Что такое панагия в православии
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Что такое панагия?
Что такое панагия?
Панагия в переводе с греческого означает — Всесвятая. Раньше этим словом называли особо просфору, сейчас в основном называют небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди.
Впоследствии название панагии было усвоено панагиару или ящичку. Позже панагия сделалась названием нагрудного знака архиереев и некоторых архимандритов ставропигиальных монастырей и имела сперва вид ящичка или енколпион, на одной стороне которого было изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой — Божией Матери; внутри ящичка полагались иногда частицы мощей. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая дается ему при посвящении после литургии, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век).
Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как знак архиерейского достоинства.
Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко, полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его».
Как уже говорилось, этим же словом так же называют просфору, из которой на Литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается в храме до принятия пищи (антидор). Первоначально панагией называлась часть из просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божией Матери. Она, в особом ящичке, называемом панагиаром, по особому чину («чин возношения Панагии» находится в Часослове, а также в Типиконе), переносилась, в монастырях, в трапезу.
Панагия вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи. Вкушению Панагии предшествует специальный чин возношения Панагии. Сущность этого чина заключается в том, что из храма, по окончании Литургии, всею братией износится со священными песнопениями Богородичная просфора. Ее вносят в монастырскую трапезную, где полагают на особом блюде.
По окончании трапезы с молитвами Пресвятой Богородице и прославлением Пресвятой Троицы просфору возвышают (поднимают) пред иконами и вкушают частицы от нее. Смысл чина – живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Его Пресвятой Матери. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной.
По святому Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим Сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб Животный» (О божественной молитве).
Ближайшая цель чина – настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся Литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о Панагии монастырский обед превращается в богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (а на Пасху и с целою песнью канона).
Панагия: история развития
Это знак архиерейского достоинства.
Панагия (от греч. panagia – всесвятая) –
нагрудный отличительный епископский знак.
В русских и греческих монастырях, а также в миру, во времена Средневековья на груди было принято носить энколпионы. Это были небольшие ковчежцы с изображениями креста, святых и Богородицы, которые носили на цепочках или шнурках.
Энколпионы также бывают крестообразными или округлыми. В
них хранили часть служебной просфоры, в честь
Богоматери, или мощи святых. Они охраняли человека
от разных жизненных напастей, особенно в походах
или дальних странствиях.
Обычай возлагать при посвящении на
епископа энколпион перешёл в
Русскую Церковь от Православного
Востока. Однако на Руси уже
панагиары, носимые в
ковчежцев с изображениями
святых, Богородицы и
Иисуса Христа. Иногда
один ковчежец с мощами
содержал в себе изображения
Иногда создавались украшенные позолотой
иконы лишь с изображениями Богоматери.
Подобные иконы носили в шестнадцатом
веке архимандриты и епископы.
Поэтому при архиерейской хиротонии
с семнадцатого века в России стали
Так как в обычае у русских архиереев
было носить энколпион (ковчежец с
мощами) или икону Божьей Матери
поверх одеяний, то в 1674 году
Московский Собор разрешил
русским митрополитам одевать «
однако лишь в пределах
собственной епархии. Исключение
было сделано лишь для митрополита
Новгородского – он в присутствии
патриарха имел право носить
и энколпион и крест.
Русские патриархи, так же,
как и Киевские митрополиты,
с середины семнадцатого века
С течением времени мощи святых
перестали быть обязательным
атрибутом панагий. На сегодняшний
день панагия – это образ
Богоматери овальной или
круглой формы, без мощей,
Епископские кресты также
теперь бывают без мощей.
С 1742 года панагиями
Чтобы отличить архимандритов
от епископов, с середины восемнадцатого века
епископы начали с момента посвящения
действует и в наше время.
Право ношения двух панагий
награда архиереям – право ношения двух панагий.
Панагия в переводе с греческого означает Всесвятая,
Всех святых большая, Которая есть Матерь Божия.
Но панагия как принадлежность архиерейского сана представляет
собою медальон диаметром пять – восемь сантиметров,
на котором, как правило, изображается Божия Матерь.
В древности вовнутрь панагии полагали частицу,
вынутую из богородичного хлебца – просфоры
– во время литургии. Одна панагия – принадлежность
всех архиереев, две же присваиваются главам
автокефальных (самостоятельных) или
церквей. Теперь же как
награду ее со временем
Второй панагии были
и Коломенский Пимен, а также митрополит Ленинградский и
Новгородский Никодима. Когда в 1978 году на Ленинградскую
кафедру назначили владыку Антония (ранее архиепископа
Минского и Белорусского), то Святейший
патриарх Пимен одновременно
удостоил его и права постоянного
ношения второй панагии.
Панагия Распятие. XVI в.
Панагия. XVI в.
Панагия. XVI в.
Примерно в середине 1980-х годов появилась еще одна разновидность
так называемой именной панагии,
которой удостаивали и митрополитов,
имевших право на ношение двух
панагий, и епархиальных архиереев.
По всей видимости, она заменила
собою награду, существовавшую
до Октябрьской революции – панагию
с драгоценными украшениями,
которую до 1917 года жаловал государь.
До революции был случай,
когда вручили как награду
панагию без украшений,
но на Георгиевской ленте.
Ею был удостоен в 1915 году
Дмитровский. С началом
Первой мировой войны
священником 163-го пехотного Миргородского
работал на передовых позициях,
укрепляя и ободряя воинов; несколько раз он был контужен,
но возвращался в строй, продолжая свое архипастырское служение.
Назад
Оглавление
Вперед
приведу целиком интересную статью
о панагиях
Что такое панагия? Как и когда она стала частью архиерейского облачения? Как выглядели панагии тысячу лет назад?
Панагиар, нанедренник, энколпион.
На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, описанные выше. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV-XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри. В то же время до XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении. Эта практика изменилась после указа 1741-1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, которые к этому времени уже украшались самыми разными образами: иконами Пресвятой Богородицы и Спасителя, сюжетами из Священной истории (Распятие, Воскресение, Вознесение Христово и т.п.), ликами святых.
Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровениюапостола Иоанна Богослова, будут составлены стены Небесного Иерусалима.
Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.
Наградные панагии
Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.
Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.
Исторические образцы
Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины. Кстати, эзотерика определяет рубин как камень, символизирующий истину, небесные доблести и непорочность.
Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».
Панагия
Духовно-символическое значение панагии
Панагия, носимая на груди архиереем, напоминает ему и всем верующим о Спасителе, благодатью Которого осуществляется жизнь Церкви, совершаются таинства. Ведь и сам епископ, совершая богослужение и осуществляя управление Церковью, делает это не от своего лица и не своей властью, а благодатью Христа Спасителя, образом Которого он и является. Даже если на панагии (и любой другой иконе) изображен не Бог, а Пресвятая Богородица или угодники Божии, она напоминает о Творце, потому что Его сила и благодать действует и в святых.
Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, будут составлены и стены Небесного Иерусалима.
Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, она имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Эта форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои плечи и несет ко спасению.
Из истории панагии
Происхождение панагии, носимой епископом, таково. Как известно, чин проскомидии содержит в себе вынимание частицы из просфоры в честь Божией Матери. В монастырях с древнейших времен сложился «чин о Панагии», когда после Божественной литургии братия следует на трапезу, предводительствуемая настоятелем, торжественно несущим Богородичную просфору, которую затем и разделяют между насельниками обители. Этот чин восходит к обычаю, существовавшему еще у святых апостолов: собираясь за столом, они отлагали часть хлеба в честь Спасителя, а по Успении Пречистой – еще одну часть в память Божией Матери. Этот хлеб вкушали с молитвой по окончании трапезы. Подобный обычай существовал и при дворе византийского императора, а также среди благочестивых мирян Византии, а затем – и при дворе русских Государей и Патриархов, о чем свидетельствуют документы, относящиеся к XVII столетию.
Ковчежец, в котором переносится Богородичная просфора, называется панагиаром или панагией. Позднее так стали именовать вообще ковчежец для ношения святыни (например, частиц святых мощей), употребляемый архиереями и настоятелями крупных монастырей. Этот ковчежец обычно украшался с одной стороны образом Пресвятой Троицы, а с другой – иконой Богоматери. Со временем он трансформировался в нагрудную икону, сохранив значение атрибута архиерейского достоинства. Нагрудный ковчежец-панагиар как неотъемлемая принадлежность архиерейского облачения упоминается в творениях святого Симеона, архиепископа Солунского, жившего в XV столетии. Писатель XVII века Иаков Герр сообщает, что в Греции посвящаемому во епископа вручался энколпион – драгоценный крест с частицами мощей святых.
На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, носимых на груди на цепочке или шнуре. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV–XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри.
До XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении, поскольку и то и другое было исключительной принадлежностью епископов. Эта практика изменилась после указа 1741–1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, чтобы отличаться от архимандритов. Когда со временем наперсные кресты стали носить и протоиереи, и даже простые священники, это разграничение еще более усилилось: панагия стала отличием архиереев, а наперсный крест – священников. Впрочем, при совершении богослужения архиереи возлагают на себя и панагию, и наперсный крест, как правило, украшенный в единой стилистике с ней.
Наградные панагии
Исторические образцы панагий
Древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: рубины, сапфиры, изумруды. На рубеже XVIII – XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.
Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох. Благодаря этому, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии: от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.
Большие глаза Панагии
В Греции очень почитают Панагию – Пресвятую Богородицу. Греки посвящают Ей множество храмов, монастырей и не устают воспевать хвалу, называя иконы Панагии Портаитисса – Вратарница (Иверская), Гликофилуса – Сладкое Лобзание, Кардиотисса – Сердечная, Спилиотисса – Пещерная, Хрисополитисса – Златоградая, Элеуса – Милосердная, Геронтисса – старица. Всех восхваляющих имен не перечесть.
Корфу – не исключение. На этом небольшом острове около 400 храмов и монастырей, и многие из них посвящены Панагии.
Моя подруга-гречанка, жительница Корфу, как-то спросила меня:
– Ольга, ты когда-нибудь слышала о чтимом жителями Керкиры образе Панагии Мегаломата, что находится в небольшой часовне-параклисе у самого моря?
– Тогда собирайся: я покажу тебе свой любимый храм!
Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно
Керкира, столица острова Корфу, – город небольшой, и через двадцать минут мы уже стояли на берегу моря, где прямо внутри венецианской средневековой крепостной стены, в пещере, находится древний параклис с чудотворным образом XV века Панагии Мегаломаты – Большеглазой, написанным на камне.
Берег в этот час оказался пустынным, в параклисе тоже никого не было, только зажженные лампады и свечи свидетельствовали о том, что сюда приходят верующие в течение дня.
– Мало кто знает об этой часовне, здесь не толпятся туристы и паломники, но место это совершенно необычное! Мне рассказала о нем моя мама (сейчас ей 92 года), а моей маме рассказала эту историю бабушка – так предание передается из уст в уста.
В XV веке к нашему острову подплывал корабль. Стоял сильный туман, и капитан не видел землю, между тем кораблю грозила страшная опасность разбиться о скалы.
Внезапно капитан увидел сквозь туман ярчайший свет, понял ошибку и спас судно и команду. На следующий день он отправился искать источник этого необычно яркого света – и обнаружил на берегу, в пещере, икону Пресвятой Богородицы, изображенную на камне. От нимба Панагии исходило чудесное сияние.
В XVIII веке в пещере устроили небольшую часовню – о ней знают все коренные жители Керкиры. В часовне нет служащего священника, но люди приходят помолиться в тишине.
Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Никто не рисовал образ – Она явилась Сама
Мегаломата – икона Фанеромени, то есть Явленная. Это означает, что никто не рисовал образ Панагии – Она явилась Сама в ответ на горячую молитву.
В сентябре 1943 года самолеты люфтваффе бомбили Корфу. Во время бомбежек жители Керкиры прятались в тоннелях старинной крепости и пещерной часовне. Среди них – моя бабушка 1899 года рождения и моя мама, которая на тот момент была подростком. Панагия спасла их от гибели.
В 1957 году моя мамочка носила меня под сердцем – и беременность протекала очень тяжело. Мама приходила сюда, в этот параклис, к Панагии Мегаломата, и просила о помощи. После каждой молитвы к Пресвятой Богородице она чувствовала себя лучше, так и смогла выносить дитя. Вымолила меня. У Панагии Мегаломаты (Большеглазой) большие глаза, и это глаза Матери, Которая все замечает, видит все беды и скорби Своих детей, чувствует их Своим Материнским сердцем.
У Панагии Большеглазой большие глаза, глаза Матери, Которая видит все беды и скорби Своих детей
Моя мамочка завещала мне приходить сюда и молиться здесь. Посмотри: в часовне нет ни сторожа, ни охраны – а она украшена цветами, горят свечи. Каждый старается принести что-то в дар Панагии, кто-то вышивает салфетки, кто-то жертвует деньги на храм.
Интересно, что свечи стоят в воде – в знак того, что Панагия заботится о тех, кто в море.
В обычном храме много людей, а здесь тишина: только ты и Панагия.
Летопись Оптиной Пустыни
История и смысл чина о панагии
Запись опубликована · 14 марта, 2011
Молитвенное благословение трапезы христианская Церковь могла перенять от ветхозаветной — еврейской. Какой вид оно имело в последней, можно отчасти судить по обрядам позднего иудейства (обряд вообще устойчив): за обычным обедом, в составе, впрочем, не менее 3 человек, глава семьи или самое почетное лицо читает формулу благословения над хлебом, режет и раздает куски сотрапезникам; часть хлеба остается до окончания трапезы, как символ присутствия Божия; так же благословляется и вино, причем чаша приподнимается над столом; над каждым отдельным блюдом читаются благословения. Христианские агапы, особенно когда они не соединялись с евхаристией, без сомнения, дали начало многим обрядам чина о панагии.
С возникновением монастырей трапеза в них сразу получила особенно молитвенную обстановку и рассматривалась как краткая церковная служба. В Пахомиевских монастырях эта служба состояла из псалма и молитвы, иногда из нескольких псалмов и молитв.
Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной. По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный». Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и за-достойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона).
«Панагия» (παναγ?α — «Всесвятая»), или «Пресвятая» — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор).