Что такое погост в истории

Погост

Что такое погост в истории. Смотреть фото Что такое погост в истории. Смотреть картинку Что такое погост в истории. Картинка про Что такое погост в истории. Фото Что такое погост в истории

Что такое погост в истории. Смотреть фото Что такое погост в истории. Смотреть картинку Что такое погост в истории. Картинка про Что такое погост в истории. Фото Что такое погост в истории

Пого́ст — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, — что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также погостом именуют центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено.

В центральной России в XVIII—XIX веках погост — небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домами попа и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом.

Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».

Литература

Что такое погост в истории. Смотреть фото Что такое погост в истории. Смотреть картинку Что такое погост в истории. Картинка про Что такое погост в истории. Фото Что такое погост в истории

Полезное

Смотреть что такое «Погост» в других словарях:

ПОГОСТ — муж., новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской … Толковый словарь Даля

погост — кладбище, некрополь, место вечного упокоения, буй Словарь русских синонимов. погост см. кладбище Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ПОГОСТ — ПОГОСТ, погоста, муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.). 3. На севере название деревни … Толковый словарь Ушакова

ПОГОСТ — сельский податной округ в Древней Руси слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. В 947 г. великая княгиня Ольга Мудрая устанавливала Погост по р. Мсте. Самоё слово «П.» происходит от слова «погостина», т. е. съезжее место … Юридическая энциклопедия

ПОГОСТ — первоначально центр сельской общины на северо западе Др. Руси. Позднее центр административно податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище … Большой Энциклопедический словарь

ПОГОСТ — ПОГОСТ, а, муж. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил.… … Толковый словарь Ожегова

ПОГОСТ — на плече стоит у кого. Яросл. Об очень старом человеке. ЯОС 8, 19. Выводить/ вывести к погосту кого. Кар. Выдавать замуж девушку в деревню с церковью. СРГК 4, 613. Выходить/ выйти к погосту. Кар. Выходить замуж в деревню с церковью. СРГК 4, 613 … Большой словарь русских поговорок

ПОГОСТ — распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась «гостьба»… … Русская история

погост — а; м. Сельское кладбище (в старину рядом с церковью). Снести на п. кого л. (похоронить). ◁ Погостный, ая, ое. П ые кресты. * * * погост первоначальный центр сельской общины на северо западе Древней Руси. Позднее административно территориальная… … Энциклопедический словарь

Погост — Sp Pahòstas Ap Пагост/Pahost baltarusiškai (gudiškai) Ap Погост/Pogost rusiškai L C ir R Baltarusija … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Источник

Погост

Пого́ст – в древ­ней Руси место в посе­ле­нии, где оста­нав­ли­ва­лись и тор­го­вали купцы. Впо­след­ствии и сейчас явля­ется арха­ич­ным сино­ни­мом слову «клад­бище».

Что такое погост в истории. Смотреть фото Что такое погост в истории. Смотреть картинку Что такое погост в истории. Картинка про Что такое погост в истории. Фото Что такое погост в истории

Транс­фор­ма­ция зна­че­ний

(по мате­ри­а­лам сло­ва­рей Фасмера, Пре­об­ра­жен­ского, Уша­кова, Оже­гова, Даля, Шан­ского)

Суще­стви­тель­ное погост про­изо­шло от др-рус. пого­стити «побы­вать в гостях», при­ста­воч­ное обра­зо­ва­ние от гостити. В древ­но­сти гостями име­но­ва­лись купцы (ср.: одно­ко­рен­ные слова: гости­нец, гостинцы, уго­стить, гости­ный (двор)), а место, где они оста­нав­ли­ва­лись в посе­ле­нии и тор­го­вали, и назы­ва­лось погост. Это был свое­об­раз­ный центр тор­говли и дере­вен­ской жизни.

Затем слово при­об­рело новое зна­че­ние в связи с адми­ни­стра­тив­ной рефор­мой кня­гини Ольги в Нов­го­род­ской земле. Она была раз­де­лена на пого­сты для уплаты дани. Вслед­ствие выгод­ного рас­по­ло­же­ния этих тор­го­вых мест на боль­шом пути они изби­ра­лись также кня­зьями для их ста­но­вищ во время осен­них и зимних объ­ез­дов по воло­стям, «в полю­дье» (по людям), для судо­про­из­вод­ства, соби­ра­ния дани и даров. Полу­че­ние этих даров, по обычаю того вре­мени, сопро­вож­да­лось обще­ствен­ными пирами («гоще­нье», «уго­ще­нье»). По этому месту и полу­чала назва­ние тер­ри­то­рия, с кото­рой упла­чи­ва­лась дань. В про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси на кня­же­ских пого­стах появ­ля­лись храмы с при­ле­га­ю­щим клад­би­щем. Само посе­ле­ние т.о. укруп­ня­лось и впо­след­ствии ста­но­ви­лось цен­тром опре­де­лён­ной обла­сти1.

Впо­след­ствии словом погост стали назы­вать адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ницы, состо­я­щие из несколь­ких насе­лён­ных пунк­тов, а также сами насе­лён­ные пункты, явля­ю­щи­еся цен­трами таких адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ных единиц.

Таким обра­зом, погост и цер­ковь в нём в про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси стали играть роль объ­еди­ня­ю­щего центра. Храм в глав­ном селе­нии пого­ста был сре­до­то­чием цер­ков­ной и обще­ствен­ной жизни. Это под­твер­ждает тот факт, что все другие церкви, постро­ен­ные в округе в разных посе­ле­ниях (выстав­ках) и других местах вместе со своими прич­тами под­чи­ня­лись церкви в глав­ном селе­нии, а именно пла­тили ей цер­ков­ную дань. Поэтому цен­траль­ный храм пого­ста во вре­мена его рас­цвета носил назва­ние «ста­но­вой», «старой» церкви, а прочие церкви погост­ского округа назы­ва­лись «выстав­ками», «выста­воч­ными» церк­вами.

Вся цер­ков­ная дань, уста­нов­лен­ная с пого­ста архи­ерею («подъ­езд и деся­тина») соби­ра­лась с при­ход­ской ста­но­вой церкви, кото­рая через насто­я­те­лей храмов рас­пре­де­ляла и соби­рала над­ле­жа­щие доли этой дани по всем выста­воч­ным церк­вам своего погост­ского округа, а затем, полу­чив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсы­лала всю дань архи­ерею.

Ста­но­вая цер­ковь, говоря совре­мен­ным языком, была глав­ным храмом бла­го­чи­ния. Высшая цер­ков­ная власть все свои рас­по­ря­же­ния отно­си­тельно взи­ма­ния цер­ков­ных сборов, награж­де­ния или отлу­че­ния кли­ри­ков, а также бого­слу­жеб­ные ука­за­ния, инфор­ма­цию о собы­тиях в Церкви, празд­нич­ные посла­ния и иные цир­ку­ляры направ­ляла всегда по погост­ским церк­вам.2

Такое адми­ни­стра­тив­ное деле­ние на пого­сты и зна­чи­мость погост­ской церкви сохра­ни­лось на Севере Руси вплоть до област­ной реформы, про­ве­дён­ной Ека­те­ри­ной II в 1775 г., когда пого­сты были упразд­нены. Но несмотря на это слово погост сохра­ни­лось во многих топо­ни­мах по всей России (напри­мер, Ильин­ский, Дмит­ров­ский Погост в Мос­ков­ской обл., Мошин­ский, Илез­ский, Пят­ниц­кий, Кено­зер­ский, Падан­ский Погост в Архан­гель­ской обл.)3

Это же самое слово в очень близ­ком зна­че­нии мы встре­чаем в совре­мен­ном латыш­ском (pagasts) и в фин­ском языках (pogosta), что можно рас­смат­ри­вать как исто­ри­че­ское заим­ство­ва­ние из рус­ского

С этого вре­мени, по сви­де­тель­ству Даля, слово погост сна­чала прочно свя­зы­ва­ется с цер­ко­вью и, как след­ствие, с при­ле­га­ю­щим к ней клад­би­щем, нередко, только с клад­би­щем, в зна­че­нии кото­рого это слово дошло до наших дней. Однако до этого пого­стом могли назы­вать и просто сель­ский приход; и несколько дере­вень, под общим управ­ле­нием и одного при­хода; и цер­ков­ный двор; и цер­ков­ную тер­ри­то­рию с клад­би­щем, при­ход­скими построй­ками и домом причта.

Выра­же­ния со словом погост

У пого­ста (на, при пого­сте) живучи, всех не опла­чешь (не опла­кать).

Сидеть попу на пого­сте, когда не зовут в гости.

Мерт­вых с пого­сту (домой) не носят.

При­ме­ча­ния:

1 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 1.

2 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 2.

Источник

Что такое погост в истории

С существованием древних погостов связываются круговые селения, с застройкой домов вокруг площади, на которой стояли церковь, лавки, общественные хозяйственные постройки. Такие селения чаще всего встречаются в Волго-Окском междуречьи, на территории древней Суздальской Руси.

Существует мнение, что первоначально «гость» был вообще пришельцем с «погоста», то есть с кладбища. Иноплеменник был как бы пришельцем с того света… Славяне верили, что если не приносить жертв умершим предкам, они могут приходить с погостов. Такой мертвец назывался «гость». Торговые и обменные пункты назывались у восточных славян погостами — от слова «погостить», отсюда же произошло слово «гость» — в значении «купец». Больше всего погостов было на берегах главной торговой дороги — Днепра.

Величина погостов была различна. В XI—XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты для новгородских владений. В центральных уездах в документах XV—XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села.

Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных земель, а также дворцовых.

На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX — начале XX в. слово «погост» употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе.

Рождение Руси

Самым интересным в перечне мероприятий княгини является упоминание об организации становищ и погостов. Становища указаны в связи с Древлянской землей, где и ранее происходило полюдье. Возможно, что при Игоре киевские дружины пользовались в качестве станов городами и городками местных древлянских князей (вроде Овруча, Малина, Искоростеня) и не строили своих собственных опорных пунктов в Де-ревской земле. Конфликт с местной знатью и «древлянское восстание» потребовали новых отношений. Потребовалось строительство своих становищ для безопасности будущих полюдий. И Ольга их создала.

На севере, за пределами большого полюдья, за землей кривичей, в Новгородской земле, киевская княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям на севере, в тысяче километров от Киева.
Различие между становищем и погостом было, надо думать, не слишком велико. Становище раз в год принимало самого князя и значительную массу его воинов, слуг, ездовых, гонцов, исчислявшуюся, вероятно, многими сотнями людей и коней. Поскольку полюдье проводилось зимой, то в становище должны были быть теплые помещения и запасы фуража и продовольствия. Фортификация становища могла быть не очень значительной, так как само полюдье представляло собой грозную военную силу. Оборонительные стены нужны были только в том случае, если в становище до какого-то срока хранилась часть собранной дани.

Погост, удаленный от Киева на 1—2 месяца пути, представлял собой микроскопический феодальный организм, внедренный княжеской властью в гущу крестьянских «весей» (сел) и «вервей» (общин). Там должны были быть все те хозяйственные элементы, которые требовались и в становище, но следует учесть, что погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути полюдья.

Полюдье устрашало окрестное население; ежегодный наезд всего княжьего двора был гарантией безопасности, чего не было у погоста: подъездные, данники, емцы, вирники, посещавшие погост, тоже были, конечно, вооруженными людьми, но далеко не столь многочисленными, как участники полюдья. В силу этого погост должен был быть некой крепостицей, острожком со своим постоянным гарнизоном.

Люди, жившие в погосте, должны были быть не только слугами, но и воинами. Оторванность их от до-мениальных баз диктовала необходимость заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, разводить скот. Что касается скота и коней, то здесь могли и должны были быть княжеские кони для транспортировки дани и скот для прокорма приезжающих данников («колико черево возметь»). На погосте следует предполагать больше, чем на становище, различных помещений для хранения: дани (воск, мед, «скора» — пушнина), продуктов питания гарнизона и данников (мясо, рыба, зерно и т. п.), фуража (овес, сено).

Весь комплекс погоста нельзя представить себе без тех или иных укреплений. Сама идея организации погоста, внедренного в покоренный князем край, требовала наличия укреплений, «града», «градка малого». Поэтому у нас есть надежда отождествить с погостами некоторые городища IX-XI веков в славянских и соседних землях.

Единственный случай, когда археологом был обследован погост, упоминаемый в грамоте 1137 года, это погост Векшенга (при впадении одноименной реки в Сухону, в 89 километрах к востоку от Вологды). «…У Векшенге давали 2 сорочка 80 шкурок святой Софии». А. В. Никитин обследовал место рядом с селом, до сих пор называемое «погост». Это обычное мысовое городище треугольной формы, у которого две стороны образованы оврагами, а с третьей, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. Городище небольших размеров. Укреплено оно было, по всей вероятности, тыном. Культурного слоя на самом городище почти нет: люди проживали, очевидно, на месте современного села Векшенги.

Количество становищ и погостов IX—XI веков мы определить точно не можем. Для большого полюдья становищ должно быть не менее 50. «Штат» каждого становища должен был насчитывать несколько десятков человек. К этому следует добавить села, расположенные вокруг опорного пункта (как становища, так и погоста), в которых жчли и пахали землю люди, обслуживавшие стан или погост.

Количество погостов, вероятно, значительно превышало число прежних становищ, но мы лишены возможности его определить. Можно думать, что плотность погостов в северной половине русских земель могла быть значительной, а общее их количество для земель Псковской, Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Муромской можно ориентировочно (исходя из грамоты 1137 года) определить в 500—2000.

В социологическом смысле первоначальные погосты представляли собой вынесенные вдаль, в полуосвоенные края, элементы княжеского домена. Погост в то же время был и элементом феодальной государственности, так как оба эти начала — домениальное и государственное — тесно переплетались и в практике, и в юридическом сознании средневековых людей.

Погосты были как бы узлами огромной сети, накинутой князьями X—XI веков на славянские и финноугорские земли Севера; в ячейках этой сети могли умещаться и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собою те узлы прочности, при помощи которых вся сеть держалась и охватывала просторы Севера, подчиняя их князю.

Каждый погост с его постройками, оборонительным тыном, примыкавшими к нему селами и пашнями, где вели свое хозяйство люди, поддерживавшие порядок в погосте, представлял собой как бы микроскопическое полусамостоятельное государство, стоявшее в известной мере над крестьянскими мирами-вервями местного коренного населения. Сила его заключалась не в тех людях, которые жили в погосте и окружавших его сельцах, а в его связи с Киевом (а позднее с местной новой столицей), с государством в самом обширном смысле слова.

Надо полагать, что каждый погост, каждый узел государственной сети был связан с соседними погостами, а все погосты в целом представляли собой первичную форму живой связи столицы с отдаленными окраинами: гонцы из Киева могли получать в каждом погосте свежих коней, чтобы быстро доехать до следующего погоста; иные вести могли передаваться от погосга к погосту самими их жителями, лучше гонцов знающими дороги и местные топи и гати.

В наших средневековых источниках понятие «погост» вплетено в такой комплекс: погост, села, смерды. Смерды — это не все крестьянское население (которое именовалось «людьми»), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая князем (смерда нельзя мучить «без княжья слова») и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. Смерды платили дань. Наиболее почетной обязанностью смердов была военная служба в княжеской коннице, ставившая смердов на одну ступень выше обыкновенных крестьян-общинников.

Смерды пахали землю, проживали в селах, а приписаны были к погостам.

Летописные сведения о реформах княгини Ольги в 947 году ценны тем, что дают нам начальную точку отсчета исторической жизни такого комплекса, как «погост — село — смерды».

Система эксплуатации «людей», крестьян-вервников в их весях, состояла из следующих элементов: дань, взимаемая во время полюдья, и ряд повинностей («повоз», изготовление ладей и парусов, постройка становищ) в виде отработочной ренты. Дань взималась, по всей вероятности, местной племенной знатью, делившейся (поневоле) с киевским князем.

Кроме того, с середины X века нам становятся известными некоторые разделы княжеского домениального хозяйства. За пределами большого полюдья, на севере Руси, домениальное княжеское хозяйство утверждалось в виде системы погостов, окруженных селами с проживавшими в них данниками князя — смердами.

Время княгини Ольги, очевидно, действительно было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги и до связывающей Балтику с Волгой Меты.

Источник

Погост

Пого́ст – в древ­ней Руси место в посе­ле­нии, где оста­нав­ли­ва­лись и тор­го­вали купцы. Впо­след­ствии и сейчас явля­ется арха­ич­ным сино­ни­мом слову «клад­бище».

Что такое погост в истории. Смотреть фото Что такое погост в истории. Смотреть картинку Что такое погост в истории. Картинка про Что такое погост в истории. Фото Что такое погост в истории

Транс­фор­ма­ция зна­че­ний

(по мате­ри­а­лам сло­ва­рей Фасмера, Пре­об­ра­жен­ского, Уша­кова, Оже­гова, Даля, Шан­ского)

Суще­стви­тель­ное погост про­изо­шло от др-рус. пого­стити «побы­вать в гостях», при­ста­воч­ное обра­зо­ва­ние от гостити. В древ­но­сти гостями име­но­ва­лись купцы (ср.: одно­ко­рен­ные слова: гости­нец, гостинцы, уго­стить, гости­ный (двор)), а место, где они оста­нав­ли­ва­лись в посе­ле­нии и тор­го­вали, и назы­ва­лось погост. Это был свое­об­раз­ный центр тор­говли и дере­вен­ской жизни.

Затем слово при­об­рело новое зна­че­ние в связи с адми­ни­стра­тив­ной рефор­мой кня­гини Ольги в Нов­го­род­ской земле. Она была раз­де­лена на пого­сты для уплаты дани. Вслед­ствие выгод­ного рас­по­ло­же­ния этих тор­го­вых мест на боль­шом пути они изби­ра­лись также кня­зьями для их ста­но­вищ во время осен­них и зимних объ­ез­дов по воло­стям, «в полю­дье» (по людям), для судо­про­из­вод­ства, соби­ра­ния дани и даров. Полу­че­ние этих даров, по обычаю того вре­мени, сопро­вож­да­лось обще­ствен­ными пирами («гоще­нье», «уго­ще­нье»). По этому месту и полу­чала назва­ние тер­ри­то­рия, с кото­рой упла­чи­ва­лась дань. В про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси на кня­же­ских пого­стах появ­ля­лись храмы с при­ле­га­ю­щим клад­би­щем. Само посе­ле­ние т.о. укруп­ня­лось и впо­след­ствии ста­но­ви­лось цен­тром опре­де­лён­ной обла­сти1.

Впо­след­ствии словом погост стали назы­вать адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ницы, состо­я­щие из несколь­ких насе­лён­ных пунк­тов, а также сами насе­лён­ные пункты, явля­ю­щи­еся цен­трами таких адми­ни­стра­тивно-тер­ри­то­ри­аль­ных единиц.

Таким обра­зом, погост и цер­ковь в нём в про­цессе хри­сти­а­ни­за­ции Руси стали играть роль объ­еди­ня­ю­щего центра. Храм в глав­ном селе­нии пого­ста был сре­до­то­чием цер­ков­ной и обще­ствен­ной жизни. Это под­твер­ждает тот факт, что все другие церкви, постро­ен­ные в округе в разных посе­ле­ниях (выстав­ках) и других местах вместе со своими прич­тами под­чи­ня­лись церкви в глав­ном селе­нии, а именно пла­тили ей цер­ков­ную дань. Поэтому цен­траль­ный храм пого­ста во вре­мена его рас­цвета носил назва­ние «ста­но­вой», «старой» церкви, а прочие церкви погост­ского округа назы­ва­лись «выстав­ками», «выста­воч­ными» церк­вами.

Вся цер­ков­ная дань, уста­нов­лен­ная с пого­ста архи­ерею («подъ­езд и деся­тина») соби­ра­лась с при­ход­ской ста­но­вой церкви, кото­рая через насто­я­те­лей храмов рас­пре­де­ляла и соби­рала над­ле­жа­щие доли этой дани по всем выста­воч­ным церк­вам своего погост­ского округа, а затем, полу­чив «в пособь» от каждой церкви её долю, отсы­лала всю дань архи­ерею.

Ста­но­вая цер­ковь, говоря совре­мен­ным языком, была глав­ным храмом бла­го­чи­ния. Высшая цер­ков­ная власть все свои рас­по­ря­же­ния отно­си­тельно взи­ма­ния цер­ков­ных сборов, награж­де­ния или отлу­че­ния кли­ри­ков, а также бого­слу­жеб­ные ука­за­ния, инфор­ма­цию о собы­тиях в Церкви, празд­нич­ные посла­ния и иные цир­ку­ляры направ­ляла всегда по погост­ским церк­вам.2

Такое адми­ни­стра­тив­ное деле­ние на пого­сты и зна­чи­мость погост­ской церкви сохра­ни­лось на Севере Руси вплоть до област­ной реформы, про­ве­дён­ной Ека­те­ри­ной II в 1775 г., когда пого­сты были упразд­нены. Но несмотря на это слово погост сохра­ни­лось во многих топо­ни­мах по всей России (напри­мер, Ильин­ский, Дмит­ров­ский Погост в Мос­ков­ской обл., Мошин­ский, Илез­ский, Пят­ниц­кий, Кено­зер­ский, Падан­ский Погост в Архан­гель­ской обл.)3

Это же самое слово в очень близ­ком зна­че­нии мы встре­чаем в совре­мен­ном латыш­ском (pagasts) и в фин­ском языках (pogosta), что можно рас­смат­ри­вать как исто­ри­че­ское заим­ство­ва­ние из рус­ского

С этого вре­мени, по сви­де­тель­ству Даля, слово погост сна­чала прочно свя­зы­ва­ется с цер­ко­вью и, как след­ствие, с при­ле­га­ю­щим к ней клад­би­щем, нередко, только с клад­би­щем, в зна­че­нии кото­рого это слово дошло до наших дней. Однако до этого пого­стом могли назы­вать и просто сель­ский приход; и несколько дере­вень, под общим управ­ле­нием и одного при­хода; и цер­ков­ный двор; и цер­ков­ную тер­ри­то­рию с клад­би­щем, при­ход­скими построй­ками и домом причта.

Выра­же­ния со словом погост

У пого­ста (на, при пого­сте) живучи, всех не опла­чешь (не опла­кать).

Сидеть попу на пого­сте, когда не зовут в гости.

Мерт­вых с пого­сту (домой) не носят.

При­ме­ча­ния:

1 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 1.

2 А.А. Папков. Пого­сты в зна­че­нии пра­ви­тель­ствен­ных окру­гов и сель­ских при­хо­дов в Север­ной России. Глава 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *