Что такое полное опробование тормозов
Виды опробования тормозов в поездах с локомотивной тягой В каких случаях производят полное и сокращенное опробование автоматических тормозов
Вопрос №11 Аттестация локомотивных бригад
Устанавливаются три вида опробования тормозов: полное и сокращённое опробования в поездах, технологическое опробование в грузовых поездах.
Полное опробование автоматических тормозов выполняется:
— на станциях формирования и оборота поездов перед их отправлением;
— после смены локомотива;
— перед отправлением поезда с промежуточной станции после его стоянки без локомотивной бригады;
— на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива;
— на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения. Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и круче полное опробование производится с 600 секундной (10 минутной) выдержкой в заторможенном состоянии. Перечень таких станций устанавливается владельцем инфраструктуры.
Полное опробование электропневматических тормозов производится на железнодорожных станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или локомотива.
Сокращенное опробование автотормозов выполняется:
— после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;
— при смене направления движения поезда и перестановки локомотива для движения поезда в противоположную сторону;
— после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
— после всякого разъединения рукавов в поезде, перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона).
Сокращенное опробование автотормозов в пассажирских и грузопассажирских поездах дополнительно выполняется:
— после стоянки поезда более 1200 секунд (20 минут);
— при снижении давления в главных резервуарах локомотива ниже 0,54 МПа (5,5 кгс/см2);
— после снижения давления в тормозной магистрали, когда причина не установлена.
Сокращенное опробование автотормозов в грузовых поездах дополнительно выполняется:
— при стоянке поезда, если установлено изменение плотности тормозной магистрали более чем на 20 % от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»;
— при самопроизвольном срабатывании автотормозов;
— после стоянки поезда более 1800 секунд (30 минут) в местах, где имеются осмотрщики вагонов или работники, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры;
— при движении грузового поезда при появлении признаков нарушения целостности тормозной магистрали в случае его остановки.
Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняется в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад:
— при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне;
— после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование электропневматических тормозов от стационарного устройства или локомотива.
При полном опробовании тормозов проверяют плотность и целостность тормозной сети, выполняют замер давления в тормозной магистрали хвостового вагона (кроме пассажирских поездов), действие тормозов у всех вагонов на торможение и отпуск, подсчитывают нажатие в поезде и количество ручных тормозов.
При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов.
Если сокращенное опробование тормозов выполняется в пассажирских поездах на станции, где производится смена локомотивных бригад, дополнительно выполняется проверка целостности тормозной магистрали поезда.
ОПРОБОВАНИЕ ТОРМОЗОВ
Виды и порядок опробования тормозов в поездах
На железных дорогах России установлены полное и сокращенное опробования тормозов. Кроме того, для грузовых поездов установлена проверка автотормозов на станциях и перегонах.
Полное опробование тормозов
Полное опробование электропневматических тормозов производится на станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или поездного локомотива.
Время снижения давления на 0.5 кгс/см2 в главных резервуарах
при проверке плотности тормозной сети поезда
Во всех грузовых поездах осмотрщик вагонов обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона и убедиться, что зарядное давление не менее установленного нижеследующей таблицей.
Минимальное давление в магистрали хвостового вагона грузового поезда
Полное опробование тормозов в электропоезде выполняет локомотивная бригада, а при выезде с плановых видов ремонта (кроме ТО-2) совместно с мастером или бригадиром автоматного отделения депо.
Полное опробование тормозов проводится:
После каждого полного опробования тормозов в журнал технического состояния формы ТУ-152 делается запись с указанием:
Сокращенное опробование тормозов
Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.
Сокращенное опробование выполняют:
Сокращенное опробование электропневматических тормозов производится:
Проверка автотормозов в грузовых поездах
Опробование автотормозов грузовых поездов по действию тормозов головной группы вагонов производится:
Такое опробование автотормозов в грузовых поездах выполняют на перегонах, а также на станциях и разъездах, где нет осмотрщиков вагонов или работников, обученных выполнению операций по опробованию автотормозов. Перед началом опробования автотормозов машинист обязан убедиться, что плотность тормозной сети поезда при втором положении ручки крана машиниста не отличаться от плотности, указанной в справке формы ВУ-45, более чем на 20%. Затем по команде помощника машинист должен произвести разрядку тормозной магистрали на величину ступени торможения, как при полном опробовании, и установить ручку крана машиниста в IV положение. Помощник машиниста проверяет срабатывание тормозов у каждого вагона головной группы (количество вагонов в головной части поезда устанавливается начальником дороги) и дает команду «Отпустить тормоза». После отпуска тормозов первым положением ручки крана машиниста помощник возвращается в кабину и докладывает машинисту о результатах проверки.
Если в хвосте грузового поезда находится подталкивающий локомотив, тормозная магистраль которого включена в общую магистраль поезда, и радиосвязь исправно действует, то плотность тормозной сети не проверяют и опробование тормозов не производят. Перед отправлением поезда машинист подталкивающего локомотива обязан сообщить по радиосвязи величину давления в тормозной магистрали машинисту головного локомотива.
Анимация (мультик) по схемам прямодействующего, непрямодействующего тормоза и ЭПТ. Для скачивания проги кликните по картинке
Отличное пособие по новому воздухораспределителю пассажирских вагонов № 242.
С анимацией и дикторским сопровождением. Для скачивания PDF кликните по картике
Полное опробование тормозов
Полное опробование электропневматических тормозов производится на станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или поездного локомотива.
Время снижения давления на 0.5 кгс/см2 в главных резервуарах
при проверке плотности тормозной сети поезда
Во всех грузовых поездах осмотрщик вагонов обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона и убедиться, что зарядное давление не менее установленного нижеследующей таблицей.
Минимальное давление в магистрали хвостового вагона грузового поезда
Полное опробование тормозов в электропоезде выполняет локомотивная бригада, а при выезде с плановых видов ремонта (кроме ТО-2) совместно с мастером или бригадиром автоматного отделения депо.
Полное опробование тормозов проводится:
После каждого полного опробования тормозов в журнал технического состояния формы ТУ-152 делается запись с указанием:
Полное опробование тормозов
9.2.1 Полное опробование автоматических тормозов в поездах производить:
— на станциях формирования перед отправлением поезда;
-при смене локомотивных бригад;
-после смены локомотива;
-при производстве технического осмотра на пункте технического осмотра с 10-ти минутной выдержкой;
— перед каждым отправлением груженой вертушки, поезда в карьер с 10-ти минутной выдержкой.
При проведении полного опробования тормозов подвижного состава, он должен быть закреплен ручными тормозными башмаками.
9.2.2 Полное опробование тормозов в поездах производится следующим порядком:
— после зарядки тормозной сети всего поезда до установленного давления машинист обязан в присутствии лица, производящего опробование, проверить плотность тормозной сети поезда. Для этого после отключения компрессоров регулятором давления по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,4-0,5кгс/см 2 замерить время дальнейшего его снижения на 0,5кгс/см 2 при поездном положении ручки крана машиниста, тормоза локомотива и состава должны быть отпущены.
Это время в зависимости от объема главных резервуаров локомотива и длины состава указано в таблице 5.
Во время проверки плотности тормозной магистрали поезда кран усл. №254 должен быть в поездном положении (тормоза отпущены) и исключено включение приборов расхода сжатого воздуха (тифон, проверка сбора схемы, песка и т.д.)
Серия и номер локомо-тива | Зарядное давление 6,0-6,2 кгс/см 2 | Зарядное давление 5,3-5,5кгс/см 2 | Объем главных резервуа-ров ( л) | ||||
Длина состава в осях | Длина состава в осях | ||||||
до 50 | 51-100 | 101-150 | до 100 | 101-150 | 151-200 | 201-250 | 251-300 |
ТЭМ-2 ТЭМ-15, ТЭМ-18 | |||||||
ОПЭ-1А до №O45 | |||||||
Окончание таблицы 5 | |||||||
Серия и номер локомо-тива | Зарядное давление 6,0-6,2 кгс/см 2 | Зарядное давление 5,3-5,5кгс/см 2 | Объем главных резервуа-ров ( л) | ||||
Длина состава в осях | Длина состава в осях | ||||||
до 50 | 51-100 | 101-150 | до 100 | 101-150 | 151-200 | 201-250 | 251-300 |
ОПЭ-1А, с № 050 и выше ОПЭ-2 | |||||||
ОПЭ-1Б, ОПЭ-1АМ ЕЛ-20 | |||||||
НП-1 |
Лицо, производящее опробование не ранее чем через две минуты после произведенного торможения обязано проверить действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе к торможению по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к колесам.
По окончании проверки действия на торможение по сигналу слесаря по ремонту подвижного состава (осмотрщика вагонов) отпустить автоматические тормоза переводом ручки крана машиниста в поездное положение и по истечении не менее 1 минуты проверить отпуск тормозов у каждого вагона по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес. У выявленных неисправных воздухораспределителей заменить неисправные части, после чего опробование тормозов повторить с проверкой действия на торможение и отпуск у вагонов с замененными частями воздухораспределителей.
Лицо, производящее опробование, обязано проверить соединение рукавов магистралей, открытие концевых кранов на магистралях между вагонами и между первым вагоном и локомотивом, разобщительных кранов включения воздухораспределителей, исправность тормозной рычажной передачи, тормозных колодок.
При опробовании автотормозов с 10 минутной выдержкой в заторможенном состоянии за время выдержки ни один автотормоз локомотивосостава не должен самопроизвольно отпустить.
При ежесуточном осмотре на ПТО слесарями по ремонту подвижного состава (осмотрщиками вагонов) проверяется также плотность свалочной магистрали поезда порядком, указанным в п. 3.2.4.
9.2.4 После опробования автотормозов с 10 минутной выдержкой в заторможенном состоянии машинисту локомотива выдается справкаоб обеспечении поезда тормозами формы ВУ-45 с отметкой В-10 (10 минутная выдержка) и исправном их действии. В других случаях о результатах полного опробования тормозов делается запись на обратной стороне справки или в книге по опробованию автотормозов.
Машинист, по справке формы ВУ-45 или по записи в журнале проведения технических осмотров, обязан убедиться, что отмеченные в ней данные о тормозах поезда соответствуют нормам, установленным Правилами тормозных расчетов выполненных для МЧМ СССР и Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог МПС РФ ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 для вагонов, отправляемых на общую сеть железных дорог, требованиям настоящей Инструкции. При прицепке двух и более действующих локомотивов к составу машинисты всех локомотивов перед отправлением должны лично ознакомиться с данными, указанными в справке формы ВУ-45 или записью в журнале технического состояния локомотива ведущего локомотива.
9.3 Сокращенное опробование тормозов
9.3.1 Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза двух хвостовых вагонов производить:
— после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было произведено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива;
— после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в поезде;
— после погрузки и выгрузки вертушки;
— при стоянке поезда более 30 минут;
— в поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание автотормозов или изменение плотности более, чем на 20% от величины указанной в справке формы ВУ-45;
— после перехода на другой пульт управления;
— после передачи управления машинисту второго локомотива;
— при падении давления в главных резервуарах ниже поездного в тормозной магистрали;
— при прицепки вспомогательного локомотива в голову поезда и после отцепки его.
При этом машинист после восстановления зарядного давления в тормозной магистрали при II положении ручки крана проверяет плотность тормозной сети поезда, которая не должна отличаться более чем на 20% от величины указанной в справке ВУ-45.
9.3.2 При наличии в хвосте поезда подталкивающего локомотива, тормозная магистраль которого включена в общую сеть, при исправно действующей радиосвязи или при наличии в поезде сигнализатора сокращенного опробования тормозов, машинист убеждается в целостности тормозной магистрали по сообщению машинист подталкивающего локомотива или по сигнализатору сокращенного опробования автотормозов.
9.3.3 При выполнении сокращенного опробования по сигналу работника, отвечающего за опробование тормозов (помощника машиниста локомотива, слесаря по ремонту подвижного состава (осмотрщика вагонов), кондуктора грузовых поездов), «Произвести торможение» машинист должен подать один короткий звуковой сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре, тормозной магистрали на величину, установленную для полного опробования. Проверяющий должен убедиться в срабатывании тормозов на двух хвостовых вагонах по выходу штока и прижатию тормозных колодок к поверхности катания колес.
Убедившись в нормальной работе автотормоза на двух хвостовых вагонах, проверяющий подает сигнал «Отпустить тормоза». По этому сигналу машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза с постановкой ручки крана машиниста №394, 395 в поездное положение. Проверяющий должен проверить отпуск тормоза на хвостовом вагоне. В случае не срабатывания воздухораспределителей на торможение и отпуск проверяющий обязан не допустить отправление поезда.
9.3.4 Если сокращенное опробование тормозов производится после полного опробования от компрессорной установки ПТО, то слесарь по ремонту подвижного состава (осмотрщик вагонов) и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной магистрали поезда. По окончании этого опробования машинисту вручается справка формы ВУ-45, как при полном опробовании.
9.3.5 При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепляемого вагона и плотности тормозной сети поезда. Таким образом, проверяются действие тормозов, если прицепляемая группа вагонов составляет меньшую часть прибывшего поезда. Если эта группа вагонов составляет большую половину поезда, то производят полное опробование тормозов установленным порядком.
9.3.6 После выполнения сокращенного опробования, убедившись в нормальном действии тормозов проверяющий делает отметку об опробовании и происходящих изменениях в составе поезда в имеющейся у машиниста справке о тормозах формы ВУ-45 в книге по опробованию автотормозов с указанием места и времени опробования. Если состав поезда не изменялся, то после проведения сокращенного опробования отметка в справке ВУ-45 не делается:
9.3.7 При наличии сигнализатора сокращенного опробования тормозов, сокращенное опробование тормозов производится из кабины машиниста по сигнальным лампочкам.
9.3.8 Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.
В Поездку
Все для локомотивной бригады
VIII.Опробование тормозов в поездах с локомотивной тягой
133. Устанавливаются три вида опробования тормозов:
Полное опробование автоматических тормозов выполняется:
Полное опробование электропневматических тормозов производится на железнодорожных станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или локомотива.
Сокращенное опробование автотормозов выполняется:
Сокращенное опробование электропневматических тормозов выполняется в пунктах смены локомотивов и локомотивных бригад:
Технологическое опробование тормозов в грузовых поездах производится локомотивной бригадой в следующих случаях:
Технологическое опробование тормозов производится по действию тормозов вагонов в головной части поезда, количество вагонов определяется владельцем инфраструктуры, но не менее чем по 5 вагонам.
134. При полном опробовании тормозов проверяют плотность и целостность тормозной сети, выполняют замер давления в тормозной магистрали хвостового вагона (кроме пассажирских поездов), действие тормозов у всех вагонов на торможение и отпуск, подсчитывают нажатие в поезде и количество ручных тормозов.
При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов.
Если сокращенное опробование тормозов выполняется в пассажирских поездах на станции, где производится смена локомотивных бригад, дополнительно выполняется проверка целостности тормозной магистрали поезда.
Если сокращенное опробование выполняется после произведенного от стационарной компрессорной установки полного опробования, то машинист и осмотрщик вагонов должны проверить плотность тормозной сети поезда от локомотива.
В грузовых поездах плотность тормозной сети машинист обязан проверить также при смене локомотивных бригад.
При технологической проверке автотормозов грузового поезда определяется величина изменения плотности тормозной сети и действие тормозов вагонов головной части поезда.
135. Полное опробование тормозов производится от стационарной компрессорной установки или локомотива, сокращенное и технологическое — только от локомотива.
136. При опробовании автотормозов в поезде управление тормозами состава с локомотива выполняет машинист, а от стационарной установки ‑ осмотрщик вагонов или оператор. Действие тормозов в составе и правильность их включения проверяют осмотрщики вагонов.
Допускается при проведении опробования тормозов применение электронных систем. Применение таких систем должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации, согласованным с владельцем инфраструктуры.
137. Плотность тормозной магистрали при зарядке сжатым воздухом от локомотива должны проверять машинист и осмотрщик вагонов при полном и сокращенном опробовании автотормозов, если оно выполняется после полного опробования от стационарной установки. При сокращенном опробовании автотормозов в других случаях присутствие осмотрщика вагонов в кабине локомотива при проверке плотности не требуется.
138. На промежуточных станциях и разъездах, где нет штатных осмотрщиков вагонов, полное опробование автотормозов в поездах выполняют осмотрщики вагонов, направленные с ближайших пунктов технического обслуживания вагонов, или работники, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры,
На станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, к проверке действия автотормозов хвостовых вагонов при сокращенном опробовании в пассажирских поездах привлекаются начальник поезда и проводники вагонов, а при проверке в грузовых поездах или работники, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры.
В пассажирских поездах к опробованию тормозов на перегонах привлекаются начальник (механик-бригадир) поезда и проводники вагонов.
На перегонах сокращенное илитехнологическое опробование тормозов выполняет локомотивная бригада.
При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом к сокращенному опробованию тормозов на станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах привлекаются начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники вагонов (головного, хвостового) по требованию машиниста, передаваемому по радиосвязи.
139. На станциях, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей пункт технического обслуживания.
Порядок предъявления составов поездов к техническому обслуживанию и оформления их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в состав поезда на станциях, где нет пунктов подготовки вагонов к перевозкам или пунктов технического обслуживания, устанавливает руководитель подразделения владельца инфраструктуры. На таких станциях при прицепке к одиночно следующему локомотиву не более пяти вагонов осмотр и полное опробование автотормозов выполняются локомотивной бригадой без вручения машинисту локомотива «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», а данные о весе поезда, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств локомотива, дате, времени полного опробования тормозов, плотности тормозной магистрали машинист локомотива записывает в журнал технического состояния локомотива, хранящийся на локомотиве, и расписывается вместе с помощником. При этом исправные автотормоза должны быть включены на соответствующий режим торможения, за исключением случаев, предусмотренных для перевозки специальных грузов. Последние два вагона в поезде должны быть с включенными и исправно действующими автотормозами. Максимальная скорость движения поезда определяется по фактическому наличию тормозного нажатия в сравнении с потребным с учетом веса и тормозных средств локомотива. По прибытии в депо машинист должен сделать копию записи в журнале технического состояния локомотива и сдать ее вместе со скоростемерной лентой (электронным носителем системы параметров движения поезда).
Поезд следует без «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» до первой станции с пунктом технического обслуживания грузовых вагонов, где должно быть выполнено полное опробование автотормозов и машинисту выдана «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», со скоростью, при которой должна быть обеспечена безопасность движения.
140. Опробование тормозов перед отправлением поезда выполнять после зарядки тормозной магистрали зарядным давлением, указанным в таблице V.1. Время от начала отпуска при опробовании до отправления на затяжной спуск пассажирского поезда должно составлять не менее 120 секунд (2 минут), грузового поезда – не менее 240 секунд (4 минут).
141. В поездах производить вначале опробование электропневматических тормозов, а затем – автоматических.
142. Опробование автотормозов в сплотках из недействующих (холодном) локомотивов или вагонов мотор-вагонного подвижного состава выполняют осмотрщик вагонов совместно с проводниками сплоток. При этом проверяются выход штоков всех тормозных цилиндров и соответствие их нормативам, указанным в руководстве по эксплуатации локомотива.
После полного опробования тормозов осмотрщиком вагонов выдается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».
На станциях опробование автотормозов в сплотке из действующих локомотивов выполняется работниками локомотивных бригад без вручения машинисту ведущего локомотива «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», а данные о количестве, номерах и сериях локомотивов, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств ведущего локомотива, дате, времени полного опробования автотормозов, плотности тормозной магистрали машинист ведущего локомотива записывает в журнал технического состояния локомотива и расписывается вместе с помощником.
Ответственность за проверку правильности установки кранов в кабинах локомотивов сплотки и опробование автотормозов возлагается на локомотивную бригаду ведущего (головного) локомотива.
143. В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается выполнять их отпуск вручнуюдо выяснения причин неотпуска. В этих случаях необходимо проверить наличие перекрытых концевыхкранов в тормозной магистрали поезда, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны. Неисправные воздухораспределители заменить, а на промежуточных станциях выключить, перекрыв кран на воздухопроводе от тормозной магистрали к воздухораспределителю и выпустив воздух из рабочей камеры через выпускной клапан, убедившись в отходе тормозных колодок от поверхности катания колес, сделав об этом отметку в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» и следовать до ближайшей станции с пунктом технического обслуживания грузовых вагонов, где неисправность должна быть устранена.
144. Обязательный порядок проведения опробования и проверки тормозов приведен в Приложении 2.
Владелец инфраструктуры может ввести дополнительные проверки с изменением обязательного порядка проведения опробования и проверки тормозов, если это не угрожает безопасности движения.
145. Ответственность за достоверность данных по опробованию тормозов в поездах и достоверность данных «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» несут осмотрщики вагонов, а там, где нет осмотрщиков вагонов – работники, выполнявшие опробование, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры,.
Ответственность за достоверность данных по опробованию тормозов в бортовом журнале технического состояния локомотива несет локомотивная бригада, выполнявшая опробование.
146. По результатам полного опробования автотормозов в поезде, а также после сокращенного, если предварительно на станции было выполнено полное опробование тормозов состава от стационарной установки или локомотива, осмотрщик вагонов (или работник, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры) составляет в двух экземплярах под копирку «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» и подлинник вручает машинисту ведущего локомотива.
При составлении и выдаче машинисту «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» результат проверки плотности тормозной магистрали поезда от локомотива записывает работник вагонного хозяйства, выполнявший проверку действия при опробовании автотормозов; в остальных случаях, если не было изменения состава поезда, результат проверки плотности тормозной магистрали при опробовании тормозов записывает в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист с последующей росписью.
В «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»должны быть указаны данные о требуемом расчетном и фактическом нажатии, расчетном количестве стояночных (ручных) тормозов в осях для удержания грузовых, грузопассажирских и почтово-багажных поездов на месте и фактическое наличие исправных (ручных) тормозных осей в этих поездах, номер хвостового вагона, величина выхода штока тормозного цилиндра на хвостовом вагоне, количество (в процентах) в поезде композиционных колодок, время вручения справки и номер вагона, у которого встречаются осмотрщики при опробовании тормозов (при опробовании тормозов тремя и более осмотрщиками ставиться символ «Т» и количество осмотрщиков), данные о плотности тормозной магистрали поезда, значение зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона грузового поезда, а в справке на грузовые поезда длиной более 100 осей – время отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов, а также данные о плотности тормозной магистрали поезда в поездном положении управляющего органа крана машиниста и в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения. После опробования с выдержкой в течение 600 секунд (10 минут) перед затяжными спусками — сделать в справке отметку о выполненном опробовании с выдержкой времени.
147. Результаты полного опробования тормозов от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров хранятся на электронном носителе и распечатываются в бумажном виде. Распечатка совместно с копией «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» хранятся не менее семи суток у должностного лица, назначенного руководителем подразделения, работник которого выполнял полное опробование тормозов.
148. «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист должен хранить до конца поездки и по прибытии в основное депо сдать вместе со скоростемерной лентой (электронным носителем системы параметров движения поезда).
Если происходит смена локомотивных бригад без отцепки локомотива, то сменяющийся машинист обязан передать имеющуюся у него «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» принявшему локомотив машинисту. Последний на скоростемерной ленте (или на сопроводительном листе электронного носителя системы параметров движения поезда), делает пометку «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии на поезд №… с фактическим нажатием (по данным справки…) получил от машиниста (фамилия, имя, отчество сдавшего машиниста), с подписью получившего машиниста (фамилия, имя, отчество) и наименованием депо.
149. Машинист, получив «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» обязан убедиться, что отмеченные в ней данные о тормозах поезда соответствуют нормам и требованиям. При следовании с поездом двойной или многократной тягой машинисты всех локомотивов перед отправлением должны лично ознакомиться с данными, указанными в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».
150. При каждом сокращенном опробовании автотормозов осмотрщик вагонов, а там, где эта должность не предусмотрена работники, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры, делают отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов (включая отметку о происшедшем изменении состава с указанием номера хвостового вагона) в имеющейся у машиниста «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».
При прицепке (отцепке) вагонов, новые данные о плотности тормозной магистрали в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» заносит работник, на которого возложена обязанность выполнять опробование тормозов.
Если сокращенное опробование автотормозов пассажирского поезда было выполнено с привлечением начальника (механика-бригадира) поезда и проводников вагонов, то начальник (механик-бригадир) должен сделать отметку о выполнении сокращенного опробования автотормозов в имеющейся у машиниста «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии».
На станциях, где не предусмотрены должности осмотрщика вагонов, действие тормозов хвостовых вагонов в грузовых поездах проверяют работники, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры.