Что такое плоды покаяния
Плод покаяния и плоды духа
В Слове Божьем (Библии) находится сообщение о «плоде покаяния»..и о «плодах духа»
———————
Евангелие от Матфея 3 гл
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 СОТВОРИТЕ ЖЕ ДОСТОЙНЫЙ ПЛОД ПОКАЯНИЯ. »
Божий пророк призывал их «сотворить достойный плод покаяния»…
Есть ещё презрительное и жестокое отношение с детьми и с супругами…издевательства, унижения, убийства..
Есть тайные интриги, подстрекательства, оговоры, …занятие оккультизмом..гипнозом..афёрами..воровством..
А тЕ, кто называя себя верующими и исполняя некоторые религиозные обряды и ритуалы, при этом живёт вот так же в страстях и похотениях своей души и тела,
те не лучше всех остальных,
ибо их вера фарисейская – т.е показная, на словах…обрядовая…
——
они думают, что исполнив предписания служителей церкви – чтение на ночь молитв. стояние на службах по праздникам. ношение крестика. моления «крестным знамением» на храм..подача записок «за упокой» и «за здравие». «исповедь и причастие».. – они могут считать себя верующими, детьми божьими, спасёнными душами..
И вот тогда только возможно обрести ПЛОДЫ ДУХА…
Ибо только возрождённый Богом дух способен к таким плодам…
Христос сказал – «По плодам их узнаете»..—
У лицемерных верующих НЕ появятся плоды духа, т.е они останутся духовно мёртвыми, живущими по стихиям мира, его страстями и пороками..
А если верующие истинные и рождены от Духа Святого, усыновлены Богом через Христа, тогда –
У них произойдут перемены.. и они будут иметь плоды духа..— т.е они изменятся..——- перестанут совершать грехи, вредить своему телу, душе и ближним…
Евангелие от Иоанна 15 гл, Христос:
«5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.»
———————————————-
Библия. Галатам 5 гл:
«22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.»
————————————————
Библия. 1 Фессалоникийцам 3 гл:
«3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;»
———————————————
Евангелие от Матфея 7 гл, Христос:
«13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.»
Плод покаяния
Великий проповедник покаяния, святой Иоанн Креститель, вопиющий в пустыне Иудейской, говорит: «Покайтесь, сотворите достойный плод покаяния» ( Мф. 3:8 ). Какие же это плоды достойные покаяния? По словам толкователей, это те труды удовлетворения за грех в покаянии, которые сравнялись бы с тяжестью какого-либо совершенного великого греха, чтобы насколько кто послужит греху, настолько же послужит и Господу, как говорит апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим. 6:19 ). Человек – это мысленное дерево. Kающийся человек имеет своим корнем покаяние, мысль и намерение исповедания грехов; листья – это уже само словесное исповедание Богу грехов перед духовным отцом и обещание покаяться, исправиться; плоды же – это удовлетворение, труды. Посмотрим теперь, из чего познается истинное покаяние? Познается оно не по корням намерения, не по листьям исповедания и обещания, но по плодам удовлетворения. Утверждай намерение, как корни, умножай слова, как листья, но если не имеешь плодов достойных покаяния или не имеешь подвигов и трудов удовлетворения, то ты древо не благословенное, но подлежащее проклятию. Мы уже сказали, что плоды достойные покаяния, те, которые равняются по своей тяжести, качеству и количеству прежде совершенным грехам. Суетно покаяние того, кто коротким воздержанием в пище и постом хочет покрыть многократное объедение и пьянство. Тщетно покаяние того, кто немногими вздохами и ударами в грудь хочет оправдать многие неправды, воровство, убийства, хищения, зло, причиненное брату, и многое подобное им. Неправедно покаяние того, кто кратким и легким умерщвлением своего тела хочет очистить долгие и тяжкие смертные грехи. Бесследно пройдет покаяние того, кто малыми слезами хочет омыть великие скверны и беззакония (1).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Плоды покаяния
Как принести Господу плоды покаяния. Сегодня я бы хотел поговорить о плодах покаяния, о том, как вести себя после первой исповеди и Причастия. Как доказать Богу, что ты НА САМОМ ДЕЛЕ покаялся. Ведь исповедь бывает искренней, а бывает – и не искренней! Что вообще такое покаяние? Это, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, искреннее СОЖАЛЕНИЕ о том, что ты заставлял Господа плакать, это искреннее СОЖАЛЕНИЕ о том, что ты предал Любовь. Ведь Бог – есть Любовь! А ЛЮБОЙ грех – это предательство Святой Любви!!
Так как же показать Богу, что наша первая исповедь – это не просто набор пустых слов? Многие люди не могут получить покаяния, они не ощущают Благодати после первой исповеди, они обращаются ко мне, ища ответ на непростой вопрос: «Так как же правильно каяться?». Как правило, после первой исповеди и Причастия в жизни человека – Господь даёт человеку:
-Очищающие слёзы раскаяния
-Ощущение частичного прощения основных грехов
-Побуждение дальше жить СВЯТО
-Силы БОРОТЬ грех в своей жизни
-Ощущение внутренней чистоты и ЖЕЛАНИЕ вспомнить также и другие свои грехи (более мелкие), чтобы получить Духа Святого в большей мере.
Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно для начала осознать, Кто отпускает нам грехи? Священник ли? Нет. Отпускает грехи – ИИСУС, И только Иисус. А священник – это СВИДЕТЕЛЬ нашего покаяния. При необходимости он засвидетельствует на Страшном Суде: «Я был свидетелем того, как этот человек со слезами и чувством искреннего сожаления покаялся в этом- и этом- грехе. Я был свидетелем того, как этот человек отрёкся от того- и того- греха. Поэтому я ходатайствую за него, этот человек действительно покаялся». Вот так. Священник – это СВИДЕТЕЛЬ. Но грех отпускает всё равно ИИСУС. Это важно учесть, а то многие люди сейчас запутаны относительно этого вопроса.
Например, если ты до покаяния воровал, то в таком случае, чтобы полностью искупить свой тяжкий грех пред Господом, и вину перед этим миром и перед людьми, начинай раздавать милостыню. Не оставляй эту добродетель ДО КОНЦА СВОЕЙ ЖИЗНИ, помогай по силам всем нуждающимся, которых ты видишь и которых встречаешь на своём пути, отдавай десятину всякий раз, как только получил зарплату, никогда никому не рассказывай о том, что делаешь это. Никогда не утаивай десятину от Господа! Потому что Господь всё видит и знает, когда у тебя появились деньги. Не прячься от Бога! ИСКУПАЯ СВОЙ ТЯЖКИЙ ГРЕХ ПЕРЕД ТВОРЦОМ, помни, что этим ты показываешь Богу, что ты исправился, что ты ОСОЗНАЛ весь ужас твоего греха! Делай так до конца своей жизни, не оставляй эту добродетель, помогай нуждающимся вплоть до того, пока старость не подкрадётся к тебе, пока силы полностью не оставят тебя! Бог, видя ТАКУЮ искренность раскаяния – непременно простит тебя, очистит духовно, возьмёт к Себе в Рай.
Если ты до покаяния грешил блудом, то после раскаяния – возьми для себя подвиг целомудрия и воздержания – до конца своих дней! Встань на колени перед иконой и скажи Богу с искренним сердцем и слезами раскаяния: «Господи, я буду жить до конца своей жизни в воздержании. Тебе, Святому Богу, было очень противно смотреть, когда я осквернял своё тело, так вот теперь я обещаю Тебе, больше никакого блуда. Больше никакой мерзости, Я беру подвиг воздержания. Я беру подвиг воздержания на период «`вся моя жизнь`!» Бог, видя ТАКОЕ исправление души человека – начнёт помогать такому исправляющемуся грешнику Благодатью. Поддержка от Господа будет столь сильна, что человек НАЙДЁТ СИЛЫ больше НИКОГДА не впадать в мерзкий грех. Было бы только чувство раскаяния и осознания собственной ничтожности пред Святым Творцом.
Если ты до покаяния убивал – то тебе нужно принести плоды покаяния Богу, рожая детей, и восполнив потерю в глазах Божьих, ведь из-за тебя, убийцы, у Бога стало меньше людей. Найди себе жену, повенчайтесь с ней обязательно (Блуд – тоже страшный грех; никаких `гражданских браков`. – только ЗАКОННЫЙ ВЕНЧАННЫЙ БРАК!!). Будьте с ней, как святые! Все известные святые, которые жили в браке, имели, как правило, по 7-10 детей. Не желая огорчить Бога (убивая маленькую жизнь), святые никогда не прибегали к контрацепции или абортам, поэтому у них было много детей. Так вот убийца должен взять в пример жизнь святых – и повторить их подвиг. Никогда не говорите такого безумия: «Зачем плодить нищету? Лучше ведь предохраняться или, на крайний случай просто сделать аборт». Это УЖАСНАЯ фраза, за которую вам придётся ответить на Суде!! Богу виднее, сколько детей вам послать, поэтому всецело отдайтесь в руки Божьи! Полностью положитесь на волю вашего Любящего Создателя.
Глава 23. Признаки и плоды истинного покаяния
Если не повторим наших прежних согрешений, то уже имеем от Бога прощение их.Прп. Варсонофий Великий Покаяние есть путь к Царству Божию в нашей душе. При этом одни внешние подвиги покаяния не имеют силы без подвига внутреннего.
Прп. Варсонофий Великий говорит:
«Внешние подвиги без внутренних ни во что вменяются человеку…»
О характере же внутренних подвигов так пишет игумен Иоанн:
«Суд Божий на земле выражается в покаянии и уничижении человека перед Богом. Отсюда и происходит удивительное и радостное стремление верующей души к смирению и «умертвению» себя в Боге. Душа освобождается, обнажается от всех своих достоинств, богатств и высот – от всей своей правды; забывает всякую свою любовь. Видит лишь не-любовь свою, не-правду. Исповедует всю глубину своей не-правды, своей не-любви…»
А о. Александр Ельчанинов дает такой анализ покаяния:
«Боль от греха, отвращение от него, признание его, исповедание, решимость и желание избавления, таинственное преображение человека, сопровождаемое слезами, потрясением всего организма, очищением всей души, чувство облегчения, радости, мира».
Бывает и так, что оставляют грех на деле, но при воспоминании о нем сердце будет еще чувствовать его сладость и расположение к нему. Прощен ли тогда этот грех и будут ли вменяться в грех подобные воспоминания? Прп. Варсонофий Великий на подобный вопрос своего ученика дает такое пояснение: «Одно – это вспомнить сладость меда, а другое – вспомнить и вкусить его. Итак, тому, кому хотя и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сладостного, а противоречит и подвизается против него, тому прощены прежние грехи» (Отв. 234).
А о. Иоанн С. считает действительным то покаяние, которое сопровождается твердыми намерениями исправиться. Он пишет:
«Покаяние только на словах, без намерения исправиться и без чувства сокрушения, называется лицемерием».
Прп. Варсонофий Великий говорит:
«Если не повторим наших прежних согрешений, то уже имеем от Бога прощение их».
«У делателя евангельских заповедей взоры ума постоянно устремлены на свою греховность; с исповеданием ее Богу и плачем он заботится об открытии в себе новых язв и пятен. Открывая их при помощи Божией, он стремится еще к новым открытиям, влекомый желанием богоприятной чистоты. На согрешения ближних он не смотрит… Покаянием вводится христианин сначала в страх Божий, потом в Божественную любовь».
Хорошо, если сила покаяния такова, что сопровождается слезами. Но если нет у нас благодатных слез покаяния, то будем омывать грехи наши внутренними, душевными слезами сожаления и раскаяния. Правда, эти внутренние, сухие слезы не так сладки, как наружные благодатные, но и их принимает Господь и за них в свое время подаст нам и наружные слезы, облегчающие горечь нашего греховного состояния.
Можно ли откладывать покаяние, если чувствуешь за собой нераскаянный грех?
Этого нельзя делать ни на одну минуту, мы не знаем, сколько мы еще проживем – один год, или один месяц, или, может быть, всего один час. Как говорят старцы:
«Господь обещал нам прощать грехи при покаянии(Лк. 7:47), но никогда и никому не обещал, что тот проживет еще хотя бы один день».
Поэтому, как бы часто христианин ни исповедывался, это, однако, никогда не избавляет от необходимости немедленного принесения покаяния перед Господом во всяком грехе, как только мы его заметили.
При этом при грехах, сильно затрагивающих совесть, нужно не только сознание греха, но и самопроизвольное наказание себя за грех: степень и характер наказания (пост, поклоны, воздержание от вкусной и сладкой пищи) будут зависеть от силы укоров совести. Такое самопроизвольное наказание дает заметное облегчение мучений совести, и все подвижники благочестия старались сами наказывать себя за свои грехи. Имеется следующий рассказ про игумена одного монастыря. Он чем-то согрешил, и совесть мучила его. Чтобы избавиться от ее мучений и обелить себя перед лицом Бога, игумен так наказал себя.
После вечернего богослужения, когда братия по обычаю подходили под его благословение, он не допустил их к себе, сказав, что недостоин более давать им благословение. Затем, вышедши на амвон, он исповедовал перед всей братией свой грех.
Видя слезы и глубокое сокрушение духа любимого ими игумена, братья стали утешать его и говорили ему, что все будут молиться за него, чтобы простил Господь ему грех. Но игумену не довольно было одного стыда себе при общественном исповедании греха, и он обратился к братии с просьбой:
«Окажите мне великую милость и сделайте мне то, о чем я буду просить вас. Я лягу при дверях церкви, и пусть каждый из вас при выходе отсюда ударит меня ногой. И чем сильнее будут эти удары, тем легче будет душе моей».
Братия исполнила просьбу своего игумена, и каждый уходящий из церкви ударял его. И когда последний брат вышел из церкви, игумен встал и почувствовал, что грех уже не мучил его совесть.
Прежде чем перейти в тот мир, для нас должен быть решен вопрос, научились ли мы истинно каяться и плакать о грехах своих и через это заслуживаем ли прощение грехов и милость от Господа.
Повторяем для этого ряд признаков истинного покаяния. Покаяние истинно, если:
1) мы возненавидим грех и более не грешим теми грехами, осуждения за которые боимся от Господа;
2) настолько смирим себя, как говорит старец Силуан, что будем осуждать себя, считать себя хуже всех и почитать себя достойным лишь вечного огня, но вместе с тем и не отчаиваться в милосердии и любви Божией и веровать в силу Его искупительной жертвы за грешный мир;
3) все наше внимание настолько поглощено своими грехами, что мы оставили привычку судить и осуждать других людей;
4) боимся слов Господа к нам на Страшном Суде: «Ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), и поэтому научились благодушно терпеть все посылаемые от Господа житейские беды, неприятности, болезни, нужду, притеснения, оскорбления, клевету, а еще лучше, если за них будем благодарить Господа;
5) от всего сердца все прощаем ближнему;
6) помня, что спасение достигается лишь на «тесном» и «узком» пути, научились сами утеснять себя в жизни и проявлять в должной мере воздержание.
О других признаках и плодах покаяния так говорит священник Павел Флоренский:
«В Таинстве покаяния делаются для нас реальными слова шестопсалмия: «Как далек восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши» (Пс. 102:12). Святые отцы неоднократно указывали, что признаком действенности покаяния служит уничтожение притягивающей силы прощенного греха: Таинством покаяния истребляется прошлое. Всякое греховное падение кладет известную печать на душу человека, так или иначе влияет на ее устроение. Сумма греховных действий составляет, таким образом, некоторое прошлое человека, которое влияет на его поведение в настоящем, влечет его к тем или другим действиям. Таинственно свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся в нем греховное прошлое теряет свою притягательную силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека. Грех не забывается и не вменяется человеку в силу каких-нибудь посторонних для человека причин, и – грех в полном смысле удаляется от человека, уничтожается в нем, перестает быть частью его внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое пережито и зачеркнуто благодатию в момент переворота, которое, таким образом, с настоящим человеком не имеет ничего общего».
Великие подвижники в своем подвиге покаяния достигали высоких ступеней этой добродетели – так называемого «непрестанного плача». Прп. Варсонофий Великий так говорит об этом:
«Истинный плач, соединенный с умилением, бывает рабом человека, постоянно ему подчиненным, и имеющего его не одолевает брань. Плач этот заглаживает прежние согрешения, и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, который приобрел его, изгоняет смех и рассеянность и поддерживает непрестанное сетование, ибо он есть щит, отражающий все разжженные стрелы диавольские (Еф. 6:16). Имеющий его вовсе не уязвляется бранью, если он будет и среди людей и даже с блудницами; но плач этот пребывает неотступно с нами (которые находятся вне мира и ведут брань) и ведет за нас брань. Если же плач не истинный, то он отходит от тебя и снова приходит; и это происходит оттого, что помысел твой попеременно то расслабляется, то разгорается. Когда же теплота сделается постоянною, бывает великое и постоянное умиление, а ему последует и истинный плач, о котором ты должен заботиться, понуждая себя, чтобы получить его».
Следует упомянуть вместе с тем, что покаяние никогда не должно сопровождаться отчаянием, унынием или подавленностью духа.
Прп. Никодим Святогорец пишет:
«Сокрушенное покаяние, которое только мучит и грызет сердце, никогда не восстанавливает души в благонадежное настроение, если не бывает соединено с твердым упованием на милосердие и благость Божию».
О том же так пишет о. Александр Ельчанинов:
«Ужасает не только грех, но и возможное после него отчаяние и уныние. Исаак Сирин об этом говорит: «Не устрашайся, когда бы ты падал каждый день, и не отходи от молитвы. Стой мужественно – и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение». Вспомним, что говорит Христос в подобном случае – «Иди и впредь не греши» – и только: ни проклятий, ни отлучений. Нельзя поддаваться злому духу, который тянет в большой грех – уныние. Снова и снова надо припадать ко Христу, и Он снова и снова нас примет».
Приложение к главе 23-й
Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах? Что в дальнейшем переживает «блудный сын» – покаявшийся грешник – по возвращении в дом Небесного Отца? Ниже даются ответы на эти вопросы в очерке на евангельскую тему «Блудный сын».
«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк.15:20-23).
Кончился пир в доме благого, милосердного отца. Затихли звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца…
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре он встречает осуждение – почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее тяжелое прошлое… Что он может сказать брату своему в оправдание? Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно…
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души…
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат… Прости меня… Не я устроил этот пир… И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня… Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники… Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня, и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца.
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь – на моем теле не было здорового места – здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны(Ис. 1:6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия Отца, но они еще мучительно болят при прикосновении, и мне кажется, будут болеть всегда…
Они постоянно будут напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полный самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с Отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха…
Как счастлив ты, брат, что не знаешь ее, что у тебя нет воспоминаний о ней, что ты не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не знаешь вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет… Только остатки их я принес обратно в дом Отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения Благому Отцу…
Ты видишь этот драгоценный перстень на этих грешных, уже слабых руках. Но что бы я ни отдал за то, чтобы на них не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для Отца…
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь знать никогда горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия Отца. Без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений…
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести Отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно.
Не удивляйся же, брат, милосердию Отца, Его снисхождению к блудному сыну, Его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, Его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в Отчем доме рядом с тобой. Ты как старший и беспорочный будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне черную работу. Днем мы будем работать вместе, а затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я.
Куда я уйду от моих воспоминаний: сожалений и мыслей о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении Отца – от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях. »