Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

Смотреть что такое «ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ» в других словарях:

Пограничная ситуация — (нем. Grenzsituation) ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные… … Википедия

Пограничная ситуация — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.) … Тематический философский словарь

Пограничная ситуация — ♦ (ENG boundary situation) (нем. Grenzsituation) термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Пограничная зона — Пограничная зона полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… … Википедия

ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… … Большая психологическая энциклопедия

Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии … Википедия

Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… … Пограничный словарь

Источник

Вопрос Новая постановка проблемы человека в экзистенциализме: отчуждение, «пограничные ситуации», свобода, проблемы жизни и смерти

Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма

Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма

Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма

В экзистенциализме, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессестановления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Отчуждение (экзистенциальное). В общепринятом значении термин используется для описания чувства изоляции от других людей. В экзистенциальном значении термин описывает разъединенность человека со своим истинным «Я», которая может быть следствием подсознательного желания поступать «правильно» и соответствовать требованиям других людей.

Пограничная ситуация — состояние экзистенциального страха и тревоги перед физическим «ничто» (небытием, смертью).

Лишь в пограничной ситуации нам открывается подлинное существование: мы становимся сами собой. Человек не может стать самим собой посредством одной воли. Страх, разрывая всякую связь человека перед миром повседневных отношений, делает человека свободным. Открываемое в страхе существование познается в качестве абсолютной ценности. Страх смерти делает все планы и проекты условными во времени. Независимо от своего результата жизнь обретает смысл только перед лицом смерти. Существовать — значит существовать перед лицом смерти, ибо только она указывает нам окончательную ценность прожитой жизни.

Значение свободы. Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, — совершенно уникальная реальность, к которому неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей, ничто внешнее не властно над человеком, он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода— это сама экзистенция. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает. Вместе с тем, в характеристике свободы человека экзистенциализмом следует видеть некоторые особенности его религиозного и атеистического направлений. Так, для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только лишь в Боге.

Источник

Пограничная ситуация

Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Смотреть картинку Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Картинка про Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализма. Фото Что такое пограничная ситуация в концепции экзистенциализмаПограничная ситуация – это такие обстоятельства, при которых появляется опасность или возникает риск для жизни индивида. Понятие пограничная ситуация впервые введено немецким психиатром и философом экзистенциалистом Карлом Ясперсом в 1935 году. Появляются пограничные обстоятельства или критические в ситуациях, когда индивид при смерти или над ним нависло ощущение вины, по причине тяжёлых жизненных испытаний или переживании сильных стрессов.

Пограничные ситуации по Ясперсу являются фактором освобождения человека от всех ранее удерживающих его условностей, норм, правил или общепринятых взглядов, тем самым индивид осознает свое экзистенциальное предназначение.

Понятия экзистенциализм, пограничная ситуация имеют непосредственную связь между собой, поскольку благодаря пограничным обстоятельствам человек способен прийти к подлинному осознанию своего бытия, он может отойти от обыденного сознания.

Структура пограничной ситуации состоит из человека, его самости, свободы и рождающегося в ее результате инсайта.

Понятие пограничная ситуация психология определяет как рубеж, перейдя который человек может полностью измениться, пересмотреть свои ценности, отношения с окружающим миром и прежде всего свои взгляды на жизнь.

Все чем ранее жил человек становится для него каким-то ненастоящим, иллюзорным. Индивид на каком-то этапе начинает понимать, что всё это мешало ему жить реальной жизнью.

Пограничная ситуация в философии

В философии пограничная ситуация рассматривается в экзистенциальном направлении. Благодаря которому человек может выйти из подчинения предметному миру и начать переживать подлинное существование. При этом индивид отказывается от господствующих в социуме ценностей, традиций и установок при обстоятельствах, которые опасны для его жизни. Или это происходит в борьбе, в мучениях или в предсмертном состоянии.

Структура пограничной ситуации в философии состоит из экзистенциального страха, страха не найти свое место, предназначение или смысл в жизни.

Пограничные ситуации по Ясперсу представлены в форме земной болезни, смертельной опасности, страдания и борьбы, в которых человек приходит к осознанию себя, как экзистенции.

Жан Поль Сартр считает пограничную ситуацию «дурнотой», скукой, переживанием необоснованных ожиданий, предчувствием бесполезности любых начинаний.

Философия рассматривает два понятия: экзистенциализм пограничная ситуация, как с помощью пограничных условий человек приходит к экзистенции.

Понятие пограничная ситуация, с философской точки зрения, это переживание личностью ее места жизни и принятие всех ее проблем, прямая связь человека с миром.

Пограничные ситуации не изменяются, относятся к человеческому бытию и не являются окончательными. Их не обозреть, человек не видит всего прочего за ними. Они как будто стена, наталкиваясь на которую, человек разбивается. Но человеку не нужно изменять их, а только прояснить для себя, но до конца постигнуть их невозможно.

Понятие «границы» определяют рамки человеческого бытия, и эти рамки внедряются вовнутрь человека. Эти грани представляют собой то, что определяет человека изнутри, глубинные явления существа. Эти рамки наблюдаются в страдании, борьбе, вине, смерти, случайности и других переживаниях, которые определяются человеком всегда, как случайное явление, чего можно избежать, но именно такое объяснение показывает ущербность существующего порядка. Чтобы улучшить этот порядок, философы пытались придумывать утопии идеального мира, в котором не было места страданиям, борьбе и различным жизненным проблемам. Поэтому, считая проблемы устранимыми, они уходят от обязательства с ними разбираться.

Экзистенциальные философы твердят, что эти моменты можно изведать в их неупразднимости, как то, чего избежать никак нельзя, как нечто решающее, принадлежащее существу человека, без этого человеческое существо невозможно достаточно определить.

Поэтому пограничные обстоятельства представляют собой что-то такое, что можно принять к сведению и учитывать в деянии. Но решающим является в них именно то, что под влиянием реальности человек ставит под сомнение основание какого-то занятия или действия, в них таится ущербность, которая способна сотрясти жизнь человека до самых ее основ. Человек в подобных обстоятельствах сталкивается с пониманием глубокой тревожности своего бытия. Хотя они бывают совершенно разными, есть нечто общее – они не имеют опоры, которая бы выстояла перед определенным опытом или даже мыслью, не несут в себе ничего абсолютного и твердого. Все находится в постоянном положении под вопросом, все относительно, расщеплено на антагонистичности.

В таком значении пограничные ситуации – это такие обстоятельства, попадая в которые человек подходит к границе существования. Со временем они встречаются в опыте каждого человека, в результате этого ощущение действительности не является гармоничным и цельным, в ней выявляются противоречия, которые не так просто разрешить посредством мышления, также вообще являются принципиально неустранимыми.

В опасных для жизни случаях, самым четким образом познается конечность человеческого бытия, потому что такие обстоятельства имеют границы, которые делают невозможным гармоничное постижение человеческой жизни и мира. Только в самой радикальной пограничной ситуации, то есть смерти, возможны все описанные идеи, потому что ее смысл имеет большое и непосредственное значение для опыта экзистенциального существования. Вследствие того, что пограничные ситуации противоположны всякой успокоенности в замкнутом и гармоничном образе мира, они держат человека в инициативном состоянии, не дают ему расслабляться, из-за беспокойства и поиска смысла, это определяет поведение человека.

Пограничные ситуации не могут быть до конца объяснены и понятны, их фактический смысл неподвластен разуму, но делают очевидным незащищенность человеческого бытия. Критические условия позволяют увидеть насколько потерянным является человеческое бытие. Но человеческое бытие изначально существует в положении потерянности, оно не может сравниться с экзистенциальным существованием, по существу, используя собственные силы и побуждения. Оно должно быть принужденным к этому, это и происходит в опыте, где личное бытие повергнуто в пограничную ситуацию.

Лишь на опыте переживания экстремальных условий у человека формируется понятие экзистенциального существования. Только на основе пограничной ситуации может возникнуть ощутимая острота, содержащаяся в понятии экзистенциального существования. Иногда раз или два человеку везёт и он избегает пограничных ситуаций, уйдя в суету будничного существования, но если хорошо осознать это, то можно увидеть, как здесь реализуется экзистенциальное существование. Человек становится действительно самим собой, когда входит в пограничную ситуацию, не боится «взглянуть ей в глаза».

Понятие пограничная ситуация психология рассматривает, как обозначение переживания экзистенциального страха и тревоги перед неизвестным. Поскольку философия и психология имеют тесную связь, психология также твердит о том, что только в опасных для жизни обстоятельствах человек способен познать свое подлинное существо, он становится самим собой. Именно страх раскрывает связь человека с миром и делает его свободным от повседневных норм, правил, установок. В страхе человек познает все свое существование, и все неотложные дела и проекты кажутся ему такими условными во времени. Даже когда человеку кажется, что он осознает свое предназначение, и что он думает, что любит жизнь, все равно он обретает истинный смысл лишь перед лицом смерти.

Понятие пограничная ситуация имеет большое значение в экзистенциальной концепции, потому что переживать эти условия и экзистировать – это одно и то же. В процессе экзистирования человек проявляет свою самость, «Я», что в свою очередь проявляет его свободу. Именно в свободе кроется бытие самости. Поскольку человек смог постигнуть себя, исходя из свободы, он тем самым постигнул свою трансценденцию. Только в переживании чувства беспомощности человек способен познать свое бытие и стать свободным. Это переживается и в экстремальных условиях, где внешние обстоятельства ведут к летальному исходу, и в ситуациях, когда человек теряет близкого человека, переживает относительно него чувство вины, или боится настоящей жизни, боится принять себя и все происходящее.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Концепция свободы и «пограничной ситуации» в экзистенциализме

Суть: жизнь бессмысленна, абсурдна, от существования человек испытывает отвращение и страх, и поэтому стремится к небытию, смерти как высшей свободе. Только бытие, свободное для смерти, дает существованию цель и приводит экзистенцию к ее завершению.

Апология смерти, понимание свободы как самоубийства встречаются в некоторых произведениях Достоевского («Бесы»).

На пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию – понятие, которому экзистенциалисты также придают немалое значение. Это ситуация, в которой человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное.

К.Ясперс: «…Существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть; я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я подвержен случаю, я неизбежно становлюсь виновным. Пограничные ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающими восстановление нашего самобытия (самосознания)».

Вступление в пограничную ситуацию неизбежно. Вступив в нее, человек приобретает высшую свободу и умирает, что одно и то же.

Проблемы экзистенциалистов:

— уникальность человеческой личности, глубина ее чуств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом.

— Противоречие между человеческим внутренним миром и окружеющей жизнью.

— Проблема отчуждения человека ( общество, государство стали для человека абсолютно чуждыми, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»).

— Проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным).

— Проблема бессмысленности жизни

— Проблема внутреннего выбора

— Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Философы-экзистенциалисты:Сьорен Кьеркегор (Дания, 1813 – 1855), Карл Ясперс (Германия, 1883 – 1969), Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

Карл Ясперсбыл одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в 20 в. в книге «Психология мировоззрений» (1919).

Согласно Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако, в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с высшим бытием (трансцендентальностью).

Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции – полному раскрепощению энергии и пониманию некоего высшего абсолюта.

Жан-Поль Сартрне делал различия между бытием человека и его свободой. Главная проблема – проблема выбора. Сартр исследует бытие человека, застигнутого «здесь и теперь». Это чувственно-интуитивное постижение мира и человека.

«Быть свободным значит быть проклятым для бытия-свободы».

«Мы приговорены к свободе».

«Свобода не может быть понята и описана как обособленная способность человеческой души».

«…Свобода не может быть отнесена к числу свойств, характеризующих сущность бытия человека. …Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена в его свободе»[3].

По Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать свой выбор. Всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, а второстепенном (н., какую одежду сегодня одеть), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы).

Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав его, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.

Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством.

Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности.

«Человек есть бытие, благодаря которому возникает ничто».

В пьесе Сартра «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Но не в традиционный ад, а в комнату в дешевой гостинице, которая имеет три особенности: 1) в ней все время горит яркий свет и трудно уснуть, 2) нет зеркала, 3) невозможно остаться одному. Нет нужды в жаровне, ад – это другие, заявляет один из грешников.

Альбер Камю

Главная проблема – проблема смысла жизни.

Главная идея Камю: жизнь человека в сущности бессмысленная.

Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни:

— соприкосноваение со смертью. При соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека (увлечения, карьера, богатство) теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия.

— соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

(«Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой».

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Мартин Хайдеггерразрабатывал основы экзистенциалистского понимания предмета и задач философии.

Хайдеггер использует понятия «бытие в мире», «бытие с другими», «бытие самого себя», «бытие-к-смерти».

«Бытие с другими» засасывает человека, оно направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого как все».

Человек, желая оставаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире – главная проблема и забота человека.

М. Хайдеггер считал, что суть бытия человека проявляется в мыслительной деятельности по раскрытию смыслов явлений и объектов действительности. Человек существует, поскольку он понимает смысл и значение знаний. Вне такого понимания человека нет.

П. Рикёр сформулировал основной вопрос философии М. Хайдеггера так: «Что это за существо, бытие которого заключается в понимании?»[5].

Источник

3. ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

3. ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Подобные угрозы (die Bedrohungen), которые хотя и способны изменяться в их отдельных проявлениях, но как таковые принадлежат сущности личного бытия и потому оказываются неизбежными, Ясперс метко называет «пограничными ситуациями». Если такое наименование и представляет собой своеобразную формулировку Ясперса и при этом не встречается у других экзистенциальных философов, то все же вопрос об опыте пограничной ситуации свойственен для экзистенциальной философии вообще. Этот опыт трудно охарактеризовать яснее, нежели теми словами, которыми сам Ясперс вводит понятие пограничной ситуации: «Они не изменяются (разве лишь внешне); относясь к нашему бытию, они являются окончательными. Они необозримы; в нашем существовании мы не видим за ними ничего прочего. Они представляют собой стену, на которую мы наталкиваемся, о которую разбиваемся. Нам нужно не изменять их, а лишь добиваться их ясности, ибо мы не в силах объяснить их, вывести из чего-то другого. Они существуют наряду с самим нашим бытием» (II 203)[31].

Данное здесь понятие «граница» (die «Grenze») является решающим как для Ясперса, так и вообще для экзистенциальной философии. Тот факт, что человеческое бытие всегда имеет определенные границы, не нов и всегда признавался. Новым является то, каким образом обладающие конститутивным характером границы встраиваются в само внутреннее существо человека. Граница здесь представляет собой не то, что каким-либо образом располагалось бы снаружи и ограничивало бы человека извне, но то, что определяет его в самой глубине его существа. И отсюда облик этой границы затем разрабатывается в отдельных пограничных ситуациях: страдание, борьба, случайность, вина и т. д., которые, конечно, были известны всегда, но обыкновенно рассматривались преимущественным образом в качестве чего-то случайного, того, чего можно избежать, что объяснялось лишь ущербностью существующего порядка. Этот порядок пытались улучшить, выдумывали утопии некоего лучшего мира, где не должно быть страданий, борьбы и прочих жизненных бед. Однако полагая последние в корне устранимыми уклоняются от необходимости принципиальным образом с ними разбираться (74).

Именно в силу того, что пограничные ситуации противопоставлены любой успокоенности в гармоничном и замкнутом образе мира, они поддерживают в человеке в бодрствующем состоянии то беспокойство, которое гонит его вперед. Именно в силу того, что они не могут быть разумно объяснены, но, наоборот, в их упрямой фактичности неподвластны никакому разуму, они убедительным образом делают очевидной глубокую тревожность и незащищенность человеческого бытия. При этом они позволяют увидеть человеческое бытие в его потерянности, доводят до состояния полного напряжения его существования. И это характерный момент: поскольку человеческое бытие уже изначально находится в состоянии потерянности и отданности миру, оно не может возвысить себя до состояния экзистенциального существования, так сказать, изнутри, за счет собственных сил, собственным побуждением. К этому оно должно быть лишь принуждено, что и происходит в том ощутимом опыте, в котором личное бытие ввергнуто в пограничную ситуацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *