Что такое парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Русский язык
План урока:
Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?
Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:
Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.
Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?
Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.
Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука
Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?
Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.
Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.
Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.
Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.
Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными
Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.
Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.
Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?
Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.
В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.
Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.
Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:
Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.
Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Почему эти слова нельзя перенести?
Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Выбери вариант, в котором все согласные парные:
1) б, ж, р, п, з 2) г, т, в, ж, с 3) ш, щ, ж, ц, ч 4) с, т, д, ф, у
Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?
1) Соседский 2) Соседи 3) Соседка
В каком слове нет парного согласного в корне слова?
1) Луг 2) Лошадка 3) Домик 4) Ошибка
Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:
1) ко_екция, шо_е, ра_каз 2) дли_а, дли_ый, телерга_а 3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный 4) а_ея, су_ота, ого_од
В каком ряду все слова перенесены верно?
1) рас-свет, грам-м, ап-петит 2) бас-сейн, с-сора, один-надцать 3) рус-ский, дрож-жи, клас-с 4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис
Примеры слов с парными согласными
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Например:
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Например:
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Примеры слов с парными согласными в конце слова
Парные звонкие и глухие согласные
Два согласных звука — звонкий и глухой, похожие по звучанию и заменяющие друг друга в устной речи, называются парными:
Звонкие | Глухие | |
---|---|---|
Твёрдые | [б] | [п] |
[в] | [ф] | |
[г] | [к] | |
[д] | [т] | |
[ж] | [ш] | |
[з] | [с] | |
Мягкие | [б’] | [п’] |
[в’] | [ф’] | |
[г’] | [к’] | |
[д’] | [т’] | |
[з’] | [с’] |
гла з [ с ] – гла з а [ з ],
про с ьба [ з’ ] – про с ить [ с’ ].
Оглушение и озвончение согласных
Оглушение согласных — это замена звонкого согласного звука на парный ему глухой звук. Звонкие согласные оглушаются, если стоят в конце слова или перед глухими согласными. Например:
Озвончение согласных — это замена глухого согласного звука на парный ему звонкий звук. Глухие согласные озвончаются, если стоят перед звонкими согласными. Например:
Правила оглушения и озвончения согласных:
звонкий звук + глухой звук = оглушение,
глухой звук + звонкий звук = озвончение.
Правописание парных согласных в корне
Для проверки правильности написания парной согласной в корне слова нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть изменённая форма данного слова или родственное слово.
Проверочным будет являться такое слово, в котором после парного согласного стоит гласная буква или одна из согласных Л, М, Н или Р. Например:
Что такое парные согласные и звонкие в корне слова
Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.
Парные согласные
Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.
Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.
Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.
Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.
Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:
Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.
Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется
Парные согласные
Основы правописания
Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.
Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.
Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.
Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.
В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.
Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.
Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.
Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:
Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.
Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.
Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.
Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова
Примеры
Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.
Примеры включают следующие пары:
Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз. Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.
Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:
Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.
Рассмотрим способы проверки на примере слов:
Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:
Согласные в корне слова
Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Актуально использование бессуфиксального способа, например:
Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:
По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:
Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне
Вывод
Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.
Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Выбранный для просмотра документ Урок русского языка.docx
Урок русского языка по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», 2 класс
Учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть, авторы Л.Ф. Климанова,
Урок разработан Лукьяненко Натальей Викторовной, учителем начальных классов МОБУ СОШ № 5 г. Свободного.
Тип урока: рефлексия.
-повторение знаний о проверке слов с парными согласными в корне слова;
— закрепление умения пользоваться способом проверки слов с парными согласными в корне слова;
-совершенствование умения обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их;
-развитие навыков самоконтроля, творческих способностей, коммуникативных навыков.
— эталоны для самопроверки;
— алгоритм проверки парных согласных.
Мотивация к учебной деятельности.
Девиз урока : « Не беда ошибиться, беда не исправиться ».
— Как вы понимаете эти слова? (Дети объясняют)
— Как девиз можно отнести к нашему уроку? (Будем учиться исправлять свои ошибки).
— Сегодня урок самопроверки.
— Что вы будете проверять? (Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять).
— Если выяснится, что вы какой-то способ не умеете применять, что вы будете делать? (Мы будем учиться применять этот способ).
— Над какой темой вы работали на предыдущих уроках? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слова). СЛАЙД
— Какая цель нашего урока?
(Цель урока: повторить правила проверки слов с парными согласными в корне слова). СЛАЙД
− Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения).
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
— Что такое звук? (Звук мы слышим и произносим).
— Что такое буква? (Букву мы видим и пишем).
— Поиграем в игру «Огонёк». (Учитель показывает буквы, ученики сигналят только тогда, когда показана парная согласная, произносят её).
— На СЛАЙДЕ записаны слова:
— На какую орфограмму слова с пропущенными буквами? (Правописание парной согласной в корне слова).
— Сформулируйте правило проверки слов с парной согласной в корне слова. (Для того чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного звука стояла гласная буква или буква Н). ЭТАЛОН на доске
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.
— Вспомним алгоритм проверки парных согласных (алгоритм на СЛАЙДЕ и у каждого на парте)
2. Находим парный согласный.
3. Рассуждаем, вспоминаем правило.
4. Изменяем форму слова или подбираем однокоренное слово.
5. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.
— Запишем слова с пропущенными буквами и подберём проверочные слова. (По одному слову объясняют у доски).
Работа с сигнальными карточками:
— Покажите парный согласный, который напишите в слове:
-Что сейчас повторили? (Правило проверки слов с парными согласными в корне слова).
− Для чего мы это повторили? (Чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе).
— Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу).
— С какой целью? (Мы должны проверить, научились ли мы применять правило; чтобы понять, что мы умеем делать, а над чем ещё нужно поработать).
— Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? (Эталон, алгоритм проверки парных согласных).
Учащимся раздаются карточки с самостоятельной работой № 1.
Задание 1. Вставь пропущенные буквы:
Задание 2. Подбери проверочное слово для парных согласных:
− Что теперь вы должны сделать? (Мы должны работу проверить по образцу).
ОБРАЗЕЦ: 1. в, ш, з, к, г. СЛАЙД
Жиденький (жидок), глаза (глазной), тулупы, походы.
— Как вы будете фиксировать результат? (Если всё правильно, то поставим знак «+», если наш результат не совпадет, то поставим знак «?»)
— Кто ошибся в задании 1? (Учитель результаты фиксирует на доске).
— Кто ошибся в задании 2? (Учитель результаты фиксирует на доске).
3. Локализация затруднений.
-Ученикам раздаются ЭТАЛОНЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Эталон для самопроверки № 1
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н
Жи д кий – жи де нький, жи до к
Чтобы проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после парного согласного стояла гласная буква или буква Н.
Чтобы в слове проверить парные звонкие и глухие согласные, надо изменить форму слова.
Выявляем место и причину затруднений:
-Подчеркните в каком месте у вас ошибка.
-Почему вы допустили ошибку?
-Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?
4. Коррекция выявленных затруднений.
— У кого задание выполнено правильно?
— Что вам следует делать дальше? (Мы будем учиться применять свои знания в других заданиях).
Задания повышенной трудности:
1) Составь из слов предложения.
Весной, берёзки, сок, у, появляется, сладкий.
Подчеркни слова с парными согласными, требующими проверки.
— Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило.)
— Повторим алгоритм исправления ошибок: (СЛАЙД, у каждого на парте)
4. Подбери проверочное слово.
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют выполненное задание, повторяют правило проверки слов с парным согласным в корне слова, исправляют свои ошибки с помощью эталона для самопроверки.
Учитель даёт тренировочные задания.
— Ребята, выберите задание, в котором допустили ошибки в самостоятельной работе.
Моро. ло..ка, опу..ка, лё..кий.
(Если позволяет время, то выполняют задания, в которых допустили ошибку).