Что такое поведенческая экономика
Принципы поведенческой экономики и как их применить в дизайне продукта
Познакомился с книгой Даниеля Канемана «Думай медленно. решай быстро». В книге автор рассказал про поведенческую психологию, когнитивные искажения и о том как человек принимает решения. Главный плюс — содержание книги. Все выводы основаны на практических знаниях и получены в ходе исследований. Каждый раз переходя к новым принципам, понимал что постоянно сталкиваешься с ними в жизни. Стало интересно почему человек действует именно так и можно ли это применить в работе — в дизайне продукта.
Но наверное стоит начать с теории )
— это область исследования, которая стремится понять, как люди принимают решения, изучая психологические, поведенческие, эмоциональные и социальные факторы.
Экономическая наука всегда была тесно связана с психологией.
В классической экономической теории подразумевалось что человек действует исключительно рационально, учитывая все возможные риски и максимизируя собственную выгоду. Человек делает логический выбор в любой ситуации и обладает значительной долей прозорливости.
В 60х годах XX века психологи Уорд Эдвардс, Амос Тверски и Даниел Канеман начали сравнивать когнитивные модели принятия решений в условиях риска и неопределенности с экономическими моделями рационального поведения.
Они пришли к выводу что человек — иррационален и принимает решения основываясь не на логических заключениях, а скорее на интуиции, под действием эмоций, моральных принципов и убеждений. Человек живет не только в мире рыночных отношений, но и в мире социальных норм, а между ними возможны несоответствия и даже конфликты. И как часто, бывает, человек принимает иррациональные решения, поддавшись порыву чувств или просто совершив ошибку.
Принципов в поведенческой экономики много и каждый год появляются новые. Постарался выбрать основные, которые применимы в продукте.
Если сравнивать напрямую, потери кажутся крупнее, чем выигрыш. Эта асимметрия между силой положительных и отрицательных ожиданий или ощущений возникла в ходе эволюции. У организма, реагирующего на угрозу сильнее, чем на приятную перспективу, больше шансов на выживание и воспроизводство.
Неприятие потерь встроено в автоматическую структуру оценки системы быстрого мышления.
Функция ценности при неприятии потерь в рамках теории перспектив в состоянии объяснить и эффект владения.
Продажа или потеря товара и услуг, которым можно воспользоваться самому, активирует отделы мозга, связанные с отвращением и болью. Отсюда появляется завышенная оценка, которая отражает нежелание расставаться с вещью или товаром, которыми уже владеешь
Если в продукте был функционал доступный для пользователя, который в последствии исчез или стал недоступен, это может вызвать недовольство. Все изменения связанные с «отниманием» стоит реализовывать постепенно, тем самым смещая точку отсчета и минимизировать эффект неприятие потерь.
Поведенческая экономика
Экономика – это хозяйственная деятельность общества и совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Но экономика представляет собой еще и нечто вроде живого организма, ведь она находится под управлением человека. Все рациональные и нерациональные выборы, которые мы ежедневно совершаем, проецируются на экономику. В этой статье мы хотим поговорить о том, как психология человека влияет на рыночные отношения, и познакомить вас с понятием поведенческой экономики.
Поведенческая экономика: понятие и краткая история
Долго время все мы имели дело с неоклассической мейнстрим-экономикой, занимающейся изучением рационального поведения. В рамках этой модели человек (точнее его будет назвать человеком экономическим) является рационально действующим механизмом. Он руководствуется только своими убеждениями и имеет устоявшиеся предпочтения, на основе которых (и с учетом имеющейся информации) принимает решения.
Экономическое поведение может проверяться, предсказываться и анализироваться. И главная идея здесь как раз-таки и состоит в том, что оно рационально. Но все же «за кадром» всегда присутствует определенная доля иррациональности человеческого поведения. Оно-то и формирует систематические отклонения от рациональных действий. И их важно изучать и учитывать при построении экономических моделей.
Поведенческая экономика – это и есть та область знаний, которая занимается данными вопросами. Она показывает систематические сбои в рациональном поведении людей и совершаемые ими при принятии решений ошибки.
Поведенческая экономика является областью экономики, изучающей особенности влияния эмоциональных, когнитивных и социальных факторов на принятие людьми и компаниями экономических решений, а также влияние этих решений на рынок.
Поведенческая экономика стремится к поиску границ рационального выбора и исследует поведенческие модели, по причине чего можно отметить, что она очень тесно связана с психологией и наукой о поведении, называемой бихевиоризмом. И здесь есть смысл ненадолго обратиться к истории.
Дать объяснение тому, почему человек вообще совершает определенный выбор, еще в 18 веке пытался известный шотландский философ-этик и экономист Адам Смит («Теория нравственных чувств»). Однако в современном мире поведенческая экономика начала изучаться после того, как появилась неоклассическая экономическая теория, основанная на принципах экономического либерализма и свободной конкуренции, и изучающая поведение экономического человека. (Человек экономический (homo economicus) – это каждый, кто стремится к обогащению и выгоде, каждый потребитель, предприниматель и наемный рабочий).
В 20 столетии распространились модели межвременной и ожидаемой полезности. Это привело к появлению большого количества гипотез о принятии решений в условиях неопределенности и выборе, растянутом во времени. Проверяя их, ученые обнаружили аномалии выбора, которые также стали одним из предметов изучения поведенческой экономики.
В 1968 году лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер опубликовал работу «Преступление и наказание: экономический подход», в которой включил в принятие экономических решений психологические факторы. В 1979 году два специалиста по когнитивной психологии Амос Тверски и Даниэль Канеман опубликовали труд под названием «Теория перспектив: изучение процесса принятия решений в условиях риска», где обобщили наблюдения ученых, полученные эмпирическим путем.
Начиная с 1980 года, получила развитие поведенческая теория игр, также входящая в состав поведенческой экономики. Кстати, в 2002 году уже упомянутый Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию за включение данных психологических исследований в экономическую науку.
Уже в 2008 году в свет вышел еще один серьезный труд «Предсказуемо иррациональный». Его автором стал Дэн Ариэли – профессор поведенческой экономики. Согласно распространенному мнению, именно эта книга послужила толчком к всеобщему распространению и популяризации поведенческой экономики среди общемировой аудитории.
О том, какое значение имеют исследования поведенческой экономики, вы узнаете из видео. После его просмотра мы поговорим о том, чем же конкретно занимается эта область знаний.
Чем занимается поведенческая экономика
Если мы спросим у людей, что им кажется лучше: получить 1000 рублей сейчас или 1100 рублей завтра, большинство ответит, что лучше 1000 рублей сейчас. А если мы спросим, предпочтут они получить 1000 рублей через 30 дней или 1100 рублей через 31 день, то большинство ответит, что лучше 1100 рублей через 31 день. Это объясняется тем, что людям больше интересна гарантированная выгода в близкой перспективе, а в более долгой перспективе пара дней значения уже не имеет.
С позиции рационального мышления эти ответы являются не самыми очевидными, но с позиции психологии они считаются самыми популярными. И это служит примером иррациональности в межвременных выборах. Поведенческая экономика изучает подобного рода отклонения и пытается понять, по какой причине в такой, похожей или совершенно другой финансово-экономической ситуации, человек реагирует нерационально, а также как это можно применить на практике.
Наибольший интерес для поведенческой экономики представляют систематические ошибки, наподобие нерегрессивных предсказаний. К примеру, человек не берет во внимание, что после экстремальных значений более вероятны менее экстремальные значения (у высокого отца, вероятнее всего, будет высокий сын, но ниже самого отца и т.п.)
В поведенческой экономике исследуются самые разные модели:
Также поведенческая экономика взаимодействует со многими психологическими явлениями, исключаемыми классической экономикой. Она трактует любые экономические явления любого масштаба с позиции психологии, поведенческих механизмов, рациональности и иррациональности.
Поведенческие аномалии являются одной из основных специализаций поведенческой экономики. Примеры таких аномалий:
Есть также аномалии в рыночных ценах и доходах:
В более широком масштабе поведенческая экономика изучает не только события, происходящие на рынке, но и взаимосвязь этих событий с коллективным выбором. Он тоже нередко обуславливается эгоистическими побуждениями людей.
Кроме того, поведенческая экономика также исследует, как на экономику влияет восприятие медийной информации и слухов, мнений политиков и экспертов. Есть, например, предположение, что людей в компаниях сокращают быстрее, если об этом идет молва среди работников. Это же касается и экономического кризиса. Бизнесмены, предприниматели и топ-менеджеры психологически настраиваются на «режим кризиса», что вскоре начинает проявляться в принимаемых ими решениях (кадровых, финансово-экономических и т.д.).
Поведенческая экономика опирается как на индивидуальную, так и на массовую психологию. Многие исследования показали, что даже небольшая группа настроенных определенным образом людей может повлиять на рынок в целом.
Но чтобы поведенческая экономика могла полноценно заниматься явлениями глобального масштаба, нужно разобраться, чем в действительности являются такие понятия, как, например, честность: как человек ее понимает и использует, как отдельные части экономики складываются в единое целое, формируя финансово-экономические ситуации и отношения.
Так, исследователи Армин Фальк, Мэтью Рабин и Эрнст Фер изучали явления честности, взаимного альтруизма и неприятие неравенства, Альдо Рустичини и Ури Гнизи исследовали внутреннюю мотивацию, а Рэйчел Крантон и Джордж Акерлоф занимались идентичностью. Итоги их деятельности поставили под сомнение одну из основ неоклассической экономической теории – эгоизм рационального человека. Оказалось, что люди извлекают выгоду через соотнесение своих действий как с личными выгодами, ожиданиями и установками, так и с социальными нормами.
В рамках рассматриваемой области знаний ученые исследуют нейроэкономику – науку, объясняющую, какие процессы протекают в мозге человека, когда он принимает какие-либо финансовые и экономические решения. И все то, о чем мы сказали, стало возможным благодаря уникальным методам, которые используются в поведенческой экономике. Вкратце о них мы и расскажем ниже.
Методы поведенческой экономики
В поведенческой экономике применяются такие методы как эксперименты, полевые исследования, опросы, наблюдения и т.д. Необходимые сведения достаточно просто получаются при помощи экспериментальной имитации (к примеру, имитация продажи акций и т.п.)
В практике поведенческой экономики условия максимально приближаются к реальным. Нередко специалисты даже прибегают к функциональной магнитно-резонансной томографии, при помощи которой можно определять отделы мозга, задействованные в процессе принятия финансово-экономических решений.
В целом же поведенческую экономику можно разделить на три базовых направления:
Несмотря на то, что поведенческая экономика все еще находится на пути своего становления и ей необходима обобщающая базовая теория, невзирая на то, что сейчас она состоит из ряда разрозненных моделей, ученые уже смогли получить с помощью нее важные с практической точки зрения результаты. Они выражаются в частных теориях, моделях и парадоксах.
Рассмотрим некоторые из них:
Кстати, по поводу Ричарда Талера стоит сказать несколько слов отдельно. В 2017 году он получил Нобелевскую премию за исследования в области поведенческой экономики. Талер впервые описал эффект владения (человек больше ценит то, что у него есть, чем то, что у него может быть), разработал теорию ментальной бухгалтерии (она ведется всеми людьми, когда они распределяют даже схожие расходы по разным статьям) и сделал еще немало полезных практических выводов.
Очень рекомендуем вам почитать книгу «Новая поведенческая экономика» (Ричард Талер). Она может послужить и полезной пищей для ума и настоящим учебником по современной экономике. Результаты исследований Талера и остальных ученых, чья деятельность связана с поведенческой экономикой, предоставляют нам широчайший простор для применения новых знаний.
Заключение
Знания, предлагаемые поведенческой экономикой, крайне важны для каждого современного человека. И в первую очередь это касается, конечно же, менеджмента организаций.
Поведенческая экономика отражает процессы подготовки, анализа, измерения, накопления, идентификации, представления и интерпретации нефинансовых данных, основываясь на которых руководство организаций может принимать как оперативные, так и стратегические решения, позволяющие влиять на развитие этих организаций.
Поведенческая экономика основывается на психологической науке, но в эпоху современности к ней можно смело добавить теорию принятия управленческих решений, общую теорию менеджмента, когнитивистику и другие направления. Таким образом, формируются междисциплинарные основания развития системного подхода к данной области знаний.
Различные эксперименты в области поведенческой экономики дают обоснования многим психологическим эффектам, связанным с нерациональными установками людей, и доказывают, что на финансово-экономические, а также управленческие решения влияют ситуативные суждения и эмоции.
Поведенческая экономика смещает фокус научно-практического интереса ученых в область поведения потребителей и психологии покупателей. А полученные знания можно применять для комплексной информационной поддержки и обеспечения стабильного развития любых организаций и предприятий.
В глобальном плане открытия в рассматриваемой области дают возможность управлять массовым экономическим сознанием, а также усугублять и провоцировать положительные и отрицательные экономические явления. Здесь открывается огромный простор для деятельности СМИ, политиков, рекламщиков и других профессионалов.
Что же касается пользы поведенческой экономики для обычных людей, то она выражается главным образом в том, что поведенческая экономика подталкивает нас с вами к совершению более рациональных экономических действий. Она дает нам важные знания для лучшего понимания финансово-экономических механизмов, мотивирует к критическому восприятию информации и помогает принимать более правильные решения и намного эффективнее выстраивать свое поведение.
На эту тему, а также на тему поведенческой экономике вообще, очень хорошо рассказывает психолог Сергей Романов в небольшом, но очень познавательном видео, которое мы и предлагаем вам к просмотру в заключение этой статьи.
Пять принципов поведенческой экономики для принятия эффективных решений
Поведенческая экономика — это область исследований, в рамках которой анализируются стратегии поведения и принятия решений у людей, включая влияние особых когнитивных, психологических, социальных и эмоциональных факторов. Обычно исследователи изучают образ действий потребителей с помощью различных методик из области как психологии, так и экономической теории.
Как откладывать больше на старость
В начале 2000-х годов в Великобритании и США только половина людей подписывались на доступные им сберегательные пенсионные планы [1] — несмотря на то, что условия были очень хорошими. Чтобы это сделать, нужно было заполнить бланк, и многие откладывали это «на потом».
Ричард Талер, лауреат Нобелевской премии по экономике, предложил ввести в США программу автоматической регистрации в пенсионной программе. Работник просто получал извещение о том, что некоторая часть его дохода будет откладываться — количество участников программы накоплений увеличилось, потому что большинство сохраняли подписку по инерции, и лишь немногое предпринимали какие-то шаги, чтобы от нее отказаться.
В ходе своего эксперимента исследователи Бриджит Мадриан и Деннис Шей подсчитали, доля участников плана возросла с 49 до 86% после введения автоматической подписки [2].
Что делать:
Как более эффективно проводить совещания
Один из механизмов, по которым люди принимают поспешные выводы, Даниэль Канеман, основоположник поведенческой экономики и тоже Нобелевский лауреат, назвал эффектом ореола (или, на языке психологов, «преувеличенной эмоциональной когерентностью»). Это когнитивное искажение, при котором общее впечатление от чего-либо влияет на восприятие частных случаев.
Канеман приводит такой пример: если вам нравится какой-то человек и его имя всплывает в разговорах о благотворительности, то вы по умолчанию думаете, что он щедрый, хотя никаких свидетельств этому нет. Все дело в том, что на восприятие другого человека влияет сила первых впечатлений.
Одно из возможных последствий — люди, которые обмениваются ощущениями, потом будут делать одинаковые ошибки.
Что делать:
Как не тратить лишнее
Отношение людей к деньгам зависит от того, как они были получены. Талер назвал этот эффект «умственными счетами» (или «ментальной бухгалтерией») [4], в соответствии с которыми люди классифицируют и ведут учет своих расходов. Например, мы потратим деньги, выигранные в лотерею, так, как не потратили бы ежемесячную зарплату — на развлечения или спонтанные покупки.
Этот же эффект наблюдается во многих других повседневных решениях: например, деньги, которые люди тратят на походы в рестораны, воспринимаются иначе, чем потраченные в супермаркете. Хотя, с точки зрения поведенческих экономистов, это все — деньги на еду [5].
Что делать:
Как не ошибиться в инвестициях
Если на фондовом рынке недавно произошел кризис, то инвесторы оценивают вероятность падения рынка выше, чем если бы кризиса давно не было.
К такому выводу пришла группа исследователей из США [6] (в их числе — еще один лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Шиллер), подтвердив, что инвесторы, в том числе профессиональные, тоже склонны к тому, что поведенческие экономисты называют эвристикой доступности. Это тоже когнитивное искажение, при котором вероятность какого-то события оценивается по легкости, с которой люди могут его вспомнить.
Что делать:
Эвристика доступности часто преследует нас. Например, если вам нужно купить смартфон, не торопитесь покупать гаджет от первого пришедшего на ум производителя. В этом может быть заслуга маркетологов, и не факт, что это лучший выбор.
Как быть более здоровым
Люди реагируют на стимулы, считают экономисты. Таким стимулом может быть социальная мотивация — нам важно, что о нас подумают другие.
В одном из экспериментов пациентов, которые недавно пережили сердечный приступ, разбили на две группы [7]. Одна из них получила таблетки в специальных «умных» контейнерах, которые позволяют вести учет принятых таблеток. Родные пациентов из этой группы получали уведомления о том, принимают ли они таблетки. Несмотря на то, что этот эксперимент провалился (если коротко, эти и другие меры не помогли наладить своевременный прием таблеток), социальная мотивация как стимул может работать в других сферах жизни.
Другой пример того, как поведенческая экономика может подталкивать к улучшению здоровья, приводит Талер [8]. В столовой одной из американских школ на уровне глаз детей выставляют морковь, а в другой — картошку фри. Также в одних школах десерты ставят в начале витрины, во вторых — в конце, а в третьих — на отдельной полке. В результате потребление большинства блюд варьировалось на 25%.
Что делать:
Поведенческая экономика
В классической экономической теории мы всегда подразумеваем, что человек действует исключительно рационально, учитывая все возможные риски и максимизируя собственную выгоду. Он делает логически безупречный выбор в любой ситуации и обладает значительной долей прозорливости. Однако реальная жизнь гораздо сложнее простой экономической модели, а человек зачастую принимает решения основываясь не на логических заключениях, а скорее на интуиции, под действием эмоций, моральных принципов и убеждений.Мы живем не только в мире рыночных отношений, но и в мире социальных норм, а между теми и другими возможны несоответствия и даже конфликты. И как часто, бывает, мы принимаем иррациональные решения, поддавшись порыву чувств или просто совершив ошибку!Не верите? Убедитесь сами!
На каком рисунке, как вам кажется, розовый круг больше?
Визуальное восприятие тут же подсказывает, что на правом рисунке розовый круг больше. Но присмотритесь повниметельнее! Но на самом деле круги абсолютно одинаковые!
Подобные оптические иллюзии вы можете также найти здесь.Что же такое поведенческая экономика?
Как мы видим, реальная жизнь гораздо сложнее простой математической модели: в ней есть место эмоциям, чувствам, ошибкам. Получается, что «Человека экономического» элементарно не существует в реальности, но он активно применяется в теории. В этом случае встает закономерный вопрос: настолько ли существенны психологические факторы, которые могут повлиять на принятие решений людьми и перевесить такие материальные выгоды, как деньги, которые экономисты привыкли считать основным стимулом деятельности человека?
Дать ответ на этот вопрос, а также расширить границы поведения традиционного рационального субъекта пытается новая область науки – поведенческая экономика, призванная объединить психологию и экономику.
Итак, поведенческая экономика – отрасль экономической теории, учитывающая в явном виде психологические особенности человеческого восприятия и суждения. Учет этих особенностей дает возможность улучшить объясняющую способность экономической теории путем введения дополнительных предпосылок о поведении агентов, более точно описывающих поведение человека в той или иной ситуации. Как все начиналось?
Основоположником поведенческой экономики считается Даниэль Канеман (Daniel Kahneman), лауреат нобелевской премии 2002 года за «включение данных психологических исследований в экономическую науку, в особенности тех, что касаются суждений человека и принятия решения в ситуации неопределенности». Несмотря на то что Д. Канеман по образованию психолог, его работы получили большое признание в современной экономической теории.
Канеман доказал, что, зачастую, поступки людей идут в разрез предсказаниям экономической теории. Во многом его идеи схожи с критическими мыслями его предшественников, например лауреатов нобелевской премии Мориса Алле и Герберта Саймона. Однако считается, что фундаментальные идеи поведенческой экономики были заложены именно Канеманом и его коллегами. Его знаменитая статья «Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска», написанная в соавторстве с профессором Стэндфордского университета Амосом Тверски, перевернула представление экономистов о рациональности человеческого поведения.
Авторы статьи представили результаты большого количества проведенных ими экспериментов, в ходе которых оказалось, что очень часто люди не способны рационально оценивать выгоды и потери от принимаемых ими решений. Были сделаны неожиданные для классической экономики выводы. Например,
Таким образом, достоверность и целесообразность многих ранее изученных теоретических вопросов в области экономики стали вызывать сомнения. Впоследствии, теория Канемана и Тверски начала набирать популярность, и многие известные экономисты, такие как Мэтью Рабин, Герберт Саймон и Дэн Ариэли, продолжили исследования в этой области.
Несмотря на явные результаты многочисленных экспериментов, доказывающих нерациональность человеческого поведения или опровергающих постулаты теории, у поведенческой экономики появились и оппоненты. Так, основоположник экспериментальной экономики Вернон Смит, который получил Нобелевскую премию в один год с Канеманом, на протяжении долгих лет считал, что эксперименты в области экономики, подтверждают, а не опровергают, принципы рационального поведения. Кто же прав в споре о человеческой рациональности? Тот факт, что и защитник и оппонент рационального поведения разделили в 2002 году Нобелевскую премию пополам, говорит скорее о том, что правильного и определенного ответа на этот вопрос пока не существует. Какие темы охватывает современная поведенческая экономика?
На сегодняшний день выделяют три основополагающих направления:
Каким образом происходит изучение поведенческой экономики?
Как узнать больше?
Если вы заинтересовались и вам хочется узнать какие проводились исследования и к каким выводам пришли экономисты — рекомендуем заглянуть в нашу электронную библиотеку.