Что такое подвижничество в православии
О подвижниках последнего времени
27 июля 1980 года, 35 лет назад, отошел ко Господу известный духовник и подвижник схиигумен Савва (Остапенко). Отец Савва был духовником архимандрита Рафаила (Карелина), и встречу с ним отец Рафаил считал «самым большим событием в своей жизни».
Господь сподобил отца Рафаила знать и других старцев и людей высокой духовной жизни, как в Грузии, так и в России, – о них он рассказал в своей книге «На пути из времени в вечность». Мы обратились к отцу Рафаилу с вопросом: кого из них можно поставить в особенный пример современным христианам?
В Псалтири сказано: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлощенных (разноцветных), приукрашена». По святоотеческому толкованию Царица – это Церковь, разноцветные ризы – различные виды служения, приукрашена – сияющая красотой Духа Святого. Благодать едина, но проявляется в разнообразных действиях и дарованиях. Подвижники нашего времени, о которых я писал в своих воспоминаниях, были едины в главном: в незыблемой преданности Православию, самоотдаче людям, жертвенности и постоянном стремлении стяжать и хранить в сердце Божественную благодать как самое большое сокровище. Но у каждого из них были свои особые дарования, своя индивидуальность, поэтому мне трудно сравнивать их друг с другом и говорить о том, кого из них я считаю лучшим примером для христиан нашего времени.
Владыка Зиновий многих тайно материально поддерживал, притом без просьб, как бы духом узнавая их нужды
Владыка казался прирожденным архиереем. Его вид внушал уважение даже неверующим, но с этим духовным величием соединялись глубокое смирение и простота. Богослужения он совершал всегда торжественно и благолепно. Необыкновенным был его взгляд. В глазах чистых, как кристалл, отражалась ясность его души, и в то же время его взгляд был проницательным, иногда строгим, а чаще сострадательным и грустным, будто он видел глубину человеческого сердца. Владыка Зиновий отличался милосердием: он многим тайно подавал милостыню, что стало известно особенно после его смерти. Люди рассказывали, что он материально поддерживал их в самых трудных обстоятельствах, притом без просьб, как бы духом узнавая об их нуждах. Он не оставлял своим милосердием не только живых, но и мертвых. На Литургии он долго вынимал из просфор частицы за усопших, как будто хотел накормить сотни голодных, собравшихся у порога храма. Он не читал помянник, так как знал имена наизусть – хранил их в своей памяти, а точнее в сердце. В эти минуты мне казалось, что молитва митрополита извлекает души усопших из ада и возвращает от смерти к жизни.
Жизнь владыки Зиновия – напоминание нам о том, что главной силой является благодать Божия, а не знания и таланты
Такие люди, как митрополит Зиновий, были даром Божиим для нашего времени, как праведный Иоанн Кронштадтский для той эпохи, когда призраки грядущих бедствий нависли над землей и Российскую империю начали потрясать бури революции. Владыка Зиновий был послан нашим современникам как напоминание о том, что в христианстве главной силой является благодать Божия: где ее нет – там все знания и таланты бессильны, а где она – там вера становится животворящей и победоносной.
Мне хотелось бы отметить великого подвижника схиигумена Савву (Остапенко). Его жизнь была продолжительной молитвой, его сердце соединилось, как бы срослось с именем Божиим. Он учил Иисусовой молитве – этому огненному деланию – всех, кто приходил к нему за советом и с исповедью. В нем удивительным образом уживались радость и скорбь. Он всегда был радостным, как бы светился внутренним духовным огнем и согревал им других. В то же время он глубоко скорбел о людских грехах, о том, что люди забыли о главном – о вечной жизни, о спасении души в Боге – и променяли благодать на земной прах. Его молитва за весь мир, особенно за духовных чад, была похожа на личное покаяние, как будто грехопадения совершили не они, а он сам.
Отец Савва учил Иисусовой молитве всех, кто приходил к нему за советом и с исповедью
Многие вспоминали, что когда подходили к дверям келлии отца Саввы, то их охватывал какой-то мистический трепет, ожидание таинственного и необычайного и вместе с тем страх, что они не подготовлены к этой встрече. Некоторые признавались, что темная сила в это время безмолвно вопила: «Бегите отсюда куда хотите, делайте что хотите, только держитесь подальше от этого места».
Когда служил отец Савва, люди чувствовали не только духовно, но и физически действие благодати
Когда служил отец Савва, то люди чувствовали не только духовно, но и физически действие благодати. В общении с отцом Саввой человека охватывало чувство глубокого покоя и тишины, все проблемы и сомнения исчезали, мир водворялся в сердце, как будто его прошения уже исполнены. Во время богослужения казалось, что за каждым молитвенным возгласом отца Саввы ангел-хранитель алтаря безмолвно произносит: «Аминь».
Однажды я видел, как владыка Зиновий и схиигумен Савва беседовали в приделе алтаря Александро-Невского храма. На их лицах вспыхивали и скользили световые блики необычайной белизны, как будто луч с Фавора, пройдя через пространства и века, осиял их своей красотой.
В наше время гордыни и тщеславия кротость отца Парфения вызывает особое удивление – и восхищение
От архимандрита Парфения веяло благоуханием тишины, будто он носил в своей душе тишину пустыни, в которой провел долгие годы. Он с кротостью переносил несправедливости и оскорбления, молчаливо принимал удары даже от близких людей, через которых демон хотел вывести его из молитвенного состояния, возбудить гнев и негодование, разрушить то, что он стяжал многолетними трудами. Он представлялся мне агнцем, которого окружала стая волков, но не могла коснуться его. Смирение всегда победоносно: внешне уступая, оно выигрывает духовный бой.
Отец Гавриила безбоязненно говорил правду – то, чего так боится и что ненавидит мир
Подвиг блаженного Гавриила (Ургебадзе) был подобен подвигам древних юродивых, обличавших грехи царей и несправедливости судей. Он безбоязненно говорил правду – то, чего так боится и что ненавидит мир, ищущий наслаждения в страстях и грехах. Он мог обличить в лицо самого высокопоставленного сатрапа, как бы хватал льва за гриву, не задумываясь, что может сделать его своим врагом.
В нашу эпоху, называемую новым временем, человек закомплексован обычаями и законами этого богоборческого мира. Двойственность становится характерной чертой современных людей и – что хуже всего – значительной части христиан. Ложь стала восприниматься как мудрость, безразличие к злу и снисходительность к разврату – как человеколюбие, постоянное актерство, прятанье мыслей под наигранными словами – как этика и культура общения. Новая мода современности – это культ уродства и бесстыдства, в который включаются даже вовсе не глупые люди – из-за боязни, что в случае протеста они окажутся в глазах мира обскурантами, фанатиками и невеждами, отставшими от своего века, как бы опоздавшими на скорый поезд прогресса. Эгоизм и прагматизм становятся философией жизни, кажется, что они проницают всю атмосферу земли, которой дышит человечество. Маски окружают человека повсюду – от рождения до смерти. Его жизненный путь проходит по «картинной галерее» грехов и пороков, образы и семена которых он несет в своем сердце.
Архимандрит Гавриил, находясь в миру, казался свободным от мира. Он отверг его владычество
Архимандрит Гавриил, находясь в миру, казался свободным от мира. Он отверг его владычество, как разрывают липкую паутину, принял подвиг юродства, словно посвящение в духовное рыцарство, и мир отступил от него. Надо сказать, что он обличал пороки людей только в глаза, нередко в резкой форме, бил словами, как ударами клинка, угрожая проклятием Божиим тем, кто не хотел исправиться. Однако за глаза он не осуждал никого, кроме себя самого, приписывал себе грехи, которых на самом деле не совершал, и пороки, которых не имел.
Те, кто исповедовались у отца Гавриила, вспоминали, что открывать ему грех и даже самые постыдные падения было легко: само сердце раскрывалось перед ним. Люди уходили от него с облегчением и радостью, как будто тяжелую ношу, давившую плечи, сложили у его ног. Народ интуитивно чувствовал духовную силу и дерзновение к Богу этого подвижника. Сразу же после смерти, еще до канонизации, началось паломничество к его могиле.
В наше время я не вижу подвижников, подобных тем, о которых писал. Это не значит, что их нет. Вероятно, они есть и продолжают подвиг своих отцов, но сокровенно. Я просто не вижу их, а может быть, и не ищу. Старцы, о которых я писал, окончили земную жизнь, но духовно пребывают с нами. Они пример для современников, но для меня, прежде всего, обличение моей нерадивой жизни: я имел доступ к сокровищнице, но не взял оттуда ничего и остался нищим.
Монашество. Преподобные и подвижники
История древнего монашества
Однажды юноша по имени Антоний услышал, как в храме читают евангельские слова Христа: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21). Антоний воспринял их как сказанные лично ему. Он продал имение, доставшееся ему в наследство от родителей, раздал деньги нищим, покинул родительский дом и, поселившись в уединении, начал подвижническую жизнь. Его, прославившегося в истории Церкви под именем преподобного Антония Великого, почитают как основателя отшельнического монашества. Конечно, и до святого Антония были христианские подвижники, хранившие девство и совершавшие свои труды в полном нестяжании, но начиная с его трудов монашество распространяется по всему христианскому миру и становится неотъемлемой частью Православия.
Преподобный Антоний начинал свои подвиги около 270 года, а отошел ко Господу в 356 году в возрасте ста пяти лет. Подвиги свои святой Антоний совершал в Фиваидской пустыни в Северном Египте. К нему стекались ученики, желающие подражать его монашескому деланию и трудиться для своего спасения под его руководством. Кроме преподобного Антония египетская пустыня знаменита и множеством других отшельников. Самые известные из них — ученик святого Антония преподобный Павел, прозванный за свое простосердечие и незлобие Препростым (умер в 340 году), святой Аммон Нитрийский (умер в 367 году), Макарий Египетский (умер в 391 году).
Не прошло и пятнадцати лет после того, как преподобный Антоний начал свое отшельничество, когда святой Пахомий положил начало новому типу монашеской жизни — общежительному. В 318 году в Тавенне (Южный Египет) он создал первую киновию (монашеское общежитие), где монахи стали жить вместе в монастыре, обнесенном стеной, в домах, вмещавших по тридцать-сорок человек. Каждый монах выполнял определенную работу, и монастырь обеспечивал себя всем необходимым. Сам образ жизни отдельных монахов не был строго расписан, так как еще не существовало устава — общего правила монашеской жизни.
Древний монашеский Устав был написан святителем Василием Великим. Как мы знаем, в молодости он много путешествовал, общаясь с монахами-подвижниками, и основал у себя в Каппадокии общежительную монашескую общину. Его Уставом определялись часы общей молитвы и устанавливалась совместная трапеза. Монастыри, устроенные по Уставу святителя Василия, стали появляться на Западе, а потом и в Греции, а когда ко Христу обратились славянские народы, общежительные монастыри распространились в Сербии, Болгарии и на Руси. Однако в Сирии и некоторых других странах предпочтение по-прежнему отдавалось отшельническому типу монашеской жизни.
Повсюду стали появляться и женские монашеские обители. Монашеским подвигом прославилась старшая сестра святителя Василия — святая Макрина. Пока братья и сестры ее были маленькими, она помогала их воспитывать, а когда все они выросли, уговорила свою мать святую Емилию оставить мир, отпустить рабов на свободу и удалиться в женский монастырь. Некоторые из служанок — бывших рабынь — последовали их примеру. Приняв иноческий постриг, они жили вместе, одной семьей: вместе молились, вместе работали, имели все общее, ничем не отличаясь друг от друга в образе жизни. После смерти матери святая Макрина руководила сестрами обители.
Из Египта монашество распространилось на гору Синай, где подвизались такие подвижники, как святой Нил Синаит (умер в 430 году) и святой Иоанн Лествичник (умер в 580 году), оставившие свои замечательные творения о монашеской жизни.
В Палестине подвизалось великое множество отшельников и существовало много монастырей. Известно житие преподобной Марии Египетской, которая подвизалась в Иорданской пустыне сорок семь лет. Она была родом из столицы Египта Александрии и с юности вела греховный, порочный образ жизни. Однажды она оказалась в Иерусалиме и попыталась войти в храм, но таинственная сила не пустила ее. Со слезами она раскаялась в своих грехах и смогла наконец войти в храм. Полностью изменив свою жизнь, она ушла за Иордан и стала жить там в полном уединении, в посте и молитве. Промыслом Божиим о подвиге преподобной Марии под конец ее жизни узнал старец Зосима из палестинского монастыря. Отошла ко Господу святая Мария в 522 году.
Самый известный палестинский монастырь — лавра Преподобного Саввы Освященного (умер в 532 году). Святого Савву называют Освященным потому, что он принял священнический сан. В VIII веке в лавре Святого Саввы принял монашеский постриг и прожил около пятидесяти лет святой Иоанн Дамаскин.
Монашество в России
Монахи появились на Руси со времен Крещения (988), но первый монастырь был основан трудами и подвигами преподобного Антония Печерского и его ученика преподобного Феодосия.
Святой Антоний был родом из Чернигова. Он принял монашеский постриг на Афоне и прожил там несколько лет. От Бога он получил повеление вернуться на Русь. В 1028 году святой Антоний поселился в пещерах близ Киева. Вслед за ним в этих пещерах стали селиться и другие люди, ищущие аскетических подвигов. Первыми учениками святого Антония стали Никон и Феодосий. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Последние годы жизни преподобный Антоний провел в уединении, устранившись от управления монастырем. В 1057 году игуменом монастыря стал преподобный Феодосий. Преподобный Антоний умер в 1073 году, а вслед за ним в 1074 году и преподобный Феодосий. Основанная ими лавра славится на весь православный мир.
Среди российских преподобных безусловно самый известный — святой Сергий Радонежский. Преподобный Сергий родился в 1314 году под Ростовом в знатной и благочестивой боярской семье. При рождении он был назван Варфоломеем (Сергий — его монашеское имя). С его детством связан известный эпизод. Учеба давалась Варфоломею тяжело, и он со слезами на глазах молился о том, чтобы Господь помог ему. Однажды ему явился старец, который благословил его, и в отроке Варфоломее открылась способность к учению. После смерти родителей Варфоломей уединился в лесу, спустя некоторое время принял монашеский постриг, а затем и священнический сан. Постепенно рядом с преподобным Сергием стали селиться и другие монахи. Так родился монастырь во имя Пресвятой Троицы, преподобный Сергий стал его настоятелем. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии, смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединял с молитвой, бдением и постом.
Долгие годы подвизался в своем монастыре преподобный Сергий. Святитель Алексий, митрополит Московский, на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но авва Сергий по смирению отказался от первосвятительства. В 1380 году он благословил на Куликову битву благоверного князя Димитрия Донского.
Бог прославил преподобного Сергия множеством чудес, но, наверное, самое большое чудо преподобного Сергия в том, что им и его учениками по всей Руси до самого Севера было основано более сорока монастырей. Однажды во время молитвы он увидел большую стаю птиц, и в видении голос сказал ему: «Умножатся и твои ученики».
Скончался преподобный Сергий в 1392 году.
Столь же почитаем в России преподобный Серафим Саровский (до пострига — Прохор). Он родился 19 июля 1759 года в благочестивой купеческой семье в городе Курске. В семнадцать лет юноша с благословения матери решил оставить мир и уйти в монастырь. Постриг он принял в Саровской Успенской пустыни с именем Серафим, что значит пламенный. Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Взяв на себя подвиг, он тысячу дней и ночей с воздетыми к небу руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне грешному». В затворе святой Серафим пережил нападение разбойников, которые, избив, тяжело покалечили его, но когда разбойников потом поймали, он их беззлобно простил. После этого преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года.
За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения и после затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил от Бога, это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами старец Серафим встречал каждого, кто к нему приходил.
Трудами, молитвами и заботами преподобного Серафима был основан знаменитый сейчас Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы.
В 1833 году преподобный Серафим Саровский отошел ко Господу.
Преподобные и подвижники в России в XX веке
В годы советской власти Русская Церковь особенно нуждалась в монашествующих подвижниках как молитвенниках за Церковь и наставниках в духовной жизни. Бог сподобил, чтобы в это время просияло немало подвижников. Это преподобные Серафим Вырицкий, Севастиан Карагандинский, Кукша (Величко), Симеон (Желнин) и другие. Среди чтимых православным народом подвижников благочестия — архимандриты Серафим (Тяпочкин) и Иоанн (Крестьянкин).
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру — Василий Михайлович Муравьев) до революции был успешливым и богатым купцом. После революции он не покинул Родину и в 1920 году принял монашество. Он подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде, а с 1926 по 1929 год был духовником лаврской братии. В 1930 году по рекомендации врачей он переселился в пригород, в поселок Вырица. Там он и прожил до конца своих дней. В те годы, когда закрывали храмы, а верующие и духовенство подвергались жестокому преследованию, старец Серафим с раннего утра до поздней ночи принимал людей, тянувшихся к нему за духовной помощью и наставлением. В годы Великой Отечественной войны, когда Вырица была под немецкой оккупацией, а Ленинград в блокаде, преподобный Серафим, подражая Саровскому чудотворцу, усиленно молился на камне. Умер преподобный Серафим после войны, в 1949 году.
Преподобный Севастиан Карагандинский (в миру — Степан Васильевич Фомин) в 1917 году принял постриг в Оптиной пустыни. После закрытия монастыря отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского. В 1927 году принял священство и после смерти преподобного Нектария в 1928 году служил в приходском храме в городе Козлове вплоть до своего ареста в 1933 году. Проведя годы в лагерях, после освобождения в апреле 1939 года он поселился под Карагандой. Там старец Севастиан устроил домашнюю церковь, где тайно совершал литургию и другие богослужения. В 1955 году разрешили зарегистрировать общину, был построен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Севастиан являлся до самой своей кончины. От Бога он стяжал дар прозорливости и молитвенной помощи страждущим. Свою страдальческую и подвижническую жизнь старец Севастиан завершил в 1966 году. Церковью он прославлен как преподобноисповедник.
Архимандрит Серафим (Тяпочкин) в крещении получил имя Димитрий. Он принял священнический сан в 1920 году. В 1933 году от туберкулеза скончалась его любимая супруга Антонина Викторовна, и на его попечении остались три дочери-подростка. В 1941 году его арестовали и осудили на десять лет лагерей, но на свободу он вышел только в 1955 году. Перед самым освобождением его спросили, чем он собирается заняться на свободе. Отец Димитрий ответил: «Я священник, намерен служить», — за что получил еще пять лет ссылки. В 1960 году он принял постриг с именем Серафим и начал служить в храме поселка Ракитное (Белгородская область). Сперва на богослужения почти никто не ходил, но постепенно вокруг отца Серафима сложилась крепкая духовная семья, куда влились монашествующие и миряне. Люди тянулись к нему со всех концов страны. Когда он отошел ко Господу в 1982 году, проститься с ним приехали сотни людей.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Став священником в 1945 году, Иван служил и заочно учился в Московской духовной академии. Его кандидатская работа была посвящена преподобному Серафиму Саровскому. Однако защитить ее не удалось — в апреле 1950 года он был арестован и приговорен к семи годам лагеря строгого режима. В 1955 году он был досрочно освобожден. В 1966 году отец Иоанн принял монашество, а в 1967-м поступил в Псково-Печерский монастырь, где и подвизался до самой своей блаженной кончины. Духовными подвигами стяжал дарования старца. Он помог многим людям на их жизненном пути определить волю Божию. Старец Иоанн отошел ко Господу 5 февраля 2006 года.
Подвижники христианства
В интервью, недавно данном украинским СМИ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Есть нечто, что меня особенно волнует: это нравственное, духовное состояние духовенства. Священники — это люди, которые должны подавать пример; поэтому воспитание современного священника, создание условий для его постоянного духовного роста является важнейшей задачей епископата. Очень часто молодой человек приходит в семинарию с горящими глазами, с огромным энтузиазмом. Заканчивает семинарию — энтузиазм сохраняется, глаза уже не так блестят. Начинает служить на приходе — глаза уже не блестят и энтузиазма нет…
Как сделать так, чтобы энтузиазм у молодого человека, который решил посвятить себя Господу, который готов был идти на определенные лишения и ограничения, не угасал, а развивался с годами? Мы имеем примеры таких замечательных священников, подвижников. Я сейчас много езжу по приходам, по епархиям, встречаюсь с людьми, которые в тяжелейших климатических условиях, в тяжелых материальных условиях, с огромным воодушевлением осуществляют свое служение. Скажу для кого-то совсем неожиданную вещь: мы очень нуждаемся в подвижниках; и нужно делать все для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики — потянут за собой весь народ».
Что значит быть подвижником в наше время? Есть ли сегодня люди, которых можно назвать подвижниками?
Игумен Агафангел (Белых), Тикси, Якутия
Что можно сказать о подвижниках кроме того, что я сам от них бесконечно далек?
Кажется, это понятие можно произвести от слова «движение». Значит, подвижник – это тот, кто движется ко Христу. Неуклонно. Непременно. Радостно.
Игумен Петр (Мещеринов), настоятель подворья Данилова монастыря в дер. Долматово Московской области
Нужны ли нам подвижники? Конечно, нужны.
Но я бы сказал ещё, что помимо подвижников нам как воздух нужны, просто необходимы в Церкви добрые, честные и порядочные люди. Если то, что обычно понимается под «подвигом» – молитвенность, прилежание к церковным уставам, строгость к себе, самоотверженность и другие подобные качества – не будет сочетаться с умом, добротой, уважением к человеку, жалением, «щадением» ближних и дальних – грош цена такому подвигу. Фарисеи были подвижниками – и чем это кончилось? Так что пусть будет больше подвижников Христова человеколюбия.
Встречался ли я с таким подвижником? Да, для меня составляет большую радость дружба со священником, которого я могу назвать образцом пастырского подвижничества. Это протоиерей Георгий Митрофанов, профессор СПбДАиС. Будучи человеком строгой церковности и не жалея себя для обширной и многоплодной пастырской, педагогической и просветительской деятельности, он одновременно является примером подлинного христианского отношения к людям. А его внутренняя честность и смелость – вообще редкие качества для современного российского и церковного общества.
Иеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря
Человеку обязательно нужен образ героя, идеал, к которому надо стремиться. Неслучайно так популярны супермены и герои культовых фильмов, неслучайно в советское время в особом ореоле преподносились молодогвардейцы или «пионеры-герои» — помните, Валя Котик, Марат Казей? Для христианского возрастания, да и просто для того, чтобы стать человеком, нужны такие идеалы, нужно их искать и, главное, что они есть.
Вот, святитель Николай Сербский – настоящая глыба православия, наш современник, необычайно одаренный, интеллектуал… Николай Васильевич Гоголь, который при всех странностях характера был аскетически настроенным человеком, в своем творчестве – служил Богу, всего себя отдавал людям. Или совсем недавний пример — убиенный отец Даниил Сысоев. Да, пусть он в чем-то ошибался, где-то перегибал палку, но это же настоящий герой, мученик за Христа, человек, которого можно поставить в пример. На меня самого огромное впечатление в свое время произвела личность отца Серафима (Роуза).
Подвижников много и среди самых обычных людей, нужно только уметь увидеть такого человека.
Протоиерей Олег Корытко, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, Москва, руководитель референтуры Московской Патриархии
На мой взгляд Святейший Патриарх в интервью украинским телеканалам обратил внимание общества и церковного народа на очень важную вещь: у истоков всякого подлинно значимого дела, явления стоит дерзновение, духовный подвиг одного или нескольких человек. Многие местные церкви чтят своим основателем апостола Павла, начало бытия обители на Маковце, ныне известной как Троице-Сергиева Лавра — сердца Русского Православия связано с именем преподобного Сергия Радонежского, крещение Руси совершилось благодаря благой воле святого равноапостольного князя Владимира. Эти примеры можно продолжать и далее, однако важно другое. Необходимо самим себе ответить на вопрос: «Что сейчас все мы, православные христиане можем сделать для того, чтобы появились эти «локомотивчики» духовной истории нашего народа?»
Убежден, что главной задачей каждого должно быть ежедневное, будничное, я бы даже сказал: рутинное, бытовое благочестие, устроение всей своей жизни на принципах верности Евангельским нормам. При достижении определенной «критической массы» людей, действующих на основе религиозной мотивации, это неминуемо приведет к тому, что появятся те самые подвижники, влекущие за собой весь остальной народ. Ведь и подвиг апостола языков был некоим продолжением многовековых духовных усилий богоизбранного народа, и преподобный Сергий родился в семье благочестивых христиан: преподобных Кирилла и Марии и появлению святого великого князя Владимира предшествовала деятельность святой равноапостольной княгини Ольги, его бабки.
Несомненно, если внутренне горение будет свойственно современным православным христианам, Господь не оставит народ Свой и дарует все потребное для христианской жизни и спасения, в том числе ниспошлет нам милость Свою через появление новых подвижников веры и благочестия.
Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
Кто такие подвижники? Невозможно четко и однозначно определить критерии подвига, но главное, я думаю, то, что подвижник — это человек, кто старается жить Христом, Его Словом, преодолевая свои недостатки и страсти, падая и вставая, идет путем покаяния и смирения. Настоящее подвижничество незаметно, неприметно, без рекламы и пиара, чаще всего в стороне от народного «обожания» (которое, как спрос, по-своему рождает «предложение» – появление ложных подвижников в угоду народному безумию).
Каким может быть подвижничество в современном мире? Любым. Я считаю, что это удел не только монашествующих, хотя именно они, прежде всего, призваны Богом к подвигу. Подвижником христианства может быть абсолютно любой человек, который слышит через Евангелие голос Бога и старается на любом месте, где поставил его Господь, жить и трудиться по совести, не предавая Христа.
Что касается меня, то самые дорогие моего сердцу святые подвижники – это свв. Павлин, Иоанн, Филарет Милостивые, старцы Парфений и Паисий Святогорцы, свт. Иоанн Шанхайский, преп. Серафим Саровский и прав. Иоанн Кронштадтский.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель портала «Православие и мир»
Подвижники, прежде всего, – это люди героические, хотя их героизм может быть очень негромким. Святейших Патриарх, конечно, говорил о людях верующих, о том, что Церкви нужны те, кто бескорыстно, не считаясь с каким-то личным интересом, служат общему делу – Богу, Церкви и людям.
Подвижничество подразумевает под собой не только героизм, не только мужество, но и творчество. Потому что от нас требуется искать, находить и решать задачи, которые ставит перед нами жизнь. Подвижничество значит также и послушание, потому что мы призваны делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Очень важно, что Святейший Патриарх, первое лицо Русской Церкви, призвал нас к подвижничеству, указал нам путь, цель, к которой нужно стремиться. Ведь, когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас.
Где найти примеры подвижничества? Прежде всего – это монахи, среди них очень много настоящих подвижников. Более того. На Руси сельские труженики издавна назывались крестьянами. Слово «крестьянин» созвучно слову «христианин», и корень его – «крест». Русские люди всегда понимали, что жить на земле и растить хлеб – это крестный труд. Таких тихих подвижников – миллионы: в монастырях, на приходах, среди скромных тружеников. Просто подчас мы, воспитанные пропагандой и обществом потребления, замечаем только ярких, плакатных людей. Но чаще всего такие «звезды» – просто пустышки, работающие для своего обогащения и ничего из себя не представляющие. Как только они пропадают с экранов и страниц газет, мы тут же забываем их, потому что они не оставили доброго следа в наших душах.
Настоящие подвижники не стремятся быть на виду, не думают о своей особой роли и высоком предназначении. Они просто тихо, спокойно, твердо и смиренно несут свое послушание, не задаваясь мыслью, что совершают какой-то подвиг. Как вы считаете, почему величайшие подвижники Православия уходили в пустыни, в леса, прочь от людей? Чтобы не привлекать внимание, чтобы не становиться объектом поклонения, чтобы никто не мешал им трудиться, напряженно и плодотворно совершая свое подвижническое делание.
Протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади
Подвижник – это человек, который не удовлетворяется своими достижениями на духовной ниве, а всегда стремится к росту, к обретению верных основ в жизни. А такие основы бытия для христианина заложены в Евангелии. То есть получается, что подвижник – это тот, кто воплощает в жизнь слова Христа. В Новом Завете есть замечательная фраза о том, как достичь совершенства: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13) Это, на мой взгляд, это и есть один из самых важных моментов подвижничества. Преследование чужой выгоды и незамечание себя. Подвижник – это аскет, который свой аскетизм направляет на духовное делание.
Примеры такого героизма ради ближних можно найти и в сегодняшнем мире, и во всей многовековой истории Церкви. Можно открыть жития святых, а можно просто внимательно посмотреть вокруг – на людей, которые живут рядом с нами. Для меня один из ярчайших образцов современного подвижничества – протоиерей Аркадий Шатов (теперь архимандрит Пантелеимон). Есть подвижники на приходах, которые свое свободное время полагают на служение людям, есть волонтеры в детских домах и домах престарелых. Подвижник тот, кто доброделание соединяет с молитвой ко Господу, все дела его прославляют Господа. В каждом добром деле найдутся самоотверженные люди. Мы живем в эгоистичном мире, где, как правило, все силы человек направляет на удовлетворение потребностей своего эго. Поэтому тот, кто, забыв о себе, обращает взор на ближнего, уже этим являет собой пример подвижничества. Надо помнить и то, что подвижничество – это религиозный термин, и если мы беремся помогать кому-то, надо, прежде всего, думать о его духовной пользе, а уже потом о материальной.
Протоиерей Димитрий Карпенко, Белгородская епархия
Сложно назвать период, когда ситуация с подвижничеством оценивалась положительно, еще царь Давид сказал о том, что «оскуде преподобный» (Пс. 11:2). Если что-то и изменилось в этом отношении, то видимо только в худшую сторону. Но в любом случае мы должны понимать, что история Церкви — это история Ее святости, а это означает, что святые были, есть и будут в Церкви до скончания века.
Когда мы говорим подвижник, то под этим словом нужно понимать человека, который осуществляет некое движение. Двигаться можно по-разному, мы это знаем, так вот тех, кто двигается навстречу Богу, Церковь и называет подвижниками. В этом смысле каждый православный христианин призван к тому, чтобы всю свою жизнь выстраивать таким образом, чтобы она была нашим движением по направлению к Богу.
А каким будет внешнее обрамление этого движения — затвор, горы, пустыня, либо крупный мегаполис, зависит от того, где Бог поставил нас на служение. Наше спасение не зависит от среды обитания, и в самом лучшем монастыре можно растерять все дарованные Богом таланты, а в шумном городе их приумножить. Главное ясно видеть перед собой цель нашего земного странствования, четко осознавать, что наше движение может быть только по одному Пути, имя которому — Христос.
Иерей Глеб Грозовский
Подвижничество – от слова подвиг. Подвиг – это некое усилие над собой, благодаря которому распространяется благо. Но как звезда от звезды разнится в славе, так и подвиг от подвига отличается количеством и качеством облагодетельствованным.
И раньше, и сегодня, в наше время, встречались подвижники, имена которых известны или станут всем известны в свое время. Из них некоторые: родители, учители, священнослужители, врачи, пожарные, спасатели, милиционеры и многие другие.
Среди подвижников наших дней я бы назвал воинов Беслана, которые были готовы положить душу свою за други своя.
Помяни, Господи, погибших и помоги подвижникам Беслана.
Минас Монир, Египет
Конечно, я очень нуждаюсь в том, чтобы видеть таких подвижников. Конечно, у всех людей разные обстоятельства и этот вопрос во многом условен, но мы очень нуждаемся в человеке, который бы был образом настоящего христианина, поступающего по заповедям Христа, показывая, как нам быть в нашем современном мире, который так старается приуменьшить нашу веру в Господа. Еще я думаю, что такие люди не должны быть изолированы, закрыты в монастырях, они нужны нам в наших приходах, в нашей жизни, они должны говорить на нашем языке и жить в одних с нами социальных, экономических, культурных и религиозных условиях. понимая все стоящие перед нами трудности, и помогая нам нести Крест Христов. Не могу сказать, что я встречал таких подвижников, но импульс Божественной благодати может исходить и через тех, кого мы встречаем в храмах, и в наших братьях и сестрах по вере мы можем чувствовать присутствие Господа.
Протоиерей Александр Авдюгин: Подвижники – они рядышком…
Подготовили: Елизавета Киктенко, Мария Сеньчукова, Анна Данилова