Что такое пасхалка в играх
Пасхалки в играх: скрытые жемчужины для ценителей
«Пасхальные яйца», или скрытые шутки и послания от разработчиков, — это давнее искусство и традиция в разработке ПО. Считается, что первое «пасхальное яйцо» появилось в игре Starship 1, вышедшей в 1977 году. И с тех пор вот уже 40 лет разработчики прячут свои весточки в несметном количестве программ и даже компьютерном оборудовании. А что, отличный способ поразвлечься или увековечить своё имя в истории (ну, хотя бы на несколько лет)! И сегодня мы решили вспомнить некоторые забавные пасхалки, спрятанные в играх.
Или вот неприметная дверь в Fallout 3 (2008) — просто, незатейливо, по-мужски:
А в совсем свежей Ghost Recon: Wildlands (2017) при нажатии на кнопку с провокационной надписью «Не нажимай на меня» в игрока прилетают ракеты, которые взрываются безобидными разноцветными кленовыми листочками.
Зато авторы Diablo 2 (2000) подошли к вопросу пасхалок с выдумкой: если Ногу Вирта и Книгу городского портала поместить в Хорадрический куб, то появлялся телепорт, ведущий на секретный уровень, заполненный толпами коров, ходящих на задних ногах, и вооружённых копьями и секирами. Всё это безумие сопровождалось редкими унылыми звуками «му-му», издаваемыми каким-то мужиком.
Разработчики Diablo 3 (2012) подхватили знамя своих коллег. Игроку нужно было пообщаться с призраком Коровьего Короля, после чего можно было попасть в волшебную страну, чтобы убивать гигантских единорогов из вселенной My Little Pony.
Авторы Red Faction: Armageddon (2011) пошли ещё дальше. Здесь главный герой может заполучить себе очень эффективное оружие: маленький единорог из My Little Pony, убивающий врагов радугой из задницы. Как говорится, сейчас пукну тихо, но смертоносно.
В приставочной игре Dark Souls (2011) игрока из локации «убежище восставших мертвецов» (Undead Asylum) уносил гигантский ворон. Но можно было туда вернуться, чтобы сразиться с более сильными врагами и найти кольцо, дающее бонус при сражениях в воде, болотах и грязевых топях. Для этого нужно было после сражения с боссом пробраться к гнезду ворона и прикинуться шлангом яйцом. Через некоторое время прилетала птичка и уносила тебя к новым сражениям.
В 2001 году для игровых приставок Xbox и Dreamcast вышла ролевая игра Shenmue 2. В ней разработчики спрятали очень забавную пасхалку: нужно было обшарить игровую карту, встретиться с тремя «неписями», найти бронзовую медаль и победить в уличной драке, и тогда в награду можно было получить доступ к нелегальным утиным гонкам. Если вам недостаточно было просто делать ставки на победителя, то можно было выполнить ряд других абсурдных задач, и тогда вас допускали к участию.
Отдали дань уважения пернатым и авторы Gears of War 3 (2011). Если поднять лифт, подойти к каждой из четырёх труб и нажать Х, то появлялся петушок. А когда игрок его радостно расстреливал, тот превращался в здоровенного золотого (?) голема-петуха.
В пасхалке Hitman: Absolution (2012) тоже участвуют птички, но на этот раз грифы. Если расстрелять всех птиц в пустынной локации, то хромающего мужика сбивает появившийся из ниоткуда микроавтобус мороженщика.
В более старой Hitman: Blood money (2006) можно было устроить странный флешмоб: если на деревенской свадьбе возле дома выстрелить в «счастливую монету», то прибегала толпа мужиков в трусах, которые начинали молча аплодировать. Трудно сказать, что хотели сказать этим авторы.
Эта пасхалка в Halo 3 (2007) не безумная, а скорее пугающая. На карте Sierra 117 в неприметной пещерке можно найти вот такую «обезьянью» семейку:
Если в GTA: San Andreas (2004) забраться на вершину моста Gant Bridget, то сразу станет очевидно, что здесь нет никаких пасхалок:
Есть такой расхожий штамп — «сердце чего-нибудь». Например, сердце тьмы, сердце страны, сердце машины. В GTA IV разработчики восприняли это буквально и сделали сердце города. И поместили его не абы где, а внутри Статуи Свободы.
Серия GTA вообще богата на пасхалки. Покупатели специального и коллекционного изданий GTA V (2014) получали с игрой бумажную карту. Если осветить её ультрафиолетом, то можно было найти некоторые забавные сообщения и скрытые метки, где в игре можно увидеть НЛО.
А в миссии пролога под железнодорожным мостом можно найти вмёрзшего в лёд инопланетянина:
В следующей игре серии, Metal Gear Solid 4 (2008), разработчики тоже отдали дань теме с инопланетянами, изобразив характерный круг примятой травы.
В игре Mirror’s Edge (2008) можно было созерцать гигантскую крысу. Для этого в «части D» уровня Kate нужно было выстрелить сначала в водителя полицейского фургона, а затем в центр красно-белого знака.
В экшене Saints Row 2 (2008) пасхалкой стал гигантский фиолетовый кролик, поднимающийся из морских пучин. Чтобы его найти, нужно было посетить цепочку не указанных на карте островков.
Разработчики Call of Duty: Black Ops 2 (2012) оказались не чужды ностальгии по тёплым ламповым аркадам в стиле 1980-х: на карте Nuke Town, где игроку нужно расстрелять все человеческие манекены, есть стенд, где можно поиграть в 8-битную аркаду.
Также отдали дань должное игровой классике авторы средневекового мочилова For Honor (2017). На заднем плане карты Sanctury, практически на грани видимости, можно рассмотреть трибьют легендарной Mortal Kombat — два бойца на мосту, готовые к поединку.
Раз уж затронули тему трибьютов/ностальгии, то вот ещё одна пасхалка из той же оперы: в Fallout: New Vegas, в каменистой пустыне валяется ржавый холодильник, в котором лежит скелет Индианы Джонса. Его можно признать по фетровой шляпе. Что ж, даже старина Джонс не смог пережить ядерную войну.
Забавным способом увековечили себя разработчики Serious Sam 3 (2012). На уровне Drak Bride можно было исхитриться и попасть в секретную локацию, где бродят огромные чуваки с мозгами наружу и головами в форме сердце.
И напоследок аппаратная пасхалка на контроллере Nintendo Switch Pro — надпись thnx2/allgamefans!
Привет, геймеры. Сегодня мы поговорим о сложной теме. О существовании отсылок и пасхалок знают, вероятно, абсолютно все. Но понять, что именно перед ними, игроки часто не могут. Катастрофические масштабы проблемы возникали при каждом релизе крупного фильм об играх, будь-то “Пиксели”, мультфильм “Ральф” или “Первому игроку приготовится”. Последний так и вовсе выявил слабую подготовку многих кинокритиков в такой сложной теме, поэтому фильму досталось целая куча рецензий в духе “Там одни отсылки и больше ничего нету!1111”.
Но на самом деле, “Первому игроку приготовится” невероятно крутой фильм, в котором конечно же были отсылки, вот только заметить их было довольно тяжело. И там были пасхалки, ведь сам фильм посвящен теме пасхальных яиц в играх. Но в основном зрители видели на экране заимствованных персонажей. И в этом блоге мы разберемся, чем отличаются пасхалки от отсылок, заимствование от плагиата, плагиат от пародии, пародии от прямых упоминаний и прочих сопутствующих вещах.
Стальной Гигант и «Делориан» это заимствования, а не отсылки
Отсылки
Клокер и Сэм Фишер
Игровые примеры:
Первая известная пасхалка в видеоиграх. Moonlander 1973
Пасхалки
Первая известная на данный момент пасхалка появилась в игре Moonlander 1973 года для компьютера DEC. Это была игра про посадку на Луне космического корабля Apollo. Пасхалка же заключалось в том, что среди лунной поверхности можно было найти ресторан, приземлится, после чего астронавт направлялся в ресторан. и не заходил в него, а возвращался на корабль.
Парсифаль и Adventure, Ready Player One
В мультипликации богатыми на пасхалки являются сериалы “Симпсоны” и “Футурама”. Авторы мультсериалов тратили кучу сил на создание так называемых стоп-кадр шуток, по типу математических формул, кодов и названий книг.
Примеры пасхалок:
Самые знаменитые и долгоиграющие пасхалки в истории:
Пародии
В шутере Final Combat многие игроки увидели плагиат Team Fortress 2, но тем не менее, в игре много своих идей
Плагиат
Заимствование и прямое упоминание
Машина из «Ghostbusters» в Rocket League
Хорошо, а вы были в парках развлечений? С горками и прочими аттракционами? Многие из популярных аттракционов это аттракционы по известным фильмам и мультфильмам. И они популярны. Так почему игры должны оставаться в стороне, если людям это нравится?
Kusanagi CT-3X из Cyberpunk 2077 это точно не заимствование, а скорее оммаж, то есть подражание в знак признательности и уважения
Многие эти заимствования являются также прямыми упоминаниями, например, мотоцикл из “Акиры”. Нам прямо указывают что в мире фильма есть такое аниме. А вот с персонажами не все так очевидно. В той же финальной битве можно увидеть мелькающего Соника, но является ли он героем игры или мультфильма? Кто знает. Именно поэтому грань между прямым упоминанием и заимствованием такая тонкая.
Подведем итоги
Один их постеров Payday: The Heist является визуальной отсылкой к картине Кассиуса Кулиджа «Собаки играют в покер»
Я надеюсь что этот блог помог вам понять разницу между отсылками и пасхалками, если ранее с этим возникали трудности.
Лучшие секреты и «пасхалки» в играх. Часть 1
Коннор из Assassin’s Creed 3 может быть один из самых серьезных убийц в истории серии, но он тоже может получать удовольствие от пасхальных яиц. Одно из них вы можете найти в усадьбе Девенпорт. Если вы спрячетесь у определенного угла дома и посвистите, то появится небольшая индюшка, которую вы бы не смогли найти ранее. И тут, если вы введете официальный код Konami (До сих пор не знаете о его существовании? Да как же вы так: Вверх, Вверх, Вниз, Вниз, Вправо, Влево, Вправо, Влево, A, B для геймпадов, либо 22441313е + Пробел для PC), то Коннор покормит индейку. Что будет дальше? На птичке появится маленькая шапочка, которая будет говорить о том, что эта индюшка — ассасин. Официально.
Во время того, как LEGO Star Wars: The Complete Saga уже существовала, а LEGO Indiana Jones только собиралась выходить, в первой появилась одна пасхалка, которая была довольно приятной. Зайдя в комнату со значком «?», вы можете найти место, где просматриваются все видео, открытые по мере прохождения. Но там есть еще и трейлер к новой на то время Indiana Jones! Если вы его посмотрите, то откроется возможность купить самого Джонса за 50.000. Теперь искатель сокровищ может побывать в космосе. Ура.
Среди жутких масок
Нет никаких сомнений, что Majora’s Mask — это одна из самых странных игр на Nintendo, которые когда либо появлялись (Это комплимент). Жуткая маска продавца в самом начале дает понять, куда вы попали. И если вы посмотрите на маски, которые продавец носит туда и сюда, то вы увидите маску Марио. Было бы интересно, если бы существовала возможность превратиться в легендарного водопроводчика, но это всего лишь обычная пасхалка, действие которой нам, увы, никогда не увидеть.
Жуткий подводный сюрприз
Возвращаясь к истории Ассасинов, расскажу об интересной пасхалке в Assassin’s Creed 2. Когда вы захотите разграбить могилу Ассасинов под Санта-Мария-делла-Визитационе, и дойдете до большого рычага, который придется активировать (Не тот, который уже в конце), активируйте его и около минуты смотрите в водоем. Через некоторое время вы увидите ужасно крипового жителя подземного озера с щупальцами. Повторив после этого действие с рычагом, вы сможете повисеть на щупальце. Скользко, но прикольно.
Воспоминания о прекрасном
Когда убиваешь тысячи зомби в Left 4 Dead 2, нужно как то себя мотивировать. И тогда ты идешь в близлежащее кафе и включаете его. Пролистайте список песен, и однажды вы дойдете до композиции «Still Alive» из довольно популярной игры Portal. Очень подходящая песня, если вы все еще живы и сражаетесь за свою жизнь, не думаете?
Вы когда-нибудь думали про себя что-то вроде: «Черт, как же хочется поиграть в Atari-игры в современном шутере от первого лица!»? Если да, то вам эта пасхалка очень понравится. В такие хиты, как Kaboom!, Pitfall, и River Raid вы можете поиграть прямо в Call of Duty: Black Ops 2. А чтобы это попробовать, придется запустить приватный матч на карте Nuketown 2025, прострелить голову всем манекенам за 90 секунд или меньше, после чего возле знака населения, на экране телевизора можно будет поиграть. Классно придумано.
Забываем о проблемах
В ужасно классной игре ToeJam & Earl на первом уровне всегда есть два больших острова и океан. Используя какой-нибудь бонус вроде водных лыж или летающих ботинок, вы можете достичь левой нижней части экрана. Там есть остров, полный девушек, лимонада и с большим бассейном. Просто прекрасный отдых. Никаких проблем (Автор сам играл в эту игру и находил эту пасхалку. Это действительно круто).
Наверное все те, кто является фанатом игры Warcraft 3, знает об этой пасхалке. В одной из миссии кампании за ночных эльфов в гуще леса прячется Гидралиск — один из инопланетян из StarCraft. Он довольно сильный, а поэтому облегчает прохождение миссии. Довольно необычно, а самое главное он довольно спокойно относится к Эльфам. С удовольствием поможет, так сказать.
Абстерго напоминает о себе
И снова говоря об Assasins Creed (Хотя не совсем). В DLC для Far Cry 3, которое называется Lost Expeditions, вы можете найти очень много значков Абстерго, которые, по идее, проводили эксперементы в том же месте, где проходят события DLC. Неплохой сюрприз для любителей скрытных убийств и минималистичных значков.
Круче, чем стальные: что такое «пасхальные яйца» в играх?
Какой современный игровой хит ни возьми — отсылки к популярной культуре скачут на аллюзиях да мемами погоняют. Машина Флинстоунов в Far Cry Primal, «Некрономикон» и Фридрих Ницше в третьем «Ведьмаке», труп Гордона Фримена в пустошах Mad Max, особняк Хью Хефнера в GTA V. Имя им — легион. Как же случилось, что сегодня в видеоиграх нет никакого спасу от «пасхальных яиц» и прочих подмигиваний разработчиков?
За 300 изволите?
Объяснить популярность этого культурного феномена не проще, чем назвать дату выхода Half-Life 3. Циники заявят, что шутки вроде мёртвого Фримена в Dying Light и меча Клауда в Just Cause 3 — лёгкий пиар на чужой славе. Карта города Аркхэм-Сити, спрятанная в Batman: Arkham Asylum с намёком на сиквел — ловкий продакт-плейсмент. А стреляющий лучами радуги пони в руках героя Red Faction: Armageddon… тут и объяснять нечего — пони делает любую игру во сто крат лучше!
Измученные гуманитарным образованием граждане заявят через губу: дескать, мы живём в век затянувшегося постмодерна, для которого характерно тотальное пересмешничество и цитирование. Поэтому Иньярриту в «Выжившем» не только учит ди Каприо охмурять медведей, но и отвешивает поклоны Тарковскому. А «Омерзительная восьмёрка» Тарантино — не просто трёхчасовой экскурс в историю жанра вестерн, но кладезь аллюзий. Если можно режиссёрам, чем геймдизайнеры хуже? Вот потому франчайзы уровня Call of Duty и Grand Theft Auto, берущие равнение на Голливуд, и набиты под завязку всевозможными цитатами, скрытыми и не очень.
Историки уточнят: традиция помещать тайные послания в произведения искусства проросла мхом и покрылась паутиной. В раннем Средневековье, когда книги стоили баснословно дорого, а с фамилией Гутенберг ещё не связывали печатный станок, монахи-переписчики оставляли на полях скабрезные карикатуры и шутливые надписи. (Поразмысли над этим, дорогой читатель, обнаружив спрятанные по Лос-Сантосу изображения фаллосов и озорные арт-инсталляции, которые бы оценил Фрейд.) Умели пошалить не только писатели вроде Сервантеса, чей «Дон Кихот» полон перемигиваний с рыцарскими романами (чем не «пасхалки» от литературы?), но и ренессансные живописцы.
Взглянем на «Послов» Ганса Гольбейна Младшего. Ну, картина и картина: 1533 год, два мужика, странный блин на полу. Но как только мы посмотрим на полотно сбоку и под определённым углом — блин превратится в череп. Для сравнения, запустим GTA V, прыгнем в вертолёт — и осмотрим американские (виноват — русские!) горки на пляже Pleasure Pier. С высоты птичьего полёта аттракцион напоминает…гусары, молчать!
Казалось бы, где тот Гольбейн, и где братья Хаузеры? Но, согласитесь, методы схожие. И раз уж этой метаигрой человечество забавляется не одно столетие, стоит узнать, как к ней присоединился игропром.
Я памятник воздвиг себе
Впервые о «пасхалках» индустрия интерактивных развлечений заговорила в конце 70-х. В те достославные времена профессия разработчика игр, денно и нощно гнущего спину на благо корпорации Atari, обладала престижем, сравнимым с трудом галерного раба. Авторы хитов для консоли «2600» не только не получали роялти, но и не имели права подписывать произведения. Не желая мириться с анонимностью, программист Уоррен Робинетт поместил скрытый автограф в игру Adventure, над которой корпел в 1978 году.
Разработчик полагал, что секретную комнату с надписью «Created by Warren Robinett», упрятанную в недрах лабиринта, никто никогда не найдёт. Однако публика обнаружила тайник в считанные месяцы после выхода Adventure в 1979-м. Так в геймерский обиход вошло понятие «пасхальное яйцо», отсылающее к традиционной забаве США и Европы, когда детвора на Пасху искала спрятанные шоколадные яйца и получала призы. С подачи Робинетта фаршировать игры секретами стали все кому не лень.
Хватит это терпеть!
В восьмидесятые оставлять скрытые послания в недрах программного кода повадились японцы (корпоративные боссы разрешали указывать в титрах только псевдонимы, опасаясь, что сотрудников переманят конкуренты). И если, к примеру, творцы Donkey Kong ограничились безобидными автографами, то один из авторов Pachi Com — симулятора патинко для NES — оставил в назидание потомкам текстовую «пасхалку», занимающую аж 5% ёмкости картриджа.
В этом полном шума и ярости послании анонимный разработчик оттянулся на славу, описав нескучные будни: «Мистер Гоухара ничего не делает, зато постоянно даёт бессмысленные задания. Заткнись уже, урод долбаный!» Подобные эпистолы характерны для восьмибитной эпохи: «ненавижу Famicom!» (Iron Tank), «я расскажу вам, кто с кем спит в нашей компании» (Erika to Satoru no Yume Bouken). Правда, достоянием общественности грязные секреты стали ближе к нулевым, когда энтузиасты научились копаться в потрохах картриджей.
Традицию написания душевных «писем Мартину Алексеевичу» продолжил в девяностых программист Дэвид Приди, упрятавший в глубины головоломки The New Tetris для Nintendo 64 эпически длинную — 5000 знаков! — гневную тираду в адрес продюсера проекта.
С другой стороны, стоит ли разбрасываться угрозами, если можно напакостить работодателю делом? Подобным в 1996 году озаботился Жак Сервин, ведущий программист вертолётного симулятора SimCopter. Желая отблагодарить студию Maxis за «60-часовую рабочую неделю без отгулов и отпусков», геймдизайнер внедрил в релизную версию «пасхалку», окрашенную в цвета бара «Голубая устрица». А мог бы и из дробовика, как Майкл Дуглас в боевике «С меня хватит». Повезло Maxis.
Сюрприз давал о себе знать в произвольные моменты. На экране появлялись мускулистые мужики в плавках и устраивали вечеринку с танцами-обниманцами. Гей(м)плейная диверсия вскрылась после релиза SimCopter. Шалуна Сервина уволили, но к тому времени в магазины отгрузили 75000 копий «Голубого вертолёта». Кстати, в 2006 году скандальная выходка Сервина получила переосмысление в Hitman: Blood Money.
Спасти рядового Кодзиму
Эпизодические роли режиссёров в собственных фильмах — явление давнее, вспомнить хотя бы Хичкока, Рязанова или Тарантино. Игровая индустрия переняла эту моду на заре девяностых, прибегнув к «пасхалкам».
id Software, например, внедряла камео с кровожадностью какодемона: в DOOM II разработчики насадили голову Джона Ромеро на кол, в Quake II обезглавили Джона Кармака. В третьем «Квейке» голову оттяпали уже Эрику Уэббу (тогдашнему стажёру студии) и бросили в закутке карты Q3DM15.
Впрочем, в 90-е не все налегали на кровавый эпатаж. Студия LucasArts распахнула виртуальные двери своего офиса. Поболтать с создателями 16-битной Zombies Ate My Neighbors, включая самого Джорджа Лукаса, можно было после финальных титров. LucasArts, к слову, отметилась и тем, что первой в истории превратила целую игру в «пасхалку»: в адвенчуре Day of the Tentacle 1993 года можно было найти компьютер с установленной Maniac Mansion и пройти её полностью.
В двухтысячных эстафету подхватили хорваты из Croteam. В боевиках Serious Sam: The First Encounter и Serious Sam 3: BFE разработчики прохлаждаются в секретных локациях, пока Сэм потчует свинцом прихвостней Ментала.
На заоблачную вышину игровые камео вознес Хидео Кодзима. Как и полагается самому скромному геймдизайнеру в мире, он отсвечивает физиономией почти во всех выпусках шпионской саги. В первой и второй Metal Gear Solid его можно выследить при помощи фотокамеры (на снимке проявится призрачный лик Кодзимы).
Кстати, когда речь заходит о Хидео «Я на 70% состою из фильмов» Кодзиме, охотиться за «пасхалками» можно до второго пришествия. Всё, что японец подмечает интересного в поп-культуре, он — как та ворона, что тащит в гнездо всё блестящее — тут же внедряет в свои проекты.
Веном Снейк? Вылитый Мадс Миккельсен из «Валгалла: Сага о викинге»! Юный Ликвид Снейк? Пламенный привет Дэвиду Боуи из «Человека, который упал на землю». И это мы молчим про покадровое цитирование в MGS V «Идентификации Борна», «Цель номер один», «Рэмбо 3» и далее по списку. Как говаривал Уайльд, посредственности заимствуют, а гении — воруют.
I want to believe
Геймеры тоже вносят лепту в создание «пасхальных яиц». В 1996-м, после выхода Diablo, Интернет наводнили слухи о потайной локации с коровами. Миф оказался столь живучим, что разработчики добавили секретный уровень с говядиной в сиквел «Диаблы». А меметичная фраза «There is no cow level» сама превратилась в пасхалку: она обыгрывается во многих творениях Blizzard (броня коровьего короля в World of Warcraft, код пропуска уровней в StarCraft). Говяжий геноцид можно учинить и в Diablo III.
Показателен и случай Rockstar. Во времена GTA: San Andreas мир помешался на поисках пришельцев, лесного человека и призрака матери Карла Джонсона. Мифические «пасхалки» искали с таким фанатизмом, какой не снился Фоксу Малдеру с его теориями заговора. Хотели верить в чертовщину, хоть тресни.
Хаузеры оценили многолетнее фанатское помешательство. И добавили в GTA V всё, о чём просили любители конспирологии. В звёздной ночи над городом мелькают серебристые блины, в лесной чаще шарится косматое существо, на горном утёсе всхлипывает призрачная барышня. Истина — где-то рядом.
Обмен любезностями
Невероятно, но факт: братья Хаузеры, Кен Левин и остальные небожители игрового Олимпа смотрят телесериалы и давят на кнопки геймпадов, как и простые смертные. А значит — имеют мнение о произведениях масс-культа. И лучший способ донести его до миллионов — поместить «пасхалку» в собственное произведение. Хрестоматийный пример — оммажи сериалу «Остаться в живых», по которому мир сходил с ума лет десять назад.
Крушение самолета в BioShock, монитор из второго эпизода Half-Life 2 с надписью «4, 8, 15, 16, 23, 42», обломки судна «Чёрная скала» в Diablo III, дымный монстр в Just Cause 3 и подводный люк в GTA V — список поклонников робинзонады Абрамса бесконечен. Оригинальнее всех сослались на LOST сценаристы Rocksteady — Джокер в Batman: Arkham City поминает незлым тихим словом концовку сериала.
Часто именно при помощи «пасхалок» студии отдают дань уважения собственным старым хитам. Согласитесь, было бы странно видеть героя Red Dead Redemption, разгуливающего по Лос-Сантосу в GTA V. Другое дело — книга за авторством сына Д. Марстона, стоящая на полке в доме у Франклина, и уличное граффити с одиноким ковбоем в ночной прерии.
Такие гостинцы есть в портфолио любой крупной студии или издателя. Так, разработчики из Naughty Dog уважили поклонников серий Jak and Daxter и Uncharted, спрятав в The Last of Us тряпичные куклы Джека, Декстера и Натана Дрейка. А Bethesda подмигнула геймерам, поместив в Wolfenstein: The Old Blood автомат по продаже газировки из Fallout, плюшевого какодемона и шлем Довакина из Skyrim.
Падающего подтолкни
Однако не похвалами едиными. Разработчики рады позубоскалить над промахами коллег. Стоило Sony опростоволоситься с Гигантским вражеским крабом на конференции E3 2006 года, как общественность разразилась мемами, а девелоперы — «пасхалками». Злобные членистоногие расползлись по TES V: Skyrim, Risen 2, Fallout 3, Tomb Raider 2013 и Alice: Madness Returns.
Иногда юмор отдает кладбищенским душком. Во втором «Ведьмаке» мухи кружат над телом Альтаира, не вписавшегося в стог сена. В Far Cry 4 протянул ноги приключенец со стрелой в колене и ведром на голове.
Досталось и одному малоизвестному шутеру Valve, который, подобно коту Шрёдингера, то ли жив, то ли мёртв. Трупы физика-ядерщика можно найти в Dying Light, в Mad Max и в S.T.A.L.K.E.R. Гордон Фримен не выдержал и погружения в московскую подземку — в Metro 2033 от бедняги остались скелет, очки да ломик.
Впрочем, по части сочащегося ядом сарказма и смертоубийств никто до сих пор не переплюнул 3D Realms. В Duke Nukem 3D 1996 года разработчики растерзали морпеха из DOOM и насадили на кол Индиану Джонса. Бросили под пресс Терминатора модели Т-800, подвесили за ноги Люка Скайуокера и оторвали руки-ноги Снейку Плискину.
За правым хуком рокстаровцев последовал апперкот левой. В GTA: Vice City Томми Версетти убивал грабителя, вырядившегося в форму патрульного. Мало того, что фамилия налётчика снова была Таннер, так ещё и имя — Dick — содержало недвусмысленную отсылку на пеший эротический маршрут.
Reflections попыталась контратаковать игрой Driv3r. В одной из миссий Таннер фаршировал свинцом десяток клонов Тимми Вермишели. Жертвы выглядели как протагонист Vice City и не расставались с нарукавниками (намёк на водобоязнь героев Rockstar).
Геральт в гостях у Джойса
С другой стороны, «пасхалки» — это не только фиглярство, но и эффективный способ осмысления современной культуры. Зачем прятать в труднодоступных местах предметы, если можно сделать каждую локацию, сцену, фразу «пасхальным яйцом», отсылающим к общим культурным кодам?
Первопроходцем стала 3D Realms. В Duke Nukem 3D геймер шагал не столько по Лос-Анджелесу, захваченному свинокопами, сколько по штампам и цитатам из голливудской классики. Пойдёшь налево — упрёшься в Монолит из «Космической одиссеи», шагнёшь направо — увидишь логово Чужих.
Развитие идей Duke Nukem 3D заметно в Far Cry 3: Blood Dragon, жонглирующей символами и образами из боевиков эпохи VHS. От пистолета Робокопа и обреза Терминатора в руках протагониста до стилизованных под 8-бит заставок, пародирующих сцены из «Коммандо» и «Хищника», а также ачивментов с красноречивыми названиями «Бегущий человек» и «Hail to the King».
Ещё более виртуозный пример работы с «пасхалками» демонстрируют поляки из CD Projekt RED. Отсылок, аллюзий и намёков в третьем «Ведьмаке» столько, что его впору величать «Улиссом» от видеоигр. Кметы сетуют, что война никогда не меняется. Император Нильфгаарда делает предложение, от которого нельзя отказаться. Зазывала на кулачный бой в порту Новиграда обещает «грандиозную схватку, в которой схлестнутся инстинкт убийцы и первобытная ярость». Ну что, все узнали фразы из Fallout и «Крёстного отца», а также названия файтингов 16-битной эпохи (Killer Instinct и Primal Rage)?
The Witcher 3 выделяется даже на фоне других хитов, знаменитых обилием «пасхалок» (WoW, TES V: Skyrim). Всё потому, что цитаты упакованы одна в другую, как матрёшки. К примеру, в одном из квестов («Падение дома Реардон») польские сценаристы поместили героев набоковской «Лолиты» в усадьбу из рассказа Эдгара По «Падение дома Ашеров». И до кучи добавили сюжетный ход из «Бочонка амонтильядо». Ах да, в усадьбе висит портрет Долорес и Гумберта, отсылающий к экранизации «Лолиты» 1997 года. И это всего лишь необязательное задание!
От всевидящего ока польских разработчиков, пожалуй, не укрылся ни один важный культурный феномен последнего десятилетия. Они едко высмеивают «50 оттенков серого» и «Сумерки» (спрашивайте в книжных лавках Новиграда), убивают тарантиновского Зеда, потешаются над популярными летсплейщиками, хоронят Тириона Ланнистера на Скеллиге и устами тролля напевают меметичную песню «Mr. Trololo». И это помимо отдельного слоя отсылок к ведьмачьему циклу Анджея Сапковского. Словом, если тайтлы размаха GTA V и Fallout 4 набиты обычными пасхальными яйцами, то третий «Ведьмак» — шедеврами Фаберже. Впрочем, если внимательно почитать исходный текст пана Анджея.
Каждый охотник желает знать…
Окидывая взглядом 38-летнюю историю «пасхальных яиц», диву даёшься — это не эволюция индустрии, а какой-то квантовый скачок. От автографов и оторванных голов до сложносочинённых пародий и социальной сатиры. Да что там! — необязательная забава эволюционировала в активное развлечение, своего рода игру-в-игре, а также породила отдельную интернет-субкультуру (искатели пришельцев в GTA V не дадут соврать). Разработчики рассыпают намёки в Twitter и YouTube — армии геймеров по всему миру, взяв след, устраивают охоту за «пасхалками».
Впрочем, перефразируя изобретателя психоанализа, можно сказать: иногда яйцо — просто яйцо. Даже если оно установлено на постаменте в небезызвестной комнате из GTA: Vice City.