Что такое петипа в балете

Мариус Иванович Петипа

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

Мариус Петипа

Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа — француз, посвятивший жизнь русскому балету.

Первой сценой для уроженца Марселя Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Первым учителем Мариуса стал отец Жан Антуан Петипа— в детстве он играл в его постановках, а в юношеском возрасте гастролировал вместе с отцом, выступая во Франции, США и Испании. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.

«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» — вспоминал Мариус Петипа. Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеПортрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 года.

Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре.

За пластикой — в Россию

Однако, уже в 1846 г. М.И. Петипа был вынужден оставить европейскую сцену из-за скандальной дуэли с французским дипломатом. В сложившихся условиях гонимый артист охотно принял приглашение на должность танцора-мима в Большой театр Санкт-Петербурга. Работа привлекала не только выгодным контрактом. Молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения».Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».- Мариус Петипа

Мариус Петипа приехал в Россию в 1847 году танцевать, и до конца дней его жизнь оказалась связанной с Петербургом. Дебютировав на сцене Петербургского Большого театра в балете «Пахита», постановку которого гастролер осуществил сам, Мариус Петипа занял положение первого танцовщика балетной труппы. Он исполнял ведущие партии во многих балетах Жюля Перро и в своих постановках.
«Венцом искусства Петипа была мимика. Здесь он был положительно выше всяких похвал. Темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей», – так описывала балерина Екатерина Вазем танцовщика Петипа. Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеМариус Петипа – Таор в балете «Дочь фараона» © Мариинский театр

В 1855 году ему досталось еще и место педагога балетного отделения петербургского Театрального училища. И всеми секретами мастерства, найденными самостоятельно, подсмотренными у заезжих звезд, Петипа стал делиться со своими учениками. Окончив школу, те приходили в театр и с полуслова понимали своего наставника – уже знали все особенности стиля Петипа и с легкостью справлялись с его хореографией. Петипа растил «своих артистов».

Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Практически одновременно в качестве солиста и постановщика — помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял своего ученика в музеи и за книгами — получать знания по этнографии и истории. Лишь спустя восемь лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».

Успешные дебюты

Наиболее успешными из постановок М.И. Петипа его современники считали балеты на индийские («Баядерка» 1877 г.) и османские («Роксана — краса Черногории» 1878 г.) сюжеты. Секрет тёплого приёма последней постановки заключался, по словам советского композитора и музыковеда Ю.И. Слонимского, в её соответствии всеобщему подъёму патриотических настроений. В год создания «Роксаны…» (1877 г.) русские войска вновь отправились освобождать угнетённые славянские народы от многовекового турецкого владычества. Кстати, «Баядерка» М.И. Петипа не сходила с российской балетной сцены более полувека, до 1933 года Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеМ. Петипа – Вильсон («Дочь фараона»). 1862Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеМ. Петипа – Таор («Дочь фараона»). 1862 Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеМ. Петипа в балете «Фауст». 1867

«Принимаясь за постановку нового балета, Петипа ждал, пока полная тишина не воцарится в зале, – вспоминал исполнитель многих ведущих партий в его сочинениях Николай Легат. – Самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимание».Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеНиколай и Сергей Легаты. Карикатура на Мариуса Петипа © Мариинский театр

Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова. В основе спектакля — французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.

«Эпоха Петипа»

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

За почти шестьдесят лет, отданных петербургской сцене, хореограф и педагог, он воспитал не одно поколение русских артистов, поставил более семидесяти балетов и многолетним вдохновенным трудом перенес столицу балетного мира в Петербург – все передовое в балете второй половины XIX века рождалось в Петербурге. Созданные в Мариинском театре большие балеты Петипа, сюжетной канвой объединяющие классические ансамбли, красочные характерные танцы, зрелищные жанровые сцены и пантомиму, стали венцом балетного искусства XIX столетия и отправной точкой для исканий ХХ века.
Постановки Мариуса Петипа сегодня – это золотой фонд классического наследия. В репертуаре Мариинского театра их сохранилось девять. Выставка, основанная на материалах архива Мариинского театра и коллекции эскизов Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, рассказывает, как менялись на родной сцене сочинения Петипа, какие коррективы вносило время в шедевры хореографа.

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит «Лебединое озеро». Спектакль, уже видевший сцену в 1877 году, получил новое прочтение спустя 17 лет. Сцену бала во дворце украсили польский, испанский, венгерский танец, а нежной Одиллии Петипа противопоставил па-де-де страстной Одетты. Спектакль стал бессменным символом русского балета.

«Петипа вывез из Франции традицию французского изящества, точно так же, как Растрелли и Росси принесли в императорскую столицу традиции итальянского барокко и ампира. Он получил в России возможность работать так, как он никогда не смог бы в тот период работать в Париже или в Риме, поскольку на императорских петербургских театрах сосредоточено было внимание двора, на них отпускались огромные средства и они находились в привилегированном положении», — говорил о Петипа известный хореограф Джордж Баланчин.

За 92 года своей жизни Петипа состоялся как балетмейстер, и как семьянин: был дважды женат, воспитывал детей. По «традиции» однажды его просто отстранили от работы, ссылаясь на возраст и слабое здоровье. Несмотря на то, что еще при жизни Петипа занял почетное место на пьедестале искусства, полноценное признание его значимости пришло гораздо позже.
Вскоре по приезде в Россию Мариус женился на русской балерине М. Суровщиковой, но она рано умерла, оставив его с сыном Жоржем. Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

Вторая жена балетмейстера, тоже актриса, Н. Савицкая, стала его верным другом и помощницей во всех делах, несмотря на большую разницу в возрасте.

Петипа реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование. Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средствами танца.

Француз Петипа был предан русскому балету до конца своих дней, а русских артистов считал лучшими в мире, ссылаясь на их природную способность к танцу. «Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей», — говорил балетмейстер.

Однако его балетный век уже подходил к концу. В 1901 г. на место достаточно консервативного, но поддерживавшего позднего М.И. Петипа И.А. Всеволожского пришёл молодой реформатор В.А. Теляковский (директор Императорских театров в 1901-17 гг.). В своей «балетной политике» он покровительствовал молодым хореографам, таким А.А. Горский и М.М. Фокин (оба ученики М.И. Петипа, танцевавшие в его поздних постановках). Старого балетмейстера эти молодые деятели искусства считали «Победоносцевым от балета»

Последние 7 лет жизни знаменитый Петипа, в числе поклонников которого был император Николай II, был фактически отстранен от работы в театре – у него не сложились отношения с новым директором Императорских театров Теляковским, который обвинял балетмейстера в консерватизме и вмешивался в постановки. Без активной творческой работы балетмейстер чувствовал себя одиноким.

«Мерзкий конец — это моя старость. Есть жена и дети, а я не счастлив. …Есть большая пенсия — а счастья нет», — писал в дневнике Петипа.

Балетмейстер скончался в 1910 году в крымском Гурзуфе. «Умер он ненужным и озлобленным старцем, оторванным и от товарищей, которых он пережил, и от нового поколения, восставшего, как оно считало, против XIX века, с которым, как оно надеялось, уже было покончено», — вспоминал Дмитрий Баланчин.

Свою последнюю волю Петипа озвучил в дневнике еще в 1903 году: «Моя последняя воля в отношении моих похорон. Все обязательно должно быть очень скромно. Две лошади для дрог. Никаких приглашений на похороны. Только объявление в газетах, оно заменит их».

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балетеПохоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

Источник

Мемория. Мариус Петипа

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

11 марта 1818 года родился балетмейстер Мариус Петипа.

Личное дело

Мариус Иванович Петипа (Альфонс Виктор Мариус Петипа́, 1818—1910) родился во Франции, в Марселе в семье артиста балета и балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо.

С девяти лет он начал выступать на сцене в балетах, поставленных его отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж. А. Петипа по хореографии П. Гарделя).

В начале 1830-х годов семья Петипа перебралась во Францию, в Бордо, где отец получил место балетмейстера. Его занятия хореографией с сыновьями становились все более серьезными и углубленными. В это же время Мариус Петипа начал заниматься со знаменитым хореографом Огюстом Вестрисом.

Уже в шестнадцать лет юноша получил свой первый самостоятельный ангажемент, заняв место первого танцовщика в Нантском театре, а вместе с этим и балетмейстера. Балетная труппа была небольшой. Петипа приходилось «сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов».

Через год пребывания в Нанте Петипа сломал ногу, не мог танцевать и остался без жалованья. Выздоровев, он уехал в качестве танцовщика с отцом в Нью-Йорк. Однако там отец с сыном «попали в руки интернационального афериста». В итоге, практически ничего не получив за состоявшиеся несколько выступлений, они вернулись во Францию.

Петипа принял приглашение в королевский Teatro del Circo Мадрида и перебрался в Испанию, где провел три года, с 1843 по 1846 годы, и даже стал премьером в труппе. Пребывание в Мадриде оборвалось неожиданно: дуэль из-за дамы заставила его бежать из Испании.

По мере приобретения известности, Петипа начал получать приглашения в различные театры Европы в качестве танцовщика и балетмейстера. Через некоторое время он вернулся в Париж, где его застало приглашение из Санкт-Петербурга. Директор Императорских театров предлагал ему место первого танцовщика. Петипа принял приглашение и в 1847 году приехал в Петербург. На этот момент ему было 29 лет. В России он получил имя Мариус Иванович Петипа.

Первый же выход на сцену принес Петипа успех у публики, хотя критики приняли его прохладно. Он зарекомендовал себя как мимический артист и характерный танцовщик. Исполнял ведущие партии в балетах «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар». Как вспоминал Николай Легат, с отцом которого дружил Петипа, «красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов». При этом Петипа не был гениальным танцовщиком, и успеха на этом поприще добивался упорными занятиями и личным обаянием. Современники также отмечали, что как исполнитель характерных танцев он был сильнее, чем как классический танцовщик.

Однако со временем основным его полем деятельности стала работа балетмейстера.

Первым спектаклем, который Мариус Петипа поставил на петербургской сцене в том же 1847 году, стал балет «Пахита» Эдуара Дельдеве (по французскому балетмейстеру Жозефу Мазилье). Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после премьеры балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта. Балет этот в постановке Мариуса Петипа сохранился более чем на семь десятков лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и до сих пор.

Работая над постановкой, Петипа, как правило, вначале разрабатывал основные позиционные построения, используя для этого небольшие фигурки, которые расставлял на столе в различных комбинациях, отбирая самые удачные варианты. Затем наступало время работы на сцене. Он внимательно вслушивался в музыку, которую проигрывали для него по несколько раз, расчленял ее на фрагменты, постепенно «сочиняя» танец.

В 1855 году Петипа начал преподавать женский классический танец в петербургском Театральном училище.

Со временем работа балетмейстера стала все больше занимать Петипа, хотя он и продолжал довольно много танцевать в балетных спектаклях. В 1859 году он стал помощником нового балетмейстера Императорских театров Артура Сен-Леона. В 1862 году официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров.

В том же 1862 году Петипа осуществил первую свою большую оригинальную постановку балета в трех действиях «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, сценарий которой разработал сам, взяв за основу роман Теофиля Готье «Роман о мумии». В этой постановке Петипа продемонстрировал блестящее владение танцевальными ансамблями, умелую группировку кордебалета и солистов. «Дочь фараона», сохранившаяся в репертуаре театра до 1928 года, содержала в себе элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера и всего российского балета, который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности. В дальнейшем эти принципы он развил при постановке других балетов, среди которых особенным успехом пользовались «Царь Кандавл» (в этой постановке впервые на балетной сцене Петипа использовал трагический финал), «Бабочка», «Камарго», «Приключения Пелея», «Кипрская статуя», «Талисман», «Синяя борода» и другие.

В1869 году Петипа был назначен главным балетмейстером и занимал эту должность до 1903 года.

Поставленный в 1977 году на сцене петербургского Большого театра балет «Баядерка» стал истинным шедевром Петипа, а его финальная картина «Тени» до сих пор считается образцом массового классического танца.

В 1882 году первая жена Петипа Мария Суровщикова умерла, и он официально женился второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонида Леонидова – Любови Савицкой, с которой прожил до этого много лет и уже имел четырех детей. Несмотря на то, что балетмейстер был старше жены почти на 35 лет, брак оказался счастливым. По признанию самого Петипа, он «впервые узнал, что значит семейное счастье, приятный домашний очаг». Вместе супруги прожили более 30 лет.

Вершин академизма и симфонизации танца Петипа достиг в последнее десятилетие уходящего века – в балетах Петра Чайковского «Спящая красавица» (1890) и «Лебединое озеро» (1895) и Александра Глазунова «Раймонда» (1898).

Последние годы работы балетмейстера были омрачены отношением к нему нового директора Императорских театров Теляковского. Тот считал, что балетмейстер устарел и чем скорее удастся отправить его в отставку, тем лучше. Однако уволить Петипа он не мог, так как его поклонником был император Николай II, изъявивший желание, чтобы Петипа оставался главным балетмейстером до конца жизни. Не имея возможности уволить балетмейстера, Теляковский стал чинить ему препятствия в постановках. Он постоянно вмешивался в творческий процесс, делая замечания и давая невыполнимые указания. По воспоминаниям дочери Петипа, во время работы над постановкой балета «Волшебное зеркало» у ее отца «были большие неприятности с дирекцией». Из-за вмешательства Теляковского в заранее продуманное оформление и освещение сцены балет получился не таким, каким задумывался. Это так тяжело сказалось на Петипа, что его поразил частичный паралич. В итоге Теляковский своего добился – старый балетмейстер ушел в отставку. В 1907 году Петипа по настоянию врачей уехал вместе с семьей в Крым, где и провел остаток жизни.

Мариус Петипа скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года в возрасте 92 лет.

Его тело перевезли в Петербург, где торжественно похоронили на Волковском лютеранском кладбище. С течением времени, однако, могила балетмейстера пришла в запустение, и в 1948 году по решению советских властей его прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Чем знаменит

С именем Мариуса Петипа связаны наивысшие достижения русского балета конца XIX века. Именно он создал ту «большую классику», которая считается фундаментом русского балета.

За свою карьеру балетмейстера Петипа поставил около 60 оригинальных спектаклей и 20 новых редакций уже известных постановок, танцев в операх, дивертисментов. Среди них балетные спектакли, ставшие образцами классической хореографии: «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало», «Раймонда» и другие. Многие из них до сих пор входят в репертуар современных театров.

По мнению критиков, вторая половина XIX века в истории русского балета по праву считается «эпохой Петипа». В течение полувека он фактически был главой Мариинского театра — одного из лучших балетных театров мира. Он определил пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире не только русского, но и мирового балета.

О чем надо знать

За многие десятилетия после смерти Мариуса Петипа не было создано ни одной монографии о нем. В литературе о его жизни и деятельности было множество пробелов, неверных сведений, ошибок. Даже год рождения Петипа указывался неточно.

Архивы дирекции императорских театров не публиковались и даже не разрабатывались настолько, чтобы можно было обозреть все относящиеся к Петипа документы. Личный архив Петипа — письма соавторов, артистов, переписка с дирекцией, с членами разветвленной семьи и другими — в большей своей части не был найден.

Впервые большая книга, в которой широко представлены жизнь и творчество Петипа, описанные им самим и его современниками, вышла лишь в 1971 году в издательстве «Искусство». Многие материалы в книге «Мариус Петипа. Материалы, воспоминания, статьи» были опубликованы впервые, в том числе архивные документы.

В первой части сборника, особенно существенной и наибольшей по объему, содержатся мемуары и дневники Петипа, письма, документы, заметки, материалы некоторых постановочных «дел» и музыкально-сценические планы, сочиненные для Чайковского и Глазунова.

Вторую часть составляют воспоминания о Мариусе Петипа мастеров балета, работавших с ним и при нем, а также размышления о великом хореографе балетмейстеров наших дней.

Прямая речь

О европейском балете: «Постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы. Так балет падает, безусловно, падает».

Балерина Екатерина Вазем о Мариусе Петипа как балетном танцоре: «Темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей».

Николай Легат о работе Петипа над постановками: «Самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели, затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимания… Затем всю сцену повторяли заново, а Петипа наводил окончательный лоск, делая замечания отдельным исполнителям».

Историк театра Юрий Слонимский о разнице между дневниками и мемуарами Мариуса Петипа: «В одни и те же дни он диктует мемуары и делает записи в дневнике. Для печати сообщает нечто порой далекое от истины, дневнику поверяет правду, которую нельзя оглашать. В мемуарах изображает свой жизненный путь как непрерывное восхождение по лестнице славы, в дневнике нет-нет да развенчивает эту легенду. В мемуарах рисует актеров чуть ли не ангелами, в дневнике низводит их на грешную землю. В мемуарах пишет с почтением о влиятельных балетоманах, в дневнике раскрывает их отнюдь не заслуживающее уважения истинное лицо. В мемуарах указывает свой преуменьшенный возраст, в дневнике — подлинный. В мемуарах восхваляет жену, семью, в дневнике делает горестное признание: «Мерзкий конец — это моя старость. Есть жена и дети, а я не счастлив». И добавляет: есть большая пенсия — а счастья нет».

9 фактов о Мариусе Петипа

Источник

Как француз Мариус Петипа сделал русский балет лучшим в мире

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

Имя Мариуса Петипа стоит на афишах «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Баядерки», «Жизели», «Дон Кихота», «Щелкунчика» – самых популярных балетов мира. Легко найти и его портрет – мягко улыбающегося старика с аккуратно расчесанной седой бородкой. Но, вступая в год Петипа, мы с уверенностью знаем только то, что почти ничего не знаем о человеке, создавшем художественный феномен русского классического балета.

Сам себе легенда

Превращением своей биографии в легенду Петипа занимался сам. Родившись во французском Марселе в потомственной театральной семье, он обладал врожденным нюхом на успех и вкусом к авантюре, без которых сложно было сделать артистическую карьеру. Ради получения контрактов Мариус менял дату рождения, выдавал себя за брата.

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

Неукротимый темперамент толкал его на романтические приключения, из-за которых ему пришлось спасаться бегством из Испании. Он бился, как лев, за каждую копейку, которую можно было выудить из антрепренеров или министерства российского двора. Петипа не брезговал заимствованиями чужих идей и даже сцен из чужих балетов. Но в 85 лет первый балетмейстер петербургских императорских театров создал из своей бурной, страстной, полной не только взлетов, но также невзгод, разочарований и приключений жизни настоящий апокриф. На протяжении ста лет мемуары Петипа неоднократно переиздавались и служили главным источником для биографов.

Плагиат или оригинальность?

Еще сложнее обстоит дело с его творчеством. Петипа почти шестьдесят лет работал в России, из которых больше сорока возглавлял балет петербургских императорских театров. За это время он создал около сотни балетов и танцы в десятках опер. Сегодня между именем Петипа и мировым классическим балетным наследием практически стоит знак равенства: он считается если не автором, то редактором всех сохранившихся до наших дней популярных балетов XIX века, за исключением датской «Сильфиды» Бурнонвиля. Но деятельность Петипа была гораздо разнообразнее, а значение его работы – шире.

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

Балет «Спящая красавица» в постановке Петипа

Безусловно, не он являлся создателем больших классических ансамблей, не он привел на сцену театрализованный национальный танец, не он ввел танец на пуантах и принцип балетной иерархии, не он придумал действенный танец и пантомиму – систему пластической «речи», которой пользовались персонажи между танцами. Возможно, Петипа не был, как считается, даже самым изобретательным сочинителем танцевальных комбинаций – его упрекали в заимствованиях у Жюля Перро и Артюра Сен-Леона, он не скрывал, что ходил на уроки в Театральную школу к Христиану Иогансону, чтобы поживиться оригинальными хореографическими фразами. Но Петипа оказался тем человеком, который в те годы, когда в Европе балет практически выродился в шоу, заперся в далекой России и проделал здесь титаническую работу. Он выковал лучшую в мире труппу и в созданных для нее спектаклях обобщил и синтезировал весь опыт, накопленный балетным искусством за два века профессионального существования.

Вдохновитель современников

Между тем, клянясь заветами хореографа, его наследники сто лет кроили и резали золотую парчу спектаклей Петипа по вкусам своих времен, неизменно ссылаясь на его дух и стиль. Но в США в библиотеке Гарвардского университета хранится объемный архив ассистента хореографа Николая Сергеева, содержащий уникальные записи спектаклей Петипа, сделанные в начале ХХ века.

Что такое петипа в балете. Смотреть фото Что такое петипа в балете. Смотреть картинку Что такое петипа в балете. Картинка про Что такое петипа в балете. Фото Что такое петипа в балете

«Баядерка» в постановке Петипа на сцене Мариинского театра

До начала XXI века они оставались почти без внимания практиков и теоретиков, а сегодня свидетельствуют о том, что даже эталонные петербургские редакции изменены порой до неузнаваемости. Но именно сочинения Петипа, как никакие другие, вдохновляют его наследников на взаимодействие с классикой, на ее пересмотр, трансформации и бесконечное изучение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *