Что такое политические речи
История политической речи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Большим искусством и большой загадкой во все времена была способность воздействовать на людей с помощью политического выступления, вплоть до изменения судеб нации. Высший образец политической риторики – это всегда соединение предугадывания политических ожиданий аудитории и создание принципиально нового направления движения общности.
Что такое политическая речь
Общественно-политическая речь – это сложное многомерное явление. Ее анализ вызывает сопряжение различных областей гуманитарных наук.
Специфика политической речи представлена целым рядом структурированных признаков. Речь, которая произнесена политическим оратором, рассматривается как один из видов социального воздействия и политического явления, а также как процесс коммуникации.
Поскольку политическая речь расценивается как некое политическое явление, за которым стоят партии, движения и организации, то предполагается высокая степень ее воздействия на общество. Выступление перед широкими массами людей имеет свои особенности и определенные правила. Публичная политическая речь осуществляется при четком соблюдении норм и правил, не соблюдая которые может нарушаться сила речевого воздействия.
Особенности публичной политической речи
В связи с массовостью распространения информации в настоящее время происходит становление системы активных публичных коммуникаций. Ее участниками являются общественные и государственные институты, также ими могут быть граждане как члены общества. Публичные коммуникации – это те, которые направлены на передачу информации, что затрагивает общий интерес, и одновременное придание ей публичного статуса.
Активные публичные коммуникации и формирование публичной сферы отражаются в речевой практике общества. В этот период меняется языковая и речевая ситуация, происходит структурирование и формирование огромного речевого массива, который лучше назвать устной политической речью.
Готовые работы на аналогичную тему
В сфере устной публичной речи формируется своя система речевых действий, свои типы речевых стратегий, а также новые разновидности текстов. Это провоцирует усиленное внимание российского общества к проблемам языка, и служит причиной возрождения риторики как активной общественной практики и науки.
Политическая речь любого оратора – это не только грамотное и поставленное произношение. Успешный политик при построении выступления должен иметь в своем арсенале особенности и секреты таких наук:
Знание этих основ и их гармоничное сочетание позволяет произвести правильную подготовку к публичной политической речи, достойно выступить и произвести желаемый эффект на аудиторию. Создавая текст политического выступления, необходимо уделить особое внимание лаконичности, точности и ясности текста.
Спичрайтеры – это особые люди, которые занимаются написанием текстов для официальных публичных выступлений политических деятелей.
Спичрайтер следит за тем, чтобы выступление было построено правильно. Он не только готовит текст для должностного лица, но и консультирует оратора по всем вопросам исполнения данного выступления, ведет контроль за правильностью данного процесса.
Поскольку политическая публичная речь является неотъемлемой частью ораторского искусства, она применяет множество средств языка с целью определенного влияния на аудиторию. Процесс подготовки политической речи обычно состоит из нескольких этапов: согласование написанного текста, внесение правок в случае необходимости и расставление необходимых акцентов.
Официальная политическая речь должна оставлять только приятные воспоминания и запоминаться надолго. Из-за этого используется огромное количество стилистических средств. Готовясь к любому выступлению, политик должен понимать, какие ключевые слова необходимо использовать. Если в речи постоянно применять около пяти ключевых слов, в которых заключен «образ политика», это выступление надолго запомнится избирателям.
Каковы основные критерии политической речи
Ключевые слова, которые используются во время политической публичной речи, имеют несколько отличительных критериев:
Политическая речь является типом политического выступления, наименее ограничивающим переводчика. Это объясняется вариативностью большинства признаков в инициальной и финальной позициях. При высокой вариативности обхема текста и входязщих в него частей, политическая речь допускает как уменьшение объемов текста за счет элиминации, так и увеличение за счет комментирования.
Некоторые особенности политической речи
Дата публикации: 20.05.2015 2015-05-20
Статья просмотрена: 6997 раз
Библиографическое описание:
Ухвачев, Г. И. Некоторые особенности политической речи / Г. И. Ухвачев, М. В. Куимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1046-1047. — URL: https://moluch.ru/archive/90/19287/ (дата обращения: 03.12.2021).
Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра,
через неделю, через месяц и через год.
А потом объяснить, почему этого не произошло
Современные российские социально-экономические преобразования, развитие средств массовой информации и политического рынка предъявляют новые требования к субъектам власти и их деятельности. Одним из основных требований к их деятельности становится завоевание доверия населения — объекта власти, так как власть ассоциируется с конкретной личностью.
Неотъемлемым компонентом «информационной жизни» человека становится политизация, а именно политический дискурс. «Политический дискурс — это актуальное использование языка в социально-политической сфере общения и в публичной сфере общения» [9].
Воздействие на аудиторию, сознание и чувства слушающих является основной задачей любого политического выступления. Выступления политиков перед широкой аудиторией характеризуются рядом особенностей:
— приближенность к художественному стилю речи за счет использования риторических приемов воздействия (например, аллюзия, метафора, ирония, инверсия и т. д.), которые позволяют добиться четкой аргументированности, открытости, ясности и точности информации, содержащейся в политическом сообщении;
— наличие таких коммуникативных качеств речи, как правильность, уместность, красота и правдивость;
— использование политических и экономических терминов;
— предоставление оценки, комментариев, разъяснений и т. д.;
— фактологическая точность (цитирование различных документов, программ и т. д.);
— на фонетическом уровне — замедленный темпом речи, усиленная громкость, высокая частотность прагматических и логических пауз, чередование быстрого и медленного темпа речи [2, 3].
Успешность публичной речи во многом зависит от использования различных средств выражения оценки, которые делают ее понятной, наглядной и адаптируют для понимания в различных аудиториях:
— стилистически маркированные средства языка [5].
— коррелирует с важными событиями общественно-политической жизни;
— отражает борьбу за власть либо ее удержание;
— влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферы слушающих;
— насыщена цитатами из официальных документов (например, программа партии);
— опирается на определенную систему ценностей (например, демократия, законность, справедливость, свобода и др.);
— насыщена комментариями, разъяснениями и оценками говорящего.
А. В. Федоров отмечает следующие особенности общественно-политической речи:
— слияние элементов научной речи и различных средств эмоциональности и образности;
— отсутствие сложных предложений;
— четкость построения фраз;
— повторение сложных по смыслу словосочетаний, предложений [6].
Существует несколько жанров политической речи:
— публичная речь политика;
— послание президента о положении дел в стране;
— парламентские дебаты [1, 8].
Планируя свое выступление, политик апеллирует скорее к рациональным и оценочным, нежели к эмоциональным качествам публики. Не менее важным является его поведение (положение и движения головы, движения тела, положение ног, походка и т. д.), внешний облик, манеры речи, мимика и пластика [4].
В политической сфере успех оратора определяется умением аргументировать свою позицию, учитывать особенности различных социальных групп, к которым он обращается с речью, так как его основная задача — быть понятым. Немаловажно и заразить слушателей своей уверенностью в правоте позиции, вызвать у них определенный эмоциональный настрой [7].
Таким образом, большую часть политической информации массовая аудитория узнает из выступлений политических лидеров. Разрабатывая текст своего выступления, политику следует уделять внимание не только содержательным аспектам, учету национального склада ума и национального характера, но и ориентироваться на конкретную аудиторию, проводить аудио (-видео) запись выступлений для осознания себя со стороны, развивать умения презентовать себя так, чтобы аудитория воспринимала выступление адекватно.
1. Андрющенко О. К. К вопросу о жанровой классификации политических текстов. http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Philologia/65699.doc.htm (дата обращения: 15.05.2015).
2. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 333 с.
3. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1997. 544 с.
4. Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера: психол. пособие для политиков. М.: Наука, 1994. 264 с.
5. Скрипаль А. А. Метафора как характеристика политического дискурса // Вестник ВолГУ, 2011, Вып. 9, серия 9. С. 36–38.
6. Федоров А. В. Основы общей теории перевода (Лингвистический очерк). М.: Высш. школа, 1968. 396 с.
8. Шейгал Е. И. Власть как концепт и категория дискурса // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/scheig_vlast.php (дата обращения: 15.05.2015).
9. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис». 326 с.
Современная политическая риторика
Современное красноречие политического характера резко отличается от политического красноречия древности. Реалии сегодняшних парламентских дебатов и прений не всегда дают возможность подготовить текст выступления заранее и быть во всеоружии.
Особенности современной политической риторики
Современное ораторское искусство в политике требует от выступающего, не только умение составить правильную речь и влиться с ней в аудиторию, но и уметь отвечать на вопросы в реальном времени, иметь находчивость и сообразительность. Политическая риторика навязывает оратору те качества, которые позволят ему блестяще парировать нападки оппонентов и найти их слабые места, чтобы в своей речи выставить их на обозрение.
Еще одной отличительной особенностью современного политического красноречия, от древнего, является простота слога. В речи обычно не используются риторические украшения, не учитывая специфику французских и романских народов.
Общественное государственное красноречие современности делится на два вида:
В основном, особенности современной политической риторики, заключаются в потере культуры речи, все выступления сжаты эфирным временем, многие политики не стесняются в агрессивных выражениях в сторону своих оппонентов.
Важно! Сегодня, политическая риторика нуждается в повышении уровня собственной культуры, так как при таком государственном красноречии культура слова как таковая исчезает. Публичная речь должна убеждать, она обязана быть функциональной и правдивой. На сегодняшний момент красноречие в политике потеряло значимость общественного слова.
Задачи риторики в политике
Общественной функцией государственной риторики, является установление связи между обществом и властью. Агитация не только устной речью, но и в напечатанном виде устанавливает чувственную и эмоциональную реакцию зрителей.
Главная задача политической риторики – убеждать, вызывать в человеке желание что-то сделать через силу эмоций.
Многие современные политические лидеры развивают свою деятельность с помощью маркетинга, реклама позволяет им иметь в своем арсенале огромное количество рычагов воздействия:
В век массового потока информации, аудитории сложно воспринимать все посылы и делать правильный выбор, зачастую в памяти остаются странные или агрессивные личности.
Правила политической речи
Современная политическая риторика – это целая система речи, которая строилась веками и выстраивала свою современную форму. Основной функцией орторской речи, является – воздействие на аудиторию с помощью печатного и устного текста. Общественная речь политика – это речь убеждения, она должна убедить и побудить слушателя пойти и сделать выбор в пользу того или иного оратора.
Правила построения речи для выступления современных политиков перед аудиторией избирателей:
Заключение
Главным толчком к появлению риторики, как науки, является необходимость публичного обсуждения и решения различного рода вопросов. Оратор, не владеющий искусством красноречия, никогда не сможет докричаться до публики, отстоять свою точку зрения, донести свою мысль до аудитории и убедить ее в своих принципах.
Современное политическое красноречие – это целая система речи, которая адаптирована для общения власти с избирателями в общественной и государственной сферах. Функция воздействия лежит в основе государственной риторики, публичная государственная речь обязана быть убеждающей.
Политическая речь, в глобальном смысле, помогает деятелям завоевывать власть, удерживать лидирующие позиции с помощью воздействия и убеждения аудитории избирателей. Современные методы воздействия, которые отличаются повышенной эффективностью это: телевидение, радио, газеты.
Современное политическое красноречие схоже с журналистикой, многие речи публикуются в СМИ, имеющие отношение к государственной сфере, таким образом, проще продвинуть свои идеи и мысли в массы.
Политическая риторика включает в себя изучение следующих политических жанров:
Процесс убеждения в политической сфере включает в себя политическое красноречие, умение убеждать, через красивые речи. Ораторское умение четко выражать свои мысли, формулировать предложения и доносить их до умов слушателей, всегда воспринимается как опытность и авторитетность. Политик должен уметь демонстрировать обществу стороны решения, которые будут восприняты аудиторией положительно. Период дебатов, выступлений, произнесений публичный речей, является звеном целых политических технологий, для принятия правильных политических решений.
Можно выделить две части политического красноречия:
Настоящая политическая риторика способна снимать напряжение и агрессию с общества. Правильное политическое выступление может воспитывать, учить и укреплять нравственность общества. Настоящий оратор способен управлять массами.
Риторика как наука должна постоянно развиваться, так как развитие науки о слове может дать возможность совершенствоваться людям, которые заинтересованы в красноречии профессионально.
Овладеть ораторским искусством в сфере политики может каждый желающий, для этого необходимо много трудиться над самообразованием, дикцией, психологическим самочувствием. Научиться хорошо говорить может человек, обделенный природным даром, просто процесс займет у него гораздо более долгий срок, чем у талантливого человека.
Политическая речь: основные понятия
Патологическая речь
Патологическая речь – это речь массового человека, находящегося в состоянии гностического опьянения. Это речь политическая в своем существе, если понимать политику как практическую деятельность по имманентному самоспасению. В определение патологической речи входит ее противоположность речи разумной.
Свойства
Патологическая речь – это речь 1) иррациональная, 2) духовно нездоровая, 3) поврежденная.
Иррациональная речь
Духовно нездоровая речь
Служит для демонстрации (по типу театрального представления) и общественного воплощения духовных болезней массового человека. Среди этих духовных болезней следует особо выделить многословие.
Патологическая речь свидетельствует о степени духовного разрушения личности.
Речь поврежденная
Патологическая речь разрушает пространство диалога, делает невозможным общение в обществе и образование.
Области применения
Патологическая речь служит для:
Объем понятия
Мы предлагаем исследовать патологическую речь в широких исторических рамках: в эпоху Нового времени (XVI – XXI вв.), делая особое ударение на эпохе Возрождения, Реформации, пуританской революции в Англии, Французской и Российской революции. Отдельному исследованию должна быть подвергнута советская речь как законченный комплекс патологической речи.
В синхронии патологическая речь заполняет всю область коммуникации во всех сторонах современного общества: в идеологии, массовой культуре и науке, массовой религии. Она пронизывает все стороны человеческой жизни: общественную и частную жизнь, СМИ, образовательную систему и внесистемное обучение, охватывает мысленные клише, символические действия и знаки.
Классификация
Патологическая речь существует в специфических для нее и неспецифических (общих с разумной речью) формах, жанрах, использует специфические приемы. В них отражаются свойства патологической речи, представляющие собой систему.
Окончательное определение патологической речи
Иррациональная, духовно нездоровая, нравственно и формально поврежденная речь массового человека, служащая для сообщения лжи и магического изменения действительности.
Вторая реальность
Как речь лишенная смысла, патологическая речь является симптомом разрыва человека с первой реальностью.
Вторая реальность защищает человека от контакта с Истиной, от предстояния пред Богом, создавая область неподлинного, почитаемого за подлинное или даже за единственно подлинное, и случайного, почитаемого за должное. Все вместе это означает, что вторая реальность является демонически замкнутой, такой, до которой невозможно дотронуться словом истины.
В то же время во второй реальности ничто не скрыто, все является внешним в той же мере, что и внутренним. Это мир бесстыдного самообнажения, дерзкого отказа от самопознания. Здесь все находится на грани воплощения в слово, действие или личность.
Патологическая речь служит невизуальной картой второй реальности.
Гностицизм
Гнозис мы определяем как способ познания через смешение, а не различение понятий. Гностицизму свойственно такое созерцание Бога и осмысление мира, которое претендует на абсолютное овладение познаваемой реальностью: через знание или через незнание (апофатику).
Гностическое созерцание ведет к абсолютной свободе, которая является «окончательным мифом» Нового времени. В этом мифе познающий субъект окончательно утверждает свою власть над предметом познания, сам восхищая свою абсолютную свободу. Такое созерцание более не подвержено критике, оно не может быть неверным, потому что воплощается гностиками-активистами на практике.
Патологическая речь есть средство гностического познания второй реальности и орудие для создания этой реальности.
Тавтология
Патологическая речь ничего не сообщает в собственном смысле слова, а только дает человеку ощущение полноты через мнимое самотождество с самим собой. Благодаря этому патологическая речь приобретает обобщающую силу, объясняя и обосновывая самое себя.
Патологическая речь – это в прямом смысле внутренняя речь, публичный разговор массового человека о себе с самим собой.
Патологическая речь занимает все пространство рассуждения и действия, в результате чего возникает тавтологическая полнота, мнимое общее. Создаваемая таким образом вторая реальность равна самой себе и понуждает человека мыслить и действовать так, как если бы он был равен самому себе.
Гностическое опьянение
Наиболее радикальным проявлением принадлежности ко второй реальности, прямым бунтом против первой реальности является гностическое опьянение во всех формах: гностическое безумие, дионисийство, гностический пыл, экстаз, энтузиазм, оргиазм.
В гностическом опьянении человек прибегает к патологической речи с ее неартикулированным бормотанием и бессмысленными и стереотипными криками.
Первым признаком гностического опьянения служит острое ощущение человеком разрыва между формой и содержанием в своей и чужой речи. Такой разрыв означает, что человек утратил связь с логосом и более не видит границу, отделяющую добро и зло. Этот разрыв, с одной стороны, мучает гностика, а с другой – успешно используется им в пропаганде, когда, например, средства массовой информации и коммуникации становятся средством анестезии, опьянения масс.
В состоянии опьянения гностик говорит несмотря на то, что он не должен говорить и сказать ему нечего. Патологическая речь начинает ощущаться им как произносящая сама себя через него как через орудие. С этой стороны патологическая речь есть воля к говорению, разновидность воли к власти и, следовательно, проявление демонизма, одержимости.
Гностическое опьянение чередуется с гностическим сном, который образует свои формы и приемы патологической речи, в том числе совпадающие с порождаемыми гностическим опьянением: невразумительное бормотание, псевдомногозначительное молчание, гномическая краткость, фрагментарность речи и т.п.
Светский мистицизм
Важное понятие о «светском мистицизме» понадобится для ответа на вопрос о том, чем опьяняется гностик. Мистика полноты, мистика времени, мистика пространства, антиномическая мистика, мистика процесса, мистика исцеления, – все они составляют внутреннюю мотивировку высказываний на патологическом языке.
Массовый человек
Указанный нами выше объем понятия патологической речи опосредованно вытекает из понятия о человеке и непосредственно из понятия о его противоположности – массовом (новом) человеке, который обладает ложным, тотально искаженным сознанием, фальсифицирующим все, что попадает в его сферу.
Новый человек действительно существует (существовал) как «социалистический человек» Маркса, «новый итальянец» Муссолини, но в то же время это не понятие в подлинном смысле, а миф о сверхчеловеке, всечеловеке, человекобоге.
В мифе о новом человеке человек абсолютно овладевает самим собой, вплоть до изменения своей природы. Новый человек сам совершает свое спасение и занимает в светской религии место посюстороннего бога.
С внутренней стороны, новый человек – это человек духовно больной, и, прежде всего, болезнью глупости.
Мастер патологической речи
Новый человек, отождествивший себя со своей волей к говорению, овладевший формами, жанрами и приемами патологической речи, является мастером патологической речи.
Духовные болезни
В группу болезней знания входят непонимание понятного, понимание непонятного и т.п.
Болезни нашего века воплощаются в трех фигурах: глупца, неграмотного и бесстыдного.
Глупец – это тот, кто следует зову глупости и в результате страдает пороками многознания, многоделания и многословия. В современном обществе глупец занимает место идеолога, учителя, транслирующего свою глупость. Он управляет своим и чужим сознанием. По преимуществу глупец и втягивает больных другими болезнями в соучастие во второй реальности, общей для всех гностиков одного рода. Мастер патологической речи – прежде всего глупец.
Неграмотный не способен понять и выразить проблемы смысла и духа, добра и зла, доброго и злого в действиях и личностях. Он не способен выразить и навязать другому абсурдность второй реальности, но за счет беспорядочного непонимающего воспроизведения и искажения он вносит значительный вклад в общий поток патологической речи. Основная масса патологической речи производится (воспроизводится) именно людьми неграмотными.
Многословие
Все три духовные болезни суммируются в одной, которая собственно совпадает с патологической речью – это болезнь многословия или иначе пустословия (др.-евр. hâbal; греч. μωρολογία, ματαιολογία, κενοφωνία, μακρολογία; лат. longiloquium; англ. prolixity of speech, tediousness in speech).
Многословие в техническом смысле – это речь пустая, то есть бедная содержанием, в которой продолжительность высказывания не соответствует предмету. Когда о маловажном предмете составляют много книг, то это многословие в смысле объема.
Когда говорят о несуществующем предмете, когда говорит тот, кто не должен говорить и кому нечего сказать, то проблема сразу приобретает социальное измерение. Обильное словоизлияние служит симптомом гностического опьянения, одержимости, когда человек забывает себя.
Многословие в гностическом обществе считается добродетелью.
Болезнь многоделания служит причиной того, почему патологическая речь воспринимается как дело, как слово действенное, в отличие от чисто теоретического слова Истины.
Болезнь многознания порождает разные формы ложного знания, псевдологий. Исследуя болезнь многознания, мы узнаем, как и какое гностическое знание образует для себя формы патологической речи.
Гностическая цивилизация
Рассмотренные выше понятия суммируются в понятии «гностическая цивилизация», которая является историческим воплощением второй реальности. Мы используем этот термин для обозначения всего Нового времени, а также конкретных цивилизаций внутри него: советской, национал-социалистической, американской и т.п.
В гностическом обществе запрещено публично вести диалог на разумном языке. Общение на разумном языке вытесняется в область речи частного человека. Внутри гностической цивилизации общественно санкционирован только один вид диалога, который мы предлагаем называть «гностическим диалогом».
В гностической цивилизации господствует гностическое образование, производится массовая интоксикация посредством развлечений, в том числе с помощью средств массовой информации и коммуникации.
Патологическая речь интегрируется в целостный светский культ, когда возникает общество радикальной внешности, где ничто не скрыто и ничто не открыто. Поведение массового человека является ритуальным – от его стереотипных мыслей до стереотипных действий. Речь “нового человечества” обращена к своему коллективному “я” на сцене огромного театра мироздания.
Пределом развития гностической цивилизации является создание единого религиозно-политического тела.