Что такое плод в биологии 6 класс
Плоды. Их классификация и распространение
Урок 28. Биология 6 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Плоды. Их классификация и распространение»
После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития — образование плода. Плоды развиваются из частей оплодотворённых цветков, прежде всего из завязи пестика.
Науку, изучающую форму, строение и классификацию плодов, называют карпологией.
Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник — это разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение.
Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена.
Способы развития, функции и строение плодов настолько разнообразны, что среди учёных до сих пор нет единого мнения по их классификации.
Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (у пшеницы, гороха, вишни). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (у малины, ежевики). Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (у ананаса, инжира).
По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.
В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные.
Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют. У сухих плодов околоплодник кожистый или деревянистый. Они могут быть односемянными и многосемянными, вскрывающимися или невскрывающимися. Невскрывающиеся плоды, как правило, содержат только одно семя. Оно освобождается из околоплодника только после того, как плод попадает в почву и околоплодник разрушается. Вскрывающиеся плоды — многосемянные. Такие плоды, как правило, имеют различные приспособления для вскрывания: дырочки, створки, крышечки.
Сочные плоды имеют хорошо развитую мякоть, в крупных паренхимных клетках которой накапливается много воды, углеводов, витаминов, органических кислот. Сочные плоды могут содержать одно или несколько семян.
Сухие плоды подразделяют на ореховидные и коробочковидные. К ореховидным относятся такие плоды как – орех, жёлудь, семянка, зерновка. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
К коробочковидным плодам относятся боб, стручок и коробочку. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.
Сочные плоды подразделяют на ягодовидные и костянковидные. Ягода, яблоко, тыквина, померанец – это ягодовидные плоды. Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. А костянка и многокостянка – костянковидные плоды. Это плоды с сочной мякотью и твердой косточкой.
Познакомимся более подробно со строением данных плодов.
Орех — это сухой плод, который имеет жёсткий, деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук.
Орешек отличается от ореха меньшим размером (у гречихи).
Жёлудь имеет менее жёсткий околоплодник, чем у ореха, у основания плод окружён чашевидным защитным покровом. Плод жёлудь имеет дуб.
Семянка имеет околоплодник, который прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника, одуванчика.
Зерновка — плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.
Крылатка имеет на околоплоднике кожистый или перепончатый крыловидный вырост различной формы (клён, вяз).
Боб — плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов.
Стручок, как и боб, вскрывается двумя створками, но от основания к верхушке. Семена в стручке прикрепляются к перегородке, которая разделяет плод на две части. Стручки характерны для капусты, редьки, редиса.
Коробочка может иметь различные приспособления для вскрывания. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки. Так, коробочки мака вскрываются дырочками, гвоздики — зубчиками, тюльпана — створками.
Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, крыжовника, черники, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса.
Тыквина, в отличие от ягоды, при созревании имеет довольно плотный, твёрдый наружный слой околоплодника (дыня, арбуз, огурец).
Померанец – плод, характерный для цитрусовых. Имеет толстый, снаружи железистый, внутри волокнистый околоплодник, гнёзда разделены плёнчатым слоем и заполнены мешочками с соком (лимон, апельсин, мандарин).
Яблоко — это тип плода, в образовании которого кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблоня и груша.
Костянка относится к односемянным костянковидным плодам. У неё имеется очень твёрдый внутренний слой околоплодника, так называемая «косточка», внутри которой находится семя (слива, вишня, персик).
Многокостянка — на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники.
Плоды и семена различных растений имеют большое биологическое значение. Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.
Благодаря их распространению увеличиваются площади, занимаемые различными видами растений. Плоды и семена являются основным кормом для животных. Плоды и семена многих растений используются человеком как пищевое, кормовое, лекарственное и техническое сырье.
У цветковых растений сформировались различные приспособления для распространения семян и плодов. Они могут распространяться ветром, водой, животными и человеком. У многих растений плоды распространяются ветром. Они имеют небольшие размеры, лёгкие, часто снабжены крыловидными выростами или летучками (у осины, ивы, клёна). Ветром разносятся на своих «парашютиках» и плодики одуванчика.
Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, кувшинка, кокосовая пальма). Так распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растёт по берегам рек; её плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения.
Сочные плоды с яркой окраской и ароматным запахом охотно поедаются многими видами животных. Это плоды, например, рябины, черники, арбуза. Семена этих плодов не перевариваются и вместе с экскрементами попадают в почву.
Распространение саморазбрасыванием можно наблюдать у многих растений. Например, если задеть плод растения недотрога, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. На сухих склонах и морских побережьях можно встретить растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
У сухих плодов развиваются различные прицепки, крючочки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека и переносятся ими (лопух, липучка, череда). При перевозке грузов к мешкам могут прилипнуть плоды некоторых растений. При разгрузке они падают на землю и прорастают. Так из Европы в Америку был завезен подорожник.
Конспект урока биологии в 6 классе на тему «Плоды»
Тема урока: « Плод. Разнообразие и значение плодов». (Слайд № 1) 15.12.20 г.
образовательная – сформировать представление о плоде, как о важном генеративном органе покрытосеменного растения, об образовании и значении плодов и семян; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян;
развивающая – развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; развивать понятия о семенном размножении, продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы; расширять кругозор учащихся, их творческие способности;
Формирование УДД: Познавательные: структурировать текст, преобразовывать информацию из одной формы в другую; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, переводят ее в словесную форму; анализируют результаты наблюдения, фиксируют их результаты, делают выводы.
Коммуникативные: описывают объект, передают его внешние характеристики, приводят убедительные доказательства; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; контролируют действие партнера; строят понятные для окружающих высказывания.
Личностные: умеют вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя; анализируют эмоциональное состояние от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.
Оборудование : Таблицы, коллекции плодов и семян, дидактический материал с использованием ИКТ (информационно – компьютерных технологий), натуральные плоды и семена, открытки, рисунки, блюдца, зубочистки, салфетки муляжи плодов, плоды яблока, апельсина, киви, перца, корнеплод моркови, клубень картофеля..
Методы, применяемые на уроке: объяснительно – иллюстративный, фронтальная беседа, частично-поисковый, лабораторная работа.
Целевые ориентации: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, основанное на доброжелательных отношениях между учащимися, а также между учащимися и учителем.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока
I . Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя.
1. Здравствуйте, ребята, садитесь! Как ваше настроение сегодня, все ли здоровы?
(Для ответа используются сигнальные карточки разных цветов. (Слайд № 2)
Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушайте стихотворение:
№ 12 (А) «Разнообразие плодов» (Слайд 3).
Рассмотрите плод яблони, плод перца, корнеплод моркови, клубень картофеля. Есть ли общее? Различия?
Сделайте вывод, что называют плодом?
Вывод: Только тот орган называют плодом, который содержит семена.
II. 6. Актуализация знаний.
Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
Лист самоконтроля.
По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.
Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.
III. 7. Изучение нового материала.
Беседа. На месте чего образуется плод? (На месте цветка) (Слайд 4)
Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод.
Запись в тетради.
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения.
Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
Что такое опыление? (Перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика).
Что такое оплодотворение? (Слияние женской и мужской половых клеток – гамет).
Какие процессы необходимы для образования плодов.
Запись в тетради (по итогам беседы)
Процессы, необходимые для образования плода. (Слайд 5)
Каким органом растения является плод? (Ответы учащихся)
Плод – генеративный орган цветкового растения.
Из каких частей цветка образуются плоды покрытосеменных растений?
8.Рассказ учителя об образовании плодов.
Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков.
Каковы основные функции плода? В нем происходит образование и созревание семян. Как мы уже знаем, плод состоит из семян и околоплодника. Какова основная функция околоплодника? Он защищает формирующиеся семена от механических повреждений, пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосеменными.
9. Запись в тетради:
После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник. (Слайд 6).
Запись схемы на доске.
Образование плода:
ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД
СЕМЯЗАЧАТОК———————————СЕМЯ
СТЕНКА ЗАВЯЗИ——————————ОКОЛОПЛОДНИК
В природе существует огромное многообразие плодов. (Демонстрация плодов. Слайд 7). Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным или сборным.
У некоторых растений, таких как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие.(Слайд 8)
Рассмотрите плоды и изображения плодов. На какие группы можно разделить эти плоды? (Ответы учащихся).
По характеру околоплодника можно разделить плоды на сухие и сочные. Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся)
Обычно у сочных плодов бывает сочным околоплодник. Приведите примеры сухих и сочных плодов.
Плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.
Природа не поскупилась на разнообразие плодов. И не случайно именно в плодах находится одно или несколько семян, в которых заключено продолжение рода. По количеству семян плоды делятся на односемянные и многосемянные.
IV. Лабораторная работа № 12 (Б) «Разнообразие плодов» (Слайд 9)
10. Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)
Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?
Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)
Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);
Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).
11. Для того чтобы разобраться в этом многообразии, существует несколько классификаций плодов.
В результате беседы чертится схема «Типы плодов». (Слайд 10)
12. Рассмотрите коллекцию плодов. Заполните таблицу. Сделайте вывод о многообразии плодов. Определение плодов.
Вывод: Плоды отличаются по форме, размерам, окраске, составу око лоплодника, количеству семян.
13. Рассказ учителя о многообразии плодов и их характеристике.(Слайд 11)
Ягода – сочный плод, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян, у барбариса ягода имеет одно семя.
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится косточка.
(Слайд 12). Яблоко. В его образовании кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах.
Тыквина. Семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.
(Слайд 13 ). Семянка. Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.
Зерновка. Пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.
(Слайд 14.) Стручок. Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.
Боб вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.
Желудь. Околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен защитным покровом.
Коробочка. Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.
(Слайд 16). Обобщение темы: Многообразие плодов.
14. Рассказ учителя с элементами беседы.(Слайд 17). Такое разнообразие плодов связано с образованием различных приспособлений у растений к распространению семян. Эти приспособления вырабатывались длительное время в процессе эволюции.
Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, бронзовые гномики желудей вдалеке от многовекового исполина дуба.
Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?
Ребята, отгадайте загадки и ответьте на вопрос: С помощью чего распространяется это растение и какие у него для этого есть приспособления?
15. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
Под забором у края степей
А) Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
б) Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Одуванчик – ветром, парашютики.
З) Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.
(Растения недотроги, акации, распространяющие семена саморазбрасыванием).
И) Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый,
Назад не воротился.
Где бежал – следа нет.
Где прошел – вот и след!
Л) Бесколесой колесницей
Правит бешеный возница.
И по полю на бороздки
Все рассыпалось с повозки. (Растения перекати-поле).
16. Запись в тетради:
Способы распространения семян (Схема. Слайд 18.)
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
17. Беседа на основе имеющихся знаний.
Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
18. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
19. Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).
V. Закрепление
Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.
Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?
Ответ (с записью в тетрадь):
Плоды нужны для распространения семян.
Перечислите, у каких растений есть плоды.
Решение проблемной ситуации (на закрепление)
Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег.
О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?
Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?
Почему плоды вкусные?
Что находится внутри плода?
Для чего же появились плоды?
VII. Д/З.:§ 24, написать сказку с плодами в «главных ролях».
Задумаемся, почему плоды боярышника красные, семена клена имеют крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь.
Очень мало растений, которые сами разбрасывают семена. Одним помогает ветер. Одни семена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособления: они или покрыты волосками и пушком (ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель).
Вспомните, как все лето на полянах и лугах, вдоль дорог и заборов, в скверах и садах желтеют солнечные цветки одуванчиков. Завоевали они такую огромную территорию, которых всего одно семя и хохолок из белоснежных волосков, сидящих на сильно вытянутом носике.
А семена березы — мелкие орешки снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград.
Обратите внимание на кудрявую рябину, красу русского леса. Осенью в ее кроне хозяйничают дрозды, свиристели, сойки, но можно быть спокойными за семена: птицы рассеют их с пометом по всей многокилометровой округе. Плоды рябины — яблочки так же, как дуба — желуди, лещины — орехи, оказываются непосредственной пищей многих птиц и зверей. Часто плоды яркой окраски: у черники — фиолетовые, красные у клюквы — заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе.
Семена, проглоченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случается это тоже в самых различных местах леса. Но не только с помощью животных распространяются семена. Например, на сухих плодах развиваются различные хитрые приспособления — крючочки, щетинки и другие выросты, которые цепляются за шерсть животных и таким своеобразным способом передвигаются далеко от материнского растения. Семена с колючками цепляются шипами и крючками за шерсть, перья, лапы зверей и птиц, животные разносят их в различные концы лесных угодий. Такие приспособления имеют орешки липучки. Само название растения говорит о цепкости ее плодов. Орешки покрыты шипами, расположенными в 2—3 ряда, похожи на морских ежей. У моркови дикой плоды семянки имеют 4 длинных крючковато загнутых на конце шипа и несколько маленьких.
Реже плоды и семена переносятся водой. Чаще всего это у водных и прибрежных растений. Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у осок, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром либо прилипают к водоплавающим птицам и вместе с ними улетают далеко от родных мест. Другие плывут по воде, удерживаясь на собственных воздушных поясах и пузырях. И если дождевая вода уносит семена недалеко, то весенние паводковые ручьи — на много километров. Самый большой любитель путешествий — кокосовая пальма, которая растет на побережье почти всех материков и островов в тропической зоне. Только благодаря морским течениям и волнам завоевала она такое пространство. Плоды ее — костянки, часто неправильно называемые кокосовым орехом, в свежем виде весят до 8 килограммов, а размером с небольшой арбуз. Они смываются с берега отливом и плывут по волнам за многие километры, пока у какого-нибудь берега их не вынесет прилив.
Есть и у нас в средней полосе дерево — труженик и помощник, растущее у водоемов, которое обязано своим распространением рекам, ручьям, речушкам. Это ольха.
Говоря о способах передвижения плодов и семян, нельзя не сказать об уникальном и удивительном механизме, которым обладают плоды бешеного огурца и недотроги. Уже само название растений говорит о многом. И действительно, стоит чуть дотронуться до плода, как он быстро раскрывается и с силой выбрасывает семена. Плод бешеного огурца — тыквина, как у арбуза и дыни, разбрасывает семена на несколько метров.
Бальзамин, или недотрога, — тоже неплохой артиллерист. Его плод похож на тонкий стручок. Если к нему прикоснуться, когда он созреет и подсохнет, то упругие створки стручка мгновенно закручиваются спиралью и, действуя как пружина, с большой силой выталкивают семена, которые летят в разные стороны. Стручок-недотрога может выстрелить и сам, когда созреет; это происходит и в том случае, если к нему даже никто не прикасается.
Интересно происходит распространение семян у некоторых степных растений, которые называются перекати-поле.
Достаточно велика и роль человека в распространении плодов и семян многих растений. Семена культурных растений распространяются человеком целенаправленно, но кроме того, человек часто распространяет растения, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить, как переселился из Европы в Америку подорожник, а из Америки к нам случайно были завезены такие растения, как амброзия полыннолистная, ромашка пахучая, мелколепестник канадский. Распространяются ветром семена …
А. Лещины.
Б. Березы.
В. Дуба.
Г. Клена
Д. Одуванчика
Распространяются семена при помощи животных…
Распространяются семена при помощи птиц…