Что такое покровские ворота
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Надо знать: Покровские ворота
Название «Покровские ворота» известно, пожалуй, каждому россиянину по одноименному советскому фильму. Однако у некоторых может возникнуть вопрос, почему территория, расположенная между Чистопрудным бульваром и Хохловской площадью, носит такое название? Ведь никаких ворот там нет…
Раньше по территории площади располагались ворота в стене Белого города, третьего оборонительного пояса старой Москвы. Возведенные в XVI столетии знаменитым русским зодчим Федором Конем укрепления со временем обветшали, и уже спустя два века по указу Екатерины II были снесены.
Спустя время, на месте нынешних Покровских ворот были устроены площади. А название закрепилось в народе и в документах.
Уже в начале XIX века площадь стали застраивать двухэтажными гостиницами, которые прозвали «стасовскими», потому что их проект принадлежал петербургского архитектора В.П. Стасову. В прошлом веке большинство зданий были снесены, однако до наших дней сохранились две постройки (дома № 16-18 и № 17 на улице Покровка). Примечательно, что с момента постройки дома почти не изменились, и их облик очень близок к первоначальному.
Возле Покровских ворот располагается множество архитектурных и исторических памятников. По адресу Покровка, 22 стоит знаменитый «дом-комод», построенный в 1760-ых годах. Строение считается великолепным образцом позднего барокко в Москве.
Одно из первых зданий столицы в стиле модерн располагается на углу Покровки и Белгородского проезда. Это доходный дом хлеботорговца Ф.С. Рахманова, спроектированное архитектором Дриттенпрейсом в 1899 году. Особенно интересна разнообразная лепнина на фасадах строения, изображающая снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды и другие фигуры. Ее выполнял сын домовладельца, скульптор И.Ф. Рахманов.
Недалеко от площади, по адресам Покровка, 27 и 26, располагается городская усадьба С.С. Боткиной и храм Воскресения в Барашах.
Топоним Покровские ворота стал известен далеко за пределами Москвы благодаря знаменитому фильму Михаила Козакова, снятому в 1982 году по одноименной пьесе Леонида Зорина. Сам Зорин однажды заявил, что пьеса была полностью автобиографична, и все персонажи, соответственно, имели реальные прототипы. Только события в жизни происходили на Петровском бульваре. Покровские ворота драматург выбрал местом действия намеренно, чтобы избежать вероятного узнавания.
«Покровские ворота»: факты о пьесе Леонида Зорина и её экранизации
Знаменитый ностальгический телемюзикл Михаила Козакова знают все. Однако многие ли из смотревших картину знакомы с пьесой, которая положена в её основу?
Леонид Генрихович Зорин ушел от нас в 2020-м году в возрасте 95 лет. Он стартовал как провинциальный вундеркинд, получил всесоюзную известность благодаря статье Максима Горького и опубликовал поэтический сборник в возрасте 10 лет. На его счету за долгую творческую биографию накопилось пять десятков пьес и несколько томов прозы. Однако массовый советский читатель знает его прежде всего как автора блестящей элегической комедии «Покровские ворота».
В ней он отразил собственные воспоминания о жизни в московской коммунальной квартире 50-х годов. Окружение из возрастной интеллигенции, любовные страсти, которые кипели в этих тесных стенах, воспоминания о собственной юности — всё это переплавилось в пьесу, которая увидела свет в 1974 году.
Главный герой этой истории — Костя Ромин, в образе которого драматург вывел себя самого, в ту пору аспиранта Литинститута им. Горького. Между ним и героем пьесы «не существовало зазора», со слов самого автора. Также как и его герой автор приехал в Москву из «южного города» (Баку). Отличие лишь в образовании: Костик по пьесе — историк, а не драматург.
После успеха пьесы Константин Ромин стал сквозным персонажем для Зорина. Он появился во множестве его произведений — в «Прощальном марше», «Избирательной кампании», «Хохловском переулке». При этом если Ромин из «Покровских ворот» выступает этаким исповедальным альтер эго автора, то с годами он отдаляется от образа создателя, а в романе «Старая рукопись» (1980) повзрослевший Ромин уже совершенно сепарировался от него и движется по жизни самостоятельно.
Итак, Костик образца 50-х обаятелен, остроумен, блестяще образован и красив. Он пользуется успехом у девушек, тогда как его соседи по коммуналке переживают на личном фронте мелкие и не очень драмы. Например, один из них разведен с женой (она уже живет с новым избранником в той же квартире), но ею при этом до сих пор на свободу «не отпущен».
И молодой человек вызывается помочь старшему товарищу избавиться от опеки бывшей жены и сблизиться с новой возлюбленной.
Пьесу почти сразу же разнесли как безыдейную, невозвышенную и сюжетно отсылающую к какому-то локальному анекдоту. Однако при всём этом ностальгическую ноту в этой истории уловили сразу же и приняли её в работу в Театре на Малой Бронной. Там её поставил Михаил Козаков. Ему лично оказались близки реалии послевоенной Москвы и быт коммуналок. Несмотря на плохую критику постановка регулярно включалась в театральную афишу и шла с неизменным зрительским успехом.
Уходя из театра, Козаков воспользовался правом запретить показ спектакля. Тут бы истории этой пьесы и полагалось закончиться. Однако каким-то чудом режиссеру предложили переложить спекталь в сценарий для кино.
Худрук Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов «Мосфильма» Георгий Данелия не отнесся к этой идее с восторгом. Пьеса, состоящая из плотных диалогов, в формате двухчасового фильма просто растеряла бы свою прелесть и атмосферу. Тогда и родилось соломоново решение сделать из сюжета минисериал для телевидения.
И начинавшаяся как потенциальный провал режиссера-дебютанта, история стала его общесоюзным триумфом. Сценарий показали Леониду Зорину, также его познакомили с исполнителем главной роли, от чего драматург пришел в полнейший восторг. Зоринские поправки вошли в итоговый вариант, так что в титрах к фильму он значился уже как полноправный автор сценария.
Ключевым для успеха картины стал выбор актеров. Тут Козаков, который вообще-то не любил долгие кастинги, был вынужден отсмотреть аж 19 актеров на роль Костика пока ему на глаза не попался студент театрального института Олег Меньшиков. Он идеально подошел на роль «шпаликовского мальчика середины пятидесятых», поскольку буквально искрился энергетикой молодости и оптимизма.
Еще одна коллизия приключилась с подбором актера на роль куплетиста Аркадия Варламовича Велюрова. В оригинальной постановке Театра на Малой Бронной его с большим успехом исполнял актер Григорий Ляппе.
Но для успеха телефильма требовалось более узнаваемое лицо, так что роль была предложена артисту Леониду Броневому (и стала в итоге для него визитной карточкой — наравне с культовым образом Мюллера в более ранних «Семнадцами мгновениях весны»).
Режиссер впоследствии очень переживал о вынужденном предательстве старого друга, но фильму такая замена определенно пошла на пользу.
Еще один интересный факт: звездный состав актеров в картине должен был стать еще шире — на роли в «брачном треугольнике» рассматривались два варианта. В одном были Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Евгений Лазарев. Именно на нем настаивал худсовет. Второй вы прекрасно знаете и его продвигал Михаил Козаков.
Волевым решением директора «Мосфильма» окончательный выбор актеров-исполнителей был оставлен за режиссером. И это, надо признать, было правильно. Ведь аутентичная атмосфера коммуналки в пьесе Зорина — это множество незнакомых зрителю лиц + одна звезда (Леонид Броневой).
Покровские ворота
Покро́вские воро́та площадь между Чистопрудным бульваром и Хохловской площадью, является частью улицы Покровки, на востоке центра Москвы. Возникла в конце XVIII в., после сноса ворот Белого города (отсюда название). Её ограничивают корпуса гостиниц первой четверти XIX в. (улица Покровка, д. 16 и 17), а также жилой дом 19 (1901, архитектор П.А. Дриттенпрейс).
Смотреть что такое «Покровские ворота» в других словарях:
Покровские ворота — Покровские ворота: Площадь Покровские Ворота площадь в Москве, Россия. «Покровские ворота» пьеса Леонида Зорина. «Покровские ворота» кинофильм 1982 года … Википедия
ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА — ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА, СССР, Мосфильм, 1982, цв., 140 мин. Лирическая комедия в стиле ретро.По одноименной пьесе Леонида Зорина. Один из немногих экранных бестселлеров. В основе фильма отличная драматургия, прекрасно выписанные характеры и диалоги,… … Энциклопедия кино
ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА — Телевизионный художественный фильм одна из лучших в советском кинематографе лирическая комедия. Снят в 1982 г. на киностудии «Мосфильм». Режиссер М.М. Козаков. Композитор Г.А. Гаранян. В фильме снимались Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Софья… … Лингвострановедческий словарь
Покровские Ворота — Покр овские Вор ота (площадь) … Русский орфографический словарь
Покровские ворота (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Покровские ворота. Арбатско Покровская линия Легенда … Википедия
Покровские ворота (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Покровские ворота. Покровские ворота Жанр … Википедия
Площадь Покровские Ворота — Москва … Википедия
Ворота (архитектурные) — Бранденбургские ворота в Потсдаме Ворота проезд в стене или ограде, запираемый створами. Предназначены для проезда гужевого или автомобильного (реже иных видов) транспорта. Сами створы ворот также часто называют воротами. Обычно… … Википедия
Ворота — У этого термина существуют и другие значения, см. Ворота (значения). Бранденбургские ворота в Потсдаме Ворота … Википедия
Где в Москве находятся Покровские Ворота
Каждый приезжий, попадающий в столицу, старается посетить и увидеть своими глазами все достопримечательности этого города, познакомиться с его историей и достоянием, а этого в Москве более чем достаточно. Находиться в столице и не увидеть своими глазами памятки архитектуры, настоящее преступление.
Для туристов и гостей города был собран ряд достопримечательностей, которые следует посетить в первую очередь, чтобы сформировалось правильное представление о столице. К самым знаменитым местам относят:
Одним из главных мест города, является Бульварное кольцо, на котором есть несколько площадей. Одна из таких – Покровские Ворота, которая объединяет бульвар и южную сторону Чистых Прудов. По северной стороне площади проходит Белгородский проезд, по которому тоже можно добраться до Покровских Ворот.
Исторический очерк
История насчитывает 7 ворот, построенные в Москве, которые защищали город во время войн и других ужасных событий. Некоторые были построены в знак победы, некоторые символизировали триумф и были знаком непобедимости.
История площади начинается еще в 18 веке, когда Екатерина II приказала разобрать белгородские оборонительные стены, а на их месте были благоустроены площади. До того момента там располагались ворота Белого города, которые были расположены между нынешними домами № 16 и 17.
Недалеко от Покровских Ворот располагается множество архитектурных и культурных памяток истории. Одним из ярких представителей стиля барокко, является «Дом-комод». Он был построен еще в 60-х гг. До 1917 года в этом здании находилась Московская гимназия. За «Домом-комодом» еще остались строения Лепехинского родильного приюта, который является одним из старейших до ныне действующих роддомов Москвы. В настоящее время на его территории находится Московский областной институт акушерства и гинекологии.
Рядом с площадью находится усадьба Боткиных и храм Вознесения. Еще одной достопримечательностью советских времен является Дом работников НКВД. До этого времени на этом месте располагался сквер, на котором стоял памятник Чернышевскому. Данный памятник был установлен здесь потому, что с 40-х по 90-е годы Покровка называлась улицей Чернышевского.
До 30-х годов с Покровских Ворот можно было полюбоваться прекрасными видами на церковь Святой Богородицы, которая была уничтожена.
Также в 19 веке на площади располагалась лавка, в которой люди могли приобрести товары для технических нужд – краски, масло, химические вещества.
О Покровских Воротах был снят знаменитый фильм М. М. Казаковым, в котором снялись такие известные актеры, как Л. Быков, О. Меньшиков, Т. Догилева и др.
Как добраться до Покровки
В настоящее время существует очень много способов добраться до знаменитых Покровских Ворот в Москве. Добраться можно на маршрутке, метро, автобусе или трамвае.
На сегодняшний день поездки по главным достопримечательностям довольно комфортные и удобные. Для туристов и гостей города существует специальное мобильное приложение Мувит, которое создает маршрут поездки и дает пошаговые подсказки, как быстрее добраться до знаменитых мест, площадей, улиц.
Также приложение позволяет просматривать подробности о маршрутах на карте, проверить расписание электричек, автобусов, трамваев, узнать время прибытия общественного транспорта и прочую информацию, позволяющую добраться до Покровских Ворот. Если маршрут пеший, то Мувит также станет полезным и подскажет, как сделать путь наиболее коротким и удобным, к тому же сообщит, на какой именно остановке нужно выйти. Это позволит не быть привязанным к карте и все время с ней сверяться.
Площадь Покровские Ворота расположена на бульваре Чистые Пруды, между двумя улицами – Покровка и Мясницкая. Добраться до места можно на маршрутке № 325м, на трамвае № 3, 39 (выйти нужно будет на Большом Харитоньевском переулке), на метро до станции Чистые Пруды.
«А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» Как проходили съемки фильма «Покровские ворота»?
В основу картины «Покровские ворота» легла одноименная пьеса Леонида Зорина, по которой и написал сценарий Михаил Козаков. По словам драматурга, «это совершенно автобиографическое произведение», ведь будучи студентом, он снимал комнату в коммуналке на Петровском бульваре, где и познакомился с прототипами своих героев. В своей пьесе Леонид Зорин сдвинул время событий почти на десять лет и изменил место – теперь коммуналка стала ближе к Покровским воротам.
Смотрите фильм «Покровские ворота» в субботу, 6 марта, в 15:25 и в воскресенье, 7 марта, в 19:30 на телеканале «МИР».
Руководству «Мосфильма» сценарий показался слишком простым для кино, тогда Козаков решил снять телефильм. Но и здесь он столкнулся со сложностями – телевизионное начальство поставило ультиматум, и режиссеру пришлось сняться в трех фильмах в роли Дзержинского. Но и тогда решение о съемках не спешило продвигаться. На помощь пришла исполнительница роли тети Костика Ромина – Софья Пилявская. Актриса пользовалась большим уважением у Сергея Лапина, в то время председателя Гостелерадио СССР. В итоге Лапин дал согласие.
Теперь, когда все вопросы были улажены, можно было приступать к созданию фильма.
«Слишком знаменит для коммуналки»: как подбирали актеров?
Изначально на роли Хоботовых и Саввы Игнатьевича рассматривались Андрей Миронов, Наталья Гундарева и Никита Михалков. Однако последнему сценарий не понравился и он дал твердый отказ, а Миронову отказал сам режиссер, ему показалось, что актер слишком знаменит для коммуналки. Елена Коренева тоже не хотела исполнять роль медсестры Людочки, но мама девушка, второй режиссер «Покровских ворот» Наталья Коренева, сумела убедить дочь.
Загадочного Савранского, того самого «призрачного гонщика», сыграл каскадер и постановщик трюков Леонид Машков. Он снялся почти в 100 фильмах, но практически нигде не показывал своего лица.
А вот на роль Костика Ромина претендента искали долго – в общей сложности было просмотрено 19 кандидатов, но ни один из них не понравился ни режиссеру, ни съемочной группе. Казалось, что идеального Ромина найти невозможно, но тут жена Козакова вспомнила о юноше, которого однажды увидела в каком-то фильме. Им оказался студент Щепкинского училища Олег Меньшиков. Молодой актер покорил всех, в том числе и Зорина, ведь «он был еще студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста».
Кража гипсового пионера: где проходили съемки фильма?
Саму коммуналку, где жили главные герои, построили в павильоне Мосфильма. А вот дворик, в котором мужская часть квартиры играет в шахматы и домино, нашли на Гоголевском бульваре, недалеко от метро «Кропоткинская». Декорацией послужил плакат «Отдыхайте в здравницах Крыма», но этого было мало. Тогда реквизиторы отправились в другой московский двор и… украли оттуда гипсовую статую пионера, вокруг которой впоследствии кружился Савранский на мотоцикле. Сейчас этот дом практически неузнаваем – его надстроили и перекрасили.
А вот больница, в которой оперировали Хоботова, сохранилась лучше остальных декораций. Это усадьба Усачевых-Найденовых, сейчас там базируются Центр спортивный медицины. Каток на Чистых прудах, который сыграл особую роль в фильме, на самом деле был расположен на Патриарших.
«Мучитель, тиран и деспот»: как работалось с Козаковым и что предсказал Костик Ромин
Татьяну Догилеву, сыгравшую роль пловчихи Светланы из общества «Трудовые резервы», в бассейне подменила дублерша, а вот танцы исполняла сама актриса. Как рассказывал режиссер, он лично обучал Меньшикова и Догилеву движениям рок-н-ролла. Правда, в результате получилась лишь «слабая пародия».
К работе с Козаковым каждый актер относился по-разному. Например, Татьяна Догилева вспоминала о режиссере, как о человеке, который создавал невероятную атмосферу во время съемок. Он постоянно показывал актерам, как нужно играть, знал текст каждого исполнителя наизусть. А вот Анатолий Равикович, сыгравший Хоботова, о Козакове отзывался как об интеллектуале и знатоке поэзии, но в то же время как о «мучителе, тиране и деспоте». По словам Равиковича, любое отступление от сценария режиссер расценивал как выпад против себя.
Интересный факт: в одной из сцен было предсказано историческое событие! Когда Костик Ромин звонил очередной пассии, он пошутил: «На дне озера Титикака обнаружен весьма древний город, так что, до свиданья, дорогая, я надолго уезжаю». Спустя почти 20 лет, в 2000 году, археологи действительно обнаружили на дне озера следы затонувшего города.
Путь через цензуру: после съемок
У фильма был тернистый путь даже после съемок. Сначала картину оценил худсовет «Телефильма», который принял ленту неоднозначно. Марк Захаров, не стесняясь в выражениях, назвал фильм китчем. Формально утверждение картины состоялось, но здесь возникли новые непредвиденные обстоятельства: Елена Коренева уехала в США, а такой поступок в то время не приветствовался. Выход фильма в эфир затягивался, кроме того, он вызвал возражения со стороны Сергея Лапина: ему не понравился якобы искаженный образ советского воина – герой Савва Игнатьевич. В итоге после внесения многочисленных исправлений фильм все-таки был допущен к эфиру и премьерный показ состоялся.
Однако на этом манипуляции с фильмом не закончились: из «Покровских ворот» то вырезали, то обратно возвращали эпизоды и фразы. Когда-то из ленты были убраны слова «натюрлих», «ферштейн», а также полька. Во второй половине 1980-х годов, во время антиалкогольной кампании, исключили некоторые сцены с Велюровым – те, где он «хлопал по рюмашке».
Фильм не сразу был принят зрителями, но сегодня он носит в себе историческую и художественную ценность, рассказывая о повседневности обычных жителей московской коммунальной квартиры.