Что такое патерналистские отношения
Патерналистские отношения
Смотреть что такое «Патерналистские отношения» в других словарях:
ПАТЕРНАЛИЗМ — (PATERNALISM) Данный термин обозначает отношения между отцом и ребенком, однако большей частью используется для описания отношений между начальством и подчиненными. Аналогия с отцом и ребенком использовалась М. Вебером при разработке модели… … Социологический словарь
Теории происхождения государства — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия
Патернализм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
История Мексики — Символ майянского бога созидания и разрушения Ицамны … Википедия
История вермахта — Основная статья: Вермахт Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Джибути — Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля Государство на северо востоке Африки, на побережье Аденского залива и Баб эль Мандебского пролива. Территория 22 тыс. кв. км. Столица г. Джибути. Население 600 тыс. чел … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник
Карденас, Ласаро — Ласаро Карденас Lázaro Cárdenas … Википедия
Общение в политике: ожидания избирателей по отношению к личности политического лидера — Многолетние исследования восприятия образа полит. лидера жителями рос. городов и сел разных сословий (исследования проводились межкафедрально й исследовательской группой психологии массовых коммуникаций ф та психологии МГУ имени М. В. Ломоносова… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Значение слова «патернализм»
Патернализм — система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.
Во внутригосударственных отношениях — принципы и практика государственного управления, построенного по образу контроля государства над людьми (аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье).
В трудовых отношениях (в некоторых странах) — система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счёт предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.
В международных отношениях — опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий.
патернали́зм
1. покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным
2. полит. политика развитых стран по оказанию помощи развивающимся странам, фактически закрепляющая экономическую и политическую зависимость последних
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова зубатка (существительное):
Патернализм
Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·
Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения
Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности
Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)
Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы
Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)
Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация
Патернали́зм (лат. paternus — отцовский, отеческий): система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.
Содержание
Патернализм, как система отношений власти и граждан
Патернализм, в значении описания формы государственного устройства, имеет следующие особенности:
Идеология патернализма рассматривается как противоречащая социальному дарвинизму и либерализму.
Критика патернализма в юриспруденции
В учебнике «Теория государства и права» под ред. проф. С. С. Алексеева о патернализме говорится следующее [2] :
В другом источнике, учебник «Теория государства и права», автор А. Ю. Ларин, отмечаются следующее недостатки патерналистской теории происхождения государства [3] :
Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет.
Критика патернализма в экономике
Мы привыкли относиться к образованию, как и ко всем отраслям социальной сферы, как к собесу, пока не смогли разорвать цепкие объятия патернализма. Там, где патернализм эффективен (например, в подготовке школьников младших классов), — мы занимаем первые места в международных рейтингах. А там, где надо уйти от модели образовательного собеса к образованию как инвестиционному проекту, — мы оказываемся аутсайдерами. В последнем рейтинге ни одного российского университета нет среди 200 лучших вузов мира. Освоив модель образовательного собеса, мы достигли высоких результатов, но для университетов нужна модель инвестирования в человеческий капитал.
Руководитель секции экономики РАН академик Дмитрий Львов обращал внимание на то, что авторитетные конференции и форумы, которые проводит правительство, в значительной степени игнорируют экономическую науку бессмысленными рассуждениями о конфликте либерализма и патернализма. Он отметил [7] :
Где господин Греф видел жесткий патернализм или чистый либерализм? И то и другое — испытанные атрибуты рынка.
Предприниматель Леонид Казинец приобрел широкую известность после интервью «Москва — это правильная тусовка» корреспонденту журнала «Огонек»(№ 24 от 11—17 июня 2007 года) Екатерине Даниловой, в котором он сказал в том числе следующее о патерналистской политике [8] :
В 2009 году Никита Белых, губернатор Кировской области, говорил следующее:
Патернализм добровольное рабство. Выдавить из себя трудно
Истоки патернализма уже по корневое содержание этого слова отражает его смысл и уходят в исторические дали. Психолог Эрих Фромм в эссе «О неповиновении» пишет.
«На протяжении веков короли, священнослужители, феодалы, промышленники и родители настаивали на том, что послушание – добродетель, а непокорность – грех».
В работе Эриха Фромма обосновывается, что указанному меньшинству общества гораздо выгоднее не заставлять большинство повиноваться силой, а воспитывать в нем послушание.
«Человек должен хотеть подчиняться и даже нуждаться в этом, а не бояться проявить непослушание. Чтобы этого достичь, власти следует выглядеть всеблагой и премудрой, она должна стать всезнающей. Если такое удаётся, власть может объявить непослушание грехом, а покорность добродетелью; и тогда большинство становится послушным, потому что это хорошо, и начинает испытывать отвращение к непокорности, потому что это плохо, вместо того чтобы презирать себя за трусость».
А в одной из статей профессора Европейского университета в Санкт Петербурге Дмитрия Травина есть такие строки: «Еще Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе» показал, насколько трудно запуганному обывателю вынести свободу». Далее, ссылаясь на книгу психолога Эриха Фромма «Бегство от свободы», научно проанализировавшего эту проблему, Травин пишет..
«Чтоб вынести свободу и, чтоб использовать ее для самореализации, надо быть личностью. А тот, кто личностью стать не может, естественным образом видит врага во всяком, чье поведение не вписывается в традиционные нормы. И в этом смысле именно неприятие «либерастов» наиболее характерно для модернизирующегося общества, где миллионы людей вынуждены искать себе новые нормы поведения взамен уходящих в прошлое. Если такому обществу УДАЕТСЯ перейти от поиска врагов к работе на созидание, оно становится развитым. Если НЕ УДАЕТСЯ, оно погружается в хаос».
Но как-то не верится, что дело только в удаче. А нет ли в процессе развития человечества закономерностей, связанных со свободой и несвободой? За ответом заглянул уже сам в книжку Эриха Фромма.
«Не существует ли – кроме врожденного стремления к свободе – и инстинктивной тяги к подчинению?»
«Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?»
А у охотников вожак отсутствует вообще. Команд никто не подает, а участники охоты прислушиваться лишь к своим инстинктам, обеспечивающие согласованность их действий. Зато после охоты за «обеденным столом» львы могут и подраться за лишний кусок. Значит, не все идеально с индивидуальной свободой каждого из них.
А у гиеновых собак этого не бывает. Объяснение тому простое: чтобы вид выжил, приходится конкурировать и с царями зверей. Тяжело. Поэтому свобода каждого члена стаи не подвергается нападкам со стороны других членов. Сотрудничество, которое, выглядит как образцово – показательное (взрослые собаки после охоты дают возможность наестся молодняку, а потом доедают оставшееся), есть социально – экономическая необходимость для выживания вида.
Перейдем к делам сегодняшним. Либералы закономерность единства и борьбы свободы и подчинения игнорируют, демонстрируя свое презрение к запуганному обывателю. Для них те, кто не способен в одночасье «выдавить из себя раба»– низший сорт, недочеловеки. Если бы не они, то либералы враз бы сделали всех счастливыми, а общественно политический строй в нашей стране экономически эффективным и социально справедливым. По образцу запада. Ведь либералы считают свободу универсальным средством для развития общества!
Однако, как тут быть, если свобода одних должна кончаться там, где начинается несвобода других? А ведь либералы считают ее универсальным средством для развития общества! Но свобода сама по себе не панацея. Недаром сказано: свобода это осознанная необходимость.
Кто раньше других понял это, то свободно распорядился как своим ваучером, так и чужими приобретенными по цене бутылки, и начал «шустрить» (ныне это банковский и сырьевой бизнес). А сложившаяся социально экономическая система благоволит лишь финансово-банковскому капиталу, олигархам и коррумпированному чиновничеству. Те же, кто остался в плену патерналистского социалистического сознания, остался ждать благ только сверху (широкие народные массы). Ладно бы, если только те, кто не уразумел роль свободы по недомыслию. Но и многие из тех, кто все понимает, на самом деле не свободен. Как пример, это производственный бизнес, повязанный высокими ставками по кредиту. А также бюрократическими рогатками, которые успешно использует коррумпированное чиновничество.
Какой вывод напрашивается? В СССР, поскольку КПСС была управляющей и направляющей силой общества, его меньшинство в лице партократии правило бал. Сегодня управляющая и направляющая сила в руках другого меньшинства – финансово-банковского капитала, олигархата и коррумпированного чиновничества.
Поэтому национальный лидер, если он нормальный лидер, должен быть озабочен тем, кем он останется в истории. Ему должно быть важно, чтобы запрос на свободу у «задержавшихся в рабстве патернализма» рос, а вседозволенность для тех, кто безмерно свободен, сокращалась. Национальному лидер должен постепенно передавать функции отца народа самому народу через формирование в нем способности к самоуправлению. А народ приучается брать ответственность на себя. В этом смысле выдавливание из себя патернализма мучительно так же, как выдавливать из себя раба.
Сегодня между политиками, социологами, экономистами и юристами продолжают вестись споры о том, какая модель государства может принести больше преимуществ общественному развитию. Одни из них являются сторонниками либерализма, другие пытаются доказать, что только патерналистская модель взаимоотношений в государстве и между индивидуумами может лежать в основе прогресса. Подробно о том, что представляет собой вторая модель, будет рассказано в обзоре.
Определение патернализма
Понятие «патернализм» происходит от латинского «патер», что переводится как «отец». Под патернализмом подразумевается такой тип взаимоотношений, который предполагает покровительство и опеку старшего над младшим. Патерналистская модель характеризует:
Рассмотрим применение патерналистской модели взаимоотношений в каждой из указанных областей.
Патернализм в международных отношениях
В международных отношениях патернализм проявляется в том, что крупные страны оказывают покровительство более слабым. Зачастую таким подходом характеризуются контакты между метрополиями и колониями. Особенно ярко это проявлялось в политике Великобритании, например, в отношении Австралии. Туда правительством Англии направлялись миссионеры, которые несли христианскую веру дикарям, чтобы спасти их души. А также внедрялись различные технические новшества, без которых, по мнению англичан, аборигены не могли выжить.
На первый взгляд, такая патерналистская модель несла в себе положительное начало. Однако в результате насилия над самобытной культурой и устоявшимся веками образом жизни, местное население фактически вымерло. А также причиной явилось то, что наряду с заботой имела место чудовищная эксплуатация как самих австралийцев, так и природных ресурсов далекого континента.
Государственный патернализм
На уровне государства патернализм означает, что общество построено по принципу единой сплоченной семьи. Во главе ее стоит мудрый заботливый отец, которым является государство и его органы. Народ рассматривается как дети и другие члены семьи, которые полностью доверяют и подчиняются отеческой власти. При этом «дети» являются защищенными от социальных и экономических катаклизмов, но при этом напрочь лишены самостоятельности.
Государство патерналистской модели является распределителем благ в соответствии с существующей в обществе иерархией. А также генератором идей, которые народ должен разделять в полном объеме. Общественные организации хотя и существуют, но лишь играют роль инструмента, укрепляющего власть. Такая система была присуща СССР, другим социалистическим странам, а также государствам с патриархальной традицией, таким как Япония и Испания.
Экономический патернализм
При социализме патерналистская модель в области экономической политики означает ведущую роль государства буквально во всех хозяйственных областях. Она отражена в ряде принципов, таких как:
Патерналистская модель социального государства
Такая модель предполагает всеобъемлющую ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, заботу как непосредственно о каждом из них, так и о хозяйствующих субъектах.
Она присуща социалистическим странам, где установлен государственный и экономический патернализм, о чем было рассказано выше. Это возможно благодаря государственной монополии на все блага, в том числе и социальные, а также принципу их централизованного распределения. Социальная сфера находится под особым вниманием и контролем государства.
Под социальной сферой понимается комплекс отраслей, которые определяют уровень жизни людей, касающийся их пенсионного обеспечения, образования, охраны здоровья, культуры, общепита, коммунального хозяйства, общественного транспорта, некоторых видов связи.
Задачи, достоинства и недостатки этой социальной модели
Основными задачами, присущими патерналистской модели социальной политики, являются:
Эта система имеет как достоинства, так и недостатки.
Инструменты социальной политики при капитализме
Нужно отметить, что элементы социального патернализма присущи не только социалистическим государствам. Они применяются и при капиталистическом строе, хотя носят избирательный характер.
В качестве административного инструмента патерналистской модели социального развития здесь выступают разного рода социальные стандарты. К ним относятся следующие:
Помимо уже указанных административных рычагов, в государствах с либеральной экономикой применяются такие экономические меры как:
Патерналистская модель общения
Такая модель присуща отношениям в сфере медицинского обслуживания населения. Это классическая модель взаимоотношений врачей и их пациентов. Она характеризуется полным доверием пациента к представителям «медицинского цеха». При таких отношениях врач выполняет роль отца, который обладает высоким авторитетом как носитель специальных знаний и заботится о больном, как о собственном ребенке. Он полностью берет на себя ответственность за здоровье и жизнь подопечного.
При этом пациент выступает в качестве абсолютно пассивной стороны. Он не участвует в принятии решений, касающихся процесса лечения. Основной недостаток такого подхода – это лишение больного возможности распоряжаться своей судьбой. Он не в состоянии определять, какой из методов лечения является для него наиболее оптимальным.
Этот принцип уходит корнями в далекое прошлое, опираясь на положения клятвы Гиппократа, согласно которым врач берет на себя обязательства действовать в согласии со своими умениями и силами. В нашей стране традиции патерналистской модели отношений врача и пациента нашли продолжение в Клятве врача РФ.
Новшества во взаимоотношениях «врач – пациент»
Сегодня во всем мире нарастает тенденция к отказу от такой модели. Постепенно внедряется новый тип взаимодействия между врачами и больными. В США в 1972 году был принят билль, регулирующий права пациентов на исчерпывающую информацию о состоянии здоровья и методах лечения. Тем самым осуществляется переход к принципу сотрудничества, который получил название «Информированное добровольное согласие». Его основное содержание заключается в следующем:
Жизнь в Советском Союзе
Ярким примером патерналистской модели государства является Советский Союз. По сей день не только в нашей стране, но и во всем мире не утихают споры о том, чего было больше в реалиях той эпохи – всеобъемлющей социальной справедливости и экономической стабильности или подавления инициативы, нарушения прав личности и использования подневольного труда. Ответить на этот вопрос однозначно невозможно.
С одной стороны, многие из тех людей, которые жили в советском социалистическом обществе, вспоминают, что испытывали чувство единения с народом, уважение к руководителям, гордость за великие свершения. Они имели бесплатную жилплощадь, возможность дать детям лучшее в мире образование за счет государства, стабильную зарплату, отдыхали по профсоюзным путевкам на лучших курортах. В основном такое мнение можно услышать от простых людей.
В то же время другие люди, жившие в то время, например, представители творческих профессий, говорят о том, что они подвергались идеологическому прессингу, не могли печатать или исполнять со сцены произведения, которые подвергались беспощадной цензуре. Не могли открыто высказывать свое мнение о существующих недостатках в обществе, а тем более критиковать власть, свободно выезжать за рубеж. А также у них не было возможности проживать в комфортных условиях, зарабатывать больше денег, ездить на иномарках.
Вывод
Как представляется, обе стороны по-своему правы. В СССР имели место и те, и другие факты. Вопрос в том, во имя чего человек решается отказаться от экономической стабильности и спокойной жизни. Одно дело, если он хочет купить дорогой автомобиль и съездить за рубеж за счет успешного проведения нескольких сомнительных финансовых операций. Другое – желание и возможность вести свободную экономическую и политическую деятельность на благо свое и народа, быть при этом богатым человеком. К сожалению, второе, при всех неотъемлемых преимуществах патерналистской системы, недостижимо.