Что такое помощь при подъеме в гору на авто
Как работает система помощи при подъеме
Рассмотрим устройство и принцип работы системы помощи при подъеме (HAC). В конце статьи видео-обзор принцип работы системы HAC. Рассмотрим устройство и принцип работы системы помощи при подъеме (HAC). В конце статьи видео-обзор принцип работы системы HAC.
Система помощи при подъеме – так же известная как HAC (Hill-Start Assist Control), предназначена для предотвращения съезда (откатывания) машины в обратном направлении при движении на подъеме (наклоне). За счет наличия данной системы водителю не нужно пользоваться стояночным тормозом при старте вверх по подъему. Водитель более внимательный на дороге, а так же повышается общая безопасность автомобиля.
Что такое HAC — система помощи при подъеме
Почти каждый автолюбитель помнит хотя бы один момент, когда при старте под гору автомобиль глох, стартовал рывками или вообще не было возможности рушить. Чем больше угол подъема, тем сложней стартовать на нем, особенно, если дорожное покрытие играет не на пользу водителя. Зачастую водитель начинает играть в «лотерею», выбирая баланс между крутящим моментом колес и коэффициентом сцепления с дорожным покрытием. Помимо этого водитель в такой ситуации всегда должен правильно распределить вес между колесами, выбрать правильный путь и учесть другие характеристики ситуации.
Основой для создания и работы HAC послужила система динамической стабилизации автомобиля. На самом же деле это программное обеспечение, с дополнительными возможностями для механизма динамической стабилизации, а не техническая часть, как таковая. Система помощи при подъеме с помощью логики программы имитирует псевдодифференциал, тем самым передавая крутящий момент на более свободное колесо или колесо, которое требует больше мощности. Учитывая все факты и принцип работы системы помощи при подъеме, водителю намного проще рушить на подъеме, не пользуясь стояночным тормозом и не просчитывая разные ситуации.
Варианты названий системы помощи при подъеме
На сегодня представить современный автомобиль без каких-либо систем безопасности или новшеств, производителя практически невозможно. Некоторые обеспечивают безопасность, другие же помогают водителю в той или иной ситуации. Система помощи при подъеме играет роль безопасности и помощи. Первые разработки данного механизма принадлежат компании Toyota, именно её наработки взяли на вооружение другие автомобильные производители. В зависимости от компании, название системы меняется, при этом основная задача и принцип работы остается неизменным.
Наименование | Авто производитель |
USS, Uphill Start Support | Nissan |
Hill Holder | Fiat и Subaru |
HHC, Hill Hold Control | Volkswagen |
HAC, Hill-Start Assist Control | Toyota |
Не исключена ситуация, когда производитель может назвать систему вовсе другим названием, но при этом основная задача механизма остается той же. Скорей отличия придутся на доработку отдельных моментов и деталей, нежели полностью изменение принципа работы.
Как утроена система помощи при подъеме
Как уже говорили, система помощи при подъеме это скорей программное обеспечение, нежели техническая часть. Программное управление использует существующие системы безопасности, а так же управляет другими механизмами автомобиля. По словам специалистов, это расширенное программное обеспечение для механизма динамической стабилизации автомобиля.Поэтому кроме логики и определенного набора команд, система нечем не выделяется и внешне её невозможно заметить. Логика программного обеспечения не сложная, основная задача – удержать автомобиль на подъеме и не давать скатываться обратно во время остановки. Так же логика программного обеспечения, на основе собранных данных может анализировать ситуацию и перераспределять крутящий момент колес, чтоб не было пробуксовки.
Принцип работы системы помощи при подъеме
Несмотря на то, что в основе системы помощи при подъеме лежит программное обеспечение, техническая часть все же взята с других систем помощи и безопасности. Для этого рассмотрим основной цикл работы механизмов и ПО, чтоб вполне понять, как же устроен весь механизм.
Весь принцип работы системы HAC призван максимально замедлить снижение давления в тормозной системе, в момент отпускания педали тормоза. Далее срабатывает алгоритм программного обеспечения, используя определенные условия. Например, должен быть заведен, а педаль тормоза нажата. Так же немало важным условием считается угол подъема, он должен быть не меньше 5%.
Система помощи при подъеме работает циклически, выделяют 4 основные фазы отработки процесса:
Если рассматривать каждый из процессов или объединить их в цепочку, то весь принцип работы будет выглядеть приблизительно так. В момент торможения на подъеме, клапана на впуск будут открыты, а вот на выпуск и высокого давления будут закрыты. За счет этого в системе будет держаться давление для тормозной системы, а значит, и автомобиль будет держаться на одном месте.
Отпуская педаль тормоза, переключающиеся клапана закрываются, благодаря чему в системе сохраняется равномерное давление. Такой ход предотвращает скатывание машины назад. В момент нажатия на педаль газа, происходит обратный процесс, перепускные клапана начинают постепенно открываться, давление в тормозной системе уменьшается, хотя автомобиль по-прежнему удерживается на месте.
Только когда двигатель набирает необходимый крутящий момент для старта автомобиля с места, переключающийся клапан полностью открывается, тем самым сбрасывая давление в системе. Основной фактор в том, что механизм срабатывает только на подъеме и не зависит от направления движения. Датчики и сенсоры других систем максимально позволят угадать наклон кузова, положение автомобиля и другие детали, чтоб минимизировать скатывание машины назад.
Некоторые производители дорабатывают стандартную логику системы помощи при подъеме, добавляя функции управления дифференциалом, нагрузкой на колеса, а так же распределением крутящего момента. Все эти доработки не только улучшают безопасность, но и улучшают весь принцип работы механизма, тем самым показывая лучший результат.
Для тех, кому редко приходилось ездить по бездорожью или же стартовать на подъеме – эта система может показаться безнадежной. Но если у Вас мало опыта или же часто стартуете на подъеме, то система HAC будет находкой. Особенно полезна система помощи при подъеме будет для автомобилей с загруженным прицепом, в таком случае водителю намного проще будет рушить с места.
Видео-обзор принцип работы системы HAC:
Как работает система помощи при подъеме
Плотное городское движение и поездки в горной местности требуют от водителя крайней бдительности, особенно на участках с уклонами. Хотя опытные автомобилисты должны без проблем трогаться с места, но проблема отката машины на горке является распространенной причиной аварий. Решением проблемы стала система помощи при подъеме, которая должна подстраховывать начинающих и потерявших бдительность водителей.
Что такое система помощи при подъеме
Современные автопроизводители направляют максимум усилий на создание безопасного транспорта путем внедрения в конструкцию различных систем активной безопасности. Одной из них является система помощи при подъеме. Ее суть заключается в том, чтобы не дать автомобилю откатиться вниз, когда водитель отпустил педаль тормоза на уклоне.
Основное известное решение — Hill-Start Assist Control (HAC или HSA). Она поддерживает давление в тормозных контурах после того, как водитель убрал ногу с педали. Это позволяет продлить период работы тормозных колодок и обезопасить старт на подъеме.
Работа системы сводится к автоматическому определению уклонов и использованию тормозной системы. Водителю больше не нужно применять ручной тормоз или заботиться о дополнительной безопасности при движении вверх.
Основное назначение и функции
Основное назначение заключается в предотвращении отката автомобиля на уклоне после начала движения. Неопытные водители могут забыть об особенностях езды при подъеме, в результате чего машина покатится вниз, что может вызвать ДТП. Если говорить о функциональных особенностях HAC, стоит выделить следующие:
Система отлично справляется с работой в нормальных условиях, а также помогает автомобилю при гололеде и бездорожье. Дополнительное преимущество — предотвращение обратного скатывания под силой тяжести или при сильном уклоне.
Конструктивные особенности
Для интеграции решения в автомобиль не требуется никаких дополнительных конструктивных элементов. Работоспособность обеспечивается с помощью программного обеспечения и прописанной логики действий блока ABS или ESP. Внешних отличий у автомобиля с HAS также нет.
Функция помощи при подъеме должна исправно работать даже в том случае, если автомобиль движется вверх задним ходом.
Принцип и логика работы
Система в автоматическом режиме определяет угол уклона. Если он превышает 5% – запускается автоматический алгоритм действий. Работает этот таким образом, что после отпускания педали тормоза HAS поддерживает давление в системе и предотвращает откат. Существует четыре основных этапа работы:
Практическая реализация работы системы аналогична работе системы АБС. Более подробно об этом можно почитать в нашей статье. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, в тормозной системе повышается давление и срабатывают тормозные механизмы колес. Система фиксирует уклон и автоматически закрывает впускные и выпускные клапаны в гидроблоке ABS. Таким образом, происходит удержание давления в тормозных контурах и если водитель уберет ногу с педали тормоза – автомобиль останется неподвижен.
В зависимости от производителя, время удержания автомобиля на уклоне может быть ограничено (около 2 сек.).
Когда водитель нажимает на педаль газа, система начинает постепенно открывать выпускные клапаны в гидроблоке. Давление начинает снижаться, но все еще позволяет предотвратить скатывание вниз. Когда двигатель набирает нужный крутящий момент, клапаны полностью открываются, давление сбрасывается, и колодки полностью отпускаются.
Похожие разработки у разных производителей
Большинство мировых компаний заботится о внедрении новинок в транспортные средства и повышении комфорта движения. Для этого на вооружение берутся все разработки, предназначенные для безопасности и удобства водителей. Первопроходцем в создании HAC стала компания Toyota, которая показала миру возможности старта на уклоне без дополнительных действий. После этого система начала появляться и у других производителей.
HAC, Hill-Start Assist Control | Toyota |
HHC, Hill Hold Control | Volkswagen |
Hill Holder | Fiat, Subaru |
USS, Uphill Start Support | Nissan |
Хотя у систем разные названия и может незначительно отличаться логика работы, суть решения сводиться к одному. Использование помощи при подъеме позволяет без лишних действий увеличивать скорость транспортного средства, не опасаясь угрозы отката назад.
Как работает система помощи при трогании на подъеме на LADA
В настоящее время все комплектации автомобилей Lada Vesta и XRAY, а также «Люкс» версии Lada Granta и Kalina с АМТ (робот), оснащаются системой помощи при трогании на подъеме (HSА или HHC). Она облегчает процесс трогания с места на уклонах, удерживая автомобиль на месте и предотвращающая его скатывание с уклона. Разбираемся, как она работает, и какие отзывы о ней оставляют владельцы этих автомобилей.
Инструкция по эксплуатации
В руководстве по эксплуатации автомобиля есть описание этой системы, а также короткая инструкция по ее использованию:
При остановке на подъёме с уклоном более 4% удерживайте нажатой педаль тормоза с усилием, достаточным для обеспечения неподвижности автомобиля. При последующем отпускании педали тормоза и нажатии педали акселератора функция HHC сохраняет давление в гидравлическом приводе тормозов до момента трогания, но в течение не более 2 секунды, что предотвращает скатывание автомобиля.
Срабатывание HHC сопровождается характерным шумом исполнительных механизмов. HHC не работает при использовании стояночного тормоза, открыты двери водителя или неисправности ESC.
Как работает противооткатная система на Лада Веста на видео:
Отзывы владельцев
По отзывам владельцев трудности при использовании противооткатной системы возникают только на Lada Vesta и XRAY. Дело в том, что на других автомобилях (Лада Калина и Гранта) эта функция есть только на комплектациях с автоматизированной трансмиссией (АМТ). На машинах с двумя педалями все просто:
На механической коробке передач не все водители могут привыкнуть к такому электронному помощнику, они высказывают следующие замечания:
Кто считает, что система очень удобная утверждают, что нужно просто привыкнуть к ней. Они рекомендуют при начале движения в горку нажать на газ чуть порезче, примерно на 1200 ом/мин система помощи при трогании на подъеме отключится и машина начнет движение без помех со стороны тормозной системы.
Таким образом, система помощи при трогании на подъеме отключается сразу, если жмёшь на газ, и не включится, если задействовать ручник. А какие отзывы о противооткатной системе можете оставить вы?
Напомним, ранее тестировали другие системы автомобилей LADA (ABS и ESC и др.)
Что такое система Hill Start Assist и на каких автомобилях она устанавливается
Каждый новичок-водитель знает, что главная сложность в вождении — научиться правильно трогаться на подъем. Особенно это актуально при движении в горной местности или в тесном автомобильном потоке, когда незначительная ошибка в управлении приводит к ДТП.
Производители автомобилей знают об удручающей статистике, по которой 60-70% аварий на дорогах происходит из-за неумелого вождения и неспособности водителя правильно среагировать на ситуацию.
Чтобы снизить аварийность, на машинах устанавливаются дополнительные устройства безопасности, одна из которых — система помощи при старте движения на подъеме (на английском языке Hill Start Assist).
Не исключением стал и автомобиль Лада Веста, где производители не забыли об установке HSA.
В чем же принцип работы? Как устроена HSA? На каких автомобилях нашла применение? Рассмотрим вопросы подробно.
Что такое Hill Start Assist?
Hill Start Assist — комплекс узлов, действие которых направлено на предотвращение откатывания машины на наклонной дороге.
Упростить работу водителю в момент остановки на подъеме (например, перед светофором на перекрестке) и исключить применение ручника. HSA устанавливается на легковые автомобили российских и зарубежных марок.
Задача Hill Start Assist — создать дополнительное тормозное усилие, которое удержит машину на крутом склоне. При этом удерживающая сила возникает после отпускания педали тормоза.
Благодаря действию HSA, в момент переноса ноги с педали тормоза к педали газа машина не скатывается, а надежно фиксируется на одном месте.
Такая система — надежный помощник при необходимости частого перемещения по городу, в условиях бездорожья или горных дорог.
Начинающие автолюбители путаются в аббревиатурах. Причину этого явления легко объяснить — у каждого производителя индивидуальное название для HSA:
Устройство помощи, обеспечивающая фиксацию автомобиля на подъеме, строится на базе динамической стабилизации.
Речь идет о программном расширении, установленном на многих автомобилях. Это означает, что Hill Start Assist самостоятельной системой не считается.
Работа HSA активируется в автоматическом режиме, когда машина стоит на уклоне под углом 5 градусов и более.
Указанный угол разрешается регулировать в одну или другую сторону для достижения наибольшего комфорта в движении.
Когда водитель планирует тронуться с места, он отпускает тормоз, после чего переводит ногу на газ.
В момент сбрасывания педали тормоза тормозная система продолжает работать до открытия заслонки дросселя. Такое действие не дает машине скатиться, что повышает безопасность движения и комфорт для автолюбителя.
На каких автомобилях устанавливается?
В кругу автолюбителей ведутся споры по поводу того, для каких автомобилей предназначена HSA. Первоначально она планировалась под машины с автоматической коробкой передач.
Через время систему доработали, и она получила применение на разных типах КПП (в том числе и механических).
Хуже всего показало себя сочетание механической коробки передач и HSA. Причина заключается в принципах работы системы.
Устройство Hill Start Assist реагирует на три составляющие — нажатие педали тормоза, отпускание и открытие заслонки дросселя (нажатие на педаль акселератора). Колодки перестают работать после включения трансмиссии и прироста числа оборотов.
В случае с механическими КПП снижение давления возможно в случае перегазовки на нейтральной скорости. Как результат, автомобиль откатывается назад. Водитель не ожидает такого подвоха от устройства и попадает в ДТП.
Причина в том, что Hill Start Assist не способна четко распознать перегазовку и начало движения на механической коробке передач.
Вот почему HSA в комплексе с «механикой» практически не пользуется спросом. Если на вашей машине с механикой такая система и установлена, то стоит проявлять осторожность на спусках, ведь узел подводит в непредсказуемый момент.
Устройство и принцип работы на примере Лада Веста
Принцип работы Hill Start Assist на автомобиле Лада Веста не сильно отличается от общего подхода, применяемого на других машинах.
Устройство работает на принципе снижения давления в тормозной системе после отпускания педали газа.
Для активации работы HSA требуется три составляющие:
Само устройство работает на базе четырех циклов (фаз), каждая из которых выполняет конкретную задачу:
В момент нажатия на тормоз (в момент подъема) тормозная система выполняет функции при условии, когда клапаны (переключающие и впускные) открыты. Как результат, в Hill Start Assist появляется тормозное давление, удерживающее машину на одном месте.
После отпускания тормоза происходит закрытие переключающих клапанов, а в тормозных контурах поддерживается требуемое давление, что исключает откатывание машины в момент переноса ноги с педали на педаль.
Как только дроссельная заслонка открывается (педаль газа выжимается), перепускные клапаны открываются. Этот фактор способствует снижению давления в тормозах.
После того как момент вращения мотора достигает необходимой частоты, переключающие клапана открываются на 100%, что и гарантирует сброс давления.
Стоит отметить, что Hill Start Assist работает только на подъем. Интересен факт, что направление движения не имеет значения. Так, устройство сработает даже при движении в гору задним ходом.
Hill Start Assist стала спасением для новичков, которым с первых дней вождения приходится ездить по улицам города. Что касается водителей со стажем, то для них наличие такой системы не обязательно. Кроме этого, при покупке машины с МКПП HAS приносит больше головной боли, чем реальной пользы.
Так что при выборе авто стоит подумать, стоит переплачивать за такую опцию или нет.
Мнение о системе помощи при подъёме (HSA).
Прежде чем написать мнение об этой системе, пожалуй напишу, что же это такое…
Система помощи при трогании в гору (Hill Start Assist) предотвращает откатывание автомобиля назад при начале движения на подъеме. Если в неподвижном автомобиле отпустить педаль тормоза, эта система в течение нескольких секунд сохраняет тормозное давление, повышая контроль при начале движения в гору, или остановке и трогании на скользком покрытии.
Решил написать мнение о данной системе…
Не могу не спросить: можно ли как-то отдельно отключить систему помощи на подъёме? Конечно понимаю, что такая система очень помогает водителям (особенно неопытным) на подъёме, не позволяет откатиться… Я всё понимаю. Да, может в обычной равнинной местности это бы не было минусом, так как работала бы она гораздо реже. Но мне, проживающему в горах, её не надо. Многие подумают: «Ты чего?! Она же реально помогает!».
Теперь объясню– у меня в городе (и его окрестностях) везде горная местность. Постоянно подъёмы или спуски… Десятки раз за день трогаюсь в горку, а то и больше: при отпускании педали тормоза, я плавно отпускаю сцепление и добавляю газ– отката не было и без всяких систем.
Теперь же, начинаю трогаться как обычно, но машина стоит 2 секунды! Затем небольшой рывок (система сама разжимает колодки) и машина трогается. Причем такая система не всегда срабатывает и надо ещё угадать, когда надо чуть подождать с отпуском педали сцепления и нажатием газа, а когда надо сразу… Со светофора бог с ним, но не очень удобно выезжать со второстепенной- надо резко тронуться и проскочить, а она тупит 2 секунды. Паркуюсь где-то, а она стопорит машину… Может я и преувеличиваю, так как ещё не привык к машине, в частности к этой системе, но она мне стала сразу не по нраву…
Может у кого-то есть мнения на этот счёт? Как водители относятся к данной системе?