Что такое педагогическая система
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — 1)упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов (целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся), характеризующих в наиболее общем, инвариантном виде все составляющие педагогической… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Система педагогическая — взаимосвязанные структурные и функциональныекомпоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
педагогическая диагностика — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с. 430) В старой притче рассказывается о том, как некто перед вратами рая, предвкушая встречу с великими праведниками и героями, попросил апостола Павла показать ему величайшего полководца всех времен и народов.… … Большая психологическая энциклопедия
Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия
педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… … Большая психологическая энциклопедия
СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова
СИСТЕМА — СИСТЕМА, ы, жен. 1. Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе. 2. Форма организации чего н. Избирательная с. С. земледелия. 3. Нечто целое, представляющее собой единство… … Толковый словарь Ожегова
Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь
система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева
система — ы; ж. [от греч. systēma целое, составленное из частей, соединение] 1. чего. Определённый порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего л. Книги на полках расположены без всякой системы. Надо привести в систему экспедиционные… … Энциклопедический словарь
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Смотреть что такое «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ» в других словарях:
Система педагогическая — взаимосвязанные структурные и функциональныекомпоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами … Педагогический словарь
педагогическая диагностика — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с. 430) В старой притче рассказывается о том, как некто перед вратами рая, предвкушая встречу с великими праведниками и героями, попросил апостола Павла показать ему величайшего полководца всех времен и народов.… … Большая психологическая энциклопедия
Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия
педагогическая психология — (от греч. pais (paidos) дитя и ago веду, воспитываю) отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П. п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно… … Большая психологическая энциклопедия
СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова
СИСТЕМА — СИСТЕМА, ы, жен. 1. Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе. 2. Форма организации чего н. Избирательная с. С. земледелия. 3. Нечто целое, представляющее собой единство… … Толковый словарь Ожегова
Педагогическая антропология — 1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и… … Педагогический терминологический словарь
система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева
система — ы; ж. [от греч. systēma целое, составленное из частей, соединение] 1. чего. Определённый порядок, основанный на взаимной связи, объединении частей чего л. Книги на полках расположены без всякой системы. Надо привести в систему экспедиционные… … Энциклопедический словарь
Что такое педагогическая система
Система в широком смысле – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и связей между ними.
Рассмотрим основные признаки системы в образовательном процессе на примере системы «учебное занятие».
1. Наличие составных элементов (частей, компонентов), из которых и образуется система. Учебное занятие можно рассматривать как систему, состоящую из этапов (например, основные этапы комбинированного урока: оргмомент, опрос, объяснение нового материала, организация усвоения, проверка первичного усвоения, объяснение домашнего задания, подведение итогов урока). Однако за точку отсчёта можно принять не этапы, а способы взаимодействия преподавателя с обучающимися; в этом случае урок представляет собой систему методов и приёмов, организационных форм. Система этапов и система способов, с одной стороны, разные системы, с другой – тесно связаны друг с другом, ведь на том или ином этапе используются определённые способы педагогического взаимодействия. Таким образом, один и тот же объект может рассматриваться как несколько разных входящих в него систем.
2. Наличие структуры (т.е. определённых связей и отношений между элементами). Пожалуй, наглядней всего структура учебного занятия видна во взаимосвязи его этапов.
3. Наличие интегративных свойств (свойств, которые присущи всей системе в целом, но которых нет у отдельно взятых элементов системы). Педагог на уроке использует несколько методов обучения, потому что ни один метод не способен решить все поставленные задачи урока. Именно система используемых методов приобретает свойство полноты решаемых задач.
4. Наличие коммуникативных свойств (способности системы взаимодействовать с другими системами). Каждый урок является частью более крупной системы: учебного процесса. Он связан с предыдущими и с последующими уроками (например, на уроке проверяется домашнее задание по материалу, пройденному на прошлом занятии, и даётся новое домашнее задание, которое будет проверено на следующем уроке). Каждый урок можно отнести к определённому типу (а это уже система классификации уроков). Каждый урок как система взаимодействие преподавателя с обучающимися связан с системами содержания образования (учебного материала), контроля результатов обучения (тесты, контрольные и самостоятельные работы, практический контроль и т.д.), стимулирования обучающихся (похвала, оценивание), дидактических средств (учебник, наглядные пособия, технические средства обучения) и т.д.
5. Наличие как у системы в целом, так и у отдельных её элементов функциональных характеристик (характеристик, отражающих основные виды деятельности и направления функционирования). Например, главная функция урока контроля состоит в контроле и диагностике результатов обучения. Однако среди его функций может быть реализовано стимулирование и коррекция. При этом разные этапы урока также имеют определённые функциональные характеристики. Например, обязательное для каждого учебного занятия организационное начало обеспечивает чёткую организацию деятельности обучающихся, психологически мобилизует их на предстоящую учебную работу.
6. Наличие историчности, преемственности (предпосылок появления системы, перспектив её развития). Конечно, каждое учебное занятие планируется и проводится не на пустом месте. Педагог опирается на имеющийся у обучающихся уровень подготовленности, уже сформировавшиеся у них качество личности и ориентируется на их дальнейшее развитие. Все учебные задания на уроке должны быть посильны для учащихся, но при этом выводить их на новый уровень компетентности, формировать у них новые знания и умения.
7. Целеустремлённость (наличие определённой цели, для достижения которой служит система). Продолжая пример учебного занятия, следует отметить, что подготовка к нему всегда начинается с постановки цели.
8. Наличие управления. Педагогические системы являются искусственными, поскольку специально создаются для наиболее эффективной организации процессов обучения, воспитания, развития и социализации личности. Иначе говоря, любая система, существующая в образовании, нацелена на то, чтобы повысить управляемость формирования и развития личности. Поэтому мы говорим о педагогическом управлении на уроке, о роли преподавателя на учебном занятии.
Основываясь на перечисленных признаках, систему можно определить как целеустремлённую целостность взаимосвязанных элементов, связанную с внешней средой и обладающую интегративными свойствами (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко и др.).
Целеустремлённость и наличие управления как существенные признаки системы характерны для социальных систем, к которым относятся и педагогические системы.
Педагогическая система и ее виды.
В современной педагогической науке отсутствует единое понимание того, что следует вкладывать в понятие «педагогическая система и ее виды». Гораздо чаще термин «система» упоминается в общенаучном контексте в значении выделенных взаимосвязанных элементов на основе каких-либо определенных принципов, которые вступают во взаимодействие с окружающей средой. Например, фонетическая система языка, система подготовки технических специалистов, система дошкольного образования. Казалось бы, перечисленные термины имеют прямое или косвенное отношение к педагогике, однако их значение нельзя истолковать как «педагогическая система».
Какой же именно видятся педагогическая система и ее виды представителям педагогической науки? Тут, опять же, отсутствует единое мнение. Так, например, М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная динамическая система управления, в которой воплощаются воспитательные цели. Однако такое мнение вряд ли следует считать исчерпывающим: ведь понятие «педагогика» предполагает не только воспитательные цели, но и учебный процесс, и формирование навыков и умений, и различные уровни образования. В этой связи отметим, что другой автор, Н.В. Кузьмина, считает, что педагогическая система – это множество взаимосвязанных функциональных и структурных компонентов, подчиняемых цели воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Именно данное определение мы берем за основу, объясняя значение термина «педагогическая система».
Однако сам по себе данный термин – весьма многогранен: правильнее было бы вести речь не об одной, а о множестве педагогических систем. Например, можно выделить педагогическую систему какой-либо части учебно-воспитательного процесса (например, систему внеклассного обучения, дворовых клубов, кружков по интересам), педагогическую систему воспитания (например, систему нравственного, художественного или трудового воспитания), систему обучения какой-либо науке или ее части (например, педагогическую систему обучению строю русской речи). Однако понятие «педагогическая система» следует дифференцировать с другими схожими, но разными по значению терминами, которые относятся к более частным сферам педагогической деятельности. В качестве примера приведем термин «методическая система», который обозначает систему обучения какой-либо категории учащихся посредством совокупности методических технологий, или термин «дидактическая система», который обозначает обучение какой-то определенной группе навыков и умений (в частности, дидактическая система обучения навыкам и умениям устной речи на изучаемом иностранном языке).
С другой же стороны, сами педагогические системы в том их понимании, которое описано выше и сформулировано Н.В. Кузьминой, также неоднородны: в современной педагогической системе существует такое понятие, как «виды педагогических систем». Рассмотрим их подробнее.
Виды педагогических систем
Существуют четыре вида педагогических систем:
Подобная классификация создана на основе распространения данных систем. Чтобы легче было понять данное явление, можно привести пример двух средних общеобразовательных школ, в которых обучение осуществляется по одинаковым государственным стандартам образования, но педагогическая система используется разная. В одной школе может делаться упор на проблемный метод в обучении, а в другой – на повышение уровня культурного самосознания.
Однако в конечном итоге педагогическая система и ее виды – все же не только педагогическое, но и социальное явление: педагогическая система является некоей подсистемой, продуктом общественного сознания того социума, в котором ведется обучение. А общественное сознание, в свою очередь, формируется на исторических, культурологических и мировоззренческих предпосылках. Соответственно, понятие «педагогическая система» можно рассматривать не только в контексте общей педагогики или теории и методики обучения и воспитания, но и в историческом контексте.
Лекция: » Структура педагогической системы. Государственный заказ. «
Структура педагогической системы. Государственный заказ.
Понятие педагогическая система. Характеристика компонентов структуры педагогической системы;
Государственный заказ. Структура личности;
Реализация дифференцированного подхода в обучении биологии: формы и способы дифференциации, альтернативные программы и учебники.
Сущность понятия «педагогическая система»
Системный подход в педагогике сводится к тому, что пе дагогика имеет своим предметом педагогические системы, исследует их возникновение, функционирование, развитие как исторический процесс.
В современной науке давно принят системный подход к анализу различных явлений, процессов и методов деятельнос ти и этот подход стал методическим орудием науки . Диалектическая логика требует, чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и структурные компоненты. Введением понятия педагогическая сис тема, вносящим известный порядок в огромный и аморфный массив факторов, влияющих на качество обучения, делается попытка «действительно знать предмет», которым является процесс обучения, и «охватить, изучить все его стороны».
На рисунке 1 показана общая структурная схема ПС (В.П.Беспалько).
Из рисунка видна динамика преобразования абитуриен та в студента некоторого учебного заведения и его последую щее взаимодействие с другими элементами ПС, завершаю щееся выпуском из учебного заведения (реализация цели функционирования ПС)
В составе ПС чётко видны шесть её взаимосвязанных элементов, первые три из которых состав ляют дидактическую задачу. Эту задачу можно сформулиро вать следующим образом: студенты должны усвоить опреде лённое содержание обучения с заданной целью . Вторые три элемента ПС образуют дидактический процесс, с помощью которого решается дидактическая задача. Это собственно Процесс обучения, управляемый учителем в on ределённых организационных формах.
Социальный заказ — исходный пункт в разработке проекта ПС
Что такое социальный заказ образованию? СЗО — это вы раженное в проверяемых (диагностичных) понятиях качест во подготовки выпускника данной ПС.
Конечно, описание структуры личности в социальном за казе образованию, как всякое моделирование, может лишь бесконечно приближаться к оригиналу, в зависимости от той системы параметров, которые приняты для описания.
Система параметров описания социального заказа образованию
В любом языке существует множество слов и выражений для характеристики личности человека. Лишь немногие из них обладают категорией меры: для них найдены единицы их измерения, позволяющие точно различать понятия «боль ше» и «меньше». Подобные понятия, допускающие измере ния, называют параметрами, а их использование для количественного описания свойств личности и дидактических явлений делает эти свойства диагностичными, т.е. такими, что их можно точно измерить и сравнивать по величине.
Чтобы все поставленные цели были общепонятны, а их достижение могло бы быть однозначно проконтролировано, цели должны быть описаны диагностично. Это значит, что цели описыва ются только в виде параметров, т.е. таких показателей, при знаки которых настолько точно определены, что их распозна вание исключает ошибки в суждениях; они измеримы, т.е. ко личественно характеризуют объект и могут быть однозначно соотнесены с определённой шкалой оценки.
Компетенция – совокупности взаимосвязанных знаний и способов деятельности по отношению к определенным предметам и явлениям, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенции входят в «Минимумы содержания образования».
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика, обусловленных его личный опытом деятельности в определенной социально и лично значимой сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Компетентности представлены в «Требованиях государственного стандарта образования по каждому учебному предмету».
Ключевые компетенции, формируемые у учащихся:
Ценностно-смысловая (мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях)
Общекультурная (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);
Учебно-познавательная (элементы логической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем);
Информационная (поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
Коммуникативная (знание языков; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);
Социально-трудовая (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи);
Компетенция личностного самосовершенствования (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция; личная гигиена, забота о собственном здоровье; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности).
Социальный заказ — наиболее общая цель работы обра зовательной системы. На его основе формулируются все ча стные цели: уровень подготовки на каждой ступени (класс, курс) обучения, изучения отдельного предмета и даже от дельной темы предмета; степень воспитанности учащегося и уровень его трудовой подготовки.
В этой структуре различаются четыре комплексные груп пы свойств личности:
— прежде всего, это генетические свойства, которыми че ловека награждает природа и содержание которых не поддаётся никакому изменению или управлению. Примечательно, что по генетическим своим свойствам люди столь же разли чаются между собой, как различаются отпечатки их паль цев. А ведь только генетическими корнями человека опре деляются задатки его будущего интеллектуального разви тия и темперамент, что для образовательной работы имеет особое значение и не может не учитываться при создании учебника.
Личность
Свойства: Биологические Социальные Опыт Психологические
Качества: Генетические задатки Идеология Объём Восприятие
Характер Мораль Качество Память
Интеллект Эстетика Внимание
Рис. 2. Структура личности
Если учебный успех каждого ученика понимать не только как
увеличение присвоенной им учебной информации, но, прежде всего,
как постоянный рост его учебных возможностей, то, очевидно, что такая позиция учителей потребует, прежде всего, четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика. Четыре основных компонента личности в своей целостности с точки зрения учителя определяют четыре группы требований к созданию целостной образовательной среды на его занятиях и во внеурочной деятельности. Образовательная среда должна:
— мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
— формировать у учащегося систему знаний,
— формировать у учащегося систему предметных, межпредметных и надпредметных (называемых чаще общеучебными) умений, навыков;
— развивать у него познавательную сферу и через развитие психофизиологических свойств (внимание, память, и др.).
В таблице представлена динамическая система личности как совокупность подсистем, требующих различные способы педагогического воздействия (табл. 2).
Динамическая система личности (по К.К. Платонову)
Подсистема личности (науки, изучающие эту подсистему)
Соотношение биологического и социального
Виды развития и формирования
Направленность личности (философия, социология, психология)
Интересы, идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей
Практически нет биологического
Опыт (педагогика, социология, психо- логия)
Знания, умения, навыки, привычки
Гораздо больше социального, чем биологического
Особенности пси- хических процессов ( психология, психофизиология, нейропсихология)
Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восп-риятия информации, доминирование полушарий
Гораздо больше биологического, чем социального
Биопсихические свойства (психофизиология, нейропсихология, эндокринология, физиология и др.)
Возрастные особенности, половые различия, темперамент
Практически нет социального
Характеристики индивидуального стиля учебной деятельности ученика как факторы его учебного успеха
Ресурс учебного успеха
Параметры ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности) ученика
Единица или система измерения каждого параметра
Оценка по предмету
Уровни сформированности и проявления:
Уровни развития мотивационной сферы
Социально-духовный, социальный, познавательный, базовый, эмоциональный
На основе социального заказа формулируется общая цель обучения учащихся, а на ее основе цели обучения каждому школьному предмету
Выделяют следующие уровни целеобразования:
2. Этапный, который сформулирован в Государственном образовательном стандарте по каждой дисциплине, в программах и других документах школьного образования.
Цель представляет собой комплексный характер задач, решаемых на уроке: образовательных, воспитывающих и развивающих.
Цель урока всегда должна быть ориентирована на Социальный заказ, а также цели, указанные в Государственном образовательном стандарте, программах.
Цели обучения выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наи большей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания.
Останавливаясь на тех или иных мето дах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос как учить .
Определяя с одержание образования, отвечаем на вопрос чему учить?
Используя различные средства обучения в педагогической системе , отвечаем на вопрос — при помощи чего учить?
Уровень овладения содержанием задается требованиями, в которых учтены цели и задачи биологического образования, его специфика и обязательный минимум. В итоге усвоения обязательного минимума школьники должны овладеть определенными знаниями, интеллектуальными и практическими умениями, которые позволяют им включиться в трудовую деятельность, где применяются биологические знания.
Обязательное минимальное содержание биологического образования и требования к уровню подготовки выпускников реализуются в программах и учебно-методических комплектах по биологии.
Структура содержания биологического образования представлена в государственном образовательном стандарте, программах и комплектах школьных учебников.
Средства обучения обычно используют для реализации принципа наглядности в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Средства обучения биологии классифицируют на:
Вербально-информационные средства обучения, к ним относят: образовательные стандарты, программы, учебники, учебно-методические пособия для учителей и учащихся, словари, справочники, дидактические материалы, электронные учебники и дидактические материалы.
Одним из главных средств обучения в любой педагогической системе является учебник.
Учебники по разным предметам в разной степени могут способствовать становлению и развитию позитивных в об щечеловеческом смысле этого слова социальных свойств личности. Однако ни один учебник не может исключать своей роли в воспитании этих качеств у учащихся.
Наглядные средства обучения подразделяют на:
а) натуральные объекты и средства, воспроизводящие живые объекты и явления.
К натуральным средствам обучения относят: живые природные объекты, гербарии, коллекции, чучела, влажные препараты, микропрепараты.
Выделяют вспомогательные средства обучения , к ним относят: технические средства обучения ( телевизоры, видеомагнитофоны, аудио-магнитофоны, диапроекторы компьютеры).
К вспомогательным средствам обучения также относят лабораторное оборудование: микроскопы, химическая посуда, приборы, реактивы, штативы, оборудование для экскурсий, уголка живой природы.
В современном процессе обучения биологии применяют все перечисленные средства обучения.
В школьной системе обучения выделяют две основные группы: урочные и внеурочные формы обучения предмету. К первой относят урок и лекционно-семинарско-зачетную систему обучения. Во вторую группу входят: кружковая работа, дополнительные занятия, консультации, экскурсии, олимпиады, экзамены, общественные смотры знаний, домашняя работа учащихся.
Выбор форм организации обучения определяется целями обучения, особенностями содержания учебной дисциплины, методами и временем работы школьников, их возрастом.
Основные признаки урока:
постоянный состав учащихся;
каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;
систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;
сочетание в уроке фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм работы учащихся;
многообразие методов обучения и учения;
наличие систематического текущего индивидуального контроля.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников , направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения – это основной способ передачи учителем научных знаний, вовлечение учащихся в активное овладение знаниями.
Классификации методов обучения создаются на разных основани ях, например:
словесные, наглядные, практические методы;
методы совместной работы учителя и ученика;
объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, проблем ного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследо вательские методы
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников;
методы контроля эффективности этой деятельности.
Трудовыми качествами личность человека наделяется только в процессе соответствующего воспитания в семье и в школе. К важнейшим трудовым качествам личности отно сятся трудолюбие и трудовая нравственность (отношение к труду и людям труда). Говорят, что учебный труд развивает названные качества у учащихся, но при этом забывают доба вить, что только успешный, результативный труд обладает такими свойствами. Это значит, что только хороший учеб ник, из которого учащийся усваивает предмет легко и непро извольно, может способствовать развитию у учащихся трудолюбия <желания трудиться) и трудовой нравственности.
Опыт личности — это также результат процесса социали зации индивида, направленный на овладение конкретной деятельностью в ходе организованного обучения и воспитания или самообучения и самовоспитания. Опыт характеризуется его профессиональной направленностью (врач, инженер, учитель и пр.), объёмом и качеством. Вид и качество приоб ретённого человеком опыта отличают людей друг от друга, однако психологическая структура опыта остаётся одинаковой для любой профессии.
Эстетические свойства личности — это способность от личать красоту от уродства, добро от зла и благозвучие от какофонии. Эта способность человека является в значительной мере врождённой, но в своей содержательной части формируется прижизненно. Чем раньше начинается процесс эсте тического воспитания ребёнка, тем более он успешен. Вопрос же о том, что считать эстетичным в каждом конкретном случае, давно и подробно рассматривается философами.
Психологические свойства личности характеризуются совокупностью генетического и социального компонентов. Это означает, что эти свойства, будучи врождёнными задат ками, подобно другим генетическим свойствам, формируют ся и развиваются прижизненно.
Необходимость постоянного учёта структурных свойств личности в организации обучения и подготовке средств его реализации (учителя и учебника) не требует развёрнутой аргументации.
В связи с тем, что дети, поступающие в школу, имеют разные наследственные задатки, темперамент и другие параметры, то возникает необходимость создания разных школ, программ, учебников.
Дифференциация в образовании — это создание различий между частями образовательной системы (школами, классами, группами, отдельными учениками) с учетом одного или нескольких.
дифференциация по времени обучения;
дифференциация по условиям обучения;
дифференциация по образовательным целям.
Под степенью дифференциации в школе понимается степень способности школы учитывать различия учеников, ставя перед ними индивидуальные образовательные цели, создавая разные условия обучения и давая разное время обучения каждому ученику.
К макроуровню относят всю государственную систему школьного образования. Примером может быть дифференциация между различными школами (гимназия, школа с углубленным изучением предмета, профильная школа и т.д.).
К мезоуровню относят отдельную школу и дифференциацию в ней между различными классами одной параллели ( математический, гуманитарный, медицинский и т.д. уклоны).
Дифференциацию на микроуровне ( в рамках класса) называют внутренней дифференциацией. На этом уровне учитель может выделять подгруппы учеников, которым дается разное время на выполнение задания или предлагаются задания разного уровня сложности ( алгоритмического, репродуктивного, творческого).
Вопросы для саморефлексии:
1. Какие компоненты входят в педагогическую систему?
2. Что такое Социальный заказ общества?
4.На что должны быть направлены цели обучения?
5.Из каких параметров складывается личность?
6. Охарактеризуйте понятие «личность» человека.
7. На чем основана дифференциация образования?
8. Какие уровни дифференциации существуют в современной структуре школьного образования?
9. Какой результат должен быть в конце обучения учащихся в школе?
10. Может быть результат обучения учащихся в одной школе одинаковым?
Свой ответ аргументируйте.
11. Как взаимосвязаны компоненты педагогической системы между собой? 12. Какой компонент ПС является объединяющим?
2.Государственный образовательный стандарт.
3 В.С. Кукушин. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону,Феникс.2005..