Что такое помыслы в православии
Помыслы
Они легче пуха и незаметнее слабого ветерка. За день их бывает так много, и они так разнообразны, что отследить их все и дать себе отчет в их качестве едва ли возможно. Мы говорим о помыслах.
Они есть у всех, и они не только разнообразны. По временам они еще и безобразны. А еще пусты, или неожиданны, или фантасмагоричны. Кто поймает их сачком, как бабочку? Кто пересчитает их, как песчинки в горсти?
Да стоит ли вообще обращать на них внимание или можно махнуть рукой на эту мысленную моль, на эту пыль, соскучившуюся по мокрой тряпке?
Что ж, мокрая тряпка действительно нужна, а вот просто отмахнуться от этой опасной мелюзги не получится.
В своем Первом Соборном послании апостол Петр напоминает христианам об их прежней жизни, о той нравственной грязи, которую они отвергли с отвращением:
«Довольно, – говорит он, – что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; поэтому они (прежние товарищи по греху – прим. А.Т.) и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1 Пет 4: 3–4)
У апостола помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство
Очень важно и не менее удивительно здесь то, что в перечне похотей у апостола помыслы стоят в ближайшем соседстве с такими очевидными гадостями, как мужеложство и скотоложство. Если бы мы с вами составляли перечни грехов и их классификацию, то никогда бы не поместили эфемерные (казалось бы) мысли рядом с вопиющими плотскими грехами. Очевидно, мы не до конца понимаем некоторые принципиальные по важности вещи.
«Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 5–7).
«У дверей грех лежит, он влечет тебя к себе», – вот она, настырная, неотступная мысль, лишающая человека покоя днем и ночью. Это пока еще только мысль, но она уже грех, лежащий у порога. У человека есть власть бороться с ней (сказано: «господствуй»). Если же она победит, а не ты, то грех очевидный, в пространстве и времени, произойдет с пугающей неумолимостью.
Закоренелый грешник, собственно, это и есть человек, которого победила неотступная мысль. Привлекла к себе внимание, переползла через порог, забралась в сердце и уходить не хочет. Так, патологический ревнивец, сексуальный маньяк, ненасытный вор, человек вечно не довольный жизнью, ропщущий и завидующий и так далее суть люди, потерпевшие поражение в невидимой борьбе. А в этой борьбе и немудрено проиграть, поскольку львиная доля людей даже не подозревает, что такая борьба существует.
Библейское откровение до царя Давида мало говорит о внутреннем мире человека, в том числе о помышлениях сердца. Видно, человек был не способен к такому повороту зрения внутрь себя и вниманию к помыслам. Начиная же с Давида и его Псалтири, разговор о тайне сердца зазвучал, и уже его вряд ли остановишь.
Греху предшествует мысль, а постоянному греховному поведению предшествует создание внутри человека целой мысленной системы греха, сложно разветвленной, как кровообращение. Этим откровением мы обязаны сыну Иессея и отцу Соломона. До него Святому Духу не с кем было заговорить о предметах столь тонких. Вот примеры из псалмов.
В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Это из псалма 9-го. Там же: говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла» И еще: хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда». То есть, чтобы ободрать ближнего, как липку, чтобы сожрать его заживо, подставить, свести со света, нужно прежде всего сказать внутри себя: Бога нет! А если и есть, то Он не видит, забыл, закрыл лицо и прочее. Злодею необходим мысленный фундамент деятельности. А раз он необходим, то он и неизбежен.
«Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Это уже слова безумного с неумолимым практическим выводом из них в виде гнусных дел и развращения. Писание, как видим, не оставляет маневра для светского гуманизма или безбожной доброты. Это довольно строго. Многие верующие не на шутку напуганы этой строгостью Всеблагого Бога. Испугаться есть от чего. И если бы мы сами выдумывали Бога, а не Он открывал Себя, то мы выдумали бы Его образцом толерантности. Реальная строгость Писания путает нам лукавые карты.
Впрочем, это не строже, чем огонь, льющийся на Содом. И это не строже, чем воды, заливающие всех, кроме сидящих в ковчеге. А ведь и у Содома, и у человечества при Ное были, надо пролагать, свои прочные мысленные конструкции. Вернее, они казались прочными, пока к одним не пришла вода, а других не накрыл огонь.
Часть 3. Борьба с помыслами
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями.
Страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога, или приражения. По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.
Прилог возникает в сознании человека от впечатлений увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом. Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия. Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его. Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим. Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом.
Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля настолько подпала под влияние греховной мысли, настолько сроднилась с ней, что человек уже готов перейти к действиям. Грех уже наполовину совершен в мыслях. Как говорит Господь в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19), таким образом показывая, с чего начинается грех – «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15).
Греховный помысел, который поселился в душе и сердце, обязательно когда-нибудь перейдет в действие. Человек, позволяющий себе нескромные взгляды, не хранящий свое зрение и слух от соблазнительных картин, имеющий в уме нечистые, блудные помыслы, не может оставаться целомудренным.
«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» – вопрошает премудрый Соломон (Притч. 6: 27–28).
Поэтому тем, кто хочет вести духовную жизнь, следует помнить, что дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) прилог – нечто нам совсем не принадлежащее, но, как какое-нибудь зловредное насекомое, стремящееся залететь в приоткрытое окно нашего сознания.
Как-то в одной книге по психологии прочел о том, что наши мысли вовсе не являются «нашей собственностью» и порождением нашего ума. То, что мы думаем, – результат множества причин и обстоятельств: воспитания, условий жизни, времени, в котором мы живем, страны, в которой мы родились, и т.д. Например, если бы мы родились в другой стране, в другое время или получили другое воспитание, мы и думали бы иначе. Таким образом, то, что мы думаем, – это не совсем наши мысли, они могут возникнуть у нас по очень многим независящим от нас причинам. (Следует еще добавить, что люди православные хорошо знают, что нехорошие, греховные мысли могут приходить еще из одного источника, и источник этот хорошо известен.) Конечно, эти замечания о мыслях касаются только не укоренившихся в сознании помыслов; если человек принял мысль и начал ее обдумывать, он уже сродняется с ней, она становится его собственной.
Психологи советуют отделять плохие мысли от хороших и оформлять с плохими «развод», то есть не пускать их в свое сознание, не считать своими, а к хорошим мыслям, наоборот, «свататься» и всячески дружить с ними, заменяя плохие, мрачные, агрессивные мысли светлыми, добрыми, позитивными. Мне эта мысль весьма понравилась, но как же я был удивлен, когда у святителя Феофана Затворника прочел очень похожий совет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему. Это – самое спасительное средство к прогнанию греха. Всякое греховное движение держится в душе через ощущение некой приятности от него; потому, когда возбуждена неприязнь к нему, оно, лишаясь всякой опоры, само собою исчезает».
Действительно, грех и скверна не могут быть частью души, они не свойственны, не сродни человеку; мы сотворены чистыми, светлыми, очищены водами святого крещения. Вот лежит ребенок, только что крещенный; он чист, он как ангел Божий, и «все греховное есть пришлое к нам», оно приходит уже потом. И только приняв его в себя, согласившись с ним, мы сами поселяем грех в своей душе. И тогда уже выгнать его ох как непросто.
Мы должны установить в своем сознании как бы некий фильтр, решить, какие мысли для нас желательны, а какие нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Поступить как родители, которые могут заблокировать доступ детям на некоторые сайты или телевизионные каналы. Можно привести еще аналогию. Когда раздается звонок в дверь, мы же не сразу распахиваем ее, не спросив: «Кто там?»? Нет, мы сначала смотрим в глазок и только убедившись, что это звонит знакомый нам человек, впускаем его в квартиру.
Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними.
Как-то я исповедовался одному опытному священнику в том, что замучили греховные помыслы, и он дал мне такой совет: «Воспринимай помыслы как что-то внешнее, не имеющее к тебе отношения. Мысль может контролировать приходящие к нам помыслы, но в нашей воле – принять или нет». Допустим, сидит человек в доме; окна и двери закрыты; за окнами буря, метель, непогода, но они не вредят ему, пока он не открыл окно. Но стоит открыть – непогода ворвется внутрь, и станет неуютно и холодно. Так же и мысли: они неизбежны, но не должны входить в душу и осквернять ее.
Очень важно не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – духовными, светлыми, добрыми. Ведь есть закон: природа не терпит пустоты. И духовная природа тоже. Вспомните притчу, как нечистый дух выходит из человека и, изгнанный, ходит по пустынным местам, потом возвращается и, найдя свое место незанятым, приводит семь злейших себя бесов. Свято место, как говорится, пусто не бывает.
Святитель Феофан советует поставить после изгнания злых помыслов у самого входа в душу как бы щит и не пускать их обратно: «А для сего спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел».
Мы уже говорили, что каждой страсти есть противоположная добродетель. Так и каждой греховной мысли можно противопоставить противолежащую, добродетельную. Например, блудной – целомудренную, чистую; гневливой – доброжелательную; помыслу осуждения – помысел оправдания, жалости к ближнему и т.д.
В заключении приведу еще один совет святителя Феофана: начинать борьбу с помыслами с молитвы к Господу, святым и ангелу-хранителю. Чтобы мы приписывали успехи духовной брани не нашим собственным стараниям, но только помощи Божией.
Нужно найти главную свою страсть и бороться с ней как деятельно, так и в мыслях. Брань эта никогда не прекратится. «Но все легче и легче… или все удобнее и удобнее будет преодолевать ее. И опытности прибавится; так что и заметить, и отразить не трудно будет».
Помыслы неверия, сомнения, хулы
Из наследия Оптинских старцев
В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.
Спасение утопающего апостола Петра |
Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.
Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.
Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:
Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:
«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».
Помыслы неверия, сомнения в вере
Уверование св. апостола Фомы |
К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:
«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».
Преподобный Амвросий объяснял:
«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».
Помыслы против духовного наставника
Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:
«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».
«Подобно ругательствам пьяного прохожего»
Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:
«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.
Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.
Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».
В чем причина появления хульных помыслов
Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.
Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:
«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».
О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:
«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».
«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».
Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:
«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».
Как получить освобождение от хульных помыслов
Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:
«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».
Старец Амвросий советовал:
«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».
«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».
«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
О помыслах и мыслях. Часть 1
Как наши мысли и помыслы превращаются в палачей и мучителей? Спроси любого, и он, думаю, подтвердит, что его ум заполнен десятками, сотнями, даже тысячами мыслей и помыслов. Авва Кассиан в «Добротолюбии» говорит, что помыслы похожи на обезьян, которые прыгают с дерева на дерево, ни на минуту не останавливаясь, и так все скачут и скачут с одного на другое. Вот и мышление человека не останавливается, переходит от мысли к мысли, от образа к образу, от желания к желанию. Можно сказать, что наш ум – это поле, на котором постоянно сталкиваются мысли – хорошие, плохие, грустные, решаемые, неразрешимые и так далее. Наш ум полон помыслами, но он всё продолжает «производить» разные мысли.
Очень многие, приходя в храм к своему духовнику, говорят:
– Батюшка, мой ум не может успокоиться! Он все время в рассеянии. Я стою в церкви или что-то делаю дома, а мои мысли где-то блуждают. Начинаю молиться – и думаю о чем угодно, но только не о молитве.
Что делают помыслы с человеком? Они не только истощают и утомляют его, но и заставляют чувствовать его виноватым за то, что его посещают эти вот мысли. А если помыслы нечистые, тогда вина становится еще больше. Чаще всего новоначальным христианам приходит много нечистых помыслов. И это понятно. Потому что в самой своей глубине их душа еще не очистилась Святым Духом через исповедь и проч. Вот и «всплывают» образы, картины, воспоминания из прошлого.
Всем нам в голову приходят разные мысли. Никто не может сказать, что они обошли его стороной. Каждый сталкивается с ними, переживает, знает, что в большей или меньшей степени они мучают нас.
Что заставляет нас гневаться, беспокоиться, разочаровываться или бояться чего-то? Кто-то скажет, что разные жизненные ситуации. Например, поступки матери, трудный характер отца, скверный нрав начальника, равнодушие мужа, упрямство жены, эгоизм соседа и так далее. Все мы в большей или меньшей степени думаем, что то, что нас пугает, разочаровывает, беспокоит, зависит от внешних факторов, рождено ими. И мы не задумываемся о том, что все, что разочаровывает, ранит, мучает, зарождается внутри нас, то есть исходит от нас самих. А ведь все эти муки – не из-за других, а из-за нас самих и наших помыслов. Очень важно подчеркнуть: нас мучают не столько внешние события, а то, как мы истолковываем их. То есть все наши несчастья не из-за того, что происходит с нами, а от того, как мы вносим случившееся в нашу жизнь, потому что внешние факторы для всех людей одни и те же.
Нас пугают и мучают не столько сами внешние события, а то, как мы истолковываем их
Каждый человек может заболеть, у любого могут возникнуть материальные трудности. В Греции у всех людей такие проблемы, у многих проблемы с воспитанием детей. У одних несчастливый брак, у других неидеальная работа, у третьих не очень хороший начальник, но мы по-разному реагируем на эти проблемы. Например, у двух людей финансовые трудности, но они по-разному относятся к этому. Один говорит:
– Я надеюсь, что проблема уладится. Господь поможет! И мы не будем сидеть сложа руки. Ведь и раньше люди сталкивались с такими же трудностями, как у нас.
– Катастрофа! Конец! Нечего не ладится. Как я могу радоваться чему-то в этой жизни?!
Одна и та же ситуация, но люди реагируют по-разному, по-разному истолковывают одну и ту же проблему.
Вспомним историю старца Паисия, которая очень хорошо показывает, как важно толкование, которое мы даем той или иной ситуации.
Однажды он собрался поехать из Уранополиса в Салоники, но не было туда автобуса. И старец остановил попутный грузовик, который вез из Атониады подгнившие овощи и испорченную рыбу. В грузовике было много ящиков, и поездка была утомительной. Ехали, кроме старца Паисия, еще мирянин и монах.
История давняя, в то время дороги Халкидики еще не были заасфальтированы. Грузовик тронулся, и ехавших стало подбрасывать на выбоинах. Мирянин, сидевший возле старца Паисия, принялся ворчать:
– Ну что за машина! Где ее только нашли! И зачем я согласился ехать на этом грузовике? Нас покалечат. Мы живыми не доедем. Ой! Ай!
И все больше негодовал.
Старец Паисий сказал ему:
– Брат, и что ты так нервничаешь? Понятно же, что дорога плохая и поездка утомительная.
Напротив сидел монах, ящики все время валились на него и больно били по голове, ему было очень неудобно сидеть, и старец Паисий спросил:
Ящики все время валились на него и больно били по голове, а он говорил: «Слава Богу, все хорошо! В аду будет хуже!»
– Слава Богу, хорошо! В аду будет хуже!
Старец повернулся к мирянину и сказал:
– Посмотри на монаха, который сидит напротив. Ему очень неудобно, ящики падают ему на голову. Поездка для него мучительна, но он говорит: «Слава Богу!» Монах не жалуется, а ты почему ворчишь? Ты сам себе враг.
Старец Паисий часто рассказывал нам эту историю, чтобы показать, как важно, с какими мыслями ты «встречаешь» то или иное событие. Все трое ехали в одном и том же грузовике, в одинаковых условиях, а оценка, которую они давали поездке, была разной. Потому что разными были их взгляды на ситуацию и смысл происходящего. Ведь в этой истории есть и смысл. Монах не только не беспокоился о том, что ящики падают на него, но и осмыслил то, что происходит. Ящики падают ему на голову, но он находит в этом некий смысл и говорит:
– Да, тяжело ехать, но в аду будет еще хуже.
Это прямое осмысление ситуации, он увидел ее сущность и смысл, и поездка стала для него прекрасной.
Мы часто сталкиваемся с подобными ситуациями. Однажды старец Паисий был в гостях в Афинах. Это было во время войны на Ближнем Востоке. Хозяин дома сказал ему:
– Геронда, вы будете спать в той комнате, но я не могу обещать вам хорошего сна: внизу все время ездят машины, мотоциклы и очень шумно.
Старец лег спать, и утром хозяин спросил его:
– Как вам спалось, геронда?
– Превосходно! Прекрасно спалось!
– И ничего не беспокоило?
– Как же вы смогли заснуть?! А я с трудом засыпаю в той комнате. И гости мои, а их много приезжает, не могут в ней спать.
Что ему ответил старец?
– Послушай, и я слышал рев мотоциклов, но сказал себе: «Да, я сейчас слышу шум проезжающих машин и мотоциклов, но в сотнях, тысячах километрах отсюда, в другой стране, в другом квартале и другом доме люди слышат, как подают бомбы, и видят, как умирают дети».
Старец Порфирий Такой взгляд сразу придал смысл ситуации и показал выход из нее, то есть старец дал оценку происходящему. Если бы на его месте был другой человек, то, наверное, злился бы всю ночь. Вот видите, что важна не ситуация, а оценка, которую мы даем ей.
Вспомните святого Порфирия, который, болея раком, славил Бога. Раком болеют многие. Это страшная болезнь, но он в ней нашел иную перспективу, и это принесло ему успокоение.
Старец Паисий часто повторял, что помысел делает человека здоровым или уничтожает его. «У человека, – говорил он, – есть мастерская помыслов. В ней он делает дискосы и потиры или же патроны, которыми убивает себя».
Старец Паисий имел большое чувство юмора. Как-то к нему пришел человек. Старец держал в руке отвертку, и человек спросил его:
– Геронда, что ты делаешь?
– Ремонтирую свои мысли.
Он придавал важное значение помыслам, вы увидите это в его книгах. Один крупный современный психолог говорит: «Лучшие друзья и злейшие враги человека – это его мысли. Одна мысль может сделать нам больше добра, чем наш врач, банкир или самый верный друг».
Старец Паисий говорил: «Мысль может причинить нам больше вреда, чем кирпич, упавший на голову»
Помню своего прадедушку, он был таким типичным критянином. Моя мать рассказывала, что у него было много страхов – он был подвержен тому, что называется катастрофическими мыслями. Знаете ли вы, что у многих те или иные события всегда вызывают катастрофическую реакцию: они существенно преувеличивают их.
Например, за несколько дней до визита к стоматологу они уже переживают сценарий с наихудшим исходом. И если у них что-то болит, всегда думают о чем-то чудовищном. Хотя вероятнее всего речь идет о боли, которая пройдет, если они успокоятся и немного расслабятся. Но они уже представляют себя в реанимации и ведут себя так, словно вот-вот туда попадут.
Старец Паисий говорил: «Мысль может причинить нам больше вреда, чем кирпич, упавший нам на голову». Мысль, которую мы не контролируем и на которой сосредотачиваемся, может быть настоящей катастрофой. Так что мысли – это реальность.
А еще старец Паисий говорил: «Часто может быть так, что ты встретил своего знакомого, а он не увидел тебя и прошел мимо. И вот ты начинаешь думать: “Он не хочет разговаривать со мной. Он игнорирует меня. Он задумал что-то против меня”. Это три произвольные мысли всем нам могут прийти в голову. Хотя мы просто могли бы сказать: “Наверное, он не заметил меня”».
Очень хорошие слова есть у старца Паисия: «Есть люди, которым подаришь немного внимания или скажешь доброе слово, и они “летают” от радости. Но если ты не обратишь на них внимания, они сильно огорчаются и говорят:
– Он не хочет знаться со мной.
– Наверное, он просто, не увидел тебя.
– Возможно. Но все-таки почему он даже не поздоровался со мной?
– Ну, наверное, он задумался и поэтому не поздоровался с тобой.
– Да, возможно. И все же он не любит меня, потому и не хочет разговаривать…»
Или, например, какой-то человек, наш знакомый или друг, возвращается домой, у него на работе был тяжелый день, проблемы с начальником и коллегами, он очень устал и не обратил на нас внимания, а мы сразу:
– Он не любит нас, не хочет общаться с нами, не замечает нас, совсем забыл про нас!
Ко всем приходят такие мысли, а он просто очень устал. Мы же на него обижаемся, и начинается игра в пинг-понг, где один не разговаривает с другим, потом идут ссоры и так далее и тому подобное.
Старец рассказывал: «Несколько дней назад ко мне пришел человек и говорит:
– Почему тот, кто раньше общался со мной, сейчас уже не общается? На днях я ему сделал замечание. Так, может быть, он из-за этого?
– Послушай, – говорю ему, – может быть, он просто не заметил тебя, или у него заболел родственник и он ходил за врачом и думал об этом… А, может, и о чем-то другом. Он ничего не имеет против тебя.
И действительно, у того, кто не обратил внимание на человека, рассказавшего мне об этом, заболел родственник, у него было много дел – он спешил вызвать врача, купить лекарства… А тот подумал: “Он не хочет общаться. Он не любит меня. Я ничего ему не сделал, а он игнорирует меня…”»
Приведу тут несколько важных примеров. Представьте себе, что у вас встреча, но ваш друг опаздывает на 15 минут. Что происходит с вами? Первое, что вы чувствуете, это гнев, а затем у вас сразу возникает мысль: «Этот человек не уважает меня». Другая ситуация: кто-то опаздывает на встречу на 15 минут, но мы не злимся на него, а беспокоимся, думая: «Наверное, с ним случилось что-то плохое!» Когда дети не дома и звонит телефон, то в 99% случаев родители думают, что им звонят из больницы или из полиции, чтобы сказать:
Когда дети не дома и звонит телефон, то в 99% случаев родители думают, что им звонят из больницы!
– Приезжайте и заберите вашего ребенка… Срочно приходите: вашего сына отвезли на «Скорой» в такую-то больницу…
Многие матери говорят – не то чтобы их мужья не интересовались детьми, но мужчины быстрее засыпают, – что всю ночь не могут сомкнуть глаз, беспокоятся о своем ребенке, а когда он возвращается домой, укоряют его:
– Сынок, я всю ночь не могла уснуть!
– Мама, разве я виноват в том, что ты не могла уснуть?!
А потому, что все время думают об этих катастрофических сценариях, думают о чем-то плохом и никогда не думают о хорошем. Хотя ты могла бы себе сказать:
– Мой ребенок опаздывает, потому что он в хорошей компании. Слава Богу! Он хорошо проводит время, у него хорошие друзья и чувствует он себя хорошо.
Нет! К тебе приходят плохие мысли: «Сейчас позвонят и скажут, что мое дитя разбилось, что с ним случилось что-то ужасное…» И никогда тебе в голову не приходят хорошие мысли, а всегда только плохие мысли.
Как-то я приехал в деревню, сел за стол. Одна из матерей была очень встревожена. Я спросил:
– Почему вы так расстроены?
– Я не нахожу себе места, не могу спать, вся на нервах!
– Потому что скоро сына заберут в армию.
– А что такого, что он пойдет служить?
– Я не могу, не могу! Я схожу с ума. Я не могу без него. Как я буду жить, когда его заберут?! Я сниму квартиру возле военной части, где он будет служить!
– Это крайности, – сказал я ей. – Это ненормально. Вы должны быть рады, что ваш ребенок пойдет служить в армию, что он уже взрослый, возмужал, встает на ноги. Он уже не нуждается в вашей заботе.
Да, но мы хотим, чтобы они нуждались в нашей заботе…
– Нет! С ним может произойти какая-нибудь беда… – нервно продолжала мать.
И трагическое событие случилось в день, когда юноша должен был уехать служить. Он устроил вечеринку. Когда алкоголь закончился, он поехал на мотоцикле купить еще вина, чтобы вечеринка продолжилась, и на обратном пути его мотоцикл перевернулся… Теперь он инвалид. Он не пошел служить в армию. И его мать постоянно рядом с ним.
У меня есть близкий родственник. На какую бы вечеринку мы с ним ни пришли, каждый раз было одно и то же: люди веселились, смеялись, отдыхали, но он умел «волшебным» образом заставить всех плакать! Это тоже «харизма». А у кого-то есть «харизма» клеветать на людей, а у кого-то – «харизма» устраивать сущий ад.
На вечеринке мой родственник начинал так:
– Почему вы смеетесь? Почему радуетесь? Все мы умрем!
Как только он произносил это, вы слышали, что первая вилка упала на пол.
– Да, вот мы смеемся, а завтра у нас могут обнаружить злокачественную опухоль!
И теперь твоя вилка падает на пол. В конце вечеринки уже большинство сидит за столом в унынии.
Я вспомнил и о другом своем родственнике. Я нарочно не буду говорить, как его зовут, потому что, когда я вернусь на Крит, он может найти меня. Ты спрашиваешь его:
– Добрый день! Как ты?
И он отвечает тебе:
А через мгновение он говорит себе: «Все хорошо? Да нет же, у меня все плохо».
Эта привычка роптать, эта катастрофичность заставляет везде видеть зло, словно бы охотиться за ним, предаваться плохим мыслям.
Привычка роптать заставляет нас везде видеть зло, словно бы охотиться за ним
Некто пришел к старцу Паисию и говорит:
– Геронда, не знаю, известно ли тебе уже…
– Старец Харалампос, что живет в келье ниже по тропинке, стал колдуном!
– Да, он колдун. Несколько дней назад паломники проходили мимо его кельи и видели, как он кропил водой цветы и что-то шептал.
– Чадо, о чем ты говоришь?! Как можно думать такое о старце Харалампосе? Он подвижник, он хороший монах.
На следующий день старец Паисий пришел к геронде Харалампосу и сказал ему:
– Знаешь, что я узнал? Ходит молва, что ты стал колдуном. Мне сказали, что ты кропил водой цветы…
– Геронда, я поливал цветы и произносил шепотом акафист Пресвятой Богородице.
А у другого, когда он услышал, как старец что-то шепчет, возник злой помысел.
Старец Паисий рассказывал и о другом случае. Один монах пришел к старцу, и они долго беседовали, но этот монах все говорил ему, как надо сажать салат, и о других мирских вещах, чем утомил старца, потому что он хотел поговорить с монахом о чем-то духовном, а это все считал вздором. И он сказал иноку:
– Отче, пойдемте в церковь и прочитаем Псалтырь, чтобы не празднословить.
Они пришли в храм и стали читать эту богодухновенную книгу. В это время в церковь вошел мирянин, а поскольку они читали Псалтырь, старец Паисий кивнул ему головой, мол, подождите немного. Окончив чтение Псалтыри, старец вышел из храма, чтобы поговорить с мирянином.
На следующий день старец получил письмо, в котором тот монах писал: «Этого от Вас я никак не ожидал! Вы считаете, что я одержим злым духом, и поэтому отправили в церковь читать Псалтырь. Но мало этого, вы еще проделали кое-какие движения надо мной, чтобы демон оставил меня…»
Вот такое абсолютное искажение реального события. Это и называется дурным помыслом.
Старец Паисий рассказал и следующую историю:
«В монастырь пришел один юноша, чтобы встретиться со мной. Я увидел его из окна, но я очень устал, у меня не было сил говорить с ним. Я вышел из кельи и спросил его:
– Кого ты ищешь, дитя мое?
– Я ищу старца Паисия!
– Он поехал в Карею купить сигареты!
– Да, но он задержится в Карее.
– Слава Богу за все! Сколько бы он ни отсутствовал, я буду ждать его, потому что хочу встретиться с ним! Вероятно, он поехал купить сигареты кому-то другому?
– Нет, он поехал купить сигареты себе, а не кому-то другому. Он курит, – сказал ему старец Паисий.
Старец хотел заставить юношу уйти, но тот сказал:
– Ну и что, что старец курит. Видимо, он совсем измучен. Так много людских страданий обрушивается на него! Вот он, устав, и закуривает.
Что бы я ни сказал ему, он находил хороший ответ».
Это хороший помысел – когда человек всегда и во всем пытается найти что-то хорошее.
Однажды в Ираклион приехал старец, приехал с Афона, и мы слушали беседу в храме. Был полдень, и в какой-то момент старец уснул. Задремал. Это естественно: в церкви каждый из нас может задремать. Потом мы вышли во двор. У старца были опухшие и покрасневшие глаза. Одна женщина увидела его и сказала своей подруге:
– Ого, ты видела его глаза? Наверное, они покраснели, потому что он много молится!