Что такое персть в библии

Перст Божий

Перст Бо́жий — биб­лей­ское выра­же­ние, обо­зна­ча­ю­щее Боже­ствен­ное дей­ствие, силу или зна­ме­ние в фор­мате антро­по­морф­ного языка.

Согласно Писа­нию, пер­стами Божьими были сотво­рены небеса: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих пер­стов, на луну и звезды, кото­рые Ты поста­вил, то что есть чело­век, что Ты пом­нишь его, и сын чело­ве­че­ский, что Ты посе­ща­ешь его?» ( Пс. 8:4-5 ).

Пер­стом Божьим на камен­ных скри­жа­лях были начер­таны десять запо­ве­дей закона: «И когда [Бог] пере­стал гово­рить с Мои­сеем на горе Синае, дал ему две скри­жали откро­ве­ния, скри­жали камен­ные, на кото­рых напи­сано было пер­стом Божиим» ( Исх. 31:18 ).

Персты таин­ствен­ной дес­ницы, явив­шейся перед царем Вал­та­са­ром, отоб­ра­зили гроз­ное опре­де­ле­ние Божьего суда: «В тот самый час вышли персты руки чело­ве­че­ской и писали против лам­пады на изве­сти стены чер­тога цар­ского, и царь видел кисть руки, кото­рая писала» ( Дан. 5:5 ).

Нако­нец, пер­стом Божьим Гос­подь Иисус Хри­стос одо­ле­вал пол­чища демо­нов: «Если же Я пер­стом Божиим изго­няю бесов, то, конечно, достигло до вас Цар­ствие Божие» ( Лк. 11:20 ).

При­ме­ром исполь­зо­ва­ния тер­мина “перст” для обо­зна­че­ния Божьего зна­ме­ния служит фраг­мент, повест­ву­ю­щий об одной из Еги­пет­ских казней: «Ааарон про­стер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и яви­лись мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сде­ла­лась мош­ками по всей земле Еги­пет­ской. Ста­ра­лись также и волхвы чарами своими про­из­ве­сти мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И ска­зали волхвы фара­ону: это перст Божий» ( Исх. 8:17-19 ).

В неко­то­рых слу­чаях через при­част­ность и бли­зость к Боже­ствен­ным пер­стам выра­жа­ется мысль о бли­зо­сти чело­века к Богу: «Живу Я, сказал Гос­подь: если бы Иехо­ния, сын Иоакима, царь иудей­ский, был перст­нем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя» ( Иер. 22:24 ).

В ико­но­гра­фии Страш­ного Суда эта идея вос­про­из­во­дится через сим­во­лику Божьей дес­ницы, удер­жи­ва­ю­щей пра­вед­ни­ков. Данный символ имеет осно­ва­ние в одном из стихов Книги Пре­муд­ро­сти Соло­мона: «А души пра­вед­ных в руке Божией, и муче­ние не кос­нется их» ( Прем. 3:1 ).

Источник

Происхождение человека и особенности его создания. Часть 2. Глава 4

ГЛАВА 4. СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

О происхождении первого человека в Писании сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Выделим здесь следующие вопросы создания человека:

Что понимать под человеком, созданным из праха земного?

Что конкретно произошло в результате вдуновения в лицо человеку

Каково временнóе соотношение между созданием человека из праха и вдуновением в лицо его дыхания жизни?

По каждому из приведенных вопросов существуют различные мнения.

Рассмотрим некоторые из них.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что из праха (персти) сначала было создано тело, которое до вдуновения Божьего было неподвижным (мертвым). Последующее после этого вдуновение дало телу жизненную силу, составляющую существо души (в другом варианте — дало телу разумную душу). При этом святитель не уточняет (не конкретизирует), была ли душа вдунута Богом или появилась каким-либо другим образом в результате дыхания Божьего: «В самом деле, подумай о порядке создания (человека), и размысли, что такое был он прежде вдуновения Господня, которое стало для него дыханием жизни, — и стал душею живою? Он был просто истуканом бездушным, бездейственным и ни к чему негодным, так что все столько возвышающее его преимущество состоит в том Божием в него дуновении…

С человеком было не так (как при создании животных — П.Д.), но прежде созидается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет существо души … при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) — душа. Как бессловесныя, предназначенныя и на пользу и на службу ему, создаются прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела» (44:100,104,105).

Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы, например, архимандрит Сильвестр (Малеванский): «По изображению Бытописателя, Бог, вознамерившись создать человека, творит сперва тело его, творит его, хотя из земли, то есть из готовых уже земных и стихийных начал, но особеннейшим образом, являя в сем случае Свое особенное и непосредственное участие… когда Бог создал человека, взяв персть из земли, тогда вдунул в лицо его дыхание жизни, вследствие чего только человек имел стать человеком с душою живою. Не будь, следовательно, божественного вдуновения дыхания жизни в тело человека, имеющего уже лицо или полное очертание человеческое, человек не был бы живым или полным, настоящим человеком…» (5:188,189).

Блаженный Феодорит, архиепископ Филарет (Гумилевский), протоиерей Григорий Дьяченко также считают, что Бог вначале создал бездушное (мертвое) тело человека, а затем образовал в нем душу. При этом душа была вдохнута (вдунута) Богом в тело человека: «…сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа» (цит. по 6:431); «Из персти земной Бог образует телесный организм, в который вдыхает дыхание жизни, душу (Быт. 2:7) … Здравое размышление должно признать несомненным, что человек создан во времени и, следовательно, Богом, что тело его как обращающееся в землю, должно иметь начало из земли, что дух его бессмертный — происхождения высшего» (3:303,307); «И вот Бог берет несколько земли, и творит из нее тело человека: вышло прекрасное тело человеческое, но тело мертвое, бездушное, как статуя; глаза не видели, уши не слышали, уста не отверзались, ноги не ходили: словом, оно было без души, без жизни. И вот, Бог вдыхает в лицо человека душу, дыхание жизни. И человек стал тотчас настоящим человеком, стал и видеть, и слышать, и говорить, и чувствовать, и ходить, и действовать; этого мало; он начал все понимать, всем повелевать. Сотворив человека из земли, Бог посему назвал его Адамом, то есть земляным» (7:72).

О том, что Бог вдохнул в человеческое тело душу говорят и другие авторы, например: блаженый Августин: «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его…» (45. См. кн. 7, гл. 28, § 43); Великий Кирилл: «… дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу…» (цит. по 1:412); блаженый Феодорит: «божественный Моисей говорит, что сначала было образовано тело Адама, а потом от Бога вдунута была душа … Под именем вдуновения не разумеется здесь какая-либо часть Божественного существа, как думали Кедрон и Маркион, но словом сим обозначается свойство души, как существа разумного» (цит. по 6:431), «Бог создал тело из персти, вдунул в него душу и тем показал два естества, а не три» (цит. по 40:185); святитель Тихон Задонский: «… Бог … создал человека из земли, и вдохнул в него душу живую…» (цит. по 24:1159); архиепископ Антоний (Амфитеатров): «…потом, в приготовленное таким образом тело вводит душу, и не простым повелением — да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих…» (4:108); архимандрит Сильвестр (Малеванский): «…первозданный человек стал душею живою, то есть истинным и действительным человеком, а вместе с сим и человеком по образу Божию, только после того, когда Бог вдунул в лице его дыхание жизни или душу (Быт. 2:7)» (5:260,261); протоиерей Николай Малиновский: «…по совету Своему Бог творит человека … особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную из нее образует тело человека … потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу … Сам вдыхает ее дуновением уст Своих … его (человека — П.Д.) душа есть дыхание уст Божиих, то есть она хотя и не есть в собственном смысле часть дыхания или существа Божия, но она богоподобна…» (6:226,227. Кн. 1). Та же мысль была высказана архимандритом Никифором: «Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдунул в него “дыхание жизни”, то есть “душу, существо духовное и бессмертное” (Быт. 26:27). По смерти душа возвращается к Богу, который дал ее (Еккл. 13:7)» (46. См. «Душа человеческая»); Н.А. Глубоковским: «По сотворении Адама из земли Бог вдунул в него дыхание жизни (Быт. 1:26; 2:7), т.е. душу…» (62:226. См. «Душа человеческая»); преподобным Амвросием, оптинским старцем: «На земле Бог сотворил человека, Адама плотяного, из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7), т.е. душу разумную и бессмертную» (63:564 со ссылкой на: Прп. Амвросий Оптинский. Собрание писем к монашествующим).

Заметим, что в иудейском богословии, при толковании (Быт. 2:7), также говорится, что душа человека была вдохнута в него Богом: «Это словосочетание (имеются в виду слова “существом живым, буквально душою живой” — П.Д.) может пониматься как “живой организм”. Но Онкелос, выполнивший во II в. н.э. перевод Торы на арамейский язык, переводит “душа живая” как “душа говорящая” (“Перевод Онкелоса” не является дословным, он представляет собой своеобразный комментарий). Таким образом, Онкелос указывает на то, что душа человека, которую Сам Творец вдохнул ему в ноздри, отличается от души животного, выпущенной землей: душа человека сразу же дала ему возможность мыслить и выражать свои мысли словами (Сончино)» (38).

Преподобный Серафим Саровский придерживается иного мнения. Он считает, что Адам до вдуновения Божьего уже был живым существом и имел, помимо тела, также душу и дух. При этом все эти три части человека были созданы из персти земной, а в лицо была вдунута благодать Божия, от которой душа стала бессмертной [1]: «. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало … Вот, например: многие толкуют, что когда в Библии говорится — вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, что будто бы до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной.

Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как св. апостол Павел утверждает, да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествии нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленный Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого … то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божиими созданиями … был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть во всем Богу подобную, как и Он, на века веков бессмертную» (47:55).

Святитель Феофан Затворник также полагает, что созданное из праха тело было живым, причем оживлялось оно душою животною, очевидно, созданной тоже из праха [2]. После создания тела, в результате вдуновения, душа животная от воздействия Духа Божьего стала душою человеческой, и животное в образе человека стало собственно человеком: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? Оно было живое тело — было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животного стал человек — ангел в образе человека…

В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества: совесть и ничем не удовлетворимость. Оно есть та сила, которая вдохнута в лице человека при сотворении. Душа — низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой» (48:344,346).

У Протопресвитера Михаила Помазанского другое мнение о природе души: «Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную…» (31:104; 50:83,84).

Профессор протоиерей Ф.А Голубинский полагает, что «откровенное учение, свободное от крайностей материализма и пантеизма, объясняет происхождение души человеческой из понятия творения, по которому она не изводится из материи и не отделяется, как часть от несложного Божественного Существа, но душа, не существовавшая прежде, всемогущею, премудрою силою произведена из небытия в бытие. По сему учению, как все субстанции физической природы не изводятся из какой-то довременной материи, но приведены из небытия в бытие: таким же образом и произошла субстанция высшего рода — душа человеческая … Итак самая душа человеческая, как ограниченная субстанция не может быть частицею Божества, — она произведена из ничего; но идею о Бесконечном, которая сообщает высшую жизнь душе, влечет ее к Божеству, едва ли можно производить из ничего; она есть отражение и во времени раскрывающийся образ вечной, полной, всесовершенной идеи Божества о самом себе» (186:105-107).

Святитель Григорий Богослов о происхождении души говорит: «Душа есть Божие Дыхание, и, будучи небесной, она терпит смешение с перстным … Так рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества. Так из персти и дыхания создан человек — образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума» (Слово 7) (22:130-132); «Во мне двоякая природа; тело сотворено из земли, потому и преклонно к свойственной ей персти; а душа есть Божие дыхание, и всегда желает иметь лучшую участь пренебесных» (цит. по 6:446. См. также сноску 3 в 7:300); «Не для того ли Бог ввел нас в эту борьбу и брань с телом, чтобы мы, будучи частью Божества и родившись свыше, не стали надмеваться…» (Слово 14) (22:542).

Из дословного понимания слов: «душа есть Божие дыхание»; «из персти и дыхания создан человек»; «мы, будучи частью Божества…» можно сделать вывод, что персть и дыхание Божие являлись исходными материалами при создании (для создания) человека. Именно так и считают, например: Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс: «…Мы утверждаем, что душа — из дыхания Бога, а не из вещества, находя поддержку в этом вопросе в одном из положений божественного учения, которое нельзя затемнить. И вдохнул, — говорит, — Бог дыхание жизни в лице человека, и стал человек душой живою, — конечно, из дыхания Бога, и к этой проблеме не стоит более возвращаться…» (65:47. См. гл. 3: Происхождение души — из дыхания Бога); преподобный Анастасий Синаит: «Душа же произошла … из самой пречистой, вечной, непостижимой, неизъяснимой, невидимой, безόбразной, бессмертной, нетленной, неосязаемой, непреходящей и бестелесной природы Бога получила творение и происхождение, чрез оное божественное вдуновение, наша богообразная, богодарованная, богоподобная и богосозданная душа, происшедши как бы из некоего источника жизни живой и животворящей, будучи сотворена светом, как бы из сокровищницы света, исшедши чрез уста Божии и родившись как бы из некоего океана вечного аромата, как бы веяние благоухания, и вселившись в Адаме … Итак, если душа произошла из уст и дыхания Божия, то не из дыхания ли Божия произошли вместе и все существенные свойства души…

Тело его (человека — П.Д.) образовал Бог Своими собственными и Божественными руками, душу же, как невидимую, от совершенно невидимой души Своей Он произвел чрез вдуновение и, как думает Григорий, создал из Себя Самого, а не вложил ее в нас из того, что вне Его. Ибо душа, как созданная из бессмертного и непреложного существа Бога, чрез вдуновение, хотя и преступила заповедь древа, однако осталась в своем нетлении и бессмертии по образу и подобию Божию…» (65:26,27,29).

Аналогичного мнения, по-видимому, придерживается и Н.А. Глубоковский: «По сотворении Адама из земли Бог вдунул в него дыхание жизни (Быт. 1: 26; 2: 7), т.е. душу, как существо духовное и бессмертное, происходящее непосредственно из самого Божественного начала» (62:226. См. «Душа человеческая»).

Однако если персть действительно являлась исходным материалом для тела, то понимание дыхания Божьего, как исходного материала для души или самой души, является необоснованным. Действительно, из того, что душа человека создана из Божьего дыхания (Духа Святого), то есть из существа Божьего (Божественного начала), следует, что и сама душа является чистейшим Духом. Иначе говоря, в этом случае душа обладает Божественной природой и является Богом [3]. При этом сам человек также становится, по сути дела, Богом в человеческом теле и, следовательно, безгрешным.

Неправильность предположения образования души из существа Божьего достаточно очевидна для признания его, по словам святителя Иоанна Златоуста, неразумным: «Здесь некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля богоприлично, не обращая внимания и на приспособительность выражений (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О, неистовство! О, безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение: вдунул, говорят, что души происходят из существа Божия; другие, напротив, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных. Что может быть хуже такого безумия? Так как ум их омрачился и они не познали истинного смысла Писания, то и несутся, как потерявшие духовное око, в противоположные друга другу пропасти, одни возносят душу выше того, чего она заслуживает, а другие низводят ниже надлежащего» (44:103).

Митрополит Иерофей (Влахос) пишет: «Свт. Иоанн Златоуст, объясняя это дуновение Божие, говорит, что предположение, будто дуновение Бога было душою, душа же была передана от сущности Божией через рот Адама, “исполнено не только невежества, но и бессмыслицы”. Ведь если бы это было правдой, то душа не была бы в одном человеке мудрой, а в другом — глупой и неразумной; в одном — праведной, а в другом — неправедной. Сущность Бога “не разделяется и не изменяется, но пребывает неизменной”. Следовательно, дуновение Бога было “действием Святого Духа”. Как Христос сказал “примите Духа Святаго” (Ин. 20:22), так и божественное дуновение, “называемое так по-человечески, есть поклоняемый и Святой Дух”. Согласно словам святителя душа — это не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил и создал душу, однако сам не стал ею. “Изойдя, этот Дух не сделался душою, но сотворил душу; не сам преложился в душу, но создал ее. Ибо Дух Святой созидателен, и он принимает участие и в создании тела, и в создании души. Ведь Отец, Сын и Дух Святой божественной силою творят создание”» (36:101,102).

Аналогично рассуждали и другие авторы, например: «Сама душа не есть некоторая часть сущности Божией; но тем вдуновением обозначается ее природа, потому что разумная душа — дух» (блаженный Феодорит) (цит. по 1:412); «…дыханием Своим Бог вдохнул в человеческое тело душу; но что это дыхание Божие не есть сама именно душа» (Великий Кирилл) (цит. по 1:412).

По вопросу толкования слов «мы, будучи частью Божества» (22:542) следует заметить, что «это выражение не должно разуметь в смысле вещественном; оно, по изъяснению Никиты, толкователя слов святого Григория, означает дыхание жизни, которое Бог вдунул в лицо первосозданного человека (см. Быт. 2:7), и вместе — образ Божий» (см. сноску в 31:542).

Очевидно, что святитель Григорий Богослов в «Словах 7,38,45» имел в виду не происхождение души из существа Божиего, а то, что Бог Своим вдуновением вложил в человека жизнь: «… художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа, созидает, говорю, человека. И из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий, — поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему Царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого» (Слово 45) (22:92) (см. также Слово 38) (22:112).

Приведем мнения других авторов о данном вопросе:

«Понимая эти слова (о том, что душа есть Божие Дыхание и что из персти и дыхания создан человек — П.Д.) буквально, мы должны были бы вывести из этих двух отрывков заключение о нетварном характере души и видеть в человеке некоего бога, отягченного телесной природой, или же, по крайней мере, видеть в нем некое смешение Бога и животного. Понятое так сотворение человека по образу Божию противоречило бы христианскому учению, которое видит в человеке существо, призванное достигать единения с Богом, становиться богом по благодати, но никак не видит в нем Бога по самому его происхождению … Св. Григорий Богослов не мог поддерживать подобной точки зрения … “Божие дыхание” указывает, таким образом, на модус сотворения человека, в силу которого дух человека тесно связан с благодатью и ею произведен, подобно тому как движение воздуха, производимое дуновением, содержит в себе это дуновение и от него неотделимо. Именно присущую душе причастность Божественной энергии и означает выражение “частица Божества”» (В.Н. Лосский) (8:89,90);

«…Если бы наша душа была нетварной, мы были бы Самим Богом, лишь обремененным земным прахом, а все творение было бы лишь иллюзорной игрой. И все же св. Григорий Богослов справедливо может говорить о присутствии в человеке “частицы Божества”. Нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие,Божественная струя, животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования…» (В.Н. Лосский) (8:239);

Само по себе выражение: Душа — происхождения небесного, — не значит, что душа божественна по существу. “Вдунул дыхание жизни” есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как — дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического, существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа — или есть элемент — Божества» (протопресвитер Михаил Помазанский) (31:104,105);

Блаженный Августин рассуждает об этом так: «Но, прежде всего, обратим внимание на самое изречение: вдуну или вдунул в лице его дыхание жизни. Ибо в некоторых кодексах стоит: “дохнул” или “испустил дыхание на лице его”. Но так как у греков имеется энефосэсен, то несомненно надобно сказать “дунул” или “вдунул”. Некоторые на основании этого выражения полагали, что душа — некая часть самой субстанции божественной или — одной природы с Богом, думая так потому, что, когда дышит человек, он испускает нечто из самого себя. Напротив, это-то именно и должно побуждать нас отвергать подобное, враждебное кафолической вере, мнение. Мы веруем, что природа или субстанция Божия, которую многие признают в Троице, но не многие разумеют, совершенно неизменяема. А кто же сомневается, что душа может изменяться к лучшему или худшему? Поэтому, мнение, что душа и Бог одной субстанции, мнение нечестивое…» (блаженный Августин) (45. См. кн. 7, гл. 1, § 2; гл. 2);

Далее блаженный Августин говорит, что душа произошла не из тела и не из Бога, а от Бога и является сотворенным Им духом: «… мы должны думать, что Он дыханием Своим сотворил душу ни из Себя Самого, ни из телесных элементов … О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его, — что она бестелесна, т.е. не тело, а дух не из субстанции Его происходящий, а сотворенный Богом, но сотворенный не так, чтобы в его природу превратилась какая-либо природа тела или неразумной души, и, отсюда, сотворенный из ничего, — что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которой не может потерять ни в каком случае, по некоторой же изменяемости, по которой может быть и лучше и хуже, она справедливо может быть названа и смертной, так как истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: единый имеющий бессмертие (1Тим. 6:16)» (45. См. гл. 4, § 6; гл. 28, § 43).

Преподобный Иоанн Дамаскин о создании человека пишет: «Бог… творит человека и из видимой и невидимой природы [4], … тело образовав из земли, душу же, озаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения … Далее, тело и душа сотворены в одно время; а не так как пустословил Ориген, что одна прежде, а другая после» (1:151,152).

Такое же мнение высказано и другими авторами: «Другое важное обстоятельство, выделяемое святыми отцами, заключается в том, что тело не может существовать без души, равно как и душа без тела. Создавая тело, Бог тотчас же создает и душу [5]. Преподобный Анастасий Синаит пишет: “Ибо не было ни тела прежде души, ни души прежде тела”… Душа не существовала прежде создания тела, но создается вместе с ним: “Ибо Он не ставит душу до или после тела, но вместе с его возникновением создается и она”» (митрополит Иерофей (Влахос) (36:102); «…В тот самый момент, когда земной прах принял фигуру (форму) человека, эта последняя особым, нарочитым действием Самого Бога получила душу, как начало разумной жизни» (профессор А.П. Лопухин) (11. См. толкование слов «и вдунул в лице его дыхание жизни…» из Быт 2:7).

Святитель Василий Великий о различии в видах (типах) создания частей человека (тела и души) говорит: «“И взял Бог прах от земли и вылепил Бог человека”. Некоторые говорили, что слово “вылепил” относится к телу, а слово “сотворил” — к душе. Пожалуй, такое толкование не лишено истины. В самом деле, когда говорится: “И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его”, то употребляется слово “сотворил”. Когда же нам повествуется о телесной сущности, то употребляется слово “вылепил”. На это различие между творением и лепкой указывает Псалмопевец, когда говорит: “Руки Твои сотворили меня и вылепили меня”. Сотворил внутреннего человека, вылепил внешнего. Ведь лепка имеет дело с глиной, а творение — с тем, что по подобию. Поэтому плоть вылеплена, а душа сотворена» (15, Беседа 11).

Протоиерей Николай Иванов также обращает внимание на то, что тело человека создано, а душа сотворена: «Человеческий организм, как и любой другой организм, состоит из материи. Следовательно, по телу он не сотворен, а создан, подобно организмам других живых существ, обладающих психикой.

Поэтому автор Книги Бытия, сказав о сотворении человека как принципиально нового существа [6], далее (в главе второй) говорит, что по телу, то есть как организм, человек не сотворен, а создан из праха земного…

Подытожим сказанное: как принципиально новое существо человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности. Он сотворен по образу и подобию Божию Он носит в груди своей дыхание Самого Творца.

Но вместе с тем по своему телу он в принципе не отличается от всех остальных тварей, которых извела земля. В этом отношении он не представляет собой ничего принципиально нового, и поэтому о его появлении говорится в шестом дне мироздания, когда возникли все высшие животные. Поэтому о нем говорится, что он создан из праха земного» (14:53,131).

§1. Исходя из приведенных в разд. 3.1.1 мнений о создании тела и духовного существа [7] человека, можно сделать следующие выводы:

· общим мнением является то, что:

– тело человека создано (точнее преобразовано) из уже готового (исходного) материала — праха земного, полученного (преобразованного), в свою очередь, из первозданного (первобытного) вещества;

– душа человека (душа разумная) образована в результате (от) Божьего вдуновения;

· по другим отдельным аспектам (вопросам) происхождения человека имеются различные мнения.

§2. Рассмотрим некоторые из этих аспектов и соответствующие им мнения.

Под человеком, созданным из праха земного различные авторы понимают:

· безжизненное (мертвое) тело человека (святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Филарет, протоиерей Григорий Дьяченко и др.);

· живое тело с душою животною (святитель Феофан Затворник);

· живое тело с душою и духом животными (преподобный Серафим Саровский).

Приведенное выше толкование преподобным Серафимом Саровским Быт. 2:7, по-видимому, обусловлено его дословным пониманием слова «человек» в (Быт. 2:7). Действительно, если под человеком в (Быт. 2:7) понимать живое существо, представляющее собой единство тела, души и духа, в соответствии со стихом (1Фес. 5:23), на который и ссылается преподобный Серафим Саровский, то тогда все эти три части до вдуновения Божьего следует считать созданными из праха земного.

Вместе с этим, поскольку душа живая означает физическую жизнь, или живое существо вообще [8], а человек стал душою живою (т.е. живым) только после вдуновения Божьего (Быт. 2:7), то, следовательно, человек, созданный из праха, не был живым. «Ты … дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он (после вдыхания духа жизни — П.Д.) сделался живым пред Тобою…» (3Езд. 3:5).

Именно так и считает большинство авторов, полагая, что под человеком в (Быт. 2:7) понимается тело, которое стало живым только после (в результате) вдуновения. Действительно, в Библии нередко слово «человек» означает «тело» (используется в значении «тело») [9], а слово «тело» — означает «человек» [10].

Однако при таком понимании процесса создания человека, возникает вопрос: что именно понимать под дыханием жизни, вдунутым в лицо человека или каким именно образом появилась человеческая душа? На этот вопрос можно предложить три варианта ответа.

а) Душа появилась в теле из дыхания Божьего (из существа Божьего). Однако выше была показана неприемлемость и абсурдность такого мнения.

б) Душа была вдохнута (вдунута) в тело Богом. Именно так считает ряд авторов (святитель Тихон Задонский, Великий Кирилл, блаженный Феодорит, архиепископ Филарет (Гумилевский), архиепископ Антоний (Амфитеатров), протоиерей Николай Малиновский и др.). Но здесь, в свою очередь, необходимо возникает вопрос: когда и каким образом была создана богообразная душа, вдунутая впоследствии в лицо человека?

Блаженный Августин, подробно рассматривая данный вопрос в работе «О книге Бытия, буквально» говорит, что душа была сотворена Богом и до определенного времени скрыто находилась среди других творений: «…можно думать, что человек в шестой день сотворен так, что причинное начало его тела было сотворено в мировых элементах, душа же его сотворена так же, как создан первоначально и день, и, сотворенная, скрыто находилась в делах Божиих, доколе в свое время Бог не вложил ее Своим дыханием, то есть вдуновением, в образованное из персти земной тело» (45. См. кн. 7, гл. 24, § 35); «О душе же, которую Бог вдунул в человека дыханием в лице его, я утверждаю только, что она от Бога, но не субстанция Его, — что она бестелесна, т. е. не тело, а дух не из субстанции Его происходящий, а сотворенный Богом, но сотворенный не так, чтобы в его природу превратилась какая-либо природа тела или неразумной души, и, отсюда, сотворенный из ничего, — что она бессмертна по некоторому образу своей жизни, которой не может потерять ни в каком случае, по некоторой же изменяемости, по которой может быть и лучше и хуже, она справедливо может быть названа и смертной, так как истинное бессмертие имеет только Тот, о ком сказано: единый имеющий бессмертие (1Тим. 6:16)» (45. См. кн. 7, гл. 28, § 43).

Здесь (в мнении блаженного Августина), по-видимому, следует считать, что душа сотворена в первый день, когда творился духовный мир. Об этом также говорит прот. Николай Иванов: «Небо — это весь духовный мир, то есть как весь мир ангельский, бытие которого исповедует Церковь, так и весь человеческий духовный мир, то есть все то, что в человеке является духовным, называемым, согласно принятой Церковью терминологии, духом, душой, бесплотным, невещественным (то есть то, что несводимо к объектам, изучаемым физикой)» (14:70).

Однако такое понимание происхождения души связано с двумя недостатками. Во-первых, остается непонятным, почему об этом не сказано в Библии конкретно, в то время, как о создании тела человека сказано вполне определенно, хотя «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть (Иак. 2:26), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12:7)» (30:175). Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так: «… при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа» (44:105). Другим недостатком, причем весьма серьезным, является необходимость считать, что Бог вначале сотворил богообразную душу, а только потом стал размышлять об этом в Своем Совете: сотворим человека по образу Нашему… (Быт. 1:26). О данном Совете прот. Григорий Дьяченко пишет: «Так как Бог имеет три лица, то сначала между лицами Божества было как бы совещание о том, как сотворить человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему (Быт. 1:26), такого сотворим, который был бы Нам подобен, который владел бы рыбами в воде, птицами в воздухе, животными на суше, и всею землею, и всем, что на земле, который чувствовал бы цену всего и умел бы пользоваться всем» (7:72).

Отметим, что некоторые авторы, полагая, что душа произошла в результате вдуновения Божьего, не говорят, что она была именно вдунута в тело и вообще не конкретизируют способ ее происхождения (святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин и др.).

в) Душа появилась в теле от воздействия (в результате) дыхания Божьего. Суть этого варианта заключается в следующем. Из праха земного Богом было создано не только одно тело, но также и «заготовка» для будущего духовного существа человека, или исходное духовное существо человека. Таким образом, с одной стороны, это было уже не просто безжизненное тело, а, с другой — еще и не человек в полном смысле этого слова. Это был «будущий человек».

При выборе из двух слов для обозначения созданного Богом из праха: «тело» или «человек», более по смыслу подходит все же слово «человек», поскольку мы даже и одно тело (без души) связываем с образом человека, называя, например, труп мертвым человеком. В данном же случае мы имеем дело не только с одним телом человека, но и с его будущим духовным существом, то есть с будущим человеком в целом.

Вдуновение же, или дыхание Божье, преобразовало исходное духовное существо, выполненное из праха земного (не смешиваясь с ним), в собственно духовное существо человека и человек стал живым. Иначе говоря, душа (душа и дух) образованы из праха земного под воздействием (от воздействия, в результате воздействия) на него чистейшего Духа. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Аналогично этому, огонь, действуя на металл и не смешиваясь с ним, изменяет его свойства. Другой аналогией может быть воздействие огня на дерево, в результате чего грубое дерево, не смешиваясь с огнем, преобразуется в более однородную и тонкую субстанцию — пепел.

Некоторым подтверждением создания человека из праха в целом, возможно, могут служить следующие стихи Священного Писания: «Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел…» (Быт. 18:27); «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14); «… люди все — земля и пепел» (Сир. 17:31); «И все люди из праха, и Адам был создан из земли…» (Сир. 33:10); «Первый человек из земли — перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор. 15:47).

§3. Как легко видеть, в предлагаемом нами варианте толкования библейского повествования о происхождении человека имеется существенное сходство с отдельными аспектами рассмотренных выше вариантов. Вместе с этим в данном варианте и тело, и духовное существо человека созданы путем их преобразования из праха, то есть они не сотворены [11]. Если в отношении тела здесь нет расхождений с другими мнениями, то в отношении духовного существа они как бы имеются. Так святитель Василий Великий говорит, что «…плоть вылеплена, а душа сотворена» (15, Беседа 11). Протоиерей Николай Иванов также отмечает, что тело человека создано, а душа сотворена (14:53,131). Однако это расхождение не в существе вопроса, а лишь в используемой терминологии. Рассмотрим теперь этот вопрос подробнее.

Протоиерей Николай Иванов пишет, что «автор Книги Бытия во всем повествовании о сотворении мира только три раза употребляет слово сотворил (древнееврейское бара). Во всех трех случаях речь идет возникновении принципиально новой сущности.

Первое бара — сотворение неба и земли.

Второе бара — сотворение души живой, то есть того, что теперь в науке называется психикой.

Третье бара — сотворение человека. Человек, будучи одним из организмов Земли, в то же время по своим духовным особенностям есть нечто принципиально новое в мироздании … Подытожим сказанное: как принципиально новое существо человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности [12]. Он сотворен по образу и подобию Божию Он носит в груди своей дыхание Самого Творца…» (14:52,131).

Здесь первое бара (Быт.1:1) означает первое создание «из ничего», которое, уже в силу этого, является и принципиально новым. Второе и третье бара (Быт. 1:20,21,26,27) означают уже не создание «из ничего», а создание принципиально новых видов творения — живых существ — из имеющихся «материалов». При этом человек является принципиально новым существом по отношению к бестелесным ангелам потому, что представляет собой единство духовного существа и тела (т.е. целое, составленное из духовного существа и тела), а по отношению к животным — потому, что создан по образу Божьему, с возможностью подобия Божьего и, в частности, наделен разумом [13].

В связи с изложенным, содержание термина «творить», приведенное ранее, следует дополнить еще и созданием принципиально нового объекта из уже имеющихся (исходных) материалов и/или частей. Под принципиально новым объектом здесь понимается объект, у которого появились принципиально новые свойства. А именно такие свойства, которых не было у исходного материала и/или исходных частей и которые не могли появиться в результате механического, химического и других известных видов соединений, а также не были заложены в молекулярной или атомной структуре имеющихся объектов [14]. Это расширяет содержание термина «творить» и снимает указанное выше расхождение в терминологии.

Для пояснения сказанного отметим, что все сотворенное Богом можно разбить на два вида: объекты, представляющие собой вещественную или духовную субстанцию, и свойства [15], которыми Творец наделил эти объекты. Поэтому, с точки зрения новых особых свойств человека (образа и подобия), он сотворен. В Писании именно так и говорится о человеке с учетом его особых свойств: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему (Быт. 1:26); сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1:27).

Таким образом, творение мира состоит не просто в формировании какого-либо уже имеющегося материала, а в создании данного материала (первобытного или начального вещества), наделении его определенными свойствами, а также в таком изменении этого материала, при котором изменяются не только его формы, но и содержание (сущность).

Что касается временнόго соотношения между созданием тела и души, то здесь имеются два различных мнения:

— о последовательном создании тела и души (вначале было создано тело, а затем — душа) [16]. К сторонникам последовательного создания вещественной и духовной частей человека относится, например, святитель Иоанн Златоуст: «… при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) — душа … тело создается прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости Божией, создана будет душа, можно ей было показать свою деятельность движением тела» (44:105);

— об одновременном создании тела и души (душа и тело были созданы одновременно) [17]. Сторонником одновременного создания вещественной и духовной частей человека является, например, святой Иоанн Дамаскин: «…душа и тело сотворены в одно время; а не как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (1:151,152).

[1] Такого же мнения, как следует из (10:212), придерживается и святитель Кирилл Александрийский.

[2] Это следует из слов святителя о том, что живое тело, созданное из персти земной, имело до вдуновения Божиего душу животную (48:344). Данные слова приведены ниже в основном тексте). Иначе говоря, душа, оживляющая тело, не была получена от вдуновения Божьего и, следовательно, была создана из праха земного.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) по данному вопросу пишет: «Епископ Феофан Затворник также (имеется в виду также, как и преподобный Серафим Саровский — П.Д.) считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом, вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения» (49:125,126).

[3] «Бытие из существа Божия может быть только Божественным и вечным» (31:63). Заметим, что «бытие из существа Божия» является, по своей сути, рождением. Ибо рождение «… состоит в том, что из существа рождающего выводится рождаемое, подобное по существу» (1:88).

[4] «Ибо надлежало, чтоб прежде была создана постигаемая только умом сущность (невидимая природа — ангелы — П.Д.) и при таких обстоятельствах — сущность, воспринимаемая чувством (земной мир — П.Д.) и тогда этот самый человек, состоящий из той и другой» (1:121).

«…Бог сотворил духовную (невидимую — П.Д.) сущность: я говорю об ангелах и всех, находящихся на небе чинах … Еще же сотворил Бог и чувственную (видимую — П.Д.) природу, как небо, так и землю, и то, что лежит между ними. И так, одну природу Он сотворил родственную Себе (ибо родственна Богу разумная природа и постигаемая для одного только ума), другую же — лежащую, конечно, по всем направлениям весьма далеко, так она, естественно, доступна чувству» (1:151).

[5] Заметим, что ряд авторов, в частности: свт. Иоанн Златоуст; архим. Сильвестр (Малеванский); архиеп. Филарет (Гумилевский); прот. Григорий Дьяченко; блж. Феодорит считают, что вначале было создано мертвое тело, а затем образована душа.

[6] «Человек, будучи одним из организмов Земли, в то же время по своим духовным особенностям есть нечто принципиально новое в мироздании» (14:52).

[7] Поскольку в данной работе не рассматривается вопрос, состоит ли человек из души и тела или духа, души и тела, то здесь мы используем термин «духовное существо» для обозначения им того, что было образовано в человеке в результате Божьего вдуновения. В дихотомической схеме состава человека это будет душа, в трихотомической — дух и душа. Для сокращения, мы будем иногда использовать термин «душа» в значении «духовное существо».

В настоящей работе говорится лишь о природе человеческой, которая является двойственной (вещественной и духовной). Однако двойственность природы человека не исключает возможность его тройственного состава.

[8] «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт. 1:20); «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24); «…а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:30); «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7); «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19); «Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными…» (Быт. 9:9,10); «И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9:16). См. также: Быт. 2: 19; 9:10,12, 5. Об этом же говорится в 29:113 (см. «Душа»).

Заметим, что в иудейском богословии, в комментариях Сончино и Раши текста Торы, касающегося создания различных живых существ (Быт. 1-2), включая человека, говорится о том, что «душа живая» означает «живое существо» или «существо, обладающее жизнеспособностью». При этом «душа человека» отличается от «души животной» тем, что:

– «душа человека сразу же дала ему возможность мыслить и выражать свои мысли словами» (Сончино);

– (душа) человеческая живее всех, поскольку он (человек) наделен рассудком и речью (сверх того, что присуще другому живому существу) (Раши) (38).

[9] «…ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19); «Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее» (Сир. 17:1); «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов. 10:9); «…и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:15).

[10] «Слово “тело” употребляется в Библии в следующих значениях: … Человек, живущий на земле; весь человек…» (35:388).

«… она (душа — П.Д.) не обитает в теле, а выражается телом, которое в свою очередь, как и плоть, обозначает всего человека» (32. См. «Душа»).

«Человек “дан” нам в разных смыслах. Но — прежде всего и первее всего он дан нам телесно, — как тело. Тело человека — вот что первее всего называем мы человеком.

Но что же такое тело? — Не вещество человеческого организма, разумеемое как материя физиков, а форму его, да и не форму внешних очертаний его, а всю устроенность его, как целого, — это-то и зовем мы телом» (51:264).

«…Священное Писание, говоря о целостном человеке, в различных местах употребляет слово “тело”…» (59).

[11] Если под творением понимать создание «из ничего».

[12] До появления человека в мире уже существовали творения не только подобные по одаренности человеку, но и превышающие его — ангелы, о которых говорится, например, следующее: «Ангелы суть духи совершеннейшие души человеческой … Святые отцы и учители Церкви, за исключением одного или двух (Тертуллиана и Оригена — П.Д.), единодушно признавали ангелов существами, высшими человека, и приписывали им большее ведение, большее могущество» (2:393,394). Отметим, что совершенство ангелов, в сравнение с человеком, понимается в работе 6 как по своей (ангельской) природе вообще, так и по своему уму, частности (см. 6:393).

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие…» (1:117). Приведем для сравнения определение души, которое дано в той же работе (1): «душа есть сущность живая, простая и бестелесная … бессмертная, одаренная и разумом и умом … независимая … обладающая слишком изменчивою волею…» (1:153).

[13] Аналогичное можно сказать и по-другому — с точки зрения психики человека. Психика человека появляется только при соединении (определенном взаимодействии) души и тела. Психические процессы у человека представляют собой принципиально новое свойство, отсутствующее как у ангелов, так и у отдельных душ и животных. При этом не следует отождествлять способности души мыслить, чувствовать, желать и те же способности у человека, поскольку для их проявления необходимо нормальное функционирование как головного мозга, в частности, так и нервной системы, в целом (то есть нормальное функционирование тела). Поэтому человек и является принципиально новым Божьим созданием: новой разумной тварью; новой чувствующей тварью (то есть тварью, имеющей чувства); новой живой тварью; новой тварью вообще (64:95-102).

[14] «Новый подход к целому нашел свое экспериментальное и теоретическое обоснование при исследование сложноорганизованных систем, которое показало, что целое не сводится к сумме частей. Эти исследования, предпринятые в рамках системного подхода, ясно свидетельствуют, что новые свойства и качества, присущие целому, отсутствуют у отдельных частей и возникают лишь в результате взаимодействия, объединения и синтеза частей» (52:651. См. «Часть и целое»).

Иначе говоря, суммарные свойства (характеристики, способности) целого не являются суммой свойств его частей. Так, например, при соединении хлора и натрия, каждый из которых является для человека ядовитым веществом, получается обыкновенная соль, широко используемая в пищевой промышленности.

[15] Эти свойства называют «законами природы», про которые святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Мне дано узнать, что природа управляется обширнейшим, премудрым законодательством, что законодательство это одинаково объемлет и громаднейшие, и самые малейшие творения. Ничто из существующего не изъято из подчинения законам» (29:4).

Профессор протоиерей Ф.А. Голубинский пишет: «Когда свободная воля Творца решила привести из небытия в бытие новые существа, то премудрость Его, постоянно и неизменно действующая, сообщила субстанциям сотворенным и законам их существования и действования характер необходимости и постоянства … Так постоянство законов и в духовном и физическом мире есть отражение необходимости Божественного действования … Образ неизменяемости Его (Божества — П.В.) можем видеть в субстанциях и постоянных их законах» (186:26,27,30).

«Слава Тебе, явившему непостижимую мудрость в законах вселенной; слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия» (акафист благодарственный «Слава Богу за все», икос 7).

«Весь он (вещественный мир — П.Д.) состоит из законов и подчинен этим законам; и законы эти очевидно — дело Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Духа, Дух этот есть Бог» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) (60:537,538).

«По окончании творения Бог предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по “законам природы”» (протоиерей С. Слободской) (61:121).

Цитируемая литература к настоящей главе будет приведена в разделе: «Часть 2. Глава 4 (продолжение)»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *