Что такое политические технологии
Что такое политические технологии?
Политические технологии – это совокупность методов и приёмов, которые направлены на достижение желаемого результата в политической сфере. Благодаря таким технологиям конкретный политический субъект обеспечивает наиболее эффективную реализацию своих целей.
Политические технологии часто называют «политическим маркетингом», поскольку они также направлены на продвижение товара, но только в политике. Его появление связывают с фактом, когда в США после второй мировой войны кандидаты в президенты начали прибегать к услугам рекламных агентств, для организации своей предвыборной кампании.
Главным субъектом в политике являются люди, ведь именно они принимают в ней участие: голосуют, организовывают партии, выборы. Значит, и основная цель применения политических технологий – это изменение поведения людей в выгодную для объекта сторону.
Cтруктура политических технологий
В структуру политических технологий, как правило, входят три наиболее значимых компонента:
1) специфические знания;
2) конкретные приемы, процедуры и методики действий;
3) технико-ресурсные компоненты;
Каждый из них, в свою очередь, имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. Первый компонент, специфические знания, выполняет исследовательскую функцию; он нацелен на изучение политической действительности. В отличие от теории, которая зачастую не имеет ничего общего с практикой, знание в политических технологиях – способ практического решения проблем. При технологическом подходе на первый план выступает проблема выработки такой системы координат, которая способна привести к пониманию состава, структуры, формы, характера изменений тех или иных событий (ситуаций). Второй же компонент используется для реализации политических технологий уже на практике. Он направлен на разработку конкретных приёмов и методов, которые будут способствовать влиять на изменение политического поведения субъекта. Третий элемент – технико-ресурсный –включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т. д.), а также кадровые структуры и их резервы.
Типы политических технологий
Политические технологии делятся между собой на типы. Самые распространённые из них:
Первый тип политических технологий рационализирует различные политические действия (например, алгоритм и цель принятия закона) Инструментальные разновидности политических технологий имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности.
Предметные технологий используются для однократного обеспечения тех или иных целей. Как правило, использование таких технологий – дорогое удовольствие. А самое интересное то, что они не могут быть применены второй раз, даже в похожей политической ситуации.
Нет, не всегда. Политические технологии направлены на изменение поведения политического субъекта. Их цели могут быть разными: от внесения каких-то изменений в политическую среду общества до кардинальных изменений в жизни общества. В целом технологии могут разрабатываться как применительно к уникальным ситуациям, так и к более распространенным. При этом технологии могут задаваться «сверху», правящими структурами, а могут формироваться и в результате решения народа изменить сложившуюся политическую ситуацию. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи совпадают с опытом всех участвующих в политической жизни лиц. Одни технологии могут устаревать, или утрачивать свою эффективность, другие же, наоборот, становится актуальными. Кроме того, постоянно может сужаться диапазон их применения. Поэтому невозможно разработать универсальные технологии, которые бы отвечали на возникающие потребности в любой момент времени.
Понятие политических технологий: сущность, формы и виды
Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.
Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека” в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.
Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.
Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.
Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.
Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
Формы политических технологий
В целом политические технологии выступают в двух формах:
Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.
Виды политических технологий
Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.
Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая”. Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.
В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”).
Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.
По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: “Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах”. Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.
В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и “социальную озабоченность”.
Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия – образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.
Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:
Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, “лингвистические ловушки” – это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. “Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.
Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.
Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В достижении и обеспечении нормального функционирования стабильности общества важную роль играют политические технологии, их эффективное применение всеми субъектами политической деятельности.
Политические технологии – это разновидность социальных технологий, представляющих собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее эффективную реализацию целей и задач конкретного политического субъекта в определенное время и в определенном месте.
Политические технологии занимаются политическим проектированием и организацией практической деятельности институтов власти. Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения политического субъекта.
В структуру политических технологий входят, как правило три наиболее значимых элемента: технологические знания; конкретные приемы, процедуры и методика действия, а также технико-ресурсные компоненты.
Ведущую роль среди этих элементов играют технологические знания. Это обусловлено тем, что политические технологии по самой своей сути есть воплощение особых форм отражения действительности, которые направлены на нахождение средств и способов практического решения проблем, возникающих в сфере власти и управления государством.
Поскольку технологическое знание – это научно-прикладное знание, ориентированное на политическое проектирование и организацию практической деятельности субъектов политики, постольку основной ценностью для технологий является не само знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки совершения действий и достижения целей. Содержание таких конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики.
Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных ресурсов, влияющих на содержание политических технологий.
С точки зрения степени организации предметных областей можно выделить следующие виды технологий:
— глобальные – связанные с решением общемировых проблем: поддержанием международной безопасности, охраны окружающей среды и т.п.;
— континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в Европейском, Ближневосточном, Среднеазиатском или каком-либо ином регионе;
— национально-государственные, характеризующие процесс осуществления власти и государственного управления в рамках одной страны;
— корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в рамках отдельной организации;
— локальные, фиксирующие специфику деятельности и отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства;
— межличностные, характеризующие взаимодействия политических деятелей в сфере властных отношений и государственного управления.
С точки зрения способов осуществления выделяют следующие типы технологий:
— функциональные, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов власти и управления;
— инструментальные, иллюстрирующие применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле, имеющие совершенно иные «завуалированные» цели.
С точки зрения регламентации способов деятельности, различают нормативные и девиантные технологии.
Нормативные политические технологии – это способы деятельности, приемы и методы, обусловленные существующими в обществе законами, нормами, традициями, обычаями и не выходящие за их рамки.
Девиантные политические технологии – это способы, приемы и методы деятельности, отклоняющиеся от требований, законов, норм, традиций, обычаев.
К нормативным и девиантным политическим технологиям близки явные и теневые способы достижения политических целей. Явные политические технологии выражают публичный характер власти и проявляются в различных формах диалога власти с общественностью. Теневые политические технологии управления и власти осуществляются в различных формах манипулирования властных структур средствами и ресурсами за спиной общественности, способы принятия решений за пределами законно установленных процедур.
Разработка и применение политических технологий суть процесса постепенной рационализации и оптимизации целенаправленной деятельности субъектов в рамках выполнения ими определенных задач. В конечном счете они расширяют возможности этих субъектов в плане контроля и управления той или иной областью политических изменений.
Процесс формирования и функционирования технологий можно рассматривать со структурной, пространственно-временной и процессуальной точек зрения. Первый подход предполагает выявление знаний о проблеме, поиск оптимальных техник ее решения и технического обеспечения. Второй выражает необходимость согласования применяемых средств с конкретными условиями места и времени, в которых решается проблема. Третий раскрывает значение и условия формирования отдельных параметров достижения цели. В последнем случае логика действий по формированию технологий выстраивается вокруг цепочки «анализ – диагностирование и оценка ситуации – прогнозно-проектные операции – выработка целей – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций».
В целом технологии могут разрабатываться как применительно к ограниченному числу ситуаций, и прежде всего ситуациям уникальным, так и к более распространенным. При формировании их параметров, как правило, учитываются не только задачи, но и тип и характеристики действующих субъектов, временные и иные важнейшие параметры условий деятельности. При этом технологии могут задаваться «сверху», правящими структурами, а могут формироваться и в результате обобщения и рационализации живого опыта субъектов, постоянно действующих в подобных условиях. Но чаще всего технологии возникают комбинированным способом, когда нормативно-целевые задачи сочетаются с наблюдением и опытом участвующих в практическом решении задач лиц. Одни технологии могут устаревать, утрачивать свою эффективность; может сужаться диапазон их применения. Другие же технологии могут постоянно совершенствоваться, увеличивать свои «управленческие» способности.
Политические технологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и цели политических технологий
Сам термин “технологии” в политику пришел из производственной сферы. Данным термином в основном принято обозначать направленное воздействие человека на объекты материального мира с целью изменения их параметров, свойств и характеристик, придания им специфических и необходимых людям качеств. Технологические знания имеют практическую направленность, а потому ориентируют людей не столько на объяснение происходящих в окружающем мире явлений и событий, как на обоснование методов и способов достижения конкретных целей и результатов.
“Политические технологии” – это относительно новый термин в политологии. С появлением на исторической арене “политического человека” актуальность политтехнологий в значительной мере возросла. Это связано со стремительным развитием демократических процессов, а также превращением человека в активного участника политических изменений, происходящих в социуме.
Политические технологии – представляют собой совокупность методов, приемов, процедур и способов, которые используют политические субъекты для достижения своих политических целей, а также для разрешения самых различных управленческо-политических задач.
Главный объект воздействия в процессе использования политических технологий – это, безусловно, человек. Именно люди создают общественные движения и партии, проводят забастовки, митинги и референдумы, голосуют за кандидатов в депутаты, разрушают и воспроизводят экономические и политические системы. Достижение любых политических целей в целом зависит от людей и, таким образом, политические технологии – это, по сути, методы и способы воздействия на человека в целях изменения его политического поведения.
Политические технологии основываются на теоретическом анализе взаимодействия субъектов политики. Они включают в себя методические рекомендации и методологические ориентиры эффективного достижения различных политических целей и разрешения множества политических проблем.
Готовые работы на аналогичную тему
Основная цель политических технологий заключается в оптимизации выполнения политическими субъектами своих обязанностей и задач при помощи рациональных средств, и выработки соответствующих алгоритмов поведения.
Основные формы политических технологий
Политические технологии, в целом, могут выступать в следующих двух своих основных формах:
Основные виды политических технологий
Все политтехнологические приемы можно свести к трем основным видам:
Под манипуляцией в политической сфере понимают определенное воздействие, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот, на самом деле, в данный момент вовсе и не намеревался совершать. От властного, силового воздействия манипуляция отличается тем, что здесь отсутствует открытое принуждение, прямое указание или же угроза применения санкций в случае неисполнения. Подвергаясь манипулятивному воздействию человек не чувствует какого-либо внешнего принуждения и ему кажется, что он принимает решение и выбирает форму своего поведения самостоятельно, без чьего-либо внешнего влияния.
Политтехнологии
Политтехнологии (сокращение от Политические технологии) — это одна из областей политической деятельности, взаимодействия с другими политиками, общественностью и любыми другими представителями социума. Является разновидностью связи с общественностью — обработка и внедрение информации, способов и методов манипуляции общественным мнением. Политтехнологии преследуют цель повышения эффективности деятельности политиков, политических групп (партий и объёдинений) и организаций, которые осуществляют борьбу за власть в государстве, её удержание и реализацию. Политтехнологии используют два основных метода: а) не зависящие от места или времени реализации политической стратегии б) методы и приёмы, которые рассчитаны для применения в конкретных ситуациях и условиях, которые уникальны.
Содержание
[править] Применение
[править] Цели и методы
Целью политтехнологий является оптимизация политического управления, формирование необходимых и благоприятных политических условий, ситуаций и т. д. Все механизмы политтехнологий сводятся к трем основным целям:
Методы манипулирования могут быть рациональными и психологическими (по Р. Гудину). Рациональная манипуляция — применение лжи, или значимых умолчаний, сокрытие информации, которое должно повлиять на принятие массами того или иного решения. Психологические методы — применение невербальной коммуникации, использующее бессознательные реакции человека, этот метод используется для манипуляции при непосредственном общении или визуальном общении политиков с народными массами.
Существуют лингвистические методы манипуляции: навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями, и противоположный метод — исключение из речи отдельных понятий и терминов. Силу слова отмечали многие философы и политики:
Фактически же данными методами в народном представлении создаётся некий миф, упрощённое представление реальности, искажённое в необходимую сторону, в свете которого люди воспринимают действительность. По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы:
Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах
Мифы формируются за счёт уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации, в том числе предоставление частично верной, но тенденциозно поданной информации, предоставление чрезмерного числа малозначимой информации. которая не даёт возможности людям адекватно проанализировать и усвоить информацию, наклеивание ярлыков с целью упрощения восприятия и искажения восприятия (шпион/разведчик).
[править] Политтехнологии в России
В современной России политтехнологии появились в конце 1980-х годов, с появлением гласности и относительно свободных выборов. Дата относительно условная, так как политикой и её методами интересовались и исследовали еще в СССР (см. например Институт Общественных наук при ЦК КПСС). Есть мнение, что политтехнологии уходят корнями еще в царскую Россию, к таковым относят анонимное произведение, часто приписываемое сотрудникам царской охранки — «Протоколы сионских мудрецов».
Сам же термин впервые был применён в 1992 году Геннадием Бурбулисом, когда создал центр «Стратегия» он заявил, что одна из целей центра: «содействие развитию и углублению реформ в России с помощью „разработки и практического внедрения программ политических технологий“». Обозначение же профессии как «политтехнолог» публично замечено в «Независимой газете» 16 июля 1996 года в статье Титуса Советологова (он же Виталий Третьяков) «Рокки-96».
Схожесть российских политтехнологий с западными заключается в том, что в политтехнологи идут социологи, философы, историки. разница же состоит в том, что в советской период господствовала одна идеология, и никакие другие аспекты не рассматривались, что наложило свой отпечаток на мировоззрение и восприятие. Вторым принципиальным отличием является фактическое отсутствие среди практикующих политтехнологах действующих или бывших преподавателей, занимающих административные и политические посты, что заставляет действующих политтехнологов пользоваться чисто теоретическими построениями, отработанными на западе, которые могут не работать в России.
Политтехнологии в России имеют свой аспект, по мнению Кара-Мурзы:
В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий.
В период правления Д. А. Медведева власть стала использовать русскоязычный сегмент интернета (так называемый «Рунет») для взаимодействия с массами — были введены интерактивные способы общения чиновников с народом, в интернете велись обсуждения различных законов.