Что такое политический фактор

Внешние факторы и их влияние на организацию

Каждая организация отличаются от других по различным аспектам. Так, одной из самых значительных характеристик организации является ее зависимость от среды внешней и внутренней. Каждая организация зависит от факторов внешней среды. К этим условиям и факторам, которые возникают в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе, относят факторы, воздействующие на нее. Выделяют факторы внешней и внутренней среды.

Внешняя среда организации

Внешняя среда – это все те факторы макроокружения, которые находятся за пределами организации и могут воздействовать на ее деятельность. Внешняя среда всегда находится в непрерывном движении и подвержена изменениям. К примеру, модифицируются вкусы и предпочтения у потребителей, видоизменяется рыночный курс валюты рубля в сопоставлении с иностранной валютой, учреждаются новейшие законы, акты, постановления, налоги, изменяется конъюнктура рынка и его структура, новые технологии коренным образом отражаются на процессах производства, и т.д. Успех организации зависит от ее способности своевременно реагировать и устранять негативные, для организации, изменения внешней среды. Вместе с тем эта способность является условием существования запланированных стратегических изменений. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия, которые представлены на рисунке 1.

Что такое политический фактор. Смотреть фото Что такое политический фактор. Смотреть картинку Что такое политический фактор. Картинка про Что такое политический фактор. Фото Что такое политический фактор

PEST – факторы

К факторам косвенного воздействия относят PEST – факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии (Рисунок 2). PEST–анализ – это инструмент, который предназначен для выявления аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию и дальнейшее развитие и функционирование компании.

Можно выделить следующие факторы косвенного воздействия:

Что такое политический фактор. Смотреть фото Что такое политический фактор. Смотреть картинку Что такое политический фактор. Картинка про Что такое политический фактор. Фото Что такое политический фактор

Политические факторы

Представленные факторы являются объектами комплексного анализа среды. Рассмотрим последовательно каждую группу факторов.

Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. В этом случае, анализ внешней среды служит важным аспектом для оценки и исследования политической обстановки.

Экономические факторы

Существует множество экономических факторов, например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей.

Социальные факторы внешней среды

Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы. К социально–культурным факторам требуется отнести: рождаемость и смертность, коэффициенты интенсивности эмиграции и иммиграции, коэффициент средней продолжительности жизни, располагаемый доход населения, уровень образования населения, покупательские предпочтения.

Технологические факторы

Технологические факторы считают основным двигателем производственного прогресса. Коренные изменения в области технологического прогресса открывают большие возможности, но при этом, создают серьезные угрозы, воздействие которых менеджеры должны осознавать и оценивать.

Для того чтобы оставаться рентабельными, организации должны уметь противостоять неопределенности обстановки, которая складывается на внешне политической арене, отражается на экономических отношениях, их взаимосвязи с социальными факторами и их проявлениями, и технологическим. Поведение внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса, состоящего как минимум из четырех типов факторов макросреды.

Источник

Политический фактор внешней среды.

Политический фактор внешней среды.

политические факторы. Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся коренному пересмотру несколько раз в течение года. Кроме прогноза политической обстановки в стране, предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в таких областях, как:

− социальная защищенность населения;

− охрана труда и здоровья трудящихся;

− наложение ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.

Руководство должно следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федерального правительства, за отношением политиков к монополизму, кредитами Федерального Правительства и регионов для финансирования долгосрочных программ, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуд, а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами;

Социальный фактор внешней среды.

социальные факторы. Анализироваться должны многочисленные факторы, от которых непосредственно зависят успехи или неудачи фирмы. К таким факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость (трудность) проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом данный анализ дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам;

Деятельность предприятия в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Во-первых, потому, что они обуславливают внутреннюю среду предприятия. Во-вторых, потому, что они влияют на другие компоненты внешней среды. Основные социальные факторы, влияющие на деятельность предприятия:

• демографическая ситуация в регионе;

• половозрастная структура населения;

• средний уровень дохода и прожиточный минимум;

• культурная среда и моральные ценности, религия;

• вопросы общественной жизни региона.

Существенную роль в функционировании предприятия играет способ привлечения сотрудников к профессиональной деятельности (насколько значима и/или престижна для них работа на предприятии). Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; внутренние ожидания людей от работы в организации; различные риски, опасения.

Все параметры макроокружения взаимосвязаны. Поэтому в стратегическом планировании следует учитывать влияние не одного или нескольких факторов, а совокупное влияние всех факторов одновременно, что затрудняет процесс анализа.

Экономический фактор внешней среды.

экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для организации. Некоторые элементы в экономической окружающей среде должны постоянно отслеживаться и оцениваться. Среди них темп инфляции или дефляции, ставки налогов и банковские проценты, уровни доходов населения и занятости, курсы валют и т.д., каждый из этих факторов может представлять угрозу или новую возможность для фирмы. Например, во времена экономического спада фирма, занимающаяся выпуском запасных частей для автомобилей, будет процветать потому, что потребители предпочтут ремонтировать старые автомашины, а не покупать новые. Поэтому одним из важнейших вопросов, который предприятию необходимо выделить в анализе экономической среды, является следующий: «На какой стадии цикла деловой активности находится национальная экономика в настоящий момент и когда наступает следующая стадия цикла?»;

Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе, а именно:

• темпы роста отраслей;

• динамика развития рынка и его насыщенность;

• уровень инфляции и безработицы;

• процентные ставки за кредит;

• инвестиционная и налоговая политика;

• политика в области заработной платы и цен;

• экономическая ситуация в регионе;

• уровень доходов населения;

• темпы роста экономики страны и отрасли;

Поскольку мировая экономика существенно влияет на деятельность компании, следует тщательно анализировать общеэкономические процессы.

Фактор конкуренции.

конкуренты. Ни одна фирма не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Необходимо предвидеть действия своих конкурентов. Анализ конкурентов, как правило, включает следующие элементы: 1) анализ будущих целей конкурентов; 2) оценка текущей стратегии конкурентов; 3) обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют предприятия; 4) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Для исследования этих элементов профессор Гарвардского университета Майкл Портер [14] предлагает четыре вопроса:

1. Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?

2. Какие изменения вероятны в стратегии конкурента?

3. В чем уязвимость конкурента?

4. Что может вызвать сильные ответные меры со стороны конкурента?

Кадры – как фактор внутренний среды.

стратегии управления персоналом, направленные на эффективное использование труда во всех его проявлениях, как фактора производства;

Кадровый анализ предусматривает выявление резервов в использовании кадрового потенциала фирмы. Изучение опыта работы фирм показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях. Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования /14/. Анализ должен дать ответ на следующие вопросы /2/:

• каковы компетентность и подготовка высшего руководства фирмы?

• насколько эффективна и конкурентоспособна система вознаграждения?

• как обеспечивается преемственность руководящих кадров?

• эффективно ли проходит подготовка, повышение квалификации кадров?

• есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?

• насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники?

финансовые стратегии, которые ответственны за прогнозирование финансовых показателей стратегического плана, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж и расходование финансовых ресурсов;

Финансовое состояние фирмы во многом определяет то, какую стратегию выберет руководство на будущее. Как правило, анализ финансового состояния проводится методами финансовой ревизии. К преимуществам финансового анализа можно отнести следующее :

• анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники проблем;

• возможность использования альтернативных финансовых стратегий;

• финансовый анализ определяет величину капитала фирмы, его структуру в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;

• финансовый анализ облегчает работу с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;

финансовый анализ эффективен в контроле за издержками.

Понятие стратегии.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:

· конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

· перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

· в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Технологический фактор должен присутствовать при выборе стратегии для предприятия, которое хозяйствует в отрасли, где данный фактор имеет решающее значение, и технологии быстро меняются.
Существует четыре основных типа стратегий:

1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Различают следующие виды стратегии фирмы [2]:

1. По уровню управления:

общая (базовая, портфельная);

операционная (конкретные подходы в руководстве ключевыми оперативными единицами фирмы).

2. По направленности развития:

технологическая (технологический компонент ставится в один ряд с финансовыми, определяется разработкой новых конкурентоспособных продуктов, технологий их производства);

продуктовая (включает освоение нового продукта: изучение его новизны, качества, выявление типов рынков и состава потребителей, разработку технологии производства данного продукта).

3. В зависимости от возраста рынка и товара (по И. Ансоффу) [7]:

стратегия глубокого проникновения;

4. В зависимости от уровня конкуренции в отрасли (по М.Портеру)[14]:

преимущество в издержках;

5. По характеру воздействия:

стратегия наступления (атакующая) (завоевание и расширение рыночного сегмента);

обороны (удержание существующей рыночной доли);

отступления (уход с рынка или ликвидация данного бизнеса).

6. По характеру развития (похожа на предыдущую, но связана не с долями рынка, а с объемами деятельности и капитала):

стратегия ограниченного роста;

7. По уровню конкуренции:

своевременного освоения продукта;

ориентации на производство однородной продукции;

искусственного устаревания продукции и т.д.

Оценка выбранной стратегии

Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

· соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

приемлемость риска, заложенного в стратегии.

Стратегический выбор.

На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития.

Существует четыре вида альтернатив:

Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных пропорциях.

Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия. Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.

Сокращение осуществляется разными путями:

полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;

избавление от лишних элементов;

сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).

Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями. Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения стратегических и тактических целей руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу, увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для вытеснения конкурентов и т.д.

Роль ориентира в организации целей и задач фирмы выполняют правила, которые предписывают строго регламентированные действия в определенных ситуациях, исключая свободу выбора. Правила, выполняемые в строгой последовательности, называются процедурами. Процедуры применяются в стандартных ситуациях, что позволяет экономить средства. Таким образом, стратегия, тактика, прогнозы, правила, процедуры и допущения представляют собой базу, на основе которой может осуществляться процесс планирования.

Матрица Бостонской консультативной группы (матрица БКГ)

Появление модели (матрицы) БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group). В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«проблема»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар-«дойная корова») и спад (товар-«собака»).

i«Проблема»«Звезды»
«Собака»«Дойная корова»

Пример 1. Если бизнес-единице принадлежит 10% рынка, на котором самый крупный

конкурент владеет долей 20%, то относительная доля данного бизнеса составит 0,5

В основе матрицы БКГ лежат два предположения:

2.Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.

В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рьшков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:

«Проблемы» (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для

поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.

«Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель-«сбор урожая».

Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному портфелю представлены в таблице 2

Вид стратегической единицы бизнесаПрибыльДенежные потокиВозможные стратегии
«Проблема»Низкая, растущая, нестабильнаяОтрицательныеАнализ: сможет ли бизнес подняться до уровня «звезды»?
«Звезда»Высокая, стабильная,Примерно нулевыеИнвестиции для роста
растущая
«Дойная корова»Высокая, стабильнаяПоложительные, стабильные подразделенаПоддержание прибыльности инвестиций в другие я-«
«Собака»Низкая, нестабильнаяПримерно нулевыеЛиквидация полразделения/ «сбор урожая»

Сильная / рождение

Может быть неприбыльной. Денежная наличность берется в заем. Естественное развитие можно

Сильная / рост

Вероятно прибыльная позиция. Вероятно чистая наличность берется в заем. Естественное развитие

можно осуществить через:

Сильная/ зрелость

Прибыльная позиция. Производитель чистой наличности. Естественное развитие (выборочное

развитие) может быть осуществлено через:

Реинвестируйте по мере необходимости.

Сильная / старость

Прибыльная позиция. Производитель чистой наличности. Естественное развитие может быть

Выборочное развитие может быть осуществлено через:

Заметная / рождение

Вероятно неприбыльная. Чистая наличность берется в заем. Естественное развитие можно

Заметная / рост

Минимально прибыльная. Чистая наличность берется в заем. Естественное развитие можно

Выборочное развитие можно осуществить через:

Заметная / зрелость

Умеренно прибыльная позиция. Производители чистой наличности. Естественное развитие может

быть осуществлено через:

• Найти свою нишу и защищать ее (A, G, I, M, R, Т) или

• Доказать жизнеспособность. Минимальное и/или избирательное реинвестирование. Заметная/старость

Умеренно прибыльная. Сбалансированный поток наличности. Выборочное развитие можно осуществить через:

Минимальное инвестирование в эксплуатацию или отказ от инвестирования.

Прочная / рождение

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем. Естественное развитие или выборочное

развитие может быть осуществлено через:

Прочная / ростт

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем или поток наличности сбалансирован. Естественное развитие или выборочное развитие может быть осуществлено через:

Прочная / зрелость

Минимально прибыльная позиция. Поток наличности сбалансирован. Выборочное развитие можно

Прочная / старость

Минимально прибыльная позиция. Поток наличности сбалансирован. Если жизнеспособность нельзя

Неприбыльная позиция. Чистая наличность берется в заем илидвижение наличности сбалансировано. Доказать жизнеспособность через:

• Отказ (X). Инвестируйте или откажитесь от инвестиций.
Слабая/ зрелость

• Обновление (D, М, О, Р, Q, R, U).

Если жизнеспособность нельзя доказать, то выход:

Политический фактор внешней среды.

политические факторы. Политическая стабильность государства является одним из ключевых факторов, позволяющих снизить риск развития предприятия в рамках выработанных стратегических решений. От законотворческих органов требуется создание полной и непротиворечивой системы законов по вопросам экономической деятельности, не подвергающихся коренному пересмотру несколько раз в течение года. Кроме прогноза политической обстановки в стране, предприятие заинтересовано в получении информации о перспективах государственного регулирования в таких областях, как:

− социальная защищенность населения;

− охрана труда и здоровья трудящихся;

− наложение ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества.

Руководство должно следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федерального правительства, за отношением политиков к монополизму, кредитами Федерального Правительства и регионов для финансирования долгосрочных программ, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуд, а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключенных с другими странами;

Источник

Политические факторы

2.5 Политические факторы

К политическим факторам, влияющим на бизнес, следует относить все законодательные акты, указы президента, распоряжения правительства, регламентирующие предпринимательскую деятельность, а также аналогичные распоряжения местных властей.

Трудно переоценить влияние на нее таких правовых норм, принятых в Российской Федерации, как новый Гражданский кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле» и другие законодательные документы.

В Российской Федерации приняты и действуют правовые нормы, непосредственно касающиеся маркетинговой деятельности, например, Федеральный закон «О рекламе»» (ред. от 21.03.2002), закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. (ред. от 24.12 2002).

Правовая база маркетинга постоянно совершенствуется. Для успешной работы на рынке сотрудникам организации необходимо постоянно учитывать детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию.

2.6 Факторы культуры

Факторы культуры формируют в обществе стиль жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие практически на все стороны жизни.

Для основных культурных взглядов и ценностей человека в условиях определенного общества характерна высокая степень устойчивости. Например, в любой экономически развитой стране большинство людей считают обязательным для себя трудиться, быть честным, платить налоги и т.п. Эти внутренние установки находят конкретные проявления в повседневной жизни. Религия, обычаи и ритуалы, морально-этические нормы и ценности, образование и уровень грамотности, политическое обустройство общества и его эстетическая аура (фольклор, музыка искусство, литература, язык – вот далеко не полный перечень факторов культуры, которые оказывают влияние на действия людей на рынке и которые необходимо принимать во внимание при обосновании маркетинговых решений. Ф. Котлер подразделяет факторы культуры на первичные и вторичные. К первичным он относит те, которые трудно (почти невозможно) изменить. Они передаются от родителей детям в процессе воспитания, прививаются школой, церковью. Их можно назвать базовыми, изначальными. Вторичные факторы, в структуру которых Котлер включает отношение людей к самим себе, к другим людям, к общественным институтам, к обществу изменить можно, хотя для этого требуется много времени и ресурсов.

Учет факторов культуры, преобладающих в обществе, особенно среди потребителей товаров или услуг данной организации, позволяет ей осуществлять эффективные маркетинговые действия.

Знание и умение учитывать иерархию ценностей, присущих определенным группам лиц, помогает выбирать наиболее эффективные методы освоения соответствующих рыночных ниш.

Достижения в области культуры и перспективы развития в этой сфере в значительной мере связаны с высоким уровнем образования в России, наличием во многих семьях домашних библиотек. Поэтому, несмотря на известные трудности, рынок печатных изданий развивается наиболее динамично. Быстрыми темпами растет рынок программного обеспечения, CD-ROM, мультимедиа, особенно прикладных программных средств для целей образования и профессионального обучения.

Пока ееще недостаточно широко внедряются маркетинговые принципы в такую огромную сферу человеческой деятельности, каковой является спорт в России.

Субкультуры в России стали формироваться относительно недавно, хотя на сегодня можно выделить несколько: тусовочно-рейверскую, элитарную, байкерскую, поклонников современных музыкальных направлений, сексуальных меньшинств и т.д. Субкультурный характер носят объединения поклонников различных религий, профессиональные объединения медицинских работников, журналистов, шахтеров, геологов, военных. Правда, проявления этих субкультур в России пока еще значительно не влияют на экономическую жизнь, хотя маркетологи к некоторым из них проявляют определенный интерес, особенно в сфере различных музыкальных направлений в шоу-бизнесе.

Глубокое и всестороннее знание макросреды функционирования фирмы позволяет формировать ее стратегические цели и выбиpaть наиболее эффективные критерии для сегментирования рынка. Но это знание дается с трудом ввиду острой нехватки данных социологических исследований и отсутствия развитой инфраструктуры маркетинга в стране.

ГЛАВА 3. Влияние макросреды на принятие решений в маркетинге

Любая управленческая деятельность, в том числе в сфере маркетинга тесно связана с принятием соответствующих решений.

В специальной литературе достаточно часто употребляются следующие основные термины: «маркетинговые решения», «решения в сфере маркетинга», «предпринимательские решения».

Термин «маркетинговые решения» является более широким. Его появление связано с расширением понимания маркетинга как концепции управления, ориентированной на потребителя. В этом случае маркетинговые решения можно рассматривать как неотъемлемый элемент управленческих решений, т.к. они охватывают все сферы деятельности фирмы. При этом решения в сфере маркетинга или логистики будут частью предпринимательских решений. На рисунке 4 представлена типология предпринимательских решений.

Предпринимательские решения чаще носят неформальный характер, их принятие в большей степени связано с интуицией менеджера, предпринимателя. Предпринимательские решения являются гибкими и в высокой степени адаптивными и чувствительными. В своей основе они имеют стратегическую направленность, хотя зачастую являются и краткосрочным.

Маркетинговые решения более взвешены, продуманы. Она базируются на всестороннем, доскональном изучении существующей проблемы. Вследствие этого маркетинговые решения являются более последовательными и системно ориентированными, и дисциплинированными и структурированными.

Что такое политический фактор. Смотреть фото Что такое политический фактор. Смотреть картинку Что такое политический фактор. Картинка про Что такое политический фактор. Фото Что такое политический фактор

Рисунок 4. Типология предпринимательских решений

Принятие маркетинговых решений в сфере предпринимательства является достаточно сложным процессом, который состоит из нескольких этапов (таблица 1)

Таблица 1. Характеристика основных этапов принятия маркетинговых решений в предпринимательстве

Принятие управленческих решений в сложных ситуациях начинается с тщательного анализа всех факторов внутренней и внешней среды фирмы.

Общие результаты деятельности фирмы определяются взаимодействием факторов внешней среды. Это взаимодействие может выглядеть так:

Что такое политический фактор. Смотреть фото Что такое политический фактор. Смотреть картинку Что такое политический фактор. Картинка про Что такое политический фактор. Фото Что такое политический фактор

Мониторинг и анализ факторов макросреды необходим для того, чтобы предприятие могло вовремя принять решения и подстроится под действия макросреды, снизить его негативное влияние и вовремя использовать предоставляемые ею возможности.

Например, отдельно взятая фирма обычно не в состоянии ничего поделать с демографическими показателями среды в том регионе, в котором она работает, но она может перейти в другой регион.

Для анализа маркетинговой среды компании применяются различные методики, большинство из которых базируются на исследованиях методом экспертных оценок,

В качестве экспертов привлекаются специалисты разных подразделений предприятия, представители среднего и высшего менеджмента, представители посредников, партнеров, потребителей, независимые консультанты. При необходимости для разных экспертов устанавливаются определенные рейтинговые коэффициенты.

Метод Дельфи отличается от вышеуказанного метода наличием еще одного этапа, следующего за этапом получения независимых экспертных оценок и их обобщения. На этом этапе эксперты анализируют полученные данные, обсуждают и критикуют оценки друг друга и полученный обобщенный результат с целью его уточнения.

1. Маркетинговая среда – это совокупность действующих за пределами организации и внутри нее субъектов и факторов, которые влияют на взаимоотношения с физическими и юридическими лицами, заинтересованными в видах деятельности составляющих корпоративную миссию организации.

2. Маркетинговая среда имеет сложную структуру. Она состоит из внутренней и внешней среды. Внешняя среда в свою очередь делится на микросреду и макросреду.

3. К факторам макросреды относятся демографический, экономический, природный, технологический, политический и культурный факторы. Они оказывают значительное влияние на принятие решений в маркетинге. Их мониторинг и анализ необходим для того, чтобы предприятие могло вовремя принять решения и подстроится под действия макросреды, снизить его негативное влияние и вовремя использовать предоставляемые ею возможности.

1. Аренков И.А., Багиев Е.Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.

2. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник, 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики – М.: КНОРУС, 2005.

4. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

5. Григорьев М.Н. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2006.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. –М.: «Росинтер», 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *