Что такое поворот фордевинд
Что такое поворот фордевинд
Школа яхтенного рулевого
Поворот через фордевинд
Этот поворот осуществляется по ветру и на острых и на полных (бакштаг и фордевинд) курсах.
На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала увалиться до курса чистый фордевинд, затем пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе (рис. 110).
Поворот через фордевинд
Исполненный таким образом поворот позволяет судну спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на ветре.
На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая кормой линию ветра.
Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый, либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс, периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое плавание под парусами называют «лавировкой на попутном» ветре» (или лавировкой на фордевинд).
Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд—довольно трудный по сравнению с поворотом оверштаг маневр, а в сильный ветер—даже опасный. При неуверенном управлении рулем или нечеткой работе на шкотах и бакштагах могут быть порваны паруса или поломан рангоут.
Действия рулевого и работа экипажа при повороте через фордевинд следующие:
— по команде «К повороту через фордеввнд приготовиться!» готовят и очищают шкоты и бакштаги; на бакшта-гах обязательно должны работать два человека;
— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые выбирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости. В это время сначала обтягивают и крепят бывший подветренным бакштаг, а затем отдают бакштаг, бывший наветренным. Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.
В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно сделать поворот, который у яхтсменов ГДР называется «коровий оверштаг» *. При этом повороте рулевой, выбирая гика-шкоты, приводит яхту до курса бейдевинд, делает поворот оверштаг, а потом спускается до тех пор. пока не ляжет на новый галс и курс полным ветром.
Поворот «коровий оверштаг»
При повороте через фордевинд нужно помнить о следующем:
— приведение на новом галсе с не растравленным (зажатым) гика-шкотом вызывает большой крен; яхту так бросает на ветер, что в этот момент ею почти невозможно управлять. При этом значительно теряется скорость. Швертбот в такой ситуации может опрокинуться;
— не закрепленный вовремя на новом галсе бакштаг может при достаточно сильном ветре стать причиной поломки мачты.
При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда, когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с полуслова. Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен изучить последовательно все действия при повороте по отдельно подаваемым командам.
*Шульт Иоахям. Под парусом. Пер. с нем. ФиС, 1960. стр. 179.
Что такое поворот фордевинд
Как и при повороте оверштаг, рулевой должен сначала убедиться, что окружающее пространство воды свободно. Рулевой и матрос должны также быстро реагировать и на любые другие факторы, которые могут оказать воздействие на успех маневра. Например, одна из общих ошибок при повороте фордевинд заключается в неумении удержать яхту от резкого приведения к ветру после переброски гика на другой борт. Рулевой, переложив румпель в ДП, в момент, когда гик проходит через ДП яхты, может избежать резкого приведения яхты после поворота и заставить ее идти вперед по прямой.
Рулевому следует также помнить, что если яхта накренится на подветренный борт, то поворот получит нежелательное ускорение, и, наоборот, при крене на наветренный борт она будет более устойчива на курсе.
Тренировка на берегу
Чтобы попрактиковаться на берегу в повороте фордевинд, надо установить то же оборудование и таким же образом, как и при повороте оверштаг. Движения рук аналогичные. Синхронность движения в реальной яхте зависит от положения гика. Понятие «передний» и «задний» определяют соответствующие положения частей тела ближе к носу и ближе к корме.
1. Сядьте на боковую табуретку на достаточном расстоянии от румпеля. Возьмите румпель «задней» рукой, а гика-шкот «передней». Подогните «заднюю» ногу и вытяните «переднюю».
2. Выбирайте гика-шкот так, чтобы привести гик в район транца. Зажмите гика-шкот под большим пальцем на румпеле и дайте свободному концу шкота свободно лечь около «задней» ноги.
3. Переложите румпель на себя и развернитесь так, чтобы быть лицом к корме. Пропустите свободную руку под гика-шкотом и возьмите румпель.
4. Уберите руку, сжимающую гика-шкот, с румпеля. Когда гик начнет двигаться поперек яхты, передвиньтесь к центру и поставьте румпель в ДП.
5. Сядьте на противоположный борт и медленно травите гика-шкот, чтобы восстановить управление, до тех пор, пока парус не займет нужное положение на новом курсе.
Как произвести поворот фордевинд
При обучении повороту фордевинд новички считают более легким для себя положить сначала яхту на курс полный бакштаг (под небольшим углом к ветру), так как на этом курсе меньше вероятность самопроизвольной переброски грота и неожиданного поворота. Яхта поворачивает с бакштага одного галса на противоположный.
1. Рулевой уваливает яхту под ветер, пока стаксель не перейдет на противоположный борт яхты.
2. Рулевой немного приводит яхту к ветру, пока стаксель не станет на место. Яхта идет курсом полный бакштаг. Матрос поднимает шверт.
3. Рулевой осматривает горизонт и подает команду «Приготовиться к повороту фордевинд». Матрос также внимательно смотрит вокруг, особенно со стороны подветренного борта, и отвечает «Есть».
4. Рулевой выбирает гика-шкот, пока гик не окажется в районе угла транца, и командует «Поворот фордевинд». Он перекладывает румпель на себя и поворачивается лицом к корме, подводя свободную руку под гика-шкот, чтобы взять румпель. Другой рукой он поднимает гика-шкот, в это время матрос травит стаксель-шкот и выбирает стаксель-шкот, ставший подветренным.
5. При движении гика поперек яхты рулевой перемещается в кокпит, ставит румпель в ДП и садится на другой борт. Матрос при необходимости откренивает яхту.
Что такое поворот фордевинд
Лавировка
Прямо против ветра парусное судно идти не может. Если
необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную
с наветренной стороны яхты, то применяется лавировка —
движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.
Для смены галса необходимо совершить поворот. Также
различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно
парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования
точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не
курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ
достижения подветренной цели быстрее.
Поворотов относительно ветра существует два вида:
• Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна
пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика,
проходит линию ветра, затем уваливается на другой галс,
до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с
косым парусным вооружением — бермудским, гафельным,
латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр
требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса
переносятся при проходе через линию ветра, и помогают
увалиться. В противном случае судно может «пропустить
левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.
Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так
говорят, когда несколько судов идут правым или левым галсом
одновременно.
Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер
дувший, например, в правый борт, после поворота, дул в левый.
Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним
галсом, то есть не поворачивая на другой галс.
Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом
к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть,
а «привестись к ветру».
Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением
ветра и диаметральной плоскостью (далее ДП) лодки, то
говорят, что необходимо «увалиться под ветер».
Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и
положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки
ветра к парусу. Для этого его необходимо подтягивать к ДП —
«выбирать», или же отпускать — «травить».
В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы
относительно ветра могут быть правого и левого галса.
Ранее, при курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд
правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд,
а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для
уточнения курса относительно ветра применялись выражения:
«корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть
бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг
правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°);
«Корабль идет штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг
при курсовом угле 12 румбов, или 135°).
Сейчас применяют также понятие «крутой бейдевинд», как
острейший курс относительно ветра, при котором парусное
судно может идти вперед (он колеблется от 3 до 6 румбов
33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов
и более 12 румбов, или до 135° и более 135° соответственно).
Уваливание и приведение
В принципе, парусное судно под действием ветра должно двигаться по
прямой — всё зависит от настройки яхты. Для этого центр парусности
(ЦП) должен занимать определенное положение относительно
центра бокового сопротивления (ЦБС). Это положение является
определяющим для скорости и устойчивости хода:
— если ЦП слишком смещен вперед относительно ЦБС, яхта будет
уваливаться;
— если ЦП рядом с ЦБС – яхта будет приводиться.
У каждого яхтсмена в этом вопросе есть свои пристрастия.
В зависимости от силы ветра и конструкции яхты изменение курса
может происходить как медленно, так и очень быстро. Это означает,
что при порывистом ветре яхта гоночной конструкции для сохранения
прямолинейности движения требует постоянно небольшого
подруливания. Разумеется, любое отклонение руля рассматривается
как вредное явление, поскольку оно замедляет движение, и отнюдь не
только в теории.
Приведение – это уменьшение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Уваливание – это увеличение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Повороты «оверштаг» и
«фордевинд»
Поворот оверштаг
Это основной поворот на лавировке.
Поворот оверштаг – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра НОСОМ.
Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения
яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый
галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость,
особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и
бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в
сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или
сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка
уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения
второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели
необходимую практическую выучку.
Поворот оверштаг на современных яхтах с удлиненным бермудским
вооружением от первого движения рулем до того момента, когда
судно ложится на новый галс, происходит в считанные секунды. За
это время нужно не только положить руль, но и своевременно отдать
и вновь выбрать стаксель-шкоты. Обычно во время поворота рулевой
ограничивается двумя командами.
По первой команде — «К повороту оверштаг приготовиться!» или
просто — «К повороту!», которая подается заблаговременно, экипаж
яхты или состав ходовой вахты занимает свои места. Подветренный
стаксель-шкот отдают с лебедки и берут на руки, а в сильный ветер
оставляют на лебедке. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и
увеличивает скорость.
По второй команде — «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и
приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот,
который уходит в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем
сразу же выбирают ставший подветренным стаксель-шкот.
В гонках, а особенно на гладкой воде, рекомендуется травить стаксель-
шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс,
но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока
он работает, и скорость при повороте не уменьшается.
Иногда яхта останавливается в положении левентик и получает
задний ход. Ситуация может быть достаточно опасной, при наличии
рядом других яхт и препятствий. Здесь исправить положение
можно, быстро вынеся на ветер стаксель, который и увалит яхту
на новый галс. Одновременно рулевой должен положить руль в
сторону, противоположную повороту. Поворот на заднем ходу всегда
происходит со значительной потерей высоты.
Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не
выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными
гика-шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на
новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты
выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет
судно до курса крутой бейдевинд.
Во время поворота не следует резко класть руль, особенно в слабый
ветер. Работать им надо плавно. Угол, на который перекладывают руль,
не должен превышать 30—35° для легких швертботов и 40—50°
для имеющих большую инерцию килевых яхт и тяжелых крейсерских
швертботов.
Поворот «коровий оверштаг»
Поворот через фордевинд
Этот поворот осуществляется по ветру на острых и на полных (бакштаг
и фордевинд) курсах.
Поворот фордевинд – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра КОРМОЙ
На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в
самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-
либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать
нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала
увалиться до курса чистый фордевинд, притравливая гика-шкот, затем
подобрать гика-шкоты, чтобы уменьшить расстояние перекидки гика,
пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после
чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе, потравить
гика-шкоты. Исполненный таким образом поворот позволяет судну
спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на
ветре.
На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при
перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая
кормой линию ветра.
Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый,
либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно
лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс,
периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое
плавание под парусами называют «лавировкой на попутном ветре» (или
лавировкой на фордевинд).
Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд — довольно
трудный, по сравнению с поворотом оверштаг, маневр, а в сильный
ветер — даже опасный. При неуверенном управлении рулем или
нечеткой работе на шкотах могут быть порваны паруса или поломан
рангоут.
Действия рулевого и работа экипажа при повороте через
фордевинд следующие:
— по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!»
готовят и освобождают гика- и стаксель-шкоты;
— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые
перебирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма
подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту
пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости.
Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой
галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена
от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно
выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.
В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться
сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно
сделать поворот, который у яхтсменов называется «коровий оверштаг».
При этом повороте рулевой, выбирая гика-шкоты, приводит яхту до
курса бейдевинд, делает поворот оверштаг, а потом уваливается до тех
пор, пока не ляжет на новый галс и курс с полным ветром.
При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг
недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда,
когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с
полуслова.
Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен
изучить последовательно все действия при повороте по отдельно
подаваемым командам.
Правила расхождения судов в море
Правила расхождения парусных и моторных судов
Моторное судно должно уступить дорогу парусному судно, если оба
судна находятся вне фарватера. На фарватере, моторное судно имеет
преимущество и парусное судно должно уступать ему дорогу.
Прогнозирование погоды
Хождение под парусом полностью зависит от ветра, поэтому каждый моряк
должен понимать погоду и уметь предугадывать ее изменения. Современные
электронные средства связи позволяют регулярно получать прогнозы погоды,
но эта информация часто имеет общий характер, поскольку охватывает
большие территории. Моряку же нужны подробности об изменениях погоды,
которые будут влиять на движение его яхты в течение нескольких ближайших
часов. Погода может меняться резко, а официальные метеослужбы не всегда
знают о развитии событий в конкретном районе, где свое влияние оказывают
специфические условия или особенности топографии. Например, знание
характера береговых бризов поможет шкиперу запланировать путешествие
вдоль берега так, чтобы избежать неподходящих ветров и волн, тогда условия
перехода будут наиболее благоприятными.
Мало уметь читать и понимать официальные карты погоды и прогнозы, нужно
уметь предсказывать любые возможные изменения условий, которые могут
повлиять на движение яхты в ближайшие часы.
Внешние признаки оценки силы ветра (шкала Бофорта):
12 баллов – УРАГАН
скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и
брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью
затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности.
Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные
повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.
Правило номер один:
НЕ ВЫХОДИТЬ НА ВОДУ,
НЕ УЗНАВ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
Управление яхтой в одиночку. Поворот фордевинд.
В предыдущей статье мы рассмотрели поворот оверштаг при управлении яхтой в одиночку с обучающим анимационным видеороликом. Пришло время поговорить о повороте фордевинд в одиночку. Но предварительно, некоторые особенности поворота фордевинд в яхтинге. Поворот фордевинд — это изменение полного курса яхты относительно ветра с переменой галса. В этом случае корма яхты пересекает линию направления ветра и грот резко перемещается с одного борта на другой. Поворот фордевинд — это маневр, трудный для выполнения даже в умеренные ветра. При сильном ветре поворот фордевинд может быть опасным, его следует выполнять осторожно, в противном случае можно повредить яхту или травмировать члена команды. Опасность возникает, когда грот и гик перелетают с одной стороны на другую без контроля. Поэтому гик следует придерживать при перемещении через палубу, подтягивать его, а затем медленно отпускать с другой стороны, чтобы уменьшить толчок.
Советы по выполнению поворота фордевинд.
Поворот фордевинд в яхтинге нужно делать на максимальной скорости, а не тогда, когда яхта ее только набирает (так как сильное давление ветра на паруса затрудняет переброску гика). Достаточно опасно крутить поворот в усилениях ветра, лучше дождаться относительного затишья и именно в этот момент делать поворот. Не стоит делать резких движений штурвалом, надо выполнять поворот с минимальным заложением руля.
Если ветер дует прямо в корму, слегка приведитесь, и как можно больше доберите гика-шкот, что бы набрать скорость, а заодно и снять лишнее давление с грота. Затем приступайте к повороту.
Рулевому нужно знать точное направление ветра, чтобы определить момент, когда перебросить гик с одного борта яхты на другой, и скоординировать совместные действия команды.
Как и при повороте оверштаг, шкипер должен сначала убедиться, что окружающее пространство воды свободно. Рулевому необходимо быстро реагировать на любые факторы, которые могут оказать воздействие на успех маневра. Одной из общих ошибок в яхтинге при повороте фордевинд заключается в неумении удержать яхту от резкого приведения к ветру после переброски гика на другой борт.
Помните, что при любом маневре яхта не должна терять скорости!
Подготовка к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку.
Ниже размещен ролик выполнения в яхтинге поворота фордевинд при управлении яхтой в одиночку и краткое описание последовательности действий.
Итак приступим к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку. Предположим у нас бакштаг левого галса. Как всегда в яхтинге, перед поворотом нужно предварительно подготовиться. Правильная подготовка – залог будущего успешного выполнения маневра. Разберите все шкоты. Переберите их. Они должны свободно растравливаться. Приготовьте свободный стаксель-шкот по левому борту. Заведите его на лебёдку в один или два оборота, но не закрепляйте в стопоре. Помним, что шкот необходимо завести в правильную сторону. Будьте внимательны.
Убедитесь, что ручка лебедки находится на месте и очистите предстоящее «поле боя» (в нашем случае кокпит) от ненужных во время поворота вещей. Желательно, если это возможно, наметить ориентир (где-нибудь на берегу) нового курса. Он поможет не потеряться в пространстве после поворота фордевинд. В общем подготовка такая же как и при повороте оверштаг. Дополнительно необходимо только завести гика-шкот на лебедку, закрепить в стопоре и открыть канатный фиксатор(«пианино»). Не забудьте открыть фиксатор полностью. В горячке поворота, если заклинит гика-шкот, можно запутаться в причинах и потерять драгоценное время.
Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку.
Ну что ж приступаем к повороту фордевинд при управлении парусной яхтой в одиночку. Еще раз в голове прокручиваем последовательность предстоящих действий. Вспоминаем о «коровьем оверштаге». И если не передумали, командуем себе: поворот!
Не мешкая, заведите шкот на стопор лебедки и возвращайтесь к штурвалу. Помните, яхта в этот момент быстро приводится, и если намечали ориентир нового курса, скорее всего увидите, что вы его уже пересекли. Ничего страшного, успели вовремя. Положите лодку на нужный курс и зафиксируйте руль в этом положении.
Затем возвращайтесь к парусам. Растравите гика-шкот до принятия гротом необходимого положения и если нужно набейте ручкой стаксель для балансировки парусов яхты на новом галсе. Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку закончен. Правильно, по окончании перебрать разбросанные в процессе маневра веревки и сбухтовать их.
Все. Берите управление лодкой и наслаждайтесь яхтингом на новом курсе. Как видите ничего сложного. Главное не суетится и делать последовательно необходимые шаги.
Но опять напоминаю о «коровьем оверштаге». Он приводит к тем же результатам, а нервы бережет. А это, согласитесь, в яхтинге важно, особенно когда совершаете управление парусной яхтой в одиночку.