Что такое подводка на радио
Как сделать хорошую подводку для радиорепортажа
Нил Черчман напоминает о важности ярких цитат и интересных фактов
О чем бы ни шла речь, не утомляйте аудиторию и не вводите ее в заблуждение. Бывают новости простые и захватывающие, бывают не такие интересные и сложные для понимания, пишет Нил Черчман.
О чем писать в подводке?
Стандартная газетная заметка, к примеру, состоит из заголовка, вступления и основной части. Подводка должна содержать в себе первые две части, а третья – это уже работа репортера. Например:
Именно такую информацию и должна содержать ваша подводка.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Удачная подводка «цепляет» слушателя с первых слов. Если возможно, всегда начинайте с действия. Ниже приведен хороший пример, взятый из выпуска новостей BBC Radio 4:
Как вы уже заметили, подводка начинается с действия. Первое предложение отвечает на вопрос, что произошло, где, и кто в этом участвовал. Во втором предложении объясняется, почему это произошло. Чем лаконичнее, тем лучше. Кроме того, после такой подводки слушатель непременно захочет узнать все подробности и прослушать репортаж целиком.
Яркая цитата или некоторые интересные факты из жизни действующих лиц добавят вашей подводке колорита и сразу привлекут внимание слушателя.
Подводку, к примеру, можно сделать так:
Или следующим образом:
Разумеется, второй вариант звучит намного лучше. Здесь автор использует более яркую и эмоционально окрашенную лексике (к примеру, слова «вызывает отвращение», «оскорбляет»). По сравнению с первой вторая подводка вызывает больший интерес.
Имейте в виду, что во время эфира может произойти что-либо новое, или же ваш корреспондент не успеет рассказать о чем-то значительном по техническим причинам. Поэтому крайне важно четко понимать суть сюжета. Следите за информационными агентствами, читайте сообщения других средств массовой информации и всегда будьте готовы переписать текст в самую последнюю минуту.
Чем проще, тем лучше
Помните, что вы читаете подводку только один раз. Повторять отдельные фрагменты для слушателя вы не сможете. Поэтому всегда старайтесь использовать простые и понятные конструкции. Не увлекайтесь придаточными предложениями. Если предложение слишком длинное, разделите его на части – сразу будут заметны ненужные повторения или труднопроизносимые места.
Безусловно, существует огромное количество причин, по которым ваша безупречная подводка может оказаться никчемной. В большинстве случаев происходит это по вашей собственной вине. Чтобы этого не случилось, заранее прослушайте текст репортажа. Убедитесь в том, что вы и ваш корреспондент не используете одни и те же слова, предложения или фразы – это звучит отвратительно.
Аккуратнее с аудиоклипами
С особой осторожностью относитесь к репортажам, которые начинаются с аудиоклипов, записанных на месте событий. Когда вы слышите фразу «сообщает наш корреспондент Джастин Уэбб», вы скорее ожидаете услышать человеческий голос, нежели пушечные выстрелы, звуки волынки или крики дельфинов в море. Поэтому в подводке старайтесь подготовить слушателя к тому, что перед голосом Джастина Уэбба могут быть слышны другие звуки.
Не слишком вдавайтесь в подробности, но в то же время не искажайте смысла. Например, огромное количество цифр и дат может испортить подводку, однако бывают случаи, когда без них никак не обойтись. Также имейте в виду, что не все слушатели без труда понимают аббревиатуры и сокращения.
Учитывайте специфику радиостанции
При составлении подводки всегда учитывайте специфику радиостанции, для которой вы работаете. У каждого радио свой словарный запас, свои правила, понятные именно их аудитории. Так, например, на музыкальном BBC Radio 2 мы никогда не скажем «певец Майкл Джексон», потому что наши слушатели знают, что Майкл Джексон – это поп-певец. По тому же принципу на Radio 5 Live ни за что не встретить словосочетания «футболист Дэвид Бекхэм» – слушатели этой радиостанции, транслирующей футбольные матчи в прямом эфире, уж наверняка слышали, кто он такой.
На Би-би-си работает огромное количество журналистов, которые прекрасно умеют писать подводки. Не стесняйтесь, задавайте вопросы, учитесь у своих коллег. Если вы услышали хорошую подводку, постарайтесь понять, как она составлена, чем она выделяется из ряда ей подобных. Если вдруг не будете знать, с чего начать, спросите себя, как бы вы описали происходящее одним предложением. Чаще всего именно это предложение и станет основой будущей подводки.
99 вариантов радиоподводки!
Раймон Кено
Раймон Кено – выдающийся французский писатель, который разрабатывает целую систему «литературных протезов» — сознательно заданных формальных ограничений (палиндромов, липограмм, анаграмм и т. д.), стимулирующих авторское воображение и позволяющих отказаться от штампов и стереотипов. Именно этот человек для меня является примером. Прочитав его интеллектуальную книгу – игру «Упражнения в стиле», я расширила свои ораторские способности и открыла целую энциклопедию стилей и жанров.
О чём же книга «Упражнения в стиле»
Весь сюжет «Упражнений» умещается на половине страницы книги. В ней описывается рядовой случай, произошедший в переполненном транспорте, в котором имел честь ехать Раймон. А теперь внимание: далее автор будет описывать эту историю ещё 99 раз, но каждый раз по-разному. В ход пойдут всевозможные риторические формы, стили, жанры и выразительные средства. Кено расскажет историю с позиции удивления, сна, литоты, предсказания, аферезы, апокопы, полиптоты, прошедшего неопределенного времени, упорства, аннотации. В общем 99 разными способами. Скачать эту книгу можно здесь.
Домашнее задание.
Если вы хотите, чтобы я проанализировала ваше Демо и была личным куратором в профессиональном росте, вы можете стать студентом:
Академии радиоведущих academy.getonair.ru
Всего за год и 57 долларов вы получите персонально наставника, анализ голоса, подачи и знания, которые не опубликованы в свободном досутпе нигде.
Тайны радиоведущего: «Самые лучшие эфиры — после вечеринки»
Откровения о недовольных звездах, глупой радиорекламе и овощных псевдонимах
Почему семечки и конфеты — это запрещенные для радийщиков лакомства, на какие ухищрения идут благовещенские слушатели, чтобы выиграть на радио ценные приза и зачем радиоведущие перед эфиром поют или качают пресс с книгой в руках, «Амурской правде» рассказала благовещенская радиоведущая.
О голосе и дикции
После того, как окончила историко-филологический факультет, стала искать работу в СМИ. Одна из радиостанций как раз проводила кастинг на ведущих, я записалась. Отобрали семь человек, но до эфира дошли только трое. Нас учили правильно говорить, работать с дикцией, голосом, писать тексты. Например, было упражнение: берешь три разных слова — книга, полотенце, шар. Из них нужно придумать связный текст. Получалось что-то типа этого: если с утра вместо полотенца вы хотите взять книгу, значит, вы не выспались и вам срочно надо привести свой шар (голову) в порядок. Такие упражнения нужны, чтобы научиться писать интересные тексты.
Выход ведущего не должен превышать 20 секунд, но об этом мало кто знает и соблюдает. Бывает, включишь радио, а ведущий все говорит, и говорит, говорит, и говорит. Ужас!
На радио любят низкие, приятные, поставленные голоса. Когда я только пришла, у меня был высокий такой, девичий голос. Вообще, это проблема большинства начинающих радиоведущих. Также новичков в студии выдает слабая дыхалка, когда ведущим не хватает воздуха, начинает бежать слюна, и они сглатывают ее в эфире. Все это слышно. Дыхалку нарабатывают месяцами: открывают книгу и читают на одном дыхании, пока не кончится воздух. Или берут в руки книгу, качают пресс и читают вслух стихотворения.
С дикцией помогают скороговорки, но только поначалу. Потом речевой аппарат привыкает к ним и уже не тренируется. Работают только те скороговорки, которые ты до этого не знал. Но, когда ты работаешь долго, они уже не нужны. Я как полноценная радиоведущая состоялась где-то через два года: были готовые голос, подача, темп, ритм, когда голосом можно играть и выражать все, что хочешь. Иногда я люблю его разрабатывать тем, что пою украинские песни Светланы Лободы или Димы Билана.
О рыбаках и блеснах
Со стороны кажется, что радиоведущий просто сидит и мелет языком всякую чушь. На самом деле, все иначе. Частенько радиоведущим приходится работать десятиглавым драконом или шестируким Шивой. Ведь микрофон стоит в одной стороне, одна рука ставит музыку, вторая открывает текст, проматывает его. А еще нужно следить, что творится на панели в компьютере в эфире. Поэтому начинающих всегда слышно. Если появляется подозрительная тишина, человек просто пытается разобраться, куда ему смотреть и что делать!
Самые первые эфиры проходят очень волнительно. От осознания того, что тебя слышит весь город, только больше путаешься. Потом этот факт, напротив, будоражит и веселит. От этого кайфуешь! Чтобы понимать свою аудиторию, радиоведущим советуют вешать перед своим рабочим местом фото людей, которые тебя сейчас слушают. Но мы обычно ставили на столе дурацкие фотографии своих коллег, чтобы всегда было весело.
Считаю, радиоведущий должен иметь огромнейший кругозор, чтобы суметь поддержать любую беседу. Как-то дозвонился мужчина, заядлый рыбак, и мы с ним так классно пообщались. Поговорили о воблерах, блеснах, мормышках, так как я в них тоже разбираюсь. Приятно, когда слушатель понимает, что в студии сидит не дурак, который может говорить только общими фразами, а эрудит.
О кашле в эфире
Чем отличается профессиональный ведущий от непрофессионала? Как и в любой работе, здесь нужно стремиться к совершенству. Самый обычный текст можно проработать и преподнести так, чтобы это было интересно и актуально.
Одно дело в день города просто говорить о дне города. Другое дело, если ты говоришь что-то типа: «В этот момент на стадионе «Юность» проходит спартакиада, мы все болеем за наших и даже Джей Шон, который только что сказал Lets go. Он тоже с нами, ребята, поднажмите!». В общем, ты связываешь, музыку и событие, актуальное для города.
На работе я редко устаю говорить, только после полных рабочих смен с 7 утра до 5 вечера. Язык не заплетается, только голос к концу дня садится. Иногда приходилось и простывшей работать, я хрипела в эфире. Но обычно стараешься просто тише говорить. Одно время у меня на радио были смены по выходным. А в субботу перед этим я вечно зависала в клубах и барах часов до 5 утра. Зато, какие мысли были у меня с утра, чудесный поток сознания! А еще, если вечером выпьешь, утренний эфир обязательно будет хорошим! Почему певцам советуют перед выступлениями выпивать, это увлажняет связки, голос становится более густым. В общем, если вечером не выспишься, да еще и пива примешь, голос с утра будет шикарнейшим. И никакую гимнастику делать не надо!
О рекламе
Чтобы понять, хорошо идут дела у конкурентов или нет, нужно послушать наполнение и частоту их рекламных блоков, а также количество игр в эфире. Потому что радио живет за счет рекламы. Чем ее больше, тем лучше дела у радиостанции.
Часто знакомые интересуются, почему на радио такая глупая реклама. Потому что очень сложно продать интересный вариант заказчику. Люди все зашоренные. Им хочется в оплаченные 15 секунд уместить все: название фирмы, адрес, ассортимент товара, телефон, часы работы. Не понимают, что цифры по радио вообще не усваиваются! Сейчас у всех интернет под рукой, куча гаджетов. Рекламировать нужно только имя! Куда эффективней будет реклама, если наложить на музыку слова «Спонсор десяти минут тишины компания «Анжелика» или «Сумки от фирмы «Анастасия» — без комментариев». Но такие варианты никто не купит, хотя это было бы отличным рекламным ходом.
Иногда случаются ляпы. Помню, коллега монтировала новости, спонсором которых выступал местный банк, но почему-то забыла вырезать одну фразу. «Как же этот банк меня задолбал!» — в сердцах сказала ведущая на записи, которая и пошла в эфир. Если это слышали и слушатели, то, скорее всего, засомневались. Главное, чтобы не услышал спонсор!
О ляпах и псевдонимах
За час ведущий выходит в эфир три раза по 15—20 секунд, поэтому проблем с тем, чтобы сходить в туалет, перекусить или попить чаю, нет. Некоторые едят и во время эфира. Лишь бы это были не семечки и конфеты, они забивают связки, ими можно поперхнуться. Помню, я как-то читала гороскоп и на каком-то знаке после раков, у меня жутко запершило в горле. Я была уже красная, как помидор, когда ушла на отбивку-закрывашку, так и не дочитав. Многие, возможно, возмутились, где скорпионы с рыбами. Но лучше без них, чем раскашляться в прямом эфире. А если ведут двое человек, то один другого прикрывает. Пока один под столом кашляет, другой в этот момент в два раза громче говорит в микрофон.
Как-то эфир вели два парня. Выходят на прогноз погоды, звучит специальная открывашка, объявляются спонсоры. Они начинают говорить что-то типа «сейчас мы узнаем, что ждет каждого сегодня днем» и читают гороскоп. Где-то на середине до них начинает доходить, что должна была быть погода. Они начинают сначала тихо, потом уже громко и безудержно смеяться. Вдвоем сдерживать это еще сложней — заражаешься улыбкой друг от друга.
Большинство ведущих работают под псевдонимами, имя и фамилия меняется, когда слышится не благозвучно. В псевдониме для радио приветствуется буква р, шипящие звуки, сводятся к минимуму буквы а,о,и. Хорошо идут фамилии производные от имени, а также от названия различных цветов и овощей. Часто псевдоним очередному работнику придумываем всем коллективом.
О музыке и призах
Все, что играет на радио, Москва присылает нам в плей-листах и мы обязаны, согласно договору, как их филиал, играть только эти композиции. Кто-то соблюдает это правило, кто-то нет. Люди часто говорят, что по радио крутят одно и то же. На самом деле так и есть. Ставят самые любимые песни потребителей. Если David Guetta со своей Dangerous сейчас популярен, то он будет повторяться на радио с периодичностью раз в два часа. От этого никуда не деться.
Бывали случаи, когда дозванивались армяне, обещали заплатить любые деньги, лишь бы мы включили альбом какого-нибудь Гарика Мовсесяна. Но мы не можем этого сделать, даже, если музыка хорошая. Уже не говорю о том, что люди довольно часто звонят и просят поставить Трофима, Ваенгу, Лепса, Михайлова или Натали с «О, боже, какой мужчина»! А бывает, уже тошнит от какой-нибудь песни, а люди звонят и заказывают именно ее! Значит, что-то в ней есть.
У нас есть специальная таблица, куда мы заносим имена и телефоны наших слушателей, потому что один человек не должен быть в эфире чаще 1 раза в 2 недели. А, если это игра, то еще реже. Иначе создается мнение, что нас слушают всего 2-3 человека. Когда призы ценные, люди идут на разные ухищрения: звонят с чужих телефонов, представляются другими именами. Тех людей, которые в погоне за подарками звонят на все радиостанции, мы уже узнаем по голосу! Сбрасываем их звонки, они снова звонят. В итоге линия висит, и никто другой дозвониться не может. Одному такому махинатору моя коллега даже угрожала, чтобы он больше не звонил. «Сейчас позвоню твоему начальнику и расскажу, что ты на работе не пойми, чем занимаешься. Забудь этот номер!» — шипела она на него по телефону.
Иногда, если призы крутые, радиоведущие разыгрывают их между собой и своими друзьями. Типа, дозвонись первым, а у тебя на линии уже висит твой знакомый. Конечно, так разыгрываем не холодильник или поездку в Китай на «Формулу—1», а сертификаты в кафе или салон красоты.
О слушателях
Всегда представляю собеседника, с которым разговариваю. Самые тупые вопросы, которые может задать радиоведущий, — чем вы сейчас занимаетесь, как у вас дела, вы нас слышите? Нужно всегда вытаскивать из беседы что-то интересное: где работает, например. Как-то дозвонилась девушка, сказала, что работает патологоанатомом, который накладывает макияж покойникам. Мы пообщались за эфиром, я много интересного узнала. Когда вышли в прямой эфир, я сказала, что нам дозвонилась Аня, у которой такая секретная работа, что даже сейчас в студии находится десять охранников, чтобы мы не сказали лишнего.
Часто люди звонят на радио поделиться своей радостью, эмоциями. То счастливый отец, забравший жену с дочкой из роддома, то жених, который через нас предлагает своей даме руку и сердце. Часто звонят, чтобы на весь город попросить прощение. Я сразу спрашиваю: «А вы ей лично сказали, что хотите извиниться? В какую сумму вам это обошлось? Ведь есть же много замечательных способов, кольцо, например!». Он начинает смеяться. Ситуация банальная, но частая: человек ничего не хочет предпринимать, но при этом хочет, чтобы его кто-то простил.
Однажды был классный случай! Дозвонился парень, рассказал, что вчера с друзьями они загорали на Зее, у них были красивые соседки, особенно одна девушка в красном купальнике. «Она была такая красивая, у нее были такие волосы, — перечислял влюбленный парень. — Передайте ей привет и мой номер телефона, если она захочет познакомиться поближе». И что вы думаете?! Через несколько минут звонит та девушка и говорит: «Это я была вчера в красном купальнике! Мне парень тоже понравился». И мы отдаем ей его номер.
О работе со звездами
Нередко приходилось работать и с приезжими звездами. С кем-то в студии мы вместе пели, а от кого-то остались не очень хорошие воспоминания. Помню, была в гостях оперная певица, мы попросили ее спеть, а она сказала, что наша техника не выдержит. Было забавно. Группа «Бандэрос», видимо, побывав на крупных радиостанциях, не впечатлилась нашим благовещенским масштабом. Ребята были всем недовольны, что мало места, что я одна принимаю звонки, общаюсь с ними и включаю музыку.
Не очень приятные впечатления остались и после встречи с Джиганом. Певец всю беседу не вылезал из телефона, фотографировал себя, с кем-то переписывался, а на вопросы отвечал коротко и без энтузиазма. Зато другие рэперы мне попадались прикольные. Особенно ребята с «Касты» понравились. Они чудили в студии, веселились, фотались со всеми. Даже, когда я назвала один из их альбомов сборником, только посмеялись и не стали из-за этого скандалить.
В следующем году будет уже 10 лет, как я работаю на радио, за это время я сменила три разные по формату радиостанции. Поняла, что радиоведущий — работа для тех, кто только начинает свою творческую деятельность, для студентов. Потому что много денег на ней не заработаешь. Конечно, многое зависит от работодателя. С одной из станций я ушла, потому что мне 8 месяцев не платили зарплату. Чтобы что-то там получить, коллегам приходилось попрошайничать, ходить и буквально клянчить деньги у начальства.
Подводка к материалу
Подводка должна отвечать на вопросы кто, что, где и почему. Цитаты и факты добавят красок.
Информативная и захватывающая подводка
Именно такую информацию и должна содержать ваша подводка. Удачная подводка «цепляет» слушателя с первых слов. Если возможно, всегда начинайте с действия.
Ниже приведен хороший пример, взятый из выпуска новостей BBC Radio 4: «Западные дипломаты покинули зал проходившей в Женеве конференции ЕС по проблеме расизма во время выступления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Это произошло после того, как иранский лидер назвал Израиль расистским государством. Из Женевы передает наш корреспондент Имоджен Фоулкс».
Как вы уже заметили, подводка начинается с действия. Первое предложение отвечает на вопрос, что произошло, где и кто в этом участвовал. Во втором предложении объясняется, почему это произошло. Чем лаконичнее, тем лучше. Кроме того, после такой подводки слушатель непременно захочет узнать все подробности и прослушать репортаж целиком.
Яркая цитата или некоторые интересные факты из жизни действующих лиц добавят вашей подводке колорита и сразу привлекут внимание слушателя.
Подводку, к примеру, можно сделать так:
«Бывший депутат парламента от лейбористов Элис Махон подала заявление о выходе из партии, выразив недовольство экономической политикой Гордона Брауна и скандалом вокруг обнародования правительственной переписки. По ее мнению, репутации Лейбористской партии был нанесен урон».
Или следующим образом:
«Бывший депутат парламента Элис Махон, состоявшая в рядах лейбористов более 50 лет, подала заявление о выходе из партии, заявив, что нынешняя ситуация в Лейбористской партии вызывает у нее отвращение. В письме к избирателям округа Галифакс она призналась, что чувствует себя преданной экономической политикой Гордона Брауна, а также действиями премьер-министра во время скандала вокруг правительственной переписки».
Разумеется, второй вариант звучит намного лучше. Здесь автор использует более яркую и эмоционально окрашенную лексике (к примеру, слова «вызывает отвращение», «оскорбляет»). По сравнению с первой вторая подводка вызывает больший интерес.
Имейте в виду, что во время эфира может произойти что-либо новое, или же ваш корреспондент не успеет рассказать о чем-то значительном по техническим причинам.
Поэтому крайне важно четко понимать суть сюжета. Следите за информационными агентствами, читайте сообщения других средств массовой информации и всегда будьте готовы переписать текст в самую последнюю минуту.
Чем проще, тем лучше
Помните, что вы читаете подводку только один раз. Поэтому всегда старайтесь использовать простые и понятные конструкции.
Чтобы ваша подводка подошла к следующему за ней материалу, заранее прослушайте репортаж. Убедитесь в том, что вы и ваш корреспондент не используете одни и те же слова, предложения или фразы. Не слишком вдавайтесь в подробности, но, в то же время, не искажайте смысла. Например, огромное количество цифр и дат может испортить подводку, однако бывают случаи, когда без них никак не обойтись. Также имейте в виду, что не все слушатели без труда понимают аббревиатуры и сокращения. С особым вниманием относитесь к репортажам, которые начинаются с аудиоклипов, записанных на месте событий. Когда вы слышите фразу «сообщает наш корреспондент Джастин Уэбб», вы скорее ожидаете услышать человеческий голос, а не пушечные выстрелы, звуки волынки или крики дельфинов в море. Поэтому в подводке старайтесь подготовить слушателя к тому, что голосу корреспондента могут предшествовать другие звуки.
При составлении подводки всегда учитывайте специфику радиостанции, для которой вы работаете.
У каждого радио свой словарный запас, свои правила, понятные именно их аудитории.
На Би-би-си работает огромное количество журналистов, которые прекрасно умеют писать подводки. Не стесняйтесь, задавайте вопросы, учитесь у своих коллег.
Если вы услышали хорошую подводку, постарайтесь понять, как она составлена, чем она выделяется из ряда ей подобных. Если непонятно, с чего начать, спросите себя, как бы вы описали происходящее одним предложением. Чаще всего именно это предложение и станет основой будущей подводки.
Три секрета для радио: как стать правильным ведущим
В России 7 мая отмечается профессиональный праздник работников связи – День радио. Именно 7 мая 1895 года физик Александр Попов произвел первый в нашей стране сеанс радиосвязи, в 1925 году эта дата была впервые отмечена в СССР, а с 1945-го праздник отмечается ежегодно.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Сегодня, наверное, треть людей хотят стать ведущими на радио: рассказать про погоду, прочитать новости, сделать свою авторскую музыкальную программу, ну или просто побывать в радийном закулисье. Если в 1990-е годы ведущим мог стать практически любой человек, который хоть как-то умеет правильно говорить, то в настоящее время попасть к микрофону удается не каждому. О том, как стать радиоведущим и какие скороговорки при этом нужно знать, рассказал главред m24.ru, диктор и журналист Александр Горностаев.
Голос как визитная карточка
Для начала откроем первый секрет ведущего на радио – это голос. Главное требование к радийному оратору заключается в красивом тембральном окрасе и отсутствии так называемых милизмов (лишнее эмоциональное окрашивание слов). Другими словами, голос ведущего должен быть четким и без каких-либо дефектов.
Кстати, если у человека есть небольшие нарушения дикции, их можно легко исправить. Для этого необходимо выбрать профессионального преподавателя по технике речи и начать проводить с ним сеансы по совершенствованию произношения. Обычно занятия начинаются с прослушивания голоса, человек садится к микрофону и начинает говорить, его голос записывается и затем прослушивается вместе с преподавателем. На записи слышны все недочеты и лишние звуки, к которым относятся лишние согласные и гласные звуки при произношении, неправильные интонации и «урезанные» окончания слов.
Бренд-войс телеканала «Москва 24» Вера Коцюба – о технике речи и силе голоса
После правильной постановке «диагноза» преподаватель начинает исправлять речь будущего ведущего. Например, если ученик плохо выговаривает букву Р, то ему предлагается сложный на первый взгляд ряд буквосочетаний: «РЛИЛРИ – РЛЭЛРЭ – РЛАЛРА – РЛОЛРО – РЛУЛРУ – РЛЫЛРЫ» или «ЛРИРЛИ – ЛРЕРЛЕ – ЛРЯРЛЯ – ЛРЁРЛЁ – ЛРЮРЛЮ – ЛРИРЛИ».
Если «западает» звук «С» или «Т», то нужно научиться четко произносить: «СТИЗДИ – СТЭЗДЭ – СТАЗДА – СТОЗДО – СТУЗДУ – СТЫЗДЫ».
Произносить эти абракадабры стоит медленно с ударением на первый слог, а затем быстрее. Главное – добиться четкости произношения и представить себя в роли пулемета, который выстреливает этими фразами.
От топота копыт пыль по полю летит
Будем считать, что будущий радиоведущий уже умеет четко произносить все звуки и выучил все нюансы произношения согласных.
Второй секрет говорящего у микрофона – это умение четко, быстро и задорно читать тексты перед микрофоном. В настоящее время существует огромное количество скороговорок, при помощи которых можно натаскать себя на чтение новостей. У ведущего новостного блока на современной радиостанции ограниченно время в эфире. Часто информационный блок не должен занимать более 3–5 минут. За такое короткое время необходимо выложить максимум полезной информации, рассказать про пробки на дорогах и сообщить о погоде на завтра.
Многие пользователи социальных сетей видели ролики, на которых учащиеся дикторских школ начинают зачитывать с серьезным видом забавный текст: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. » Эту краткую повесть от А. Пантелеева знают все преподаватели по технике речи и их ученики.
Можно с уверенностью сказать, что если вы этот текст сумеете прочесть быстро и при этом ни разу не ошибетесь в произношении, то дорога на радио вам открыта.
От Лигурии до бесперспективняка
ЗвОнит или звонИт, вклЮчит или включИт
Третьим секретом любого радиоведущего является правильное произношение ударений в словах. У новичков на радио часто случается культурный шок, и они никак не могут привыкнуть к тому, что телефон все-таки звонИт, а микрофон – включЁн. Еще одной частой ошибкой ведущих бывает неправильное употребление слов надеть и одеть. В данном случае нужно просто запомнить простую истину – «Надеть одежду, одеть Надежду».
Для того чтобы правильно ставить ударения в словах, каждый уважающий себя диктор приобретает специальный орфоэпический словарь. Его можно найти на полках любого крупного книжного магазина. Обычно он называется «Словарь ударений для дикторов радио и телевидения».
Для человека, который хочет добиться своей цели, нет преград. Если вы сейчас решили стать радиоведущим – будьте им!