Что такое поисковое чтение

Что такое поисковое чтение

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Источник

Основные виды чтения

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке.

Изучение иностранного языка предполагает начальное лингвистическое образование и осознание своего мышления, то есть уяснение того, что существуют разные способы оформления мысли.

Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

Поисковое чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности – с письмом, аудированием, говорением. При обучении иностранному языку это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Читающему человеку известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме и объединить информацию нескольких текстов.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Можно предложить следующие задания на понимание текста (поисковое чтение):

прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;

найдите известные вам географические названия;

выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);

расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;

определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;

найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;

выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста – разного жанра и функциональных стилей.

Для успешного овладения чтением необходимо:

подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;

быть доступными с точки зрения языковых трудностей;

отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке – значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности

Нужно быть готовым к тому, что в тексте будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку. Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, можно подчеркивать незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.

Заключение

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом – языковым и смысловым.

Источник

Прочитать, просмотреть или изучить — разные типы чтения в английском

Нет времени? Сохрани в

Чтение по-английски — это не только правильное озвучивание различных буквосочетаний. Наряду с говорением, слушанием и письмом, оно составляет четверку основных видов речевой деятельности, которые нужно освоить в процессе обучения иностранному языку. Тот, кто много читает, имеет хороший словарный запас и грамотную речь — это общеизвестная истина. Современные методики обучения выделяют различные типы чтения, которые различаются по своим функциям. Давайте посмотрим, что и как нам нужно читать, чтобы чтение приносило максимальную пользу.

«There is an art of reading, as well as an art of thinking, and an art of writing.»
— Isaac D’Israeli

Поисковое чтение

Это то, что мы часто называем чтением «по диагонали». В нашей родной русскоязычной среде этот навык мы используем довольно широко: находим нужные цифры в документе, фамилию в списке, количество калорий на упаковке продукта. Для этого мы быстро пробегаем глазами текст, можно сказать, сканируем его — кстати, по-английски такой тип чтения называется «scanning». При этом мы видим весь текст, но не прочитываем его, а игнорируем все, кроме того, что ищем.

«I am not a speed reader. I am a speed understander.»
— Isaac Asimov

Практическое применение очевидно: используя этот тип чтения, можно быстро находить нужную информацию в англоязычном тексте. Уже на первых занятиях английским по Skype вы сможете отрабатывать такие навыки. Можете проверить прямо сейчас: откройте учебник «New Cutting Edge» и найдите в оглавлении название 10 модуля. Заметили ли вы, как называется модуль 6 или модуль 12? Конечно же нет, потому что это не было вашей целью.

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтение

Как составить резюме и CV на английском

Просмотровое чтение

Английское название этого вида чтения — «skimming», «снятие сливок», и это значит, что вы добываете из текста самую вкусную и питательную информацию. Это тоже быстрый тип чтения, но его основная цель — не найти что-то конкретное, а усвоить основные моменты, понять главную мысль текста. Чтобы снять сливки с текста, рекомендуется прочитать первый и последний абзацы полностью, бегло просмотреть все остальное, обращая внимание на подзаголовки, курсив, жирный шрифт, подписи под картинками, цитаты и т.д. Казалось бы, задание проще простого, но иногда вызывает трудности, особенно если ваш словарный запас еще не велик, а сложная грамматика сбивает с толку. Постарайтесь угадывать новые слова по контексту и не зацикливайтесь на непонятном, ведь ваша задача — уловить общий смысл. Этот вид чтения часто используется в начале занятия, когда преподаватель предлагает вам обсудить какой-то простой вопрос, чтобы «разогреться» для более серьезной работы и настроиться на волну английского. В реальной жизни вы можете использовать такое чтение для того, чтобы определить интересная ли статья вам попалась в газете или журнале и хотите ли вы прочитать ее полностью. Можете попрактиковаться с помощью электронных версий газет.

Британские газеты

Американские газеты

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтение

Ознакомительное чтение

Это то, чем чаще всего занимаются изучающие английский. Что вы делаете с текстом в учебнике? Читаете его подряд и не торопясь, чтобы понять все детали, главные и второстепенные. При этом вы можете увидеть незнакомые слова или грамматические конструкции, но, как правило, пропускаете их, если они не мешают общему пониманию. При таком чтении вы понимаете около 80% текста. Ознакомительное чтение используется для получения информации или просто для удовольствия, потому что именно так мы чаще всего читаем художественную литературу на английском и русском. После чтения, вы можете пересказать текст, ответить на вопросы, высказать свое мнение относительно основных событий, а в случае необходимости — просканировать его и найти нужную для ответа информацию.

«В акте чтения постоянно сменяют друг друга две системы: посмотришь на слова — это язык, посмотришь на смысл — это литература».
— Ролан Барт

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтение

Музеи для Instagram. What’s poppin’?

Изучающее чтение

Мега-полезный, но и достаточно трудоемкий тип. Вот тут как раз вам придется обращать внимание на каждое слово и выражение, потому что основная цель этого чтения — использование текста для изучения языка. Возможно, когда вы учились в школе или в вузе, у вас был такой вид работы как домашнее чтение: вы читали какой-то рассказ или статью, переводя каждое слово, при необходимости заучивая определенные выражения, а на уроке разбирали этот текст до мельчайших деталей, выполняя различные задания к нему. Таким образом можно пополнить свой вокабуляр не просто новыми словами, но и устойчивыми фразами, идиомами. Кроме того, после скрупулезного вчитывания и многократного просмотра текст просто впитывается в вашу память и облегчает вам общее понимание структуры и логики английского языка. Существуют специально адаптированные книги для отработки этого типа чтения, которые вы можете найти на различных сайтах, например здесь

Овладевая навыками чтения, важно уделять внимание каждому из этих видов. Мы не можем сказать, что изучающее чтение полезнее просмотрового или что поисковое чтение легче, чем ознакомительное. Нет смысла прочитывать все железнодорожное расписание, если нужно найти только название своего поезда. А если мы поверхностно просмотрим страницу из книги для чтения, то не усвоим все полезные структуры и выражения. Таким образом, каждый вид чтения имеет свою функцию и одинаково полезен для изучающих английский.

Источник

Чтение поисковое

быстрое чтение, направленное на поиск необходимой информации. Осуществляется на основе выборочного и просмотрового чтения.

Смотреть что такое «Чтение поисковое» в других словарях:

ЧТЕНИЕ ПОИСКОВОЕ — ЧТЕНИЕ ПОИСКОВОЕ. См. поисковое чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель П. ч. – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.). П. ч. во многом совпадает по характеру с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что самостоятельное чтение. Вид чтения по наличию инициативы со стороны учащегося; осуществляется человеком вне рамок обучения иностранному языку; практическое использование навыков и умений в чтении как средстве познания… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ — ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Поисковое чтение, осуществляемое со скоростью в 2–3 раза, превышающей скорость обычного чтения (500–700 слов в минуту вместо 80–250). Обучение Д. ч. требует специальных упражнений для формирования умений эффективного… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

просмотровое чтение — поисковое чтение, имеющее целью определить целесообразность предстоящей работы; ознакомление с содержанием текста … Толковый переводоведческий словарь

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение с общим охватом содержания. Вид чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Вид коммуникативного чтения с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте (Фоломкина … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что выборочное чтение. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель П. ч. – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Типологии чтения или как читать более эффективно

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтение

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сегодня тема – Типологии чтения.

Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтение

Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Просмотровое чтение

Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

Ознакомительное чтение

Предполагает — бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Достаточно лишь понимания общей сути изложенного.

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Замечу отличие от просмотрового, там оценка «нужно/ненужно».

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтениеТак, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение

Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтение
Так мы можем читать деловую литературу.

Поисковое чтение

Цель поискового чтения — быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

Что такое поисковое чтение. Смотреть фото Что такое поисковое чтение. Смотреть картинку Что такое поисковое чтение. Картинка про Что такое поисковое чтение. Фото Что такое поисковое чтениеТак можно читать телефонный справочник.

Требуемые навыки чтения

Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

Просмотровое – умение понимать общее содержание.

Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

Изучающее – умение извлекать полную информацию.

Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

Я часто использую просмотровое чтение при чтении художественной литературы. И хотя это не совсем правильно по отношению к этому жанру литературы, но книжное многообразие при дефиците времени, не позволяет охватить все и вся.

Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

Глобальные цели чтения

По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

Как видим процесс достаточно простой и понятный.

Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

Поэтому, если Вы хотите и дальше получать рассылки с моего блога «Технологии чтения», то я предлагаю подписаться через сервис FeedBurner, установленный на моем блоге.

Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *