Что такое поэтическое произведение

Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых

Не так давно провел опрос и к своему удивлению (ужасу) обнаружил, что на “вопрос что такое поэзия?” подавляющее большинство всех опрашиваемых респондентов начинали нести такую дичь. Между тем это базовое понятие, которое не помешало бы знать. Нет, пожалуй, не знать, а понимать. Иначе как мы поймем почему “Мертвые души” Гоголя это поэма (поэтическое произведение), а многие стихи поэзией не являются, почему верлибр или моностих в руках мастера – это поэзия, а стихи из рекламы поэзией не являются.

Итак, начнем с заблуждений. При опросе выяснилось, что поэзию часто путают с лирикой и стихосложением. И если в современной русской традиционной литературе поэзия, лирика и стихосложение тесно переплетены, то в других странах все может быть совсем наоборот. Так что же объединяет и разделяет три этих понятия? Начнем с азов:

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие». (с)

Как много и достаточно пространно… Не удивительно, что у подавляющего большинства людей в голове “каша”. Можно ли сузить это понятие, объяснить просто? Попробую.

1. Лирика – в произведении превалирует внутренний мир (автора, рассказчика, лирического героя).
2. Эпос – в произведении превалирует мир внешний (появляются персонажи, события, место и время).
3. Драма – в произведении превалирует конфликт персонажей.

Возникает вопрос, могут ли в произведении переплетаться два или три рода литературы? Конечно могут, но если вчитаться в определения, то в каждом из них мы встретим одно, повторяющееся слово – “превалирует”. Итак, преобладание в произведении того или иного рода литературы обозначает его принадлежность. Какого произведения – спросите Вы? Да абсолютно любого.

Тогда возникает резонный вопрос: “А каким боком здесь поэзия и стихосложение”?

Двигаемся дальше. Общим для каждого рода литературы является то, что оно находится в рамках того или иного произведения, а это значит, что любой род литературы это то, что наполняет произведение в той или иной мере. Между тем существуют и рамки, которые удерживают это наполнение – этакий сосуд, форма… Какие формы существуют, спросите вы? Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стих. все это жанры. Между тем жанры тесно связанны с литературными традициями тех или иных стран, особенностями языка и т.д. А где тогда поэзия – спросите Вы? А поэзия – это средство художественной выразительности. По сути поэзия – это инструмент, которым мастер изготавливает форму и посредством которого эта форма наполняется содержимым. С другой стороны форма может быть любой, как собственно и содержание. Как мы узнаем поэзия это или нет? Какие первичные признаки поэзии, существуют ли они?
Конечно существуют:

1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.

Могут ли стихосложение, лирика и поэзия быть самостоятельными, независимыми субстанциями в том или ином произведении? Обязательно ли стихи – это поэзия, обязательна ли лирика в стихотворении и обязательно ли поэзия это стихи? Нет. Поэтические приемы и лирическое наполнение прозаического произведения “Мертвые души” Гоголя делает это произведение поэмой. Неказистый верлибр в руках мастера становится поэзией, а к примеру стих начинающего автора или рекламный стих поэзией назвать нельзя, потому как ни лирического начала, ни суггестивности, ни образности в них нет.

Источник

Стихотворение (стихи) — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьных лет всем известно, что такое стихотворение.

Большинство детей учит стихи наизусть, а некоторые, повзрослев, начинают писать сами.

Что такое поэтическое произведение. Смотреть фото Что такое поэтическое произведение. Смотреть картинку Что такое поэтическое произведение. Картинка про Что такое поэтическое произведение. Фото Что такое поэтическое произведение

Чтобы усовершенствовать свои поэтические, да и просто читательские навыки, неплохо проверить, правильно ли мы понимаем этот термин.

Стихотворение — это.

Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи.

Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Что же касается ритма, то и он может отсчитываться по-разному, в зависимости от того, какая выбрана система стихосложения:

Тоническое стихосложение основано на количестве ударений (тонов). Оно было особенно распространено в античной Греции и Риме.

Силлабическая система, основанная на чередовании строк с одинаковым количеством слогов, зародилась в средневековой Европе, обрела популярность в Польше и других восточно-славянских литературах, а затем перекочевала в Россию через переводные сочинения Симеона Полоцкого.

Современная система стихосложения – это силлабо-тоника, то есть подсчёт и ударений, и слогов, а проще говоря, ударных слогов.

Виды стихотворений

Являясь одним из жанров лирики, тематически стихотворение может быть:

По наличию или отсутствию рифмы стихи бывают:

По адресации также выделяют:

Отдельно можно упомянуть ироническую поэзию, самыми популярными жанрами которой считаются пародия, каламбур, иронический памфлет.

Признаки стихотворения

Помимо двух основных признаков, названных выше (наличия ритма и рифмы) стихотворение можно отличить от других литературных жанров по следующим приметам:

Что такое поэтическое произведение. Смотреть фото Что такое поэтическое произведение. Смотреть картинку Что такое поэтическое произведение. Картинка про Что такое поэтическое произведение. Фото Что такое поэтическое произведение

Что такое поэтическое произведение. Смотреть фото Что такое поэтическое произведение. Смотреть картинку Что такое поэтическое произведение. Картинка про Что такое поэтическое произведение. Фото Что такое поэтическое произведение
В стихотворении «Собаке Качалова» С.Есенин не описывает пса Джима во всех подробностях: не рассказывает, какие у него зубы, какой ошейник, чем его кормят. Для того чтобы передать отношение к собаке, достаточно сказать «Ты по-собачьи дьявольски красив…», упомянуть «бархатную шерсть» и по-приятельски попросить:

«Лизни ей нежно руку
За всё, в чём был и не был виноват»…

Что нужно помнить при анализе стихов

Прежде всего, важно понять, для чего написано стихотворение, что нового оно привносит в поэзию и культуру. Затем хорошо бы прочувствовать авторскую интонацию и сопровождающий её посыл.

Как правило, по типу мировоззрения поэты делятся на отрицателей и созидателей. При этом призыв к разрушению не всегда означает прямое отрицание.

Сумейте почувствовать, что скрыто в ядре стихотворения: жалоба, упрёк, славословие, призыв на битву, признание, исповедь или молитва.

Анализируйте форму только в привязке к содержанию. Бессмысленно определять, ямбом или хореем написан текст, если мы не чувствуем, для чего автору понадобилась именно эта ритмика.

Скажем, ямб динамичнее хорея, он напоминает стук человеческого сердца, ритм ходьбы и подходит для живого повествования о чём-либо (роман в стихах «Евгений Онегин»). Хорей мягче, женственней, медленней – его можно использовать при описании чувств, замедлении действия и так далее.

Не забывайте о времени и условиях написания стихотворения. Где оно создавалось, что ему предшествовало, что было рождено на свет потом.

Стихи – это часть огромной творческой жизни автора, зеркало его души, развёрнутое к нам, чтобы каждый заглянувший в него, мог узнать в нём себя.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (9)

А цитата последняя откуда взята? Хорошо сказано, образно и точно! Но почему не указано, кто автор? Такое чувство, человек, который писал статью, решил присвоить себе эти слова, чтобы все подумали, какой он умный!

Что-то поэтов совсем не стало, если и есть такие, то только тексты для песен пишут, да и те слишком примитивные.

Есть такое дело. Видимо сейчас все заняты гаджетами и соцсетями. Печалька.

очень понравилось спасибо

Для меня главное, чтобы соблюдался ритм в стихотворении. Иначе оно просто раздражает.

Стихи — это очень красивая форма выражения мыслей и чувств. Однако, лучше не писать никак, чем создавать плохие и посредственные произведения.

Самое сложное литературное направление! Вот лично у меня ни разу не получилось написать что-либо в стихотворной форме, сколько ни пробовал. Рассказ в художественной, либо в научно-популярной форме я запросто пишу, а вот стихотворение — нет, ересь какая-то получается.

Сколько в мире поэтов всяких, а читают только нескольких. И это называется классика! Талант от Бога даётся.

Писала стихи в юности, до сих пор храню в отдельной тетрадке, а сейчас вдохновения нет.

Источник

Какие стихи бывают?

Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Здесь речь пойдёт лишь об одном аспекте этого явления: о тематике стихотворчества – о тематической классификации в искусстве сочинения стихов.

Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?

Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.

При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.

Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.

Поэтический жанр, форма, тема

Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест

Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.

Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).

Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».

Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.

В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.

Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.

Разновидности стихов

Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.

Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.

Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.

Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.

Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.

Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.

Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).

Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.

Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.

Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.

Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.

Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.

Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.

Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.

Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.

Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.

Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.

Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.

Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.

Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.

Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,

Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.

Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.

Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.

Источник

Виды и жанры поэзии с примерами

Поэтический мир огромен и разнообразен. И чтобы в нем не потеряться, нужно знать основные виды и жанры поэзии. Разобраться в них не так сложно, как может казаться на первый взгляд. Наша статья вам обязательно поможет!

Мы рассмотрим основные виды и жанры поэзии с примерами, которые могут встретиться вам в литературе. Разумеется, наш список не претендует на всеохватность. Но знание этих 18 основных жанров поможет вам лучше ориентироваться в поэтическом многообразии.

Основные виды и жанры поэзии

Для удобства мы разбили список из 18 жанров поэзии на три больших категории. В зависимости от рода литературы жанры поэзии подразделяются на:

Рассмотрим, в чем заключаются особенности каждой из категорий, и какие жанры поэзии в нее входят.

Лирическая поэзия

Лирическая поэзия ставит целью раскрыть душу лирического героя: его раздумья, впечатления, чувства. Повествование о событиях не относится к задачам лирического стихотворения – оно может быть бессюжетным. Лирика отражает и душевное состояние автора, его размышления, переживания.

Ода – торжественное стихотворение (от греч. ode – песня). В Древней Греции оды слагались для прославления победителей атлетических состязаний. Позже ода трансформировалась в жанр высокой лирики, восхваляющий важную персону, событие или идею.

Для оды характерен так называемый «велеречивый» слог: церковная лексика, инверсия, пышность эпитетов, риторические обращения и восклицания. Ода стала одним из важнейших поэтических жанров эпохи классицизма (XVIII век). Знаменитые русские авторы од – Ломоносов, Державин, Сумароков.

Царей и царств земных отрада

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (фрагмент), 1747

Гимн – (от греч. gymnos – хвала) торжественная песнь (стихотворение) на возвышенную тему. В античности гимны исполнялись в качестве хвалебных посвящений богам. В русской литературе XVIII – XIX веков сочинялись гимны как религиозные, так и светского содержания.

Известные авторы гимнов этой эпохи – Сумароков, Жуковский, Дмитриев. В начале XX века несколько сатирических гимнов вышли из под пера Маяковского, среди них – «Гимн обеду» и «Гимн взятке».

В гимнах часто используются обращения и воззвания к объекту восхваления, лестные сравнения и описания, перечисление высоких качеств или деяний объекта. Из средств художественной выразительности преобладают гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты.

Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
Твои достойно красоты!

Но трудно на лицо твое воззрети оку;
Трудняе нам еще постигнути тебя;
Погружено творцом ты в бездну преглубоку,
Во мраке зря густом себя.

Вострепетала тьма, лишь только луч пустился,
Лишь только в вышине подвигнулся с небес,
Горящею стрелой дом смертных осветился,
И мрак перед тобой исчез.

Сумароков, «Гимн о премудрости божией в солнце» (фрагмент), 1760

Элегия

Наибольшую популярность этот поэтический жанр завоевал в поэзии сентиментализма и романтизма. Среди известных авторов элегий – Жуковский, Батюшков, Пушкин, Баратынский.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!

Сонет

Сонет – вид лирики, возникший в Италии в XIII веке. Распространился в поэзии Возрождения, романтизма. Относится к твердым стихотворным формам из-за строго определенного объема (14 строк) и порядка рифмовки.

Наиболее частые темы, затрагиваемые в сонетах – тема любви и размышления о поэзии. Узнать больше о сонетах и правилах их написания, а также ознакомиться с примерами вы можете в нашей статье «Что такое сонет?»

Что такое поэтическое произведение. Смотреть фото Что такое поэтическое произведение. Смотреть картинку Что такое поэтическое произведение. Картинка про Что такое поэтическое произведение. Фото Что такое поэтическое произведение

Послание

Послание – стихотворное письмо-монолог, обращенное к реальному или вымышленному лицу и, как правило, содержащее призыв, просьбу или пожелание. Основные особенности послания – адресность и связь с биографическими либо историческими событиями.

В XIX веке в России особую популярность обрели дружеские послания, пришедшие на смену «высоким» посланиям XVIII столетия. Примеры дружеских посланий часто встречаются среди стихотворений Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Вяземского.

Итак, мой милый друг, оставя скучный свет
И в поле уклонясь от шума и сует,
В деревне ты живёшь, спокойный друг природы,
Среди кудрявых рощ, под сению свободы!
И жизнь твоя течёт, как светлый ручеёк,
Бегущий по лугам, как лёгкий ветерок,
Играющий в полях с душистыми цветами
Или в тени древес пастушки с волосами.
Беспечность твой удел! Стократ она милей
И пышности владык и блеску богачей!

Вяземский, «Послание к Жуковскому в деревню» (фрагмент), 1808

Мадригал

Мадригал – краткое стихотворение-обращение, содержащее комплимент, признание в любви или лестную характеристику адресата. Чаще всего мадригалы обращены к женщине.

В эпоху Возрождения мадригалы создавались в основном для последующего переложения на музыку. Позднее мадригал стал самостоятельным поэтическим жанром. Часто использовался в так называемой «салонной» поэзии. Мадригалы было принято оставлять в альбомах светских красавиц.

Глядися чаще в зеркала,
Любуйся милыми очами,
И света шумная хвала
С моими скромными стихами
Тебе покажутся ясней…
Когда же вздох самодовольный
Из груди вырвется невольно,
Когда в младой душе своей
Самолюбивые волненья
Не будешь в силах утаить:
Мою любовь, мои мученья
Ты оправдаешь, может быть.

Романс

Романс – небольшое стихотворение, преимущественно о любви. В романсах обычно излагаются простые по сути, но исполненные чувства истории. Этот жанр отличается напевностью, выразительностью и живостью (в отличие от баллады, о которой речь пойдет ниже).

Расцвет русского романса приходится на XIX век. Романсы Полонского, Майкова, Апухтина, Григорьева неоднократно перекладывались на музыку.

Песни и романсы на стихи Я. Полонского:

Эпиграмма

Эпиграмма – (от греч. epigramma – надпись), короткое (обычно не более четырех–восьми строк) сатирическое стихотворение. Главной задачей эпиграммы является высмеять или представить в юмористическом ключе какое-то лицо, событие, явление.

Появившись еще в античности, изначально эпиграммы выполняли роль эпитафий на алтарях и надгробиях. Современная эпиграмма сложилась во Франции в XVI–XVII веках и постепенно стала средством обличения человеческих пороков, а также могла использоваться в политических целях:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!

Пушкин, эпиграмма на Александра I

Сатира

Сатира – более развернутое, чем эпиграмма, стихотворение, в том числе по масштабу изображаемого. В сатирическом стихотворении обычно высмеиваются недостатки всего общества. Отсюда – гражданский пафос сатиры. В отличие от эпиграммы для сатиры характерно большее негодование и возмущение автора.

В качестве одного из наиболее ярких поэтов-сатириков можно вспомнить Маяковского, например, его сатиру на взяточничество:

Господа!
Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,
берите деньги и драгоценности мамашины,
чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике
зажал сбереженный рубль бумажный.
Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.
Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!
У старых брюк обшарьте карманы —
в карманах копеек на сорок мелочи.
Все это узлами уложим и свяжем,
а сами, без денег и платья,
придем, поклонимся и скажем:
Нате!

Маяковский, «Внимательное отношение к взяточникам» (фрагмент), 1915

Пастораль, или буколическая поэзия

Пастораль, идиллия, буколическая поэзия – (от фр. pastorale «пастушеский, сельский») жанр поэзии, изображающий простую сельскую жизнь в романтизированном представлении. Изначально героями пасторальной поэзии выступали пастухи и пастушки.

Одна из задач пасторалей – противопоставить спокойную жизнь на природе шуму и суетности крупных городов. Пасторальной поэзии свойственна «языческая» стилизация, гедонизм, обыгрывание мифологических образов.

Родина пасторали – Италия. В России этот жанр был распространен главным образом в XVIII веке у сентименталистов.

Когда она была пастушкою простой,
Цвела невинностью, невинностью блистала,
Когда слыла в селе девичьей красотой
И кудри светлые цветами убирала —
Тогда ей нравились и пенистый ручей,
И луг, и сень лесов, и мир моей долины,
Где я пленял ее свирелию моей,
Где я так счастлив был присутствием Алины.

Стансы

Стансы – поэтические строфы из четырех строк, обладающие законченным смыслом, но вместе составляющие целостную композицию стихотворения. Преобладающий стихотворный размер стансов – четырехстопный ямб.

Основная тема стансов – любовь лирического героя к девушке, женщине. Встречаются также стансы на социальную и политическую темы. Например, стансы Пушкина, где он обращается к Николаю I с призывом быть достойным своего предка – Петра Великого:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер аллегории. В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Крылов, «Ворона и лисица» (фрагмент)

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Лиро-эпическая поэзия

Лиро-эпическая поэзия находится на границе лирики и эпоса. От лирики здесь – субъективность, эмоциональность, от эпоса – сюжетность.

Баллада

Баллада – сюжетное стихотворение, в основе которого фантастический, фольклорный материал. Особенностью жанра является мрачный, таинственный, мистический характер. Сюжет баллады строится вокруг некого необычного случая: преступление, трагедия, явление потусторонних сил.

Баллады соединяют в себе черты рассказа и песни. В балладах активно используются такие средства выразительности, как эпитеты («горькая судьби­на», «мертвое молчанье»), сравнения («мчат, как будто на крылах»), а также архаизмы и особая мелодика. Это один из главных поэтических жанров сентиментализма и романтизма.

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Слышит царевич: «Я царская дочь!
Хочешь провесть ты с царевною ночь?»
Вот показалась рука из воды,
Ловит за кисти шелко́вой узды.
Вышла младая потом голова;
В косу вплелася морская трава.
Синие очи любовью горят;
Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Лермонтов, «Морская царевна» (фрагмент), 1841

Дума – поэтическое размышление автора на философскую, историческую или социально-бытовую тему. Имеет сходство с балладой, так как тоже основана на реальных событиях, но в ней отсутствует фантастический элемент.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Поэма

Поэма (а также роман в стихах) – крупное или среднее по объему произведение, главными особенностями которого является сюжетность (как в эпосе), оценочность и присутствие лирического героя (как в лирике). В поэмах разного типа – героических, романтических, сатирических и других – эти составляющие сочетаются в разных пропорциях.

«Паноптикум» – современная поэма Данила Рудого

Например, историческая поэма Пушкина «Полтава» описывает преимущественно события военного характера и близка к эпосу:

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся

Напротив, поэма Блока «Соловьиный сад» – чистая лирика, где переживания героя выходят на первый план:

Знойный день догорает бесследно,
Сумрак ночи ползет сквозь кусты;
И осел удивляется, бедный:
«Что, хозяин, раздумался ты?»

Или разум от зноя мутится,
Замечтался ли в сумраке я?
Только всё неотступнее снится
Жизнь другая — моя, не моя…

И чего в этой хижине тесной
Я, бедняк обездоленный, жду,
Повторяя напев неизвестный,
В соловьином звенящий саду?

Исповедь

Исповедь – стихотворение-покаяние, в котором лирический герой раскрывает свою душу, вспоминает жизненный путь, высказывает личные убеждения философского, религиозного, иногда политического характера. Исповедь близка дневнику, но, в отличие от него, не привязана к хронологии или месту.

В русской поэзии элементы исповеди появляются в конце XVIII века у Карамзина, Жуковского, позже – у Баратынского, Пушкина, Лермонтова.

Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел — благодарю;
Не понимаю: что была
У них за мысль? — мои дела
И без меня ты должен знать —
А душу можно ль рассказать?
И если б мог я эту грудь
Перед тобою развернуть,
Ты, верно, не прочел бы в ней,
Что я преступник иль злодей.

Лермонтов, поэма «Исповедь» (фрагмент), 1831

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *