозки грузов палеттами – возможность сгруппировать в единую грузовую единицу дробный и мелкий товар. Упаковка на одну паллету позволяет рационально использовать пространство, обеспечить удобство при проведении погрузочных и разгрузочных работ. Заполнение одного контейнера не требует участия большого количества сортировщиков или грузчиков. Помещение в прицеп и изъятие обеспечивается в течение нескольких минут одним механическим погрузчиком.
Применение палетт помогает защитить грузы при транспортировке. В процессе комплектации материалы надежно фиксируются в рамках одного поддона без выступающих частей. Плотная обвязка конструкции исключает рассыпание или деформацию при механических нагрузках, качении автомобиля. Дополнительной гарантией безопасности является ограниченный доступ к помещенным на паллеты товарам.
Для перевозки некоторых тиров грузов обязательно использование паллет. Примером стало морское сообщение, при котором регламентом предусмотрено укрупнение до грузовых единиц генеральных грузов, которые подлежат процедуре пакетирования. Транспортировка такой продукции поддерживается на специальных двухзаходных и четырехзаходных паллетах.
Основные стандарты паллет
В разных странах мира предусмотрен свой регламент габаритов и технических особенностей паллет. На территории США распространены изделия с традиционными размерами 1219×1219 мм и 1016×1219 мм. Дополнительно могут использоваться другие конструкции в зависимости от типа товаров. Для Японии, Австралии и Китая характерны поддоны с величиной корпуса 1100х1100 мм. В европейских странах стандартный размер для большинства изделий составляет 800х1200 мм. Такие модели применяются для перевозки грузов с массой до 2-х тонн. Описанные европаллеты отвечают регламенту принятого стандарта UIC 435-2.
На территории Финляндии применяется местная FIN-паллета, размер которой составляет 1000х1200 мм, а предельная грузоподъемность – 2,5 тонн. При изготовлении соблюдается европейский стандарт качества ISO 3676.
В рамках заключения стандартов ISO были выделены главные требования к паллетам, которые допускаются к применению при реализации международных перевозок. Принятые размеры:
На территории России предусмотрен регламент ГОСТ 9557-87 «Поддон плоский деревянный размером 800 х 1200 мм», который был установлен в 1988 году. В рамках стандарта предусмотрено производство четырехзаходной модели плоского типа с основой из дерева. Стандартные размеры такой продукции – 800х1200 мм. Масса брутто для изделий составляет 1 тонну при собственной массе до 40 кг, а общая материалоемкость – 0,046 м3. Деревянные поддоны паллеты сегодня широко распространены в российских грузоперевозках.
Принятые сорта паллет
Подтверждением соответствия паллета принятым европейским стандартам является наличие на корпусе специального клейма. На территории России и странах Европы широко применяется практика повторного использования поддонов. По техническому состоянию такую продукцию можно разделить на три основные сорта.
Правила техники безопасности при транспортировке грузов на паллетах
Соблюдение простых требований безопасности поможет обеспечить сохранность грузов при перевозке на паллетах, сохранить эксплуатационные качества продукции.