Что такое первое профильное испытание
Что такое внутренние экзамены в вузах
Внутренний экзамен вошел в российские образовательные реалии вместе с введением ЕГЭ. Максимально стандартизированное выпускное школьное испытание, результаты которого оцениваются по единой шкале, уравняло шансы на зачисление в лучшие вузы страны для всех абитуриентов, но определенные категории поступающих все-таки могут, а в некоторых случаях должны, сдавать в вузах еще и внутренние экзамены.
Что такое внутренний экзамен в институте
Зачисление в российские вузы большинства поступающих проходит по результатам ЕГЭ. Большинства, но не всех – для некоторых категорий абитуриентов законодательно предусмотрено проведение вступительных испытаний – внутренних экзаменов, которые учебные заведения организуют сами.
Внутренний экзамен – это основное или дополнительное вступительное испытание (ДВИ), которое проводится в вузе по его программам, но имеет ту же силу и значимость, что и результаты ЕГЭ.
Внутренние экзамены могут быть разного характера:
Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам тоже могут быть основными (то есть служат полноценной альтернативой ЕГЭ) и дополнительными – в этом случае их результаты суммируются с баллами за единый госэкзамен и существенно влияют на позицию абитуриента в конкурсном рейтинговом списке.
Кто может сдавать
Право сдавать внутренние профильные вступительные испытания как основные вместо ЕГЭ имеют абитуриенты нескольких категорий:
Также внутренний экзамен в качестве вступительного сдают:
Дополнительные творческие или профессиональные вступительные испытания вузы проводят для поступающих на педагогические, медицинские, военные, многие инженерные (архитектура, строительство) и, естественно, творческие специальности.
Вузы, которые проводят вступительные испытания
Принимать внутренние экзамены вместо ЕГЭ у иностранцев и тех, кто сдавал ГВЭ или окончил ссуз, могут все высшие учебные заведения. Дополнительную проверку знаний по общеобразовательным предметам или творческие испытания проводят лишь в отдельных случаях некоторые вузы.
ДВИ профильной направленности
Профильными считаются предметы, хорошее знание которых необходимо для работы по будущей профессии. Экзамены по таким дисциплинам выпускники школ сдают во время ЕГЭ – для поступления на нужную специальность. Но некоторые высокорейтинговые вузы проводят дополнительный внутренний экзамен по профильному (то есть общеобразовательному) предмету. Такое право есть у считанных учебных заведений.
Реестр вузов, которые перед зачислением могут проводить внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, вместе с перечнем соответствующих испытаниям направлений ежегодно формирует Минобрнауки и утверждает Правительство РФ. Рособрнадзор отбирает университеты и институты по правилам, утвержденным постановлением № 843 Правительства РФ от 25 августа 2016 г. Жесткий «кастинг» проходят далеко не все вузы, подавшие заявку на проведение внутренних экзаменов по профильным предметам.
Для того чтобы получить исключительное право перепроверять знания абитуриентов, высшее учебное заведение в течение трех лет подряд должно бить рекорды по качеству приема на бюджет. В переводе на сухой язык статистики это значит, что не менее 90 % первокурсников, зачисленных на все аккредитованные специальности вуза, соответствуют одному из двух критериев:
В последние три года право проведения профильных ДВИ на определенные специальности получают всего шесть вузов. Четыре из них вошли в перечень, утвержденный специальным правительственным распоряжением.
Вуз | Направления (бакалавриат и специалитет), на которые проводится профильное ДВИ |
---|---|
Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина | Юриспруденция |
Московский государственный лингвистический университет | |
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова | Перевод и переводоведение |
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России |
Постоянный особый статус еще двух – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) – закреплен законом об образовании. Эти два флагмана российской высшей школы в ежегодных конкурсных отборах не участвуют и самостоятельно определяют специальности и направления, при поступлении на которые абитуриенты сдают ДВИ.
На особом положении и высшие учебные заведения, обучение в которых предполагает в дальнейшем поступление на госслужбу и получение допуска к государственной тайне. Это вузы МИД, МВД, ФСО и МЧС. Перечень дополнительных испытаний, которые они могут проводить для приема на определенные специальности, устанавливают соответствующие министерства-учредители. Будущие дипломаты сдают английский, силовики – математику, русский или обществознание.
Рособрнадзор и правительство крайне придирчиво относятся к формированию перечня вузов, наделенных исключительным правом проводить внутренние профильные экзамены. Если в 2009 году в список входили 24 учебных заведения, то в 2010 – уже только 11, а в 2014 – и вовсе всего 5.
Творческие
ЕГЭ – это универсальный экзамен для всех. Во время него учащиеся решают однотипные задания, а уровень их подготовки оценивается по единой шкале. Такая форма контроля знаний уравняла шансы на поступление в престижные вузы для всех абитуриентов, независимо от того, проживают ли они в крупном городе или провинции. Но никакие тесты не покажут уровень таланта будущего артиста или физической подготовки потенциального спасателя.
Для того чтобы оценить способности своих будущих студентов, наличие у них творческих талантов, определенных психологических или физических качеств, в некоторых вузах проводят внутренние экзамены. Иногда их результаты важны для зачисления в институт даже больше, чем баллы ЕГЭ.
Важнейшая функция ДВИ – исключить ситуацию, когда зачисленный студент окажется не в состоянии учиться. Конкурс на престижные специальности, как правило, 10–15 и больше претендентов на место. Благодаря экзамену вуз может отсеять случайных кандидатов и набрать студентов, которым по силам освоить выбранную профессию.
Проходит внутренний экзамен в форме письменной работы, психологического тестирования, творческого испытания, сдачи нормативов по физподготовке или просто устного собеседования. В число основных направлений, по которым университеты дополнительно «испытывают» знания, умения, таланты и возможности абитуриентов, входят:
Полный перечень направлений и специальностей, на которые сдают внутренние экзамены творческой и профессиональной направленности, утвержден приказом №21 Минобрнауки РФ от 17 января 2014 г.
Как проходит ДВИ
Внутренние экзамены и ДВИ по каждому предмету вузы проводят по единым заданиям и, как правило, одновременно для всех факультетов, на которых дисциплина включена в список обязательных вступительных испытаний. Письменные работы, как и ЕГЭ, «обезличиваются» – им присваивается код, и проверяют их в зашифрованном виде по стандартным критериям. Результаты внутреннего экзамена автоматически засчитываются в конкурсе на всех направлениях, куда абитуриент подал заявления.
По предметам ЕГЭ
Дополнительное тестирование по профильным предметам единого госэкзамен обычно проходит в письменной форме. Чего-то сверхъестественного во время него требуют редко. Вопросы в билетах не выходят за рамки школьной программы, но охватывают немного больше, чем ЕГЭ.
Вступительный экзамен по профилю – это проверка не столько школьных знаний, сколько понимания предмета, способности мыслить логически.
К примеру, ДВИ по математике, которого так боятся поступающие в МГУ, в последние годы состояло из 8 заданий, которые надо решить за 4 астрономических часа.
Первые 4 вопроса – легкие и средней сложности, с ними запросто справится выпускник неспециализированной школы с четверкой по математике. Задания 5 и 6 считаются более трудными, а попытку решить 7-е и 8-е делают всего 2 % поступающих, причем получается примерно у 0,5 % абитуриентов. Но и 6-7 решенных заданий хватает, чтобы набрать 75-80 баллов, достаточных для поступления на технические факультеты. Минимум для будущих экономистов – 50, а менеджерам – главное просто получить положительную оценку.
Информация о ДВИ по математике для абитуриентов экономического факультета МГУ
Если же внутренний экзамен проводится не в дополнение к ЕГЭ, а для тех, кто сдавал ГВЭ или проходил итоговую аттестацию в другой форме, то задания никогда не выходят за рамки школьной программы.
Фрагмент пояснительной записки к программе внутренних экзаменов по математике в МИРЭА – Российском технологическом университете
ДВИ по гуманитарным дисциплинам часто подразумевает умение высказать свою мысль, отстоять собственное мнение. Например, на вступительном экзамене по обществознанию абитуриенту нужно не только показать базовые знания предмета, но и изложить рассуждения по конкретной проблеме.
Экзамен для будущих лингвистов-языковедов обычно включает тест и аудирование, редко – устное собеседование с экзаменатором. Подготовку к нему нужно начинать уже с 7-8 класса, или же учиться в школе с углубленным изучением иностранного языка.
Профессиональное
Экзамен при поступлении на специальности, связанные с искусством и творчеством, обычно проводится в несколько туров. Каждый, как правило (возможны и другие варианты), оценивается по 100-балльной шкале. В сумме можно набрать 200-300 баллов плюсом к ЕГЭ.
Единого стандарта для проведения творческих экзаменов нет, их программы разрабатывают непосредственно в вузе. Но все они имеют одну цель – дать поступающему возможность раскрыться. Если говорить в общих чертах, будущие живописцы, художники и графики – рисуют, журналисты – пишут, вокалисты поют. При этом экзаменаторы много внимания обращают на потенциал.
Например, в балетной академии пристально смотрят на физические данные, пластику, артистизм и чувство ритма. В музыкальных вузах – на владение инструментом и умение импровизировать. В художественных институтах ценится техника, видение и воображение.
При поступлении во ВГИК им. Герасимова будущие актеры проходят пробы – фото- и видеосъемку; режиссеры – читают отрывки художественных произведений и выполняют творческие задания, требующие проявить фантазию, наблюдательность, образное мышление.
Часто внутренний экзамен имеет две составляющие – творческую и профессиональную. В том же ВГИКе абитуриенты специальности «Продюсерство» вначале в письменной форме излагают свое понимание этой профессии, ее значение в разных сферах творческого производства. Далее еще одна письменная работа, в которой нужно показать свое знание литературы, музыки, кинематографии, изобразительного искусства. Последнее задание – профессиональное: поступающий разрабатывает сюжет и идею собственного произведения, определяет характер съемок, монтажа, рекламы и прокатной кампании.
Одно из самых непростых ДВИ проходят будущие архитекторы. Им нужно выполнить несколько рисунков – с натуры (или гипсовой модели) и композиционный – с абстрактных геометрических форм. Тех, кто справится, ждет заключительный экзамен – по черчению.
Выбор такой профессии, как учитель, часто бывает неосознанным. Но преподавательская стезя требует определенного склада характера, поэтому будущие педагоги проходят психологическое тестирование и сдают творческий экзамен. Его цель – выявить склонность и умение работать с детьми, грамотно излагать материал.
А вот будущим медикам предстоит испытание сугубо профессиональной направленности. Экзамен проходит в письменной форме. Билет обычно включает несколько вопросов по различным школьным наукам, связанным с человеческим организмом (биология, анатомия, физиология, паразитология, генетика и т. д.) и задачу. Также потребуются знания по оказанию первой медицинской помощи.
ДВИ для кандидатов на учебу в военных вузах зависит от профиля направления. Обычно требуется сдать только нормативы по физподготовке – бег (100 м и 3 км), подтягивание на перекладине (юношам) или пресс (девушкам), в институтах ВМФ – еще и плавание. Но на некоторых специальностях есть и другие экзамены. Например, будущим дирижерам духового оркестра предстоит творческое ДВИ, а военным переводчикам и тем, кто будет охранять границы – профессиональное.
Что будет, если не сдать внутренний экзамен
Тех, кто не сдал внутренний экзамен, не зачислят в вуз. Но лишь в тот, где проходило испытание. ДВИ – это экзамен, который показывает, насколько знания абитуриента соответствуют специфике не только выбранного направления, но и конкретного университета. Поэтому главное для тех, кто не набрал достаточно баллов, – не отчаиваться. Возможно, в вузе с меньшим конкурсом или на другом, смежном, направлении обучения будет гораздо больше шансов поступить. Можно, конечно, повторить попытку через год, основательно подготовившись к внутреннему экзамену.
Обязательно изучите программы внутренних экзаменов – они публикуются на сайтах вузов. Многие факультеты престижных университетов и институтов проводят подготовительные курсы для поступающих. На них можно познакомиться с заданиями, которые будут на испытаниях. Ну а чтобы окончательно приобрести уверенность в своих силах, пообщайтесь со студентами выбранного вуза. Они поделятся своим опытом поступления и расскажут, трудно ли сдать внутренний экзамен в вузе.
Первый и второй профильный предмет: как определить?
Смотришь на пороги ЦТ 2021 и не можешь понять, как определить первый профильный предмет и второй? Адукар знает, что есть что, и спешит раскрыть тебе секрет.
Где посмотреть первый и второй профильный предмет
Чтобы определить, какой предмет для твоей специальности первый профильный, а какой второй, обратись к сайту вуза. Найди в разделе «Абитуриенту» документ «Порядок приёма». В нём перечислены вступительные экзамены. Профильные испытания в таблице стоят по степени важности. Например, в БГУ на специальности «Ядерная физика и технологии» первый профильный предмет — физика, а второй — математика.
Посмотреть профильные предметы можно и в каталоге вузов Адукар. Выбираешь университет, кликаешь на специальность и перед тобой открывается описание программы. ЦТ по русскому или белорусскому нужно сдавать в любом случае, а вот дальше по очерёдности указаны профильные предметы. Например, для специальности «Государственное управление и право» в АУпПРБ первым профильным будет обществоведение, а вторым — иностранный язык.
Чем отличается первый и второй профильный предмет
Разница в минимальном балле на ЦТ. Для первого профильного порог ЦТ на 5 баллов выше второго. Только для филологических специальностей русский или белорусский языки профильные, и проходной балл для них 25. Для других программ — 10.
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook.
Распределение профильных вступительных испытаний на 1-й и 2-й при поступлении в вузы в 2015 году в соответствии с конкретными группами специальностей
23.04.2015 KudaPostupat.by Архив (2015г.)
Как мы уже сообщали, в текущем году изменены «нижние пороговые» значения баллов ЦТ для 2-го профильного экзамена. И если абитуриент готовил в течение года два предмета с одинаковыми усилиями, возникает естественный вопрос: к акой профильный экзамен следует считать первым, а какой — вторым при поступлении на конкретную специальность? Ответ на него дает опубликованное ниже Приложение к постановлению Министерства образования Республики Беларусь № 91 от 01.07. 2014 г.
Внимание! Скачать документ, действующий в 2016 году, можно по ссылке.
Перечень групп специальностей (специальностей, направлений специальностей) и соответствующих им профильных испытаний для лиц, поступающих в вузы (УВО) для получения высшего образования I ступени (за исключением специальностей сокращенного срока получения высшего образования)
Код группы специальностей (специальности, направления специальностей)*
Группы специальностей (специальности, направления специальностей), соответствующие профилю (направлению) высшего образования I ступени
Предметы профильного испытания
1-й профильный предмет
2-й профильный предмет
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
история Беларуси (ЦТ)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
история Беларуси (ЦТ)
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
всемирная история новейшего времени (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Белорусский язык и литература
история Беларуси (ЦТ)
Русский язык и литература
история Беларуси (ЦТ)
Белорусский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
иностранный язык (ЦТ)
Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)
иностранный язык (ЦТ)
Иностранные языки (с указанием языков)
Иностранный язык (с указанием языка)
иностранный язык (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Биология и география
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Математика и информатика
Физика и информатика
Физика и техническое творчество
Технический труд и предпринимательство
Обслуживающий труд и предпринимательство
Технический труд и техническое творчество
Обслуживающий труд и изобразительное искусство
история Беларуси (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
история Беларуси (ЦТ)
Профессиональное обучение (машиностроение)
Профессиональное обучение (радиоэлектроника)
Профессиональное обучение (энергетика)
Профессиональное обучение (деревообработка)
Профессиональное обучение (строительство)
Профессиональное обучение (агроинженерия)
Профессиональное обучение (информатика)
Профессиональное обучение (экономика и управление)
иностранный язык (ЦТ)
Профессиональное обучение (автомобильный транспорт)
ИСКУССТВО ТЕАТРА, КИНО, РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
ИСКУССТВО ЭСТРАДНОЕ И ЦИРКОВОЕ
история Беларуси (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
всемирная история новейшего времени (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
Культурология (по направлениям)
история Беларуси (ЦТ)
Искусствоведение (по направлениям)
история Беларуси (ЦТ)
Белорусская филология (по направлениям)
история Беларуси (ЦТ)
Русская филология (по направлениям)
история Беларуси (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
иностранный язык (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
иностранный язык (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
иностранный язык (ЦТ)
Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)
иностранный язык (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
иностранный язык (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
Политология (по направлениям)
Информация и коммуникация
история Беларуси (ЦТ)
Журналистика (по направлениям)
Литературная работа (по направлениям)
история Беларуси (ЦТ)
Библиотечно-информационная деятельность (по направлениям)
история Беларуси (ЦТ)
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)
всемирная история новейшего времени (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
история Беларуси (ЦТ)
иностранный язык (ЦТ)
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
иностранный язык (ЦТ)
иностранный язык (ЦТ)
Государственное управление и право
иностранный язык (ЦТ)
Государственное управление и экономика
иностранный язык (ЦТ)
Менеджмент (по направлениям)
иностранный язык (ЦТ)
Документоведение (по направлениям)
Документоведение (документационное обеспечение управления)
иностранный язык (ЦТ)
Документоведение (информационное обеспечение управления)
история Беларуси (ЦТ)
всемирная история новейшего времени (ЦТ)
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ БИЗНЕС-СИСТЕМАМИ
иностранный язык (ЦТ)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА
Математика (по направлениям)
Механика и математическое моделирование
Прикладная математика (по направлениям)
Экономическая кибернетика (по направлениям)
Прикладная информатика (программное обеспечение компьютерных систем)
Прикладная информатика (информационные технологии телекоммуникационных систем)
Прикладная информатика (веб-программирование и компьютерный дизайн)
Математика и информационные технологии (по направлениям)
Компьютерная математика и системный анализ
Химия (по направлениям)
Химия лекарственных соединений
Химия высоких энергий
Экология сельского хозяйства
Природоохранная деятельность (по направлениям)
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
ГЕОЛОГОРАЗВЕДКА И ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВО И КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
АВТОМОБИЛИ, ТРАКТОРЫ, ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
ДИЗАЙН ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
СХЕМЫ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ
КОНСТРУКЦИИ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
ПРОЕКТЫ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ОБЪЕКТАХ
ПРОГРАММНЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ
ИНФОРМАТИКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
РАДИО-, МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА
Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте
Организация дорожного движения
Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте
Организация перевозок и управление на речном транспорте
Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте (по направлениям)
иностранный язык (ЦТ)
Эксплуатация интеллектуальных транспортных систем на автомобильном и городском транспорте
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
ЗАГОТОВКА И ПЕРЕРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
иностранный язык (ЦТ)
Дизайн электронных и веб-изданий
Технология полиграфических производств
ПРОИЗВОДСТВО БИОХИМИЧЕСКОЕ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТКАНЫХ И НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПРОИЗВОДСТВО ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЖИ И МЕХА
РАЗВЕДКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ПРОИЗВОДСТВО ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРОИЗВОДСТВ И УПРАВЛЕНИЯ
Автоматизация технологических процессов и производств (по направлениям)
Автоматизированные системы обработки информации
Автоматизация и управление теплоэнергетическими процессами
Промышленные роботы и робототехнические комплексы
Информационные технологии и управление в технических системах
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Метрология, стандартизация и сертификация (по направлениям)
Методы и приборы контроля качества и диагностики состояния объектов
Физико-химические методы и приборы контроля качества продукции
ГЕОДЕЗИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ТОПОГРАФИЯ
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЭРГОНОМИКА В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ
ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
ДОРОГИ И ДРУГИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЪЕКТЫ
СИСТЕМЫ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТЕПЛОГАЗОСНАБЖЕНИЯ
ГАЗОНЕФТЕПРОВОДЫ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩА
ТЕПЛОВЫЕ И АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
иностранный язык (ЦТ)
ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
ЖИВОТНОВОДСТВО. РЫБОВОДСТВО. ПЧЕЛОВОДСТВО
СЕЛЬСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ
МЕЛИОРАЦИЯ И ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО
ПРОФИЛАКТИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
история Беларуси (ЦТ)
ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО
УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
история Беларуси (ЦТ)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
иностранный язык (ЦТ)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
УПРАВЛЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Управление мотострелковыми подразделениями
Управление танковыми подразделениями
Тыловое обеспечение войск (по направлениям)
Управление подразделениями ракетных войск и артиллерии
Эксплуатация воздушного транспорта, управление воздушным движением (по направлениям)
Управление воздушным движением, боевое управление авиацией
Управление подразделениями внутренних войск
история Беларуси (ЦТ)
Управление подразделениями транспортных войск (по направлениям)
Идеологическая работа в подразделениях Вооруженных Сил
история Беларуси (ЦТ)
Управление подразделениями специального назначения
Управление подразделениями войсковой разведки
Управление мобильными подразделениями
Практическая психология в военном деле
история Беларуси (ЦТ)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
иностранный язык (ЦТ)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Компьютерная безопасность (математические методы и программные системы)
Компьютерная безопасность (радиофизические методы и программно-технические средства)
Защита информации в телекоммуникациях
Программное обеспечение информационной безопасности мобильных систем
ЗАЩИТА ОТ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
* В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 “Специальности и квалификации”, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 36 от 02.06.2009 г.
Другие материалы по теме:
Дни открытых дверей
Поиск места в общежитии
Тьютор-центр
ПОИСК СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ВУЗА/КОЛЛЕДЖА
Курсы
Новые специальности
Новости вузов и колледжей
Тестирование
О репетиторах и курсах
Толковый словарь
Специальности:
Профессии/Квалификации:
КОНТАКТЫ — НА ЗАМЕТКУ
Объявления
Колонки авторов
© 2010—2021, KudaPostupat.by (КудаПоступать.бел)
Все права охраняются законом.
Мы в социальных сетях:
Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ «Об авторском праве и смежных правах» на условиях, установленных правообладателями.
Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей ( в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.
Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено.
Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки «Источник» принадлежат ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.
За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством РБ.