Что такое панагия в православии

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Что такое панагия?

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православииЧто такое панагия?

Панагия в переводе с греческого означает — Всесвятая. Раньше этим словом называли особо просфору, сейчас в основном называют небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди.

Впоследствии название панагии было усвоено панагиару или ящичку. Позже панагия сделалась названием нагрудного знака архиереев и некоторых архимандритов ставропигиальных монастырей и имела сперва вид ящичка или енколпион, на одной стороне которого было изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой — Божией Матери; внутри ящичка полагались иногда частицы мощей. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая дается ему при посвящении после литургии, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век).

Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как знак архиерейского достоинства.

Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко, полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его».

Как уже говорилось, этим же словом так же называют просфору, из которой на Литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается в храме до принятия пищи (антидор). Первоначально панагией называлась часть из просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божией Матери. Она, в особом ящичке, называемом панагиаром, по особому чину («чин возношения Панагии» находится в Часослове, а также в Типиконе), переносилась, в монастырях, в трапезу.

Панагия вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи. Вкушению Панагии предшествует специальный чин возношения Панагии. Сущность этого чина заключается в том, что из храма, по окончании Литургии, всею братией износится со священными песнопениями Богородичная просфора. Ее вносят в монастырскую трапезную, где полагают на особом блюде.

По окончании трапезы с молитвами Пресвятой Богородице и прославлением Пресвятой Троицы просфору возвышают (поднимают) пред иконами и вкушают частицы от нее. Смысл чина – живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Его Пресвятой Матери. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной.

По святому Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим Сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб Животный» (О божественной молитве).

Ближайшая цель чина – настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся Литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о Панагии монастырский обед превращается в богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (а на Пасху и с целою песнью канона).

Источник

Панагия: история развития

Это знак архиерейского достоинства.

Панагия (от греч. panagia – всесвятая) –

нагрудный отличительный епископский знак.

В русских и греческих монастырях, а также в миру, во времена Средневековья на груди было принято носить энколпионы. Это были небольшие ковчежцы с изображениями креста, святых и Богородицы, которые носили на цепочках или шнурках.

Энколпионы также бывают крестообразными или округлыми. В

них хранили часть служебной просфоры, в честь

Богоматери, или мощи святых. Они охраняли человека

от разных жизненных напастей, особенно в походах

или дальних странствиях.

Обычай возлагать при посвящении на

епископа энколпион перешёл в

Русскую Церковь от Православного

Востока. Однако на Руси уже

панагиары, носимые в

ковчежцев с изображениями

святых, Богородицы и

Иисуса Христа. Иногда

один ковчежец с мощами

содержал в себе изображения

Иногда создавались украшенные позолотой

иконы лишь с изображениями Богоматери.

Подобные иконы носили в шестнадцатом

веке архимандриты и епископы.

Поэтому при архиерейской хиротонии

с семнадцатого века в России стали

Так как в обычае у русских архиереев

было носить энколпион (ковчежец с

мощами) или икону Божьей Матери

поверх одеяний, то в 1674 году

Московский Собор разрешил

русским митрополитам одевать «

однако лишь в пределах

собственной епархии. Исключение

было сделано лишь для митрополита

Новгородского – он в присутствии

патриарха имел право носить

и энколпион и крест.

Русские патриархи, так же,

как и Киевские митрополиты,

с середины семнадцатого века

С течением времени мощи святых

перестали быть обязательным

атрибутом панагий. На сегодняшний

день панагия – это образ

Богоматери овальной или

круглой формы, без мощей,

Епископские кресты также

теперь бывают без мощей.

С 1742 года панагиями

Чтобы отличить архимандритов

от епископов, с середины восемнадцатого века

епископы начали с момента посвящения

действует и в наше время.

Право ношения двух панагий

награда архиереям – право ношения двух панагий.

Панагия в переводе с греческого означает Всесвятая,

Всех святых большая, Которая есть Матерь Божия.

Но панагия как принадлежность архиерейского сана представляет

собою медальон диаметром пять – восемь сантиметров,

на котором, как правило, изображается Божия Матерь.

В древности вовнутрь панагии полагали частицу,

вынутую из богородичного хлебца – просфоры

– во время литургии. Одна панагия – принадлежность

всех архиереев, две же присваиваются главам

автокефальных (самостоятельных) или

церквей. Теперь же как

награду ее со временем

Второй панагии были

и Коломенский Пимен, а также митрополит Ленинградский и

Новгородский Никодима. Когда в 1978 году на Ленинградскую

кафедру назначили владыку Антония (ранее архиепископа

Минского и Белорусского), то Святейший

патриарх Пимен одновременно

удостоил его и права постоянного

ношения второй панагии.

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии

Панагия Распятие. XVI в.

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии

Панагия. XVI в.

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии

Панагия. XVI в.

Примерно в середине 1980-х годов появилась еще одна разновидность

так называемой именной панагии,

которой удостаивали и митрополитов,

имевших право на ношение двух

панагий, и епархиальных архиереев.

По всей видимости, она заменила

собою награду, существовавшую

до Октябрьской революции – панагию

с драгоценными украшениями,

которую до 1917 года жаловал государь.

До революции был случай,

когда вручили как награду

панагию без украшений,

но на Георгиевской ленте.

Ею был удостоен в 1915 году

Дмитровский. С началом

Первой мировой войны

священником 163-го пехотного Миргородского

работал на передовых позициях,

укрепляя и ободряя воинов; несколько раз он был контужен,

но возвращался в строй, продолжая свое архипастырское служение.

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии Назад Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии Оглавление Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии Вперед Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии

приведу целиком интересную статью

о панагиях

Что такое панагия? Как и когда она стала частью архиерейского облачения? Как выглядели панагии тысячу лет назад?

Панагиар, нанедренник, энколпион.

На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, описанные выше. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV-XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри. В то же время до XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении. Эта практика изменилась после указа 1741-1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, которые к этому времени уже украшались самыми разными образами: иконами Пресвятой Богородицы и Спасителя, сюжетами из Священной истории (Распятие, Воскресение, Вознесение Христово и т.п.), ликами святых.

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровениюапостола Иоанна Богослова, будут составлены стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.

Наградные панагии

Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.

Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Исторические образцы

Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины. Кстати, эзотерика определяет рубин как камень, символизирующий истину, небесные доблести и непорочность.

Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

Источник

Панагия

Духовно-символическое значение панагии

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православииПанагия, носимая на груди архиереем, напоминает ему и всем верующим о Спасителе, благодатью Которого осуществляется жизнь Церкви, совершаются таинства. Ведь и сам епископ, совершая богослужение и осуществляя управление Церковью, делает это не от своего лица и не своей властью, а благодатью Христа Спасителя, образом Которого он и является. Даже если на панагии (и любой другой иконе) изображен не Бог, а Пресвятая Богородица или угодники Божии, она напоминает о Творце, потому что Его сила и благодать действует и в святых.

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, будут составлены и стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, она имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Эта форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои плечи и несет ко спасению.

Из истории панагии

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православииПроисхождение панагии, носимой епископом, таково. Как известно, чин проскомидии содержит в себе вынимание частицы из просфоры в честь Божией Матери. В монастырях с древнейших времен сложился «чин о Панагии», когда после Божественной литургии братия следует на трапезу, предводительствуемая настоятелем, торжественно несущим Богородичную просфору, которую затем и разделяют между насельниками обители. Этот чин восходит к обычаю, существовавшему еще у святых апостолов: собираясь за столом, они отлагали часть хлеба в честь Спасителя, а по Успении Пречистой – еще одну часть в память Божией Матери. Этот хлеб вкушали с молитвой по окончании трапезы. Подобный обычай существовал и при дворе византийского императора, а также среди благочестивых мирян Византии, а затем – и при дворе русских Государей и Патриархов, о чем свидетельствуют документы, относящиеся к XVII столетию.

Ковчежец, в котором переносится Богородичная просфора, называется панагиаром или панагией. Позднее так стали именовать вообще ковчежец для ношения святыни (например, частиц святых мощей), употребляемый архиереями и настоятелями крупных монастырей. Этот ковчежец обычно украшался с одной стороны образом Пресвятой Троицы, а с другой – иконой Богоматери. Со временем он трансформировался в нагрудную икону, сохранив значение атрибута архиерейского достоинства. Нагрудный ковчежец-панагиар как неотъемлемая принадлежность архиерейского облачения упоминается в творениях святого Симеона, архиепископа Солунского, жившего в XV столетии. Писатель XVII века Иаков Герр сообщает, что в Греции посвящаемому во епископа вручался энколпион – драгоценный крест с частицами мощей святых.

На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, носимых на груди на цепочке или шнуре. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV–XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри.

До XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении, поскольку и то и другое было исключительной принадлежностью епископов. Эта практика изменилась после указа 1741–1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, чтобы отличаться от архимандритов. Когда со временем наперсные кресты стали носить и протоиереи, и даже простые священники, это разграничение еще более усилилось: панагия стала отличием архиереев, а наперсный крест – священников. Впрочем, при совершении богослужения архиереи возлагают на себя и панагию, и наперсный крест, как правило, украшенный в единой стилистике с ней.

Наградные панагии

Исторические образцы панагий

Древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: рубины, сапфиры, изумруды. На рубеже XVIII – XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.

Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох. Благодаря этому, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии: от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.

Источник

Большие глаза Панагии

В Греции очень почитают Панагию – Пресвятую Богородицу. Греки посвящают Ей множество храмов, монастырей и не устают воспевать хвалу, называя иконы Панагии Портаитисса – Вратарница (Иверская), Гликофилуса – Сладкое Лобзание, Кардиотисса – Сердечная, Спилиотисса – Пещерная, Хрисополитисса – Златоградая, Элеуса – Милосердная, Геронтисса – старица. Всех восхваляющих имен не перечесть.

Корфу – не исключение. На этом небольшом острове около 400 храмов и монастырей, и многие из них посвящены Панагии.

Моя подруга-гречанка, жительница Корфу, как-то спросила меня:

– Ольга, ты когда-нибудь слышала о чтимом жителями Керкиры образе Панагии Мегаломата, что находится в небольшой часовне-параклисе у самого моря?

– Тогда собирайся: я покажу тебе свой любимый храм!

Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно

Керкира, столица острова Корфу, – город небольшой, и через двадцать минут мы уже стояли на берегу моря, где прямо внутри венецианской средневековой крепостной стены, в пещере, находится древний параклис с чудотворным образом XV века Панагии Мегаломаты – Большеглазой, написанным на камне.

Берег в этот час оказался пустынным, в параклисе тоже никого не было, только зажженные лампады и свечи свидетельствовали о том, что сюда приходят верующие в течение дня.

– Мало кто знает об этой часовне, здесь не толпятся туристы и паломники, но место это совершенно необычное! Мне рассказала о нем моя мама (сейчас ей 92 года), а моей маме рассказала эту историю бабушка – так предание передается из уст в уста.

В XV веке к нашему острову подплывал корабль. Стоял сильный туман, и капитан не видел землю, между тем кораблю грозила страшная опасность разбиться о скалы.

Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно и команду. На следующий день он отправился искать источник этого необычно яркого света – и обнаружил на берегу, в пещере, икону Пресвятой Богородицы, изображенную на камне. От нимба Панагии исходило чудесное сияние.

В XVIII веке в пещере устроили небольшую часовню – о ней знают все коренные жители Керкиры. В часовне нет служащего священника, но люди приходят помолиться в тишине.

Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Никто не рисовал образ – Она явилась Сама

Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Это означает, что никто не рисовал образ Панагии – Она явилась Сама в ответ на горячую молитву.

В сентябре 1943 года самолеты люфтваффе бомбили Корфу. Во время бомбежек жители Керкиры прятались в тоннелях старинной крепости и пещерной часовне. Среди них – моя бабушка 1899 года рождения и моя мама, которая на тот момент была подростком. Панагия спасла их от гибели.

В 1957 году моя мамочка носила меня под сердцем – и беременность протекала очень тяжело. Мама приходила сюда, в этот параклис, к Панагии Мегаломата, и просила о помощи. После каждой молитвы к Пресвятой Богородице она чувствовала себя лучше, так и смогла выносить дитя. Вымолила меня. У Панагии Мегаломаты (Большеглазой) большие глаза, и это глаза Матери, Которая все замечает, видит все беды и скорби Своих детей, чувствует их Своим Материнским сердцем.

У Панагии Большеглазой большие глаза, глаза Матери, Которая видит все беды и скорби Своих детей

Моя мамочка завещала мне приходить сюда и молиться здесь. Посмотри: в часовне нет ни сторожа, ни охраны – а она украшена цветами, горят свечи. Каждый старается принести что-то в дар Панагии, кто-то вышивает салфетки, кто-то жертвует деньги на храм.

Интересно, что свечи стоят в воде – в знак того, что Панагия заботится о тех, кто в море.

В обычном храме много людей, а здесь тишина: только ты и Панагия.

Источник

Летопись Оптиной Пустыни

История и смысл чина о панагии

Что такое панагия в православии. Смотреть фото Что такое панагия в православии. Смотреть картинку Что такое панагия в православии. Картинка про Что такое панагия в православии. Фото Что такое панагия в православии

Запись опубликована · 14 марта, 2011

Молитвенное благословение трапезы христианская Церковь могла перенять от ветхозаветной — еврейской. Какой вид оно имело в последней, можно отчасти судить по обрядам позднего иудейства (обряд вообще устойчив): за обычным обедом, в составе, впрочем, не менее 3 человек, глава семьи или самое почетное лицо читает формулу благословения над хлебом, режет и раздает куски сотрапезникам; часть хлеба остается до окончания трапезы, как символ присутствия Божия; так же благословляется и вино, причем чаша приподнимается над столом; над каждым отдельным блюдом читаются благословения. Христианские агапы, особенно когда они не соединялись с евхаристией, без сомнения, дали начало многим обрядам чина о панагии.

С возникновением монастырей трапеза в них сразу получила особенно молитвенную обстановку и рассматривалась как краткая церковная служба. В Пахомиевских монастырях эта служба состояла из псалма и молитвы, иногда из нескольких псалмов и молитв.

Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной. По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный». Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и за-достойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона).

«Панагия» (παναγ?α — «Всесвятая»), или «Пресвятая» — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *