Что такое поперечный профиль
Поперечный профиль
1.12. Поперечный профиль
Профиль, получаемый при сечении поверхности плоскостью, перпендикулярной направлению неровностей (черт. 10)
Смотри также родственные термины:
3.5 поперечный профиль ИН: Сечение, создаваемое при пересечении ИН вертикальной плоскостью, расположенной по оси дороги.
132. Поперечный профиль трассы
F. Profilen travers
Профиль местности по линии, перпендикулярной к оси трассы проектируемого сооружения
Полезное
Смотреть что такое «Поперечный профиль» в других словарях:
поперечный профиль — Профиль, получаемый при сечении поверхности плоскостью, перпендикулярной направлению неровностей. [ГОСТ 25142 82 (СТ СЭВ 1156 78)] Тематики обработка резанием Обобщающие термины поверхность, профиль и базы отсчета EN transverse profile FR profil… … Справочник технического переводчика
поперечный профиль — Профиль природного объекта по линии, перпендикулярной его продольному направлению … Словарь по географии
поперечный профиль ИН — 3.5 поперечный профиль ИН: Сечение, создаваемое при пересечении ИН вертикальной плоскостью, расположенной по оси дороги. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
поперечный профиль трассы — поперечный профиль Ндп. поперечник Профиль местности по линии, перпендикулярной к оси трассы проектируемого сооружения. [ГОСТ 22268 76] Недопустимые, нерекомендуемые поперечник Тематики геодезия Обобщающие термины прикладная геодезия Синонимы… … Справочник технического переводчика
поперечный профиль (сейсм.) — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN dip line … Справочник технического переводчика
поперечный профиль дороги/пути — — [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN cross section of road [Trade Facilitation Terms: An English Russian Glossary (revised second edition) NEW … Справочник технического переводчика
поперечный профиль долины — Поперечное сечение долины примерно под прямым углом к протекающему здесь потоку … Словарь по географии
Поперечный профиль трассы — 132. Поперечный профиль трассы Поперечный профиль Ндп. Поперечник D. Querprofil Querschnitt Е. Cross section F. Profilen travers Профиль местности по линии, перпендикулярной к оси трассы проектируемого сооружения Источник: ГОСТ 22268 76: Геодезия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПРОФИЛЬ — ПРОФИЛЬ, профиля, мн. и (я прост.), муж. (от итал. profilo Очертание). 1. Очертание, вид сбоку (лица, предмета). «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.» Пушкин. Красивый профиль. Смотреть в профиль. 2. Сечение, разрез чего нибудь (тех.).… … Толковый словарь Ушакова
Профиль улицы поперечный — Поперечный профиль улицы чертеж поперечного сечения улицы, на котором устанавливают ее перспективное развитие, выполняемый в М 1:200. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 20.03.2001 N 270 ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ… … Официальная терминология
Поперечный профиль — поперечник
Поперечный профиль — это вертикальный разрез сооружения в направлении, перпендикулярном его главной оси. Поперечные профили необходимы для подготовки проектов капитального ремонта и реконструкции линейных сооружений — насыпей и выемок на железных и автомобильных дорогах, а также плотин и дамб в гидротехнике.
Элементы поперечного профиля
Назначение поперечного профиля
Поперечный профиль дороги в составе проектной документации, вместе с продольным профилем, определяет основную конфигурацию земляного полотна будущей трассы, а также технологию выполнения земляных работ (схема движения строительной техники, порядок и степень уплотнения) при сооружении насыпей или выемок в дорожном строительстве.
Поперечный профиль разработки или поперечный профиль карьера служит для подсчета объема грунта, выработанного или добытого материала за определенный период времени.
Поперечный профиль земляного полотна при эксплуатации линейных сооружений является основным материалом для выполнения расчетов на устойчивость земляных сооружений, в том числе расчет устойчивости откосов насыпей и выемок, для анализа условий водоотвода и планирования работ по водоотведению от объекта, для расчетов площадей водосбора и определения площади укрепления откосов при необходимости.
Построение поперечного профиля
Нивелирование поперечников выполняется геодезистом с помощью тахеометра, теодолита и нивелирной рейки для измерения расстояний или просто нивелиром и обычной рейкой, если строится поперечный профиль улицы или достаточно равнинной местности. После обработки геодезических измерений рассчитываются заложения и отметки поперечного профиля, по которым вычерчивается профиль в нужном масштабе.
© Геодезическая служба «Скорая геодезическая помощь», Москва, Российская Федерация.
Высота/глубина насыпи/выемки | менее 4 м | 4-12 м | более 12 м |
Длина профиля менее 60 м | 1 196 рублей | 1 655 рублей | 2 255 рублей |
Длина профиля 60-100 м | 1 416 рублей | 1 976 рублей | 2 690 рублей |
Длина профиля 100-200 м | 1 870 рублей | 2 530 рублей | 3 580 рублей |
Длина профиля 200-300 м | 2 070 рублей | 2 960 рублей | 4 180 рублей |
Заказать нивелирование поперечников или уточнить стоимость съемки поперечных профилей автомобильной дороги можно через пункт меню «Есть вопрос?», который расположен вверху с левой стороны, или по телефонам (9:00-21:00 по Москве): +7 (926) 926-03-03 («Мегафон») и +7 (962) 962-03-03 («Билайн»).
Ещё из раздела «транспортная геодезия»: топографические работы. Кроме того, геодезия на транспорте рассматривает вопросы геодезической разбивки трассы автомобильных дорог и железных дорог. Мы будем очень признательны, если Вы добавите эту страничку к себе в социальные сети с помощью вот этих кнопочек внизу:
Поперечный профиль насыпи
Земляное полотно и его профили
Назначение и типы земляного полотна. Типы грунтов
Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. К нижнему строению пути относятся земляное полотно с укрепленными, водоотводными, регуляционными и др. защитными сооружениями в полосе отвода, а также искусственные сооружения, возводимые на пересечениях ж.д. с различными препятствиями (мосты, водопропускные трубы, тоннели и др.). Верхнее строение пути обычной конструкции состоит из рельсошпальной решетки, образованной рельсами, соединенными между собой стыковыми накладками, а со шпалами – промежуточными скреплениями, заглубленными в балластный слой, который вне искусственных сооружений опирается на основную площадку земляного полотна.
земляное полотно – это комплекс инженерных сооружений, которые служат основанием для верхнего строения пути и предназначены для обеспечения устойчивости пути, а также защиты от атмосферных и грунтовых вод. Земляное полотно должно быть прочным долговечным и устойчивым.
В зависимости от положения основной площадки относительно поверхности земли различают следующие поперечные профили земляного полотна:
· насыпь(рис. а) – основная площадка расположена выше поверхности земли;
· выемка(рис. б) – основная площадка земляного полотна ниже поверхности земли;
· полунасыпь(рис. в) и полувыемка(рис. г) – основная площадка с одной стороны совпадает с земной поверхностью, а с другой выше или ниже ее;
· полунасыпь-полувыемка(рис. д)– основная площадка с одной стороны выше, а с другой ниже поверхности земли,
· нулевое место(рис. е)– основная площадка расположена на уровне земной поверхности.
Для возведения насыпи желательно применять крупнозернистые или среднезернистые пески, которые обладают большой несущей способностью, хорошо пропускают воду и не меняют своих свойств при смерзании. Земляное полотно характеризуется поперечным и продольным профилями.
Поперечный профиль насыпи и выемки
Поперечный профиль– это разрез земляного полотна плоскостью, перпендикулярной его оси. Поперечные профили бывают:
· типовые (высота или глубина выемки до 12 м),
· индивидуальные (высота или глубина выемки свыше 12 м).
Типовые профили подразделяются на нормальные и специальные. Поперечные профили характеризуются крутизной откосов, высотой насыпи и глубиной выемки.
Поперечный профиль насыпи
верхняя часть насыпи, на которую укладывается верхнее строение пути называется основной площадкой.
Форма основной площадки зависит от типа грунта:
· если грунт дренирующий, то форма основной площадки – горизонтальная линия;
· если грунт не дренирующий, то форма основной площадки на однопутном участке будет в виде трапеции, с шириной по верхнему основанию – 2,3 м и высотой трапеции – 0,15 м.
Если двухпутный участок, то основная площадка имеет форму треугольника, с высотой треугольника – 0,2 м.
Ширина основной площадки принимается в зависимости от категории пути, количества главных путей и типа грунта. При вписывании в кривые, ширина земляного полотна и расстояние между осями путей увеличивается в зависимости от радиуса кривой. Крутизна откоса зависит от высоты насыпи и типа грунта. В случае если высота насыпи более 6 м, то крутизна откоса меняется до 6 м. Крутизна откоса до 6 м – 1:1,5; свыше 6 м – 1:1,75.
Берма служит для предохранения основной площадки от размыва водой. Минимальная ширина бермы – 3 метра. На однопутных участках для резервировании места для постройки 2-ого главного пути – ширина бермы – 8 метров.
Кюветные каналы (водоотводные) в определенных условиях могут быть заменены резервами. Ширина резерва может быть до 10 м (с уклоном по днищу резерва по одну сторону) и более 10 м (с уклонами по днищу к центру резерва). Это делается в тех случаях, когда грунт, выбираемый из резерва пригоден для отсыпки насыпи земляного полотна.
На рисунках, приведенных ниже, показаны формы основной площадки в зависимости от типа грунта и количества путей:
а) для однопутного земляного полотна из недренирующих грунтов без защитного слоя;
б) то же, из дренирующих грунтов;
в) для двухпутного земляного полотна из недренирующих грунтов;
Что такое поперечный профиль
Разрез дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси, называется поперечным профилем дороги. Одним из основных элементов поперечного профиля дороги является земляное полотно. Земляное полотно — сооружение, на котором расположена проезжая часть дороги. Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей, как правило, имеет дорожную одежду, устраиваемую из различных строительных материалов. Верхний слой дорожной одежды, находящийся непосредственно под воздействием колес автомобилей, называется дорожным покрытием. По сторонам проезжей части размещаются обочины, повышающие прочность края дорожной одежды и обеспечивающие безопасность движения
В зависимости от рельефа местности земляное полотно устраивают в уровне поверхности земли, в насыпи или в выемке.
Кроме насыпей и выемок, земляное полотно включает в себя боковые канавы (кюветы) для осушения дороги и отвода от нее воды и резервы — неглубокие выработки вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи. Боковые резервы, так же как и кюветы, являются средством водоотвода.
При устройстве выемок грунт обычно используется для возведения смежных насыпей и лишь в исключительных случаях, когда из-за дальности возки использовать в насыпи его нецелесообразно, грунт вывозят за пределы полосы отвода или отсыпают сбоку выемки в призмы правильной формы, называемые отвалами, или карьерами. Карьеры размешают на расстоянии не менее 5 м от откоса выемки, их высота не должна превышать 3 м.
При размещении земляного полог на на косогоре для отвода воды от полотна с нагорной стороны устраивают кюветы, нагорные канавы, кюветы-резервы и другие водоотводные сооружения. Проезжие части автомобильных дорог I категории па косогоре могут быть устроены в разных уровнях
Линии, отделяющие проезжую часть от обочин, называются кромками проезжей част. Расстояние между кромками проезжей части определяет ширину проезжей части дороги.
Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна: соответственно расстояние между бровками земляного полотна называют шириной земляного полотна. Высота насыпи или глубина выемки определяется расстоянием от бровки земляного полотна до поверхности земли на оси дороги.
Крутизна откосов должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обеспечению безопасности движения. Крутизна откосов характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению
При прохождении дороги через населенные пункты ее поперечный профиль имеет свои конструктивные особенности. В небольших населенных пунктах сельской местности для лучшего-обеспечения съезда с дороги автомобильную дорогу строят в небольших насыпях (0,2—0,3 м). Поперечные профили городских улиц и дорог, размеры отдельных элементов и общая ширина устанавливаются в зависимости от величины города, категории улиц и дорог, интенсивности движения всех видов городского и транзитного транспорта и пешеходов, а также преобладающей этажности застройки, способа отвода поверхностных вод и т. д.
Ширину улиц между фасадами домов («красную линию») принимают обычно в пределах: 30—50 м для общегородских и 25—35 м для районных магистральных улиц; при наличии скоростного транзитного движения — в пределах 100 м с выделением отдельных проезжих частей для пропуска скоростного движения.
Городская улица имеет проезжую часть движения автомобилей и других видов транспорта, тротуары для пешеходов и озелененные полосы для изоляции пешеходов и застройки от уличного движения. Кроме того, городская улица может иметь трамвайные пути, расположенные в пределах проезжей части или на обособленном полотне.
Под улицей размещаются подземные коммуникации: кабели электрического тока, телефонно-телеграфные линии, водопровод, газопровод, канализация и т. д. В больших городах для удобства эксплуатации подземные сети размещают в общих бетонных коллекторах-тоннелях.
Поперечные профили земляного полотна
Поперечный профиль земляного полотна и его основные элементы
Назначение и типы земляного полотна
земляное полотно – это комплекс инженерных сооружений, которые служат основанием для верхнего строения пути и предназначены для обеспечения устойчивости пути, а также защиты от атмосферных и грунтовых вод. Земляное полотно должно быть прочным долговечным и устойчивым.
Местность, по которой проходит участок железной дороги, характеризуется рельефом и естественным уклоном. Земляное полотно предназначено для выравнивания неровностей местностей при строительстве железных дорог. В поперечном сечении земляное полотно может представлять собой (рис. 2.1):
— насыпь – если основная площадка земляного полотна проходит выше земной поверхности;
— выемку – если основная площадка расположена ниже поверхности земли;
— полунасыпь – если основная площадка с одной стороны совпадает с поверхностью земли, а с другой – выше нее;
— полувыемку – если основная площадка с одной стороны совпадает с поверхностью земли, а с другой – ниже нее;
— полунасыпь-полувыемку – если основная площадка с одной стороны выше уровня земли, а с другой – ниже;
— нулевое место – место, где насыпи переходят в выемки или наоборот, а основная площадка расположена на уровне земли.
Рис. 2.1. Типы поперечного профиля земляного полотна
а) насыпь; б) выемка; в) полунасыпь; г) полувыемка;
д) полунасыпь-полувыемка; е) нулевое место
Поперечные профили земляного полотна
Поперечным профилем называется сечение земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси. Все поперечные профили подразделяются на типовые и индивидуальные.
Типовые профили бывают нормальные, применяемые повсеместно, и специальные, которые применяются в районах вечной мерзлоты. По индивидуальным профилям сооружают, например, высокие (более 12 м) насыпи и глубокие (более 12 м) выемки.
Размер и форма поперечных профилей земляного полотна принимаются в зависимости от числа путей, разности отметок поверхности земли и оси пути, характеристики грунта, поперечного уклона местности и категории железнодорожной линии.
Общими основными элементами любого земляного полотна являются основная площадка, откосы, водоотводные (резервы, кюветы, забанкетные и нагорные канавы, банкеты, кавальеры) и укрепительные устройства (рис. 2.2, 2.3).
Рис. 2.2. Поперечный профиль насыпи ее элементы
Рис. 2.3. Поперечный профиль выемки и ее элементы
Размеры всех элементов поперечного профиля земляного полотна приведены в приложении 4.
Основная площадка предназначена для укладки на нее верхнего строения пути и представляет собой верхнюю площадку земляного полотна.
Форма основной площадки зависит от количества укладываемых путей и от типа грунта, из которого сооружается земляное полотно. При использовании дренирующих, скальных и песчаных грунтов при любом количестве путей основная площадка будет горизонтальной. При использовании недренирующих грунтов для отвода воды сооружается сливная призма. Если участок однопутный, то основная площадка имеет форму трапеции высотой 0,15 м и шириной верхнего основания 2,3 м. Если на участке два пути и более, основная площадка сооружается в форме треугольника высотой 0,2 м; при этом необходимо соблюдать правильное междупутье (рис. 2.4).
Междупутьем называется расстояние между осями соседних путей. На прямом двухпутном участке перегона междупутье должно составлять не менее 4,1; при трех и четырех путях расстояние между осями второго и третьего пути – не менее 5 м.
Расстояние между осями главных и приемо-отправочных путей на станции на прямом участке пути составляет 5,3 м. В отдельных случаях допускается уменьшать это расстояние до 4,8 м, а между главными путями при расположении их сбоку от приемо-отправочных – до 4,1 м.
Ширина основной площадки (b) зависит от:
— ширины рельсовой колеи,
— ширины балластной призмы,
— ширины обочин (частей основной площадки, свободных от балластного слоя).
а) | б) |
в) | г) |
Ширина основной площадки земляного полотна главного пути однопутных железных дорог на прямых участках, м
Категория линии | Грунты | |
глинистые, недренирующие (мелкие и пылеватые) пески | скальные, крупнообломочные и песчаные дренирующие | |
I | 7,6 | 6,6 |
II | 7,6 | 6,6 |
III | 7,3 | 6,4 |
IV | 6,2 | 7,1 |
Ширина основной площадки земляного полотна на двухпутных и многопутных линиях на прямых участках пути складывается из ширин междупутий и расстояний от осей крайних путей до бровки земляного полотна. Расстояние до бровки зависит от категории линии и типа грунта и составляет на прямом участке пути не менее половины ширины земляного полотна, указанного в табл. 2.1.
На кривых участках ширина основной площадки больше, чем на прямых в связи с укладкой наружной рельсовой нитки выше внутренней путем подсыпки под нее более толстого слоя балласта (табл. 2.2), а также в связи с увеличением расстояния между осями соседних путей двухпутных участков (табл. 2.3).
Уширение земляного полотна в кривых участках пути с наружной стороны
Проектные нормы увеличения горизонтальных расстояний между осями путей в кривых общей сети железных дорог (на перегонах)
Радиус кривой, м | Увеличение горизонтальных расстояний между осями путей, мм |
Крутизна откосов зависит от высоты насыпи или глубины выемки и типа грунта; принимается по табл. 2.4 и 2.5.
Уклон местности или крутизна откосов может обозначаться:
— как соотношение двух чисел (например, 1:1,5);
— как дробное число (например, 0,02).
Если уклон задан соотношением двух чисел, то искомая линия будет параллельна гипотенузе прямоугольного треугольника, вертикальный катет которого равен первому числу, а горизонтальный – второму. При этом единица измерения длины заданных катетов выбирается произвольно (мм, см, дм, м и т.д.)
Если уклон задан в процентах или промилле, то вертикальный катет равен указанной величине процентов или промилле, а горизонтальный – 100 или 1000 соответственно.
Если уклон выражен дробным числом, то значение уклона переводится в промилле путем умножения на 1000. Например: 0,02=0,02*1000‰= 20‰ (или 2%).
Тип грунта | Крутизна откосов при высоте насыпи | ||
до 6 м | до 12 м | ||
в верхней части до 6 м | в нижней части от 6 до 12 м | ||
Скальный из слабовыветривающихся пород; галечный, гравийный щебенистый и древесный грунты; песок гравелистый, крупный и средней крупности; шлак металлургический | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 |
Песок мелкий и пылеватый; грунты глинистые, в т.ч. лессы и лессовидные суглинки | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,75 |
Пылеватые грунты в районах избыточного увлажнения, одноразмерные мелкие пески | 1:1,75 | 1:1,75 | 1:2 |
Песок мелкий барханный в условиях засушливого климата | 1:2 | 1:2 | 1:2 |
Тип грунта | Высота откосов, м | Крутизна откосов |
Скальные: | ||
слабовыветривающиеся | 1:0,2 | |
легковыветривающиеся | 1:0,2 | |
не размягчамые | 1:0,5 – 1:1,5 | |
размягчаемые | до 6 | 1:1 |
от 6 до 12 | 1:1,5 | |
Крупнообломочные, песчаные и глинистые однородные, в т.ч. лессовидные, твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции | 1:1,5 | |
Пески мелкие и барханные | 1:1 | |
от 2 до 12 | 1:1,75 | |
Лесс: | ||
в районах с засушливым климатом | 1:0,1 – 1:0,5 | |
вне районов с засушливым климатом | 1:0,5 – 1:1,5 |
Ширина бермы на прямых участках пути устанавливается не менее 3 м, а на однопутной линии со стороны будущего второго пути – не менее 8 м (ширина бермы плюс ширина проектного междупутья). Берма должна иметь уклон 0,02-0,04 в сторону от земляного полотна.
Нормы проектирования элементов земляного полотна подробно представлены в приложении 5.