Что такое пользовательский сценарий
Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить
Денис Нарижный, руководитель интернет-агентства «Студия F1» и создатель сервиса юзабилити-тестирования сайтов AskUsers.ru, рассказал Нетологии о том, как составлять и использовать пользовательские сценарии.
Сценарии описывают пользовательские истории и взаимосвязи между ними. Они помогают определить, зачем и почему пользователи приходят на сайт и как достигают своих целей: совершают покупки, заказывают по телефону, сравнивают товары, общаются с консультантами.
Прежде чем разработать сценарий, нужно ответить на три вопроса:
1. Кто те люди, что заходят на ваш сайт?
Нужно выделить чёткий сегмент аудитории и проработать портрет клиента, под которого готовится сценарий.
2. Почему они заходят к вам?
На основе аналитики или опроса можно определить, зачем на самом деле пользователи посещают ваш сайт: просто посмотреть, что-то узнать или купить.
3. Какие цели при этом преследуют и как их достигают?
Вариантов не так много, особенно если мы говорим о коммерческих сайтах. Обычные цели — изучить предложение с целью сравнить его с другими, непосредственно купить или сделать заказ, но возможны и другие варианты.
Пошагово достижение целей обычно расписывается в профилях задач. Здесь такая детализация не нужна, просто нужно понимать, какие шаги делает пользователь для достижения цели.
Для чего нужны пользовательские сценарии
Сценарии помогают лучше понимать предпочтения посетителей сайта и анализировать пользовательский опыт. Это нужно, чтобы в дальнейшем проектировать сайт или интерфейс так, чтобы он вписывался в привычные для клиентов паттерны и приводил к цели посещения за наименьшее количество шагов и с минимальными затратами сил, времени и внимания.
Также сценарии используют для анализа пользовательского опыта при проведении юзабилити-тестов и других маркетинговых исследований.
Сценарий — наглядное схематическое представление того, как пользователь решает свою задачу с помощью сайта, что ему помогает и что мешает в достижении цели.
Разновидности сценариев
Пользовательские сценарии по степени детализации и технической проработки делятся на четыре группы.
1. Пользовательские истории
Это самый насыщенный подробностями вариант: рассказ, схемы, видео, фотографии — все, что помогает описать опыт взаимодействия, иногда даже без привязки к персоне клиента. У каждого пользователя может быть своя история и свой специфический опыт. Это сбор сырой информации.
Если мы говорим о покупке: кто-то берет для себя, а кто-то в подарок, кто-то подарит маме, а другой — жене. У кого-то все хорошо с финансами, кто-то собирал деньги на покупку, кого-то интересует кредит и рассрочка. Опыт в этих пользовательских историях будет отличаться.
Запишите простые человеческие истории: «Через месяц у нас юбилей свадьбы, я отложил деньги и собираюсь выбрать подарок жене. У меня есть предел по стоимости, я знаю, что жена любит серебро и носит серьги…».
Вот пример из серии скринкастов: пользователь пытается сделать покупку в интернет-магазине:
Пишем пользовательские сценариии для анализа дизайна сайта
При анализе каждого нового проекта, непосредственно перед проектированием его дизайна, функционала и информационной архитектуры, для лучшего понимания главной задачи сайта, да и любой информационной системы, очень полезным является «прогонять» сценарии взаимодействия пользователя с системой. Всегда хорошо понимать для кого конкретно ты делаешь сайт, а не просто держать в голове сокращение «ЦА».
Для того что бы сценарий не получался “картонным”, притянутым за уши и заранее заточенным под пожелания, например, дизайнера важно прорабатывать персонажей гораздо более детально чем деление целевой аудитории по половому признаку или финансовому положению, т. к. например персонаж «работающая мать двоих детей» может быть как врачём скорой помощи так и дизайнером-фрилансером. Для создания более объективного и качественного персонажа нужно ответить на следующие вопросы:
В книге «Call to action» посвящённой аналитике проектирования интернет-магазинов предлагается делить характеры персонажей на 4-е категории:
Стоит заметить, что в книге предлагается продумывать характер при написании «продающих текстов», но я считаю, что метод справедлив и для проектирования дизайна, т. к. характер штука глобальная и распространяется на всё. Так же надо помнить, что нет 100%-х представителей того или иного типа характера и представленные типы характеров в большой мере рафинированное обобщение, но для понимания того что движет человеком этого достаточно.
В идеале каждая страничка сайта должна давать то что нужно каждому персонажу с любым характером, т. е. быть достаточно универсальной.
Реальный пример персонажа для проработки дизайна сайта обувного магазина составленный нашим дизайнером:
«Общее описание: Ирина, 35 лет, бухгалтер. По долгу службы проводит много времени за компьютером и довольно неплохо с ним справляется. Склонна методично анализировать поступающую информацию. Как и любая женщина, следит за своей внешностью, однако не любит проводить слишком много времени в магазинах.
Устройство: десктопный компьютер (или планшет).
Цель: найти конкретную модель туфель, узнать наличие в других магазинах.
История: Ирина уже была в одном из магазинов Любимая Обувь, где ей понравились очень милые черные осенние туфли. Но, к сожалению, не оказалось подходящего размера. Дома Ирина решила зайти на сайт и узнать, в каком магазине она может эти туфли приобрести. Набрав в яндексе «любимая обувь» она сразу же попала на главную страницу сайта. К сожалению, Ирина не запомнила ни бренд, ни тем более артикул модели. Поэтому она решила искать через каталог товаров. Нажала «Для женщин», затем «Туфли», после чего увидела, что может отфильтровать обувь по цвету, материалу, сезону и т.д. После выбора нужных фильтров осталось всего 3 пары туфель, одними из которых были те самые черные осенние туфли. Посмотрев фотографии модели с разных ракурсов и убедившись, что это именно та модель, Ирина нажала ссылку «Узнать где купить», увидела список магазинов Любимая Обувь и позвонила в ближайший из них. Менеджер узнала, что пара нужного размера есть в наличии в данном магазине и отложила её для Ирины.
Выводы для сайта: дать ясно понять, что узнать о наличии товара, его цене и т.д., а так же зарезервировать товар можно позвонив в любой розничный магазин Любимой Обуви.»
Для сокращения времени на придумывание сценариев можно заготовить персонажей с фотографиями реальных людей и своим описанием их характеристик чтобы в нужный момент просто доставать нужный шаблон и класть себе на стол для большей визуализации. Пока именно такой практики у нас нет, но думаю мы к ней придём когда накопится достаточное количество разноплановых персонажей.
Используемая литература: «Call to action» (авторы.: Брайан Айзенберг, Джефри Айзегнберг. Издат. «Манн, Иванов и Фербер»)
Сценарии для сайтов и приложений
Как написать пользовательский сценарий?
Во-первых, стоит сказать, что интерфейс – не для заказчика, и не для вас. Интерфейс для человека, который будет им пользоваться и иногда бывает так, что сделанная вами работа нравится только вам и через пару часов или дней и это ощущение проходит. То есть картинки по началу нравились, потому что вы влюблены в проект, но ощущение пропадает, потому что вы спустя какое-то время начинаете уже менее влюбленно на него смотреть и понимаете, что за ним нет никакого смысла, пользы, а проста пустота, картинки и ничего больше.
Сценарий–это сжатое описание способов применения интерфейса для достижения цели. Сценарий нужен, чтобы сформулировать тот стержень, который будет в вашем продукте.
Из чего состоит сценарий:
Не буду рассказывать теорию, я об этом рассказываю в курсе. Сейчас просто на конкретном примере я поясню и расскажу как пишется сценарий.
Во-первых, на примере приложения для РЖД(рис.1)
Цель этого приложения — попасть на поезд без бумажного билета.
Рис.1 Приложение РЖД
Все начинается с того, что человек просто покупает билет на сайте РЖД (рис.2).
Следующим шагом пользователь должен увидеть эту поездку в приложении (рис.3). Он видит активные элементы, с датами, городом и временем.
Дальше на человек на вокзале должен найти свой поезд, путь и вагон (рис.4). Видно поезд, время, путь (определяется непосредственно на вокзале), вагон, место. То есть человеку не нужно распечатывать и доставать бумажные билеты и вся информация, которая ему нужна в данной ситуации видна на экране.
Рис. 5 Альтернативный сценарий
Во-вторых, может быть альтернативный сценарий (рис.5). Человек может захотеть вызвать такси до вокзала и здесь есть ссылка на такси. И может получить push-уведомление, чтобы не пропустить поезд за какое-то время.
Рис.6 Шаг четвертый
Дальше, следующий шаг по основному сценарию. Человек у вагона может показать проводнице штрих-код, чтобы проводница прямо с экрана телефона может считать этот штрих-код, провести идентификацию и пропустить человека дальше в поезд.
Дальше мы уже в поезде. Человек может найти свое место в поезде.На последнем экране, что важно (рис.7).
Есть альтернативный сценарий (рис.8). То есть мы заботимся о человеке больше и думаем не только о том, как ему добраться до дома, т.к. это его конечная цель, в свою квартиру, отель и т.д. И мы даем альтернативный сценарий: сообщить по смс друзьям,родственникам, что все ок и где, во сколько будет встреча. Можно вызвать такси с вокзала. И подключить вайфай. То есть заботимся о человеке чуть больше, делая следующий шаг. И даем ему с комфортном добраться домой (рис.9).
Здесь (рис.9) немного деталей, некоторый вещи можно еще глубже детализировать (каждый альтернативный сценарий,например). Сценарий не должен быть громадным и подробным, необходимо помнить про ключевые точки. Помнить о контексте, откуда человек попадает в приложение, где она находится в данный момент, в какой ситуации. Наше приложение не кончается на поиске места в вагоне, а помнит о следующем шаге.
Сценарий –стратегия. Описывайте ключевые точки процесса глобально, от начала до конца.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Во-первых, стоит сказать, что интерфейс – не для заказчика, и не для вас. Интерфейс для человека, который будет им пользоваться и иногда бывает так, что сделанная вами работа нравится только вам и через пару часов или дней и это ощущение проходит. То есть картинки по началу нравились, потому что вы влюблены в проект, но ощущение пропадает, потому что вы спустя какое-то время начинаете уже менее влюбленно на него смотреть и понимаете, что за ним нет никакого смысла, пользы, а проста пустота, картинки и ничего больше.
Сценарий–это сжатое описание способов применения интерфейса для достижения цели. Сценарий нужен, чтобы сформулировать тот стержень, который будет в вашем продукте.
Из чего состоит сценарий:
Не буду рассказывать теорию, я об этом рассказываю в курсе. Сейчас просто на конкретном примере я поясню и расскажу как пишется сценарий.
Во-первых, на примере приложения для РЖД(рис.1)
Цель этого приложения — попасть на поезд без бумажного билета.
Рис.1 Приложение РЖД
Все начинается с того, что человек просто покупает билет на сайте РЖД (рис.2).
Следующим шагом пользователь должен увидеть эту поездку в приложении (рис.3). Он видит активные элементы, с датами, городом и временем.
Дальше на человек на вокзале должен найти свой поезд, путь и вагон (рис.4). Видно поезд, время, путь (определяется непосредственно на вокзале), вагон, место. То есть человеку не нужно распечатывать и доставать бумажные билеты и вся информация, которая ему нужна в данной ситуации видна на экране.
Рис. 5 Альтернативный сценарий
Во-вторых, может быть альтернативный сценарий (рис.5). Человек может захотеть вызвать такси до вокзала и здесь есть ссылка на такси. И может получить push-уведомление, чтобы не пропустить поезд за какое-то время.
Рис.6 Шаг четвертый
Дальше, следующий шаг по основному сценарию. Человек у вагона может показать проводнице штрих-код, чтобы проводница прямо с экрана телефона может считать этот штрих-код, провести идентификацию и пропустить человека дальше в поезд.
Дальше мы уже в поезде. Человек может найти свое место в поезде.На последнем экране, что важно (рис.7).
Есть альтернативный сценарий (рис.8). То есть мы заботимся о человеке больше и думаем не только о том, как ему добраться до дома, т.к. это его конечная цель, в свою квартиру, отель и т.д. И мы даем альтернативный сценарий: сообщить по смс друзьям,родственникам, что все ок и где, во сколько будет встреча. Можно вызвать такси с вокзала. И подключить вайфай. То есть заботимся о человеке чуть больше, делая следующий шаг. И даем ему с комфортном добраться домой (рис.9).
Здесь (рис.9) немного деталей, некоторый вещи можно еще глубже детализировать (каждый альтернативный сценарий,например). Сценарий не должен быть громадным и подробным, необходимо помнить про ключевые точки. Помнить о контексте, откуда человек попадает в приложение, где она находится в данный момент, в какой ситуации. Наше приложение не кончается на поиске места в вагоне, а помнит о следующем шаге.
Сценарий –стратегия. Описывайте ключевые точки процесса глобально, от начала до конца.
Пользовательские сценарии в UX-дизайне
Центром любого дизайн-проекта является пользователь.
Мы создаем продукты, основываясь на том, что знаем о пользователях, даже если это противоречит нашему собственному мнению или представлениях об идеальном дизайне. Как? Благодаря различным методам исследования пользователей, таким как пользовательские сценарии.
Чтобы понять, как этот метод изучения пользовательского опыта (User Experience, UX) реально помогает создавать удобные интерфейсы, рассмотрим несколько основных моментов, включая определение пользовательских сценариев, их роль в UX-дизайне, отличие от пользовательских историй и многое другое.
Содержание статьи
Что такое пользовательские сценарии?
По сути, пользовательские сценарии (User Scenarios) — это короткие рассказы о пользователях, представленных в виде образов идеальных пользователей (персон), пытающихся достичь своих целей в своем контексте в ходе взаимодействия с вашим сайтом или приложением. Как правило, сценарии разрабатываются для продуктов и сервисов, только планируемых к запуску.
Создание сценариев требует особого мышления: необходимо сосредоточиться на целях пользователей. Чего они будут пытаться достичь на вашем сайте или в приложении? Будет ли ваш продукт им полезен? Также важно подумать о сопровождающем их контексте (нюансы поведения и использования продукта, условия, влияющие на UX), их предыдущих знаниях и опыте.
Пользовательские сценарии не представляют всех возможных пользователей. Вместо этого они обычно учитывают только самые распространенные персоны и их мотивации. Хорошие сценарии включают контекст и детализацию, чтобы быть как можно более точными и связными.
Чтобы представлять целевых пользователей в максимально реальном виде, сценарии должны исходить из четкого понимания того, с кем вы будете иметь дело, — требуется исследование, проведенное с существующими или потенциальными пользователями. Работая с хорошо продуманными сценариями, наполненными реалистичными персонами, команда разработчиков сможет выявить ранее неизвестные проблемные области и затем исправить их.
Зачем нужны сценарии?
Пользовательский сценарий — это вымышленная история о том, как пользователь выполняет действия или достигает своих целей с помощью вашего продукта. Сценарий обращает особое внимание на мотивацию пользователя в ходе взаимодействия с дизайном и документирует особенности поведения на сайте. В итоге дизайнеры получают набор полезных соображений, которые могут стать основой для выработки новых идей и юзабилити-тестирования.
Визуализация того, как юзер будет использовать продукт или услугу, весьма полезна на этапе идейной разработки проекта. На такой ранней стадии гибкость, которую эти сценарии предлагают воображению дизайнера, огромна. Благодаря этому можно расширить потенциал дизайна в плане его универсальности и даже выйти за рамки того, что предлагается на рынке.
Пользовательские сценарии также применяются для определения наиболее важных для юзабилити-тестирования областей, они позволяют понять, как именно должен проводиться каждый тест.
Благодаря сценариям мы можем определить:
Как создать пользовательский сценарий
Как вы уже поняли, предварительным условием является создание персон. Разработав образы идеальных пользователей, вы можете переходить к следующему плану:
1. Решите, какие сценарии создавать, отталкиваясь от наиболее значимых действий каждого вида персон.
2. Напишите правдоподобную историю, содержащую:
3. Отойдите от решений относительно пользовательского интерфейса (User Interface, UI). Суть не в этом. Главное — это опыт персон, что они чувствуют, видят, делают, о чем думают.
4. Постарайтесь избегать далеких от реальности предположений. Ориентируйтесь на то, что в данной ситуации сделал бы реальный пользователь.
5. Уберите все, что не вписывается в сценарий.
Пользовательский сценарий должен сосредотачиваться не только на взаимодействии с продуктом, но и на других вещах, которые происходят во время этого взаимодействия. Он может включать культурную информацию, контекст и описание обстоятельств, которые побуждают использовать продукт или приложение. Например, сценарий описывающий применение мобильного приложения, будет содержать информацию о том, что устройство используется, когда пользователь находится в поезде, или что действие прерывается входящим вызовом. Подобная информация помогает разработчикам адаптировать дизайн, исходя из целей улучшения пользовательского опыта и юзабилити.
Написав сценарий, вы можете на его основе начать определять требования к дизайну приложения.
Отличие пользовательского сценария от пользовательской истории
Следует отметить, что сценарии создаются, исходя из пользовательских историй (User Stories), коротких утверждений, описывающих, что нужно определенной персоне и почему. Сценарии выводят пользовательские истории на новый уровень, добавляя к истории подробности взаимодействия с продуктом или услугой.
Пример истории: «Как любитель кино, я хочу, чтобы на моем смартфоне была вся информация о предстоящих премьерах в местных кинотеатрах, чтобы мне не приходилось проверять сайты каждого из них по отдельности».
Хорошо написанная пользовательская история — это скелет любого проекта по дизайну UX, а сценарий — это его мышцы. Вместе они помогают создать надежный продукт, успешно решающий проблемы пользователя и вызывающий чувство удовлетворения.
Отличие сценария от примера использования
Пример, или кейс, использования (Use Case) — это, скорее, технический план, чертеж проекта, в центре которого находятся функции, а не чувства и мысли. Кейсы представляют собой список действий при взаимодействии человека с системой.
Привлекаем команду контроля качества
Над пользовательскими сценариями обычно работают координатор или менеджер проекта, а также UX- и UI-разработчики. Специалисты по контролю качества (QA, Quality Assurance) или, попросту говоря, тестировщики привлекаются не всегда, хотя именно они знают каждый кейс и каждое условие (позитивное или негативное) с точки зрения пользователя. С их помощью вы будете писать более точные сценарии.
Когда речь заходит о сценариях, обычно это означает необходимость протестировать продукт или данные. Вам нужно убедиться, что ваш продукт готов, прежде чем вы сделаете его доступным широкой публике. Тестировщики должны стать вашими первыми клиентами. Перед началом тестирования такому профессионалу нужно передать максимум информации о продукте и как можно больше сценариев.
Почему этот шаг действительно важен?
Ваш продукт попадет в руки многих людей. Существует много способов использования продукта или сервиса, и вы должны подготовить все возможные сценарии. Не только QA, но вообще каждый профессионал, участвующий в разработке, должен осознавать важность пользовательского сценария. Сценарии помогают вам генерировать идеальное решение проблем и делать хорошие, по-настоящему полезные продукты.
Каждый участник команды должен представить себя на месте пользователя. Не одного пользователя, а многих, разных пользователей. Как только все вживутся в роли, переходите к следующим шагам:
1. Изучите своих пользователей, их привычки и потребности.
2. Начните сами использовать продукт всеми возможными способами. Представьте, что вы и есть тот самый пользователь, который при этом хочет сделать что-то на вашем сайте или в приложении.
3. Разбейте процесс на несколько частей. Например, создайте пользовательские сценарии для случаев входа в систему и для оплаты или добавления товаров в корзину.
4. Разделите каждый сценарий на позитивный и негативный вариант. Возьмем попытку входа в качестве примера. Позитивный кейс: ввод пользователем имени и пароля, приводящий к успешному входу в систему. Негативный: пользователь забыл свой юзернейм и не смог войти в систему.
5. Придумайте как можно больше негативных кейсов. Такой подход позволяет обнаруживать больше пробелов.
6. Подключите всю команду. Попросите всех ваших коллег собраться вместе, составить список сценариев и завершить их с помощью продукта. Наличие разнообразных точек зрения поможет при дальнейшей разработке.
7. Создайте карту сценариев — документ, содержащий все ваши сценарии, тогда вы избежите повторений. На такой карте будет удобно наблюдать все имеющиеся сценарии и отмечать те, которые вы уже проработали.
8. Подумайте о том, как помочь пользователям следовать обозначенному вами сценарию. Experrto — это платформа для адаптации пользователей к интерфейсу и взаимодействию с вашим продуктом. С помощью индивидуально настроенных визуальных интерактивных подсказок Experrto позволяет выстроить онбординг таким образом, чтобы пользователь мог максимально эффективно добиться своей цели на сайте и завершить свой сценарий.
Прежде чем приступить к дизайну пользовательского пути, дизайнер накидывает базовый сценарий. Затем приглашает QA-специалистов для окончательной его проработки. Шаги повторяются до тех пор, пока вы не получите завершенный пользовательский сценарий — лишь затем можно переходить к следующим стадиям разработки.
Убедитесь, что вы следуете всем пунктам из представленного выше алгоритма, уделяя особое внимание негативным кейсам.
Заключение
Пользовательские сценарии важны, поскольку они позволяют экспертам по юзабилити и разработчикам проникнуть в сознание потенциальных пользователей. В сценариях основное внимание уделяется потребностям людей, а не аспектам дизайна. Еще одним преимуществом пользовательских сценариев является то, что они написаны на языке, который понимают все члены команды, независимо от специализации.
Изучите все возможные точки зрения. Разбирайте отдельные моменты снова и снова, фиксируя в своих заметках полученные инсайты. К этому и сводится процесс создания сценариев, пользовательских историй и примеров использования.
Подписывайтесь на нашу группу в фейсбуке и канал в телеграм, чтобы следить за обновлениями.