Что такое педагогический профессионализм

Профессионализм учителя и показатель его измерения

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребёнок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек,в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.

Современный учитель, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того – иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; человек, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Ребенку нужен учитель не информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь всем людям, окружающим его, поэтому надо построить свою работу так,чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения.

Сейчас много говорят о профессионализме учителя, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя.

Педагога не существует без профессионализма и педагогического мастерства.Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Педагогическое мастерство.

2. Основные показатели успешной работы.

3. Критерии оценки профессионализма учителей.

И вот некоторые аспекты и подходы к профессионализму и мастерству учителя.

Профессионализм учителя определяется через понятие «педагогическое мастерство»,которое может рассматриваться:

— как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов самосовершенствованию,

— как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Основными показателями мастерства учителя являются

совершенствование учебного процесса;

— уровень сформированности предметных компетенций учащихся;

— повышение уровня воспитанности детей

Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.

Учитель должен обладать не только разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он преподает, ему необходимо всестороннее широкое образование.

Так каков же учитель-профессионал?

Профессионалом можно, по-видимому, считать учителя,который:

– успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами (объективные критерии);

– достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся (результативные критерии);

– использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии (процессуальные критерии);

– осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней (нормативные критерии);

–– открыт для постоянного профессионального обучения, накопления опыта, изменения (критерии профессиональной обучаемости);

– в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада (критерии творчества);

– предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, профессиональную этику (критерии профессиональной приверженности);

Иными словами, профессионал – это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал – это специалист на своем месте, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Как оценивается профессионализм педагога

Критерии оценки профессионализма учителей

1. Результативность учебной работы

2. Результативность внеурочной деятельности

3. Результативность методической деятельности

4. Результативность воспитательной работы

5. Результативность социальной работы

Показателями успешности учебной работы считаются

-участие учащихся в школьных, городских, всероссийских олимпиадах, марафонах, конкурсах, соревнованиях;

-участие обучающихся в конкурсах творческих, исследовательских работ, выполненных под руководством учителя;

-независимые срезовые контрольные работы, тестирование и т. д. ;

-создание мультимедийных проектов, презентаций

Обобщение и распространение передового педагогического опыта

-проведение мастер-классов, открытых уроков;

-выступление на конференциях, семинарах, «круглых столах»;

Участие в методической, научно-исследовательской работе

-наличие собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, применяемых в образовательном процессе;

-участие в инновационной и экспериментальной работе;

-руководство методическими объединениями, секциями

Использование в процессе обучения современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих и других

-использование мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео, аудиоаппаратуры;

-повышение квалификации, профессиональная подготовка;

-прохождение курсов повышения квалификации, переподготовка, обучение по программам высшего образования.

Если человеку интересно работать, интересно и детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности — знающий и воспитанный ребенок.

Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Престиж учителя складывается из мнения коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитета в глазах учеников, родителей.

Так какими же должны быть учителя-профессионалы? Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие, как мягкий знак и само слово!

Профессионализм воспитателя как необходимое условие реализации ФГОС дошкольного образования Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 248 ОАО «РЖД» Доклад «Профессионализм воспитателя как необходимое.

Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий.

Концерт к Дню Учителя Сценарий концерта к Дню Учителя. Цель: Поздравить педагогов с профессиональным праздником, создать праздничное настроение Ведущий: Добрый.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Измерения» Возрастная группа Подготовительная к школе группа Методика дошкольного образования Теория и методика математического развития детей дошкольного.

Конспект урока математики в 1 классе «Единица измерения длины. Сантиметр» ТЕМА: «Единица измерения длины. Сантиметр»Цель урока: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере,.

ООД по РЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Способы измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной меры» Цель: формирование познавательной активности на занятиях по формированию элементарных математических представлений, предпосылок поисковой.

Что такое педагогический профессионализм. Смотреть фото Что такое педагогический профессионализм. Смотреть картинку Что такое педагогический профессионализм. Картинка про Что такое педагогический профессионализм. Фото Что такое педагогический профессионализмСценарий праздничного концерта к Дню учителя «Милые учителя, вам от души спасибо!» 2019 год. Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Дмитровский детский дом-интернат.

Сценарий в стихах «С праздником, дорогие учителя!» ко Дню учителя С праздником, дорогие учителя! Сценарий праздника СЛАЙД 1. 1вед. Здравствуйте, дорогие ребята! 2 вед. Здравствуйте, дорогие наши учителя.

Сценарий ко Дню учителя День учителя Вед:1 Учитель! — Нестареющее слово! Свежо всегда и вечно будет ново! Пока земля кружится во Вселенной, Профессия учителя нетленна.

Сценарий праздника «День учителя. Посвящение в учителя» ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. Посвящение в учителя Музыка по теме. Звенит звонок. Ведущий взр. С. С. (педагог-организатор) – Добрый день, уважаемые коллеги.

Источник

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования

Что такое педагогический профессионализм. Смотреть фото Что такое педагогический профессионализм. Смотреть картинку Что такое педагогический профессионализм. Картинка про Что такое педагогический профессионализм. Фото Что такое педагогический профессионализм Юлия Саплина
Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования

Профессионализм педагога, это основа обучения и воспитания в настоящее время. Педагог должен быть готов принять воспитанников такими, какими они есть, с их индивидуальными особенностями. Данное требование к личности обучающего необходимо, прежде всего для того, чтобы находиться на одном уровне с ребенком. Все это, должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Данный стиль может определить качество образования, соответствующее основным факторам развития современного общества:

• Информатизация жизни общества (выбор приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией).

• Становление открытого общества, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред.

• Становление гражданского общества, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности.

• Становление нового культурного типа личности, где важнейшей составляющей (так сказать основой, являются активность, самостоятельность и ответственность личности.

Профессионализация в течение всей жизни (которая подразумевает готовность человека совершенствоваться в течение всей жизни).

Все эти факторы активно и беспрерывно влияют на сферу образования, на современное понимание качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность педагога.

Исходя из этого, можно придти к выводу, что в современных условиях развития отечественного образования очень важно понять, как должна меняться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку педагоги является основным субъектом изменений в воспитании, и без их активного участия прогрессивные изменения в воспитании подрастающего поколения невозможны. Так каким же должен быть педагог? Какими характеристиками и качествами должен он обладать?

Важнейшей составляющей профессионального роста педагога является педагогическое мастерство. Под этой характеристикой традиционно понимается доведённая до высокой степени совершенства образовательная компетентность, которая подчеркивает особую безупречность использования методов и приёмов, применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Для современного педагога важнейшими становятся теоретические знания (знание современных психолого-педагогических концепций, методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Педагогическая техника задает тон работы. Как компонент профессионального мастерства воспитателя, корректируется в основном в практической деятельности, но при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием становятся совершенствование технических и педагогических приёмов, а так же личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации включает в себя изменение потенциальных особенностей личности в актуальные, и выступает как основной механизм саморазвития.

Целесообразно так же, остановиться на психологических требованиях к личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Это вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» воспитанника, толерантность (терпимость к инакомыслию, коммуникативность (культура диалога, рефлексивность, способность к сотрудничеству.

Развитие этих качеств подчеркивает высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическую и технологическую компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям и к овладению новыми педагогическими технологиями. Готовность определяют как качественный показатель зрелости саморегуляции педагога, так и активное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий практической деятельности. Определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности и мастерства педагога.

Готовность к нововведениям — это личностное проявление творческого стиля, в котором сочетаются определённая личностная направленность, стремление, внедрять новые способы и формы профессиональной деятельности («сочетание» психологической, теоретической и практической готовности).

Педагог-новатор — это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.

Воспитатель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств воспитания, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Один из важнейших показателей личностного развития педагога, это готовность его, к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту, авторским стилем его педагогической деятельности. Важнейшим условием, формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога. Самообразование педагога — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

• выбор направления и темы;

• формулирование цели и задач;

• определение круга источников информации;

• выбор формы самообразования;

• составление плана самообразования;

• анализ и оценка деятельности в процессе самообразования и подготовка отчета.

Для возникновения внутренней мотивации педагогов, появления личностного смысла,изменения смысловых установок необходимо создавать условия в виде:

преобразования психолого-педагогических знаний;

• становления рефлексивной позиции;

• осознания и преобразования мотива;

• обеспечения успеха в деятельности.

Исходя из выше изложенного, мы приходим к выводу, что современный педагог, должен соответствовать всем перечисленным характеристикам, активно повышать свой профессионализм, используя инновации в образовательной системе, участвовать в улучшении процесса воспитания, быть неотъемлемой частью современного образования, как главного ресурса развития образовательного процесса.

Презентация «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства» Хочу поделиться с вами темой моего выступления «Профессиональная компетентность педагога как условие развития педагогического мастерства».

Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования Анкета Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования самодиагностика педагога ДОУ Ф. И. О. педагога.

Деловая игра «Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ» Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Семинар-практикум «Толерантность как составляющая педагогической культуры современного педагога» Семинар-практикум «Толерантность как составляющая педагогической культуры современного педагога» Цель: Расширить практический опыт педагогов.

Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования Т. Н. Садыкова (г. Муравленко) Социально-профессиональная компетентность педагога в управлении качеством дошкольного образования В статье.

Источник

Доклад на тему: «Педагогический профессионализм»

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Размышляя над проблемами формирования педагогического мастерства, А.С. Макаренко говорил: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен быть прекрасным мастером педагог»

Из каких составляющих складывается педагогическое мастерство?

1. Духовность. Мастер должен иметь огромное желание преподавать и общаться с учениками и это должно быть главной радостью его существования.

2. Глубинное знание своего предмета. Педагог обязан уметь интегрировать знания как в самом предмете, так и владеть обширными знаниями родственных предметов. Он должен знать разнообразные исторические сведения, занимательные факты, примеры современного этапа развития науки, которой обучает кружковцев.

3. Знание целей и задач обучения. Не зная их, педагоги только передают знания по теме, и часто кружковцы не понимают, зачем учат данный предмет, какой вклад он вносит в миропонимание.

4. Знание, понимание и владение методами обучения. Есть определенная закономерность, определенная динамика видоизменений методов обучения в зависимости от цели занятия, отобранного материала занятия и результата, который мы хотим получить на данном занятии. Преподаватель-Мастер знает эту динамику, как и многообразие существующих методов обучения.

6. Понимание выбора форм обучения. Не следует придерживаться только одной формы обучения. Опытные преподаватели знают, как добывать знания, как экономить время для получения наибольшего эффекта в обучении. А это не что иное, как умелое сочетание форм обучения.

7. Средства обучения. Грамотный подбор средств обучения, рациональный подход к их отбору – мастерство преподавателя.

8. Умение четко представить себе, каким должен быть результат обучения. Результат и цели обучения должны совпадать. Но каждое занятие приносит свой результат. Каждый должен стремиться из суммы результатов всех занятий, получить результат обучения.

9. Мотивация учения. Создание обстановки, в которой ученики будут учиться на каждом занятии – это одна из основных составляющих мастерства педагога.

10. Артистизм. Артистизм педагога заключается в неподдельной искренности общения с кружковцами, это глубинная человечность во всех ее проявлениях, постоянное состояние понимания необходимости выполнения определенной цели.

11. Режиссура. Каждый учитель – режиссер своего урока. Он должен стремиться планировать свою деятельность на протяжении всего периода обучения и конкретно на каждом уроке, подчиняя всю свою деятельность с кружковцами конкретной цели.

12. Импровизация. Это одно из основных качеств мастерства педагога. Если педагог не сумеет импровизировать, интерпретировать задуманное, то не будет занятия.

13. Знание реальных возможностей кружковцев и умение развивать их способности. Очень важно верить в способности каждого ученика. Знать их, верить и видеть, как каждый продвигается вперед в познании предмета.

14. Умение ждать результаты обучения от любого кружковца. Мастер должен обладать терпением и верить в ученика. И если преподаватель имел терпение ждать результаты обучения, казалось бы, от самого неспособного, проявлял такт по отношению к этому ученику, вселял веру в его способности, то ученик обязательно достигнет успехов.

15. Терпение. Терпение Мастера должно быть безграничным. Ему необходимо сохранять выдержку и самообладание в ожидании нужных результатов от учеников.

Каждый хочет стать Мастером своего дела. Учитель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать у учеников интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической литературой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера.

Заповеди современного учителя самому себе

Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные .

( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)

Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).

Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

( Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *