Что такое политическое сознание
Политическое сознание и его формы
Общая психология определяет сознание как «открывающуюся субъекту картину мира, в которую включён он сам, его действия и состояния». Политическое же сознание — это восприятие человеком той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти, подчинения и государства с его институтами. Оно отражает, с одной стороны, степень знакомства отдельного человека или группы людей с политикой; с другой — их рациональное отношение к воспринимаемой политике.
В науке отсутствует единая трактовка понятия «политическое сознание». Западные исследователи предпочитают использовать такие категории, как «убеждения», «вера», «установки», «менталитет», «идеология». Среди отечественных учёных политическое сознание часто рассматривается как наиболее систематизированная форма массового сознания.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.
В современной научной литературе политическое сознание рассматривается как совокупность рациональных, ценностных, нормативных элементов, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных — с другой. На основе этих элементов формируются политические ориентации и отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т. д.
На общественную жизнь влияют такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность человека в познании различных сторон мира политики), идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоёванных властных позиций), коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти), прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов), воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определёнными целями, идеалами).
Многие учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.
При анализе сознания, в том числе политического, принято выделять два блока элементов: мотивационный и познавательный. Мотивационные элементы включают в себя политические потребности, ценности, установки, чувства, эмоции. К познавательным относят знания о политике, информированность, потребность участия в политической жизни и связанный с этим интерес к политическими явлениям, убеждения. Все эти элементы тесно переплетаются между собой, оказывая друг на друга взаимное влияние. На их основе формируется политическое поведение.
Уровни и формы политического сознания
По критерию субъекта выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
Структура массового политического сознания включает в себя статичные и динамичные компоненты. К статичным можно отнести, например, ценности (справедливость, равенство, стабильность, порядок и др.), общие политические ориентации, К динамичным компонентам относятся массовые настроения (уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему).
По критерию динамики развития в качестве уровней политического сознания могут выступать
В политологии существуют различные модели структурирования политического сознания по уровням.
2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер.
3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.
4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим, но имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт участия человека в политической жизни. Обыденный же уровень — это идеи и взгляды, возникающие непосредственно из будничной жизни. Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придаёт ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.
Утопическое сознание
Утопия — это изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Этот термин используется со времён трактата Томаса Мора «Утопия» (1516), который содержит описание идеального общества на фантастическом острове Утопия (буквальный перевод с греческого — «Нигдения» или «Благословенное место»).
Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний идеального общественного строя. В более широком смысле так именуют все теории и трактаты, содержащие нереальные планы социальных преобразований. Иногда утопией называют «преждевременные истины», т. е. проекты, которые могут быть реализованы в неопределённом будущем.
В Новое и Новейшее время время акцент был перенесён на проблему реализации утопических идей. Поэты, философы, историки XIX— XX веков А. Ламартин, Н. Бердяев и А Фогт указывали на принципиальную осуществимость утопии, а К. Маннгейм говорил, что подлинная утопия — это та, которая получает практическое воплощение.
Утопическое сознание возникает в те исторические периоды, когда происходит распад традиционных общественных связей, будущие перспективы кажутся зыбкими и далёкими, а окружающая действительность— удручающей. Русский философ А. Ф. Лосев (1893—1988) в книге «Жизненный и творческий путь Платона» пишет об истоках платоновского утопизма таю мыслитель «ясно увидел, что современное ему общество идёт к гибели, что совершенно не за что ухватиться ни в общественной, ни в политической жизни, что нужно избрать какой-то другой путь». Платону оставалось только погрузиться в мир мечтаний и утопии.
Мир утопии опирается на некий идеал, служащий основанием для критики действительности и для утверждения проекта светлого будущего. Особенность утопического сознания состоит в том, что утопист разделяет реальность на «позитивные» и «негативные» моменты, разрушает целостную картину мира. Потом он вытесняет всё, что связано с отрицательной стороной жизни, и заменяет положительными началами. В конце концов, появляется на свет образ искусственного мира со своими, искусственно созданными законами.
Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.
Обращённость к будущему уже выводит мысль за пределы реальной действительности. Но трансцендентность утопии более радикальна: это выход за границы не только действительного, но и возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития существующего мира.
Другой русский философ С. Л. Франк (1877—1950) к утопизму относит «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, свободной от зла и страдания, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может — а потому и должно быть — автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством». Следовательно, утопическое сознание ориентировано на идеал совершенного общества.
Немецкий и британский философ К. Маннгейм акцентирует внимание на том, что именно в политической борьбе люди впервые обнаружили бессознательные коллективные мотивации, которые всегда определяли направление мышления. Понятие утопического мышления, по его мнению, отражает противоположное открытие, также сделанное в ходе политической борьбы, а именно: угнетённые группы столь заинтересованы в уничтожении и преобразовании существующего общества, что видят только те элементы ситуации, которые направлены на его отрицание. Идеал «светлого будущего» способен настолько завладеть сознанием и воображением людей, что окружающая действительность теряет значение реальности. Причём чем ужаснее выглядят прошлое и настоящее, тем желаннее покажется «светлое будущее-.
Совершенное общество как бы выпадает из времени, поскольку воплощение идеала означает завершение истории. Совершенный строй не может перейти в иной, качественно от него отличный, поскольку совершенство и означает завершённость, достижение полной гармонии всех элементов и сторон общества, разрешение всех его претворений. Русский религиозный философ Владимир Соловьёв (1853—1900) даже считал, что настоящий утопист не тот, кто хочет преобразовать общество, а тот, кто мечтает остановить ход истории.
Утопическое сознание восприняло многие внешние признаки сознания религиозного, но их сущность, содержание и цели принципиально различны, во многом даже противоположны. Утопический вариант устремлен к тому, чтобы из несовершенных людей построить совершенное общество, а, например, христианский — чтобы в несовершенном обществе создать совершенного человека.
Идея общества, построенного на принципах разума, присутствует в любой утопии, так как утопическая идея основывается на представлении об обществе как продукте преднамеренной, сознательной деятельности людей. Утопическое сознание предполагает, что прежде люди руководствовались недостойными принципами и целями и строили общество на обмане и насилии. Этому противопоставляется намерение построить совершенное общество посредством выдвижения разумных принципов и целей и осуществления тотального контроля над их реализацией.
В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают потому, что некоторые проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.
Утопическое сознание можно в какой-то степени назвать априорным, т. е. не опирающимся на знание фактов, чисто умозрительным. Однако утопист не может полностью абстрагироваться от своего времени, хотя очень к этому стремится. В любой утопии можно обнаружить следы того времени, в которое она создавалась, и утопии каждой исторической эпохи имеют свои специфические черты. На этом основании их можно разделить на античные и средневековые, утопии Возрождения, Просвещения, романтизма, реализма и т. д.
Утопия обязательно содержит какой-то проект — разработанный план идеального устройства общества. В связи с этим исследователи утопий делят их на ретроспективные и проективные. Первые обнаруживают образец идеального общества в далёком прошлом, в воспоминаниях о золотом веке. Они описывают давно утраченный идеал, который надо вернуть. Проективная утопия, наоборот, направлена в будущее.
Определяющим элементом утопичности современного массового политического сознания является убеждение в том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформ. Такие настроения, в свою очередь, приводят к безответственности власти.
Среди части исследователей преобладает мнение о том, что утопическое сознание, направленное на реализацию задуманного образа совершенного будущего, стало основой для возникновения идеологии, а также тоталитаризма как наиболее жесткой её формы. Идеология при этом служит правящей верхушке существующего строя. При такой точке зрения игнорируется важная характеристика утопического сознания — выявление альтернативных возможностей будущего общества и осмысление основ существующего бытия с целью преодоления хаоса реальности.
Научная электронная библиотека
4.9. Политическое сознание и политическое самосознание
Если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней.
Термин «политическое сознание» широко применяется не только в политической психологии, но и в философии, политологии, социологии, культурологи и в других науках и научных дисциплинах и поэтому рассматривается зачастую во взаимосвязи с такими феноменами как политическая культура, политическая идеология и пропаганда и т.д. Е.Б. Шестопал как синонимы рассматривает понятия «политическое сознание» и «политический менталитет», хотя ряд авторов, как правило, дифференцируют эти понятия.
В политической психологии политическое сознание – одна из центральных категорий, обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой.
В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многомерное, неоднородное, «пульсирующее», внутренне противоречивое, многоуровневое образование, в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения (в противовес, скажем, коллективному бессознательному в политике).
В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями. В частности, как уже было сказано, оно тесно связано с политической культурой – генетически политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом. Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, выступая в качестве его рациональной основы. Оно связано с политической системой, представляя ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу».
В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактовалось как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий человеческого бытия. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.
Понятие политического сознания особенно активно началось разрабатываться в рамках поведенческого направления в политологии, приобретя особую популярность к середине XX века. Однако вскоре, когда обнаружилась ограниченность ортодоксального бихевиористского течения, выяснилось, что понимание политического поведения требует внимания к таким «независимым переменным», как политическое сознание и, шире, вся психическая сфера субъекта поведения. Категория политического сознания оказалась удобной за счет широты вкладываемого в нее содержания, значительной объяснительной силы, а также благодаря тому, что стала своеобразным узловым понятием, аккумулировавшим разрозненные до того взгляды и данные разных научных дисциплин. Такое синтетическое свойство и позволило понятию политического сознания стать одним из основополагающих в новой, во многом синтетической по своему происхождению политико-психологической науке.
В отечественной психологии А.Н. Леонтьев рассматривал сознание как высший уровень развития психики человека, как результат общественного способа бытия человека, его длительной, совместной с другими деятельности. Такая трактовка дает основание для определения понятия «политическое сознание».
Политическое сознание – это опосредованное отражение политической жизни общества, сущностью и содержанием которого является проблема власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов, совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико-властные отношения, обретают относительную самостоятельность.
Политическое сознание даже в рамках политической психологии относится к числу междисциплинарных, комплексных категорий, с различных точек зрения исследуемых разными течениями внутри различных направлений политической науки в целом. Так, в частности, как один из важнейших компонентов общественного сознания, политическое сознание рассматривается политической философией, в марксистском варианте соотносящей политическое сознание с материальными процессами бытия и трактующей его как теоретическое отражение политических отношений и политических реальностей, преломленных сквозь призму субъективной, прежде всего конкретно-исторической, «классовой» системы оценок, и обусловленных в конечном счете экономическим положением того или иного класса в классовом обществе. При такой трактовке внутри политического сознания выделяются два основных уровня: собственно «теоретический» и «государственно-бюрократический», то есть, уровень принятия политических решений [154].
Политическая социология выделяет в политическом сознании несколько иные, прежде всего, идеологический и массовый уровни, и сосредоточивает внимание на раскрытии содержательных характеристик консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, демократического и других конкретных типов политического сознания, трактуя его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние.
Исследование политического сознания средствами политической психологии характеризуются стремлением соединить анализ его социально-политического содержания и индивидуальных механизмов его функционирования, используя общепсихологические и социально-психологические понятия (потребности, интересы, ориентации, установки и т.п.), оценивая политическое сознание на основе данных, касающихся информированности людей в отношении политики, характера их мировоззрения, системы ценностей и т.п.
Целостное, собственно политико-психологическое изучение политического сознания в первую очередь включает исследование его субъектов-«носителей», динамики развития политического сознания и основных его функциональных форм. С точки зрения субъекта политического сознания, в политической психологии подразделяются массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
Массовое политическое сознание характеризуется отношением общества к вопросам, имеющим актуальное политическое содержание и чреватым определенными политическими последствиями. Массовое политическое сознание – особый, политизированный сегмент массового сознания. Структурно политическое сознание включает статичные (типа ценностей и «общих ориентаций») и динамичные (например, массовые настроения) компоненты.
В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). В-третьих, это быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д.
Политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания – опросы общественного мнения по политическим вопросам.
Групповое политическое сознание – это обобщенное сознание тех или иных более определенных и организованных, конкретных больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа «групп давления» и т.п.) групп, связанное с политикой. Исходя из объективного места группы в социально-политической системе и особенностей группового самосознания, такое политическое сознание трактуется как совокупность представлений, определяющих содержание, направленность и интенсивность политической активности группы. В структурном отношении особое внимание уделяется политическим позициям и идеологическим предпочтениям, доминирующим в групповом политическом сознании. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания – анализ документов политического характера, исходящих от интересующих групп.
Индивидуальное политическое сознание – это свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Здесь наибольший интерес представляют индивидуально-психологические особенности, типовые характеристики и структурные компоненты сознания и поведения человека в политике как особой сфере человеческой деятельности. Важно также изучение процессов политической социализации личности, способов, используемых индивидом для овладения массовым и разными групповыми вариантами политического сознания, а также для выработки собственного политического сознания на индивидуальном уровне. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов. Это, во-первых, мотивационный компонент (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательный компонент (знания, информированность, интерес к политике, убеждения). Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания – индивидуально-психологическое исследование, а также выделение социально-политических типов личности в отношении политического сознания.
Помимо такого ракурса, центрирующегося прежде всего на субъекте политического сознания, Д.В. Ольшанский выделяет направления, связанные с исследованием динамических аспектов политического сознания. Эти направления, по мнению автора, развиваются в двух сферах. С одной стороны, это изучение последовательных этапов и трансформаций политического сознания в рамках одного общества (например, лонгитюдные исследования процессов перехода от тоталитаризма к авторитарному и, затем, к демократическому политическому сознанию в ряде развивающихся стран в рамках сравнительно-исторического политико-психологического направления). С другой стороны, это чисто сравнительные политико-психологические исследования, осуществляемые с помощью «метода срезов». Сюда относится анализ типов и видов политического сознания, существующих в разных обществах (например, кросс-культурные исследования).
Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях – массовом, групповом и индивидуальном, – что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционированием политической системы.
Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм.
Обыденное политическое сознание отличается целым рядом специфических свойств: содержательной диффузностью, размытостью, спутанностью и противоречивостью, отрывочностью, несистематизированностью, повышенной эмоциональностью, во многом случайностью образующих его компонентов, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике в рамках так называемого «житейского здравого смысла». Одновременно, оно характеризуется устойчивостью и особого рода инерционностью влияния на политическое поведение. Даже вступая в противоречие с параметрами теоретического, идеологизированного политического сознания, обыденное политическое сознание может продолжать определять такое поведение.
Теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенной экспликации идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни.
Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.
Подавляющее большинство конкретных исследований политического сознания носит прикладной, практически ориентированный характер и, в основном, направлено на обслуживание целей и интересов организованных в политическом отношении групп и сил. В первую очередь, они нацелены на изучение внутренних, психологических причин и механизмов поведения электората. С другой стороны, они направлены на изучение и возможности увеличения политической поддержки и повышения уровня политического участия граждан. Ориентированы они и на анализ различных аспектов общественного мнения (важный эмпирический показатель политического сознания) по тем или иным актуальным вопросам в контексте взаимоотношений правящих сил и оппозиции, массового, а также групповых вариантов политического сознания – и организацией власти и управления в политической системе. Не менее важными являются исследования политического сознания в контексте его идеологической обработки с выходами на возможности управляющего воздействия на политическое сознание.
Наряду с сознанием, не менее важной категорией политической психологии является политическое самосознание. В психологии оно определяется как осознание человеком себя как индивидуальности, и направлено соответственно на самого субъекта [29].
Самосознание политическое понимается как процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и относится к самому себе. Это осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов политического поведения.
Субъектом политического самосознания может выступать отдельная личность. В этом случае говорят об индивидуальном политическом самосознании, об осознании себя в качестве воспринимающей, мыслящей, чувствующей и сознательно действующей в политике личности.
Субъектом политического самосознания может выступать и социальная группа. В данном случае речь идет о групповом политическом самосознании, подразумевающем наличие в большей или меньшей степени идеологизированных концепций, касающихся коллективного осознания группой особенностей свойственного ей политического восприятия, мышления, характера и направления деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и мотивами. Причем размер группы не имеет практического значения. В реальности встречаются проявления политического самосознания как в отношении малой группы (например, политическое самосознание родового клана, небольшой парламентской фракции, или претендующей на власть политической клики), так и в отношении большой социальной группы, нации или народности, социального слоя или класса.
Политическое самосознание независимо от специфических особенностей субъекта включает три основных аспекта: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой.
Когнитивный аспект (политическое самосознание в самом узком, буквальном смысле, как набор осознанных объективных знаний о своем месте в политике) подразумевает наличие определенного информационного уровня, позволяющего сопоставить имеющуюся информацию об устройстве окружающей социально-политической среды с представлениями субъекта о собственной роли и возможностях в этой среде. Так, в ходе политической социализации формируется политическое самосознание отдельной личности: усваивая социально-политические знания нормативного характера, индивид сопоставляет их с собственными возможностями влиять на политическую жизнь и уясняет, в частности, что эти возможности связаны с обретением права голоса и рядом иных атрибутов «политического гражданина». Соответственно, для него когнитивный аспект политического самосознания включает знания относительно как минимум двух больших этапов собственного развития: до и после обретения соответствующего статуса.
Эмоциональный аспект политического самосознания выражается в определенном эмоционально окрашенном субъективном отношении к знанию своего объективного политического статуса. Последний может устраивать или не устраивать, восприниматься как высокий или низкий, благоприятный или неблагоприятный и т.п. С эмоциональным аспектом политического самосознания связаны такие явления, как политическое самоуважение (свойственное, например, представителям сил, господствующих в политической системе) или, напротив, политическое самоуничижение (отличающее обычно представителей смирившихся со своим угнетением групп и слоев), политическое себялюбие (особенно проявляющееся на уровне индивидуальных амбиций политических деятелей, стремящихся к личной власти), и т.п.
Оценочно-волевой аспект политического самосознания тесно связан с эмоциональным и проявляется, прежде всего, в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, обрести или укрепить политическое влияние, авторитет, а в конечном счете – политическую власть. Это может проявляться в разных формах. На уровне индивидуального субъекта политического самосознания – как борьба, например, за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост. На групповом уровне – как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижением к власти своих представителей. На социальном макроуровне это может выражаться в массовом стремлении, например, угнетенного социального слоя к социальной революции, радикальным преобразованиям в социально-политической системе общества.
В своей совокупности, три названных аспекта политического самосознания образуют целостный политический образ самого себя, хотя и существующий на разных уровнях развития практически у всех реальных или виртуальных, созданных идеологической пропагандой, субъектов социально-политической жизни. Такой образ представляет собой интегрированное сочетание нескольких компонентов, включая реальное политическое представление о себе в настоящее время; идеальное представление о том, каким субъект, по ого мнению, должен был бы стать и о том, какую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со своими способностями и возможностями; динамическое представление о том, каким субъект намерен стать в относительно ближайшее время и др. Названные компоненты отражают степень развитости и детализированности политического самосознания, его развернутости в социально-политическом времени (включая исторические проекции в прошлое и будущее, представления об «исторической миссии» и т.п.) и пространстве (например, представления о масштабах возможной и желательной социально-политической экспансии влияния данного субъекта).
Политическое самосознание выступает одновременно и как предпосылка и как результат социально-политического взаимодействия. Это деятельностное, а не умозрительное политико-психологическое образование.
В политической практике политическое самосознание проявляется, во-первых, как осознанное политическое самоопределение или как выраженное стремление к нему, и, во-вторых, как стремление к реальной социально-политической независимости и автономности для реализации определившего себя политического самосознания – в виде стремления к политической суверенизации субъекта политического самосознания. Примером такого рода стал известный «парад суверенитетов», деклараций о политической независимости бывших республик Союза ССР. Политико-психологической основой данного феномена стало бурное развитие политического самосознания и преодоление доминировавшего прежде политического отчуждения. Последнее всегда оказывается наиболее сильным препятствием на пути развития политического самосознания. Именно это обычно используется в практике тоталитарных систем, когда монопольным правом в решении политических вопросов обладают лишь высшие эшелоны власти, а иногда и отдельный лидер (монарх, диктатор, вождь и т.п.), персонифицирующий все политическое самосознание данного общества.