Что такое перерабатываемая упаковка

Быть экологичным внутри и снаружи. Часть 2 — упаковка

Сегодня упаковка должна решать не только задачи по привлечению аудитории и донесении информации о продукции, но и быть экологичной. В это понятие входит множество обстоятельств, начиная с материала, заканчивая дизайнерскими решениями. Мы решили рассказать про несколько факторов «Зеленой упаковки».

Биоразлагаемая упаковка не перерабатывается, а разлагается под воздействием окружающей среды. Она подходит для продуктов, которые её в любом случае загрязняют. Например, масло или шоколад.

Такая упаковка при переработке позволяет извлекать полезные фракции, которые в дальнейшем используются для создания новых товаров и упаковок. Рекомендуется использовать однослойную моно-упаковку, так как она лучше всего перерабатывается.

Повторное использование упаковки перестаёт казаться мифом. Потребитель часто самостоятельно придумывает применение для упаковки. Однако если мы говорим о повторном целевом использовании, то здесь можно привести пример бренда Pete и Gerry’s, который разработал многоразовую упаковку для яиц.

Сервис многоразовой упаковки Loop решил объединить и дать возможность разным брендам стать более экологичными. Продукция доставляется в многоразовой упаковке, после использования потребитель сдаёт упаковку в переработку и стерилизацию, далее она снова отправляется в использование.

1. Меньше значит лучше

Если продолжить разговор о биоразлагаемой и перерабатываемой упаковке, мы придём к очевидному тренду — минимализму. Чем больше цветовая палитра, различных тиснений и напылений, слоёв, тем меньше шансов у упаковки на переработку.

Минимализм — это также и тренд в многоразовой упаковке. Ведь она должна быть функциональной и эстетически привлекательной, чтобы потребителю хотелось с ней взаимодействовать. В данном случае важно учитывать «вторую жизнь» упаковки — её цель не продавать себя, а стать полезным элементом декора, вписаться в дизайн интерьера нашего потребителя.

2. Деревенская и природная тематика

Образы деревень, бабушек, ручного производства часто используются в молочной продукции, чтобы вызвать у потребителя ассоциации с фермерским продуктом. Незатейливый дизайн с дружелюбными шрифтами. Часто можно встретить стилизацию под крафт, акварельные иллюстрации. В дизайне могут появляться элементы декора, раскрывающие идею натуральности, например, бечёвка.

С помощью цвета можно рассказать про натуральность и экологичность продукции лучше, чем словами. Некоторые оттенки стали шаблонными: коричневый — апеллирует к крафту, дереву, белый — говорит о чистоте, простоте, минимализме, свежести, зелёный — акцент на натуральности, природности, голубой — как ассоциация с воздухом, лёгкостью, небом.

Дизайнеры, чтобы отстроить продукт от конкурентов, расширяют палитру, ведь природа не заканчивается только на эти четырех цветах. Появляются мягкие и приглушенные для более чуткой аудитории и контрастные сочетания — для более смелой.

4. Крупное вынесение состава

Долгое время покупатели считали экологичной продукцию, основываясь только на её составе. Этот тренд активно используется в дизайне — вынести используемые ингредиенты на лицевую сторону упаковку. Такое решение закрывает барьеры потребителей и также говорит о натуральности продукции.

5. Маркировка товара

«100% натуральный продукт», «Без ГМО», «Без красителей», «Чистый состав» — всё чаще на упаковках можно встретить клеймы, рассказывающие про пользу и апеллирующие к ЗОЖ-аудитории.

Однако не все из этих знаков используются законно или вообще несут за собой какую-либо ценность для потребителя. Если производитель указывает «эко«, «био», «органик», он обязан дать более детальную информацию о свойствах продукта.

Читайте больше статей и ежемесячный дайджест в нашем блоге.

Источник

Что такое перерабатываемая упаковка

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

Тренд на экологичную упаковку постепенно вытесняет привычную комбинацию Полиэтилен + ПЭТ, а главные FMCG компании находятся в поиске прогрессивных решений. Многие из таких уже доступны на рынке упаковки. Разбираемся в ситуации.

Какова ситуация сейчас?

По недавнему исследованию McKinsey & Company “How plastics-waste recycling could transform the chemical industry” только 12% упаковки из пластиковой пленки в мире идет в переработку. В прошлом году Европейский союз запретил производить одноразовую посуду, если она не перерабатывается. Упаковочная отрасль по прогнозам должна прийти к этому в 2021 году.

Решение упаковать продукты в перерабатываемую тару уже поддерживают Danone, PepsiCo, Unilever и Mars. Мировые гиганты присоединились к New Plastics Economy Global Commitment в котором обозначено, что к 2025 году упаковка должна быть экологичной, перерабатываемой, повторно используемой или компостируемой.

— Danone готовы сделать 100% упаковки пригодной для повторного использования или компостирования.

— PepsiCo придерживаются того же, плюс планируют использовать 25% переработанного пластика в своей новой упаковке.

От чего пора отказываться?

В последнее время были популярны биоразлагаемые материалы, но оказывается, что и они вредят природе. Они не разлагаются на 100%, частицы после распада попадают в воду и живые организмы (людей тоже).

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

Так эксперты упаковочной индустрии и производители поняли, что биоразлагаемые полимеры — не панацея в погоне за экологичностью, они также опасны, как и многослойные комбинированные материалы, которые распространены повсеместно. Поэтому сменили курс в сторону перерабатываемой упаковки.

Сейчас самые востребованные упаковки сделаны из 2-3-5 слойных комбинированных материалов. К примеру дой-пак для майонеза сделан из 2 слоев пленки ПЭТ + Полиэтилен.
Внешний слой, ПЭТ, жесткий и блестящий, хорош в работе и устойчив к высоким температурам, а внутренний, полиэтилен, сохраняет продукт. Температура плавления полиэтилена всего 120 градусов.

Такую двухслойную пленку удобно сваривать в пакет, она хорошо держит цвет и форму. Но повторно использовать такой материал невозможно. Если расплавить — полиэтилен сгорит, а ПЭТ — нет. Следовательно для переработки такие пакеты непригодны.
Как и Tetra Pak — многослойный пакет с алюминиевым слоем тоже невозможно переработать.

Источник

Зачем нужна пищевая упаковка и почему ее важно перерабатывать

На упаковочные материалы приходится значительная часть коммунальных отходов

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковкаФото: iStock

Зачем нужна пищевая упаковка

Как напоминают в Precedence Research, упаковка защищает продукты от механических повреждений и порчи в результате размножения бактерий. Она также служит источником информации для потребителя: на ней размещаются сведения о пищевой ценности продукта, месте и времени его производства, правилах употребления, транспортировки, утилизации.

Самым широко используемым материалом для изготовления упаковки (32% мирового рынка) в 2019 году, по данным Precedence Research, были бумага и материалы на ее основе. Однако ожидается, что в будущем значительная часть используемой в мире упаковки будет пластиковой. Среди преимуществ пластика называют низкий вес, дешевизну, высокие защитные показатели. К двум другим распространенным упаковочным материалам относятся металл и стекло. Они достаточно жесткие, хорошо защищают продукты от влаги, света, кислорода, загрязнений, а также могут многократно перерабатываться без потери качества. Однако стекло имеет большой вес и легко бьется, а металлическая упаковка (чаще всего это алюминий и жесть) подвержена коррозии и может представлять опасность для здоровья человека. Упаковка также бывает комбинированной, то есть изготовленной из разных видов сырья — например, бумаги и пластика.

Проблема мусора

В основном упаковка используется всего один раз, после чего отправляется на свалку, напоминает американская некоммерческая организация FoodPrint (продвигает экологичные подходы к производству и потреблению продуктов). Так, по данным Агентства по охране окружающей среды США, в 2018 году на долю пищевых контейнеров и другой упаковки пришлось более 28% от всего объема твердых бытовых отходов (82,2 млн т).

В Европе в 2018 году было произведено более 77 млн т упаковочных отходов, что на 0,3% больше, чем в 2017 году. Каждый житель генерировал в среднем 174 кг такого мусора. Как сообщают в статистической службе «Евростат», показатель варьировался от страны к стране: например, в Болгарии и Хорватии средний вес выброшенной упаковки на душу населения оценивался в 70,8 кг и 67,8 кг соответственно, а в Германии и Люксембурге — в 227,5 кг и 224 кг. Более 40% всех упаковочных отходов составляли бумага и картон, почти по 19% — пластик и стекло, 16,1% — дерево, 5% — металл, 0,3% — другие материалы.

Почему упаковку сложно переработать и как решить эту проблему

Снизить объемы отходов можно за счет их раздельного сбора и утилизации. Доля переработанных упаковочных отходов в странах Евросоюза (ЕС), Великобритании, Исландии, Лихтенштейне и Норвегии в 2018 году составляла 66,3%. Самый высокий показатель фиксировался в Бельгии — 85,3%, а самый низкий — на Мальте, 35,6% (данные за 2017 год). В общей сложности в странах ЕС перерабатывается 38% мусора, в то время как в России этот показатель, согласно информации Счетной палаты (СП РФ) за 2020 год, не превышает 7%. Более 90% отходов, включая тару и упаковку, по-прежнему оказываются на свалках и полигонах и загрязняют окружающую среду.

Такая ситуация сложилась в том числе из-за несовершенной методики разделения разных типов отходов. «Сортирующий автомат помещает предмет определенной формы в определенный отсек независимо от материала, из которого он сделан, — объясняет заместитель директора компании „ЭкоЛайн“ (оператор по вывозу мусора и обращению с отходами) Елена Вишнякова. — Различить разные виды пластика машина не в состоянии. Если упаковку и можно переработать, то отделить ее от похожих предметов не получится. Обычный магазинный пакет „маечка“, сделанный из ПНД (полиэтилен низкого давления. — Прим. Plus‑one.ru), — это перерабатываемый пластик. Но из-за разнообразия композитных пластиковых пакетов аналогичного вида ПНД-пакет считается условно неперерабатываемым. Дой-паки (плоские пакеты, у которых предусмотрено дно: при наполнении упаковки у нее появляется широкое основание; используются для фасовки косметических средств, кормов для животных, кофе, чая, майонезов, кетчупов и т. п. — Прим. Plus‑one.ru), несмотря на абсолютную внешнюю идентичность, сделаны из таких разных материалов, что по умолчанию считаются неперерабатываемыми».

С Еленой Вишняковой согласен исполнительный директор компании «СОЭМЗ» (производит изделия из пульперкартона — формованного бумажного волокна) Дмитрий Гутман. «Сейчас даже мягкая упаковка для влажного кошачьего корма имеет до шести разных слоев, ее крайне сложно разделить и переработать», — говорит он и добавляет, что один из способов увеличить объем перерабатываемой упаковки — унифицировать ее. Например, на стоимость переработки пластиковых бутылок влияет их цвет, поэтому специалист предлагает отказаться от окрашивания. «Создание унифицированной тары — это безусловная тенденция на рынке упаковочных материалов, и в недалеком будущем она получит значительное развитие», — уверен Дмитрий Гутман.

В СП РФ считают, что решить проблему низкого уровня переработки упаковки можно в том числе за счет сокращения общего объема отходов и отказа от одноразовых трудноперерабатываемых товаров и тары в пользу многоразовых. Например, в некоторых европейских странах уже в июле 2021 года вступит в силу запрет на использование таких одноразовых предметов из пластика, как ватные палочки, посуда, столовые приборы, соломинки, палочки для воздушных шаров, контейнеры для продуктов и емкости для напитков. Кроме того, 15 правительств и более 100 организаций, включая производителей упаковки и продуктов (например, Nestlè и Unilever), подписали Европейский пакт о пластике (англ. European Plastics Pact. — Прим. Plus‑one.ru), направленный на развитие экономики замкнутого цикла. В рамках этой инициативы подписанты планируют сделать всю пластиковую упаковку и одноразовые предметы пригодными для повторного использования, сократить применение первичного пластика, а также нарастить мощности по сбору, сортировке и переработке отходов.

Что делает общепит

Меры по сокращению упаковочных отходов принимают и предприятия общественного питания. Директор по устойчивому развитию сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» Ирина Коршунова рассказала, что компания завершила пилотный проект по отказу от трубочек и крышек при выдаче заказов внутри заведений. Сейчас, по словам Ирины Коршуновой, компания анализирует полученные результаты. В Санкт-Петербурге в этом году был также запущен проект по отказу от пластиковой крышки для стаканчика мороженого «Макфлурри». Вместо него в ресторанах использовался прямоугольный контейнер с лепестками. Однако, как оказалось, это усложняет процесс работы для сотрудников. «Раньше сотрудник наполнял стаканчик мороженым, а потом закрывал крышкой. Новый стаканчик заканчивается четырьмя лепестками, и работнику гораздо труднее правильно дозировать мороженое, так как лепестки закрывают обзор. Потом его надо закрыть — это сложнее, чем закрыть крышку. Но несмотря на это, мы вместе с нашими партнерами—поставщиками будем дорабатывать это решение, чтобы была возможность его внедрить», — говорит специалист.

Компания также перешла на использование полностью разлагаемых бумажных пакетов: они изготавливаются из целлюлозы с добавлением макулатуры, благодаря чему снижается негативное воздействие на природу. Кроме того, специалисты финской компании Huhtamaki, которая поставляет стаканчики для «Макдоналдс», уже нашли технологическое решение, позволяющее без потери потребительских свойств облегчить стенки стаканчика. В результате в 2021 году общий вес произведенных стаканчиков будет на 330 т меньше.

С конца 2020 года «Макдоналдс» начал сотрудничать с предприятиями «СОЭМЗ» и «ЭкоЛайн» с целью сформировать модель производства замкнутого цикла. «ЭкоЛайн» собирает и сортирует бумажные стаканчики из ресторанов «Макдоналдс» и направляет их на переработку на «СОЭМЗ». Завод, в свою очередь, будет перерабатывать их в подставки для напитков из пульперкартона и возвращать обратно в «Макдоналдс». «Одноразовые стаканчики для напитков состоят из двух материалов, картона и полиэтилена, которые надо разделять перед переработкой, — комментирует Дмитрий Гутман. — Мы проводим такую сепарацию, после чего бумага остается у нас в производстве, а полиэтилен отправляется на другой завод».

В июле к проекту в тестовом режиме должны присоединиться 20 российских ресторанов «Макдоналдс», а к концу года — около 40. Подставки из пульперкартона «СОЭМЗ» будет доставлять и в другие предприятия общественного питания. К 2025 году «Макдоналдс» планирует перерабатывать все собранные в российских ресторанах отходы при наличии соответствующей инфраструктуры.

Источник

Как бизнесу перейти на перерабатываемую упаковку и при этом сэкономить

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

«Кухня на районе» запустилась в 2017 году и уже через год вышла на 100 тыс. заказов в месяц и привлекла первые инвестиции от «ПИКа» и основателя QIWI Сергея Солонина. Сейчас сервис работает в 31 районе Москвы, а его выручка за 2019 год составила порядка 800 млн руб.

Со временем в «Кухне» был запущен раздел экспресс-доставки продуктов (на сегодняшний день дарксторы представлены в 25 районах Москвы), а также раздел «Фудмаркет»‎ с блюдами из меню московских кафе и ресторанов.

Dark store (англ. «темный магазин»), или магазин без покупателей — склад для сбора онлайн-заказов.

В декабре 2019 года сервис запустил бета-версию программы сбора упаковки для последующей переработки.

А в мае 2020 года «Кухня» выпустила новые прозрачные боксы из безопасного и прочного пластика PP5 на замену старым контейнерам. Обновленные боксы можно использовать для своих нужд либо сдать их на переработку.

Оптимизировать расходы на упаковку и минимизировать экологический след компании. Запустить простой и понятный клиенту процесс сдачи использованных пластиковых контейнеров на переработку через приложение «Кухни».

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

Предпосылки и мотивация

Путь к экологизации компании начался с активностей, которые организовали сотрудники «Кухни на районе» у себя в офисе — они начали собирать макулатуру, батарейки, настроили двухстороннюю печать на принтере и т.п. Параллельно постоянные клиенты сервиса активно писали в службу поддержки с просьбой решить проблему большого количества пластика, который оставался после заказов. Команда посчитала, сколько пластиковых отходов будет оставаться уже через год — объем составил более 100 т в месяц. Тогда было принято решение действовать.

Подготовка к запуску переработки шла почти год. Рассматривались разные варианты: оборотная многоразовая тара, биоразлагаемые решения и т.д. В конечном счете опытным путем была выбрана самая эффективная и проверенная опция — переработка.

«Еще год назад, когда мы думали, по какому пути пойти, адекватной информации по вопросам переработки практически не было. Многие источники противоречили друг другу. Некоторые компании принимали пластик только определенных видов, что нам не подходило. Постепенно мы погрузились в процесс и нашли партнеров, с которыми у нас все органично сложилось» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

Сначала 400 райдеров прошли обучение: они забирали у клиента упаковку и отвозили ее обратно на «Кухню», складывали в промаркированный контейнер для вторсырья. Важно, чтобы пакет с пластиком не контактировал с едой — для этого мы оборудовали часть велосипедов специальными корзинами и стропами.

Таким образом райдер не совершал сложных дополнительных действий и не тратил свой временной ресурс. Но в начале некоторые по ошибке складывали упаковку в кофр для еды. А новички грешили тем, что выбрасывали пакеты в ближайшую мусорку — с такими мы проводили дополнительную беседу, объясняли, почему важно привезти упаковку обратно и что с ней нужно сделать. Но таких случаев были единицы, поэтому в целом обучение не составило проблем, райдеры быстро поняли, что к чему, и сами предложили улучшить какие-то нюансы процесса.

Еще одним важным изменением стало переоборудование точек — кухонь. На каждой точке был установлен отдельный контейнер для вторсырья. Каждый день накопленная упаковка из контейнеров с каждой точки собиралась и отправлялась на сортировочную линию. Там она разделялась по фракциям — бумага, пластик нескольких видов — и далее отправлялась на переработку.

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

В приложении «Кухни на районе» к моменту запуска бета-версии программы переработки появился новый пакет из полиэтилена высокого давления, в котором доставлялась еда. Пакет стал основным носителем коммуникации экопрограммы — благодаря ему многие клиенты узнали, что теперь они могут сдать упаковку на переработку.

В приложении была добавлена кнопка «Отдать на переработку» при оформлении заказа.

Стоимость возврата упаковки составила 9 руб. Три рубля с каждого возврата шли курьеру, три рубля — в WWF России, три — на покрытие расходов сортировки.

«9 руб. — это символическая плата, она не покрывает наши расходы, но зато не обесценивает весь процесс. Она достаточно мала, чтобы все были готовы ее заплатить, и позволит людям осознанно сделать этот шаг. И еще она удобно делится на 3», — комментирует Кирилл Родин, CMO «Кухни на районе».

Таким образом вся инфраструктура для бета-запуска была подготовлена к концу 2019 года — он состоялся 25 декабря.

«В первый день запуска экопрограммы нам стали приходить десятки положительных отзывов: пользователи выкладывали сторис, писали восторженные посты о запуске на Facebook. СМИ подхватили это, получился вирусный эффект. У нас не было запланировано дополнительного промо, все клиенты узнали о переработке самостоятельно из текста на пакете, в котором приехал заказ. Поэтому шквал публикаций от клиентов стал для нас приятным сюрпризом» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Примечательно то, что «Кухне на районе» уже в процессе развития своего «зеленого» направления удалось не только оптимизировать упаковку, но и сэкономить. Сервис на своем примере показывает — для того, чтобы начать внедрять экологические инициативы в любом бизнесе, не стоит пугаться больших затрат. Как оказалось, напротив, они могут привести к оптимизации расходов, если делать определенные шаги (своим пошаговым гайдом для предприятий Кухня поделится чуть ниже).

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

«У нас стояло две задачи — перейти на более экологичную упаковку и сократить издержки на нее. Мы рассмотрели разные варианты и обнаружили, что можем сделать и то, и другое, если перейдем на перерабатываемую упаковку.

Все производители нашей упаковки находятся в России, поэтому, даже во время скачков курса рубля и проблем с поставками, у нас все было в порядке и расходы не увеличились» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Одна из причин, почему экологические инициативы в бизнесе не получают масштабного развития — это заблуждение о больших затратах на реализацию. Пример «Кухни» это опровергает.

На время карантина «Кухня на районе» временно приостановила возврат упаковки. Но пользователи могут собирать и хранить использованную упаковку — как только возобновится работа в штатном режиме, райдеры заберут все накопившиеся контейнеры и «Кухня» передаст их на переработку.

Планы и перспективы

В мае 2020 года сервис также презентовал новую версию контейнеров, разработанную совместно с производством ПолиЭР. Обновленный бокс стал компактным и полностью прозрачным. При производстве бокса используется на 20% меньше пластика, чем в старых контейнерах.

Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть фото Что такое перерабатываемая упаковка. Смотреть картинку Что такое перерабатываемая упаковка. Картинка про Что такое перерабатываемая упаковка. Фото Что такое перерабатываемая упаковка

Команда сервиса планирует создавать обучающие материалы на экотему для пользователей, снимать видео из центров сортировки и переработки, чтобы рассказать и показать людям, как устроен процесс.

Одна из главных целей — сделать все операционные процессы экологичными. «Кухня на районе» — достаточно гибкий бизнес, поэтому новые решения можно внедрять довольно быстро.

«Если раньше мы принимали решения ориентируясь только на количество новых пользователей или маржинальность, то сейчас есть дополнительный критерий. Мы оцениваем, соответствует ли конкретное действие концепции устойчивого развития и как это скажется на окружающей среде» — комментирует руководитель направления устойчивого развития Алина Лихачевская.

Как бизнесу оптимизировать работу с упаковкой, сделать процессы более экологичными и параллельно сэкономить:

Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Как сделать бизнес экологичнее: меняем упаковку

Об опыте Яндекс.Лавки рассказывает экоконсультант Надежда Васякина

За этот год Яндекс.Лавка выросла, расширила географию и сделала несколько важных «зеленых» шагов. Решили, что наш опыт пригодится другим бизнесам, которые хотят стать экологичнее. А еще в конце каждого года принято подводить итоги.

Упаковка — самая неэкологичная часть доставки и, соответственно, наша главная боль — поэтому мы начали с нее. Проблемы с упаковкой обычно такие: ее слишком много, она изготовлена из материалов, которые не подлежат сбору и переработке. Среди таких «не-эко» материалов:

Композитные (комбинированные) материалы

Фольгированный картон или картонная упаковка с ламинацией внутри и прозрачными окошками, смешанные пластики разных видов (маркировка 7 в ленте Мебиуса).

Лента Мебиуса — знак, который означает, что упаковка годится для вторичной переработки. Но поскольку в России принимают не всё вторсырье, лента Мебиуса — не гарантия того, что этот материал действительно переработают.

Термоусадочная пленка ПВХ

Такую пленку используют вместо этикетки и как декоративный элемент — например, пленка плотно «обнимает» бутылку, тем самым сводя шансы упаковки к переработке практически к нулю.

У такой упаковки репутация экологичной, но при этом сомнительные перспективы после использования. В этом пластике есть добавки, которые ускоряют «распад» на мелкие фрагменты — микропластик. Он загрязняет почву, воду, воздух, и, пройдя по пищевой цепи — наш организм. Впрочем, бывают и настоящие биоразлагаемые упаковки из специальных полимеров, но в них есть смысл, только если их компостировать. В России система компостирования пока не налажена, поэтому такой предмет отправится на полигон (мусорное захоронение).

Другие неэкологичные факторы

“Оверпэкинг” — избыточность или излишняя декоративность упаковки: продукт сильно меньше упаковки или в упаковке есть необязательные украшения. Последние чаще всего делают из неперерабатываемых материалов, их бывает сложно отделить от упаковки и на них практически всегда отсутствует маркировка, то есть сдать их не получится.

Экологичная упаковка — та, которая минимально влияет на окружающую среду во время своего жизненного цикла. Оценить это можно по нескольким параметрам:

Сегодня материалов, которые соответствуют 100% этим рекомендаций, не существует. Но в доставке продуктов без упаковки и пакетов пока не обойтись — поэтому мы искали самый экологичный вариант.

1. Изучили рынок упаковки

2. Оценили готовность поставщиков

В феврале 2020 мы пообщались с поставщиками и обсудили возможность перейти на более экологичную упаковку. Не со всеми получалось: кто-то не мог перестроиться быстро, а кто-то не понимал как. Однако поставщики фруктов, овощей и готовой еды были за перемены. Поэтому мы вместе изучили их внутренние процессы, оценили эффективность альтернативных упаковок — как они влияют на скорость сборки и транспортировку товаров, и, соответственно, поняли, какие у нас есть возможности для внедрения.

3. Привлекли экспертов

Обратились к специалистам компании «ЭкоТехнологии», которая выстраивает систему устойчивого обращения с отходами и перерабатывает пластиковую упаковку на собственном заводе в Твери.Мы собрали перечень упаковки, который использовала Лавка и ее поставщики, чтобы получить от экспертов развернутый анализ на основании международных исследований жизненного цикла материалов. В анализе учитывались затраты ресурсов на производство, транспортировку, возможность повторного использования и способы утилизации. Оказалось, что для разных категорий упаковки подходят разные материалы. Для упаковки заказа разумнее всего использовать полиэтилен, для контейнеров с готовой едой — полипропилен, для фруктов и овощей — переработанный картон.

4. Дали рекомендации партнерам

К упаковке товаров нашей собственной торговой марки (СТМ) мы относимся строго. Заранее узнаем у поставщиков о материалах упаковки, оцениваем ее по параметрам экологичности, обсуждаем с ними, как сделать лучше. Из предложенных вариантов останавливаемся на более экологичном, который есть у производителя. Например, для яиц сразу рассматривали только упаковку из вторичного волокна (пульперкартона). Хотя на рынке есть предложения из более дешевого (вспененный полистирол) и более “нарядного” (прозрачный пластик) материалов.

Для производства сыров отказались от избыточной упаковки. Например, бри и камамбер зреют в специальной многослойной бумаге, которая не подлежит переработке, — отказаться от нее нельзя, иначе сыр потеряет в качестве. Но мы обратили внимание, что производители упаковывают сыр не только в бумагу, но и в дополнительную картонную коробку — это украшение не играет никакой роли, однако ресурсы на ее производство тратятся. Поэтому наш сыр завёрнут просто в бумагу с двойной перфорацией. Упаковку для моцареллы также подбирали не стандартную, а оптимального размера для нашего количества сыра, чтобы не тратить впустую лишние материалы.

На основе проведенной нами экспертизы, мы подготовили рекомендации для партнёров. Однако столкнулись со сложностями — производственные линии многих поставщиков отлажены под не самую экологичную упаковку.

Для многих поставщиков переход на экологичную упаковку – работа на перспективу. Они понимают, что со временем так или иначе все больше заказчиков будут выдвигать такие требования. А мы со своей стороны помогаем им перестроиться здесь и сейчас – анализируем какие проблемы с их упаковкой и предлагаем альтернативные варианты. Кроме того, потребители также обращают внимание на экологию – выбирают продукты с упаковкой из перерабатываемых материалов, которую можно сдать.

В некоторых случаях изменение упаковки позитивно влияет на бизнес-процессы. Например, экологичная упаковка может увеличить срок годности продукции с одного до нескольких дней. Это расширяет логистические возможности поставщиков – продукт можно доставить более выгодным способом и не переживать из-за сроков годности. Для нас – это меньше списаний продукции.

5. Внедрили новые решения

Убедили большинство наших поставщиков отказаться от ланчбоксов из ламинированного картона и полистирола. Перешли на пульперкартон и полипропилен — эти материалы заменили более 60% от изначального объема упаковки.

Экологичность зависит от судьбы пакета, от того, как он появился и как часто им пользуются — пластиковые пакеты сами по себе не «зеленые», но мы можем сделать их экологичнее, если используем повторно, а затем сдадим на переработку. Впрочем, с переходом на пластик мы не закрыли «пакетную» тему — продолжаем искать варианты, которые в большей степени соответствуют параметрам экологичной упаковки. Кроме того, вместе с партнерами проводим первое в России исследование жизненного цикла материалов пакетов для доставки — результатами поделимся в следующем году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *